Взаимодействие специалистов сопровождения психолого-педагогической службы, как залог успешного воспитания и обучения и социальной адаптации детей с речевым недоразвитием
статья по логопедии по теме

Скокова Светлана Владимировна

Представлен материал из опыта работы учителя-логопеда в ДОУ компенсирующего вида по осуществлению взаимодействия всех специалистов при компенсации ОНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sayt.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение из опыта работы

Взаимодействие специалистов сопровождения психолого-педагогической службы, как залог успешного воспитания, обучения и социальной адаптации детей с речевым недоразвитием

Девизом нашего коллектива мы выбрали следующие строки:

                Вот они главные истины эти:

                Поздно заметили, поздно учли..

                Нет, не рождаются «трудные» дети-

                Просто им вовремя не помогли….



Детский сад посещает 50 детей, имеющих тяжелые нарушения речи:

= ОНР разных уровней;

=ОНР, осложненное разными формами дизартрий;

= дети, страдающие моторной алалией;

= минимальными нарушениями слуха;

= элективным мутизмом;

= различными видами соматических заболеваний.

В МДОУ функционируют 4 группы. Коррекционно-развивающую работу координируют учителя-логопеды высшей квалификационной категории.

Эффективность коррекционно-развивающей работы в логопедической группе во многом зависит от преемственности в работе логопеда и других специалистов, прежде всего логопеда и воспитателей.

Взаимодействие с воспитателями учитель-логопед осуществляет в разных формах:

= совместное составление перспективного планирования работы на текущий период по всем направлениям;

= обсуждение и выбор форм, методов и приемов коррекционно-развивающей работы;

= оснащение развивающего предметного пространства в группе;

= взаимопосещение занятий и совместное проведение интегрированных комплексных занятий;

= еженедельные задания.

Формирование полноценных двигательных навыков, активная деятельность в процессе конструирования, сюжетных игр, трудовой деятельности, овладение тонко координированными и специализированными движениями рук является необходимым звеном в общей системе коррекционного обучения.

Коррекция особенностей моторного развития детей осуществляется за счет специальных упражнений и общепринятых способов физического воспитания.

Преемственность в работе логопеда и инструктора по физ.воспитанию состоит в:

= нормализации мышечного тонуса;

= исправлении неправильных поз;

=развитии статической выносливости, равновесия;

=упорядочении темпа движений;

= запоминании серии двигательных актов;

= воспитании быстроты реакции на словесные инструкции;

= развитии тонкой двигательной координации.

Одной из эффективных форм взаимодействия учителя – логопеда и музыкального руководителя по преодолению тяжелых нарушений речи являются логоритмические занятия.

Логоритмические занятия составляются с опорой на лексические темы. Многократное повторение изучаемого материала способствует выработке двигательных, слуховых, речевых и певческих навыков. Содержание занятий изменяется по мере поэтапного усложнения речевого материала. Построение их в форме спектаклей, сказок, игр создает доброжелательную, эмоционально – насыщенную атмосферу совместного творчества детей и взрослых, побуждает каждого ребенка принять активное участие в учебном процессе.

Сюжетно – тематическая организация занятия наиболее соответствует детским психофизическим данным, т.к. в игре максимально реализуются возможности детей координировать свои движения.

В результате знания лучше усваиваются.

Занятия по логоритмике направлены на:

= развитие всех компонентов речи;

= слуховых функций;

= речевой функциональной системы;

= двигательной сферы;

= ручной и артикуляционной моторики;

= высших психических функций;

= творческих способностей детей.

Для набора наиболее эффективных методов лечебно- педагогического воздействия необходима тесная взаимосвязь между педагогическими и медицинскими работниками.

Взаимодействие педагогических и медицинских работников заключается в:

= проведении регулярных профилактических осмотров;

= осуществлении консультаций и проведении медикаментозного лечения по показаниям;

= совместной работе, направленной на укрепление общего здоровья детей;

= взаимопосещении семинаров по проблемам преодоления речевых нарушений в свете современных тенденций медицины и педагогики.

В группах проводятся различные виды закаливания, профилактика плоскостопия, дыхательная гимнастика, самомассаж и другие мероприятия, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей.

Вопросам взаимосвязи детского сада с семьей в последнее время уделяется все большее внимание, т.к. личность ребенка формируется прежде всего в семье и семейных отношениях.

В дошкольном учреждении создаются условия, имитирующие домашние, к образовательно-воспитательному процессу привлекаются родители, которые участвуют в занятиях, спортивных праздниках, викторинах, вечерах досуга, театрализованных представлениях. Педагоги работают над созданием единого сообщества, объединяющего взрослых и детей.

Совместная работа учителей-логопедов и родителей осуществляется в следующих вариантах:

= посещение родительских собраний и консультаций, «Дней открытых дверей», открытых логопедических занятий, семинаров – практикумов;

= проведение педагогических советов с участием родителей;

= оформление специальных тематических стендов;

= организована работа через систему методических рекомендаций учителей-логопедов.

Предложенная комплексность педагогического воздействия, направленная на выравнивание речевого и психического развития детей с тяжелыми нарушениями речи, позволяет дать равные стартовые возможности наряду с нормально развивающимися сверстниками  к моменту поступления в школу.

Благодаря такому комплексному подходу к процессу воспитания и обучения детей с ОНР наш педагогический коллектив добился высоких результатов.

И в заключении данного сообщения хотелось бы поделиться мечтой нашего коллектива. Это комплекс, представляющий собой детский сад компенсирующего вида с группами ранней диагностики и группами для детей с различными  дефектами (заикание, задержка психического развития, аутизм, нарушения слуха и др), имеющего в штате всех необходимых специалистов для оказания комплексной помощи детям. Было бы неплохо иметь классы для детей с нарушениями речи, где обучение  будет вестись по программе речевой школы, а не общеобразовательной. Мы верим в то, что мечты сбываются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическая деятельность по оптимизации процесса успешной адаптации детей к условиям ДОУ

Материал из опыта работы Хисматуллиной Р.Р., где даны рекомендации воспитателям и родителям для проведения успешной адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения.  В работе ч...

Психолого-педагогические рекомендации для родителей по успешной адаптации детей к детскому саду

Разработанные рекомендации для родителей детей средней группы, как нужно поддержать ребенка при поступлении в детский сад....

Направления психолого-педагогической деятельности по оптимизации процесса успешной адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Для оптимизации процесса адаптации к условиям дошкольного учреждения необходима четкая и последовательная работа всех сотрудников образовательного учреждения с привлечением родителей своих воспитанник...

Психолого-педагогическая деятельность по оптимизации процесса успешной адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Психолого-педагогическая деятельность по оптимизации процесса успешной адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения....

«Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного учреждения. Взаимодействие специалистов по вопросам социализации детей с ОВЗ»

ННа сегодняшний день вопросы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья вызывают особый интерес у логопедов и психологов. Специалисты, работающие с детьми, имеющими отклонения в интелле...