Психолого – педагогические рекомендации по организации работы с детьми с ОВЗ условиях ДОУ.
статья по психологии

Платунова Татьяна Алексеевна

 Законодательство  Российской Федерации не позволяет образовательным учреждениям отказывать в приёме дошкольника  в связи с наличием у него физического или психического недостатка. Мы не имеем права не принять такого ребёнка. Так же,  многие родители, зная об отклонении в развитии своего ребёнка, предпочитают обучать его не в специальном, а в массовом учреждении (группе). В связи с этим, массовые детские сады посещают дети с отклонениями в развитии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_1.docx17.31 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого – педагогические рекомендации по организации работы с детьми с ОВЗ условиях ДОУ.

В массовых детских садах есть дети с отклонениями в развитии. Но существует ряд факторов, при соблюдении которых (даже правильнее будет сказать – при знании которых), условия нахождения таких детей в детском саду и работа воспитателей существенно облегчается:

  1. Категории детей с ОВЗ посещающих детский сад   крайне разнородны и включают в себя 4 группы:
  • Не диагностированные дети – их интеграция обусловлена тем, что имеющиеся отклонения ещё не выявлены.
  • Дети, родители которых, зная о нарушениях развития ребёнка, по разным причинам настаивают на обучении в массовом детском саду.
  • Воспитанники специальных дошкольных групп в детских садах комбинированного вида.
  • Дети, которые в результате длительной коррекционной работы, проводимой специалистами и родителями, подготовлены к обучению в среде здоровых сверстников, что позволяет рекомендовать для них совместное обучение. [29]

Таким образом, в массовых детских садах оказываются дети с ОВЗ как готовые к совместному воспитанию и обучению, так и неподготовленные к нему. Эти дети отличаются по возрасту, характеру нарушения и степени его выраженности, по уровню психофизического и речевого развития. Часть детей имеют уровень в развитии близкий к возрастной норме и готовы к совместному обучению со здоровыми сверстниками. Для таких дошкольников именно постоянная интеграция, т.е. воспитание и обучение в массовом учреждении, является наиболее адекватной формой получения образования.

2)Детей с ОВЗ, целесообразно ежегодно направлять на обследование в психолого – медико – педагогическую комиссию.

В результате обследования специалисты комиссии должны предложить ту форму обучения ребёнка. Которая является для него наиболее адекватной.

3)Воспитателю следует знать, что родители имеют право настаивать на продолжении обучения ребёнка с ОВЗ, в массовом детском саду.

В этом случае необходимо продолжать оказывать ребёнку всю возможную помощь и терпеливо проводить целенаправленную работу с родителями. Вообще практика показывает, что от позиции образовательного учреждения зависит возможность для ребёнка реализовать свой шанс на совместное со здоровыми детьми обучение и воспитание. Но, следует особо подчеркнуть, что успех в обучении ребёнка с ОВЗ в массовом детском саду зависит от того, обеспечен ли он необходимым поддерживающим лечением и квалифицированной помощью.

4)Требуется применение комплексной и очень подробной диагностики детей, особенно со сложной структурой дефекта. Она должна фиксировать даже минимальные способности воспитанников к обучению. Над этим должны работать логопеды, дефектологи, психологи (должны быть задействованы все специалисты детского сада).

5) После проведения диагностики, для каждого ребёнка должен быть разработан индивидуальный образовательный маршрут.

Он начинается с паспорта здоровья и заканчивается рекомендациями, ориентирующими на индивидуальную работу с воспитателем и специалистами детского сада. К этому опять же должны быть подключены специалисты детского сада. Воспитатель без специального коррекционного образования не в праве  этим заниматься.

 Список литературы:

1.Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 368 с.

2.Борякова Н.Ю.  Касицына М.А.  Организация коррекционно-педагогического процесса в детском саду для детей с задержкой психического развития.  М., 2003.-218с.

3.Доронова Т.Н. 2002 Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. - М., 2002. – 120 с.

4.Зарецкая Н.Ю. Бурк О.А. Ребёнок с особыми потребностями в семье: системный семейный подход.  -   Семейная психология и семейная терапия, 2006, №1. С.27-32.

5.Малофеев Н.Н Перспективы развития в России учебных заведений для детей с особыми образовательными потребностями. - М.: 2001.-346 с.

6.Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. 

Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения.

7.Назарова Н. М.Специальная педагогика - М. : «Академия», 2002. – 400 с.

8.Фадина Г.В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / Г.В.Фадина. - Балашов: «Николаев», 2004. - 68 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации работы с детьми раннего возраста

Особенности развития детей раннего возраста. Развитие познавательной сферы ребёнка раннего возраста. Анализ комплексных программ дошкольного образования для работы с детьми раннего возраста....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Дается определение раннему детству, характерные особенности детей данного возраста, развитие познавательной сферы, анализ комплексных программ по работе с детьми раннего возраста. Определены основные ...

тифлопедагог-логопеду"Рекомендации по организации работы с детьми с нарушением зрения"

в презентации даны рекомендации тифлопедагога по организации логопедической работы с детьми, имеющими нарушения зрения, в условиях МДОУ комбинированного вида...

Методические рекомендации по организации работы с детьми на экологической тропе.

Важное место в системе накопления ребенком личного опыта,  правильного взаимодействия с природой ближайшего окружения, безопасного общения с природой, как для ребенка, так и для самой прир...

Рекомендации по организации работы с детьми, имеющими различные рефракции.

Коррекционная работа с детьми имеющими нарушение зрения....

Психолого - педагогические подходы к организации работы с детьми с ОВЗ.

Полноценное развитие ребёнка – одна из важнейших задач общества на современном этапе развития. Это требует поиска наиболее эффективных путей...

Психолого-педагогический проект "Сказкотерапия в работе с детьми дошкольного возраста"

Сказкотерапия- это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни.Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность.И, конечно, это терапия средой-особой сказочно...