Одаренные дети: особенности развития
презентация по психологии

Глодова Ирина Александровна

Одаренные способности у ребенка ‒ это дар, заложенный на генетическом уровне, поэтому очень важно пробудить имеющиеся задатки, заметить их проявление, обеспечить своевременное успешное прохождение первых этапов развития способностей и одарённости в период, особо значимый для человека – дошкольное детство, признаки одаренности, проявляемые в дошкольном детстве, могут постепенно «угаснуть», и наоборот, одаренность может проявиться.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РЕФЕРАТ

на тему: Одаренные дети: особенности развития.

Исполнитель:

Педагог-психолог

            И.А. Глодова

пгт Серышево, 2022

Содержание

1 Анализ проблем одаренности в современном мире                                                                        3

2 Позиция по поводу корректности / некорректности применения термина «признаки одаренного ребенка»                                                                                                                          6

3 Глоссарий на темы «Понятие «одаренность». Виды одаренности. Одаренные дети: особенности развития»                                                                                                                      6

Библиографический список                                                                                                              9

1 Анализ проблем одаренности в современном мире

 

Проблемы

Причины

Проявления

1

Отсутствия проявлений того или иного вида одаренности

Недостаток (в силу условий жизни) соответствующих знаний, умений и навыков. 

Стоит такому ребенку их усвоить, как его одаренность становится явной и очевидной для педагога

2

Замаскированность проявлений одаренности

Трудности развития ребенка: заикание, повышенная тревожность, конфликтный характер общения и т.п.

Могут привести к снижению показателей успешности ребенка (несмотря на потенциально высокий уровень его способностей). Отмечается ярко выраженная неравномерность психического развития, которая становится источником многих  проблем одаренного ребенка.

3

Неравномерность развития: опережение умственного развития по сравнению с эмоционально-личностным

Не учитываются их повышенные возможности: обучение становится слишком легким или же нет условий для развития их творческих потенций

Повышенная восприимчивость, чувствительность к окружающему приводит к уязвимости, ранимости психики, не способной адекватно отреагировать на такое количество воздействий. Дети многое воспринимают на свой счет, чувствуют вину, даже когда их ни в чем не обвиняют. Критичность к себе часто приводит к тому, что ребенок начинает плохо относиться к самому себе, плохо себя оценивает, становится неуверенным.

4

Резко повышенные интеллектуальные и художественно-эстетические возможности

Причины общения, отсутствуют достаточно сформированные и эффективные навыки социального поведения.

Это может проявляться в излишней конфликтности или в своеобразной отчужденности одаренного ребенка от группы сверстников и приводит к тому, что одаренный ребенок начинает искать другие ниши для общения: общество более младших или, наоборот, значительно более старших детей или общается только со взрослыми и т. д.

5

Проблемы волевых навыков, саморегуляция

1 Снисходительное отношение к этому взрослых.

2 Излишнее вмешательство учителей и чрезмерная опека родителей могут оказать негативное влияние на ход обучения одаренных учащихся, затормозить развитие процессов саморегуляции, привести к потере самостоятельности и мотивации к освоению нового.

Занимаются только деятельностью, достаточно интересной и легкой для них, то есть составляющей суть их одаренности. Любую другую деятельность, которая не входит в сферу их склонностей, многие одаренные дети избегают.

Специфическая ситуация, когда одаренные дети, будучи в определенном отношении «трудоголиками», все же не умеют трудиться в тех случаях, когда от них требуются выраженные волевые усилия.

6

Отсутствие творческих проявлений

Личностная проблема, как следствие особой направленности лишь на освоение знаний.

Ускоренный темп умственного и общего возрастного развития. С раннего детства они получают одобрение окружающих за поражающие всех объем и прочность знаний, что и становится впоследствии ведущей мотивации их умственной деятельности.

7

Трудность профессиональной ориентации

При профессиональном самоопределении, у этих детей возникает огромное количество вариантов, которые часто взаимоисключают друг друга, вследствие чего дети не могут выбрать наиболее привлекательный вариант.

Даже к окончанию подросткового периода одаренные юноши или девушки затрудняются с выбором своего призвания. Это приводит к ситуация некой дезаптации особо одаренного ребенка, которая может принимать довольно серьезный характер, временами вполне оправдывая отнесение группы одаренных детей в группу повышенного риска.

8

Работа с родителями одаренных детей

Родители нередко озабочены тем, чтобы напичкать детей разными знаниями, совершенно не считаясь с их психолого-педагогическими и физиологическими возможностями.

Негативное отношение проявляется в том, что родители не хотят, чтобы их ребенок отличался от других детей. Их раздражает самобытность ребенка, они всячески подавляют его талантливость. 

Они просто калечат психику своих детей. В семьях, воспитывающих одаренных детей преобладает атмосфера акцентирования внимания на отличии ребенка от его сверстников. Такая активность может сочетаться и с «вымучиванием» его реальных или предполагаемых способностей.

Исключительная одаренность

Сверстники относятся к одаренным детям по-разному, в зависимости от характера их одаренности и от степени нестандартности ее проявлений. 

Сопровождается необычным поведением и странностями, что вызывает у их одноклассников недоумение или насмешку. Иногда жизнь такого ребенка в коллективе складывается самым драматическим образом (ребенка бьют, придумывают для него обидные клички, устраивают унизительные розыгрыши). В какой-то степени именно в результате этих взаимоотношений со сверстниками дети с таким развитием попадают в группу риска.

