Методический материал для педагогов ДОУ «ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ»
консультация

Хоптинская Юлия

Под «одаренностью» ребенка понимается более высокая, чем у его сверстников при прочих равных условиях, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления. Понятие «одаренность» происходит от слова «дар». Таким образом, одаренность – это дар и означает особо благоприятные внутренние предпосылки развития творческих способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sposobnosti.docx15.24 КБ

Предварительный просмотр:

Методический материал для педагогов ДОУ

«ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ»

Подготовила Хоптинская Ю.В.,

воспитатель МБДОУ «Детский сад «Снежинка»

Под «одаренностью» ребенка понимается более высокая, чем у его сверстников при прочих равных условиях, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления. Понятие «одаренность» происходит от слова «дар». Таким образом, одаренность – это дар и означает особо благоприятные внутренние предпосылки развития творческих способностей.

Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (незаурядных результатов) в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с показателями других людей.

Одаренность объединяет познавательную, эмоциональную, волевую, мотивационную, психофизиологическую и другие сферы психики. Ее признаки могут быть постоянными или временными, явными или скрытыми (потенциальными); она может проявляться в виде высокого уровня развития общих или специальных (интеллектуальных, академических, художественных, психомоторных, лидерских, технических) способностей.

Одаренный ребенок выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки к ним) в том или ином виде деятельности.

Самым сенситивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Для ребенка этого возраста характерна усиленная познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. У него развита интуиция, яркость, конкретность представляемых образов и легкость манипулирования ими. “Родовыми” чертами дошкольного возраста является фантазия, творческое воображение, нестандартность мышления, кроме этого, проявляется особая чувствительность, отзывчивость на окружающее. Огромный потенциал, заложенный природой, при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность достигать больших высот в развитии.

Интеллектуальное развитие и воспитание детей дошкольного возраста является одной из самых актуальных проблем педагогики и психологии в начале XXI века - века информационных технологий, т.к. учитывает новые социальные и психолого-педагогические условия, предъявляющие детям повышенные требования к развитию восприятия и мышления, умственной работоспособности.

Известно, что только на основе результатов комплексной диагностики можно сделать вывод о наличии одарённости, поэтому для углубленного определения уровня развития интеллекта у детей используются следующие методики:

Тест "Какие предметы спрятаны в рисунках?" (оценка восприятия ребенка). Методика позволяет оценивать восприятие ребенка с различных сторон, выявляя одновременно способность ребенка формировать образы, делать связанные с ними умозаключения и представлять эти заключения в словесной форме. Методика рассчитана на детей 4-6 лет.

Прогрессивные матрицы Равенна. Эта методика предназначается для проверки уровня развития наглядно - образное мышления у детей, начиная с 5-ти летнего возраста. Задания представляют собой специальным образом подобранную выборку из 10-ти постепенно усложняющихся матриц.

Тест креативности Торренса (Фигурная форма). Используется для исследования творческой одаренности дошкольников. Предназначен для 5-6 лет.

Каждое занятие с одаренными детьми отличается разнообразным познавательным материалом, предназначенным для развития любознательности и исследовательской активности дошкольников, а также соответствующим интересам и потребностям ребенка. Воспитанники учатся самостоятельно мыслить, т.е. выделять существенные признаки, сравнивать предметы и выявлять сходства и различия в них, синтезировать различные признаки в целое представление о предмете. Выполняют сложные мыслительные операции такие, как систематизация, ограничение, отрицание, умозаключение и т.п. Для того чтобы обеспечить поступательный уровень развития ребенка, при подборке заданий необходимо учитывать оптимальный и плавный переход с одного уровня на другой.

Для повышения уровня развития интеллекта дошкольника, на занятиях используются развивающие игры и упражнения, разнообразный дидактический материал, таблицы, схемы, книги. Детям предлагаются задания на сообразительность и логическое мышление, такие как «Найди закономерность и продолжи ряд», «Определи «лишнюю» фигуру», «Реши задачу», «Соотнеси по смыслу», «Закончи мысль в высказывании», «Разгадай ребус», «Заполни логические таблицы» и т.п. Особое внимание обращается на тот факт, что важно не только найти правильное решение, но и доказать, обосновать свой выбор.

Для развития способностей мыслить системно и стратегически необходимо обязательно включать в работу такие пособия, как кубики Коса, развивающие игры Б.П. Никитина, В.Воскобовича, логические блоки Дьенеша.

Стимулируя познавательную активность дошкольников, помимо вышеперечисленных средств, на занятиях нужно внедрять и инновационные методы. Один из которых – использование в работе с детьми персонального компьютера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система методической работы с педагогами по вопросам развития речи детей в дошкольном учреждении компенсирующего вида

Представленный материал содержит описание основных направлений , форм методической работы с педагогами ДОУ по вопросам развития речи детей дошкольного возраста. Приведены примеры возможных задач годов...

Учебно - методическая разработка презентация для родителей "Особенности развития речи детей раннего возраста"

Учебно - методическая разработка  презентация для родителей "Особенности развития речи детей раннего возраста"...

Методический материал для педагогов. Долгосрочный проект:"Формирование у детей младшего школьного возраста бережного отношения к живой природе через иллюстрации Е.И. Чарушина"

Дошкольный возраст - самый благоприятный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к живой природе....

Мастер-класс для педагогов Тема: «Особенности развития у детей представлений о размере, форме и массе предметов»

Мастер-класс для педагоговТема: «Особенности развития у детей представлений о размере, форме и массе предметов»...

Мастер-класс для педагогов Тема: «Особенности развития у детей представлений о размере, форме и массе предметов»

Мастер-класс для педагоговТема: «Особенности развития у детей представлений о размере, форме и массе предметов»...

Коуч-сессия для педагогов ДОУ «ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ»

Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (незаурядных результатов) в одном или нескольких ви...

Методический материал для педагогов ДОУ «ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ»

Под «одаренностью» ребенка понимается более высокая, чем у его сверстников при прочих равных условиях, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления. Понятие &laqu...