Познавательное и личностное развитие дошкольников посредством интерактивных информационных ресурсов
консультация по психологии

Антошина Юлия Александровна

Сегодня гаджет для человека является и средством общения, и средством получения информации, и  показателем социального статуса, в результате чего каждый день он оставляет след на личности каждого и влияет на нас в течение всей жизни.

    Что же происходит   с человеком под воздействием этого влияния, как это отражается на его психике? Особенно этот вопрос беспокоит родителей, ведь современные дети уже с малых лет приобщаются ко всем благам технического прогресса, сейчас никого не удивит ребенок 1,5  лет с сотовым телефоном, планшетом или другим гаджетом.   А ведь именно в детстве происходит закладка и наиболее  быстрое развитие психики ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx37.41 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательное и личностное развитие дошкольников посредством интерактивных информационных ресурсов

   Детей 21 века  невозможно представить без гаджетов  Они настолько широко вошли в нашу жизнь, что нам уже трудно представить мир без них.

Мультгаджет

Сегодня гаджет для человека является и средством общения, и средством получения информации, и  показателем социального статуса, в результате чего каждый день он оставляет след на личности каждого и влияет на нас в течение всей жизни. 

    Что же происходит   с человеком под воздействием этого влияния, как это отражается на его психике? Особенно этот вопрос беспокоит родителей, ведь современные дети уже с малых лет приобщаются ко всем благам технического прогресса, сейчас никого не удивит ребенок 1,5  лет с сотовым телефоном, планшетом или другим гаджетом.   А ведь именно в детстве происходит закладка и наиболее  быстрое развитие психики ребенка.

Отрицательные стороны общения с устройствами

   НЕГАТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА, В первую очередь идет ухудшение зрения. Если ребенок регулярно больше  двадцати минут смотрит монитор компьютера или экран телевизора, или планшета, то через полгода острота его зрения начинает снижаться. Специалисты утверждают, что влияние подобных электронных «игрушек» настолько сильно, что посаженное в возрасте до десяти лет зрение восстановить не удается. Следовательно, необходимо строго контролировать нахождение ребенка у компьютера. Кроме того, есть специальные методики, помогающие составить схему безопасного использования современных устройств. На основании того, сколько лет ребенку, можно определить допустимую норму пребывания перед монитором: детям от года до пяти лет находиться у компьютера педиатры вообще не рекомендуют; в возрасте от пяти до семи лет безопасными считаются игры на компьютере или планшете в течение десяти минут (максимум двадцать на протяжении суток); ученикам с первого по пятый класс разрешается без перерыва сидеть с гаджетами десять-пятнадцать минут в день; с десяти лет ребенок может допускаться к девайсам на двадцать минут без перерыва максимум трижды на протяжении дня.

Во-вторых, негативное влияние на здоровье связано с тем, что дети, проводящие много времени за играми и мультиками, гораздо меньше двигаются, а это сильно сказывается на состоянии всего организма, а в частности на позвоночнике и суставах. Кроме того, у таки детей уже с малых лет наблюдается склонность к накоплению избыточного веса.

 НАРУШЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЫ Эксперты объясняют: в первую очередь,  гаджеты воздействуют на эмоционально-волевую сферу. Ребенок становится более тревожным, агрессивным не умеет проявлять эмоции, больше живет в виртуальном мире и задействует зрительную и слуховую активность сильнее, чем тактильную и осязательную.

Происходит подмена живого общения на взаимодействие с месенджером. Кроме того вытеснение из жизни ребенка реального взаимодействия с окружающим миром может привести к развитию замкнутости, необщительности и неготовности ребенка к жизни в социуме.

 Также ребенок не может справиться с переизбытком информации получаемой с помощью  современных  технических  устройств,  что  приводит  к  нарушениям эмоционально-волевой сфере, дети становятся эмоционально неуравновешенными, неспособны  контролировать  свои  действия,  также  у  них  может  появляться ощущение плохого самочувствия, подверженность стрессам.

   В современном мире все известные гаджеты стали средством манипуляции над детьми. Пожалуй, большинство родителей сталкивались с ситуацией, когда взамен выполненного действия ребенок получает вознаграждение в виде игры на телефоне или планшете. И неважно, сколько лет малышу два или десять – он осознает, что современные устройства являются отличным инструментом угрожать  или мотивировать.

