Психолого-педагогические условия позитивного семейного воспитания
консультация по психологии

Глодова Ирина Александровна

«В чем же заключается эмоциональный, когнитивный и поведенческий аспекты родительского отношения». 

Отношение родителей к детям – это сложное многоаспектное явление, не полностью изученное современной наукой. Во многом психическое развитие ребенка определяется родительской позицией и родительским отношением. Ребенок очень чувствителен к тому, как относятся к нему родители. Он воспринимает родительское отношение и со временем осмысляет, любят его родители или нет, нужен он им, значим ли для них. Ребенок также формирует и свое отношение к родителям в зависимости от того, как они относятся к нему. Родительское отношение воздействует на все сферы личности ребенка.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЛЕКЦИОННОЕ ЗАНЯТИЕ

Тема: Психолого-педагогические условия позитивного семейного воспитания

Исполнитель:

Педагог-психолог

И.А. Глодова

пгт Серышево, 2022 г.

«В чем же заключается эмоциональный, когнитивный и поведенческий аспекты родительского отношения». 

Отношение родителей к детям – это сложное многоаспектное явление, не полностью изученное современной наукой. Во многом психическое развитие ребенка определяется родительской позицией и родительским отношением. Ребенок очень чувствителен к тому, как относятся к нему родители. Он воспринимает родительское отношение и со временем осмысляет, любят его родители или нет, нужен он им, значим ли для них. Ребенок также формирует и свое отношение к родителям в зависимости от того, как они относятся к нему. Родительское отношение воздействует на все сферы личности ребенка.

Эмоциональный аспект при контакте между матерью и ребенком очень важен для психологического комфорта дитя, ведь принимающая, любящая, эмпатийная мать, которая вовремя будет реагировать на нужды ребенка, сформирует у него так называемую безопасную привязанность, а это в свою очередь отразится на его будущем как например: уверенное поведение, ребенок не будет боятся каких-либо новых ситуаций, у него сформируется базовое доверие к миру, которое обусловливает дальнейшее отношение к людям и определяет особенности эмоциональных переживаний ребенка, а самое главное – у ребенка сформируется внутренняя позиция: «Я нужен, я любим, и я люблю вас тоже».

Но есть и противоположная сторона – это наоборот, эмоциональное отвержение как неэффективное родительское отношение, которое проявляется в недостатке или отсутствии эмоционального контакта родителя и ребенка, нечувствительности родителя к потребностям ребенка. Отвержение может проявляется в следующих родительских высказываниях: «Глаза бы мои на тебя не глядели». В данном случае малыш будет бессознательно чувствовать себя помехой в жизни родителя или как его вечный должник; возможно возникновении тревоги, на фоне нехватки родительской любви, а это негативно может отразится на психоэмоциональном состоянии малыша: от страхов, тревожности, агрессивности, застенчивости, капризности, упрямства до тиков, заикания и т.д. Поэтому, основная особенность представленных аспектов родительских отношений заключается в том, что все три составляющие представляют собой сплав эмоций, чувств, убеждений и поведенческих проявлений, то есть связь составляющих друг с другом очень прочна и воздействие на одну из них сразу отражается на остальных. Следовательно, бесспорным является лишь то, что родительское отношение – важнейший из факторов, оказывающих влияние на психологическое состояние ребенка и развитие его личности

Но я всё же верю, что большинство родителей, хотят вырастить счастливого человека, только забывают главное, а многие может и не знают, что фундамент счастья формируется с младенческого возраста, заботливым, чутким и всегда эмоционально доступным значимым взрослым.

Очень важно отметить когнитивный компонент как осознание родителями родственной связи с детьми, представление о себе как о родителе, представление об идеальном родителе, образ одного из супругов как родителя общего ребенка, знание родительских функций, образ ребенка. Мера адекватности представлений родителей о ребенке зависит от степени психолого-педагогической компетентности и воспитательного опыта родителя. Важно интересоваться природой ребёнка, как устроена его психика, его возрастными особенностями, знать его темперамент и кризисы развития, взрослеть с ребёнком, исследовать себя, свои мысли, свои чувства, поведение, это важно!!!

