Методические рекомендации по формированию навыков самоконтроля у дошкольников с нарушениями интеллекта на уроках математики
статья по математике (подготовительная группа)
В статье рассматривается проблема формирования навыков самоконтроля у дошкольников с умственной отсталостью. Представлены результаты исследования уровня самоконтроля у старшей и подготовительной групп.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
balasho1.doc | 36.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации по формированию навыков самоконтроля у дошкольников с нарушениями интеллекта на математических занятиях
Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования навыков самоконтроля у дошкольников с умственной отсталостью. Представлены результаты исследования уровня самоконтроля у старшей и подготовительной групп.
Ключевые слова: самоконтроль, дошкольники, диагностика.
Самоконтроль является важным регулятивным базовым учебным действием, формирование которого определяется действующим федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью [ФГОС, 2014].
Проблема формирования приемов самоконтроля наиболее остро стоит в процессе обучения детей с умственной отсталостью, поскольку самоконтроль оказывает большое влияние на становление учащегося как субъекта учебной деятельности, повышает осознанность выполняемых действий. Известно, что учащиеся с умственной отсталостью испытывают трудности как саморегуляции, так и самоконтроля учебной деятельности.
В целях изучения уровня самоконтроля у детей с интеллектуальным недоразвитием было проведено экспериментальное исследование на базе Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения школы №18 Центрального района Санкт-Петербурга. В исследовании приняли участие 20 учащихся: 10 учащихся старшей группы, 10 учащихся подготовительной группы.
Все дети имеют легкую степень умственной отсталости.
В экспериментальном исследовании использовались следующие методики: «Выкладывание узора из кубиков», «Кодирование» [Панасюк, 1973], «Палочки-чёрточки» [Ульенкова, 1990], «Выкладывание геометрических фигур».
Остановимся более подробно на результатах, полученных посредством методики П.Я.Гальперина «Выкладывание узора уз кубиков» [ Асмолов, 2010].
Данная методика позволяет оценивать результаты с точки зрения двух видов анализа: функционального и структурного. Функциональный анализ представляет собой оценивание контрольной и исполнительной частей действия.
Исполнительная часть — оценивание степени произвольности выполнения задания. Контрольная часть — оценивание степени произвольности контроля, характера контроля, наличия средств контроля и характера их использования.
Структурный анализ представляет собой оценку принятия задачи, плана выполнения, контроля и коррекции, отношения к успеху и неудаче.
Для каждого анализа были определены средние арифметические показатели отдельно для дошкольников старшей и подготовительной группы, что позволило определить общие тенденции в сформированности данных действий.
Данные функционального анализа, полученные при исследовании дошкольников старшей группы представлены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты функционального анализа (дошкольники старшей группы)
Имя | Функциональный анализ | |||
Исполнительская часть | Контрольная часть | |||
Степень произвольности выполнения | Степень произвольности контроля | Наличие средств контроля и характер их использования | Характер контроля | |
Кристина | 1 | 1 | 1 | 1 |
Леша | 2 | 2 | 3 | 2 |
Ричард | 2 | 2 | 2 | 2 |
Саша | 1 | 1 | 2 | 1 |
Миша | 2 | 1 | 2 | 2 |
Вероника | 3 | 3 | 3 | 2 |
Марат | 2 | 2 | 3 | 2 |
Агата | 2 | 1 | 2 | 2 |
Яна | 2 | 2 | 2 | 2 |
Ксюша | 2 | 1 | 2 | 2 |
Средний балл | 1,9 | 1,6 | 2,2 | 1,8 |
Уровень | Средний | Средний | Средний | Средний |
Как показали полученные результаты, дошкольники старшей группы обладают недостаточной степенью произвольности выполнения задания и контроля, что проявлялось в неспособности всегда быстро включиться в предлагаемую им деятельность и осуществить ее с минимальным количеством ошибок, выполнять задания, не отвлекаясь, следуя плану и доводя его до конца, а также осуществлять контроль за выполнением своих действий в соответствии с образцом. Кроме того, они были неспособны ориентироваться на результат проверки и оценки своих действий, не могли корректировать свою деятельность, устраняя те ошибки, которые допустили. Осуществлять произвольный контроль большинство учащихся могли только в самом начале задания, к концу внимание у них рассеивалось, и им необходимо было указывать на ошибки, чтобы они их исправили.
Данные функционального анализа, полученные при исследовании дошкольников подготовительной группы представлены в таблице 2.
