Мой публичный опыт
статья по психологии
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБДОУ детский сад№55 «Алёнушка»
Педагогический совет по теме: «Развитие интеллектуальной и художественной способностей через различные виды деятельности»
Сообщение по теме:
«Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста»
Подготовила педагог- психолог
Крылова Зарина Рафиковна
2021г.
г. Пушкино
Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста
Интеллект (от лат. Intellectus – понимание, познание).
Термин «интеллект» используется как в широком, так и в узком смысле. В широком смысле интеллект – это совокупность всех познавательных функций индивида, от ощущения и восприятия до мышления и воображения, в более узком смысле интеллект – это собственное мышление.
В процессе познания человеком действительности психологи отмечают 3 основные функции интеллекта:
- способность к обучению;
- оперирование символами;
- способность к активному овладению закономерностями окружающей среды.
Понятие интеллект появилось в начале 20 века, существует много различных теорий интеллекта, над ними работали такие учённые как Э. Спирман, Л. Теристон, Д. Гилфорт, С. Берт, Р. Кеттел, Ж. Пиаже, А. Валлон.
Отечественные психологи Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, О.К. Тихомиров, М.К. Холодная и другие рассматривали интеллект как понятие, тождественное понятию «общие способности» или «общая одаренность». По мнению наших отечественных исследователей, особое значение имеет обучение, воспитание и развитие интеллекта на всех возрастных этапах развития личности. Именно поэтому в отечественной психологии введено понятие «обучаемость интеллекта». Экспериментальные данные подтверждают возможность «обучения» интеллекта, как на ранних этапах развития личности, так и на зрелых.
Существует не одна схема интеллектуального развития. Сегодня хочу представить вам когнитивную теорию французского психолога Анри Валлона.
Валлон считает, что ребенок с самого рождения представляет собою существо, неспособное что-либо делать самостоятельно и поэтому обреченное на социализацию (вначале - с матерью, а потом - с другими людьми). Развитие ребенка идет только в результате взаимодействия с другими людьми, и главную роль в нем играют не только моторные акты, но и аффективные реакции и речь. Этой же позиции придерживается и советская школа психологии (в частности, Л.С. Выготский - 1978 - отмечает важную роль других людей в когнитивном развитии ребенка).
Валлон выделяет следующие последовательные стадии детства:
1.Импульсивная стадия (0-6 мес.) - стадия рефлексов, автоматически развивающихся в ответ на раздражение. Со временем эти рефлексы все больше уступают место контролируемым движениям и новым формам поведения, по большей части связанным с питанием.
2.Эмоциональная стадия (6-10 мес.) - накопление репертуара эмоций (страх, гнев, радость, отвращение и т.д.), позволяющих ребенку устанавливать тесные контакты с окружающей социальной средой. Эмоции образуют "предъязык", с помощью которого ребенок не только повышает эффективность своих жестов, но и предвидит реакции других людей.
3.Сенсомоторная стадия (10-14 мес.) - начало практического мышления. Закрепляются связи между движениями и возникающими в результате перцептивными эффектами, поэтому ребенок начинает все чаще реагировать на вещи направленными на них жестами. Характерны циркулярные формы активности (голос оттачивает слух, а слух придает гибкость голосу).
4.Проективная стадия (14 мес.-3 года) - развитие ходьбы, затем речи. Ребенок приобретает способность исследовать окружающий мир и воздействовать на объекты, названия которых он узнает одновременно с их свойствами. Другими словами, ребенок приобретает все большую независимость по отношению к предметам, что способствует самоутверждению индивидуума.
5.Персоналистская стадия (3-6 лет) разделяется на 3 подстадии:
5.1.период противопоставления (3 года) - время развития "Я"; ребенок учится отличать себя от других и предметы друг от друга по различным признакам (форме, цвету или размерам);
5.2.период нарциссизма (4 года) - знает свое имя, фамилию, возраст и жилище. Стремится выставить себя в выгодном свете (наблюдает за собой, следит за своими действиями, упорствует в выполнении поставленной перед ним задачи). Растет уровень абстрактности восприятия предметов (различает линии, направления, положения, графические обозначения).
5.3.период подражания (5 лет) - учится играть роль и придумывает себе героя.
Вся персоналистская стадия проходит под знаком синкретизма (расшифровывает ситуацию по одной детали или по набору деталей без установления причинно-следственных связей между ними).
6.Учебная стадия (6 - 12-14 лет). Ребенок поворачивается лицом к внешнему миру. Мышление становится более объективным. Он знакомится с сочетаниями и категориями не только предметов, но и различных форм активности (особенно в школе), в которые он вовлекается. Развитие ребенка сопровождается ростом его независимости.
7.Стадия полового созревания - внимание подростка вновь сосредоточивается на самом себе и потребностях собственного "я". Отсюда - поиск еще большей независимости и оригинальности; одновременно - развитие способности к рассуждению и связыванию абстрактных понятий.
Общая гипотеза по поводу индивидуального развития интеллекта состоит в том, что существуют врожденный и приобретенный интеллекты. Врожденный интеллект - это тот потенциал, который создается в момент зачатия и служит основой для развития интеллектуальных способностей личности. Что касается приобретенного интеллекта, то он формируется в результате взаимодействия этого потенциального интеллекта с окружающей средой.
