Инклюзивная практика в дошкольной образовательной организации для успешной социализации ребенка
материал по логопедии на тему
В процессе реализации требований ФГОС решается задача – создание в дошкольных образовательных организациях безбарьерной среды, позволяющей детям с ОВЗ получить современное дошкольное образование. Инклюзивное образование (включённое образование) даёт возможность детям с ОВЗ развиваться в среде обычных дошкольников. При этом всем детям инклюзивной группы предоставляются равные условия для того, чтобы включиться в воспитательно-образовательный процесс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
inklyuzivnaya_praktika_v_do.docx | 26.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад подготовила и представила:
Учитель – логопед Кукушкина Г.Н.
Инклюзивная практика в дошкольной образовательной организации для успешной социализации ребенка
(в рамках инновационной деятельности)
В процессе реализации требований ФГОС решается задача – создание в дошкольных образовательных организациях безбарьерной среды, позволяющей детям с ОВЗ получить современное дошкольное образование. Инклюзивное образование (включённое образование) даёт возможность детям с ОВЗ развиваться в среде обычных дошкольников. При этом всем детям инклюзивной группы предоставляются равные условия для того, чтобы включиться в воспитательно-образовательный процесс.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.
Группа дошкольников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи (ТНР), опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития.
Задача педагогов, воспитателей и родителей помочь детям с ограниченными возможностями здоровья понять, что они не одиноки, что они не являются изгоем в обществе и могут наравне со всеми детьми расти, развиваться и добиваться новых достижений. Необходимо общаться с детьми, учить ребенка думать, размышлять, сопереживать.
Инклюзивное образование строится на следующих принципах:
- Принцип индивидуального подхода
- Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка.
- Принцип активного включения в образовательный процесс всех его участников
- Принцип междисциплинарного подхода. (комплексный подход к определению и разработке методов и средств воспитания и обучения)
- Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания.(наличие необходимых развивающих и дидактических пособий, безбарьерной среды)
- Принцип партнерского взаимодействия с семьей.
- Принцип динамического развития образовательной модели детского сада. (Модель детского сада может изменяться, включая новые структурные подразделения, специалистов)
Предлагаю вашему вниманию основные этапы организации образовательного процесса в инклюзивной группе
Организация образовательного процесса в инклюзивной группе
1. Наблюдение и диагностика индивидуальных особенностей развития детей инклюзивной группы
2. Составление Индивидуального образовательного маршрута и АООП.
3. Планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных потребностей детей группы
4 Организация совместной жизнедеятельности детей в условиях инклюзивной группы
5. Мониторинг инклюзивного образовательного процесса и подведение итогов.
Остановимся подробнее на некоторых этапах образовательного процесса в инклюзивной группе
Итак, в группе появился «особый ребенок». Встает вопрос: «С чего начать?». Ведущие специалисты по инклюзивному образованию рекомендуют начинать с наблюдения и диагностики.
Наблюдение помогает:
- лучше понять, что происходит с ребенком.
- определить интересы, умения и потребности каждого ребенка, выяснить, что он предпочитает, какие занятия выбирает, когда есть выбор.
- увидеть изменения в развитии ребенка с течением времени.
- внести изменения в развивающую среду.
- определить моменты, вызывающие озабоченность.
- найти способы, позволяющие лучше всего решить проблемные ситуации.
- внести изменения в учебный план.
- получить информацию, которой могут воспользоваться как педагоги, так и родители.
- дать возможность родителям больше узнать о своих детях.
- получить наиболее адекватную оценку ситуации в развитии ребенка.
- получить обратную связь об эффективности (или не эффективности) собственных педагогических действий.
После наблюдения переходим на следующий этап работы - к составлению индивидуального образовательного маршрута.
- Индивидуальный образовательный маршрут разрабатывается на основе диагностики ребенка.
- Индивидуальный образовательный маршрут является ориентиром для педагогов, родителей и специалистов при работе с детьми.
- Разработка индивидуального образовательного маршрута ведется командой из специалистов и воспитателей группы.
- После разработки индивидуального образовательного маршрута члены команды несут ответственность за его реализацию в повседневной практической работе в группе и других местах дошкольного отделения (например, на игровой площадке).
