Образовательная программа "Мир детства"
рабочая программа по психологии (средняя группа)
Актуальность настоящей разработанной программы и ее внедрение в образовательный процесс вызвана необходимостью комплексной тренировки психофизиологических и интеллектуальных функций и формированию важнейших предпосылок к развитию личности, к учебной деятельности дошкольника, а также потребностью предупреждения эмоциональных расстройств, сохранение психического здоровья, вырабатыванию положи- тельных черт характера, овладению понятиями основных эмоций. Соблюдение принципа интерактивности необходимо с точки зрения современного подхода к обучению ребёнка любого возраста. Только в самостоятельной деятельности формируются полноценные знания, умения и навыки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnaya_programma_po_sensornoy_komnate_2.docx | 58.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с современными требованиями основных нормативных документов: - Закон РФ «Об образовании»; - «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении» (утверждено Постановлением правительства РФ от 12.09. 2008г. № 666,п. 22). - «Санитарно – эпидемиологичские требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях». (Постановление утверждено Главным санитарным врачом РФ от 20.12.2010 г. №164 с изменениями № 1-к 2.4.1. 2660 – 10); - «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 24.11. 2009 г. № 655). Программа — модель организации образовательного процесса в сенсорной комнате ориентирована на развитие личности ребёнка, интеллект которого соответствует возрасту, однако есть незначительные отклонения в эмоциональной, познавательной сфере и требуется психологическое оздоровление в условиях сенсорной комнаты. Игровое и релаксационное оборудование сенсорной комнаты активизирует и развивает мышление, речь ребёнка путём стимуляции его органов чувств, мелкую моторику, двигательную активность, благоприятно влияет на психическое и физическое здоровье как основу психоэмоциональной реабилитации детей, формирования саморегуляции поведения.
Актуальность настоящей разработанной программы и ее внедрение в образовательный процесс вызвана необходимостью комплексной тренировки психофизиологических и интеллектуальных функций и формированию важнейших предпосылок к развитию личности, к учебной деятельности дошкольника, а также потребностью предупреждения эмоциональных расстройств, сохранение психического здоровья, вырабатыванию положи- тельных черт характера, овладению понятиями основных эмоций. Соблюдение принципа интерактивности необходимо с точки зрения современного подхода к обучению ребёнка любого возраста. Только в самостоятельной деятельности формируются полноценные знания, умения и навыки.
Цель: укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечение эмоционального благополучия.
Задачи:
Формирование у детей эмоциональной децентрации, т.е. способности ребенка-дошкольника воспринимать и учитывать в своем поведении состояния, желания и интересы других людей.
Профилактика неврозов и невротических реакций, нарушения поведения.
Развитие умения укреплять и поддерживать позитивные чувства, снимать утомление, предупреждать негативные эмоции.
Создание возможностей для самовыражения, формирование у детей умений и навыков практического овладения выразительными движениями – средствами человеческого общения: мимикой, жестами, пантомимикой.
Повышение родительской компетентности в понимании внутренних переживаний и потребностей ребенка.
Ожидаемые результаты:
профилактика неврозов и невротических реакций, нарушений поведения;
коррекция эмоционального самочувствия, снятии эмоциональной напряженности, смягчении последствий психологических травм, снижении индекса агрессивности и деструктивных форм поведения, в том числе негативизма, невротического избегания, тревожности, депрессивности, беспокойства, расторможенности;
развитие творческого потенциала личности, создании позитивного настроя, усилении конструктивности поведения, способности выразить словами и осознать основания собственных действий, мыслей, чувств, развитии продуктивности и контактности во взаимоотношениях с людьми, в возможности осуществить саморуководство и саморегуляцию, стать целостной личностью: физически и психологически здоровым.
Адресат: дети дошкольного возраста от 4 до 7 лет
Содержание программы
профилактическая и развивающая работа с младшими дошкольниками;
просветительская работа с родителями.
Организационное обеспечение
Организационное обеспечение сенсорной комнаты предполагает подготовку ее оборудования. Оборудование сенсорной комнаты можно разделить на два функциональных блока:
Релаксационный – в него входят мягкие покрытия, пуфики и подушечки, сухой бассейн с шариками, приборы, создающие рассеянный свет, установка для ароматерапии и библиотека релаксационной музыки.
Ребенок или взрослый, лежа в бассейне или на мягких формах, может принять комфортную позу и расслабиться. Медленно проплывающий рассеянный свет, приятный запах в сочетании с успокаивающей музыкой создают атмосферу безопасности и спокойствия. При необходимости, дополнительно, в такой обстановке можно проводить психотерапевтическую работу со взрослым и ребенком.
Активационный – в него входит все оборудование со светооптическими и звуковыми эффектами, сенсорные панели для рук и ног, массажные мячики, мобайлы (подвешенные подвижные конструкции, игрушки) и т.д. Дополнительно в него можно включить сухой бассейн.
Организация пространства
Для занятий релаксационными упражнениями необходимо мягкое покрытие пола: это важно для освоения так называемой «детской территории».
Учитывая специфику задач сенсорной комнаты, она должна территориально включать несколько зон, каждая из которых имеет специфическое назначение и соответствующее оснащение:
Мягкая среда - обеспечивает уют, комфорт и безопасность. Главной целью ее использования является создание условий для релаксации и спокойного состояния. Поэтому, все изделия мягкой обстановки решены в спокойных тонах.
Мат напольный– нужен для создания мягкой поверхности, на которой ребенок или взрослый может лежать, сидеть или двигаться. В соответствии с размерами помещения или «мягкой зоны» определяется количество матов. Маты между собой соединяются при помощи липучек со стороны пола.
Мат настенный– крепится на стенки для того, чтобы максимально обезопасить человека, пребывающего в сенсорной комнате, от ударов и соприкосновения с твердыми и холодными поверхностями. Кроме того, его использование способствует созданию уюта и комфорта, выполняя роль «ковра» на стене.
Пуфик-кресло с гранулами (Сплодж) – это сидение, которое служит идеальной опорой для сидящего или лежащего человека, принимая форму тела. Сидя на пуфике можно расслабиться, слегка откинувшись назад, и наблюдать за происходящим вокруг. Можно лечь на живот, подмяв пуфик под себя, обнять его и расслабить мышцы спины. Поверхность способствует тактильной стимуляции соприкасающихся с ним частей тела. Гранулы, наполняющие пуфик, оказывают мягкое приятное воздействие, способствуя лучшему расслаблению за счет легкого точечного массажа.
Детская подушечка с гранулами – подушечка, наполненная полистирольными гранулами, легко может менять форму, ее приятно мять в руках и занятие с ней может надолго привлечь внимание. Использование подушечек в сенсорной комнате поможет принять ребенку любое удобное положение.
Сухой бассейн – это бассейн прямоугольной (или округлой) формы с мягкими стенками, наполненный пластмассовыми шариками. Может использоваться как для релаксации, так и для активных игр. Лежа в бассейне, можно принять комфортную позу и расслабиться. При этом постоянный контакт всей поверхности тела с шариками, наполняющими его, дает возможность лучше чувствовать свое тело и создает мягкий массажный эффект, обеспечивающий глубокую мышечную релаксацию. Тело в бассейне все время имеет безопасную опору, что особенно важно для детей с двигательными нарушениями. В бассейне можно перемещаться или менять позу, не опасаясь упасть, стукнуться. Передвижение в подвижных шариках создает прекрасные условия для развития координации движения в пространстве. Игры в бассейне эмоционально окрашены. Играя, можно растратить энергию, а затем – откинуться и расслабиться.
Детское зеркальное панно – безопасное зеркало из полимерного материала для создания оптического эффекта расширения пространства и усиления воздействия световых установок.
Мягкую среду можно дополнить одеялами, безопасными игрушками и предметами.
