Инклюзивная практика
методическая разработка по психологии (старшая группа)

Алексеева Анна Сергеевна

Инклюзивная практика на тему: "Сказкотерапия как средство развития эмоционально-волевой сферы личности дошкольников и дошкольников с ОВЗ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл inklyuzivnaya_praktika.docx28.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Ужурский детский сад № 3 «Журавленок»
(МБДОУ Ужурский детский сад № 3 «Журавленок»)

Муниципальный конкурс: 

«Лучшие практики инклюзивного образования»

Номинация конкурса: 

лучшие инклюзивные практики в дошкольном образовании

Приоритетное направление практики: 

организация образовательной деятельности и непосредственно образовательной деятельности в инклюзивном образовании: технологии, приемы, способы и т.п.

Тема: 

«Сказкотерапия как средство развития эмоционально-волевой сферы личности дошкольников и дошкольников с ОВЗ»

Автор практики: Алексеева Анна Сергеевна

Занимаемая должность: педагог-психолог

Контактные данные: 89233722095, nutka8913@mail.ru 

2021г

Актуальность данной разработки

      Одними из социальных проблем, с которыми сталкиваются педагоги нашего детского сада, являются проблемы в развитии эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста. Дети, посещающие детский сад испытывают различного вида страхи, беспокойства, которые они еще не в силах объяснить. Они часто капризничают, упрямятся, так же дети с ОВЗ очень тяжело адаптируются в общем коллективе группы. Это естественный фактор развития в дошкольном возрасте. Но если не проводить целенаправленных воспитательных и коррекционных мероприятий, то в дальнейшем это не лучшим образом отразится как на учебной деятельности ребенка, так и на формировании личности в целом. Говоря о детях старшего дошкольного возраста, в том числе и о детях с ОВЗ (а именно с ЗПР), можно выделить ряд существенных особенностей, характерных для их эмоционального развития: незрелость эмоционально-волевой сферы, гиперактивность, импульсивность, склонность к аффективным вспышкам.  

      Незрелость эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР обусловливает своеобразие формирования их поведения, и личностные особенности. Отмечаются проблемы в формировании нравственно-этической сферы - страдает сфера социальных эмоций, дети не готовы к "эмоционально теплым" отношениям со сверстниками, могут быть нарушены эмоциональные контакты с близкими взрослыми, дети слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения. При задержке психического развития затруднено социальное развитие ребенка, его личностное становление - формирование самосознания, самооценки, системы "Я". В старшем дошкольном возрасте такой ребенок безынициативен, его эмоции недостаточно яркие, он не умеет выразить свое эмоциональное состояние, затрудняется в понимании состояний других людей. Ребенок не может регулировать свое поведение на основе усвоенных норм и правил, не готов к волевой регуляции поведения. Т. о., без специальной коррекционной педагогической помощи такие дети оказываются психологически не подготовленными к школе по всем параметрам.

        Одним из наиболее значимых методов коррекции нарушений эмоциональной сферы, детских страхов и повышенной тревожности в детском возрасте является сказка. Сказка – необходимый элемент воспитания ребенка. Она простым и доступным языком рассказывает ему о жизни, учит, развлекает и утешает. Сказка первый ориентир, по которому ребенок, учиться строить свои взаимоотношения с окружающим миром. Она действует на детскую душу очень тонко и деликатно, на уровне эмоций, переживаний и чувств.

         Учитывая психологические особенности детей дошкольного возраста, считаю, что сказка по интенсивности воздействия, по участию в её восприятии процессов воображения, по объёму и форме подачи материала полностью соответствует особенностям психического развития данной категории детей, что можно сделать предположение о возможности коррекции эмоциональной сферы дошкольников и дошкольников с ЗПР с помощью методов арттерапии, в частности сказкотерапии.

       Проблема заключается в необходимости ведения интенсивной коррекционно-психологической работы с детьми по коррекции нарушений эмоциональной сферы дошкольников, в том числе дошкольников с ЗПР при помощи сказкотерапии, что существенно облегчило бы дальнейшее психоэмоциональное развитие детей дошкольного возраста с проблемами в развитии и способствовало их эффективному введению в социум.