2 Позиция по поводу корректности / некорректности применения термина «признаки одаренного ребенка» 

Признаки одаренности − это те особенности одаренного ребенка, которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены в уровне наблюдения за характером его действий.

Рассматривая признаки одаренности, моя позиция ‒ некорректность применения термина «признаки одаренного ребенка». Я считаю не целесообразно применение этого термина в современном мире, так как не всегда могут проявляться признаки одаренности, на это может повлиять социум, а в первую очередь семья. Поведенческие признаки одаренности вариативны и часто противоречивы в своих проявлениях, поскольку во многом зависимы от предметного содержания деятельности и социального контекста. 

Одаренные способности у ребенка ‒ это дар, заложенный на генетическом уровне, поэтому очень важно пробудить имеющиеся задатки, заметить их проявление, обеспечить своевременное успешное прохождение первых этапов развития способностей и одарённости в период, особо значимый для человека – дошкольное детство, признаки одаренности, проявляемые в дошкольном детстве, могут постепенно «угаснуть», и наоборот, одаренность может проявиться. Нам важно не просто наблюдать, а длительно наблюдать  за ним и создавать такие благоприятные условия, для того, чтобы ребенок мог реализовать себя в жизни, найти свое призвание и раскрыть свои способности в полном объеме.  Стоит учитывать физиологические нарушения у ребенка, такие, как: заикание, повышенная тревожность, конфликтный характер общения и т.п., они также могут повлиять на раскрытие одаренности. Поэтому я бы немного скорректировала определение:

Признаки одаренности − это те особенности одаренного ребенка, которые заложенные генетически и проявляются в его реальной деятельности, могут быть оценены в уровне длительного наблюдения за характером его действий в благоприятных условиях.

3 Глоссарий на темы «Понятие «одаренность». Виды одаренности. Одаренные дети: особенности развития»

  1. Вундеркинд (от нем. wunder чудо и kind ребенок) одаренный ребенок, обладающий исключительными, выдающимися способностями.
  2. Гениальность (от лат. genialis) наивысшая степень проявления творческих сил человека. Связана с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества. Исторические воззрения на природу гениальности определялись общим пониманием творческого процесса.
  3. Гений (от лат. genius) – это: высшая степень одаренности, ума, таланта; человек, обладающий такого рода одаренностью, носитель гениальности.
  4. Гражданская сознательная дисциплина – все это непременно внутренние условия развития способностей, дарования, таланта.
  5. Дезадаптация – психическое состояние, возникающее в результате несоответствия социопсихологического или психофизиологического статуса ребенка требованиям новой социальной ситуации. Различают патогенную, психическую и социальную дезадаптации детей и подростков.
  6. Детский возраст – это возрастной период, во время которого осуществляется становление и развитие способностей и личностных качеств ребенка.
  7. Диссинхрония ‒ целостный паттерн признаков (синдрома), характерного для опережающего развития большинства одаренных детей и объединяющего два взаимосвязанных аспекта: внешнюю, социальную, и внутреннюю диссинхронию (французский психолог  Ж.-Ч. Террасье).
  8. Задатки ‒ врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга, составляющие природную основу развития способностей; индивидуальные особенности физической и нервной организации человека, обуславливающие эффективное соответствие сенсомоторной регуляции определенным видам деятельности.
  9. Закономерности педагогического процесса ‒ существенные внешние и внутренние связи, от которых зависит направленность процесса и успешность достижения педагогических целей.
  10. Индивидуализация педагогического процесса ‒ это такая его организация, при которой осуществляется учет индивидуальных потребностей и психологических особенностей каждого учащегося всеми субъектами его образовательного и социально-педагогического пространства.
  11. Инструментальный – определяет характер способов деятельности.
  12. Интеллект ‒ (от лат. intellectusпознание, понимание) ум, рассудок, разум; мыслительная способность человека. Латинский перевод древнегреческого понятия нус (ум), тождественный ему по смыслу.
  13. Креативность (творческий потенциал) ‒ это процесс, который порождается сильной потребностью человека в снятии напряжения, возникающего в ситуации неопределенности и дефицита информации (американский психолог П. Торренс).
  14. Мотивационный – определяет характер отношений ребенка к окружающей действительности и собственной деятельности.
  15. Перфекционизм – стремление добиться совершенства в выполнении деятельности.
  16. Признаки одаренности − это те особенности одаренного ребенка, которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены в уровне наблюдения за характером его действий.
  17. Одаренность ‒ это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
  18. Одаренный ребенок ‒ это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
  19. Условия ‒ основа, предпосылка для чего-нибудь; обстоятельство, от которого что-нибудь зависит; обстановка, в которой происходит, осуществляется что-нибудь; субъективные и объективные требования и предпосылки для достижения цели.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Васютина, И.В. Выявление и развитие одаренных детей / И. В. Васютина, Е. В. Попова, Л. Н. Фоломеева, Н. И. Черных. ‒ Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). ‒ Казань: Бук, 2016. ‒ С. 18-22. ‒ URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/207/11154/ (дата обращения: 16.09.2021).
  2. Дайнова, Г. З. Педагогические условия поддержки и сопровождения одаренных детей в образовательном процессе : учебно-методическое пособие / Г. З. Дайнова, Л. Р. Галимова. – Уфа : БГПУ имени М. Акмуллы, 2019. – 57 с. – Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. – URL: https://e.lanbook.com/book/115676.
  3. Кривцун, О. А.  Психология искусства : учебник для вузов / О. А. Кривцун. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 265 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-02354-1. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/469375.
  4. Парфенова, Г. Л. Обучение и развитие одаренных детей : учебное пособие / Г. Л. Парфенова, О. Г. Холодкова, О. А. Бокова. – Барнаул : АлтГПУ, 2020. – 223 с. – ISBN 978-5-88210-977-5. – Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. – URL: https://e.lanbook.com/book/176493.
  5. Савенков, А. И.  Психология детской одаренности: учебник для вузов / А. И. Савенков. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 334 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-07918-0. – Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/471339.
  6. Каджаспирова Г.М., Каджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. - М., 2000.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Одаренные дети: особенности развития

