Психолого – педагогические рекомендации по организации работы с детьми с ОВЗ условиях ДОУ.
статья по психологии
Законодательство Российской Федерации не позволяет образовательным учреждениям отказывать в приёме дошкольника в связи с наличием у него физического или психического недостатка. Мы не имеем права не принять такого ребёнка. Так же, многие родители, зная об отклонении в развитии своего ребёнка, предпочитают обучать его не в специальном, а в массовом учреждении (группе). В связи с этим, массовые детские сады посещают дети с отклонениями в развитии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_1.docx | 17.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Психолого – педагогические рекомендации по организации работы с детьми с ОВЗ условиях ДОУ.
В массовых детских садах есть дети с отклонениями в развитии. Но существует ряд факторов, при соблюдении которых (даже правильнее будет сказать – при знании которых), условия нахождения таких детей в детском саду и работа воспитателей существенно облегчается:
- Категории детей с ОВЗ посещающих детский сад крайне разнородны и включают в себя 4 группы:
- Не диагностированные дети – их интеграция обусловлена тем, что имеющиеся отклонения ещё не выявлены.
- Дети, родители которых, зная о нарушениях развития ребёнка, по разным причинам настаивают на обучении в массовом детском саду.
- Воспитанники специальных дошкольных групп в детских садах комбинированного вида.
- Дети, которые в результате длительной коррекционной работы, проводимой специалистами и родителями, подготовлены к обучению в среде здоровых сверстников, что позволяет рекомендовать для них совместное обучение. [29]
Таким образом, в массовых детских садах оказываются дети с ОВЗ как готовые к совместному воспитанию и обучению, так и неподготовленные к нему. Эти дети отличаются по возрасту, характеру нарушения и степени его выраженности, по уровню психофизического и речевого развития. Часть детей имеют уровень в развитии близкий к возрастной норме и готовы к совместному обучению со здоровыми сверстниками. Для таких дошкольников именно постоянная интеграция, т.е. воспитание и обучение в массовом учреждении, является наиболее адекватной формой получения образования.
2)Детей с ОВЗ, целесообразно ежегодно направлять на обследование в психолого – медико – педагогическую комиссию.
В результате обследования специалисты комиссии должны предложить ту форму обучения ребёнка. Которая является для него наиболее адекватной.
3)Воспитателю следует знать, что родители имеют право настаивать на продолжении обучения ребёнка с ОВЗ, в массовом детском саду.
В этом случае необходимо продолжать оказывать ребёнку всю возможную помощь и терпеливо проводить целенаправленную работу с родителями. Вообще практика показывает, что от позиции образовательного учреждения зависит возможность для ребёнка реализовать свой шанс на совместное со здоровыми детьми обучение и воспитание. Но, следует особо подчеркнуть, что успех в обучении ребёнка с ОВЗ в массовом детском саду зависит от того, обеспечен ли он необходимым поддерживающим лечением и квалифицированной помощью.
4)Требуется применение комплексной и очень подробной диагностики детей, особенно со сложной структурой дефекта. Она должна фиксировать даже минимальные способности воспитанников к обучению. Над этим должны работать логопеды, дефектологи, психологи (должны быть задействованы все специалисты детского сада).
5) После проведения диагностики, для каждого ребёнка должен быть разработан индивидуальный образовательный маршрут.
Он начинается с паспорта здоровья и заканчивается рекомендациями, ориентирующими на индивидуальную работу с воспитателем и специалистами детского сада. К этому опять же должны быть подключены специалисты детского сада. Воспитатель без специального коррекционного образования не в праве этим заниматься.
Список литературы:
1.Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 368 с.
2.Борякова Н.Ю. Касицына М.А. Организация коррекционно-педагогического процесса в детском саду для детей с задержкой психического развития. М., 2003.-218с.
3.Доронова Т.Н. 2002 Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. - М., 2002. – 120 с.
4.Зарецкая Н.Ю. Бурк О.А. Ребёнок с особыми потребностями в семье: системный семейный подход. - Семейная психология и семейная терапия, 2006, №1. С.27-32.
5.Малофеев Н.Н Перспективы развития в России учебных заведений для детей с особыми образовательными потребностями. - М.: 2001.-346 с.
6.Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л.
Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения.
7.Назарова Н. М.Специальная педагогика - М. : «Академия», 2002. – 400 с.
8.Фадина Г.В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / Г.В.Фадина. - Балашов: «Николаев», 2004. - 68 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по организации работы с детьми раннего возраста
Особенности развития детей раннего возраста. Развитие познавательной сферы ребёнка раннего возраста. Анализ комплексных программ дошкольного образования для работы с детьми раннего возраста....
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Дается определение раннему детству, характерные особенности детей данного возраста, развитие познавательной сферы, анализ комплексных программ по работе с детьми раннего возраста. Определены основные ...
тифлопедагог-логопеду"Рекомендации по организации работы с детьми с нарушением зрения"
в презентации даны рекомендации тифлопедагога по организации логопедической работы с детьми, имеющими нарушения зрения, в условиях МДОУ комбинированного вида...
Методические рекомендации по организации работы с детьми на экологической тропе.
Важное место в системе накопления ребенком личного опыта, правильного взаимодействия с природой ближайшего окружения, безопасного общения с природой, как для ребенка, так и для самой прир...
Рекомендации по организации работы с детьми, имеющими различные рефракции.
Коррекционная работа с детьми имеющими нарушение зрения....
Психолого - педагогические подходы к организации работы с детьми с ОВЗ.
Полноценное развитие ребёнка – одна из важнейших задач общества на современном этапе развития. Это требует поиска наиболее эффективных путей...
Психолого-педагогический проект "Сказкотерапия в работе с детьми дошкольного возраста"
Сказкотерапия- это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни.Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность.И, конечно, это терапия средой-особой сказочно...