        Таким образом, данная работа посвящена изучению эмоциональной сферы дошкольников, дошкольников с ЗПР, а также ее коррекции с помощью методов сказкотерапии.

Цель: разработка подходов к использованию сказкотерапии в психо – коррекционной работе с дошкольниками и дошкольниками с ЗПР.

Задачи:

  1. Изучить литературу по проблеме разработки;
  2. Выявить особенности эмоциональной сферы у дошкольников и дошкольников с ЗПР;
  3. Разработать направления работы по коррекции эмоционального состояния у дошкольников, в том числе у детей с ЗПР с использованием сказкотерапии;
  4. Провести экспериментальное обучение по разработанным направлениям;
  5. Проанализировать полученные результаты.

Целевая группа: дети старшего дошкольного возраста, дети с ЗПР, при реализации было охвачено 10 детей (8 детей нормативно-развивающие и 2 ребенка с ЗПР).  

Реализация разработки:

      Диагностика эмоциональных особенностей дошкольников с ЗПР обычно оказывается второстепенной задачей при изучении других характеристик указанной категории детей. В то же время исследователи отмечают значимые различия эмоциональных реакций детей с ЗПР и детей с нормальным уровнем развития. Э. Тржесоглава в качестве ведущих характеристик дошкольников с ЗПР выделяет слабую эмоциональную устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах деятельностиагрессивность поведения и его провоцирующий характер, трудности приспособления к детскому коллективу, суетливость, частую смену настроения, чувство страха, манерничанье, фамильярность по отношению к взрослому. Указанные особенности детей с ЗПР создают дополнительные трудности для диагностической и коррекционной работы с ними.

1. Дети с ЗПР испытывают затруднения в вербализации своих эмоций, состояний, настроения. Как правило, они не могут дать четкий и понятный сигнал о наступлении усталости, о нежелании выполнять задание, о дискомфорте и др.

2. Детям с ЗПР свойственна низкая степень устойчивости внимания, поэтому необходимо специально организовывать и направлять внимание детей.

3. Они нуждаются в большем количестве проб, чтобы освоить способ деятельности и войти в ситуацию диагностики.

4. Задержка речевого развития часто является причиной того, что интуитивное понимание не всегда сопровождается адекватной вербализацией ребенком понимаемого, а в ряде случаев вербальное и невербальное поведение одного и того же ребенка существует как бы независимо друг от друга.

5. Интеллектуальная недостаточность этих детей проявляется в том, что сложные инструкции им недоступны. Необходимо дробить задание на короткие отрезки и предъявлять ребенку поэтапно, формулируя задачу предельно четко и конкретно. Например, вместо инструкции «Составь рассказ по картинке» целесообразно сказать следующее: «Посмотри на эту картинку. Кто здесь нарисован? Что они делают? Что с ними происходит? Расскажи».

6. Высокая степень истощаемости детей с ЗПР может принимать форму, как утомления, так и излишнего возбуждения. В любом случае происходит быстрая потеря интереса к работе и снижение работоспособности. Дети с ЗПР менее способны к мобилизации сил, чем нормально развивающиеся.

7. В отличие от нормально развивающихся дошкольников, которые любят заниматься и часто сами просят «дать им задание», дети с ЗПР интереса к учебным занятиям почти не проявляют. Некоторые прямо заявляют: «Я не люблю заниматься!» Поэтому для ребенка с ЗПР нецелесообразно представлять диагностическую процедуру как занятие или испытание. Желательно предлагать это как игру. Очень успешным оказался опыт предъявления диагностических заданий в качестве попытки лучше узнать ребенка. Фразы вроде «Мне очень нравится с тобой разговаривать», «Мне сказали, что только ты можешь мне помочь», «Я собираюсь написать про тебя книгу» воспринимаются детьми с ЗПР некритично и, как правило, приводят к тому, что ребенок начинает сам стремиться к установлению контакта с экспериментатором.