От незнания что с малышом, почему он кричит, почему он только «висит» на руках, почему он не спит, как кажется иногда тревожной маме, можно довести себя до истощения и ребёнка до различных расстройств, когда в большинстве своём все происходящее с младенчиком до года, практически норма. 

Ведь мало где говориться ребёнок может плакать просто так, у младенцев тоже могут быть головные боли, криком он снимает психоэмоциональное напряжение, ему может быть тревожно, страшно, одиноко и много ещё чего.

Иногда от усталости кажется то, чего нет, а с ребёнком всё нормально. Обладая знаниями, любопытством исследования и анализом себя как родителя, появляется принятие и становится легче быть эмоционально доступным для ребёнка. Со знанием снижается тревога и расширяется психический контейнер, для помещения туда эмоций и психических незрелых проявлений ребёнка.  Поэтому я считаю, что именно родитель делает психику ребёнка зрелой и устойчивой настолько, насколько сам располагает психическим здоровьем. И наоборот, отсутствие знаний об особенностях воспитания и развития малыша могут привести к негативным последствиям.

Поведенческий компонент родительского отношения представлен родительскими требованиями, заботой и контролем. Родительская забота выступает в качестве ведущего фактора воспитания ребенка. Уровень заботы или протекции определяет, сколько сил, времени уделяют родители воспитанию ребенка. 

 Поведенческий компонент заключается в намерении или интенции вести себя определенным образом по отношению к ребенку, а именно: умения, навыки и деятельность родителя по уходу, материальному обеспечению, воспитанию и обучению ребенка, стиль семейного воспитания. Представления о ребенке и отношение к нему родителей являются внутренней основой типа воспитания, реализуемого в конкретных формах воспитательного воздействия и формы общения с детьми (поведенческий аспект), где особое внимание в этом плане нужно уделять навыкам и формам общения родителей, анализу взаимодействия в семье, развитию уважения к личности ребенка, например,

  • При гиперопеке родители уделяют ребенку очень много времени и сил. Фактически воспитание становится для них смыслом жизни, где прослеживается неестественный, повышенный уровень заботы, прежде всего, нужна не столько детям, сколько самим родителям. Она позволяет восполнить нереализованную и нередко невротически заостренную потребность родителей в привязанности и любви. Часто детям сложно самостоятельно что-либо сделать самим.
  • Авторитарный стиль родительского поведения характеризуется высоким уровнем контроля, холодными отношениями с детьми. В результате дети, как правило, замкнуты, боязливы или угрюмы, непритязательны и раздражительны.
  • Безнадзорность, когда ребенок предоставлен самому себе, родители не интересуются им и не контролируют его. Дети с такими родителями могут попасть в дурную компанию, как следствие: преступность и насилие.
  • Или, например, как родительский авторитаризм приводит к отсутствию эмпатии, формированию низкой самооценки ребенка, его ориентировании на внешние требования и стандарты. Дефицит практики самостоятельного поиска и принятия решения приводит к формированию зависимости ребенка от взрослого.

Поведенческие особенности межличностных семейных отношений достаточно разнообразные. Каждый родитель придерживается своей «политики» воспитания, что в свою очередь влияет на психологические особенности их ребенка, а положительно или отрицательно, зависит напрямую от самих опекунов. Рассматривая семьи в общем, где воспитание ребенка приобрело проблемный характер, довольно отчетливо выявляется изменение родительских позиций по одному или трем выделенным аспектам.

Таким образом, из всего выше сказанного мы можем сделать вывод, что родительство ‒ это не просто определённый этап в жизни человека, включающий в себя определённые установки и ожидания, чувства, отношения и позиции, ответственность, но и сложная деятельность, требующая определённых теоретических знаний о том, какими методами следует действовать, чтобы достичь воспитательных целей. Также нужно обладать и соответствующими знаниями, ведь воспитание ребёнка в семье может быть успешным лишь в одном случае: если родители умеют творчески использовать имеющиеся у них знания и умения, то есть если родительство становится для них творчеством.

