Статья "Современные формы взаимодействия доу и семьи"
статья по психологии

Немчинова Екатерина Николаевна

Ведущие цели взаимодействия детского сада с семьёй – это создание в  дошкольной образовательной организации   необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания и образования.  Для того чтобы осуществлять развитие дошкольников вместе с родителями решать задачи образовательной программы, необходимо максимально вовлекать родителей в совместные мероприятия. Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие, взаимопознание, взаимовлияние. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимоотношений.


     

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья20.24 КБ

Предварительный просмотр:

СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ

Воспитание детей надо начинать с воспитания родителей.

Именно родители должны стать нашими помощниками,

союзниками участниками единого педагогического

процесса, коллегами в деле воспитания детей.

В.А. Сухомлинский

        Детство – незабываемая пора в жизни каждого человека. Она наполнена добрыми руками родителей и заботой воспитателей. Родительская любовь даёт человеку «запас прочности», формирует чувство психологической защищённости. Кто помогает родителям в воспитании детей? Воспитатели – первые помощники родителей, в их руках дети становятся любознательными, активными, творческими. На современном этапе, семейное воспитание признано ведущим, что отражено в ст. 18 Закона РФ «Об образовании». В соответствии с законом «Об образовании» РФ, где записано, что родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального, личностного развития ребенка.

      Актуальность работы с родителями определяется тем, что детский сад – это первый вне семейный социальный институт, в котором начинается систематическое педагогическое просвещение родителей. От эффективности совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребёнка. Ребёнок, видя пример родителей, быстрее откликается и активнее включается в разные виды деятельности.

        Ведущие цели взаимодействия детского сада с семьёй – это создание в  дошкольной образовательной организации   необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания и образования.                Для того чтобы осуществлять развитие дошкольников вместе с родителями решать задачи образовательной программы, необходимо максимально вовлекать родителей в совместные мероприятия. Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие, взаимопознание, взаимовлияние. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимоотношений.

Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по причине неправильной формы взаимодействия. Таким образом, перед педагогическим коллективом ДОУ стоит задача не просто повышать уровень педагогической компетенции родителей, но и распространять среди родителей педагогические знания, повседневно помогать семье правильно воспитывать детей, пропагандировать и транслировать лучший опыт воспитания детей дошкольного возраста в семье. Педагоги стараются наиболее полно использовать весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия с семьей и ищут новые, современные формы сотрудничества с родителями.

Выстраивая взаимодействие с родителями, можно использовать как традиционные формы – это родительские собрания, лекции, практикумы; так и современные формы – устные журналы, экскурсии, родительские клубы, акции, оздоровительные мероприятия, игры и т.п.

Планируя ту или иную форму работы, мы как педагоги всегда исходим из представлений о современных родителях, как о современных людях, готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству. С учётом этого выбираем следующие требования к формам взаимодействия: «оригинальность», «востребованность», «интерактивность». Самая популярная и любимая, нами как воспитателями, так и родителями форма работы – досуговая. Здесь наиболее эффективно раскрываются возможности для сотрудничества. Можно сказать, что родители еще никогда не участвовали так часто в совместной деятельности детского сада и семьи. Исчезает формализм в отношениях, обе стороны стремятся к равноправному партнерству.

В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Опыт работы с родителями показал, что в результате применения современных форм взаимодействия позиция родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребёнка. Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями.

        Список литературы:

  1. Арнаутова Е.П. Планируем работу с семьей. // Управление ДОУ 2002г., № 4. – 66с.
  2. Давыдова О.И. Работа с родителями в детском саду / О.И.Давыдова, Л.Г.Богославец, А.А.Майер. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 144 с.
  3. Елисеева Т.П.  «Детский сад и семья: современные формы взаимодействия» [Электронный документ]   https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/09/28/detskiy-sad-i-semya-sovremennye-formy-vzaimodeystviya
  4. Современные формы работы с родителями [Электронный документ] https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/674882/
  5. Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. Пособие для работников ДОУ. [Текст]// О.В. Солодянкина, М.: «Аркти», 2005, С. 221.
  6. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»: текст с изм. и доп. на 2014 г. — М.: Эксмо. 2013.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей: "Родительская газета, как форма взаимодействия ДОУ и семьи"

Цель газеты: • обеспечить психолого-педагогическое информирование родителей;• способствовать  формированию  нового  менталитета  родителей  как воспитателей и изменить саму с...

Консультация для воспитателей.Формы взаимодействия ДОУ и семьи по формированию педагогической культуры родителей

В настоящее время используются всевозможные методы и формы педагогического просвещения родителей, как и уже утвердившиеся в этой области, так и новаторские, нетрадиционные. Использование различных мет...

Формы взаимодействия педагогов с семьей ребенка дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями

Презентация раскрывает особенности форм работы с родителями в специальном  дошкольном образовательном учреждении....

Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи

Взаимодействие педагога и родителей в воспитаниии ребёнка....

«Воспитательно-развлекательное мероприятие «Семью семь», как форма взаимодействия ДОУ с семьей»

  Цели:Создание живого творческого союза взрослых и детей для полноценного развития ребенка и самореализации взрослых. Задачи:Научить родителей наблюдать за ребенком, изучать его, вид...

Консультация для воспитателей «Основные направления взаимодействия с семьями. Использование инновационных форм взаимодействия педагога с семьями воспитанников».

В статье рассматриваются актуальные проблемы взаимодействия педагогов детского сада с семьями воспитанников. Представлен принципиально новый подход к работе с родителями, где ведущими субъектами стано...

выступление на педсовете : "Формы взаимодействия ДОУ и семьи, изменение форм взаимодействия с родителями в соответствии с требованиями ФГОС"

quot;Формы взаимодействия ДОУ и семьи, изменение форм взаимодействия с родителями в соответствии с требованиями ФГОС"...