Зрительная и звуковая среда – спокойная музыка и медленно меняющиеся расплывчатые световые эффекты действуют на человека успокаивающе и расслабляюще. Яркие светооптические и звуковые эффекты привлекают и поддерживают внимание, используются для зрительной и слуховой стимуляции, стимуляции двигательной активности и исследовательского интереса.
Музыкальный цент с набором кассет или CD дисков – музыка является неотъемлемой частью сенсорной комнаты. Положительные эмоциональные переживания во время звучания приятных слуху музыкальных произведений или звуков природы усиливают внимание, тонизируют центральную нервную систему. Спокойная музыка увеличивает интеллектуальную работу мозга человека и активизирует иммунную систему организма. Переходы от спокойной музыки к тонизирующей способствуют регуляции процессов возбуждения и торможения. Сочетание музыки и звуков природы идеально для релаксации. Поэтому в сенсорной комнате целесообразно использовать специальные записи, в которых музыка переплетена с шумом воды, ветра, пением птиц и т.п..
Звездная сетка с контроллером – сеть, в которую вплетены лампочки. Она подвешивается к потолку горизонтально (как «Звездное небо») или вертикально (как разделительная штора). При помощи контроллера можно задавать режимы: от плавно мерцающего «неба» до бегущих огней. Прекрасное средство для коррекции психоэмоционального состояния и тренировки двигательного анализатора.
Организация занятий в сенсорной комнате
Формы работы в сенсорной комнате могут быть различными.
Это зависит от индивидуальности ребенка. Занятия должны проводиться подгруппами по 2-4 человека или индивидуально. Фронтальные занятия исключаются.
После посещения сенсорной комнаты ребенок должен ощущать покой и отдых, даже если занятия были направлены на развитие определенных когнитивных процессов, тем более если была поставлена четко определенная цель: нормализация психоэмоционального состояния.
Занятия должны проводиться в форме игры. Здесь важно задействовать эмоциональный фактор, который обеспечит большую продуктивность за минимальное время. Учеными установлено, что состояние релаксации наступает через 10-20 минут пребывания в сенсорной комнате, а это значит, что появляется реальная возможность сократить время на восстановление сил и работоспособности.
Игры для детей дошкольного возраста – это приимущественно игры без победителей, которые просто приносят радость, доставляют удовольствие, увлекательные, но и в то же время тренирующие социальные способности и, поэтому, требующие от детей определенных усилий, проявления умения, которые потребуются им для повседневного преодоления жизненных трудностей. Длительность игр зависит от индивидуальных особенностей.
При работе с людьми, имеющими неврологические нарушения, необходимо учитывать специальные рекомендации невропатолога. Так, например, при судорожной готовности и эпсиндроме нельзя использовать мигающие световые приборы, чтобы избежать ухудшения состояния.
В сенсорной комнате можно проводить занятия по релаксации и с подростками и взрослыми. Чаще всего потребность в таких занятиях возникает у людей, неудовлетворенных своим состоянием, самочуствием или возникшей жизненной ситуацией. Занятия в сенсорной комнате с помощью релаксационных состояний (мышечных расслаблений) помогут вывести человека из такого состояния и вернуть ему возможность активного, практического управления ходом своей жизни. Занятия по саморегуляции проводятся под музыкально-шумовое сопровождение в затемненной комнате. Длительность занятий не должна превышать 40-45 минут.
Перспективное планирование занятий в сенсорной комнате
№ | Тема занятия | Программные задачи |
I этап 1. | Знакомство с волшебной комнатой | - развивать когнитивную сферу детей; |
2. | Помощь друзей | развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления; |
3. | Волшебный мостик | развитие внимания, умения передавать свои ощущения в словесной форме; стимуляция анализаторов подошв ног, профилактика плоскостопия. |
4. | Что еще интересного есть в сенсорной комнате?» | - формирование умения соотносить речевую форму описания предметов с графической; |
5. | Удивительный знакомый мир | – познакомить детей с интерактивной средой темной сенсорной комнаты, сформировать заинтересованность к работе с оборудованием, установить доверие между психологом и детьми. |
6. | Давайте представим… | формирование представлений о положительных и отрицательных эмоциях; |
7. | Будьте внимательны! | продолжение развития психических процессов: внимания, его устойчивости и переключаемости; умственных способностей; памяти, воображения, восприятия; |
8. | Разноцветное настроение | стимулировать и развивать умение ребенка соотносить цвет с настроением, развивать мышление и воображение. |
9 | Под дождем | стимуляция зрительных и тактильных ощущений, снятие нервно-психического и эмоционального напряжения. |
10 | Поможем ежу собраться в гости | развитие психических процессов: мышления, памяти, внимания; |
II этап 11. | Море | развитие пространственных восприятий и ощущений, воображения. |
12. | Куклы | развитие психических процессов: мышления, памяти, внимания; - формирование у детей представлений о внутреннем мире человека, о его месте в окружающем мире; - повышение уровня самооценки и уверенности в себе. |
13. | Танец рыбок | развитие психических процессов: мышления, памяти, внимания; - формировать умение расслабляться в процессе идеомоторных движений и представлений образов; |
14. | Знакомство с водой | – коррекция внимания, развитие воображения, моторики, коммуникативных навыков. |
15. | В гости к мишке | - развитие умения передавать ощущения в вербальной форме; |
16. | Веселая обезьянка | - развитие эмоциональной сферы; - преодоление состояния мышечного и эмоционального напряжения; - тренировка умения выражать свои эмоции, понимать эмоциональное состояние других людей; |
17. | Играем с котенком | - развитие памяти, внимания, активного словаря; - развитие организованности, дисциплины; - развитие двигательных способностей, быстроты реакций, координации движений; - общее укрепление организма. |
18. | В гостях у сказки | развивать речь, воображение, мышление, умение соотносить цвет с настроением. - развитие умения передавать ощущения в вербальной форме; |
19. | Праздник на морском дне | создание радостного настроения, развитие воображения. |
20. | Обезьянки | развитие психических процессов: мышления, памяти, внимания; |
21. | Клоуны | - развитие координации движений, ощущения образа тела, общей моторики, воображения. - создание бодрого настроения, - развитие мимики и пантомимики. |
22. | Отгадай настроение | развитие мимики и пантомимики, умения отражать и угадывать настроение. |
23. | Объем и цвет | расширить представления о цветах, простых геометрических формах; развить мелкую моторику, тактильные ощущения. |
24. | Веселые цвета | – развитие цветовосприятия, внимания, воображения, познавательной сферы, коммуникативных навыков. |
25. | Живые пальчики | развитие мелкой моторики, воображения, внимания; улучшение представлений об окружающем мире. |
26 | Сказочный цветок | развитие восприятия, артикуляционного аппарата, воображения. |
III этап 27. | В сказочном лесу. | развивать органы чувств и вестибулярный аппарат; |
28. | По лесным тропинкам | развитие психических процессов: мышления, памяти, внимания; |
29. | Кто живет в лесу? | развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления; - развитие координации «глаз – рука»; |
30. | В лесу у медвежонка | - развитие тактильного восприятия рецепторов стопы и рук, умения передавать свои ощущения в связной речи; |
31. | Прогулка по лесу | формирование представлений о положительных и отрицательных эмоциях; |
32. | Волшебная музыка | обогащение восприятия и воображения, создание психологического комфорта, снижение нервно-психического напряжения, активизация двигательной активности, формирование навыков саморегуляции. |
Развивающие занятия в сенсорной комнате
Занятие №1.
В сказочном лесу.
Материал: релаксационная музыка (в записи), сенсорная тропа, пузырьковая колонна, нарисованные цветы (ромашки, колокольчики), ткань шифоновая -1,5х 2 метра зеленого цвета, пиктограммы, веселая и грустная на каждого ребенка.
Ход занятия.
Ритуал начала занятия. Игра «приветствие»
Ребята наши «веселки» улыбаются нам. Они очень рады, что мы пришли к ним в гости в нашу «Волшебную комнату»
Улыбнитесь им и весело их поприветствуйте, помашите рукой и скажите «Здравствуйте»
Педагог – психолог приветствует детей, предлагает встать в круг, включает аудиозапись песенки-игры Е. Железновой «Все на ножки становитесь!».
