Особенности организации игры детей в различных условиях
статья по психологии

Тарануха Ольга Сергеевна

Особенности организации игры детей в различных условиях

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности организации игры детей в различных условиях.

Предпосылкой развития игры является предметная деятельность ребенка, в процессе которой он осваивает различные действия с предметами, знакомится с их основными свойствами. Советская педагогика рассматривает игру как своеобразное отображение окружающей ребенка действительности. Детские игры и все другие виды деятельности являются основным средством умственного и нравственного воспитания. Прежде всего, игра всегда сопровождается эмоционально-положительным состоянием — она радует ребенка, доставляет ему удовольствие. В игре создаются большие возможности для воспитания положительных нравственных качеств личности ребенка. В совместной игре дети приучаются считаться с интересами товарищей, приобретают умение совместно действовать. Самостоятельная деятельность развивает инициативу, творчество и другие качества.

Развитие игры и всех других видов самостоятельной деятельности является одной из основных задач воспитания детей раннего возраста. Характер и содержание деятельности детей являются объективными показателями умственного развития. Воспитательница и родители должны быть заинтересованы не только в том, чтобы ребенок был всегда занят и что-то делал, но чтобы в игре закреплялись положительные навыки, чтобы игра постепенно усложнялась и тем самым способствовала умственному и нравственному воспитанию. 

Многочисленные наблюдения и исследования показывают, что игра не возникает сама по себе, без участия тех, кто уже умеет играть - взрослых или старших детей. Маленького ребёнка нужно научить играть. Обучение игре осуществляется в процессе совместной игры со взрослым, который передаёт ребёнку способ замещения одних предметов другими. Игра малышей требует непременного участия взрослого, который не только передаёт им необходимые способы игровых действий, но и "заражает" их интересом к деятельности, стимулирует и поддерживает их активность.

Развитие деятельности детей происходит под влиянием:

1) непосредственных воздействий взрослых, т. е. воспитания и обучения;

2) впечатлений, получаемых ребенком из окружающей среды, от окружающих взрослых и детей;

3) характера пособий и игрушек, находящихся в пользовании ребенка;

 4) самостоятельной деятельности ребенка.

 Значение всех этих факторов в разные возрастные периоды неодинаково.

Игрушки в период раннего детства сами по себе не могут обеспечить разнообразие и усложнение деятельности ребенка. Без соответствующих показов и обучения игрушки в этом возрасте могут натолкнуть детей на очень незначительные элементарные действия, например шар покатать, погремушкой постучать, вынуть шарик из коробки и т. п. Дети 2—3 лет даже при достаточном количестве игрушек и впечатлений будут долгое время играть примитивно, однообразно, если воспитательница не натолкнет, а иногда и прямо не подскажет им возможное усложнение или новый характер действий.

Применяя различные формы — показ, совместную игру, специально организованные игры-занятия, совместное наблюдение, рассказ и др., взрослые должны направлять игру детей, учить играть, в то же время не подавлять личные интересы ребенка, его инициативы и творчества. Без правильного руководства и обучения невозможен переход игры на качественно новый этап.

С развитием у детей способности подражать действиям, понимать речь и говорить, а также в результате овладения в процессе обучения различными действиями уже и сами предметы, и действия окружающих детей и взрослых начинают оказывать постепенно возрастающее влияние на содержание и характер действий ребенка. Например, на 3-м году видя среди игрушек подходящие предметы, он будет и без непосредственных указаний взрослого варить суп кукле, гладить для нее белье и т. д. Общение детей раннего возраста на прогулке, во время игры, привлечение старших детей к помощи маленьким, наблюдение маленьких за игрой старших — все это, при правильном руководстве воспитательницы, обогащает развитие детей и способствует формированию у них положительного социального поведения.

Для обеспечения полноценной самостоятельной разнообразной деятельности детей необходимо:

1. Хорошее самочувствие во время бодрствования, обеспечиваемое правильно составленным и четко проводимым режимом.