Слайд 2

1. Врожденные задатки как одно из условий сложного процесса становления индивидуально-психологических особенностей ребенка. 2. Неотделимость признаков необычных способностей у ребенка от возраста. 3. Проявления одаренных детей в познавательной деятельности; в поведении; в его общении со сверстниками, с родителями, братьями, сестрами и другими взрослыми в семье, образовательных учреждениях и др. 4. Расхождения между умственным уровнем ребенка и выраженностью более специальных способностей. 5. Характерные особенности одаренных детей (по Л. Холлингуорту). Особенности одаренных детей (по Ю.З. Гильбуху). Личностные характеристики высокоодаренных детей (по К.А. Хеллеру). 6 . Перспективы одаренных детей. Уровень достижения (или) потенциальные возможности одаренного ребенка. 7. Сферы одаренности (таланта), охватывающие особенности большей части одаренных детей: интеллектуальная сфера; сфера академических достижений; математика; естествознание; творчество (креативность); общение и лидерство; сфера художественной деятельности; музыка; двигательная сфера; познавательная сфера; оригинальность мышления; гибкость мышления; продуктивность; способность к анализу и синтезу; классификация и категоризация; высокая концентрация внимания; память. 8. Психосоциальное развитие одаренных детей. Самоактуализация. Перфекционизм. Социальная автономность. Эгоцентризм. Лидерство. Соревновательность. Особенности эмоционального развития. Юмор. 9. Модели выявления одаренных детей. Традиционная система, по шкале Станфорд-Бине. 10. Основные принципы построения системы выявления одаренных детей. 11. Уникальный характер результатов деятельности одаренных детей. СОЖЕРЖАНИЕ

Слайд 3

Врожденные задатки как одно из условий сложного процесса становления индивидуально-психологических особенностей ребенка У человека есть два класса задатков: врождённые приобретённые Задатки ‒ анатомо-физиологические особенности, образующие врожденные различия между людьми Способности имеют органические, наследственно закрепленные предпосылки для их развития в виде задатков. Например: морфологические и функциональные особенности строения мозга, органов чувств и движения.

Слайд 4

Люди от рождения бывают наделены различными задатками, хотя различия эти не так велики, как это утверждают те, которые различия в способностях ошибочно целиком сводят к различию врожденных задатков. К врожденным задаткам относятся такие свойства зрительного анализатора, как точное определение пропорций, цвета и т.п., необходимые для успешного развития способностей к художественному творчеству, или очень тонкая чувствительность обонятельного анализатора, на основе которой развиваются профессиональные способности парфюмеров-создателей новых сортов духов.

Слайд 5

В качестве задатков выделяются: Типологические свойства нервной системы , определяющие скорость образования временных нервных связей, их прочность, легкость дифференцировок; Анатомические особенности строения анализаторов и связанных с ними областей коры головного мозга . Задатки являются основой способностей, которые обнаруживаются и развиваются, при благоприятных условиях, только в процессе деятельности. Для задатков характерно, что: на основе одних и тех же задатков могут развиваться разные способности; задатки, развиваясь, приобретают новые качества.

Слайд 6

Задатки многозначны; они могут развиваться в различных направлениях. Задатки – лишь предпосылки развития способностей. Развиваясь на основе задатков, способности являются все же функцией не задатков самих по себе, а развития, в которое задатки входят как исходный момент, как предпосылка. Включаясь в развитие индивида, они сами развиваются, то есть преобразуются и изменяются. При отсутствии некоторых задатков, когда человек вовлечён в соответствующую развитию данной способности деятельность, происходит процесс компенсации, то есть развития других задатков в качестве компенсации. Пример: музыкальные способности; здесь задатком является абсолютный слух, однако отсутствие именно такого задатка может быть компенсировано развитием памяти музыкальных интервалов . Вывод:

Слайд 7

Возраст Признак одаренности Раннее детство (1- 3 года ) Неуемное любопытство, бесконечные вопросы, умение следить за событиями, большой словарный запас, увлеченность словесными раскрашиваниями, развитая речь, употребление сложных слов и предложений (развернутых). Повышенная концентрация внимания на чем-то одном, упорство в достижении результата в сфере, которая интересна. Способности к рисованию, музыке, счету. Нетерпеливость и порывистость, изобретательность и богатая фантазия Дошкольный период (4- 7 лет) Отличная память, интуитивные скачки (перескакивание через «этажи»), яркое воображение. Нечеткость в разграничении реальности и фантазии: преувеличенные страхи, эгоцентризм, тонкая моторная координация, предпочтение общества старших детей и взрослых. Доброта, открытость, понятливость. Превосходное владение искусством речевой коммуникации. Громадная любознательность, изобретение собственных слов, склонность к активному исследованию окружающего. Острое реагирование на несправедливость. Неотделимость признаков необычных способностей у ребенка от возраста

Слайд 8

Взрослый период (после 18 лет ) Легкость усвоения новых идей и знаний, комбинирование знаний оригинальными способами, гибкость в концепциях, способах действий, социальных ситуациях. Отличная развитость навыков общения, открытость, дружелюбие, умение ценить юмор. Живое и непосредственное воображение. Открытое выражение своих чувств и эмоций. Активность, настойчивость, энергичность, склонность к риску. Нетерпеливость при выполнении рутинной работы, предпочтение сложных заданий. Независимость в суждениях и поведении. Школьный период (8- 17 лет) Успех во многих начинаниях, высокие результаты в деятельности. Потребность в коллекционировании, классификации, принятие сложных и долгосрочных заданий. Великолепное чувство юмора. Развитая оперативная память, сформированность навыков логического мышления, выраженная установка на творческое выполнение заданий. Владение основными компонентами умения учиться, оригинальность словесных ассоциаций, построение четкого образа предстоящей деятельности, создание в воображении альтернативных систем.

Слайд 9

Вывод: Специфика одаренности в детском возрасте (в отличие от одаренности взрослого человека): Специфика одаренности в детском возрасте (в отличие от одаренности взрослого человека): Детская одаренность часто выступает как проявление закономерностей возрастного развития. Каждый детский возраст имеет свои предпосылки развития способностей. Например, дошкольники характеризуются особой предрасположенностью к усвоению языков, высоким уровнем любознательности, чрезвычайной яркостью фантазии; для старшего подросткового возраста характерными являются различные формы поэтического и литературного творчества и т.п. Высокий относительный вес возрастного фактора в признаках одаренности иногда создает видимость одаренности в виде ускоренного развития определенных психических функций, специализации интересов и т.п.

Слайд 10

Проявления одаренных детей легко заметить в познавательной деятельности; поведении одаренного ребенка; его общении со сверстниками, родителями, братьями, сестрами и другими взрослыми в семье, образовательных учреждениях и других. Для познавательной деятельности характерно: Умственная активность, стремление к познанию - невероятная потребность одаренных детей в умственной работе, страсть к познанию. Это - главная потребность одаренного ребенка, независимо от возраста, темперамента, характера, интересов, пола, здоровья и т. п . • Высокая концентрация внимания • Хорошо развитая память • Любознательность (познавательная потребность), исследовательская активность • Способность к прогнозированию • Большой словарный запас • Способность к оценке. • Способность рассуждать и мыслить логически

Слайд 11

Поведении одаренного ребенка 1 . Увлеченность содержанием задачи. 2. Требовательность к результатам собственной деятельности (перфекционизм) 3. Социальная автономность 4. Лидерство 5. Соревновательность 6. Широта интересов 7. Юмор 8. Сверхчувствительность к проблемам (проблемность) 9. Настойчивость (целеустремленность

Слайд 12

О бщении со сверстниками В целом эта группа одаренных детей характеризуется высокой, по сравнению со сверстниками, адаптацией к школьному обучению и соответственно коллективу соучеников. Сверстники относятся к одаренным детям в основном с большим уважением. Благодаря более высокой обучаемости и творческому отношению к процессу обучения, в том числе социальным и бытовым навыкам, физической силе, многие одаренные дети пользуются высокой популярностью в коллективе сверстников. В тех школах, где обучение является ценностью, такие дети становятся лидерами, «звездами» класса. Правда, и у этих детей могут возникать проблемы в том случае, если не учитываются их повышенные возможности: когда обучение становится слишком легким. Очень важно создать для этих детей оптимальные по трудности условия для развития их одаренности.

Слайд 13

Как правило, в семьях одаренных детей отчетливо наблюдается высокая ценность образования, при этом часто весьма образованными оказываются и сами родители. Это обстоятельство является благоприятным фактором, в значительной мере обусловливающим развитие высоких способностей ребенка . Развитию одаренности таких детей способствуют высокие познавательные интересы самих родителей, которые, как правило, не только заняты в сфере интеллектуальных профессий, но и имеют разного рода интеллектуальные «хобби». В общении с ребенком они всегда выходят за круг бытовых проблем, в их общении очень рано представлена так называемая совместная познавательная деятельность ‒ общие игры, совместная работа на компьютере, обсуждение сложных задач и проблем. Часто родителей с детьми объединяют общие познавательные интересы, на основе которых между ними возникают устойчивые дружеские отношения. Отношение к школьному обучению у родителей этих детей никогда не принимает самодовлеющего характера. Содержательная сторона развития ребенка для них всегда более приоритетна, чем отметки сами по себе. В этих семьях между родителями и детьми отмечается значительно меньшая дистанция, сам факт сокращения которой может носить не только явно позитивные, но подчас и негативные черты. О бщении с семьей