Аспекты родительской позиции очень сильно влияют на осуществление воспитательной функции, формирование определенного стиля или типа воспитания и отношения к детям, выполняют регулятивную функцию в семейном воспитании, определяя отношение к детям, поведение родителей, тактику и характер воспитания.

Задание 2.

Опишите подробно проявления следующих ошибок в семейном воспитании:

  1. Неправильные представления родителей об особенностях проявления родительских чувств (родительской любви);
  2. Недостаточная психологическая компетентность родителей о возрастном развитии ребенка и адекватных ему методов воспитательного воздействия;

3) Недооценка роли личного примера родителей и единства предъявляемых требований к ребенку.

Наиболее верный путь совершенствования воспитания детей в семье – предупреждение педагогических ошибок родителей. А это, в свою очередь, предполагает осознание и правильное истолкование наиболее типичных из них. Часто встречающиеся ошибки в семейном воспитании условно можно разделить на три группы:

1) неправильные представления родителей об особенностях проявления родительских чувств (родительской любви);

2) недостаточная психологическая компетентность родителей о возрастном развитии ребенка и адекватных ему методов воспитательного воздействия;

3) недооценка роли личного примера родителей и единства предъявляемых требований к ребенку.

Первая группа педагогических ошибок родителей – неправильные представления об особенностях проявления родительских чувств.

Пожалуй, самой распространенной ситуацией во многих нынешних неблагополучных семьях является неумение, а иногда и нежелание родителей строить свои взаимоотношения с детьми на основе разумной любви.

Одним из наиболее распространенных типов неправильного семейного воспитания является гиперопека («потворствующая гиперпротекция», или воспитание по типу «кумира семьи»). Гиперопека выражается в стремлении родителей:

1) окружать ребенка повышенным вниманием;

2) во всем защищать его, даже если в этом нет реальной необходимости;

3) сопровождать каждый его шаг;

4) предохранять от опасностей, которых нет;   

5) беспокоиться по любому поводу и без повода;

6) удерживать детей около себя, «привязывать» к своему настроению и чувствам;

7) обязывать поступать определенным способом.

В результате длительной гиперопеки ребенок теряет способность к мобилизации своей энергии в трудных ситуациях, он ждет помощи от взрослых, и прежде всего от родителей; развивается так называемая «выученная беспомощность» ‒ привычка, условно рефлекторная реакция на любые препятствия как на непреодолимые. Возможен и иной печальный исход. Мелочный контроль, стремление родителей взять все заботы и принятие ответственных решений на себя могут со временем озлобить детей, а, возмужав, они поднимают бунт против притеснения и если не добиваются послабления, то могут покинуть родной дом.

Важным фактором, способствующим возникновению гиперопеки, являются семейные отношения. Отцы гиперопекаемых детей обычно бывают покорными людьми, и почти не принимают участия в жизни семьи. Неудовлетворенная своими отношениями с мужем, мать может искать какую-то компенсацию того, что не дает ей брак, в подчеркнуто близкой связи с ребенком, выливая на него всю свою энергию. Доминирующая в семье мать непроизвольно стремится к созданию зависимости у детей. Здесь срабатывает психологический механизм не столько «привязывания», сколько «обязывания» детей действовать определенным, раз и навсегда заданным образом.

За гиперопекой часто скрывается сильная враждебность по отношению к ребенку. Поскольку чувство ‒ это неприемлемо и связано с переживанием вины, оно вытесняется в подсознание. Иногда гиперопека мотивирована тревогой собственного одиночества у родителей и навязчивой потребностью в психологической защите скорее себя, чем ребенка. Гиперопека может непосредственно возникать в результате каких-то психических нарушений у матери. Такие нарушения приводят к аномальной «потребности» матери в зависимом положении ребенка.

Каждый ребенок рано или поздно должен вступить в самостоятельную жизнь. И чем больше его до этого опекали, защищали, тем меньше он будет подготовлен самостоятельной жизни, тем труднее ему будет справиться с множеством сложных явлений, которыми так богата жизнь.

