Взаимодействие специалистов сопровождения психолого-педагогической службы, как залог успешного воспитания и обучения и социальной адаптации детей с речевым недоразвитием
статья по логопедии по теме
Представлен материал из опыта работы учителя-логопеда в ДОУ компенсирующего вида по осуществлению взаимодействия всех специалистов при компенсации ОНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sayt.doc | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
Сообщение из опыта работы
Взаимодействие специалистов сопровождения психолого-педагогической службы, как залог успешного воспитания, обучения и социальной адаптации детей с речевым недоразвитием
Девизом нашего коллектива мы выбрали следующие строки:
Вот они главные истины эти:
Поздно заметили, поздно учли..
Нет, не рождаются «трудные» дети-
Просто им вовремя не помогли….
Детский сад посещает 50 детей, имеющих тяжелые нарушения речи:
= ОНР разных уровней;
=ОНР, осложненное разными формами дизартрий;
= дети, страдающие моторной алалией;
= минимальными нарушениями слуха;
= элективным мутизмом;
= различными видами соматических заболеваний.
В МДОУ функционируют 4 группы. Коррекционно-развивающую работу координируют учителя-логопеды высшей квалификационной категории.
Эффективность коррекционно-развивающей работы в логопедической группе во многом зависит от преемственности в работе логопеда и других специалистов, прежде всего логопеда и воспитателей.
Взаимодействие с воспитателями учитель-логопед осуществляет в разных формах:
= совместное составление перспективного планирования работы на текущий период по всем направлениям;
= обсуждение и выбор форм, методов и приемов коррекционно-развивающей работы;
= оснащение развивающего предметного пространства в группе;
= взаимопосещение занятий и совместное проведение интегрированных комплексных занятий;
= еженедельные задания.
Формирование полноценных двигательных навыков, активная деятельность в процессе конструирования, сюжетных игр, трудовой деятельности, овладение тонко координированными и специализированными движениями рук является необходимым звеном в общей системе коррекционного обучения.
Коррекция особенностей моторного развития детей осуществляется за счет специальных упражнений и общепринятых способов физического воспитания.
Преемственность в работе логопеда и инструктора по физ.воспитанию состоит в:
= нормализации мышечного тонуса;
= исправлении неправильных поз;
=развитии статической выносливости, равновесия;
=упорядочении темпа движений;
= запоминании серии двигательных актов;
= воспитании быстроты реакции на словесные инструкции;
= развитии тонкой двигательной координации.
Одной из эффективных форм взаимодействия учителя – логопеда и музыкального руководителя по преодолению тяжелых нарушений речи являются логоритмические занятия.
Логоритмические занятия составляются с опорой на лексические темы. Многократное повторение изучаемого материала способствует выработке двигательных, слуховых, речевых и певческих навыков. Содержание занятий изменяется по мере поэтапного усложнения речевого материала. Построение их в форме спектаклей, сказок, игр создает доброжелательную, эмоционально – насыщенную атмосферу совместного творчества детей и взрослых, побуждает каждого ребенка принять активное участие в учебном процессе.
Сюжетно – тематическая организация занятия наиболее соответствует детским психофизическим данным, т.к. в игре максимально реализуются возможности детей координировать свои движения.
В результате знания лучше усваиваются.
Занятия по логоритмике направлены на:
= развитие всех компонентов речи;
= слуховых функций;
= речевой функциональной системы;
= двигательной сферы;
= ручной и артикуляционной моторики;
= высших психических функций;
= творческих способностей детей.
Для набора наиболее эффективных методов лечебно- педагогического воздействия необходима тесная взаимосвязь между педагогическими и медицинскими работниками.
Взаимодействие педагогических и медицинских работников заключается в:
= проведении регулярных профилактических осмотров;
= осуществлении консультаций и проведении медикаментозного лечения по показаниям;
= совместной работе, направленной на укрепление общего здоровья детей;
= взаимопосещении семинаров по проблемам преодоления речевых нарушений в свете современных тенденций медицины и педагогики.
В группах проводятся различные виды закаливания, профилактика плоскостопия, дыхательная гимнастика, самомассаж и другие мероприятия, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей.
Вопросам взаимосвязи детского сада с семьей в последнее время уделяется все большее внимание, т.к. личность ребенка формируется прежде всего в семье и семейных отношениях.
В дошкольном учреждении создаются условия, имитирующие домашние, к образовательно-воспитательному процессу привлекаются родители, которые участвуют в занятиях, спортивных праздниках, викторинах, вечерах досуга, театрализованных представлениях. Педагоги работают над созданием единого сообщества, объединяющего взрослых и детей.
Совместная работа учителей-логопедов и родителей осуществляется в следующих вариантах:
= посещение родительских собраний и консультаций, «Дней открытых дверей», открытых логопедических занятий, семинаров – практикумов;
= проведение педагогических советов с участием родителей;
= оформление специальных тематических стендов;
= организована работа через систему методических рекомендаций учителей-логопедов.
Предложенная комплексность педагогического воздействия, направленная на выравнивание речевого и психического развития детей с тяжелыми нарушениями речи, позволяет дать равные стартовые возможности наряду с нормально развивающимися сверстниками к моменту поступления в школу.
Благодаря такому комплексному подходу к процессу воспитания и обучения детей с ОНР наш педагогический коллектив добился высоких результатов.
И в заключении данного сообщения хотелось бы поделиться мечтой нашего коллектива. Это комплекс, представляющий собой детский сад компенсирующего вида с группами ранней диагностики и группами для детей с различными дефектами (заикание, задержка психического развития, аутизм, нарушения слуха и др), имеющего в штате всех необходимых специалистов для оказания комплексной помощи детям. Было бы неплохо иметь классы для детей с нарушениями речи, где обучение будет вестись по программе речевой школы, а не общеобразовательной. Мы верим в то, что мечты сбываются.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогическая деятельность по оптимизации процесса успешной адаптации детей к условиям ДОУ
Материал из опыта работы Хисматуллиной Р.Р., где даны рекомендации воспитателям и родителям для проведения успешной адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения. В работе ч...
Сертификат участника Всероссийского вебинара "Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ДЦП: обучение и социальная адаптация (ФГОС НОО)"
Участник Всероссийского вебинара....
Сертификат участника Всероссийского вебинара "Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ДЦП: обучение и социальная адаптация (ФГОС НОО)"
Прослушала в сентябре 2016г...
Психолого-педагогические рекомендации для родителей по успешной адаптации детей к детскому саду
Разработанные рекомендации для родителей детей средней группы, как нужно поддержать ребенка при поступлении в детский сад....
Направления психолого-педагогической деятельности по оптимизации процесса успешной адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Для оптимизации процесса адаптации к условиям дошкольного учреждения необходима четкая и последовательная работа всех сотрудников образовательного учреждения с привлечением родителей своих воспитанник...
Психолого-педагогическая деятельность по оптимизации процесса успешной адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Психолого-педагогическая деятельность по оптимизации процесса успешной адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения....
«Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного учреждения. Взаимодействие специалистов по вопросам социализации детей с ОВЗ»
ННа сегодняшний день вопросы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья вызывают особый интерес у логопедов и психологов. Специалисты, работающие с детьми, имеющими отклонения в интелле...