Все на ножки становитесь
И в кружочек соберитесь (дети идут по кругу)
Вместе ручками помашем, вместе мы споем и спляшем.
Все мы Наде очень рады,
Нам похлопать Наде надо
Нас без Нади было мало, Нади
Очень не хватало (поют все вместе для каждого ребенка, называя его имя)
Педагог-психолог. Сегодня мы с вами пойдем на лесную полянку (лужайку) по волшебной тропинке
Дети идут по сенсорной тропе, на которой разложены – следы - кочки (разноцветные), отмечая, какого они цвета – красного, зеленые, желтые или синие. Общаясь с ребенком, психолог говорит: «Почувствуй ножками, какая кочка под ними. Она мягкая, ножкам приятно, а следующая кочка какая? А на этой «кочке» приятно потопать ножками, шарики под ногами перекатываются. Устали ножки? Давайте присядем на дорожке, выберем самую удобную», можно повторить упражнение (ребенок стоит на коленях на одном из элементов сенсорной тропы). Вот и дошли. Куда мы пришли? (В сказочный лес, на волшебную полянку (лужайку)). Давайте возьмем шифоновую, прозрачную ткань зеленого цвета и разложим на ней красивые лесные цветы.
Летом Е. Трутнева
Луг, совсем как ситцевый Дети бегут по кругу на носочках, руки на поясе.
Всех цветов платок – Бегут, взмахивая как крыльями.
Не поймешь, где бабочка, Приседают, поднимая и смыкая руки над головой.
Где живой цветок. Встают, разводят руки в стороны.
Лес и поле в зелени, Покачивают руками, изображая волны.
Вновь бегут по кругу на носочках.
Синяя река,
Белые, пушистые
В небе облака.
Что на поляне растет? (Цветы).
С ней дружат жучки и букашки,
И пчелка, и птичка и
Неяркий наряд у ромашки, зато золотое сердечко. (Ромашка)
Педагог-психолог предлагает присесть на полянку и рассмотреть красивые цветочки. Улыбнитесь друг другу. Представьте себе, что ромашка лежит у вас на коленях. Давайте поиграем.
Пальчиковая игра
Вот ромашка-краса (сложить ладошку в виде чашечки),
А в ромашке роса,
А из этой чашки будут пить росу букашки.
Божья коровка приползла (большой палец потирает остальные пальцы),
Водички попила.
Приполз муравей - и ты попей!
Кузнечик скок-поскок – и тебе глоток.
Майский жук прилетал (большой палец постукивает по всем пальчикам руки),
Всю водичку расплескал.
На лужайке А. Прокофьев.
На зеленой на лужайке Дети становятся лицом в круг и изображают игру на Заиграла балалайка. Балалайке.
Заиграла дудочка, Изображают игру на дудочке.
Дудочка-погудочка.
В сарафане красненьком Пляшут
Заплясала Настенька.
Дети переходят к аквалампе.
Подойдите поближе, посмотрите: какая интересная лампа! Называется она аквалампа – значит водяная лампа. А что же там плавает? Какого цвета рыбки? Шарики? (Предлагает каждому понаблюдать за шариком, рыбкой определенного цвета. Обратите внимание, как изменяется цвет воды. Какой цвет воды вам нравится больше? Приложите ладошки правой руки к стеклу . Что чувствуют ваши ладошки ? (дети говорят о своих ощущениях)
Упражнение «Разноцветные пузырьки»
Педагог-психолог, включив музыку, предлагает детям понаблюдать за пузырьками. (Для обогащения сенсорного восприятия) Свет выключен (можно оставить бра) включается пузырьковая колонна. Пузырьки меняют цвет. Дети прижимаются к колонне, ощущают нежную вибрацию, отвечают на вопросы:
Какого цвета пузырьки?
Какая труба (колонна): гладкая или шершавая?
Педагог-психолог. Возвращаемся с лесной полянки по волшебной тропе (Дети по одному проходят по цветным следочкам – кочкам). Вот мы и вернулись из леса.
Упражнение «Какое у меня сегодня настроение?»
Педагог-психолог (предложив детям подойти к столу и рассмотреть пиктограммы, веселую и грустную). Возьмите картинку (пиктограмму), которая соответствует вашему настроению. Катя, какое у тебя сейчас настроение веселое или грустное? (Веселое). Психолог помогает определиться с выбором настроения, если необходима помощь.
Прощание.
Дети становятся в круг, хлопают в ладоши, напевают под музыку:
Отдохнули, поиграли
И совсем мы не устали
Скоро мы придем опять,
Будем вместе мы играть.
Прощаются и уходят в свою группу.
Занятие №2
Кто живет в лесу?
Материал: ширма «Театрал», игрушка «Ежик», аудиозапись спокойной мелодии, елка, листья осенние, массажные мячики, мячи «Веселки».
Ритуал начала занятия. Игра «приветствие»
Ребята наши «веселки» улыбаются нам. Они очень рады, что мы пришли к ним в гости в «Волшебную комнату».
Улыбнитесь им и весело их поприветствуйте, помашите рукой и скажите «Здравствуйте»
Дети вместе с педагогом-психологом входят в сенсорную комнату, оформленную декорациями осеннего леса. Педагог-психолог предлагает детям тихо погулять…
В это время слышатся звуки леса (шум деревьев, шелест листьев, журчанье ручейка и т.д.). Дети ходят по ковру из листьев, перебирают их.
Педагог-психолог говорит о том, что в лесу живут разные звери, среди них…
Он просит догадаться детей, кого он имеет ввиду и в гости к кому они сейчас отправятся Взрослый загадывает загадки:
Лесом катится клубок, у него колючий бок.
Он охотится ночами за жуками мышами. (Еж).
Вот иголки и булавки вылезают из-под лавки,
На меня они глядят, молока они хотят. (Еж)
Лежала между елками подушечка с иголками.
Тихонечко лежала, потом вдруг убежала… (Еж)
Не елка, а колко. Не кот, а мыши боятся. (Еж)
Словно елка – весь в иголках. (Еж)
Недотрога, весь в иголках,
Я живу в норе под елкой.
Хоть открыты настежь двери,
Ко мне не ходят звери (Еж)
Шубка – иголки,
Свернутся - он колкий,
Рукой не возьмешь.
Кто это? (Еж)
Педагог-психолог просит еще раз сказать, назвать том, оком были все эти загадки.
Он приглашает их пройти к ухоронке ежа. Рассказывает о том, как еж готовится к зиме: собирает листья, веточки, мох, делая свое жилище. Оно и называется – ухоронка. Но до ухоронки ежа добраться трудно, надо идти по тропе, не сворачивая с нее. Дети оправляются по сенсорной тропе, собирая разноцветные листья, доходят до елки.
Педагог- психолог:
Маленький ежик - четверо ножек,
На спине листок несет, песенку поет:
Фуф, ты! Фуф, ты, ты! Фуф, фу!
На спине листок несу,
Самый сильный я в лесу,
Но боюсь одну лису.
У елки и находится имитация ухоронки. Дети осторожно приподнимают листья, но ежа там нет. Взрослый просит подумать детей, и сказать, где он может быть. (Варианты ответов детей). Затем предлагает детям представить, что они ежи, и изобразить их. За елкой находится и игрушка ежик, дети радуются находке, угощают его яблоком.
Упражнение «Улыбка ежика»
Педагог-психолог предлагает детям подойти к зеркалу и имитировать движения, характерные для ежа, сопровождая их звукоподражанием «пых – пых».
Педагог-психолог:
Посмотрите на ежика, он сердитый или веселый? (Ответы детей). Предлагаю сесть около ежика, сымитировать его улыбку, передать ее по кругу друг другу. А теперь давайте улыбнемся ежику.