К такому же негативному результату в развитии личности ребенка может привести педагогическая позиция родителей противоположного характера – строгая, до жестокости, власть над детьми. Уже в раннем детстве ребенок познает все виды наказания: за малейшую шалость его бьют, за недомыслие – наказывают. Порой не только наказывают, а испытывают на нем самые жестокие средства воздействия: ставят в угол на колени, грозят милицией и бьют самыми различными способами.

Жестокость можно понимать, как агрессивное поведение, наносящее большой ущерб жертве и совершаемое без переживания жалости или сочувствия со стороны субъекта этого поведения. Жестокость предполагает также насилие над потребностями, намерениями, чувствами, установками объекта, унижение его или принуждение к действиям, противоречащим его устремлениям».

Различают 4 основные формы жестокого обращения и пренебрежения детьми:

1. Физическое насилие.

2. Сексуальное насилие или развращение.

3. Психическое (эмоциональное) насилие

4. Пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокость).

Физическое насилие – преднамеренное нанесение ребенку родителями или лицами, их замещающими, физических повреждений, которые могут привести к смерти ребенка или вызывают серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического или психического здоровья, или ведут к отставанию в их развитии.

К физическому насилию относятся также телесные наказания, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребенка.

С учетом того, что телесные наказания чаще всего встречаются в воспитательной практике родителей из неблагополучных семей, особенно с открытой формой неблагополучия, остановимся на некоторых психологических моментах этого средства дисциплинирования ребенка.

Как известно, к наказаниям родители чаще всего прибегают в тех случаях, когда хотят добиться от детей послушания и беспрекословного следования предъявляемым требованиям, полагая, что это самое действенное средство воспитания и контроля за дисциплиной. И попадают в ловушку собственных заблуждений.

Телесное наказание приводит к деградации, дегуманизации и унижению ребенка. В результате ребенок может чувствовать, что порка – это наказание, достаточное само по себе. Если его наказывают часто и сурово, у ребенка не вырабатывается необходимое чувство вины, что препятствует развитию у него полноценного осознания себя как личности. Без основ безусловной любви ребенок не сможет пройти все фазы развития, особенно отождествление себя с родителями, что искалечит формирование здоровой психики и самооценки.

Одним из негативных последствий телесных наказаний является отождествление себя с агрессором. Это также психологический механизм, позволяющий избежать чувства вины. Ребенок становится на сторону карающего родителя, и у него появляется ощущение, что быть агрессивным и карающим правильно. Потом, когда ребенок вырастет и у него появятся собственные дети, не исключено, что он будет обращаться с ними так же, как обращались с ним в детстве. Использование телесных наказаний (или угроза их применения) в качестве основного средства воспитания детей переходит из поколения в поколение.

Сексуальное насилие или развращение – вовлечение ребенка с его согласия или без такового, осознаваемое или неосознаваемое им в силу функциональной незрелости или других причин, в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды.

Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает основания считать его ненасильственным, поскольку ребенок:

а) не обладает полной свободой воли, находясь в зависимом положении от взрослого;

б) не может в полной мере предвидеть негативные для себя последствия сексуальных действий.

И что самое удивительное, многие дети и даже подростки, становясь объектом сексуального домогательства кого-то из родственников, не считают это насилием. Психологи объясняют подобное детское заблуждение тем, что в условиях семейного неблагополучия ребенок чувствует себя никому не нужным и нелюбимым. Проявление сексуального интереса к нему со стороны более старших членов семьи расценивается им как особая благосклонность: он чувствует себя важной персоной, потому что взрослый делит с ним секрет и явно в нем нуждается. Его растлевают, он же думает, что его любят.

Наиболее часто встречаются проявления психического (эмоционального) насилия, которое характерно для семей как с явной (открытой), так и скрытой формой неблагополучия. Этот вид внутрисемейного насилия отличается длительным, постоянным или периодическим психологическим воздействием, приводящим к формированию у ребенка патологических черт характера или нарушающим развитие его личности.

К этой форме насилия относятся: открытое неприятие и критика ребенка, оскорбление и унижение его достоинства, угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия, преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка, предъявление к ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту и возможностям, ложь и невыполнение обещаний со стороны взрослых, нарушение доверия ребенка. Однократное психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму, также входит в этот вид насилия.

Пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокость) довольно нередкое явление в неблагополучных семьях. При этом со стороны родителей отсутствует элементарная забота о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние или появляется угроза для его здоровья и развития. Любой вид жестокого обращения с детьми нарушает физическое и психическое здоровье ребенка, развитие его как личности.

В основе жестокого обращения родителей с детьми могут лежать самые разные причины социального и психологического порядка, но чаще всего родители, как и их ребенок, являются жертвами собственных представлений. Плохое отношение к детям в семье происходит на определенном фоне.

Тем не менее, существует ряд типичных психологических причин родительской жестокости, на которых остановимся более подробно.

1. В семьях, где принято жестокое отношение к детям, часто есть ребенок-мишень, на которого члены семьи, в том числе и супруги, пытаются спроецировать все свои проблемы. Его считают особенным, отличающимся от других: либо слишком активным, либо чересчур пассивным, и он становится объектом агрессии членов семьи. Ребенок может напоминать о ненавистном родственнике, являться любимчиком одного из родителей, может иметь недостаток, который раздражает его мучителя, считаться злым, иметь физические или умственные недостатки, или появиться на свет несвоевременно.

2. Критическая ситуация в семье или стечение обстоятельств часто вызывают вспышки жестокого поведения. К ним можно отнести потерю работы, разлуку с любимым человеком, смерть кого-то из близких, нежелательную беременность, эмоциональную подавленность или даже любое незначительное событие, принципиально важное для взрослого, который сам отчаянно нуждается в утешении.

3. Многие родители эмоционально не готовы к той ответственности, которые налагают на них материнство или отцовство, и зачастую либо слишком близко к сердцу принимают неприятности, связанные с выполнением родительских обязанностей, либо попросту их игнорируют. В детском возрасте у них не были сформированы навыки межличностного общения. Дефицит эмоционального воспитания, который они испытывали в столь значимые для их личностного развития годы, ограничил их способность относиться к себе с уважением и взаимодействовать с другими.

4. Очень часто причиной жестокого отношения к ребенку является недостаток элементарных знаний о детском развитии. Необходимо знать, что в раннем детстве, да и в дошкольном возрасте, дети не могут сразу выполнить любое требование. Это происходит не от непослушания, а из-за вялости реакций, замедленности осознания необходимости новых действий, инертности временных нервных связей в коре больших полушарий. А родители могут ожидать сиюминутного подчинения, беспрекословного выполнения требования, оказывая на ребенка непосильное для него давление.

5. Модель домашнего насилия, как правило, передается от одного поколения к другому. Строгие наказания обычно не считаются насилием по отношению к детям, а рассматриваются в качестве семейной традиции. Как полагают психологи, до 90% родителей, проявляющих жестокость по отношению к детям, хотя и заботятся о них, тем не менее имеют ограниченный круг навыков семейного воспитания, поскольку следуют той модели, которую они получили в наследство.

6. Весьма типична для семей, в которых царит семейное насилие, изоляция от внешнего мира. Многие из них живут замкнуто и не пользуются ничьей помощью. Присущее им недоверие ведет к отрицанию попыток со стороны соседей наладить с ними сотрудничество.

7. В современном обществе во многих семьях физическое насилие приобретает систематический и хронический характер. Каждый год, по крайней мере, один ребенок из ста страдает от побоев родителей и не менее 40% детей хотя бы один раз испытывали побои в детстве. Трое из ста детей страдают от применения родителями огнестрельного и холодного оружия.

Не менее пагубным для формирования личности ребенка является эмоционально безразличное отношение к нему родителей, предоставляющих ему с раннего возраста свободу, которой он еще не умеет пользоваться. Такая неправильная родительская позиция, проявляющаяся в недостатке внимания и заботы о ребенке, получила название «гипоопеки» или «гипопротекции».

В результате гипопротекции ребенок переживает дефицит защиты (протекции) перед незнакомым и пугающим внешним миром, ощущает одиночество и беспомощность в преодолении трудностей – в том числе даже тех, с которыми он, при поддержке со стороны родителей, легко бы справился.

