Понятие эмоционального интеллекта
Проблема эмоциональной культуры человека оставалась актуальной на протяжении
всей истории человеческого общества.
Современные философы вслед за мыслителями древности подчеркивают
актуальность проблемы развития эмоциональной компетентности - открытости человека
своим эмоциональным переживаниям, связывая ее возможности с гармоничным
взаимодействием сердца и разума, аффекта и интеллекта.
В отечественной психологии идея единства аффекта и интеллекта нашла свое
отражение в трудах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева. Л.С. Выготский
пришел к выводу о существовании динамической смысловой системы, представляющей
собой единство аффективных и интеллектуальных процессов: «Как известно, отрыв
интеллектуальной стороны нашего сознания от его аффективной, волевой стороны
представляет один из основных и коренных пороков всей традиционной психологии.
Мышление при этом неизбежно превращается в автономное течение себя мыслящих
мыслей, оно отрывается от всей полноты живой жизни...».
Единство аффекта и интеллекта, по мнению классика психологии, обнаруживается,
во-первых, во взаимосвязи и взаимовлиянии этих сторон психики на всех ступенях
развития, во-вторых, в том, что эта связь является динамической, причем всякой ступени в
развитии мышления соответствует своя ступень в развитии аффекта.
В современном обществе проблема компетентности в понимании и выражении
эмоций стоит достаточно остро, поскольку в нем искусственно насаждается культ
рационального отношения к жизни, воплощенный в образе некоего эталона - несгибаемого
и как бы лишенного эмоций супермена. В то же время К.Д. Ушинский, подчеркивая
социальный смысл эмоций, отмечал, что общество, заботящееся об образовании ума,
совершает большой промах, ибо человек более человек в том, как он чувствует, чем как он
думает.
Действительно, культ рациональности и высокий образовательный ценз
непосредственно не обеспечивают гуманистическое мировоззрение и эмоциональную
культуру человека.
Известно, что запрет на эмоции ведет к их вытеснению из сознания; в свою очередь,
невозможность психологической переработки эмоций способствует разрастанию их
физиологического компонента. В современном цивилизованном обществе постоянно
растет число людей, страдающих неврозами. С особой силой и отчетливостью
эмоциональные проблемы проявляются у людей с пониженным уровнем самоконтроля.
Выйдя из-под контроля сознания, эмоции препятствуют осуществлению намерений,
нарушают межличностные отношения, не позволяют надлежащим образом выполнять
служебные и семейные обязанности, затрудняют отдых и ухудшают здоровье.
Эмоциональный интеллект (emotional intelligence, EQ) — умение определять,
использовать, понимать и управлять собственными эмоциями в положительном ключе,
например, чтобы снимать стресс, преодолевать трудности и разряжать конфликты. Также
эта способность позволяет распознавать эмоциональное состояние других людей.
Эмоциональный интеллект можно рассматривать как совокупность эмоциональных
и когнитивных способностей личности к ее социально-психологической адаптации.
Впервые термин “эмоциональный интеллект” был употреблен в 1990 году Дж.
Мейером и П. Сэловеем.
Компетенции эмоционального интеллекта:
Умение узнавать и осознавать свои чувства;
Умение правильно переживать фрустрацию;
Умение изменять свои чувства;
Умение мотивировать себя и поддерживать мотивацию;
Умение управлять своими чувствами;
Умение строить эмоционально теплые отношения.
Согласно новейшим исследованиям, успешность человека зависит от коэффициента
умственного развития на 20 процентов, а от коэффициента эмоционального развития –
почти на 80 процентов.
Низкий уровень эмоционального интеллекта способен привести к закреплению
комплекса качеств, названного Алекситимия.
Алекситимия - затруднение в осознании и определении собственных эмоций –
повышает риск возникновения психосоматических заболеваний у детей и взрослых. Таким
образом, умение разбираться в собственных чувствах и управлять ими является
личностным фактором, укрепляющим психологическое и соматическое здоровье ребенка.
Люди с развитым эмоциональным интеллектом благодаря своим способностям к
пониманию и управлению своих эмоций и эмоций других людей, хорошо адаптированы в
социальной сфере, эффективны в общении и успешны в достижении своих целей.
Формирование эмоционального интеллекта