2.Создание благоприятных (разных для различных возрастных периодов) условий для самостоятельной деятельности детей:

а) достаточное время для игры. Каждый ребенок должен иметь возможность играть все то время, которое свободно у него от кормления, сна, одевания и занятий;

б) достаточная площадь для движений и специальное оборудование, соответствующее возрастным особенностям детей;

в) постоянное наличие набора разнообразных игрушек и пособий для детей разного возраста, обеспечивающих различные виды деятельности (для движений, сюжетной игры и др.).

3.Возможность видеть и наблюдать различные предметы на улице, домашних животных, явления природы, разнообразные трудовые действия взрослых и др.

4.Правильная смена деятельности, так как от однообразных действий дети раннего возраста быстро утомляются. После подвижной игры следует предложить детям посмотреть, сидя за столом, картинки; самостоятельная деятельность должна сменяться занятием, занятие — прогулкой и т. д. На прогулке подвижные детские игры также сменяются, например, спокойным наблюдением за окружающим.

5. Частое общение взрослого с детьми и правильное руководство самостоятельной деятельностью детей, а также проведение специальных обучающих игр и занятий.

Это является одним из основных условий развития игры и всех других видов деятельности детей в раннем возрасте.

Организуя самостоятельную деятельность детей, нужно:

1) поддерживать преимущественно эмоционально-положительное настроение всех детей;

2) обеспечивать активность всех детей, усложнять характер и содержание деятельности, обучать детей разнообразным действиям;

3) способствовать их всестороннему развитию;

4) формировать положительные взаимоотношения с детьми и взрослыми;

5) воспитывать организованность, культурное поведение и другие возможные в этом возрасте нравственные качества детей, а также способствовать их эстетическому развитию;

6) развивать самостоятельность, инициативу и любознательность ребенка.

На разных возрастных этапах применяются различные постепенно усложняющиеся приемы руководства.

Особую роль Н.М. Аксарина уделяла воспитательнице. Играть ребенок должен самостоятельно тем, чем в данный момент хочет. Однако без обучающего руководства взрослого игра ребенка может долго оставаться примитивной и недлительной. Руководство игрой в начале 2-го года жизни заключается в обучении детей разнообразным действиям с игрушками: 1) путем показа, сопровождаемого словами: «вот, посмотри, положим Катю в кроватку, закроем ее одеялом, пусть Катя спит, бай-бай»; 2) в виде прямых указаний к действию: «покорми собачку, покачай куклу». На втором полугодии наряду с прямым подсказом нужно все больше применять: 3) словесную инструкцию, которая не дает готового рецепта, а вызывает у ребенка воспоминание о знакомом действии ил подсказывает ему воспроизведение, например, «посмотри, твоя Катя хочет спать». Хорошим способом усложнения детской игры являются 4) специальные игры-инсценировки. При помощи игрушек (кукол, игрушечных животных) мать или воспитательница показывает детям первого полугодия различные действия сначала с каким-либо одним предметом, потом однородные действия с различными предметами, что способствует развитию обобщения (кормит куклу и собачку, и кошку), затем несколько последовательных, связанных между собой действий с одним и тем же предметом (например, куклу раздевают, кладут спать). Во втором полугодии содержание показа усложняется, инсценируется какой-либо сюжет. Содержание показов должно быть более сложным, чем действия детей в самостоятельной игре, и взято из реальной жизни, близкой детям. Основной задачей при проведении данных показов является уточнение представлений детей, развитие способности внимательно следить за действиями воспитателя, слушать его объяснения, показать детям возможность разнообразия действий с предметами. Очень важно, чтобы у детей в самостоятельной игре закреплялись и совершенствовались умения, которые они получили на занятиях со взрослым. Нужно осторожно, но активно побуждать их к этому. Следует давать им в самостоятельное пользование предметы, аналогичные тем, с которыми действовала воспитательница при проведении показа. Непосредственно после показа у детей легче возникает подражание тому, что они только что видели.