Слайд 14

Таким образом, развитие врожденных способностей ребенка, воспитание интеллектуально развитой личности начинается в семье . Создание в семье развивающей среды способствует раскрытию творческого потенциала одаренных детей. В микросоциуме нужны условия для развития способностей, то есть организация деятельности ребенка. Активному развитию творчества помогает включение одаренного ребенка в игровую, художественную, познавательно-практическую деятельность, а также экспериментирование в разных сферах . Высокоодаренные дети требуют особого внимания родителей, учителей, воспитателей. Вам необходимо поддержать и предоставить неординарным способностям этих детей пространство, сохранять в них игровое начало и развивать как эмоциональную, так и интеллектуальную сторону их личности. Только тогда они смогут творчески реализовывать свою одаренность . ВЫВОД:

Слайд 15

Расхождения между умственным уровнем ребенка и выраженностью более специальных способностей Нередки случаи расхождения между общим умственным уровнем ребенка и выраженностью более специальных способностей. Детей с необычайно ранним умственным развитием или с особенно яркими, чрезвычайными достижениями в какой-либо деятельности называют вундеркиндами. Одаренность, талант, гениальность проявляются в личности как яркие индивидуально-неповторимые творческие, интеллектуальные, эмоциональные, физические способности в той или иной области человеческой деятельности.

Слайд 16

Л.Холлингуорт ставит акцент на личностных проблемах одаренных детей: неприязнь к школе, учебная программа для них скучна и неинтересна, так как не соответствует их способностям; нонконформизм , отвержение стандартных требований, особенно если они идут вразрез с их интересами; более сложные игровые интересы по сравнению со сверстниками и, соответственно, изоляция; погружение в философские проблемы; предпочтение общения с более старшими и трудности в лидерстве из-за этого.

Слайд 17

У одаренных детей на протяжении их жизни возникает достаточно много разнообразных проблем, среди которых можно выделить следующие группы: 1. Неприязнь к школе. Учебная программа для них скучна и неинтересна, т.к. не соответствует их способностям. Следовательно, возможны нарушения поведения, за которые к детям применяются «карательные» меры. 2. Игровые интересы. Одаренные дети любят сложные игры и безразличны к простым, которыми увлекаются их сверстники. Как следствие, дети остаются в изоляции. 3. Конформность проявляется в отвержении стандартных требований, особенно, если они идут вразрез с их интересами. 4. Погружение в философские проблемы. Задумываются над вопросами жизни и смерти, религиозных верований и т.п. 5. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Часто одаренные дети предпочитают общение со старшими и достаточно трудно становятся лидерами. .

Слайд 18

Одаренные дети – это дети, резко выделяющиеся из среды сверстников высоким умственным развитием, которое является следствием как природных задатков, так и благоприятных условий воспитания ( Ю.З . Гильбух). Выявление способных детей и работа с ними являются актуальной тенденцией современного образования. Само понятие «одаренные дети» нуждается в точном определении. Ю.З . Гильбух к важнейшим особенностям одаренных детей относит необычно раннее проявление высокой познавательной активности и любознательности, быстроту и точность выполнения умственных операций, сформированность навыков логического мышления, богатство активного словаря, выраженную установку на творческое выполнение заданий, развитость творческого мышления и воображения.

Слайд 19

По мнению Хеллера , высокоодаренные дети обладают феноменальной памятью, высокой способностью к быстрому усвоению знаний, интеллектуальным любопытством. Однако, неординарные особенности детей могут быть восприняты окружающими как нарочитое желание выделиться, что, в свою очередь, может вызвать неодобрение учителей и насмешки сверстников. Возникновение сложностей в обучении одарённых детей, как правило, бывает связано с их стремлением к самостоятельному исследованию интересующих их тем и целостному восприятию картины мира. ... Особенность мотивации одаренных детей состоит в значительном доминировании внутренней мотивации над внешней.

Слайд 20

Мюнхенская модель одаренности, разработанная К.Хеллером, включает в себя и личностные компоненты: «мотивация к достижениям, настойчивость, устойчивость к стрессу и другие личностные качества, а не только способности, были типичны для достигавших наибольшего успеха учащихся». На основании экспериментальных данных К.Хеллер приходит к выводу, что высокоодаренные отличаются от среднеодаренных по следующим диагностически значимым личностным параметрам : высокие интеллектуальные способности; выдающиеся креативные способности (например, оригинальность, гибкость, разработанность ); способность к более быстрому усвоению и выдающаяся память; интеллектуальное любопытство и стремление к знаниям; интернальный локус контроля и высокая личностная ответственность; убежденность в собственной эффективности и самостоятельность суждений ; позитивная академическая Я-концепция, связанная с адекватной самооценкой. Необходимо , чтобы одаренные дети обладали позитивным самовосприятием. В данном случае важно адекватно оценивать способности: ни умаляя, ни игнорируя их или, напротив, ни чрезмерно акцентируя на них внимания. Такое положение дел может приводить к нарушениям личностного формирования, страдает эмоциональная сфера детей. Ребенку необходимо чувствовать и понимать, что ценен он; родители и взрослые любят его и видят в нем растущую личность, а не только набор определенных выдающихся способностей и достижений.

