Роль педагога в социализации детей с ограниченными возможностями здоровья
статья по психологии (средняя группа)
УДК 376.3
А. В. Красникова
(воспитатель, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска "Детский сад № 193 комбинированного вида", Новосибирск)
РОЛЬ ПЕДАГОГА В СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Статья посвящена вопросу социализации детей с ОВЗ. Рассматриваются факторы, влияющие на особенных детей. Выявлены основные направления педагогической деятельности, обеспечивающие эффективное развитие здоровых дошкольников.
Коррекционная педагогика, ОВЗ, социализация, дошкольный возраст, специальное обучение и воспитание.
По мнению писателя Максима Горького: «Наш воспитатель - наша действительность».
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время остается одним из приоритетных направлений специальной педагогики и психологии. Актуальность проблемы возрастает в связи с увеличением числа таких детей.
Дети с ОВЗ — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, то есть это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, имеющие временные или постоянные отклонения в физическом или психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий для обучения и воспитания.
Педагогам необходимо учитывать факторы, оказывающие негативное влияние на здоровье и развитие ребёнка:
- Генетические;
- Экологические;
- Социальные;
- Организация медицинской помощи;
- Социокультурные;
- Факторы семейного риска;
- Школьные факторы риска.
В настоящее время педагогами разработано много методических приёмов, новаторских подходов к обучению таких детей, многие из которых способствуют социализации ребёнка в обществе.
Социализация — это усвоение ребенком правил и ценностей того общества, в котором он находится. То есть понимание и овладение навыками происходит автоматически.
Факторы, влияющие на социализацию ребёнка:
- Уровень материального обеспечения семьи.
- Модели отношений родителей с детьми.
- Образ жизни семьи.
- Ценностные ориентации родителей.
- Отношение с другими социальными институтами, в частности, со школой.
- Гражданская позиция родителей.
Социальная помощь является составным элементом государственной системы социальной защиты наиболее уязвимых слоёв населения.
На современном этапе развития социальной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в России, ведущую роль носит социально – педагогическая деятельность.
Социально педагогическая деятельность – это непрерывный педагогически целесообразно организованный процесс социального воспитания с учётом специфики развития личности человека с особыми потребностями на разных возрастных этапах, в различных слоях общества и при участии всех социальных институтов и всех субъектов воспитания и социальной помощи.
На первый план встаёт вопрос о личности педагога. Ему важно помочь наладить учебный процесс, дружную жизнь, важна помощь тем, кто слабее, важно понимание к переживаниям детей, важно уважение к их труду, к их учебе, к убеждениям, важен пример.
Педагог должен великолепно знать свой предмет, а затем уметь передать его. Это большое искусство – уметь передавать знания, начать с того конца, с которого надо, уметь остановиться на самом главном, уметь отделить самое существенное от второстепенного. Для этого необходимо, чтобы педагог знал своих обучающихся и умел находить индивидуальный подход к каждому.
Все вышесказанное поможет правильно воспитать детей, создать условия для всестороннего развития и получения необходимых знаний.
Список литературы
- Воскобойников В.М. Как определить и развить способности ребёнка. СПб. : Респекс, 1996. 432 с.
- Пузанова В. П. Коррекционная педагогика. М. : Academia, 2001. 155 с.
- Сластёнин В. А. Педагогика. М. : Академия, 2002. 576 с.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_rol_pedagoga_v_sotsializatsii.docx | 17.28 КБ |
Предварительный просмотр:
УДК 376.3
А. В. Красникова
(воспитатель, муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска "Детский сад № 193 комбинированного вида", Новосибирск)
РОЛЬ ПЕДАГОГА В СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Статья посвящена вопросу социализации детей с ОВЗ. Рассматриваются факторы, влияющие на особенных детей. Выявлены основные направления педагогической деятельности, обеспечивающие эффективное развитие здоровых дошкольников.
Коррекционная педагогика, ОВЗ, социализация, дошкольный возраст, специальное обучение и воспитание.
По мнению писателя Максима Горького: «Наш воспитатель - наша действительность».
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время остается одним из приоритетных направлений специальной педагогики и психологии. Актуальность проблемы возрастает в связи с увеличением числа таких детей.
Дети с ОВЗ — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, то есть это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, имеющие временные или постоянные отклонения в физическом или психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий для обучения и воспитания.
Педагогам необходимо учитывать факторы, оказывающие негативное влияние на здоровье и развитие ребёнка:
- Генетические;
- Экологические;
- Социальные;
- Организация медицинской помощи;
- Социокультурные;
- Факторы семейного риска;
- Школьные факторы риска.
В настоящее время педагогами разработано много методических приёмов, новаторских подходов к обучению таких детей, многие из которых способствуют социализации ребёнка в обществе.
Социализация — это усвоение ребенком правил и ценностей того общества, в котором он находится. То есть понимание и овладение навыками происходит автоматически.
Факторы, влияющие на социализацию ребёнка:
- Уровень материального обеспечения семьи.
- Модели отношений родителей с детьми.
- Образ жизни семьи.
- Ценностные ориентации родителей.
- Отношение с другими социальными институтами, в частности, со школой.
- Гражданская позиция родителей.
Социальная помощь является составным элементом государственной системы социальной защиты наиболее уязвимых слоёв населения.
На современном этапе развития социальной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в России, ведущую роль носит социально – педагогическая деятельность.
Социально педагогическая деятельность – это непрерывный педагогически целесообразно организованный процесс социального воспитания с учётом специфики развития личности человека с особыми потребностями на разных возрастных этапах, в различных слоях общества и при участии всех социальных институтов и всех субъектов воспитания и социальной помощи.
На первый план встаёт вопрос о личности педагога. Ему важно помочь наладить учебный процесс, дружную жизнь, важна помощь тем, кто слабее, важно понимание к переживаниям детей, важно уважение к их труду, к их учебе, к убеждениям, важен пример.
Педагог должен великолепно знать свой предмет, а затем уметь передать его. Это большое искусство – уметь передавать знания, начать с того конца, с которого надо, уметь остановиться на самом главном, уметь отделить самое существенное от второстепенного. Для этого необходимо, чтобы педагог знал своих обучающихся и умел находить индивидуальный подход к каждому.
Все вышесказанное поможет правильно воспитать детей, создать условия для всестороннего развития и получения необходимых знаний.
Список литературы
- Воскобойников В.М. Как определить и развить способности ребёнка. СПб. : Респекс, 1996. 432 с.
- Пузанова В. П. Коррекционная педагогика. М. : Academia, 2001. 155 с.
- Сластёнин В. А. Педагогика. М. : Академия, 2002. 576 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья через сюжетно-ролевую игру
В статье раскрываеся формирование навыков моделирования взаимоотношений с...
"МУЗЫКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА"
Любая современная мама начинает думать о развитии своего любимого чада задолго до того, как малышу исполнится год! Существует множество программ по разностороннему развитию детей и различных специализ...
Опыт работы по социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
В данном материале представлен опыт работы по социализации детей с ограниченными возможностями здоровья: дети с диагнозом детский церебральный паралич....
Презентация: "Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в сюжетно-ролевой игре".
Рассматриваются вопросы обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в сюжетно-ролевой игре....
Форум "От возможностей к перспективам. Образование и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в современных условиях"
07.12.2015 года на базе территориального отделения "Южное Бутово" ГБУ ГППЦ ДОгМ состоялся мастер-класс и выступление для сотрудников центра по теме: " Использование наглядности и ди...
Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ и семьи по вопросам социализации детей с ограниченными возможностями здоровья
Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ и семьи по вопросам социализации детей с ограниченными возможностями здоровья...