Упражнение «Делай как ежик»
Покажите, как ежик смешно морщит носик, фыркает (дети подражая взрослому, морщась носик, прикусывают нижнюю губу, произнося звук «ф-ф-ф», сердится, пыхтит, вдруг начинает зевать (имитируют зевание). Не пора ли с ним играть?
Педагог-психолог
Раздает маленькие массажные мячики и говорит:
Ежик, ежик, не зевай!
Лучше с нами поиграй!
Бежит ежик по дорожке,
Переставляет свои ножки (катают мячики «Ежики» в ладошках),
Свернул влево, убежал – перекатить по большому пальчику левой руки,
По прямой он побежал (перекатить «ежика» по указательному пальцу руки).
Теперь средняя дорожка,
Отдохнул он здесь немножко (перекатывают «ежика» по среднему пальчику руки),
По безымянной пробежал (перекатывают «ежика» по безымянному пальцу)
И на тропиночку попал (перекатить по мизинцу).
Тут лиса его встречает, а еж иголки выставляет
Свернулся ежик наш клубком (зажимают «ежика в кулачок»)
И быстро перекатился в дом (перекатывают и зажимают в кулачок правой руки).
Саморегуляция
Игра «Прятки »
Взрослый предлагает поиграть с ежиком в прятки. Ежик отворачивается, а дети прячутся (обхватывают себя руками и замирают) Через несколько секунд ежик находит детей, Дети прыгают, хлопают в ладоши. Повторить 2 – 3 раза.
Ритуал окончания занятия. Прощание с «веселками»
Ребята, давайте улыбнемся «веселкам» и попрощаемся с ними «До свидания!» Вспоминайте наших «веселок» и улыбайтесь, как они, и тогда у вас всегда будет хорошее настроение.
Занятие №3
Прогулка по лесу
Материал: игровое тактильное полотно «Ежик», аудиозапись тревожной и спокойной музыки, зеркало, сенсорная тропа.
Ритуал начала занятия. Игра «приветствие»
Ребята наши «веселки» улыбаются нам. Они очень рады, что мы пришли к ним в гости.
Улыбнитесь им и весело их поприветствуйте, помашите рукой и скажите «Здравствуйте»
Педагог-психолог предлагает детям погулять в лесу.
Мы пойдем по волшебной тропинке. Дети идут по сенсорной тропе, на которой разложены – следы - кочки, (разноцветные), отмечая, какого они цвета – красные, зеленые, желтые или синие. Общаясь с ребенком, психолог говорит: «Почувствуй ножками, какая кочка под ними. Она мягкая, ножкам приятно, а следующая кочка какая? А на этой «кочке» приятно потопать ножками, шарики под ногами перекатываются и т.д.
Педагог-психолог загадывает загадку
Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной,
Иголок очень много,
А нитки ни одной (Еж).
Лежала под елками
Подушечка с иголками,
Лежала, лежала,
Да побежала (Еж)
Дидактическая игра «Составь картинку»
Педагог-психолог подводит детей к тактильному панно «Ежик», обращает внимание на ковролинограф и просит детей подумать и сказать, очертания какого животного напоминает форма ковра. Если дети затрудняются, то взрослый показывает 2-3 картинки животных в профиль (еж, лиса, заяц). Затем детям предлагается сконструировать панно самостоятельно: «Составь картинку - ежа» Дети рассаживаются полукругом перед ковролином, (туловище ежа) прикрепленном к стене. Взрослый выносит из-за ширмы большую коробку. В коробке – детали для конструирования ежа: голова, лапы, два объемных сапожка, объемный бант из ткани с разноцветными лентами, гусеница, божья коровка. Взрослый проводит рукой по ковролину и предлагает детям прикрепить детали: «Давайте сделаем ежа ». Каждый ребенок по просьбе педагога находит необходимую деталь, называет ее и прикрепляет. В ходе конструирования педагог обращает внимание на расположение деталей (справа, слева, внизу, вверху), на их свойства (сапожки – мягкие, шуршат, бусы – из шариков, твердые, бант - мягкий, с разноцветными лентами). Ребенок, выбирая деталь для панно, обследует ее тактильно, говоря, из чего она сделана, какая она (мягкая, твердая, шершавая и т.д.) Он предлагает пощупать каждый предмет по очереди всем детям. При этом они обмениваются впечатлениями, называют то или иное свойство или качество предмета. Иглы ежа педагог предлагает сделать их прищепок.
Дети подробно рассматривают голову, каждую часть головы, туловища, затем назвать это же ласковым словом. Психолог показывает, а дети называют существительное сначала в основной форме, а затем с уменьшительно-ласкательными суффиксами: глаза-глазки, уши – ушки, нос- носик, рот – ротик, живот- животик, спина-спинка, лапы-лапки, и п.
В конце занятия психолог фотографирует детей на фоне ежа. Эта фотография затем располагается рядом с панно «Ежик».
Упражнение «Ежи»
Педагог – психолог предлагает детям подойти к зеркалу и имитировать движения, характерные для ежа, сопровождая их звукоподражанием «Пых-пых».
Звучит тревожная музыка. Психолог просит детей, чтобы они показали, что делают ежи,
если они испуганы, боятся. Дети сворачиваются в клубочки (сгибают спину). Психолог спрашивает, что (или кто?) так напугал ежей. Дети предлагают свои варианты ответов.
Звучит спокойная мелодия. Педагог-психолог сообщает, что опасность миновала, и предлагает «ежам» развернуться, потянуться (восстановить дыхание – три раза поднять и опустить руки), потом полежать, отдохнуть на лесной полянке. Затем психолог приглашает детей подойти к ковролинографу – основе для панно «Ежик», еще раз рассмотреть «иголки» - прищепки
Педагог-психолог, читает им стихотворение.
Что ж ты еж такой колючий?
Это я на всякий случай:
Знаешь, кто мои соседи?
Лисы, волки и медведи!
Б.Заходер
Или короткий рассказ.
Еж и заяц
Беленький гладенький зайчик сказал ежу:
Какое у тебя, братец, некрасивое платье.
Правда, отвечал еж, но мои колючки спасают меня от зубов собаки и волка. Служат ли тебе так же твоя хорошенькая шубка?
Зайчик вместо ответа только вздохнул
К. Ушинский
Ритуал окончания занятия. Прощание с «веселками»
Ребята, давайте улыбнемся «веселкам» и попрощаемся с ними «До свидания!» Вспоминайте наших «веселок» и улыбайтесь, как они, и тогда у вас всегда будет хорошее настроение.
Занятие №4
Поможем ежу собраться в гости
Материал: осенние листья, игровое тактильное полотно «Ежик», аудиозапись (звуки леса), аудиозапись мелодии «Ежик и барабан», корзина, музыкальный инструмент – барабан, яблоки, корзина, рисунки и аппликации на темы:«Еж собрал яблоки», «Еж в листочках», приготовленных детьми заранее.
Ритуал начала занятия. Игра «приветствие»
Ребята наши «веселки» улыбаются нам. Они очень рады, что мы пришли к ним в гости.
Улыбнитесь им и весело их поприветствуйте, помашите рукой и скажите «Здравствуйте»
Педагог-психолог предлагает детям погулять в лесу (Сенсорная комната оформлена декорациями осеннего леса). В это время слышится шум деревьев, шелест листьев, журчанье ручья .Дети ходят по лесу, собирают листья, складывают в корзину.Подходят к панно «Ежик».
Взрослый напоминает, что к ним в гости приходил уже маленький зверек и спрашивает: «Кто это был?» Дети вспоминают, что это был еж.
Педагог-психолог рассказывает о том, что Ежик собирается пойти в гости и хочет нарядиться, как ему советовала мама- ежиха.
Но ежик никак не может справиться с этой задачей и просит детей помочь ему.