Слайд 21

Показатели одаренности условно можно распределить на пять сфер: • интеллектуальная; • творчество; • общение и лидерство; • художественная деятельность; • двигательная

Слайд 22

1. Интеллектуальная сфера Показатели: наблюдательность, хорошая память, умение излагать мысли, хорошая общая осведомленность, зачатки мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение), понятийного мышления (интуитивное, логическое, речевое, образное). Сфера академических достижений: · чтение ‒ ребенок выбирает чтение своим частым занятием; демонстрирует богатый словарный запас; зачатки навыка произвольного владения речью; чувствительность к синтаксической структуре речи; желает продемонстрировать умение читать; сохраняет внимание при чтении; · математика ‒ ребенок проявляет интерес к вычислениям, измерениям, упорядочению предметов; демонстрирует легкость в восприятии и запоминании математических символов; способность легко разобраться в измерении времени, денег; чувствительность к составу числа; · естествознание ‒ ребенок проявляет внимание к предметам, явлениям мира; интерес к любопытным фактам, явлениям природы, к происхождению предметов и явлений.

Слайд 23

2. Творчество Показатели : пытливость; любознательность; способность «с головой уходить» в занятие; высокий энергетический уровень (не устает, когда занимается творчеством); стремление делать по-своему; изобретательность в игровой, изобразительной деятельности. 3. Общение и лидерство Показатели : ребенок легко приспосабливается к новым условиям; его предпочитают выбирать в качестве партнера по играм другие дети; в общении он сохраняет уверенность в себе; легко обращается к взрослым; может принять на себя ответственность. 4. Художественная деятельность Дошкольник может проявить себя в изобразительном искусстве и в музыке. Показатели: · изобразительное искусство — ребенок демонстрирует интерес к визуальной информации; в деталях запоминает увиденное; проводит много времени за рисованием, лепкой и т. д.; · музыка — ребенок проявляет интерес к музыкальным занятиям; чутко реагирует на настроение музыки; легко воспроизводит ритм; узнает знакомую мелодию по первым звукам.

Слайд 24

5. Двигательная сфера Показатели : интерес к деятельности, требующей тонкой и точной моторики; хорошая зрительно-моторная координация; любовь к движениям; широкий диапазон движений; ребенок хорошо удерживает равновесие; хорошо владеет темпом; демонстрирует высокий уровень освоения двигательных навыков. Умения и способности для развития одаренности Познавательная сфера: • кругозор; • умение переносить усвоенное на новый материал; • умение устанавливать причинно-следственные связи, обнаруживать зависимости; • умение интегрировать и синтезировать информацию; • чувствительность к противоречиям;

Слайд 25

Память : способность ребенка быстро запоминать и удерживать долгое время в памяти различную информацию (вербальную, зрительную, двигательную). Внимание: способность ребенка быстро концентрироваться, «настраиваться» на деятельность и долгое время ею заниматься не отвлекаясь. Способность к анализу и синтезу : способность ребенка быстро «раскладывать» предложенную информацию на составляющие ее части или, наоборот, из нескольких частей создавать целое (делать вывод). Продуктивность мышления : способность ребенка на поставленную перед ним проблему находить большое количество решений. Гибкость мышления : способность ребенка быстро изменять свое поведение, вносить коррективы в свою деятельность в зависимости от изменившихся обстоятельств, объединять в своей деятельности знания и умения из различных областей жизни. Оригинальность мышления : способность ребенка выдвигать новые, нестандартные идеи, видеть «необычное» в обычном, действовать не как все.

Слайд 26

К особенностям психосоциального развития относятся: эгоцентризм , повышенная уязвимость эмоциональной системы, склонность к лидерству , соревновательности , стремление к самоактуализации, перфекционизму , социальная автономность, ярко выраженное чувство юмора .

Слайд 27

Самоактуализация ‒ стремление раскрыть свой внутренний потенциал, по мнению К. Гольстейна и К. Роджерса, является главным побудительным мотивом творчества. Ростки данного стремления проявляются уже в детстве и должны поддерживаться и формироваться. Стремление к самоактуализации ‒ это стремление человека постоянно воплощать, реализовывать, «опредмечивать» себя, свои способности, свою сущность. У людей, склонных к самоактуализации, по мнению А. Маслоу, доминирующим мотивом поведения чаще всего является радость от использования своих способностей, и этим они отличаются от тех людей, которые стремятся удовлетворить потребности в том, чего им недостает.

Слайд 28

Перфекционизм Творчески одаренных людей отличают некоторые черты личности и способы взаимоотношений с окружающими . П ерфекционизм (от англ. perfect - «совершенный»). Это стремление делать все наилучшим образом, стремление к совершенству даже в малозначительных делах. Это качество проявляется уже в раннем возрасте, когда ребенок не удовлетворяется результатом, пока не достигает максимального для себя уровня (интеллектуального, эстетического, нравственного). Самостоятельность Самостоятельность как личностное свойство предполагает: во-первых, независимость суждений и действий, способность самому, без посторонней помощи и подсказки, реализовывать важные решения; во-вторых, ответственность за свои поступки и их последствия; в-третьих, внутреннюю уверенность в том, что такое поведение возможно и правильно .