Факторы интеллектуального развития:
Генетические факторы - тот потенциал, который ребенок получает с наследственной информацией от родителей.
Факторы, возникающие во время беременности. Во время пренатального развития ребенок живет практически одной жизнью с матерью. Поэтому сильные нарушения физического и психического равновесия у матери в это время могут оказывать влияние, подчас необратимое, на реализацию генетического потенциала ребенка.
Факторы окружающей среды. Психическая стимуляция уже с первых месяцев жизни может иметь решающее значение для интеллектуального развития ребенка, быть может, даже большее, чем правильное питание или физический уход. Было показано, что у детей, воспитанных в учреждениях, где общение было сведено к минимуму (одна воспитательница на 10 детей), уже со второго года жизни отмечается значительное отставание в двигательной и речевой сфере. То есть дети должны расти у родителей, которые дают им возможность общаться с разными людьми, манипулировать с новыми предметами, осваивать новые навыки.
Число детей в семье. Можно было бы предположить, что умственное развитие ребенка будет тем лучше, чем больше у него братьев и сестер. Однако на самом деле это не так: чем больше в семье детей, тем ниже их IQ; первенцы всегда более развиты, чем остальные дети. Самые высокие баллы получают старшие дети в семье из 2 детей, а самые низкие - младшие дети в семье с 9 детьми
Социальное положение семьи
Влияние образовательных учреждений.
Личностные качества ребенка.
Личностные качества родителей. Родителям детей с высоким уровнем интеллекта и творческих способностей обычно свойственно положительное отношение к жизни: они любят свою работу, энергичны и динамичны, предпочитают на досуге культурное или артистическое времяпрепровождение.
Виды интеллекта (по Г. Гарднеру)
Попытки составить классификацию интеллекта предпринимались с середины XX века, когда стало понятно, что умственные способности отличаются качественно, и нельзя стричь всех под одну гребенку. Классификаций много, но наибольшую популярность в психологии имеет теория Говарда Гарднера, который выделил 8 типов (или видов) интеллекта.
Логико-математический интеллект
Он связан с логическим мышлением и математическими способностями. Именно логика долгое время считалась основой умственных способностей вообще, и она определяет различные качества интеллекта:
- умение мыслить упорядоченно и выстраивать иерархические структуры понятий;
- способность оперировать цифрами, давать количественную оценку явлений;
- наличие дедуктивного и индуктивного мышления;
- владение основными мыслительными операциями в рамках формальной логики: анализом, сравнением, обобщением, синтезом;
- способность работать с базами данных, систематизировать и структурировать информацию;
- понимание графиков, схем и таблиц.
Те, у кого высокий уровень логико-магического интеллекта, достигают успеха в точных науках, в конструкторском деле, там, где требуется абстрактное и логическое мышление. Большинство стандартных тестов интеллекта оценивают в основном именно способности к логике.
Вербально-лингвистический интеллект
Вербальные способности или умение понимать и передавать информацию в речевой форме играют огромную роль в жизни человека. И умственное развитие ребенка напрямую связано с овладением речью. Еще в XIX веке было замечено,что глухонемые люди, не обученные специальному языку, по уровню интеллекта соответствуют 3-4-летнему ребенку.
Лингвистический интеллект предполагает наличие следующих качеств:
- способность к осмысленному восприятию и анализу звуков речи и их сочетаний;
- умение составлять речевые сообщения в соответствии с нормами и требованиями языка;
- владение письменной речью, умение писать связные, логичные тексты, в том числе литературного, публицистического и научного характера;
- умение правильно строить свою речь в соответствии с конкретной ситуацией: соблюдать правила речевого этикета, вести беседу, диалог, монолог, дискуссию.
В той или иной степени вербальный интеллект есть у всех психически полноценных, здоровых людей. Однако уровень его может сильно отличаться в зависимости от активности центра речи в головном мозге, от вербальных способностей и от речевых навыков, приобретенных не только в детстве, но и в старшем возрасте. Лингвистический интеллект очень динамичен и хорошо развивается. Правда, если ребенок по каким-то причинам не получил элементарные речевые навыки до 3-4 лет, то впоследствии это плохо скажется не только на вербальном интеллекте, но и на общем уровне умственных способностей.
Визуально-пространственный интеллект
В широком понимании это способность ориентироваться в пространстве, воспринимать и оценивать форму и размеры окружающих предметов и их удаленность друг от друга. Но эта способность включает в себя еще один важный аспект – она предполагает развитие образного мышления и всего, что с этим связано:
- умение создавать, фиксировать образы на уровне сознания и сохранять их в памяти;
- развитое воображение;
- способность воплощать образы в различных формах: рисунок, скульптура, конструирование, схема и т. д.
Этот вид интеллекта предполагает способность анализировать увиденное, делать выводы на основе именно визуальной информации. Если учесть, что в форме зрительных образов человек получает до 80 % всей информации из внешнего мира, то становится понятно, насколько важен этот тип интеллекта.
Натуралистический интеллект
Человек – часть физического мира. Его существование и благополучие во многом зависит от способности анализировать события, происходящие в этом мире. Умение быстро оценить обстановку, по мельчайшим признакам определять приближение природной катастрофы или стихийного бедствия, отличать съедобное от несъедобного, врага от добычи – все это натуралистический интеллект. И он сыграл огромную роль не только в адаптации, но и в эволюции человека.
