Статья «Дидактическая игра экологического содержания как средство познавательного и личностного развития дошкольников»
статья по окружающему миру (средняя группа) на тему

Фабрина Ольга Евгеньевна

Экологически воспитанная личность характеризуется сформированным экологическим сознанием, экологически ориентированными поведением и деятельностью в природе, гуманным, природоохранным отношением к ней. Результатом экологического воспитания является экологическая культура личности. Составные экологической культуры личности дошкольника – это знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности: в труде, в быту, в играх.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_fabrina_fedorovskaya.docx23.12 КБ

Предварительный просмотр:

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА  ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ  КАК СРЕДСТВО ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО И ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

О.В.Федоровская, воспитатель,

О.Е.Фабрина, воспитатель

МБДОУ д/с №84 г.Орла

Экологически воспитанная личность характеризуется сформированным экологическим сознанием, экологически ориентированными поведением и деятельностью в природе, гуманным, природоохранным отношением к ней. Результатом экологического воспитания является экологическая культура личности. Составные экологической культуры личности дошкольника – это знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности: в труде, в быту, в играх.

Как известно, одна из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, связана с «…Созданием благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными особенностями и склонностями…». Одним из таких благоприятных условий развития являются различные игры, в том числе и дидактические с экологической направленностью, которые широко используются для формирования начальных предпосылок экологического сознания и культуры поведения в природе у дошкольников.

Самый доступный для ребенка дошкольного возраста сенсорно-моторный канал (получение информации от органов чувств), когда дети могут потрогать, перевернуть, прикрепить и т.д. И только после этого он может осмысливать, понимать информацию и способен выразить её в словах.

Идея разработки авторских дидактических игр, ориентированных на создание оптимальных условий для восприятия определённой информации, появилась у нас в контексте внедрения в практику работы дошкольного учреждения здоровьесберегающих технологий, направленных на профилактику утомления в процессе обучения.

Авторская дидактическая игра «Живые картины», позволяет ребёнку полноценно пройти этот первый чувственный этап восприятия информации, создавая, тем самым, благоприятные условия для его развития, что соответствует требованиям Стандарта.

Цель игры: сформировать у детей младшего дошкольного возраста элементарные знания об окружающем мире и культуре поведения в природе.

Задачи:

  1. Развивать познавательно-исследовательскую деятельность.
  2. Формировать первичные представления о многообразии предметного окружения, о природном многообразии.
  3. Формировать первичные представления о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.
  4. Воспитывать бережное отношение к природе.
  5. Развивать любознательность и познавательную мотивацию.
  6. Развивать воображение, память, внимание.
  7. Развивать связную речь детей.

Игра «Живые картины» изготовлена своими руками из ткани и подручных материалов. Панель из фетра размером 50*50 см. Съемные детали, изготовлены из фетра, связаны из х/б нитей, сгруппированы по видам и цветам: насекомые, птицы, животные, растения, части растений (грибы, яблоки, листья, цветы), явления природы (солнце, радуга, тучка, облако, снег)

При создании авторской дидактической игры «Живые картины» исходили из того, что она должна быть яркой, привлекательной для детей, обучающей, развивающей, такой, чтобы одновременно могли играть несколько детей. Преимущество экологической игры «Живые картины» в том, что материал, доносимый до ребенка, не только полезен и познавателен, но и интересен, так как дети имеют возможность прикрепить, снять, переместить, положить по своему желанию предлагаемые детали и элементы игры.

Данная дидактическая игра предназначена для детей младшего дошкольного возраста. В игре принимают участие от 1 до 4 детей.  Игра дает возможность получения разнообразных ощущений. Дидактическая игра направлена на развитие познавательного интереса к миру природы; формирование предпосылок экологической культуры, экологического сознания, бережного отношения к природе; формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения, воспитание бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом, формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями.