Слайд 29

Социальная автономность Социальная автономность очень близка самостоятельности и нередко приводит к трудностям во взаимоотношениях. Учителя, родители, сверстники нередко бывают нетерпимы к самостоятельной позиции творчески одаренного ребенка. Чем ниже уровень развития окружающих, тем менее тактичны и внимательны они к ребенку, тем чаще могут прибегать к насилию. Впечатлительность , внушаемость, склонность и способность к умственным и практическим действиям на основе предложенного образца свойственны одаренному ребенку так же, как и его «нормальному» сверстнику, однако это не является главным, определяющим в его познавательной деятельности и поведении. Для него характерна относительная свобода от общепринятых ограничений, он не склонен добиваться успеха в ситуациях, требующих нормативного поведения и деятельности по образцу.

Слайд 30

Эгоцентризм И одаренные дети, и в большей мере их «нормальные» сверстники часто не понимают, что окружающие существенно отличаются от них и в мыслях, и в желаниях, и в поступках. Это качество свойственно и многим взрослым, но если эгоцентризм взрослого в значительной мере результат эгоизма, то эгоцентризм ребенка имеет иную природу. Он закономерен и определен особенностями возрастного развития. Выражается это в неспособности встать на позицию другого человека, что связано с ограниченностью опыта ребенка. У большинства людей с возрастом это проходит . Эгоцентризм выражается в неспособности встать на позицию другого человека, что связано с ограниченностью опыта ребенка. У большинства людей с возрастом это проходит. Познавательный эгоцентризм (проявляемый в познавательной сфере эгоцентризм обычно так и именуется - «познавательный ») Моральный эгоцентризм Одаренному ребенку так же, как и его «нормальному» сверстнику, бывает нелегко выявить основания моральных действий и поступков других людей Коммуникативный эгоцентризм ( швейц.психолог Ж. Пиаже определил в большинстве случаев маленький ребенок в своей речи не пытается поставить себя на место слушающего.

Слайд 31

Лидерство Основная причина склонности одаренного ребенка к командованию сверстниками ‒ его интеллектуальное превосходство над ними, гибкость и беглость его мышления. Он лучше других представляет себе наиболее эффективный характер развития игровых действий, прогнозирует возможные ошибки и несоответствия игрового поведения и, предупреждая их, берет на себя роль лидера. Соревновательность Соревновательность , конкуренция ‒ важный фактор развития личности, укрепления, закалки характера. Опыт побед и поражений, приобретаемый в ходе различных интеллектуальных, художественных, спортивных состязаний, чрезвычайно важен для дальнейшей жизни. Без него наивно рассчитывать на воспитание творца, не боящегося жизненных трудностей. Через соревнование ребенок формирует собственное представление о своих возможностях, самоутверждается, приобретает уверенность в своих силах, учится рисковать, приобретает первый опыт «разумного авантюризма».

Слайд 32

Особенности эмоционального развития В качестве одной из основных особенностей развития эмоциональной сферы одаренного ребенка большинство исследователей отмечают повышенную уязвимость. Источником ее является также отмечаемая сверхчувствительность, уходящая корнями в особенности интеллектуального развития. Способность улавливать причинно-следственные связи, сочетающаяся с опережением в количестве и силе восприятия окружающих явлений и событий, рождает более глубокое и тонкое их понимание. Одаренные дети не только больше видят, тоньше чувствуют, они способны следить за несколькими явлениями сразу, тонко подмечая их сходство и различие. Творческое восприятие случайностей Случайность не спрогнозируешь, не создашь специально, но умение находить пользу в непредвиденном стечении обстоятельств - действительно дар. Удача приходит к тому, кто к ней готов (точнее, она и к другим приходит, но так и уходит, оставшись незамеченной). Как сказал один мудрый человек, «чем больше я работаю, тем удачливее становлюсь». Это одна из черт человека с высокими умственными способностями.

Слайд 33

Юмор Без способности обнаруживать несуразности, видеть смешное в самых разных ситуациях, невозможно представить творческого человека. Эта способность проявляется и формируется с детства. Она является свидетельством одаренности и вместе с тем эффективным механизмом психологической защиты . ВЫВОД Особенности психосоциального развития одаренных детей выражены: в стремлении к самоактуализации (реализации своих личностных возможностей); в эгоцентризме (непонимании того, почему простую вещь, которая понятна им, не могут постигнуть окружающие люди); в лидерстве; в сильно развитом чувстве справедливости; в эмоциональной нетерпеливости; в хорошем чувстве юмора ; в стремлении к социальной автономности (свободе от общепринятых ограничений).

Слайд 34

МОДЕЛИ ВЫЯВЛЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ Существует два основных подхода к процессу установления одаренности. Первый основывается на системе единой оценки Второй ‒ на комплексной. Традиционная система, по которой ребенок должен набрать более 135 баллов по шкале Станфорд-Бине, является примером единой оценки. Еще один пример ‒ поэтапный процесс, когда ребенок подвергается традиционному тестированию только после того, как успешно преодолеет этап предварительного отбора.