В настоящее время высокий уровень натуралистического интеллекта обеспечивает успех не только в таких сферах, как сельское хозяйство, разведение животных и геология, но и, вообще в естественных науках: биологии, физике, химии и т. д.
Межличностный или интерперсональный интеллект
Мы являемся не только частью природного мира, но и часть социума. Поэтому наш успех и даже нередко само существование зависят от качества общения с другими людьми. Интерперсональный интеллект включает в себя следующие качества личности:
- умение строить взаимодействие с другими людьми;
- владение средствами вербальной и невербальной коммуникации;
- умение правильно воспринимать и понимать другого человека (социальная перцепция);
- способность работать в команде, подчиняться и руководить;
- организаторские способности.
Уровень развития интерперсонального интеллекта во многом определяет статус человека в обществе, его качества лидера. От этого типа умственных способностей зависит, кем вы станете: ведущим или ведомым, сможете ли сделать карьеру в социальной сфере, например, в менеджменте, политике и т. д.
Внутриличностный (интраперсональный) интеллект
Этот вид умственных способностей связан с самосознанием и включает в себя очень важные для человека качества:
- способность погружаться в свой внутренний мир, анализировать свои чувства, мысли, поступки;
- склонность к рефлексии как оценке своих поступков сквозь призму нравственных норм и традиций общества;
- готовность к одиночеству и даже потребность в нем как в важном условии творчества и самосовершенствования;
- умение формировать самооценку и ее адекватное восприятие, понимание своих сильных и слабых сторон, недостатков и достоинств.
Внутриличностный интеллект предполагает активность высшего уровня сознания, поэтому его иногда называют духовным. Возможно, сформировался этот вид мыслительных способностей на позднем этапе эволюции человека, и именно в нем личность проявляется как высшее духовное существо.
Музыкально-ритмический интеллект
Умственные способности человека предполагают умение анализировать не только звуки речи, но и звуки музыки, понимание мелодии и чувства ритма. Такому виду интеллекта, как музыкально-ритмический, обычно не придается серьезного значения. И действительно, без способности к глубокому анализу музыкального произведения вполне можно прожить и даже прослыть высокоинтеллектуальным человеком.
Однако есть люди, у которых в комплексе умственных способностей этот вид интеллекта занимает важное место. К ним относятся не только музыканты и певцы, но и актеры, педагоги, ораторы. Ведь способность воспринимать и передавать мелодию напрямую влияет на интонационность речи. Музыкальный интеллект включает в себя следующие качества:
- способность к анализу музыки, в том числе мелодичности, ритма, тембра, темпа и т. д.;
- умение воспроизводить мелодию на слух;
- оценка эмоционального характера и интонационности музыки;
- различение особенностей звучания разных музыкальных инструментов и различных тембров голоса (бас, баритон, сопрано, тенор и т. д.);
- умение придавать речи яркую интонационную окраской.
Несмотря на кажущуюся малозначимость этого вида интеллекта, ученые доказали, что музыкальные способности у наших далеких предков сформировались раньше вербальных. И дело тут не только в понимании музыки, но и в том, что долгое время общение основывалось не на членораздельных звуках, а на музыкальной интонации, передающей разнообразные чувства и состояния.
Да и в настоящее время музыкально-ритмический интеллект необходим для придания речи выразительности, для умения использовать вокальные возможности голоса в вербальном общении: убеждать, уговаривать, восторгаться, возмущаться, сомневаться и т. д.
Кинестетический (тактильный или телесный) интеллект
Это познание и осмысление реальности через ощущения, прикосновения, движения. Необходимость чувствовать и понимать свое тело требуется не только в спорте, но и во многих видах предметной деятельности. Высокий уровень этого вида интеллекта проявляется в работе талантливых скульпторов, резчиков по дереву, виртуозных граверов и кузнецов. Без него не освоить привычных нам рукоделий, не научиться хорошо вязать и вышивать, работать с глиной или декоративным стеклом.
Когда человек сетует, что у него «руки не из того места растут», то он имеет в виду неразвитость кинестетического интеллекта. А формироваться эти умственные способности начинают в самом раннем детстве. Можно сказать, это первый вид интеллекта, который развивается у малышей. Поэтому детские психологи такое большое значение придают развитию мелкой моторики руки и вообще кожной чувствительности детей.
Эмоциональный интеллект
Виды интеллекта не ограничиваются классификаций Г. Гарднера, время от времени появляется описание еще одного вида. Это связано с многообразием проявлений умственных способностей человека. А может, мы продолжаем эволюционировать и постепенно обретаем все новые и новые способности? Так или иначе, но в последнее время все чаще говорят о таком виде интеллекта, как эмоциональный.
О важности этого вида интеллекта стали говорить сравнительно недавно – в конце XX века и тогда же начались его исследования в психологии. Эмоциональный интеллект можно определить как совокупность способностей человеку к эмоциональному познанию мира и других людей. Он включает в себя 3 аспекта:
- Умение воспринимать окружающее через призму эмоций, давать эмоциональную оценку событиям и явлениям, поступкам и другим людям.