Моделируя времена года, дети с удовольствием выбирают и закрепляют на основной панели детали по сезонам: цветочки, листочки, тучки, капельки, снежинки, солнышко, особенности погодных условий. Составляя свои композиции, располагают элементы на соответствующих деревьях или вокруг них.

Авторская дидактическая игра «Живые картины» — это совокупность дидактической экологической и словесной игры, она охватывает многообразие различных игр, и имеет наглядность.

Авторская дидактическая игра «Живые картины» - многофункциональное, мобильное и очень легкое в использовании пособие. Педагогами могут использоваться различные варианты игровых заданий и упражнений с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Детям предлагается наборное полотно, в центре которого (в зависимости от задания) располагается ствол дерева или ствол ели. Игра начинается с простого манипулирования, а затем усложняется разнообразными игровыми заданиями и упражнениями.

В зависимости от образовательной задачи можно придумать разнообразные игровые сюжеты: «Маленькие художники», «Один - много», «Вверху - внизу». Вот несколько примеров:

1. Игровой сюжет «Зимняя прогулка в лес». В рамках этого сюжета ребенку предлагается  выбрать фигуры деревьев, птиц, животных и явлений неживой природы, соответствующие данному времени году. Дети объясняют свой выбор. При необходимости отвечают на вопросы. Можно предложить детям придумать историю о любом персонаже. Таким образом, формируются начальные представления о признаках времен года и  различных зимних забавах.

2. Игровой сюжет « Путаница». Воспитатель предлагает детям «Живые картины», на которой намеренно перепутаны два времени года, например, «Зима» и «Лето». Педагог обращает внимание детей и просит рассмотреть картину. В процессе анализа воспитатель формирует у детей умения и навыки наблюдений за природными объектами и явлениями, развивает  логическое мышление и связную речь.

3. Игровой сюжет «Кто, где живет?» Детям предлагается расположить фигурки животных и птиц на «Живой картине» и рассказать, кто, где живет.

В ходе этой игры дети  узнают о местах обитания диких животных и бережном отношении к ним.

Используемая литература

1. Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - Москва: Амрита-Русь, 2008. - 256 с.

2.Мазильникова, Н.Н. Эколого-валеологическое воспитание дошкольников. Организация прогулок в летний период /– Санкт-Петербург: ООО «Издательство «Детство-ПРЕСС», 2013. – 96с.

3.Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.— 184 с.

4.Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных   экологических представлений во второй младшей группе детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.

5. Федотова, А.М. Познаем окружающий мир играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2015. – 112 с. – (Библиотека Воспитателя).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование дидактической игры экологического содержания для активизации познавательных процессов старших дошкольников

«Использование дидактической игры экологического содержания для активизации познавательных процессов старших дошкольников» Малыш ближе нас к природе хотя бы по тому, что мал ростом. Трава ему дей...

Консультация для воспитателей."Дидактические игры экологического содержания для развития речи дошкольников"

Задачи экологического воспитания:-       формировать у детей умения и навыки по уходу за растениями и животными;-        воспитывать чу...

Дидактические игры экологической направленности как средство формирования субъективного отношения старших дошкольников к природе

Дидактические игры экологической направленности как средство формирования субъективного отношения старших дошкольников к природе...

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО И ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Экологически воспитанная личность характеризуется сформированным экологическим сознанием, экологически ориентированными поведением и деятельностью в природе, гуманным, природоохранным отношением к ней...

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ Дидактические игры экологического содержания как средство развития речи старших дошкольников

Дидактическая игра выступает как средство всестороннего развития личности ребёнка. Она развивает речь детей: пополняется и активизируется словарь детей; формируется правильное звукопрои...

Методические рекомендации для педагогов "Экологическая тропа как средство познавательного и речевого развития дошкольников"

В методических рекомендациях рассматривается:значение экологической тропы;методические рекомендации по организации экологической тропы;формы работы с детьми на экологической тропе.К методическим реком...

Дидактические игры математического содержания как средство формирования финансовой грамотности у дошкольников

В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимается воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оц...