Роль педагога в социализации детей с ограниченными возможностями здоровья
статья по психологии (средняя группа)

Красникова Анна Викторовна

УДК 376.3

А. В. Красникова

(воспитатель, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска "Детский сад № 193 комбинированного вида", Новосибирск)

РОЛЬ ПЕДАГОГА В СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Статья посвящена вопросу социализации детей с ОВЗ. Рассматриваются факторы, влияющие на особенных детей. Выявлены основные направления педагогической деятельности, обеспечивающие эффективное развитие здоровых дошкольников.

Коррекционная педагогика, ОВЗ, социализация, дошкольный возраст, специальное обучение и воспитание.

 По мнению писателя Максима Горького: «Наш воспитатель - наша действительность».

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время остается одним из приоритетных направлений специальной педагогики и психологии. Актуальность проблемы возрастает в связи с увеличением числа таких детей.

Дети с ОВЗ — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, то есть это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, имеющие временные или постоянные отклонения в физическом или психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий для обучения и воспитания.

Педагогам необходимо учитывать факторы, оказывающие негативное влияние на здоровье и развитие ребёнка:

  1. Генетические;
  2. Экологические;
  3. Социальные;
  4. Организация медицинской помощи;
  5. Социокультурные;
  6. Факторы семейного риска;
  7. Школьные факторы риска.

В настоящее время педагогами разработано много методических приёмов, новаторских подходов к обучению таких детей, многие из которых способствуют социализации ребёнка в обществе.

Социализация — это усвоение ребенком правил и ценностей того общества, в котором он находится. То есть понимание и овладение навыками происходит автоматически.

Факторы, влияющие на социализацию ребёнка:

  • Уровень материального обеспечения семьи.
  • Модели отношений родителей с детьми.
  • Образ жизни семьи.
  • Ценностные ориентации родителей.
  • Отношение с другими социальными институтами, в частности, со школой.
  • Гражданская позиция родителей.

Социальная помощь является составным элементом государственной системы социальной защиты наиболее уязвимых слоёв населения.

На современном этапе развития социальной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в России, ведущую роль носит социально – педагогическая деятельность.

Социально педагогическая деятельность – это непрерывный педагогически целесообразно организованный процесс социального воспитания с учётом специфики развития личности человека с особыми потребностями на разных возрастных этапах, в различных слоях общества и при участии всех социальных институтов и всех субъектов воспитания и социальной помощи.

На первый план встаёт вопрос о личности педагога. Ему важно помочь наладить учебный процесс, дружную жизнь, важна помощь тем, кто слабее, важно понимание к переживаниям детей, важно уважение к их труду, к их учебе, к убеждениям, важен пример.

Педагог должен великолепно знать свой предмет, а затем уметь передать его. Это большое искусство – уметь передавать знания, начать с того конца, с которого надо, уметь остановиться на самом главном, уметь отделить самое существенное от второстепенного. Для этого необходимо, чтобы педагог знал своих обучающихся и умел находить индивидуальный подход к каждому.

Все вышесказанное поможет правильно воспитать детей, создать условия для всестороннего развития и получения необходимых знаний.

 

 

Список литературы

  1. Воскобойников В.М. Как определить и развить способности ребёнка. СПб. : Респекс, 1996. 432 с.
  2. Пузанова В. П. Коррекционная педагогика. М. : Academia, 2001. 155 с.
  3. Сластёнин В. А. Педагогика. М. : Академия, 2002. 576 с.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_rol_pedagoga_v_sotsializatsii.docx17.28 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 376.3

А. В. Красникова

(воспитатель, муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска "Детский сад № 193 комбинированного вида", Новосибирск)

РОЛЬ ПЕДАГОГА В СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Статья посвящена вопросу социализации детей с ОВЗ. Рассматриваются факторы, влияющие на особенных детей. Выявлены основные направления педагогической деятельности, обеспечивающие эффективное развитие здоровых дошкольников.