ПСИХИЧЕСКИЕ  РАССТРОЙСТВА-

  • Нарциссические  расстройства выраженное - в чересчур завышенном ощущении собственной важности, постоянной нужде говорить о себе и потребности в чужом одобрении и восхищении :  гипрепотребность в лайках, сообщениях;
  • Зависимость компульсивное использование сети, которое всё чаще распространяется среди пользователей, может помешать повседневной жизни,
  • Синдром дефицита внимания
    и гиперактивности
      Избыток информации, потребляемой каждый день в интернете, приводит к невозможности её охватить, выделить нечто важное. Усвоение информации становится всё более фрагментарным и обрывочным. Это приводит к тому, что в повседневной жизни пользователь страдает от рассеянного внимания и неспособности к концентрации на одном занятии в течение длительного времени.
  • Шизоидные расстройства- Чрезмерное увлечение интернетом, онлайн-играми и социальными сетями связано с развитием симптомов шизоидных расстройств личности, представляющих собой уход от эмоционально насыщенных взаимоотношений, замыкания в себе и своих фантазиях.
  • Снижение умственных способностей - гаджеты также способны привести к ограниченной атрофии головного мозга. Так же, как и водители, которые привыкли полагаться на GPS-навигаторы, перестают думать о маршруте и теряют навыки ориентации в пространстве.

НАРУШЕНИЕ ЦИРКАДНЫХ РИТМОВ- расстройства, вызванные различными сбоями в обусловленном природой колебании суточной активности организма,  связанные со сменой сна и бодрствования

 ТРУДНОСТИ   В  РАЗВИТИИ  И  ОБУЧЕНИИ-  Специалисты говорят и о том, что серьезным фактором интеллектуальной деградации является потребление информации маленькими порциями (именно так она представлена в мессенджерах). Оно не требует интеллектуальных усилий, и мозг начинает «лениться». О влиянии многочасовых игр в «Тетрис», «Шарики» или «Пиратские сокровища» и говорить не стоит. Такое прогрессирующее интеллектуальное снижение уже получило медицинское название — «цифровая деменция»  (digital dementia)

Гаджеты можно рассматривать не как средство развлечения, а как реальную помощь. Существует множество сайтов и учебных приложений, направленных на развитие мелкой моторики, реакции, логики, памяти и других важных навыков. Современные информационные технологии все больше и больше внедряются в нашу жизнь, становятся неотъемлемой частью современной культуры. В широком понимании информационные технологии охватывают все области создания, передачи, хранения и восприятия информации, не ограничиваясь только компьютерными технологиями. При этом информационные технологии часто ассоциируют именно с компьютерными технологиями, и это не случайно: появление компьютеров вывело информационные технологии на новый уровень, как когда-то телевидение, а ещё ранее печатное дело.

Благодаря внедрению в образовательный процесс информационных технологий создаются новые возможности для всех участников образовательного процесса.

Для проведения интересной непосредственно образовательной деятельности необходим разнообразный обучающий материал. Способ решения данной проблемы — это использование в работе с детьми современных информационных технологий, способствующих повышению качества, доступности и эффективности образования. Основная идея заключается в гармоничном соединении современных технологий с традиционными средствами развития ребенка для формирования психических процессов, ведущих сфер личности.

По сравнению с традиционными формами  Информационные ресурсы  обладают рядом преимуществ:

Положительные  аспекты

ЯРКИЕ ЗРИТЕЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ, МУЛЬТИПЛИКАЦИЯ  Ни для кого не секрет, что хорошо усваивается тот материал, который интересен ребенку. Компьютер несет в себе образный тип информации, наиболее близкий и понятный дошкольникам. Движение, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей. Они получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание рассмотреть, действовать, играть, вернуться к этому занятию вновь.  Информационный ресурс несет в себе образный тип информации, понятный детям

ИГРОВАЯ ФОРМА- Игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности не потому, что ребенок большую часть времени проводит в развлекающих его играх, а потому, что игра вызывает качественные изменения в его психике. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. В игре у детей начинает развиваться произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети сосредотачиваются лучше и запоминают больше. Игровая ситуация и действия в ней оказывают постоянное влияние на развитие умственной деятельности ребенка. Компьютерная игра, включенная в систему обычных игр, вносит свой вклад в развитие творческих способностей дошкольника. В ходе игровой деятельности дошкольника, обогащенной компьютерными средствами, возникают психические новообразования (теоретическое мышление, развитое воображение, способность к прогнозированию результата действия), которые ведут к резкому повышению творческих способностей детей. Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