Надо стараться развивать большую устойчивость деятельности детей. Участие взрослого может удлинить игру ребенка, поддержать его интерес, научить новому способу использования той или другой игрушки, обратить внимание на незамеченное свойство предмета. Учитывая большое значение ориентировочной деятельности, необходимо, прежде всего, поддерживать возникший у ребенка интерес к чему-либо, стараться объяснить, подчеркнуть основной признак предмета, обязательно отвечать на вопросы ребенка. Кроме того, взрослые должны сами направлять внимание ребенка на окружающие явления, доступные его пониманию, устанавливать связь явлений. Многие пособия надо давать детям лишь после того, как они на занятиях научатся правильно их использовать. Первичные элементарные навыки игры со строительным материалом дети приобретают к 1 году 2—3 месяцам, заниматься картинками начинают к 1 году 4—5 мес. Давая эти пособия в самостоятельное пользование, необходимо очень внимательно следить за детьми, обучать целесообразной, разнообразной деятельности с данными пособиями.

Для того чтобы вызвать у детей оживление, смех, порадовать их, нужно проводить игры-развлечения, показывать заводные игрушки, солнечный зайчик на стене, играть с ними в прятки, догонялки, игры-шутки («коза рогатая», «по гладкой дорожке... в яму бух»). Такие игры-забавы надо проводить индивидуально и ежедневно с тем или другим ребенком или объединяя детей в небольшие группы.

В самостоятельном пользовании детей старше 3 лет, всегда должен быть разнообразный набор игрушек и пособий для всех видов деятельности: 1) для развития движений — тележки, обручи, мячи, вожжи, велосипеды;

2) для мелких движений и сенсорного развития — пирамиды (8—10 колец), разнообразные игрушки, матрешки, волчки, вкладки;

3) развития речи — картинки, книги, набор игрушечных животных, птиц;

4) для сюжетной игры — куклы с различными принадлежностями, предметы ряжения;

5) для конструктивной деятельности — различной величины и формы строительный материал, деревянный конструктор;

6) для изобразительной деятельности — доска, мел.

Игрушки следует размещать в разных местах комнаты, чтобы дети не мешали друг другу. Для развития игры и в этом возрасте необходимо систематически обучающее руководство воспитателя. Учитывая уровень развития речи, руководить самостоятельной игрой ребенка на 3-м году надо в основном уже не прямым показом, а при помощи речи. Воспитатель осуществляет руководство различными способами, при этом преследует разные цели:

1) путем словесных указаний и показа обучает действиям с предметами, показывает, как можно использовать ту или иную новую игрушку, что можно сделать с различными предметами. При этом подчеркивает и обращает внимание ребенка на основные свойства этих предметов, обучает более целесообразным действиям с ними, следит, чтобы ребенок доводил начатое дело до конца;

2) непосредственно направляет и усложняет игру, начатую самим ребенком. На данном этапе развития следует различными приемами побуждать самого ребенка усложнять свои действия, внести новое содержание в игру, напомнить ребенку о каком-либо ранее виденном событии. В зависимости от уровня развития ребенка эти приемы различны. Например, видя, что ребенок посадил куклу и начинает ее кормить, можно спросить: «А она руки вымыла?», т. е. натолкнуть ребенка на некоторое усложнение его игры. Более сложным будет такой прием: видя, что ребенок в течение некоторого времени возит в машине куклу, спросить: «Куда ты ее везешь?».

Все указанные приемы не диктуют ребенку определенного действия, не дают готового рецепта, а только ставят перед ним различные задачи, которые он должен сам решить, и способствуют развитию инициативы, творчества в игре.

Развивая у детей воображение, следует широко использовать различные предметы для замены ими некоторых реальных предметов, например, палочку вместо термометра, небольшой кирпичик вместо мыла, шарик вместо яблока. В этих же целях следует приписывать куклам воображаемые состояния, свойства и давать различные имена: «ей, наверно, холодно», «она заболела», «ее зовут Зоя, она добрая девочка» и др.