Дети достают из коробки детали, раскладывают детали, обследуют каждую деталь тактильно, рассматривают ее, дают ей функциональное или игровое название. Взрослый помогает детям уточнить какая деталь твердая, а какая мягкая, какого она цвета, где может быть расположена на силуэте ежа, особое внимание детей обращается на расположение деталей на панно (справа, слева, внизу, наверху).
Дети по очереди прикрепляют, наряжают ежа. Педагог-психолог спрашивает каждого ребенка, как располагается его деталь, относительно остальных деталей. Например: «Скажи, где находится бант?» (Справа от мордочки). Ит.п.
Взрослый хвалит детей, говорит о том, что они очень добрые и умелые, так они помогли ежу нарядиться, но наверно устали после такой работы, нужно отдохнуть и повеселиться. Педагог-психолог говорит, что еж не может быть только тихим: он любит и повеселиться, и предлагает им спеть песенку про веселого ежа «Ежик и барабан» .
С барабаном ходит ежик: Дети идут по кругу, имитируют пальцами удары по барабану,
Бум-бум-бум!
Целый день играет ежик:
Бум-бум-бум!
С барабаном за плечами: дети становятся в круг, равномерно хлопают у правого и у
левого плеча,
Бум-бум-бум!
Ежик в сад зашел случайно: руки, сомкнутые в кулачок, вытягивают вперед,
Бум-бум-бум!
Очень яблоки любил он: переворачивают кулачки вверх-вниз,
Бум-бум-бум!
Барабан в лесу забыл он: дети разводят руками, имитируя растерянность, поднимают
плечи.
Бум-бум-бум!
Взрослый предлагает детям подарить ежу яблоки, раз он их так любил, что даже барабан забыл.
Игра «Раз яблоко, два яблоко»
Взрослый вносит корзину с яблоками, предлагает поиграть в игру с яблоками, располагая яблоки по порядку в соответствии с ударами барабана. Один удар – красное яблоко, три быстрых удара – три зеленых яблока в ряд слева направо на спинке ежа. В следующем ряду: два удара - два зеленых яблока, четыре быстрых удара –четыре красных яблока. Таким образом, можно украсить всю спину ежа.
Игра «Раз листочек, два, листочек»
Звучит тревожная музыка, Взрослый обращает внимание на то, что еж услышал, что к нему кто-то подбирается, свернулся в клубок, и теперь не видно ни головы ни его ножек (Дети быстро убирают все детали в коробку, остается только ковролиновая основа прищепки-колючки). Взрослый спрашивает «Что может остаться на спинке ежа, чем можно еще его укрыть, чтобы никто не догадался, что это еж? » (Листья).
Педагог-психолог предлагает расположить листочки по порядку под удары барабана.
Один удар – красный листок, два быстрых удара – два желтых листочка в ряд слева, направо наверху спинки ежа.
В следующем ряду наоборот: один удар – желтый листок, два быстрых удара – два красных листика. И т.д. Ежик надежно укрыт от глаз врагов.
В конце занятия взрослый вместе с детьми фотографирует получившуюся конструкцию. Фотография располагается рядом с панно «Ежик». Здесь же с помощью «липучки» крепятся рисунки и аппликации детей на тему «Еж собрал яблоки», «Еж в листочках», приготовленных детьми заранее.
Ритуал окончания занятия. Прощание с «веселками»
Ребята, давайте улыбнемся «веселкам» и попрощаемся с ними «До свидания!» Вспоминайте наших «веселок» и улыбайтесь, как они, и тогда у вас всегда будет хорошее настроение.
Занятие № 5
«В гости к мишке»
Материал: сенсорная тропа, мягкая игрушка – Мишка, шишки, корзинка, аудиозапись «Шум леса», мягкие модули из строительного набора.
Ритуал начала занятия. Игра «приветствие»
Ребята наши «веселки» улыбаются нам. Они очень рады, что мы пришли к ним в гости.
Улыбнитесь им и весело их поприветствуйте, помашите рукой и скажите «Здравствуйте»
Игра «Это я»
Педагог-психолог предлагает детям встать в круг и повторять за взрослым слова, выполняя действия поиграть:
Это глазки. Вот. Вот. Дети показывают сначала на левый, потом на правый глаз.
Это ушки. Вот. Вот. Берутся сначала за левое ухо, плотом – за правое.
Это нос. Это рот. Левой рукой показывают на нос, правой – на рот.
Там спинка. Тут живот. Левую ладошку кладут на спину, правую – на живот.
Это ручки. Хлоп, хлоп. Протягивают вперед обе руки, два раза хлопают.
Это ножки. Топ, топ Кладут ладони на бедра, два раза топают ногами.
Ой, устали. Вытрем лоб. Правой ладонью проводит по лбу.
Можно поиграть 2-3 раза.
Упражнение «По волшебной тропинке»
Педагог-психолог предлагает детям пойти к Мишке в гости, объясняя, что мишка живет в лесу, к его домику ведет волшебная тропинка. Он приглашает ступить на нее тихо, спокойно идти, останавливаясь на каждом ее элементе. Взрослый сопровождает движение по сенсорной тропе детей речью.
О «блинчике» с шариками он говорит: «на нашу тропинку насыпались камешки, они твердые, круглые, ноги скользят, дорожка неровная, нужно идти аккуратно».
О «блинчике» с поролоном (пустой блинчик для этого занятия может быть заполнен кусочками поролона). «На тропинке выросла травка, она мягкая, ногам приятно, она утопает в траве»
О жестком диске коврике «травка. «На тропинку насыпались иголки с елки да сосны, они колют ножки, ножкам колко, надо идти осторожно, легонько наступая на иголочки »
О «блинчике» с узлами из хлопчатобумажного каната: « На тропинке лежат крупные камни, под ногами колко и твердо ,идти неудобно, осторожно, не упади»
О жестком коврике с полиэтиленовыми трубками: «Дорожка выложена из веток деревьев. Под ногами твердо, можно почувствовать каждую палочку между пальцами ног»
Дети могут пройти по тропе один раз или повторить упражнение два- три раза.
Его рекомендуется сопровождать аудиозаписью «Шум леса» или спокойной мелодией.
Затем педагог-психолог говорит о том, что тропинка привела их в лес, где живет медведь. Он обращает внимание детей на игрушку. Все вместе рассматривают ее. Взрослый сообщает детям, что мишка собирал в лесу шишки и рассыпал их. Мишке надо помочь собрать шишки. Дети знакомятся с шишками. Шишки большие и маленькие, круглые, продолговатые. Шишки ели, сосны, кедра. Шишка колется, хрустит, если сухая, а если шишку намочить, она будет мокрая, мокрая шишка не хрустит, она тяжелее сухой и меняет цвет. Свежие шишки пахнут (смолой, лесом, солнцем), сухими шишками можно делать массаж рук, катая ее между ладонями или проводя поруке: от пальчиков до локтя. Шишкой можно массировать стопы. Шишку можно захватить пальчиками ноги подержать
Упражнение: «Потрогай шишку»
Предложить детям, собирая шишки потрогать, рассмотреть их.
Упражнение «Догадайся, что под платочком»
Шишки накрываются платочком, дети надавливают на платочек ладошками или стопами ног, узнают уже знакомые ощущения: «Колется, значит там шишки»
Затем дети помогают медведю (его роль ведет взрослый) собрать шишки в корзину.
Педагог-психолог говорит детям, что у мишки сломался домик (показывает на валяющиеся в беспорядке модули из набора) и ему негде жить. Он предлагает детям построить домик для мишки. Дети рассматривают модули, поясняют какой они формы, какого цвета, что можно использовать в качестве стен, крыши, лестницы. Анализируется пространственное расположение деталей (сверху – снизу, справа – слева). Вместе со взрослым или самостоятельно дети строят домик. Педагог-психолог обращается к детям: «Ну вот, домик для мишки готов, давайте пригласим в него медведя и поможем ему занести в домик корзину с шишками»
Взрослый от имени детей благодарит детей за помощь и сообщает им, что возвращается домой. Дети по «сенсорной тропе» выходят из сказки, проговаривая свои тактильные ощущения, которые они испытывали, наступая на «блинчики»
Ритуал окончания занятия. Прощание с «веселками»
Ребята, давайте улыбнемся «веселкам» и попрощаемся с ними «До свидания!» Вспоминайте наших «веселок» и улыбайтесь, как они, и тогда у вас всегда будет хорошее настроение.