НАГЛЯДНОСТЬ, ИНТЕРАКТИВНОСТЬ

Большего эффекта от компьютерной игры можно достичь, используя не только компьютер, но и интерактивное оборудование, позволяющее облегчить процесс усвоения знаний благодаря деятельностному подходу: проекторы, интерактивные доски, интерактивные панели, интерактивные столы. Благодаря наглядности и интерактивности, дети вовлекаются в активную работу, при этом обостряется восприятие, повышается концентрация внимания, улучшается запоминание материала;

РАСШИРЕНИЕ КРУГОЗОРА -   Информация в гаджите позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты);

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ, ВНИМАНИЯ,  ПАМЯТИ  Интерес, вызываемый занятиями на компьютере, и является основой формирования познавательной мотивации, памяти, а также внимания. Развитие таких качеств особенно важно для детей старшего дошкольного возраста, так как именно они во многом обеспечивают психологическую подготовку ребенка к школе.

Ребенок не всегда способен концентрировать свое внимание в течение всего занятия на его содержании. Внимание обладает рядом свойств: объем, концентрация, устойчивость, переключаемость, распределение. Обучающие игровые программы позволяют ребенку развивать в игровой форме указанные свойства внимания, что позволит ему быть более усидчивым, сосредоточенным в процессе учебной деятельности. Кроме того, у ребенка задействованы все виды памяти: образная, эмоциональная, зрительная, слуховая. Одно из основных правил улучшения памяти – повторение. Дети, как правило, с большим интересом играют в одну и ту же игру много раз, тем самым укрепляя свою память. От занятия к занятию перед ребенком ставятся различные дидактические задачи, которые требуют от него определенный объем знаний и умений. В процессе игры начинает формироваться интерес к учебной деятельности, а игровая мотивация ребенка постепенно смещается на  учебную. Проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;

Широкое распространение в информационных ресурсах получили:

Развивающие игры. Предназначены для формирования и развития у детей общих умственных способностей, эмоционального и нравственного развития, способности соотносить свои действия по управлению игрой с создающимися изображениями на экране.

Обучающие игры. К ним относятся игровые программы дидактического типа, в которых в игровой форме предлагается решить одну или несколько дидактических задач.

Логические игры. Полезность логических игр в том, что они развивают навыки логического мышления у детей дошкольного возраста. Чаще всего игра представляет собой одну задачу или набор нескольких головоломок, которые должен решить играющий

СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ  УСПЕХА ДЛЯ КАЖДОГО РЕБЕНКА-  Психологи отмечают, что в играх есть система вознаграждения и наказания, интеллектуальные  препятствия и совместная деятельность – все это помогает ребенку освоиться в реальном мире. Компьютер очень «терпелив», никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их. В процессе своей деятельности за компьютером ребенок с ОВЗ приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может, предоставляет возможность индивидуализации обучения

Предлагаем вам детские порталы, которые помогут вам в развивающей работе с детьми

Детский портал «Играемся». Здесь вы найдёте игры на общее развитие ребёнка, игры на внимание и память, логику и мышление, различные раскраски, пазлы, ребусы, загадки, головоломки, а также многие другие интересные задания. 

Сайт «Теремок».

Здесь можно учиться, играя в детские игры и веселиться, смотреть мультфильмы, разгадывать загадки и ребусы.

Детский сайт "Бибуша" - это безопасное пространство для детей в сети интернет. Информация на сайте каждый день обновляется, постепенно добавляются новые разделы. Сайт создан именно для детей и их родителей: нет рекламы, нет жестоких игр, нет платных предложений... Дети здесь могут безопасно отдыхать, учиться и развиваться. А родители - искать для своих детей новые подходы воспитания, обучения и развития.

 Сайт «Солнышко» Развивающие, компьютерные, игры к праздникам, командные игры, игры дворовые, пальчиковые игры, игрушки для развития, настольные игры, комиксы.

Детский сайт «Ладушки».