Таблица 2
Результаты функционального анализа (дошкольники подготовительной группы)
Имя | Функциональный анализ | |||
Исполнительская часть | Контрольная часть | |||
Степень произвольности выполнения | Степень произвольности Контроля | Наличие средств контроля и характер их использования | Характер контроля | |
Женя | 1 | 1 | 2 | 1 |
Надя | 1 | 1 | 1 | 1 |
Саша | 3 | 2 | 3 | 2 |
Оля | 2 | 1 | 2 | 2 |
Алина | 2 | 2 | 3 | 2 |
Саид | 3 | 2 | 3 | 2 |
Эля | 2 | 1 | 2 | 2 |
Ниля | 2 | 2 | 3 | 2 |
Вера | 2 | 2 | 2 | 2 |
Давлат | 3 | 2 | 3 | 2 |
Средний балл | 1,9 | 1,6 | 2,4 | 1,8 |
Уровень | Средний | Средний | Средний | Средний |
У детей, обучающихся в подготовительной группе, показатели степени произвольности выполнения задания и контроля, характера контроля так же, как и у дошкольников старшей группы, находятся на среднем уровне. Им также было трудно выполнять задания, не отвлекаясь, действуя строго по плану, осуществлять контроль за выполнением действий в соответствии с образцом. Была заметна утомляемость и истощаемость психических процессов, недостаточная концентрация и устойчивость произвольного внимания.
Сравнительный анализ результатов позволяет констатировать, что исполнительная и контрольная части у старшей и подготовительной группы имеют средний уровень сформированности.
Некоторая положительная динамика у дошкольников с умственной отсталостью наблюдается только по показателю «Наличие средств контроля и характер их использования», на что указывает средний балл, представленный на диаграмме (у дошкольников старшей группы средний балл равен 2,2, у дошкольников подготовительной группы — 2,4). Большинство дошкольников старшей группы использовали следующие средства контроля: анализ схемы узора, который нужно собрать, пошаговый контроль выполнения, но только в начале выполнения задания. Итоговый контроль не осуществляли, следовательно, не исправляли допущенных ошибок. Большинство дошкольников подготовительной группы старались контролировать выполнение задания до конца работы, но итоговую проверку осуществляли не всегда, следовательно, не всегда исправляли допущенные ошибки.
Таким образом, можно утверждать, что не только младшие школьники с умственной отсталостью, но и пятиклассники, испытывают трудности в осуществлении контроля своей деятельности.
Рассмотрим результаты структурного анализа дошкольников старшей группы (таблица 3).
Таблица 3
Результаты структурного анализа (дошкольники старшей группы)
Имя | Структурный анализ | Итог | ||||
Принятие задачи | План выполнения | Контроль и коррекция | оценка | Отношение к успеху и неудаче | ||
Кристина | 3 | 1 | 1 | 1 | 1 | 11 |
Леша | 3 | 1 | 2 | 2 | 1 | 18 |
Ричард | 3 | 1 | 3 | 1 | 1 | 17 |
Саша | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 12 |
Миша | 3 | 1 | 1 | 2 | 1 | 15 |
Вероника | 3 | 1 | 3 | 2 | 1 | 21 |
Марат | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 16 |
Агата | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 17 |
Яна | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 14 |
Ксюша | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 12 |
Средний балл | 2,4 | 1,0 | 1,7 | 1,5 | 1,0 | 15,3 |
Уровень | Средний | Низкий | Средний | Средний | Низкий | Средний |
Полученные результаты показали, что по критериям «план выполнения» и «отношение к успеху и неудаче» в группе дошкольников старшей группы получены самые низкие показатели. Необходимо отметить, что ни дошкольник старшей группы не мог самостоятельно составить план выполнения задания. Кроме того, дошкольники продемонстрировали отсутствие какой-либо реакция на успех или неудачу в выполнении задания.
Рассмотрим результаты структурного анализа дошкольников подготовительной группы (таблица 4).
Таблица 4
Результаты структурного анализа (дошкольники подготовительной группы)
Имя | Структурный анализ | Итог | ||||
Принятие задачи | План выполнения | Контроль и коррекция | Оценка | Отношение к успеху и неудаче | ||
Женя | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 12 |
Надя | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 10 |
Саша | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 23 |
Оля | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 18 |
Алина | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 18 |
Саид | 2 | 3 | 3 | 2 | 3 | 23 |
Эля | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 14 |
Ниля | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 22 |
Вера | 2 | 2 | 3 | 1 | 1 | 17 |
Давлат | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 23 |
Средний балл | 2,2 | 2,3 | 2,0 | 1,5 | 2,1 | 18,0 |
Уровень | Средний | Средний | Средний | Средний | Средний | Средний |
Среди дошкольников подготовительной группы самые низкие результаты получены по критерию «оценка». Половина учащихся могли оценить свою работу на предмет достижения поставленной цели, но, при этом, не могли объяснить причины, допущенных ошибок, хотя замечали ошибки в выполненной работе. Вторая половина дошкольников была не в состоянии правильно оценить уровень выполнения задания или вообще не оценивала его.
