Методические рекомендации "Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста"
консультация

Евдокимова Вероника Эдуардовна
Понятие эмоционального интеллекта
Проблема эмоциональной культуры человека оставалась актуальной на протяжении 
всей истории человеческого общества.
Современные  философы вслед за мыслителями древности подчеркивают 
актуальность проблемы развития эмоциональной компетентности  -  открытости человека 
своим эмоциональным переживаниям, связывая ее возможности с гармоничным 
взаимодействием сердца и разума, аффекта и интеллекта.
В отечественной психологии идея единства аффекта и интеллекта нашла свое 
отражение в трудах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева. Л.С. Выготский 
пришел к выводу о существовании динамической смысловой системы, представляющей 
собой единство аффективных и интеллектуальных процессов: «Как известно, отрыв 
интеллектуальной стороны нашего сознания от его аффективной, волевой стороны 
представляет один из основных и коренных пороков всей традиционной психологии. 
Мышление при этом неизбежно превращается в автономное течение себя мыслящих 
мыслей, оно отрывается от всей полноты живой жизни...». 
Единство аффекта и интеллекта, по мнению классика психологии, обнаруживается, 
во-первых, во взаимосвязи и взаимовлиянии этих сторон психики на всех ступенях 
развития, во-вторых, в том, что эта связь является динамической, причем всякой ступени в 
развитии мышления соответствует своя ступень в развитии аффекта.
В современном обществе проблема компетентности в понимании и выражении 
эмоций стоит достаточно остро, поскольку в нем искусственно насаждается культ 
рационального отношения к жизни, воплощенный в образе некоего эталона - несгибаемого 
и как бы лишенного эмоций супермена. В то же время К.Д. Ушинский, подчеркивая 
социальный смысл эмоций, отмечал, что общество,  заботящееся об образовании ума, 
совершает большой промах, ибо человек более человек в том, как он чувствует, чем как он 
думает.
Действительно, культ рациональности и высокий образовательный ценз 
непосредственно не обеспечивают гуманистическое мировоззрение и эмоциональную 
культуру человека.
Известно, что запрет на эмоции ведет к их вытеснению из сознания; в свою очередь, 
невозможность психологической переработки эмоций способствует разрастанию их 
физиологического компонента. В современном цивилизованном обществе постоянно 
растет число людей, страдающих неврозами. С особой силой и отчетливостью 
эмоциональные проблемы проявляются у людей с пониженным уровнем самоконтроля. 
Выйдя из-под контроля сознания, эмоции препятствуют осуществлению намерений, 
нарушают межличностные отношения, не позволяют надлежащим образом выполнять 
служебные и семейные обязанности, затрудняют отдых и ухудшают здоровье.
Эмоциональный интеллект  (emotional intelligence, EQ)  —  умение определять, 
использовать, понимать и управлять собственными эмоциями в положительном ключе, 
например, чтобы снимать стресс, преодолевать трудности и разряжать конфликты. Также 
эта способность позволяет распознавать эмоциональное состояние других людей.
Эмоциональный интеллект можно рассматривать как совокупность  эмоциональных 
и когнитивных способностей личности к ее социально-психологической адаптации.
Впервые термин “эмоциональный интеллект” был употреблен в 1990 году Дж. 
Мейером и П. Сэловеем.
Компетенции эмоционального интеллекта:
  Умение узнавать и осознавать свои чувства;
  Умение правильно переживать фрустрацию;
  Умение изменять свои чувства;
  Умение мотивировать себя и поддерживать мотивацию;
  Умение управлять своими чувствами;
  Умение строить эмоционально теплые отношения.
Согласно новейшим исследованиям, успешность человека зависит от коэффициента 
умственного развития на 20 процентов, а от коэффициента эмоционального развития  –
почти на 80 процентов.
Низкий уровень эмоционального интеллекта способен привести к закреплению 
комплекса качеств, названного Алекситимия.
Алекситимия  -  затруднение в осознании и определении собственных эмоций  –
повышает риск возникновения психосоматических заболеваний у детей и взрослых. Таким 
образом, умение разбираться в собственных чувствах и управлять ими является 
личностным фактором, укрепляющим психологическое и соматическое здоровье ребенка.
Люди с развитым эмоциональным интеллектом благодаря своим способностям к 
пониманию и управлению своих эмоций и эмоций других людей, хорошо адаптированы в 
социальной сфере, эффективны в общении и успешны в достижении своих целей.
Формирование эмоционального интеллекта 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста средствами сказкотерапии»

Проблема: Наблюдения за детьми дошкольного возраста, позволяют предположить, что чаще всего гармоничному развитию ребенка препятствует эмоциональная нестабильность.В дошкольных учреждениях традиц...

Психолого-педагогические условия формирования эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста

В статье представлен краткий теоретический обзор условий формирования эмоционального интеллекта...

Методические рекомендации "Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста"

Методические рекомендации содержат краткую характеристику понятия - эмоциональный интеллект, компетенции эмоционального интеллекта, методы формирования эмоционального интеллекта у детей дошкольного во...

Методические рекомендации по развитию эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста

В методических рекомендациях представлены теоретические основы и предложены практические рекомендации по развитию эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста.  Также, в качестве пример...

Методическая разработка "Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста через ознакомление с произведениями изобразительного искусства"

АннотацияДанная методическая разработка посвящена проблеме формирования эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)  посредством знакомства с произведениями искусств...