 Детский ЧУДО-ЮДО Портал

Содержит развивающие игры для малышей, которые познакомят их с загадками на разные темы, разовьют логику и сообразительность и даже научат узнавать время по часам. Здесь же вы найдете графический редактор для малышей

   Плохих детей, конечно, не бывает. Бывают (и это нормально) дети, которые в силу возраста и темперамента еще не умеют справляться со своими эмоциями. На помощь им спешат смелые монсики, созданные психологом и писательницей Викторией Шиманской. Кто же они такие, эти удивительные создания?

  Монсики — это симпатичные монстрики, олицетворяющие разные эмоции — от положительных (радости, вдохновения и интереса) до отрицательных (таких, к примеру, как страх, грусть или гнев). Монсики живут на маленькой покрытой водой планете с десятью островами, но только три из них пригодны для жилья, а на остальные лучше не попадать… Острова Монсиленда представляют собой воплощения настроений. Здесь есть море Любви, Зловулкан, поляна Грусти, облака Счастья, остров Уныния, пещеры Жадности, где водятся страхи, засасывающее болото Зависти, вечно холодный Пик Зазнайства и безжизненная пустыня Лени. Проблема в том, что острова притягивают Монсиков помимо их воли, — стоит лишь человечкам впасть в соответствующее эмоциональное состояние!

Монсики понятно объясняют малышу, какую важную роль в его жизни играют самые разные эмоции, помогают и учат дружбе со всеми переживаниями. Также это методика развития эмоционального интеллекта (EQ) у детей от 3 лет.

Чем выше уровень эмоционального интеллекта человека, утверждает автор методики, тем лучше он понимает собственные эмоции, тем увереннее реагирует на любые события и лучше понимает окружающих. Дети вырастают в уверенных в себе счастливых взрослых, способных к эмпатии, легко находят себя в любом коллективе и заводят друзей, им проще дается учеба.
Подробнее: 
https://www.labirint.ru/child-now/monsiki/
     Таким образом, разумное применение информационных технологий позволяет сделать занятие привлекательным для детей (т. е. насыщенным, интересным, занимательным), расширяет возможности предъявления информации, позволяет усилить мотивацию ребенка. Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность дошкольников и усиливают усвоение материала.

Компьютер, телефон, планшет – реалии жизни, и отказаться от них нельзя, иначе повзрослевший ребенок будет сильно отставать от сверстников в пользовании девайсами, его навыки будут значительно ниже

Одной из целей введения компьютера в жизнь дошкольника является также формирование у него психологической готовности к жизни в обществе, широко использующем информационные технологии

 

Жизнь современного человека уже трудно себе представить без таких вещей, как телефон, компьютер, планшет и прочих «продвинутых» штучек. Дети, наблюдая за жизнью взрослых, с пеленок начинаю интересоваться гаджетами: раз мама и папа так много внимания уделяют этим вещам, значит, они действительно интересны. Компьютер и дети – это тесная связь, которая с каждым годом становится все прочнее, а дети все раньше осваивают современную технику. И если старшему поколению все новые технологии – это зло, то маленькие дети с удовольствием начинают изучать интересные устройства. Отношение родителей к внедрению гаджетов в жизнь ребенка неоднозначно: одни активно их используют, другие настойчиво пытаются оградить ребенка от них.  

. Согласитесь, многие современные дети начинают знакомство с миром через стерильные компьютерные технологии и виртуальное восприятие, не задумываясь, что вред этого проявится значительно позже

Положительные стороны

В то же время, есть и «плюсы» общения детей с современными мобильными устройствами и компьютером:

  • Возможность всестороннего развития чада при условии тщательного контроля со стороны родителей. Это не значит, что с первого года жизни кроху стоит знакомить с гаджетами. Этот навык эму понадобиться с семи лет. Современные школьники 7-10 лет умеют включать ноутбук, компьютер или планшет и запускать на нем нужную для обучения или приобретения новых знаний программу. Главное, чтобы родители могли присутствовать рядом с детьми в это время, чтобы ненавязчиво помогать и одновременно контролировать процесс.
  • Возможность ненадолго занять чадо в условиях длительного ожидания. Все знают, что детки плохо переносят долгие очереди, время однообразных длительных путешествий, ожидание в поликлиниках и т.д. В таких ситуациях не всегда увлекательные игрушки или бумага с карандашами оказываются под рукой. Другое дело – смартфон или планшет, который может минут на 10-15 отвлечь малыша. Это время родители тоже могут провести с пользой, запустив познавательную и развивающую игру. Так они смогут и пообщаться со своими детьми, и дополнительно знакомить их с новыми знаниями.