В детском учреждении нужно создать благоприятные условия для индивидуальной игры ребенка и в то же время постепенно способствовать совместным играм детей и учить дружно играть, для чего взрослый вначале сам распределяет между ними роли в игре: «Олечка, ты будешь строить дом, а Коля будет возить тебе на машине кирпичики, а когда Коля устанет, ты будешь возить кирпичи». Воспитатель подсказывает, как можно играть вместе, не мешая друг другу;

3) организует специальные групповые игры. Такие игры служат образцом для усложнения самостоятельных игр детей. Кроме того, они подводят ребенка к сознанию возможности изображать кого-то, как бы перевоплощаться, т. е. способствуют возникновению ролевой игры. Если с детьми проводят различные игры, где они по заданию воспитателя выполняют определенную роль, если воспитательница сама определяет смысл действий (говорит: «ты стрижешь Кате волосы, значит, ты парикмахер», или, видя, что ребенок измеряет кукле температуру, предлагает ему надеть халат, «как доктору»), то постепенно дети сами начинают изображать кого-то. В возникновении ролевой игры большое значение имеет развитие речи и понятий. Наличие ролевой игры является показателем новой ступени в умственном развитии ребенка.

Занятия и организованные игры. Для того чтобы обеспечить всестороннее развитие детей, в план воспитательной работы на неделю включают следующие виды занятий и организованных игр.
В утренний отрезок бодрствования проводят одно занятие примерно через 15 мин после завтрака и организованную игру — в середине прогулки. В круглосуточных группах и в доме ребенка в вечерний отрезок бодрствования также проводят 2 занятия, одно из них на прогулке; в дневных группах — одно. Если по условиям погоды дети не гуляют, то в этот отрезок времени они занимаются в комнате.

Тезисы:

  1. Н.М. Аксарина внесла значительный вклад в изучение педагогики детской игры.
  2. Развитие игры и всех других видов самостоятельной деятельности является одной из основных задач воспитания детей раннего возраста.
  3. Маленького ребёнка нужно научить играть. Обучение игре осуществляется в процессе совместной игры со взрослым, который передаёт ребёнку способ замещения одних предметов другими.
  4. Развитие деятельности детей происходит под влиянием различных факторов. Значение всех этих факторов в разные возрастные периоды неодинаково.
  5. Без правильного руководства и обучения невозможен переход игры на качественно новый этап.
  6. На разных возрастных этапах применяются различные постепенно усложняющиеся приемы руководства.
  7. В самостоятельном пользовании детей старше 3 лет, всегда должен быть разнообразный набор игрушек и пособий для всех видов деятельности.
  8. В детском учреждении нужно создать благоприятные условия для индивидуальной игры ребенка и в то же время постепенно способствовать совместным играм детей и учить дружно играть.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации предметно-развивающей среды как условие для возникновения речи.

Речь — одна из линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгл...

«Особенности организации работы с родителями в условиях ФГОС ДО»

Организация работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДО...

Особенности организации воспитательного образовательного процесса в условиях двуязычия.

Двуязычные дети, как показывают исследования, по развитию опережают своих сверстников. Они более любознательны, у них лучше развиты внимание и память....

Особенности организации воспитательно - образовательного процесса в условиях двухъязычия.

Научиться говорить на другом языке означает не только выучить слова и фразы, но и воспитывать в себе толерантное отношение к другой культуре....

«Особенности организации планирования в ДОУ в условиях индивидуализации»

В статье рассматриваются вопросы планирования воспитателями образовательной деятельности в контексте инивидуализации...

Консультация "Особенности организации непосредственно образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО"

Консультация "Особенности организации непосредственно образовательной деятельности"...

«Особенности организации обучения детей дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования»

Особенностью инклюзивного образования является тот факт, что детям инклюзивной группы доступны одинаковые условия для того, чтобы они могли гармонично, на равных с остальными детьми правах, вкл...