Занятие № 6
В лесу у медвежонка
Материал: Мягкая игрушка бурый медвежонок, скамейка, сенсорная тропа, зеркала, пиктограммы (по количеству детей). Панно «Поющий водопад»
Ритуал начала занятия. Игра «приветствие»
Ребята наши «веселки» улыбаются нам. Они очень рады, что мы пришли к ним в гости.
Улыбнитесь им и весело их поприветствуйте, помашите рукой и скажите «Здравствуйте»
Упражнение «Волшебная дорожка»
Сегодня мы пойдем в лес по волшебной дорожке. Путь наш начинается с болота.Нам необходим о преодолеть препятствия – кочки, а они бывают разные, подъемы, спуски… Ну что готовы? (Ответы)
Дети идут по сенсорной тропе - «кочкам», отмечая какие они: колючие, мягкие и т.д., затем подходят к скамейке, спускаются с нее.
Педагог – психолог. Вот мы и пришли
Игра «Бурый медвежонок». (автор Е. Железнова)
Педагог-психолог держит в руках игрушечного медвежонка и поет:
Я бурый медвежонок,
Меня должны вы знать,
Люблю я мед и сахар,
Люблю потанцевать,
Пусть все со мной девочки,
Прыгают как белочки (прыгают только девочки; 2-3 раза)
Пусть все со мною мальчики,
Попрыгают как зайчики (прыгают только мальчики; 2-3 раза)
Или
Медвежонок. Н. Нищева
Медвежонок Жак простужен, Дети идут по кругу, взявшись за руки, в центре один
Мед ему сегодня нужен. Ребенок.
Мед дадим ему на ужин, Останавливаются, протягивают к ребенку руки «ковшиком»
Потому что мы с ним дружим. Берут ребенка в круг, идут все вместе.
А теперь вспомним знакомое стихотворение и прогуляемся по лесу
Мишка косолапый
По лесу идет, шишки собирает,
Песенки поет.
Вдруг упала шишка.
Прямо мишке в лоб
Мишка рассердился
И ногою – топ!
Дети вместе с педагогом-психологом произносят слова и выполняют действия, в соответствии с текстом.
Упражнение «Ласковые ладошки»
Дети стоят по кругу друг за другом. Гладят ладошками впереди стоящего ребенка по голове, спине, внешней части рук (легко, слегка прикасаясь) Это упражнение снимает напряжение, расслабляет.)
Вместе с мишкой продолжим наш путь по тропинке, идти нужно след в след, чтобы не оступиться и не упасть в воду. Руки расставьте в стороны. Подходим к большому водопаду. Рассматриваем пейзаж. Посмотрите, вода падает с вершины горы, как сверкает и рассыпается на разноцветные брызги. Подойдите к нему поближе и послушайте, как журчит вода, сбегая по уступам горы, а как поют птицы, как они щебечут (слушают шум воды и пение птиц.)
Игра «Мишки»
Дети изображают медведей, выполняют различные движения.
Раз, два, три, четыре, пять!
Вышли мишки погулять.
Раз, два, три!
Ну-ка! Мишка порычи!
После слов ведущего медведи дружно рычат, так как им этого хочется.
Упражнение «Какое у меня сегодня настроение?»
Педагог-психолог (предложив детям подойти к столу и рассмотреть пиктограммы, веселую и грустную). Возьмите картинку (пиктограмму), которая соответствует вашему настроению. Катя, какое у тебя сейчас настроение веселое или грустное? (Веселое). Психолог помогает определиться с выбором настроения, если необходима помощь.
Прощание (см. занятие № 1). Можно заменить тест упражнений.
Мы сначала будем хлопать,
А затем, а затем
Мы будем топать,
А потом мы повернемся
И все вместе улыбнемся.
Ритуал окончания занятия. Прощание с «веселками»
Ребята, давайте улыбнемся «веселкам» и попрощаемся с ними «До свидания!» Вспоминайте наших «веселок» и улыбайтесь, как они, и тогда у вас всегда будет хорошее настроение.
Занятие №7
« Играем с котенком»
Материал: «веселки» - мячи, подвешенные на уровне глаз детей, релаксационная музыка (в записи), игрушечный котенок, сухой бассейн, пиктограммы (по количеству детей), панно «Звездное небо», сенсорная тропа.
Ход занятия.
Ритуал начала занятия. Игра «приветствие»
Ребята наши «веселки» улыбаются нам. Они очень рады, что мы пришли к ним в гости.
Улыбнитесь им и весело их поприветствуйте, помашите рукой и скажите «Здравствуйте»
Игра «Найди котенка»
Педагог-психолог. Сегодня к нам на занятие пришел котенок и спрятался в бассейне. Предлагаю вам найти котенка (дети, зайдя в сухой бассейн, ищут и находят котенка). Молодцы! Котенок очень рад, что вы его нашли.
Упражнение «Как котята»
Педагог-психолог, включив песенку, предлагает детям выполнять действия в соответствии с текстом, подпевая:
Как котята тихо-тихо,
Парами идем, парами идем,
А теперь в ладоши хлопнем,
Песенку споем. Мяу!
Как котята, тихо-тихо
Парами идем, парами идем,
А теперь мы вместе прыгнем,
Мяу-мяу, мы споем,
Как котята тихо-тихо,
Парами идем, парами идем,
А теперь мы дружно топнем,
Песенку споем. Мяу!
Как котята тихо-тихо,
Парами идем, парами идем,
А теперь мы повернемся,
Мяу-мяу, мы споем
Как котята тихо-тихо,
Парами идем, парами идем
А теперь в ладоши хлопнем,
Мяу-мяу, мы споем.
Или
Котята .С. Михалков
Дети идут по кругу, держась за руки.
Вот послушайте, ребята,
Я хочу вам рассказать: Останавливаются. Встают лицом в круг. Показывают
Родились у нас котята – правую ладонь, растопырив пальцы.
Их по счету ровно пять Стоят лицом в круг. Держаться за руки. Покачивают
Мы решали, мы гадали: сцепленными руками.
Как же нам котят назвать. Ритмично хлопают в ладоши.
Наконец мы их назвали:
Раз, Два, Три, Четыре, Пять Загибают по одному пальцу на обеих руках.
Игра «Котята» Дети ложатся клубочком на ковре, игра сопровождается стихотворением
На ковре котята спят
Мур-мур! Мур-мур! Дети ложатся на ковер, свернувшись клубочком.
Просыпаться не хотят!
Мур-мур! Мур-мур!
Они спят спина к спине
И мурлыкают во сне:
Мур-мур! Мур-мур!
Вот на спинку все легли Переворачиваются на спинку и делают вращательные
движения руками и ногами
Мур-мур! Мур-мур!
Расшалились все они
Мур-мур! Мур-мур!
Ножки вверх, и все подряд, все
Мурлыкают, шалят.
Мур-мур!Мур-мур!
Прогулка по сенсорной тропе «Топ- топ»
Дети идут по сенсорной тропе.
Педагог- психолог проговаривает в это время слова:
Уходи с дороги, кот,
Наша Танечка идет! Н.Френкель
Топ –топ, топ-топ,
Топ –топ, топ-топ,
Наша Танечка идет,
Ни за что не упадет
Топ –топ, топ-топ,
Топ –топ, топ-топ,
Педагог-психолог: (расположить детей напротив панно «Звездное небо»)
Целый день мы играли. Наступает ночь, пора отдохнуть. Представьте себе, что вы маленькие Котята и хотите спать. Найдите себе удобное место, свернитесь клубочком.