     Эмоционально-волевая незрелость характеризуется тем, что у детей отсутствует типичная для здорового ребенка живость и яркость эмоций, характерны слабая заинтересованность в оценке, низкий уровень притязаний, повышенная внушаемость, отсутствие критики. Эмоционально-волевые нарушения сочетаются у детей с органической задержкой психического развития с недостаточной сформированностью отдельных психических функций — восприятия, мышления, речи и других; с трудностями регуляции высших форм произвольной деятельности.

      В своей разработке использовала:

  • Диагностические методики  (приложение №1);
  • коррекционно-развивающие занятия с использованием сказкотерапии (приложение №2);
  • индивидуальные консультации с родителями и с педагогами.

Результаты разработки:

      Результаты позволяют сделать выводы о том, что дошкольники и дошкольники с ЗПР действительно нуждаются в коррекции эмоционального состояния, а также в коррекции понимания, осознания своих и чужих эмоций и умения выразить свои чувства и переживания. Опираясь на полученные результаты, была подобрана методика работы с применением сказкотерапии, на основании которой были разработаны и апробированы занятия, направленные на коррекцию нарушения эмоциональной сферы. Результаты показывают, что применение данных занятий положительно сказывается на эмоциональной сфере детей, также совместное взаимодействие нормативно-развивающих детей с детьми с ОВЗ показывает положительные результаты, дети с нормой помогают детям с ОВЗ в социализации.

Механизмы трансляции данного опыта в другие образовательные учреждения:

Рекомендации педагогам:

  • использование метода сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста является весьма эффективным и многофункциональным. Сказка помогает ребёнку устанавливать взаимодействие с окружающим миром, формировать эстетические эталоны и представления, что в дальнейшем активно влияет на становление личности. Сказка обогащает словарный запас, развивает речевую активность и учит четко формулировать свои мысли и излагать их на публике;    
  • сказка для ребенка - это маленькая жизнь, полная ярких красок, чудес и приключений. Каждая история о дружбе, помощи доброте, любви ко всему живому. Питает ум, учит мыслить развивает;
  • сказки развивают память и внимание. Они дают ребенку чувство психологической защищенности, т.к. имеют в своём сюжете доброту, мудрость, что дает ребенку положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и тревогу.

Приложение №1

Диагностика включала в себя следующие задания:

  • Графическая методика "Кактус" М.А.Панфилова;
  • Методика "Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке";
  • наблюдение за каждым ребенком.

Приложение №2

      Для проведения занятий брала сказки «Теремок», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Лиса и заяц», «Три поросенка», «Курочка Ряба» и др. В этих сказках очень простой сюжет, несложная лексика, постоянные повторяющиеся элементы и фразы героев, а также присутствует весь спектр эмоций, которые предстоит «сыграть» детям: радость, страх, злость, грусть. Занятия по данным сказкам включают в себя:

  1. Знакомство детей со сказкой и чтение ее по ролям, передача голосом особенностей героев;
  2. Игры «Угадай героя» и «Угадай настроение» - дети по очереди изображают героев, а остальные должны угадать героя по голосу и угадать его настроение (добрый, злой, хитрый, грустный, веселый и т. п.);
  3. Изготовление атрибутов к сказкам.

 Так же применялись сказки из книги О.В.Хухлаева, О.Е.Хухлаев «Терапевтические сказки в коррекционной работе с детьми».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль педагога-психолога ДОУ в организации сопровождения детей с ОВЗ в условиях реализации инклюзивной практики.

В данной статье раскрыты основные направления деятельности педагога-психолога ДОУ, реализующего инклюзивное образование....

ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОЙ ПРАКТИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕГО ТИПА.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"10632972","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"283","width":"197"}}]]Статья в сборнике материалов международной конференции " Инклю...

Инклюзивная практика в ДОО

Инклюзивное образование - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей. что обеспечивает доступ к о...

Инклюзивная практика в группах комбинированной напрвленности

К разделу основной общеобразовательной программы дошкольного образования с учетом ФГОС ДО...

Инклюзивная практика в дошкольной образовательной организации для успешной социализации ребенка

В процессе реализации требований ФГОС решается задача – создание в дошкольных образовательных организациях безбарьерной среды, позволяющей детям с ОВЗ получить современное дошкольное образование...