Коррекционная педагогика, ОВЗ, социализация, дошкольный возраст, специальное обучение и воспитание.

 По мнению писателя Максима Горького: «Наш воспитатель - наша действительность».

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время остается одним из приоритетных направлений специальной педагогики и психологии. Актуальность проблемы возрастает в связи с увеличением числа таких детей.

Дети с ОВЗ — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, то есть это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, имеющие временные или постоянные отклонения в физическом или психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий для обучения и воспитания.

Педагогам необходимо учитывать факторы, оказывающие негативное влияние на здоровье и развитие ребёнка:

  1. Генетические;
  2. Экологические;
  3. Социальные;
  4. Организация медицинской помощи;
  5. Социокультурные;
  6. Факторы семейного риска;
  7. Школьные факторы риска.

В настоящее время педагогами разработано много методических приёмов, новаторских подходов к обучению таких детей, многие из которых способствуют социализации ребёнка в обществе.

Социализация — это усвоение ребенком правил и ценностей того общества, в котором он находится. То есть понимание и овладение навыками происходит автоматически.

Факторы, влияющие на социализацию ребёнка:

  • Уровень материального обеспечения семьи.
  • Модели отношений родителей с детьми.
  • Образ жизни семьи.
  • Ценностные ориентации родителей.
  • Отношение с другими социальными институтами, в частности, со школой.
  • Гражданская позиция родителей.

Социальная помощь является составным элементом государственной системы социальной защиты наиболее уязвимых слоёв населения.

На современном этапе развития социальной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в России, ведущую роль носит социально – педагогическая деятельность.

Социально педагогическая деятельность – это непрерывный педагогически целесообразно организованный процесс социального воспитания с учётом специфики развития личности человека с особыми потребностями на разных возрастных этапах, в различных слоях общества и при участии всех социальных институтов и всех субъектов воспитания и социальной помощи.

На первый план встаёт вопрос о личности педагога. Ему важно помочь наладить учебный процесс, дружную жизнь, важна помощь тем, кто слабее, важно понимание к переживаниям детей, важно уважение к их труду, к их учебе, к убеждениям, важен пример.

Педагог должен великолепно знать свой предмет, а затем уметь передать его. Это большое искусство – уметь передавать знания, начать с того конца, с которого надо, уметь остановиться на самом главном, уметь отделить самое существенное от второстепенного. Для этого необходимо, чтобы педагог знал своих обучающихся и умел находить индивидуальный подход к каждому.

Все вышесказанное поможет правильно воспитать детей, создать условия для всестороннего развития и получения необходимых знаний.

Список литературы

  1. Воскобойников В.М. Как определить и развить способности ребёнка. СПб. : Респекс, 1996. 432 с.
  2. Пузанова В. П. Коррекционная педагогика. М. : Academia, 2001. 155 с.
  3. Сластёнин В. А. Педагогика. М. : Академия, 2002. 576 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья через сюжетно-ролевую игру

В статье раскрываеся формирование     навыков     моделирования     взаимоотношений     с...

"МУЗЫКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА"

Любая современная мама начинает думать о развитии своего любимого чада задолго до того, как малышу исполнится год! Существует множество программ по разностороннему развитию детей и различных специализ...

Опыт работы по социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

В данном материале представлен опыт работы по социализации детей с ограниченными возможностями здоровья: дети с диагнозом детский церебральный паралич....

Презентация: "Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в сюжетно-ролевой игре".

Рассматриваются вопросы обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в сюжетно-ролевой игре....

Форум "От возможностей к перспективам. Образование и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в современных условиях"

07.12.2015 года на базе территориального отделения "Южное Бутово"  ГБУ ГППЦ ДОгМ состоялся мастер-класс и выступление для сотрудников центра по теме:    " Использование наглядности и ди...

Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ и семьи по вопросам социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ и семьи по вопросам социализации детей с ограниченными возможностями здоровья...