- Способность понимать эмоциональное состояние других людей, анализировать его и строить свои отношения с окружающими на основании этого анализа. Проявляется эта сторона не только в понимании, но и в сочувствии, в эмпатии, то есть в способности переживать чужие эмоции.
- Способность управлять своими эмоциональными состояниями, сочетание высокого уровня эмоциональности и высокого уровня рационального контроля.
Эмоциональный интеллект начинает формироваться очень рано. Совсем маленький ребенок в возрасте 6-8 месяцев уже способен понимать чувства взрослого и реагировать на улыбку улыбкой, а на нахмуренные брови слезами. Но до полноценного осмысления эмоций, а тем более до осознанного контроля их проявлений еще очень далеко. Этого уровня эмоционального интеллекта достигает не каждый взрослый.
Данный вид интеллект играет важную роль в жизни современного человека, он не только помогает строить отношения с окружающими, но и дает возможность избежать негативных последствий стресса, фрустрации и депрессионных состояний. Гармоничное сочетание эмоциональности и уравновешенности, экспрессивности и рациональности, умение регулировать сферу своих чувств – очень важные условия успеха в современном обществе. Поэтому многие психологические курсы предлагают программы по развитию эмоционального интеллекта.
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад№55 «Алёнушка»
Совещание руководителей
муниципальных образовательных организаций
Городского округа Пушкинский по теме:
«Организация внутренней оценки качества дошкольного образования».
Сообщение по теме:
«Оценка эффективности взаимодействия ДОУ
с родителями воспитанников»
Подготовила педагог- психолог
Крылова Зарина Рафиковна
2022г.
Городской округ Пушкинский
Оценка эффективности взаимодействия ДОУ
с родителями воспитанников
Воспитание подрастающего поколения в современном обществе является предметом особой заботы.
Согласно статье 44 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» «родители (законные представители) имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка». Таким образом, признание государством приоритета семейного воспитания, требует иных взаимоотношений и образовательного учреждения, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Родители (законные представители) воспитанников – одни из основных участников образовательных отношений – имеют право принимать участие в вопросах планирования и качественной реализации образовательной программы дошкольного образования ДОУ. На любом этапе взаимодействия с родителями необходимо обеспечивать их право управлять образовательными отношениями. Одна из основных задач ФГОС ДО направлена на обеспечение психолого – педагогической и консультативной поддержки членов семей воспитанников, повышения их компетентности в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним важным и значимым критерием - его качеством, которое непосредственно зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей.
Следовательно, удовлетворённость родителей качеством дошкольного образования, степень их участия в образовательной деятельности так же должны оцениваться.
Внутренняя система оценки качества взаимодействия ДОУ с родителями воспитанников ведется последовательно, системно.
Приоритетными задачами дошкольного образования в нюансе взаимодействия с семьями являются:
- изучение особенностей семьи, воспитания ребенка и установления контактов с семьей;
- вовлечение отца с матерью к решению проблем по вопросам самообразования и самопознания;
- определение семейных проблем по вопросам воспитания ребенка и их решения;
- обогащение опыта родителей специальными знаниями и повышения уровня психолого-педагогической компетентности.
Уровень решения этих и других вопросов говорит о профессиональной педагогической компетентности коллектива в целом.
Рабочая группа ВСОКО оценивает уровень вовлеченности родителей в совместную деятельность ДОУ. Работа ведётся по четырем направлениям:
1. Информационно – аналитическое. Цель направления – сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение состава семей, установление контакта с её членами, выяснения образовательных потребностей опекунов, их трудностей и запросов.
Для того чтобы спланировать работу с родителями, нужно хорошо знать родителей своих воспитанников, их социальный состав, настрой и ожидания от проживания ребенка в детском саду. Наиболее распространённые методы изучения семьи: анкетирование в том числе и дистанционное, личные беседы, наблюдения взаимоотношений и общения родителей и детей.
В начале учебного года проводятся общие и групповые родительские собраниях на которых сотрудники ДОУ рассказывают о возможностях участвовать в деятельности ДОО, оценивать созданные для детей условия, давать рекомендации по улучшению воспитательно – образовательного процесса.
Педагоги ДОУ в сентябре среди родителей новых воспитанников проводят анкетирования на тему: «Знакомство с родителями», «Ваш ребёнок». Это помогает собрать первичные сведения о ребенке и его семье, особенностях воспитания, об интересах, потребностях родителей в сотрудничестве, едином видении задач воспитания и развития детей. А так же оценить степень заинтересованности родителей и стремление их активно участвовать в образовательном процессе ДОУ. В часы утреннего приёма и во время ухода ребёнка из детского сада при наблюдении в глаза бросаются многие особенности взаимоотношений взрослого и ребёнка, по которым можно судить о степени их эмоциональной привязанности, культуре общения. По тому, о чём расспрашивают родители ребёнка вечером, какие наказы дают ему утром, можно сделать вывод о приоритетах современного воспитания, об отношении к дошкольному учреждению.
На основе собранных данных анализируются особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, впоследствии вырабатывается собственная тактика общения с каждым родителем, что в свою очередь помогает воспитателю лучше ориентироваться в педагогических потребностях отдельной семьи, учесть ее индивидуальные особенности.
При изучении информации у педагогов появляется возможность условно определить родителей к одной из групп (активные родители, ситуативно-активные, равнодушные) и планировать работу с разными группами родителей.