При составлении индивидуального образовательного маршрута необходимо учитывать особенности формирования навыков у детей с ОВЗ. Надо помнить,что
- Каждый отдельный навык в действительности складывается из нескольких промежуточных навыков. Поэтому просто не бывает занятий, позволяющих обучить чему-либо сразу. Такие навыки, как завязывание шнурков, вырезание ножницами круга из бумаги, кувыркание или счет, требуют поэтапного освоения многих промежуточных навыков.
- Некоторые дети могут освоить что-то новое очень быстро при небольшой помощи с вашей стороны. Эти дети уже владеют промежуточными навыками, и пользуются ими. У детей с ОВЗ таких промежуточных навыков обычно нет, поэтому им необходимо сначала овладеть ими, чтобы добиться общего успеха. У умственно отсталых детей эта проблема существует во всех областях.
При формировании навыков у детей с ОВЗ используются различные методы:
- Метод «Анализа задания»- алгоритм действия
Он состоит в разбивке задания (занятия) на несколько мелких последовательных шагов и обучении им ребенка, пока ребенок не освоит всё занятие в целом.( Например, если ребенок никак не может научиться самостоятельно надевать футболку, воспитатель может разбить это задание на следующие мелкие шаги:
- Положите футболку на стол спиной вверх и подолом в сторону ребенка.
- Засуньте обе руки внутрь футболки.
- Продвиньте руки вперед вдоль боков футболки к рукавам.
- Поднимите футболку так, чтобы ворот находился над головой.
- Опустите футболку, продев голову в ворот.
- Потяните футболку за подол вниз - с подмышек на грудь.
- Опустите подол футболки с груди на талию.)
- Метод: «Обратной последовательности»
Суть метода - педагог помогает (делает вместе с ребёнком всё действие), но последний шаг делегирует ребёнку (т.е.обучает делать этот шаг самостоятельно). Когда освоил последний шаг, воспитатель формирует предпоследний и т.д.
Удовлетворение от выполнения какого-либо задания - будь то надевание рубашки или сборка головоломки - значительно возрастает, когда сделан последний шаг. Применение метода обратной последовательности не только повышает шансы ребенка на успех, но и позволяет немедленно увидеть результат своих усилий, получить удовольствие от завершения работы.
- Метод «Подражание сверстнику»
Одно из преимуществ вовлечения детей с ОВЗ в дошкольную программу состоит в том, что им предоставляется возможность играть со сверстниками и учиться новым навыкам, наблюдая за теми, кто их уже освоил. Вы можете планировать и организовывать учебные ситуации так, чтобы такое взаимодействие, так называемое “подражание сверстнику”, стало возможным. В тех областях, где ребенок с ОВЗ отстает, другой ребенок (сверстник), обладающий необходимыми навыками, может служить в качестве модели. И, наоборот, там, где ребенок с ОВЗ превосходит других, он может послужить примером для отстающего ребенка.
Такой метод имеет и дополнительное преимущество: он способствует вырабатыванию у детей позитивного отношения к «особенным детям».
Вы, как педагоги-практики, прекрасно знаете, что речь проходит красной нитью через все формы организованной и самостоятельной деятельности детей. Поэтому формированию навыков коммуникации у детей с ОВЗ надо уделять особое внимание с учётом следующих рекомендаций:
- Привлеките к себе внимание детей.
- Будьте хорошим слушателем
- Разговорите детей
- При разговоре с детьми используйте язык, соответствующий уровню их языкового развития
- Давайте простые указания
- Говорите медленно и четко.
- Используйте то, что дети уже знают
- Называйте то, что вы делаете и то, что делает ребенок.
- Сопровождайте свои объяснения жестами, иллюстрирующими предполагаемые действия.
- Используйте картинки и пиктограммы
Коснёмся следующего этапа образовательного процесса в инклюзивной группе, а именно
Практических рекомендаций по организации совместной жизнедеятельности детей (в условиях инклюзивной группы).
- Предложите детям правила организации их жизни в группе.
- Составляйте план на день так, чтобы спокойные и активные занятия были надлежащим образом сбалансированы.
- Обсудите организацию занятий с детьми. График занятий в картинках, чтобы дети знали последовательность и характер занятий.
- По окончании каждого занятия объясняйте детям, что вы будете делать дальше.
- Следуйте одному и тому же порядку изо дня в день, чтобы дети заранее знали, какое занятие будет следующим.
- Отдавайте четкие указания, но не более одного за раз.