Слайд 35

Шкала́ интелле́кта Стэ́нфорд — Бине́ ( англ. Stanford-Binet Intelligence Scale ) ‒ шкала для оценки интеллекта , разработанная в 1916 году. В тесте используется единый показатель уровня интеллекта ‒ IQ . Коэффициент интеллекта равен частному умственного возраста испытуемого и его реального возраста, умноженному на 100. Оба возраста измеряются в месяцах. В настоящее время шкала Стэнфорд ‒ Бине используется преимущественно в западных странах для оценки готовности к школе, распределения учеников в школы разного уровня и при поступлении в вузы .

Слайд 36

Тест состоит из четырёх частей: Вербальные рассуждения; Количественные рассуждения (вычисления); Абстрактно-визуальные рассуждения; Кратковременная память . Суммарный балл представляется в виде коэффициента IQ. Обработка теста должна выполняться сразу после его предъявления, так как следующие задания даются в зависимости от того, выполнил ли ребёнок предыдущие. Тестирование детей младших возрастов обычно занимает 30-40 минут. Кроме балла IQ, тест Стэнфорд ‒ Бине позволяет получить представление о некоторых личностных качествах ребёнка (активность, способность сосредоточиться, усердие, уверенность в себе). Качественные наблюдения должны фиксироваться, а затем интерпретироваться независимо от результатов теста. Тест Стэнфорд ‒ Бине может использоваться как для оценки способностей нормальных детей, так и для детей с особенностями развития. Г. Лефрансуа пишет, что тест может служить ранним диагностическим тестом для выявления аутизма, так же для выявления одарённых детей. Квалификация экспериментатора очень важна для проведения теста Стэнфорд ‒ Бине. Для того, чтобы получить достоверные результаты необходим исключительно опытный экспериментатор, так как медлительность, нерешительность или незначительные изменения в формулировках заданий могут значительно повлиять на результаты теста.

Слайд 37

ВЫВОД: Шкала Станфорд - Бине является индивидуальным тестом, направленным на измерение умственных способностей как у детей, начиная с 2-летнего возраста, так и у взрослых. В принципе, в заданиях теста делается упор на вербальную сферу, однако вместе с тем многие задания для младшего возраста требуют точных двигательных реакций.

Слайд 38

Общенациональная система выявления и развития молодых талантов строится на следующих базовых принципах: а ) приоритет интересов личности ребенка, молодого человека, его права на свободу выбора профессии, забота о его здоровье ; б) доступность и открытость ; в) опора на высококвалифицированные кадры, лучшие образовательные учреждения, передовые методики обучения ; г) индивидуальный подход в обучении, непрерывность и преемственность на всех уровнях образования ; д) межведомственное и сетевое взаимодействие ; е) общественный и профессиональный контроль ; ж) сочетание государственных и общественных инициатив и ресурсов.

Слайд 39

С учетом вышесказанного можно сделать следующие выводы : При построении системы выявления одаренных детей можно воспользоваться следующим планом: определение понятия одаренности; разработка процедур оценки одаренности; определение функций, подлежащих оценке, и определение подлежащих сбору сведений; уточнение критериев отбора; разработка плана и программы обучения одаренных школьников; обеспечение поиска и выявления одаренных детей. Для выявления одаренных детей необходимо использовать специальные методы, причем не разово, а систематически в процессе работы учащегося по специально разработанной программе .

Слайд 40

Уникальные результаты деятельности, присущие одаренным, обогащают нашу жизнь во всех ее проявлениях и делают их вклад в нее чрезвычайно значимым. Такими особенностями являются: Одаренных отличает высокая чувствительность во всем, у многих высоко развито чувство справедливости, они способны чутко улавливать изменения в общественных отношениях, новые веяния времени в науке, культуре, технике, быстро и адекватно оценивать характер этих тенденций в обществе. Непрекращающаяся познавательная активность и высоко развитый интеллект дают возможность получать новые знания об окружающем мире. Творческие способности влекут их к созданию новых концепций, теорий, подходов. Оптимальное сочетание у одаренных детей интуитивного и дискурсивного мышления (в подавляющем большинстве случаев при доминировании первого над вторым) делает процесс получения новых знаний весьма продуктивным и значимым. Большинству одаренных присущи большая энергия, целеустремленность и настойчивость, которые в сочетании с огромными знаниями и творческими способностями позволяют претворять в жизнь массу интересных и значимых проектов.

Слайд 41

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие одаренности детей дошкольного возраста с учетом полоролевых особенностей

Ведущими отечественными специалистами в «Рабочей концепции одаренности» дано следующее определение: «Одаренность – это системное, развивающееся в течении жизни качество психики, которое определяет воз...

ВЫЯВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ОДАРЕННОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА. ПРОЕКТ «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ»

В содержании дошкольного воспитания на первом месте стоит задача передачи детям творческого опыта, формирования эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, создания условий для творческого ...

Статья "Особенности развития музыкально одаренных детей дошкольного возраста в ДОО" (из опыта работы)

Формирование творческого потенциала общества зависит от того, как мы, взрослые, сможем раскрыть и развить в детях разные таланты. Каждый ребенок индивидуален и имеет свои способности и таланты. Одним ...

Леворукие дети: особенности развития.

Консультация для воспитателей...

Коуч-сессия для педагогов ДОУ «ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ»

Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (незаурядных результатов) в одном или нескольких ви...

Методический материал для педагогов ДОУ «ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ»

Под «одаренностью» ребенка понимается более высокая, чем у его сверстников при прочих равных условиях, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления. Понятие &laqu...