Крайней формой проявления гипоопеки является отсутствие всякого ухода за детьми (чаще всего встречается в алкогольных семьях). Но, пожалуй, особого внимания заслуживают семьи, в которых дети материально обеспечены, но их эмоциональные потребности и душевные переживания игнорируются. Ребенка никогда не ласкают, не ведут с ним задушевных бесед, не интересуются как его огорчениями, обидами, так и успехами. Это свидетельствует об эмоциональном отвержении ребенка, потому что родители не только не любят своих детей, но и тяготятся ими. Независимо от поведения ребенок не получает одобрения, зато замечаются все его недочеты, и на него сыплется град замечаний и упреков, иногда родители могут прибегать и к физическому насилию. Когда детям постоянно напоминают, что они плохие, неумелые, несообразительные, ленивые, противопоставляют их другим, то они могут вырасти робкими, забитыми, неуверенными в себе, с пониженной самооценкой. Это помешает им раскрыть свои способности в жизни.

При недостатке родительского тепла и внимания могут пострадать интеллектуальные возможности детей, и замедлится их психическое развитие. Кроме того, если ребенку в раннем детстве не удалось установить эмоциональные связи со взрослыми, то в более старшем возрасте он встретится со значительными трудностями. Способность к эмоциональному отклику формируется с первых месяцев жизни, и, естественно, особая роль в этом принадлежит родителям, которые должны научить ребенка радоваться и огорчаться, сочувствовать и сопереживать.

Вторая группа педагогических ошибок родителей – недостаточная психологическая компетентность в области возрастного развития ребенка. Наиболее часто это проявляется в неумении учитывать возрастные изменения в психике ребенка и обращение с ним по модели предыдущего возрастного этапа. Такая инертность родителей вызывает у детей различные формы негативизма. Особенно ярко негативизм проявляется в подростковом возрасте.

В начале младшего подросткового возраста у детей формируется «чувство взрослости», представление о себе как о человеке, имеющем право на собственное суждение, инициативу, независимость от мира взрослых. Переход от младшего школьного возраста к подростковому столь стремителен, что родителям нелегко уловить изменения в психике ребенка, и они продолжают его опекать и контролировать, как если бы он оставался прежним.

Родители пытаются ограничить активность, самостоятельность подростка, подчас в авторитарной форме высказывают мнения о его друзьях, интересах, пытаются влиять на увлечения ребенка. Естественно, что доверие, неуважение к личности подростка способствует отчуждению детей от родителей, приводит к раздражительности и непослушанию.

Если родители не понимают потребностей детей, не хотят анализировать мотивы их поступков, приписывают им несуществующие мотивы и по ним судят ребенка, между родителями и детьми возникает смысловой барьер. Так, например, родители считают, что сын убежал с урока, потому что не хотел учиться, а не из солидарности с ребятами; покрыл проступок товарища – из трусости, потому что будет отвержен классом, а не потому, что таков его кодекс чести, и т.д. Родители должны знать, что дети живут не только в соответствии с нормами взрослых, но и в соответствии с нормами, которые сложились внутри класса или группы, с которой ребенок контактирует. Однако мир детских норм уже и строже, чем мир норм взрослых, и дети предпочитают – даже зная, что будут осуждены родителями, - жить в соответствии с этими групповыми нормами. Родители считают, что наказание ребенка за нарушение общепринятых моральных норм пойдет ему на пользу, но результат будет обратным, если не учитывать, по каким законам живет детская группа и какие сложившиеся в ней представления в первую очередь определяют поведение ребенка.

К типичным ошибкам относится нетерпимость родителей к различиям темпераментов своих детей. Иногда родители жалуются на медлительность детей. Чаще всего такие жалобы исходят от матерей с динамичной и сильной нервной системой. Если ребенок унаследовал темперамент отца – флегматичный, медлительный (что у взрослого мужчины принимает характер основательности), то для матери сангвиника, подвижной и быстрой, это может быть источником постоянного раздражения. Такие динамичные матери норовят увлечь сына-флегматика в поход, на длительную прогулку, в путешествие – и безуспешно. Флегматик предпочитает почитать про путешествия, лежа на диване, посмотреть по телевизору мультфильмы и т.д. Как правило, у таких мам не хватает терпения и понимания позволить ребенку то, что ему хочется, и в семье возникают ссоры, взаимные недовольства.