Ложитесь поудобнее, расслабьтесь.
Наступает чудесная летняя ночь. На темном небе зажигаются яркие звездочки. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Приятное ощущение тепла и спокойствия охватывает все ваше тело: лоб, шею, живот, спину, руки , ноги… Вы чувствуете , как тело становится легким, теплым, послушным .
Дышится легко и свободно.
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Ветерок обдувает ваше тело легкой свежестью. Воздух чист и прозрачен. Дышится легко и свободно. Гаснут звезды, наступает утро. Настроение становится бодрым и жизнерадостным. Вы проснулись, развернулись и вновь в деток превратились. Хорошо отдохнули. У вас хорошее, бодрое настроение. Улыбнитесь друг другу
Саморегуляция.
Взрослый:
Представьте, что вы поймали комара – спрячьте его в кулачке. Нужно сжать кулачок очень сильно, а то комарик улетит.
Через несколько секунд педагог-психолог предлагает детям отпустить комара. Дети разжимают кулачки и дуют на ладошки: «Лети комарик!». Повторить 2-3 раза.
Так можно играть с воображаемой мухой, жуком, листочком, снежинкой.
Упражнение «Какое у меня сегодня настроение?»
Педагог-психолог (предложив детям подойти к столу и рассмотреть пиктограммы, веселую и грустную). Возьмите картинку (пиктограмму), которая соответствует вашему настроению. Катя, какое у тебя сейчас настроение веселое или грустное? (Веселое). Психолог помогает определиться с выбором настроения, если необходима помощь.
Упражнение:
Ритуал окончания занятия. Прощание с «веселками»
Ребята, давайте улыбнемся «веселкам» и попрощаемся с ними «До свидания!» Вспоминайте наших «веселок» и улыбайтесь, как они, и тогда у вас всегда будет хорошее настроение.
Занятие№8.
Веселая обезьянка
Материал: релаксационная музыка (в записи), мягкая игрушка обезьянка, чудесный мешочек, взрослый зонт, баночки с крышками с различными наполнителями, зеркало, цветные ладошки для игры, стол, «Сухой дождь»
Ритуал начала занятия. Игра «приветствие»
Ребята, наши «веселки» улыбаются нам. Они очень рады, что мы пришли к ним в гости.
Улыбнитесь им и весело их поприветствуйте, помашите рукой и скажите «Здравствуйте»
Упражнение «На прогулку»
Поочередно потряхивая ножками, поднимая и опуская их, приговаривая, дети идут по ковру:
Что за ножки,
Что за ножки
У тебя, у нашей крошки!
Эти ножки, эти ножки
Будут бегать по дорожке.
Продвигаясь по сенсорной тропе, педагог-психолог приговаривает:
Что за ножки,
Что за ножки
Эти ножки, эти ножки!
Бегут по волшебной дорожке.
Упражнение «Чудесный мешочек»
Педагог-психолог: Игрушка спряталась в этот мешочек. Она хочет, чтобы вы на ощупь отгадали: как она называется? А помогут нам сделать это наши руки. (Дети поочередно опускают руку в мешочек, нащупывают игрушку и высказывают предположение, что это может быть) Правильно, это обезьянка!
Обезьянки вышли погулять (выполняют движение «фонарики», обезьянки стали танцевать (сжимают и разжимают кулачки). Но одна из них пошла домой спать (ладони прижимают друг к другу, кладут под щечку –«спим»), потому надоело ей танцевать (выполняют стряхивающие движения кистями рук - «стряхивают водичку»).
Упражнение «Обезьянки» цель: формировать умение подражать. Все обезьянки любят строить рожицы и дразниться предлагаю вам подразнить нашу обезьянку
Дети смотрят в зеркало, взрослый корчит рожицу, остальные «обезьянки – повторяют. Кто лучше повторит, тот становится ведущим. В роли ведущего должны побывать все дети.
Упражнение «Кричалки, шепталки, молчалки»
Педагог-психолог говорит: «Ребята, внимательно следите за ладошками, которые я буду показывать. Если увидите красную ладошку – можно прыгать, бегать, кричать, если желтый – можно только шептаться, а если синий – нужно замереть на месте замолчать».
Взрослый показывает ладошки, дети выполняют его инструкцию, заканчивается упражнение показом синей ладошки.
Игра «Узнай звук»
Педагог-психолог предлагает сесть вокруг стола, на котором стоят красная, желтая, зеленая и синяя баночки с различными наполнителями.
Педагог-психолог: мы сейчас послушаем звучание баночек и запомним, как звучит каждая из них. (После трех прослушиваний предлагает отгадать, какого цвета баночка звучит за спиной каждого ребенка.) Покажите обезьянке, что вы запомнили звучание каждой баночки. Дети выполняют задание, обезьянка радуется правильным ответам.
Занятие № 9
Куклы
Материал: пиктограммы, веселая и грустная, куклы и мячики на каждого ребенка, мешочек для мячиков, релаксационная музыка (в записи, панно «Звездное небо», «Веселки»
Ритуал начала занятия. Игра «приветствие»
Ребята наши «веселки» улыбаются нам. Они очень рады, что мы пришли к ним в гости.
Улыбнитесь им и весело их поприветствуйте, помашите рукой и скажите «Здравствуйте!»
Игра «Мячик мой»
Педагог-психолог предлагает поиграть в игру «Мячик мой» на полянке в волшебном лесу в кругу, выполняя действия.
В. Волгина.
Друг веселый, мячик мой, 4 прыжка на носочках, держа руки на поясе.
Всюду, всюду он со мной. 2 взмаха каждой рукой, как бы удары по мячу.
Раз, два, три, четыре, пять. 5 прыжков на носочках, держа руки на поясе.
Хорошо с мячом играть по два взмаха каждой рукой, как бы удары по мячу.
Или
Мячик.
Раз, два, прыгай, мячик. Взмахи правой ладонью, как бы удары по мячу.
Раз, два, и мы поскачем. Ритмичные прыжки на носочках, руки на поясе.
Девочки м мальчики
Прыгают как зайчики.
Или
Мяч. Н. Нищева
Это мяч, круглый мяч, « Рисуют» руками большой круг.
Красный, гладкий мяч. Два рисуют полукруг.
Любит мячик прыгать вскачь. Четыре ритмичных прыжка на обеих ногах, руки на поясе.
Вот так мяч, круглый мяч. « Рисуют» руками большой круг
Упражнение «Мячик для куклы»
Педагог-психолог (предлагая каждому ребенку взять куклу и выбрать для нее мячик: резиновый, резиновый массажный, пластмассовый, поролоновый, металлический, деревянный). Рассмотрите выбранные вами мячики. (Дети рассматривают мячики, ощупывают их). А теперь положите их в волшебный мешочек. Посмотрите на наших кукол. Они заскучали без мячиков. Помогите куклам найти свой мячик. Каждый ребенок на ощупь отыскивает мячик для куклы. Куклы «благодарят ».
Игра «Стенка, стенка…»
Дети рассматривают, что есть на лице у кукол (рот, глаза, щечки, носик), озвучивают это.
Стенка, стенка (указательным пальцем показать на щечки куклы),
Потолок (на лобик куклы),
Два окошка (глазки куклы),
Дверь (на ротик куклы),
Звонок (на носик куклы).
Дзинь-дзинь-дзинь! (Нажимают пальцем на носик куклы.)
Никто не открывает! (сцепляются руки в замок.)
Только зря звоним в звонок (выпрямляют большие пальцы и прижимают их друг к другу),
На дверях большой замок!
В этом домике все спят (имитация зевания),
Да и нам с тобой велят!
Педагог-психолог предлагает детям покачать кукол на руках, они выполняют задание и длительно тянут звук «а-а-а-а»
Релаксационное упражнение «Уложим кукол спать»
Педагог-психолог предлагает расположиться на ковре, в релаксационных креслах перед панно «Звездное небо» вместе с куклами. Приглушает свет, включает релаксационную музыку.