Сравнительный анализ полученных результатов показал, что большая динамика наблюдается по критериям «план выполнения» и «отношение к успеху и неудаче».
По критерию «план выполнения» стоит отметить тот факт, что ни один дошкольник старшей группы не умеет самостоятельно составить план выполнения задания и следовать ему, в то время, как почти все дошкольники подготовительной группы могли составить план выполнения задания, но при этом не всегда следовали ему до конца выполнения задания. Только четверо дошкольников из 10 придерживались составленного плана на протяжении всего задания.
Рассматривая результаты, полученные по критерию «отношение к успеху и неудаче», можно сказать, что дошкольники старшей группы продемонстрировали отсутствие какой-либо реакции на успех или неудачу в выполнении задания, а у дошкольников подготовительной группы наблюдалась различная реакция: отсутствие какой-либо реакция (3 дошкольников), еще такое же количество дошкольников адекватно реагировали на успех, а на неудачу реагировали очень остро — некоторые начинали ругаться, только 4 дошкольников адекватно реагировали как на успех, так и на неудачу.
Самые низкие результаты и отсутствие положительной динамики получены по критерию «оценка». У старшей и подготовительной групп зафиксирован средний уровень сформированности умения осуществлять оценку своей деятельности. Наиболее трудно дошкольникам давалось именно задание, связанное с оценкой собственной деятельности. Адекватно оценить свою работу по достижению поставленной цели и объяснить причины ошибок, не мог ни один дошкольник старшей группы. Несмотря на то, что больше половины дошкольников подготовительной группы способны замечать ошибки в выполненной работе, уровень оценки собственной деятельности не достигает высокого уровня ни у одного пятиклассника. Только 4 дошкольника могли сказать достигли ли они поставленной цели, но причины, по которым цель не была достигнута, назвать не могли. Большинство же дошкольников ошибочно оценивали результат своей деятельности, либо вообще не оценивали ее.
Несмотря на то, что у дошкольников подготовительной группы, показатели по некоторым критериям в сравнении с дошкольниками старшей группы несколько выше, в целом следует отметить недостаточный уровень сформированности самоконтроля дошкольников с умственной отсталостью.
Полученные данные позволяют утверждать о необходимости организации работы на занятиях по формированию приемов самоконтроля у дошкольников с умственной отсталостью на основе индивидуально-дифференцированного подхода и при учете характерных для данной категории дошкольников особенностей свойств произвольного внимания.
Литература
Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. [Текст]: учеб. пособие / А.Г. Асмолов. - М.: Просвещение, 2010. – 217 с.
Панасюк А.Ю. Адаптивный вариант методики Векслера Москва: Институт гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР, 1973. — 80 с.
Ульенкова У. В. Шестилетние дети с задержкой психического развития.— М.: Педагогика, 1990.—184 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утвержден приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599)..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Использование игр и упражнений в коррекционной работе по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у дошкольников с нарушениями интеллекта"
Данный материал содержит : Понятие о культурно-гигиенических навыках и навыках самообслуживания Игры и упражнения как методы формирования культурно- гигиенических навыков и навыков самообслуживан...
Использование нетрадиционных методик при формировании сенсорных эталонов у дошкольников с нарушением интеллекта.
Аннотация: В статье представлены особенности формирования сенсорного восприятия дошкольников с нарушением интеллекта, а также формы и методы направленные на создание мотивации ...
Консультация для педагогов на тему: Содержание и методика работы по формированию пространственных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта.
Консультация для педагогов на тему: Содержание и методика работы по формированию пространственных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта....
Формирование коммуникативных функций у дошкольников с нарушением интеллекта
Общение дошкольника с интеллектуальным недоразвитием существенно отличается от общения нормально развивающихся детей, т.к. идет с большим отставанием....
Особенности формирования навыков общения у дошкольников с нарушением интеллекта
Формирования навыков общения у дошкольников с нарушением интеллекта заключается в том, что ребёнок развивается в процессе общения со взрослыми. В основе этого общения лежит эмоциональный контакт взрос...
Консультация для педагогов : «Содержание и методика работы по формированию пространственных представлений у дошкольников с нарушениями интеллекта»
laquo;Содержание и методика работы по формированию пространственных представлений у дошкольников с нарушениями интеллекта»...
Формирование навыков самообслуживания у детей с нарушением интеллекта
Подборка игр и упражнений для развития самообслуживания у детей ( по материалам интернет ресурсов ( Дадеркиной Н.М. и др.)...