Среди родителей встречается еще одно заблуждение, которое препятствует полноценному воспитательному процессу: существует мнение, что в ребенке все от природы – и с этим ничего не поделаешь. Проявления характера у детей они замечают уже в раннем возрасте и склонны считать, что особенности личности и характер ребенка развиваются помимо их влияния: дети якобы от рождения могут быть ленивыми, злыми, агрессивными, обидчивыми. Свои убеждения родители подкрепляют аргументами, что в одной и той же семье растут совсем разные дети: один ребенок трудолюбивый, чуткий, заботливый, а другой – полная противоположность ему. В подобной аргументации скрывается очень серьезная ошибка. Несмотря на то, что дети растут в одной семье, но отношение к ним и позиции взрослых могут быть разными. Например, одного воспитывала бабушка, а другого - мать, первый был кумиром семьи, а другого родители воспитывали сами, уже будучи более зрелыми и взрослыми. Или, наоборот, старший опекал младшего и заботился о нем, а того баловали.

Характер ребенка, действительно, складывается очень рано, и его развитие определяется и отношением родителей к ребенку, и особенностями их собственной личности, и внутрисемейными взаимоотношениями. Мысль о генетической предопределенности характера ребенка опасна тем, что снимает с родителей ответственность за воспитание.

Третья группа педагогических ошибок родителей – недооценка ими личного примера и единства предъявляемых требований в воспитании ребенка.

Как известно, процесс первичной социализации ребенка начинается в семье, и первыми людьми, у которых заимствуется опыт социального поведения, являются родители. Подражая им и другим взрослым членам семьи, ребенок учится строить свои взаимоотношения не только с родственниками, но и с теми, кто находится за пределами семейной группы, перенося на общение с ними те правила и нормы, которые были усвоены им в родительском доме. Поэтому очень важно, какой пример поведения демонстрировали родители своим детям.

Родители зачастую недооценивают этот аспект воспитательного влияния и требуют от детей того, чего не делают сами. В результате такого «педагогического» воздействия у ребенка появляется протест и чувство неуважения к родителям.

Обычно тяжелую, напряженную обстановку в семье создает неумение родителей «поделить» собственного ребенка, неумение предъявлять требования и найти единство в подходе к его воспитанию. Жизненная значимость требований состоит в том, чтобы побуждать ребенка к хорошим поступкам и вместе с тем тормозить проявление отрицательных черт и действий.

Есть две группы требований: прямые и косвенные. Прямые – требование-приказ, требование-угроза, требование-запрет – рассчитаны преимущественно на подчинение детей родителям. Эти требования нередко звучат как команда, окрик и вызывают протест и внутреннее сопротивление детей.

Глубоко заблуждаются те родители, которые понимают требование как средство давления на ребенка с целью добиться беспрекословного повиновения. Жестокая требовательность, лишенная уважения к личности ребенка, превращается в принуждение, сковывает его активность и самостоятельность. Применение прямых требований таит в себе опасность подавления личности.

Нередко отцу и матери легче заставить ребенка выполнить то или иное требование, чем вызвать у него желание поступать правильно всегда. Такие родители считают, что для достижения воспитательной цели все средства хороши, забывая о том, что суть воспитания не в том, чтобы приневолить, а в том, чтобы побудить ребенка сознательно поступать так, как подобает.

Поэтому в процессе воспитания целесообразнее использовать косвенные требования, в которых не чувствуется волевого нажима и принуждения. Благодаря косвенным требованиям устанавливаются доверительные отношения в семье, у детей не остается тягостного сознания, что их воспитывают. Косвенные требования обладают зарядом стимулирующего воздействия, они рассчитаны на положительное начало в духовном мире ребенка. Требование-совет, требование-просьба, требование доверием, требование-намек, требование-одобрение основаны на использовании разумных доводов и на вере в его силы и возможности, поэтому с помощью косвенных требований можно добиться не слепого повиновения, а сознательного послушания.