Как можно увидеть, положительные стороны общения с гаджетами тоже имеются. Однако чтобы не допустить привыкания к миру виртуальных путешествий и попыток манипулировать со стороны чад, лучше контролировать время препровождения у мониторов компьютеров и планшетов.

Частный психолог, руководитель центра современной психологии «Путь рассвета» Евгений Идзиковский считает, что гаджеты можно давать ребенку с любого возраста, на любое время, но важно соблюдать баланс между всеми сферами жизни. «Очевидно, что с ребенком надо проводить время. Если вы не можете уделять детям много времени, надо следить за тем, как он его проводит. Поиграл, пообщался с детьми, что-то поделал руками. Плохо, когда одна какая-то деятельность доминирует, и эта деятельность не связана с родителями. Так не должно быть», – считает Идзиковский.

Эксперт отмечает, что психика ребенка проходит несколько этапов: в каком-то возрасте развивается память, в каком-то речь. В зависимости от того, чем занимается в этот период ребенок, развитие будет либо ускоренным, либо замедленным. «Если в маленьком возрасте ребенок будет проводить время не с родителями, а с гаджетами, то взросление у него начнет искажаться в сторону замедления, потому что важно заниматься моторной деятельностью, а гаджет больше относится к контекстуальной и визуальной сфере», – объясняет эксперт.

Чтобы избежать негативных последствий, гаджеты надо «дозировать», считают психологи. Детям до шести лет можно проводит в виртуальном мире один час в день, с перерывами по 10 минут. Так, ребенок может играть 20 минут, затем ему необходимо отдохнуть минут 10, а то и больше, чтобы зрительные нервы восстановились, иначе вред будет нанесен не только психике, но и зрению, отмечает эксперт.

Разумеется, все эти технические новинки вносят свой непосредственный вклад в  интеллектуальное  развитие,  ускоряя  его,  но  также  являются  и  средствами формирования представления о мире. И, казалось бы, что все это должно приносить только пользу для развития наших детей, но неокрепшая психика растущего ребенка словно губка впитывает в себя все хорошее и плохое, что несут в себе электронные устройства.

Психика  детей  подстраивается  под  технические  приспособления,  в

результате  меняются мышление и восприятие ребенка. Яркие зрительные образы  вызывают  сильные  эмоции,  но  оставляют  равнодушным  мышление  ребенка,  в результате  главными каналами восприятия у него становятся зрение и слух. Мозг ребенка  насыщается  зрительными  и  слуховыми  впечатлениями,  но  испытывает дефицит  в  тактильных,  обонятельных  и  осязательных  ощущениях


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по теме: Социально-личностное развитие дошкольников посредством сказки "Вот такое настроение! "

Социально-личностное развитие дошкольников посредством сказки. Вот такое настроение! Задачи:  1. Учить определять эмоциональное состояние литературных героев...

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО И ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Экологически воспитанная личность характеризуется сформированным экологическим сознанием, экологически ориентированными поведением и деятельностью в природе, гуманным, природоохранным отношением к ней...

Статья «Дидактическая игра экологического содержания как средство познавательного и личностного развития дошкольников»

Экологически воспитанная личность характеризуется сформированным экологическим сознанием, экологически ориентированными поведением и деятельностью в природе, гуманным, природоохранным отношением к ней...

Социально – личностное развитие дошкольников посредством приобщения к народным традициям

Приобщение детей к народным традициям в социально – личностном развитии дошкольников. Формирование первоначального представления о культуре, истории и жизни русского народа....

Самообразование. Тема:«Воспитание личностного развития дошкольников посредством трудовой деятельности»

Тема:«Воспитание личностного развития дошкольников посредством трудовой деятельности»...

Тема самообразования на 2021-2022 учебный год «Воспитание личностного развития дошкольников посредством трудовой деятельности»

Тема самообразования на 2021-2022 учебный год              «Воспитание личностного развития дошкольников посредством трудовой дея...

Консультация «Социально-личностное развитие дошкольников посредством игры»

Консультация «Социально-личностное развитие дошкольников посредством игры»...