Заинтересованные родители активно участвуют в деятельности ДОУ, группы, вносят свои предложения по совершенствованию образовательного процесса, выдвигают идеи, оказывают существенное влияние на организацию образовательного процесса, разрабатывают совместно с педагогами мероприятия и активно в них участвуют.
Ситуативно-активные родители социально активны, готовы придти на помощь и педагогам, и детям. Но вследствие занятости, перегрузок, неуравновешенности характеров их настроение может резко меняться. В связи с этим возникают трудности во взаимодействии с педагогами, родителями, детьми.
Равнодушные родители – не чувствуют ответственности за воспитание детей, не занимаются организацией их жизни, игр, полезных и интересных занятий, не участвуют в деятельности ДОУ, группы, не выполняют отдельные поручения.
2. Познавательное направление. В нем содержится информация, направленная на решение конкретных задач, связанных со здоровьем детей и их развитием. Формы и методы работы, которые используются, педагогами, зависят от той информации, которую они получили при анализе ситуации в рамках информационно - аналитического направления. Цель - повышение психолого-педагогической компетенции родителей, передать им необходимую информацию по тому или ному вопросу, а также организовать продуктивное общение всех участников образовательного пространства, т.е. произвести обмен мнениями, идеями, чувствами. Иными словами, познавательное направление – это взимообогащение родителей в вопросах воспитания детей младшего и старшего дошкольного возраста. Совместная работа специалистов ДОУ по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, создает родителей действительно ответственными участниками образовательного процесса.
3. Наглядно – информационное направление. Включает в себя: родительские уголки; папки-передвижки на различные темы; семейный и групповые альбомы; фотовыставки: «Папа, мама, я – дружная семья»; «Копилка добрых дел», фотоотчёты догугово – образовательной деятельности, памятки и рекомендации на сайте учреждения и социальных сетях. Наглядно - информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично об родительских обязанностях и ответственности.
4. Досуговое направление. Взаимодействия педагога с родителями и детьми данного направления является самым привлекательным, востребованным, полезным. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом. В группе проводятся праздники, «День семьи», «День матери», «День защиты детей»,
спортивные досуги, совместные проекты, выставки семейных коллекций. Некоторые сценарии праздников и развлечений разрабатываются совместно с родителями.
Такая организация работы с родителями позволяет, структурировать работу педагогов с родителями и придать ей комплексный характер. Родителям рассматривать процесс воспитания и развития ребенка, как диалог со своим ребенком на основе знания психологических особенностей возраста, учитывать его интересы, способности. Внушать ребенку доверие к педагогу и активно участвовать в делах детского сада. Привлечь внимание педагогов и родителей к формированию единого понимания целей и задач, средств и методов воспитания детей, их эмоционального благополучия, полноценного физического, психического, социального и духовно-нравственного здоровья.
В связи с тем, что организующая и координирующая роль в социальном партнёрстве между родителями воспитанников и ДОУ принадлежит образовательной организации, необходимо также, чтобы педагогический
коллектив был готовым предоставить семье реальную, а не формальную возможность участия в деятельности учреждения.
Для определения трудностей в работе педагогов с родителями членами рабочей группы ВСОКО проводится анализ сформированности у педагогов необходимых компетенций, таких как:
- умение диагностировать образовательные потребности и потенциал семьи;
- знание собственных потребностей (профессиональных и корпоративных), мотиваций;
- владение способами ведения диалога, знание принципов социального партнёрства, наличие готовности к предоставлению родителям возможности участия в управлении образовательной организацией;
- умения, способствующие формированию у родителей субъектной позиции;
- владение способами активного сотрудничества с родителями и другими партнёрами в интересах поддержки семьи.
Для определения и повышения уровня стрессоустойчивости и профессионального мастерства в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников ежегодно членом рабочей группы ВСОКО педагогом - психологом проводится психологическая диагностика педагогов ДОУ с применением методик: «Тест самооценки затруднений в общении с родителями», «Эмоциональная компетентность в работе педагогов», «Оценка уровня психологического климата в коллективе». При анализе результатов выявляются возможные причины возникновения трудностей в организации сотрудничества между педагогами и родителями.
Причины возникающих трудностей
в организации сотрудничества между педагогами
и родителями воспитанников:
- Первая причина заключается в особенности коммуникативного взаимодействия.
Педагоги и родители не умеют или не хотят слушать и принимать позицию другой стороны, пытаются навязать свою точку зрения, заставить другого изменить установки взамен организации конструктивного диалога.
- Вторая причина – личностные особенности педагогов.
Несформированная профессиональная позиция, непонимание собственной значимости, ценности, как профессионала, неадекватная самооценка, сниженная или, напротив, завышенная самокритика приводят к неумению наладить контакт с родителями. Зачастую педагоги просто не готовы к деловому взаимодействию с семьями воспитанников.
- Избыток теоретических знаний у педагогов и отсутствие опыта их применения на практике.
Педагоги знают, что сказать родителям, но не знают как, поэтому возникают трудности коммуникативного взаимодействия. Например, «Лучше я промолчу – все равно ничего им не докажу!» или «Я им сейчас скажу все, что я знаю и думаю, пусть только попробуют не понять!» В результате вместо эффективного взаимодействия возникает молчаливое противоборство сторон.