Родители должны помнить еще об одном правиле: в воспитании нужна единая разумная линия и последовательность действий родителей. Непоследовательность предъявления требований в значительной мере подрывает авторитет родителей. Так, например, в некоторых семьях между родителями наблюдаются разногласия в понимании должного и допустимого: мать считает, что ребенок может не пойти в школу, сказавшись больным («дитя устало»), а для отца – это нарушение стереотипа, дезорганизуещее ребенка, и к тому же ложь.

И если родители обсуждают свои позиции при ребенке, это обесценивает для него мнение того из них, на чьей стороне безусловная правота. Если справедливые требования и замечания отца встречают поддержку матери, то создаются благоприятные предпосылки для воспитания. И наоборот, несогласованность действий родителей подрывает их престиж, приучает ребенка приспосабливаться к противоположным требованиям.

Иной раз разногласия между родителями возникают при выборе наказания за проступок ребенка: один требует строгого или жестокого наказания, другой предлагает более мягкое или не обидное для него. При столкновении с некоторыми особенностями детского развития, которые вызывают недоумение у родителей и служат источником противоречивых суждений о характере детей, матери и отцы ведут себя по-разному.

Отцы, более суровые и жестокие по натуре, склонны складывающиеся трудности во взаимоотношениях с детьми объяснять именно их строптивостью и безволием. Усматривая выход в спартанском подходе к воспитанию, они нередко большой эффект усматривают в применении наказаний, в том числе и физических. Как ни парадоксально, отцовские средства «силового воспитания» действительно дают определенный результат – послушание ребенка, что служит для отцов подтверждением верности их линии. Их, как правило, трудно убедить в нежелательности постоянного использования таких методов воздействия, ведь эффект-то на лицо, чего же рассуждать? Однако послушание, которого родители так добивались посредством наказаний, является лишь внешним, послушанием из-за страха, которое не способствует созреванию личности, развитию ее инициативы и творческому подъему. Поэтому, наказывая детей, родители:

Во-первых, должны быть едины в поиске адекватного способа выхода из затруднительной ситуации;

Во-вторых, ребенок должен чувствовать, что каким бы ни был его проступок, любовь родителей он не утратит ни при каких условиях, а наказание относится не ко всей его личности, а только к конкретному действию (в данном случае к проступку).

В-третьих, воспитательные методы и средства не должны унижать чувство собственного достоинства ребенка, сочетать в себе обоснованную требовательность с тактичной формой ее предъявления. Только при этих условиях родителям удастся сохранить свой авторитет в глазах детей, а справедливость и согласованность предъявляемых ими требований будут расцениваться как норма поведения и руководство к действию.

Естественно, мы выделили лишь незначительную часть трудностей, с которыми сталкиваются родители, и ошибок, которые они допускают в своей воспитательной практике. Тем не менее, надеемся, что знание даже этих типичных особенностей семейного воспитания поможет им избежать многих недоразумений во взаимоотношениях с собственными детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие специалистов сопровождения психолого-педагогической службы, как залог успешного воспитания и обучения и социальной адаптации детей с речевым недоразвитием

Представлен материал из опыта работы учителя-логопеда в ДОУ компенсирующего вида по осуществлению взаимодействия всех специалистов при компенсации ОНР....

Правила позитивного семейного воспитания ребенка дошкольного возраста

Многие родители вечно хныкающего ребёнка не задумываются о том, что причиной этого является их поведение, а вовсе не малыш. Как же воспитать позитивное настроение?Вы скажете, что нужно любить ре...

Психологический проект «Психолого-педагогическая помощь для родителей в воспитание»

Психологический проект«Психолого-педагогическая помощь для родителей в воспитание»...

Психологический проект «Психолого-педагогическая помощь для родителей в воспитание» слайды

Психологический проект«Психолого-педагогическая помощь для родителей в воспитание»презентация...

ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ (статья)

ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ...