Психологический практикум «Эффективное общение и взаимодействие педагогов ДОО с родителями дошкольников»
план-конспект занятия на тему
Практикум предназначен для вывления основным проблем в сфере общения педагогов и родителей и выработки оптимальной стратегии взаимодействия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
effektivnoe_obshchenie_pedagogov_i_roditeley.docx | 15.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологический практикум
«Эффективное общение и взаимодействие педагогов ДОО с родителями дошкольников»
Обучение педагогов навыкам гибкого и доброжелательного отношения в общении с родителями
Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности.
Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка! Улыбка ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Она создает счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит паролем для друзей.
Имя человека — это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя и отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрасьте!», а: «Здравствуйте, Анна Ивановна!»
Во время конфликтов, желая снять их остроту, люди подсознательно начинают чаще использовать имя своего собеседника (прийти к согласию можно значительно быстрее). Потому что часто нам нужно не столько настоять на своем, сколько увидеть, что люди к нам прислушиваются, услышать при этом свое имя.
В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого, — его ребенка.
1. Упражнение «Живая шляпа»
Пока звучит музыка, участники передают шляпу по кругу. Когда музыка останавливается, тот, у кого она осталась, надевает ее на себя и говорит комплимент стоящему а круге, называя его по имени и отчеству. Это может быть поверхностный комплимент, касающийся одежды, украшений, внешности, также можно сказать что-либо положительное о «ребенке». Тот «родитель», которому адресован комплимент должен принять его, сказав: «Спасибо, мне очень приятно! Да, мне это в себе тоже очень нравится!»
Обсуждение упражнения
— Какие трудности возникли у вас при выполнении задания?
— Удалось ли вам сказать комплимент, обращаясь именно к родителю, а не к коллеге по работе?
Педагог-психолог подводит итог: самым лучшим комплиментом для родителей служат добрые слова об их ребенке. Кроме того, умение педагогов отметить хорошее качество в каждом ребенке свидетельствует о его компетентности в глазах родителей.
Обучение педагогов практическим приемам и упражнениям по преодолению барьеров в общении с «трудными» родителями
Общение — это деятельность и, как любая деятельность, поддается анализу, который проходит свернуто — в диалоге с самим с собой. Что я чувствую? Меня понимают или не понимают? Часто именно это является основой всех наших споров и непонимания. Как этого избежать? Конечно, нужно научиться слышать (а не слушать!) друг друга. Умение слышать собеседника требуется любому человеку, желающему быть успешным в сфере общения.
2. Упражнение «Испорченный телефон»
Участники выходят за дверь и по приглашению ведущего входят в комнату по одному. Каждому входящему дается инструкция: «Представьте себе, что вы получили письмо, информацию к размышлению, телефонограмму, содержание которых должны передать следующему участнику группы, Текст вам сейчас зачитают, его можно не передавать дословно, главное — как можно точнее выразить содержание». Затем зачитывается текст первому участнику группы, который должен передавать его следующему вошедшему, тот — следующему и т д.
Текст: «Дорогой Джо! Мы живем здесь вот уже две недели, погода в общем хорошая. Морской воздух действует неплохо, но печень моя пошаливает, и я с удовольствием вернусь в Лондон. О Джун ничего хорошего сказать не могу, здоровье и состояние духа у нее скверные, и я не знаю, чем все это кончится».
-Обсуждение упражнения
— Почему последний участник получил текст с искажением?
— Какую игру это напоминает? («Испорченный телефон».)
— Что помешало правильно передать информацию? Что помогло?
Динамичность упражнения, его отчетливые «прозрачные» результаты обладают большим мотивирующим эффектом, увеличивают включение участников в групповой процесс.
Интонация
А.С. Макаренко отмечал, что он стал считать себя мастером, когда научился говорить фразу “Иди сюда” с 16 различными интонациями голоса: восклицательным, вопросительным, удивленным, ошеломленным, ироническим, сатирическим, любовным, безразличным, саркастическим, патетическим, униженным, насмешливым, жестоким, командирским, пренебрежительным, просительным, презирающим, снисходительным и т.п.
3. Упражнение на умение интонировать
Произнести следующие фразы (“Мне не безразличны успехи вашего ребенка”; “Мне хотелось бы большей откровенности в нашем разговоре”) с оттенками иронии, упрека, вызова, безразличия, требовательности, доброжелательности. По ходу произношения воспитатели могут сообщить, какой тон поможет им достичь цели.
4. Упражнение «Общение с родителями — это...»
Группа делится на две команды, и в течение 10—15 минут каждая выполняет задание: первая команда перечисляет критерии эффективного общения с родителями, используя первые буквы первого слова словосочетания «общение с родителем». Например: «о» — обаяние педагога, «б» — безусловное принятие родителя таким, как он есть и т п. Вторая подгруппа перечисляет критерии, используя первые буквы второго слова — «родителем».
Затем команды по очереди зачитывают составленные ими списки критериев, остальные участники могут по желанию дополнять предложенный перечень.
Обаяние педагога
Безусловное принятие родителя
Щедрость на похвалу ребенка
Естественность в поведении
Непринужденность
Искренняя улыбка
Ежедневный труд
Сила воли
Радушная встреча
Отзывчивость
Доброжелательная интонация
Интерес к проблемам
Толерантность
Единый стиль отношений с родителями
Легкость
Единогласное решение проблем
Молчаливое слушание
5. Подведение итогов
Педагоги пишут на сердечках качества, необходимые для эффективного общения с родителями, и дарят их друг другу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум с элементами тренинга "Эффективное общение и взаимодействие педагогов ДОУ с родителями дошкольников "
Данный семинар-практикум будет полезен воспитателям в работе с родителями своих воспитанников. Материал содержит информацию о том, что такое активное слушание, о важный средствах обще...
Семинар-практикум «Эффективное общение и взаимодействие педагогов ДОУ с родителями дошкольников»
Знакомство участников друг с другом, создание в группе позитивной атмосферы....
Семинар – практикум «Эффективное общение и взаимодействие педагогов ДОУ с родителями»
Построение воспитательно-образовательного процесса в соответствии с ФГОС предполагает изменение практически всей системы деятельности педагога ДОУ, пересмотр его взглядов на структуру коммуникации с р...
Семинар-практикум для педагогов «Эффективное общение и взаимодействие педагогов ДОУ с родителями дошкольников»
1. Знакомство участников друг с другом, создание в группе позитивной атмосферы. Я очень рада всех вас приветствовать и надеюсь, что мы отлично пообщаемся, потому что сегодня мы будем тренировать ...
Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Эффективное общение и взаимодействие педагогов ДОУ с родителями дошкольников»
Данный семинар проходил для педагогов ДОУ, для улучшения взаимодействия с родителями. Здесь вы можете узнать какие методы и правила можно употребить в практической деятельности педагогов по вышеуказан...
Семинар-практикум«Эффективное общение и взаимодействие педагогов ДОУ с родителями дошкольников»
Построение воспитательно-образовательного процес¬са в соответствии с ФГОС предполагает изменение практически всей системы деятельности педагога ДОО, пересмотр его взглядов, а структуру коммуникаци...
Семинар-практикум с элементами тренинга "Эффективное общение и взаимодействие педагогов ДОУ с родителями дошкольников "
Данный семинар-практикум будет полезен воспитателям в работе с родителями своих воспитанников. Материал содержит информацию о том, что такое активное слушание, о важный средствах обще...