Коррекция эмоционально-волевой сферы детей с ОВЗ в технике песочной терапии
презентация по психологии
Использование песочной терапии в развитии эмоциональной сферы дошкольников с ограниченными возможностями здоровья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 708.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что такое песочная терапия? Песочная терапия — один из методов психотерапии, возникший в рамках аналитической психологии. Это способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, посредством работы с песком. Принцип «терапии с песком» был впервые предложен Карлом Густавом Юнг, швейцарским психологом и философом. «Песочная терапия» - это игровой метод, который позволяет рассказать свои проблемы, показать свои страхи, избавиться от них, преодолеть эмоциональное напряжение. Ведь игра для ребенка – это необходимая естественная и любимая деятельность.
Использование песочной терапии в развитии эмоциональной сферы дошкольников с ограниченными возможностями здоровья На современном этапе развития образования особо актуальным является использование нетрадиционных подходов в работе с детьми. Сегодня в арсенале дошкольных образовательных организаций существует огромное количество форм и методов в работе с дошкольниками , позволяющих влиять на их гармоничное развитие личности. К одному из таких методов по праву можно отнести песочную терапию, которая представляет собой один из видов арт-терапии. Эмоции играют важную роль в организации процесса обучения и воспитания детей с ОВЗ . На положительном фоне дети легче и эффективнее усваивают образовательную программу , вырабатывают новые умения и навыки. Расстройства эмоциональной сферы детей не только снижают работоспособность в целом, но и могут приводить к нарушению поведения . При наличии у ребенка определенных речевых нарушений, как у детей с ОНР и ТНР применяется серия игр «Песочная грамота», направленные на развитие фонематического слуха, коррекцию звукопроизношения, обучение чтению и письму.
Для чего терапия ребёнку? При психолого-педагогическом сопровождении детей с ОВЗ, данная техника арт- терапии позволяет решать разнообразные психолого-педагогические проблемы: - снижает уровень внутренней тревожности , - закрепляет новые позитивные формы поведения, - умение адекватно выражать различные состояния, чувства, эмоции; - развивает способность усваивать последовательность необходимых действий; - позволяет видеть рабочее пространство, развивая зрительную память; - способствует координации движений; - концентрации внимания; - развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук; - снимают мышечную напряжённость; - помогают ребёнку чувствовать себя защищённым, в комфортной для него среде; - расширяет словарный запас.
Цель такой терапии Цель такой терапии — не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать ему возможность быть самим собой. Хороша песочная терапия для дошкольников и тем, что при создании тех или иных композиций здесь не нужны художественные навыки, как в рисовании. А значит, нет место и разочарованиям, ошибкам и неуверенности в собственных силах. На «песочном» занятии дети раскованы, веселы и воодушевлены: они создают собственный мир, и делать это бесконечно приятно. Песочная терапия сродни игре, а в игре ребенок познает окружающий мир, преодолевает трудности, учится решать взрослые проблемы. Здесь важно участие педагога или психолога, который вовремя поможет найти малышу решение и выход из сложившейся ситуации.
Работа с песком Работа с песком успокаивает (особенно гиперактивных детей) – в нем как будто содержится живительная солнечная энергия, которая подзаряжает нас позитивными эмоциями. Песочница и «песочная терапия для детей» не только развивает творческий потенциал ребёнка, активизирует пространственное воображение, образно-логическое мышление, тренирует мелкую моторику руки, но ненавязчиво, исподволь настраивает детей на постижение моральных истин добра и зла, строит гармоничный образ мира. Используя волшебные свойства песка, вдруг оживают сказки, ребенок становится сам непосредственным участником и режиссером собственных произведений, а затем видит результат собственного творчества — именно так действует песочная терапия на детей . При использования песочной терапии в работе с детьми есть и противопоказания такие как: аллергические реакции; кожные заболевания; тяжелые заболевания нервной системы такие как шизофрения и эпилепсия; если ребенок страдает неврозоподобными заболеваниями и проявляет чрезмерную тревожность.
Музыкальное сопровождение Так же можно добавить музыкальное сопровождение и цветовые эффекты при проведении занятий по песочной терапии для детей, что будет являться сильнейшим стимулом для развития эмоционального мира ребенка. Кроме того, в сочетании с пальчиковой гимнастикой, драматизацией и мимическими этюдами занятие позволяет гармонизировать эмоциональное состояние ребенка, развивать все познавательные процессы и сенсомоторные навыки. Для детей песочная терапия, занятия которой могут проводиться в самом раннем возрасте, — это способ легко поведать о своих страхах, поделиться проблемами. Ведь не для всего мы можем подобрать нужные слова – даже будучи уже взрослыми. Создавая свой, неповторимый мир на песке с помощью разнообразных фигурок, малыш передает нам все свои фантазии и переживания.
Сеанс песочной терапии Классический сеанс песочной терапии начинается с того, что психолог дает задание создать картину своего настроения и ребенок выбирает наиболее привлекательные для него игрушки. Важно, чтобы они были разнообразными и позволили ребенку задействовать в своих играх разные аспекты жизни. Это должны быть фигурки людей (желательно разного возраста, разной национальности, профессии, категории), причем как реальных, так и воображаемых. Фигурки животных – домашних, диких, мифических. Некие символические предметы вроде зеркал, яиц, бабочек. Игрушечные здания и мебель: домики, церкви, башни, замки. Соединяющие игрушки: лестницы, веревки, камни, зернышки, фасоль. Машинки, самолеты, поезда, лодки. Растительность: деревья, веточки, цветы, кусты. Разные вещи: пуговицы, перья, монетки.
Техники работы с песком как средство для коррекционно-развивающих занятий В своей работе с детьми с ОВЗ я использую следующие игры и упражнения с песком : «Волшебные отпечатки на песке» Ребенок и педагог оставляют на влажном песке отпечатки своих ладоней, а затем дорисовывают или дополняют их камешками, чтоб получились волшебные мордочки, рыбки, осьминожки , птички и т.д. (развитие тактильной чувствительности, обучение совместной деятельности); «Узоры на песке» педагог рисует на песке пальцем или палочкой различные фигуры, буквы, цифры, простые и сложные узоры или выкладывает с помощью мелких камешков после просит ребенка нарисовать такой же или продолжить начатый (закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей); «Выдуваем фигуры и рисунки» педагог с ребенком выдувает на песке узоры, фигуры с помощью различных трубочек (обучение детей правильному дыханию, освобождению тела от излишнего напряжения мышечной системы ); «Археология» педагог высыпает на песок миниатюрные фигурки животных, просит детей закрыть глаза, закапывает игрушки в песок, затем предлагает отыскать спрятавшиеся в песке (развитие тактильной чувствительности, мелкой моторики рук);
Техники работы с песком как средство для коррекционно-развивающих занятий «Мои друзья» Взрослый задаёт ребёнку игровую ситуацию, например: «во дворе», «в детском саду», «на дне рождения», «в игровом центре» и т. д. ребенок выбирает фигурки, даёт им имена. Может оказаться, что ребёнок проигрывает предложенные ситуации исключительно с воображаемыми персонажами, без участия реальных людей. Такая ролевая игра приоткроет занавес над скрытыми проблемами в общении со сверстниками. Разрешая конфликты в процессе игры, ребёнок приобретёт полезный опыт для преодоления трудностей в реальной жизни. «Песочный мир» педагог с ребенком или группой детей выстраивает на песке с помощью маленьких фигурок – образов песочный мир придумывает историю создания этого мира (городскую среду, морское дно, волшебную планету) и населяет его жителями (развитие активной речевой деятельности, навыков позитивной коммуникации, развитие творческих способностей ребенка) Рисование песком (песочная анимация) В этой техники можно прорисовывать с ребенком сюжеты известных ребенку сказок или придумывать с ним новые. Такая техника помогает снимать негативные эмоции, п расслабиться, способствует формированию положительных эмоций. Рисование пальцами обеих рук на песке способствует развитию сенсорных ощущений, раскрепощает и гармонизирует, так же способствует развитию двух полушарий . Световая подсветка песочного стола служит адекватным раздражителем для зрительного анализатора и обеспечивает комфортные условия для работы глаз при проведении коррекционных упражнений и игр, связанных с рассматриванием, поиском, при этом можно использовать цветную подсветку или разноцветные листы бумаги .
Цель песочной терапии Попадая в сказочную песочную страну, ребята играют в Волшебной песочнице и чувствуют себя настоящими Волшебниками Таким образом, основной целью песочной терапии является повышение осознания ребёнком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений и тем самым обеспечение всесторонне гармоничное развитие личности, эмоциональный комфорт .
Что нужно для игры в песок? А нужно, в сущности, так мало: Любовь, желанье, доброта, Чтоб Вера в Детство не пропала. Простейший ящик из стола Покрасим голубою краской, Горсть золотистого песка Туда вольется дивной сказкой. Игрушек маленький набор Возьмем в игру… Подобно Богу Мы создадим свой Мир Чудес, Пройдя Познания дорогу.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая тема - тема самообразования «Развитие и коррекция эмоционально-волевых процессов у детей дошкольного возраста с помощью художественных и творческих средств»
Развитие ребенка теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции с одной стороны, являются «индикатором» состояния ребенка, с другой – сами существенным обр...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/25/picture-467566-1490446823.jpg)
Опыт работы "Коррекция эмоционально-волевой сферы дошкольников в рамках песочной терапии"
предлагаемый опыт работы содержит в себе рассмотрение проблемы эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста и конспекты занятий по гармонизации эмоционально-волевой сферы...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/27/picture-283596-1377611897.jpg)
Коррекция эмоционально – волевой и познавательной сфер детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта средствами песочной терапии.
Коррекция эмоционально – волевой и познавательной сфер детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта средствами песочной терапии....
![](/sites/default/files/pictures/2023/10/11/picture-606848-1697017409.jpg)
Конспект семинара-практикума для педагогов «Развитие познавательной сферы детей дошкольного возраста с помощью песочной терапии»
Данный материал будет интересен педагогам-психологам, воспитателям и специалистам с целью внедрения и активного использования «песочного опыта» с дошкольниками....
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/15/picture-996354-1571127526.jpg)
Программа «Волшебный песок» Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста средствами песочной терапии
Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста средствами песочной терапии...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/21/picture-1178125-1571650410.jpg)
Программа песочной терапии «Волшебный песок» (Развитие и коррекция эмоционально- волевой и познавательной сфер детей дошкольного возраста с использованием игр с песком)
Проблемы детей, имеющих нарушения поведения, связанные с ними трудности обучения в настоящее время особенно актуальны. Постоянно возбужденные, невнимательные, гиперактивные дети требуют к себе внимани...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/08/picture-1312870-1612762032.jpg)
«Песочная терапия в коррекции эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста».
laquo;Песочная терапия в коррекции эмоционально-волевой сферыу детей дошкольного возраста».Влияние темпа, динамики и ритма современной жизни в эпоху социально-экономической нестабильности, пост...