Взрослый: наступает чудесная летняя ночь (включает панно). На небе зажигаются яркие звездочки (можно выключить свет). Мы отдыхаем, дышим легко и свободно, смотрим на чудесное звездное небо и отдыхаем. Вам хорошо! Смотрите на звездочки: они такие разные – красные, зеленые, желтые! И т.д. Отдыхаем, наблюдаем. Наступает утро. Гаснут звезды.(включает бра). Настроение бодрое, жизнерадостное. Потянитесь! Улыбнитесь!
Упражнение «Какое у меня сегодня настроение?»
Педагог-психолог (предложив детям подойти к столу и рассмотреть пиктограммы, веселую и грустную). Возьмите картинку (пиктограмму), которая соответствует вашему настроению. Катя, какое у тебя сейчас настроение веселое или грустное? (Веселое). Психолог помогает определиться с выбором настроения, если необходима помощь.
Прощание (см занятие № 1). Можно заменить тест упражнений.
Мы сначала будем хлопать,
А затем, а затем
Мы будем топать,
А потом мы повернемся
И все вместе улыбнемся.
Ритуал окончания занятия. Прощание с «веселками»
Ребята, давайте улыбнемся «веселкам» и попрощаемся с ними «До свидания!» Вспоминайте наших «веселок» и улыбайтесь, как они, и тогда у вас всегда будет хорошее настроение.
Занятие №10
«Что еще интересного есть в сенсорной комнате?»
Материал: набор «Узнай звук», аудиозапись с грустной веселой музыкой, «Веселки», коробка с цветными платочки, пиктограммы, пуфы- кресла, подушки, игра «Узнай звук», надутый шарик средней величины.
Ритуал начала занятия. Игра «приветствие»
Ребята наши «веселки» улыбаются нам. Они очень рады, что мы пришли к ним в гости.
Улыбнитесь им и весело их поприветствуйте, помашите рукой и скажите «Здравствуйте!»
Игра «Узнай звук». Цель: развивать слуховое внимание, умение различать звучание предметов из разных материалов.
Педагог-психолог предлагает детям сесть на удобные места (ковровое покрытие, пуфы- кресла, подушки).
Детям предлагают послушать звучание 5 цилиндриков, с разными наполнителями: гаечками, песком, горохом, деревяшками, рисом. После прослушивания звучания каждого цилиндрика его открывают и показывают, что внутри. После 2 прослушиваний снова предлагают слушать звучание и отгадывать, что внутри цилиндрика.
Упражнение «Клоуны» Цель: создание бодрого, настроения, развитие мимики пантомимики.
Ведущий - «клоун»- старается развеселить детей с помощью мимики и жестов . дети повторяют движения за ним (можно перед зеркалом):
указательным пальчиком нажимают на кончик носа;
растягивают уголки губ;
ладонью одной руки машут из-за головы, другой чешут нос;
показывают длинный нос, как у Буратино, с помощью ладоней;
изображают смешную мордочку как у обезьянки.
«Клоун» сообщает, что увидел, как ребята могут веселиться, какие они дружные и веселые.
Игра «Чудесный платочек»
Педагог – психолог вносит красивую коробку с цветными платочками., просит угадать, что в коробке, предлагает выбрать понравившийся по цвету платок, назвать его, сравнить с чем- нибудь - (голубой, как небо, желтый как солнышко, как серединка у цветка, красный как цветок, синий как василек, зеленый как листик и т . д.)обратить внимание на то, что они прозрачные, воздушные, их легко можно подбросить и поймать, покружиться и т.д. Предложить сделать эти движения -2-3 раза.
Игра «Путешествующий шарик»
Используемый в игре цветной воздушный шар притягивает внимание детей и помогает тренировать чувство расстояния. Игра сплачивает группу.
Педагог-психолог: «Я хочу пригласить вас поиграть в игру, которая называется «Путешествующий шарик». Сядьте тесным кругом на ковер. Как только я включу музыку, начинайте передавать друг другу воздушный шарик, пока он не пройдет круг…
Теперь отодвиньтесь чуть-чуть назад, чтобы круг стал шире. Снова передавайте шарик по кругу, но на этот раз в другом направлении. Пусть он сделает еще один круг. Это уже немного сложнее…»
Упражнение «Какое у меня сегодня настроение?»
Педагог-психолог (предложив детям подойти к столу и рассмотреть пиктограммы, веселую и грустную). Возьмите картинку (пиктограмму), которая соответствует вашему настроению. Катя, какое у тебя сейчас настроение веселое или грустное? (Веселое). Педагог-психолог помогает определиться с выбором настроения, если необходима помощь.
Прощание (см занятие № 1). Можно заменить тест упражнений.
Мы сначала будем хлопать,
А затем, а затем
Мы будем топать,
А потом мы повернемся
И все вместе улыбнемся.
Ритуал окончания занятия. Прощание с «веселками»
Ребята, давайте улыбнемся «веселкам» и попрощаемся с ними «До свидания!» Вспоминайте наших «веселок» и улыбайтесь, как они, и тогда у вас всегда будет хорошее настроение.
Список используемой литературы:
1.Браудо Т.Е. Методическое пособие по использованию сенсорной комнаты. М.,2001г.с.47-57
2.Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребёнок и всё о гиперактивных детях. М.,2001г. с.53-61
3.Караваева Е.В. Психологическая работа с детьми в сенсорной комнате: формы и методы. М.,2001. с.91-101
4.Кириченко Ю.А. Коррекция игровой деятельности в сенсорной комнате. М. 2001г.с.27
5.Сенсорная комната – волшебный мир здоровья: Учебно-методическое пособие /Под ред. В.Л.Женеврова, Л.Б.Баряевой, Ю.С.Галлямовой. –СПб.: ХОКА, 2007
6.Сенсорная комната в дошкольном учреждении: Практические рекомендации. Г.Г.Колос. –М.: АРКТИ, 2006
7.Титарь А.И. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате: Практическое пособие для ДОУ. – М. : АРКТИ, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированной образовательной деятельности "Детство,опалённое войной"
Воспитание у детей нравственно-патриотических чувств в процессе накапливания знаний и представлений о прошлом своей страны. Расширение о жизни детей во время Великой Отече...
Конспект совместной деятельности по разделу: “Ребенок в мире изобразительного искусства” Образовательной программы “Детство” В 1 младшей группе. Тема: “День рожденье куклы Кати”. Конспект совместной деятельности по разделу: “Ребенок в мире изобразительно
Выполнен: Кузнецовой М.Е. Программное содержание: 1. Формировать простейшие приемы изобразительной деятельности, осваивая разнообразные техники работы (щетинная...
МОЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА.Конспект НОД для детей старшей группы.Образовательная программа "Детство" OO "Познание,экологическое развитие "ОО \'\' Коммуникация"Тема "О зверях домашних и сказочных"
Учить выделять 3 свойства геометрических фигур,закрепить характерные особенности времени года"зима".Определить связи между зимними условиями и особенностями поведения зверей....
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по реализации основной образовательной программы «Детство» группы общеразвивающей направленности для детей старшего дошкольного возраста 6 -7 лет
Вариант обновленной общеобразовательной программы соответствует ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.В обновленной программе «Детство» в соответствии ...
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по реализации основной образовательной программы «Детство» группы общеразвивающей направленности для детей старшего дошкольного возраста 5 - 6 лет
Составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» /Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др./ 2014-2015 учебный год...
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по реализации основной образовательной программы «Детство» группы общеразвивающей направленности для детей старшего дошкольного возраста 6 -7 лет
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по реализации основной образовательной программы «Детство» группы общеразвивающей направленности для детей старшего дошкольного возраста 6 -7 лет....
Рабочая программа образовательной области Речевое развитие (по примерной образовательной программе "Детство") Средняя группа
Примерная образовательная программа "Детство", образовательная область Речевое развитие...