- Педагоги не знают основных правил взаимодействия: не умеют слушать друг друга, концентрировать внимание на собеседнике и т.д.
Интересным оказался тот факт, что педагоги ассоциируют процесс взаимодействия с семьями воспитанников с ситуацией конфликта.
С педагогическим коллективом проводится индивидуальная и групповая психо - коррекционная работа по снятию психологических барьеров в общении педагогов с родителями воспитанников, по снижению уровня конфликтности, агрессивности, развитию мотивации к профессиональному самосовершенствованию личности через повышение самооценки, снятие тревожности. А так же проводится профилактика стрессовых состояний, эмоционального выгорания в педагогической среде, так как именно от психологического состояния педагога зависит качество его деятельности.
В конце учебного года так же педагоги ДОУ сами анализируют свою работу с родителями:
- выявляют количество родителей, включённых в течение года в образовательный процесс (участие в конкурсах, выставках рисунков, фотовыставках, субботниках, досуговых мероприятиях и др.);
- причины возникновения барьеров в общении между педагогами и родителями (если они были), позитивные и негативные ожидания членов семей воспитанников от детского сада;
- готовят предложения по выстраиванию позитивных взаимоотношений с родителями (что получилось и над чем надо работать).
Для осуществления полноценной оценки эффективности взаимодействия важно также определить уровень удовлетворенности родителей качеством предоставляемых образовательных услуг. Для определения удовлетворённости членов семей воспитанников качеством образования детей используется анкетирование, в том числе дистанционное (МКДО, НОКО). Каждый родитель анонимно по желанию заполняет анкету, пишет комментарии.
Анкета для родителей включает три блока:
- осведомлённость родителей о работе дошкольных групп (о целях, задачах, содержании и формах образовательной деятельности, режиме работы и питании детей);
- степень удовлетворённости родителями качеством дошкольного образования детей (состояние материальной базы, профессионализм педагогов, взаимоотношение с детьми и родителями, безопасность дошкольников в ходе образовательного процесса);
- источники информации, позволяющие сформировать представление о качестве условий в дошкольных группах (сайт учреждения, родительские чаты, родительские собрания, наглядные средства).
В анализе родительских анкет участвуют члены рабочей группы ВСОКО и весь педагогический коллектив. Оценивается как общий показатель удовлетворённости родителями условиями ДОУ, так и отдельные её позиции.
Анализ анкет родителей проводится по показателям:
- вовлеченность родителей в образовательный процесс;
- информированность родителей о деятельности ДОУ;
- организация питания детей;
- развитие способностей детей;
- обеспечение безопасности и забота о здоровье детей;
- качество и содержание обучения и воспитания детей;
- отношение педагогов к детям.
Полученные результаты обсуждаются на итоговом педагогическом совете в августе. Это даёт возможность педагогическому коллективу скорректировать свою работу с учётом запросов членов семей воспитанников и повысить комфортность условий.
Определение уровня взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников дает возможность администрации и педагогическому коллективу, с одной стороны, поделиться опытом успешного общения с родителями, а с другой - обратить более пристальное внимание на вопросы, требующие существенной доработки. Такой дифференцированный подход может способствовать повышению эффективности общения ДОУ и семьи.
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад№55 «Алёнушка»
Сообщение по теме:
«Развитие познавательной активности
современного дошкольника с использованием ИКТ»
в рамках заседания Центра методического сопровождения педагогов-психологов дошкольных образовательных организаций
Городского округа Пушкинский.
Подготовила педагог- психолог
Крылова Зарина Рафиковна
2022г.
Городской округ Пушкинский
Развитие познавательной активности современного дошкольника
с использованием ИКТ
Внедрение современных компьютерных технологий в дошкольную психологическую практику позволяет сделать работу педагога - психолога более продуктивной и эффективной. Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы педагога-психолога, расширяя возможности организации взаимодействия специалиста с другими участниками образовательного процесса.
Основные направления использования ИКТ технологий в работе педагога-психолога:
1. Психодиагностика: использование компьютерных тестов (бланки, обработка).
2. Аналитическая деятельность педагога-психолога (составление таблиц, диаграмм, электронной базы данных).
3. Коррекционно-развивающая работа (использование мультимедийной установоки, интерактивной доски, ноутбука, проектора).
4.Повышение психологической информированности, взаимосвязи с родителями и педагогическим коллективом ДОУ: составление и оформление памяток, рекомендаций, проведение тестирования, анкетирования, семинаров с использованием Интернет-ресурсов, сайта учреждения, социальных сетей.
5. Самообразование психолога (самодиагностика, общение и работа с коллегами с использованием интернет - конференций, вебинаров, социальных сетей, эл.почты).
Сегодня хочу подробнее рассказать о своей работе по развитию познавательной активности старшего дошкольника с использование ИКТ.
Познавательная активность определяется как качество личности, которое включает стремление ребенка к познанию, выражает интеллектуальный отклик на процесс познания.
Познавательная активность – стремление к наиболее полному изучению предметов и явлений окружающего мира.
Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности воспитания в детском саду. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познать и освоить все новое - основа формирования этого качества.
В научных исследованиях В. В. Давыдова, А. Н. Леонтьева, А. М. Матюшкина, утверждается, что лучшим фактором развития познавательной активности старших дошкольников является правильный выбор средств, позволяющих ребенку эффективно развиваться.
В настоящее время в связи с проникновением в жизнь дошкольника информационных технологий происходит вытеснение интереса к предмету и его свойствам интересом к средствам передачи информации об окружающем, поэтому в работе с современным дошкольником для поддержания мотивации к обучению и развитию необходимо применять различные интерактивные игры.
Интерактивная игра - одна из форм практического мышления. В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлением. В ходе игровой деятельности дошкольника, с использованием компьютерных средств развивается: теоретическое мышление, развиваются элементы наглядно-образного мышления, уменьшается время, как простой реакции, так и реакции выбора, воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления. Благодаря этому дети легче и глубже усваивают понятия формы, цвета и величины, быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве, а так же тренируется эффективность внимания и память, развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация движений глаз.
Развивающие занятий с использованием ИКТ я провожу с детьми от 5 лет. Формы занятий: групповая, подрупповая, индивидуальная. На групповых и подрупповых занятиях дети на экранах ноутбука, проектора просматривают анимационные ролики, викторины, презентации, с последующим обсуждением сюжета и решением поставленных задач. На индивидуальных занятиях с детьми в течение 5-7 минут использую компьютерные дидактические игры в ноутбуке или интерактивной доске на развитие психический процессов (памяти, внимания, мышления, речи и т.д.) с применением таких игр, как «4 лишний», «Какой игрушки не хватает?», «Чья тень?», «Продолжи логический ряд» и т.д. Компьютерные игры на занятиях с педагогом - психологом – новый вид деятельности для дошкольников. Их специфика заключается в том, что ребенок должен самостоятельно найти способы решения какого-либо задания. Но компьютерные игры не изолированы от педагогического процесса. Они предлагаются в сочетании с традиционными играми и обучением, обогащая психолого-педагогический процесс новыми возможностями.
Таким образом, в работе педагога – психолога с детьми можно выделить несколько преимуществ использования информационных компьютерных технологий:
- Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
- несёт в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
- движение, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребёнка;
- проблемные задачи, поощрение ребёнка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности дошкольников;
- ребёнок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;
- в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;
- возможность учитывать индивидуальные особенности и возможности каждого ребенка (например: индивидуальный темп деятельности, ведущую репрезентативную систему, интересы и т.д.).
Как и любые занятия, занятия на компьютере требуют времени, правильного применения, терпения и заботы со стороны взрослых. При грамотном использовании технических средств, при правильной организации образовательного процесса компьютерные программы для дошкольников могут широко использоваться на практике без риска для здоровья детей. Преимущества использования ИКТ открывают широкие возможности в практической деятельности психолога образования. От этого зависит мобильность, своевременность, эффективность работы психолога в ДОУ и повышает его профессиональный уровень.
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад№55 «Алёнушка»
Сообщение по теме:
«Роль театрализованной деятельности в развитии
детей дошкольного возраста с ОВЗ»
в рамках заседания Центра методического сопровождения
учителей – логопедов дошкольных образовательных организаций
Городского округа Пушкинский
Подготовила педагог- психолог
Крылова Зарина Рафиковна
2022г.
Городской округ Пушкинский
Роль театральной деятельности
в развитии детей дошкольного возраста с ОВЗ
Вопросам обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья сегодня уделяется большое внимание. Эта тенденция определена заметным ростом количества детей, имеющих врожденные или приобретенные дефекты развития. Проблемы здоровья детей и своевременной коррекции находятся теперь не только в поле зрения медицины, но и системы образования. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» регламентирует право детей с ОВЗ и с инвалидностью на образование и коррекцию нарушений развития, для которых должны быть созданы необходимые условия. Дети с ОВЗ нуждаются в максимально раннем выявлении проблем в развитии, чтобы эффективно решить или смягчить их в наиболее благоприятные для этого сенситивные периоды
Следовательно, для особого ребенка требуется индивидуально-дифференцированный подход в обучении, воспитании и развитии.
В наши дни существует достаточно много эффективных методов коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ. Одним из них является театрализованная деятельность. Этот вид деятельности, где игра, воспитание и обучение неразрывно связаны. Как отмечал выдающийся психолог и педагог, основатель школы дифференциальной психологии, академик Борис Михайлович Теплов: «Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей». Театрализованная деятельность – это обобщённое понятие, включающее в себя разные виды театрализованных игр, организуемые совместно со взрослыми или самостоятельно детьми. Театрализованная игра появляется в определенный период развития дошкольника и формируется на базе сюжетно-ролевой игры. Это осуществляется в тот момент, когда дети старшего дошкольного возраста уже не могут быть удовлетворены исключительно воспроизведением сюжетов реальных взаимоотношений взрослых. Детям уже становится интересно основывать игру на литературных произведениях, раскрывать в игре свои собственные чувства, совершать желаемые поступки, разыгрывать известные сказочные сюжеты, придумывать авторские истории. Театрализованная деятельность – это возможность для ребенка поиграть в сказку, погрузиться в сказку. А как писал Василий Александрович Сухомлинский: «Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу».
Театрализованная игра – одно из ярких эмоциональных средств в работе с детьми с ОВЗ, оказывающих выраженное психотерапевтическое воздействие на аффективную и когнитивную сферы ребенка. В процессе творчества, дети принимают руководство взрослого, не замечая его.
Театрализованная игра - комплексная деятельность, которая включает в себя такие средства обучения как:
- Специальные театральные этюды и упражнения;
- Костюмированные игры по ролям;
- Игры на превращения;
- Игры на действие с воображаемыми предметами;
- Ритмопластика;
- Игры на развитие двигательных способностей;
- Ритмический этюд;
- Музыкально-пластические импровизации;
- Жесты;
- Артикуляционная гимнастика: зарядка для губ, зарядка для шеи, зарядка для языка;
- Упражнения на дыхание;
- Сочини сказку;
- Придумай диалог;
- Расскажи сказку от имени героя или от своего имени.
У детей с задержкой психического развития наблюдаются бедность мимики, слабость и недифференцированность эмоций. Нарушения выразительности движений, неумение правильно показать свои чувства, скованность, неловкость или неадекватность мимико-жестовой речи затрудняют общение детей со сверстниками и с взрослыми. Театрализованная игра позволяет ребенку с проблемами эмоционально раскрепоститься, способствует снятию зажатости, обучению чувствованию и художественному воображению, фантазированию и сочинительству. Театрализованные игры детям позволяют перевоплотиться в другой образ, представить себя перед другими совершенно иным человеком, познать себя самого как творческую личность в фокусе особого внимания. Театрализованные игры создают непосредственный межличностный контакт, который оказывается решающим для стимулирования эмоционального и языкового развития детей с ОВЗ. Театрализованная деятельность детей с задержкой психического развития способствует развитию всех компонентов речи: словарного запаса, грамматического строя речи, способствует речевой активности детей. Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, именно драматизация, как выделял Л.С. Выгодский «основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями».
Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка. Участвуя в театрализованных играх, ребенок входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством, драматизация, или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества. Театрализованные игры и упражнения обогащают ребенка знаниями, правилами поведения, стимулируют формирование потребностей во взаимодействии с окружающими людьми, происходит связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности, эмоциональности.
Таким образом, театрализованная деятельность в коррекционной работе с детьми помогает решению целого ряда задач из разных образовательных направлений, связанных с речевым, социальным, эстетическим, познавательным развитием ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
В сфере познавательного развития:
- развитие разносторонних представлений о действительности;
- наблюдение за явлениями природы, поведением животных;
- обеспечение взаимосвязи конструирования с театрализованной игрой для развития пространственных представлений, творчества, интеллектуальной инициативы;
- развитие памяти, предвосхищающего воображения, обучение умению планировать свои действия для достижения результата.
В сфере социального развития:
- формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности;
- воспитание культуры познания взрослых и детей;
- воспитание эстетически ценных способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе;
- развитие эмоций.
В сфере речевого развития:
- содействие развитию монологической и диалогической речи;
- обогащение словаря, образных выражений, сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов;
- владение выразительными средствами общения.
В сфере эстетического развития:
- приобщение к высокохудожественной литературе;
- развитие таких форм воображения, в основе которых лежит интерпретация литературного образа;
- приобщение к совместной дизайн-деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов;
- создание выразительного художественного образа;
- развитие пространственного воображения как основы проектного мышления, творческого замысла, прогнозирование результата;
- организация коллективной работы при создании многофигурных сюжетных композиций;
В сфере развития движений:
- согласование действий и сопровождающей их речи;
- развитие умения воплощать в творческом движении настроение, характер, и процесс развития образа;
- поддержка становления музыкально-двигательной импровизации в этюдах, выразительного исполнения основных видов движений.
Из выше сказанного можно сделать вывод, что театр - один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решить многие актуальные проблемы коррекционной педагогики и психологии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Искусство публичного выступления
Семинар-практикум для педагогов...
Публичный доклад МДОУ №2 "Рябинка"
Приоритетным направлением деятельности МДОУ № 2«Рябинка» является обеспечение психологического благополучия , охрана и укрепление здоровья детей и духовно-нравственное во...
Публичный доклад МАДОУ №37 "Журавлик"г.Дрезна Московской обл.
Публичный доклад адресован широкому кругу читателей: представителям органов законодательной и исполнительной власти, обучающимся и/или их родителям, работникам системы образования, представителям сред...
Публичное представление опыта работы на тему «Развитие коммуникативных навыков и личностной инициативы дошкольников с нарушением зрения в детских видах деятельности».
Представленный мною опыт работы раскрывает возможности использования различных видов деятельности для развития коммуникативных навыков и личностной инициативы детей дошкольного возраста с нарушением р...
Публичный доклад заведующей МДОУ детский сад №1 п. Радченко за 2011 год.
ПУБЛИЧНЫЙ ДОКЛАДо деятельности муниципального дошкольного образовательного учреждениядетский сад №1 п. Радченко за 2011 год Общая характеристика учрежденияТип: дошко...
Опыт работы на публичном отчете 2022 «Формирование у детей 6-7 лет навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения»
Ведущей педагогической идеей является формирование знаний и практических умений у детей дошкольного возраста по безопасности дорожного движения через реализацию системно-деятельного подхода....
Опыт работы на публичном отчёте 2024 «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в игровой деятельности»
quot;Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в игровой деятельности"...