- Не прерывайте занятий резко. Объясните детям, что надо будет заканчивать, когда “зазвенит колокольчик” или “заиграет музыка”. Такой вариант позволяет детям подготовиться к смене занятий, и при этом избежать слез и скандалов.
Подводя итоги, хочется напомнить те принципы, на которых базируется инклюзивное образование
Принципы предоставления помощи детям с особыми потребностями
- Поддержка должна быть как можно более ординарной, ненавязчивой и не унижающей ребенка.
- Сверстники (другие дети) могут быть прекрасным источником помощи.
- Помогая ребенку, необходимо учитывать его право делать выбор и принимать решения, связанные с его жизнью (например, где играть, с кем сидеть рядом во время еды, когда заканчивать сооружения башни, как рисовать).
- Семьи должны привлекаться к определению методов поддержки их детей.
- Необходимо постоянно контролировать и оценивать эффективность поддержки.
- В группе необходимо создавать такой климат, чтобы дети чувствовали себя членами коллектива, в котором все поддерживают друг друга.
Наряду с положительными моментами инклюзивное образование столкнулось с рядом трудностей, а именно:
- психологическая неготовность многих родителей принять особенности своего ребёнка (замалчивание диагнозов, не идут на контакт со специалистами)
- неготовность родителей массовых групп принимать таких детей
- недостаточный уровень подготовки педколлектива для работы с детьми ОВЗ (необходимость курсов)
- недостаточное методическое обеспечение
Модель принятия решений при определении необходимой адаптации
девочка с синдромом Дауна.
Возраст: 3 года.
Задачи или умения, которыми необходимо овладеть | Может участвовать наравне с другими детьми | Адаптация среды | Адаптация воспитательных средств | Адаптация материалов | Адаптация учебного плана | Поддержка сверстников |
Здороваться с товарищами и воспитателями | да | |||||
Снимать верхнюю одежду | нет | |||||
Вешать верхнюю одежду на крючок | нет | Приклеить под крючком для одежды фотографию Алисы | ||||
Убирать свои вещи | нет | Товарищи по группе показывают Алисе, куда класть свои вещи | ||||
Выбирать центр деятельности | да |
Вариант формы индивидуального маршрута
Основное направление деятельности | Конкретные задачи на период | Режим и формы работы | Необходимый специалист | Показатели достижений | Формы оценки результатов работы |
Помощь в освоении образовательной среды, установление доверительной атмосферы на занятиях. | Установление контакта Построение сюжетной игры Научить играть в сюжетные игры с пониманием контекста и соблюдением правил | Занятия 1 раз неделю четверг | Педагог-психолог | Идет на контакт Самостоятельно приходит на занятия в кабинет психолога Ребенок общителен, свободно себя чувствует в коллективе, | Наблюдение на занятиях; специально-созданные диагностические ситуации на занятиях, беседа с родителями, учителями |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Процесс социализации детей с ограниченными возможностями здоровья при осуществлении инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации
В данной статье дается первоначальное представление о процессе социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) при осуществлении инклюзивного образования в дошкольных образ...
Организация инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации
Так что же такое инклюзивное образование? «Инклюзия" в переводе с англ. языка inclusive - означает "включенность. Инклюзивное образование – обеспечивает полное вов...
Горбунова Е.И., Кабашова Л.В., Казацкая Л.В. Вариативность культурных практик в дошкольной образовательной организации. Организация экспериментирования на основе театрализованной деятельности: Методические рекомендации.
Настоящее пособие включает теоретическое обоснование вариативности культурных практик детей: игровой, продуктивной, познавательно – исследовательской, двигательной, художественно – творчес...
Внедрение инклюзивной практики в дошкольное образовательное учреждение с учетом ФГОС
Внедрение инклюзивной практики в дошкольное образовательное учреждение сучетом ФГОС...
ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОЙ ГРУППЫ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Статья посвящена проблеме адаптации детей дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования. Проанализированы факторы, влияющие на процесс адаптации детей с ОВЗ. Представлено содерж...
"Инклюзивная практика в дошкольной образовательной организации", 72 часа
курсы повышения квалификации...
«Современные технологии в педагогике:реализация инклюзивной практики в дошкольной образовательной организации" 2021
laquo;Современные технологии в педагогике:реализация инклюзивной практики в дошкольной образовательной организации" 2021...