Трудности адаптации ребенка двух лет к условиям детского сада
статья по психологии (младшая группа)

Тимошина Оксана Юрьевна

 

Адаптация-это реакция организма и психики на меняющиеся условия среды. Она постоянна, имеет защитный характер, так как позволяет ребенку выстраивать свою деятельность с учетом обстоятельств и повышать ее продуктивность.

Адаптация направлена на поддержание равновесия организма и среды в новых для ребенка условиях. Изменения, происходящие в процессе адаптации, затрагивают все уровни организма и психики. Именно поэтому все адаптационные возможности и изменения необходимо рассматривать на трех уровнях: психофизиологическом, индивидуально-психологическом и социально-психологическом.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trudnosti_v_adaptatsii_rebenka_dvuh_let.docx30.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребёнка - детский сад № 179 «Алиса»

"Трудности адаптации ребенка двух лет

к условиям детского сада"

Подготовила

 педагог-психолог

Тимошина О.Ю.

Ульяновск, 2022г.

Качественный анализ проблемной ситуации

Адаптация-это реакция организма и психики на меняющиеся условия среды. Она постоянна, имеет защитный характер, так как позволяет ребенку выстраивать свою деятельность с учетом обстоятельств и повышать ее продуктивность.

Адаптация направлена на поддержание равновесия организма и среды в новых для ребенка условиях. Изменения, происходящие в процессе адаптации, затрагивают все уровни организма и психики. Именно поэтому все адаптационные возможности и изменения необходимо рассматривать на трех уровнях: психофизиологическом, индивидуально-психологическом и социально-психологическом.

Выделяют два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и просто выполнять требования среды).

Для успешной адаптации решающее значение имеют:

  • функциональное состояние организма (работоспособность);
  • состояние иммунной системы;
  • особенности обменных процессов;
  • тип нервной системы и темперамент;
  • психологическое состояние ребенка в момент привыкания к новы условиям.

Ранний возраст – это особый период становления организма и систем формирования их функций. Поэтому для данного возраста характерен ряд особенностей:

  • Быстрый темп развития и неравномерность. Периоды медленного накопления чередуются с критическими периодами: кризис одного года связан с овладением ходьбой, кризис двух лет – с переломным моментом в развитии речи, началом развития речемыслительной деятельности, а также с развитием наглядно действенного мышления. В три года начинается развитие самосознания ребенка. В критические периоды может наблюдаться снижение работоспособности, эмоциональные расстройства.
  •  Неустойчивость и незавершенность формирующихся навыков и умений. Под влиянием неблагоприятных факторов (стресс, перенесенное заболевание) может произойти утеря навыков. 3. Взаимосвязь и взаимозависимость состояния здоровья, физического и нервно-психического развития детей. 4. Повышенная эмоциональность.

 Ребенок в этом возрасте очень зависим от родителей, эмоционально на них настроен, нуждается в поддержке, участии, заботе и безопасности. Он ждет от взрослого непосредственного участия во всех его делах и совместного решения почти любой стоящей перед ним задачи. Сверстник пока еще не представляет для ребенка особого интереса, дети играют «рядом, но не вместе». В два года ребенок еще насторожен при приближении сверстников, а в три года дети могут заражаться эмоциями друг друга.  Особый источник как положительных, так и отрицательных эмоций — общение со сверстниками. И ребенку в этом возрасте важно только то, что происходит прямо сейчас. Ребенок эмоционально реагирует лишь на то, что непосредственно воспринимает. 

Профессиональная оценка

В начале работы педагога-психолога с ребенком, проходящем адаптацию к условиям детского сада, очень важно определить на какой фазе адаптации он находится в настоящее время. Существует три фазы адаптационного процесса:

1. Острая фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц).

2. Подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребенка, то есть все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится 3-5 месяцев).

3. Фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития.

У детей в период адаптации могут нарушаться аппетит, сон, эмоциональное состояние, наблюдается потеря уже сложившихся положительных привычек и навыков. По тому, как дети приспосабливаются к садику, их можно разделить на три основные группы. Выделяют три степени адаптации: лёгкую, средней тяжести и тяжёлую.

При легкой адаптации отрицательное эмоциональное состояние длится недолго. В это время малыш плохо спит, теряет аппетит, неохотно играет с детьми. Но в течение первого месяца после поступления в детский сад по мере привыкания к новым условиям все нормализуется. Ребёнок как правило не заболевает в период адаптации.

При адаптации средней тяжести эмоциональное состояние ребенка нормализуется более медленно и на протяжении первого месяца после поступления он болеет, как правило, острыми респираторными инфекциями.

Самой нежелательной является тяжелая адаптация, когда эмоциональное состояние ребенка нормализуется очень медленно (иногда этот процесс длится от 2 до 6 месяцев). В этот период ребенок либо переносит повторные заболевания, часто протекающие с осложнениями, проявляет стойкие нарушения поведения.

Для оценки степени тяжести прохождения адаптации ребенка (средняя, легкая и тяжелая) к детском саду педагог-психолог должен учитывать критерии адаптации:

  • поведенческие реакции;
  • уровень нервно-психического развития;
  • заболеваемость;
  • показатели физического развития (рост, вес);
  • умение общаться со взрослыми и сверстниками;
  • сформированность предметной и игровой деятельности;
  • приближенность домашнего режима к режиму детского сада.

Данные показатели педагог-психолог может взять из наблюдений за детьми, бесед с участниками педагогического процесса и результатов анкетирования родителей («Комплексная диагностическая программа по изучению уровня социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста в условиях внедрения ФГОС ДО»  под научн. ред. Галацковой И.А.)

Объективными показателями окончания периода адаптации у детей являются:

·глубокий сон;

·хороший аппетит;

·бодрое эмоциональное состояние;

·полное восстановление имеющихся привычек и навыков, активное поведение;

·соответствующая возрасту прибавка в весе.

Последовательность действий

Педагог-психолог из наблюдений в адаптационной группе выделяет конкретного ребенка и в ходе наблюдений определяет его как трудноадаптируемого, выстраивая с ним взаимодействие, целью которого является создание эмоционального комфорта и закрепление адекватных поведенческих реакций, создавая ребенку ощущение безопасности и комфорта. В процессе взаимодействия педагог-психолог проконсультирует воспитателя и помощника воспитателя по наиболее быстрому протеканию адаптационного процесса у конкретного ребенка. После определения степени адаптации у данного ребенка обязательно нужно проконсультировать родителей ребенка, дать рекомендации по смягчению адаптационного процесса. Договориться о повторной встрече, с целью корректировки рекомендаций, исходя из проделанной всеми участниками воспитательного процесса работы и изменений в поведении ребенка.

Психолог также проводит родительское собрание в данной группе по теме адаптации согласно своему плану работы и приглашает данного родителя посетить и повысить свою психолого-педагогическую компетенцию.

В группе размещается наглядная информация по данной теме, также на сайте детского сада.

В том случае, если поступает запрос воспитателя или помощника воспитателя - работаем с тем человеком, кто обратился. Выясняем, что делает он конкретно в данной ситуации, что предпринимал для решения проблемы, анализируем информацию, делаем выводы, выстраиваем работу по решению данного вопроса. После этого возможна более конструктивная беседа, в ходе которой педагог-психолог опирается на опыт работы воспитателя и его характерологические особенности. Приходим к определенной степени осознания своей доли ответственности в адаптации именно этого ребенка и возможных новых способах действий, для улучшения ее.

Течение адаптационного процесса всегда должно быть контролируемо воспитателем: с первого момента прихода ребенка в новую для него группу необходимо обеспечить потерянное с уходом мамы чувство безопасности (всегда транслируя детям исключительно приветливость и дружелюбие, уделяя больше внимания вновь прибывшему ребенку. Разговаривать необходимо с ним ласково и спокойно, всегда быть по возможности ближе к данному ребенку, следить за его реакциями (при этом успеть успокоить или предоставить ему возможность это сделать), постепенно социализировать его. В данный период от воспитателя требуется правильная организация игровой деятельности в адаптационный период, направленная на формирование эмоциональных контактов «ребенок-взрослый» и «ребенок-ребенок». Основная задача игр в адаптационном периоде –формирование эмоционального контакта, доверия ребенка к воспитателю.

На втором этапе, когда ребенок уже начал отходить без слез от воспитателя и увлекаться сверстником или игрушками, необходимо понаблюдать за его игрой, социализировать его, смягчая конфликтные ситуации, следить за его безопасностью. С этой целью необходимо подготовить подборку специальных игр, которые помогают ребенку справиться с напряженной стрессовой ситуацией в период привыкания: разнообразные игры с песком и водой. Такие игры имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации главным их значением является успокаивающее и расслабляющее действие. Кроме этого можно использовать различные игры-забавы, говорящих кукол, театрализованную деятельность. Для этого в группе есть пальчиковые, настольные и кукольные театры (с использованием персонажей из самых знакомых детям сказок «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба», «Теремок»).

Далее психолог наблюдает данного ребенка, общается с ним, включая его в совместные игры с другими детьми, включая свои варианты действий, исходя из своих наблюдений и психологических знаний. Через определенный промежуток времени психолог снова наблюдает за ребенком в группе, за действиями воспитателя. Обсуждает увиденное с ним в индивидуальной беседе, с учетом сведений, полученных из беседы с родителем, соблюдая при этом правила конфиденциальности, исходя из профессиональной этики.

Возможна совместная встреча воспитателя, родителя и психолога с целью координации и выстраивания плана действий в данной ситуации в процессе конструктивной беседы.

Психолог также проводит согласно своему плану работы семинары - практикумы для воспитателей по теме возрастных особенностей детей и адаптации к ДОУ, оформляет памятки для воспитателей.

 Если запрос исходит от мамы или других близких к ребенку родственников, то сначала консультируем этого человека. В любом случае потом приглашаем на консультацию маму, так как она наиболее значима в жизни ребенка на данном этапе (если конечно ребенок не является опекаемым). Важна встреча не только с мамой, но и с остальными членами семьи , которые проводят много времени вместе с ребенком, заботятся о нем.

В ходе первичной консультации необходимо собрать сведения о физическом развитии ребенка с момента рождения, особенности рождения и развития. Особенности социального статуса семьи, особенности воспитательных воздействий со стороны взрослых в семье, кто больше занимается ребенком, какие методы воспитательных воздействий (словесного, физического воздействия, игровые приемы) применяются, особенности характера родителей и других близких взрослых, проживающих вместе или часто встречающихся с ребенком. Важно узнать проходила ли подготовка ребенка к детскому саду дома, узнавала ли мама режим детского сада, старалась ли воспроизвести его примерно дома, приучали ли ребенка к самостоятельности (ознакомить маму и других членов семьи с тем, что ребенок в этом возрасте может делать сам), как проходит предметная деятельность ребенка дома, играет ли он самостоятельно, были ли ситуации расставания ребенка с мамой (проживание у бабушки, оставался с няней и др.). Выдерживался режим адаптации к ДОУ при поступлении: (1 неделя на 2-3 часа, 2-я на полдня и т.д.)

Важно выяснить намеренья мамы и других членов семьи водить ребенка в детский сад. Так ли это необходимо, ребенок чувствует сомнения мамы и других взрослых и пытается истериками и капризами вернуть к прежнему состоянию, когда он не ходил в детский сад. Чутко улавливая состояние и настроение своих близких, особенно мамы, ребенок тоже тревожится. При необходимости можно предложить маме индивидуальные консультации с психологом, в ходе которых педагог-психолог информирует маму об особенностях адаптационного процесса, дает индивидуальные рекомендации.

В адаптационный период нежелательно разрушать любые привычки, в том числе и вредные (например, если ребенок сосет палец, не засыпает без соски или пения и т.п.), так как это осложнит приспособление к новым условиям. В конце консультации важно подвести консультируемого к определенной степени осознания родителем своей доли ответственности в адаптации ребенка и возможных новых способах действий, для улучшения ее. Чтобы процесс адаптации к детскому саду не затягивался, необходимо достичь согласованности действий родителей и воспитателей.

Профессиональная компетентность

Одной из базовых ценностей ФГОС ДО является поддержание и укрепление всех компонентов здоровья каждого малыша: физического, нервно-психического и социально-психологического. Эта задача в условиях современного детского сада является приоритетной, особенно в адаптационный период, когда ребёнок находится в состоянии психического и эмоционального напряжения. Базовая ценность - здоровье превращается в воспитательную задачу, которая предполагает создание в стенах детского сада для вновь пришедших детей особой атмосферы, основанной на создании комфортных и уважительных условий для каждого малыша.

Поступающие в детское дошкольное учреждение дети в своем большинстве проходят период адаптации к новым социальным условиям и в то же время переживают возрастной кризис трех лет. Поэтому для педагога-психолога важно определить, какую роль играет совпадение данных событий в жизни ребенка, и как они влияют на его психоэмоциональное, личностное развитие.

В своей работе по данному направлению я использую следующие методы психодиагностики дезадаптации детей 2-3 лет к дошкольному учреждению: метод для определения степени адаптации ребенка в ДОУ К.Л. Печора, метод выявления степени выраженности предметного и личностного начал родительского отношения Е.О. Смирновой и М.В. Быковой, метод для определения степени социальной адаптации ребенка в ДОУ В.Н. Меркуловой и Л. Г. Самоходкиной.

 Данные методы, как система психодиагностических инструментов и психологических средств, выявляют тревогоформирующие факторы, оказывающие влияние на детей в период привыкания их к новым условиям, и способствуют успешной адаптации к дошкольному учреждению. При этом я решаю следующие задачи:

- анализ конкретного единичного случая в контексте новых, изменившихся условий;

- выявление причин дезадаптации и нарушения эмоционально-личностной сферы ребенка;

- оценка психоэмоционального состояния ребенка в начале периода адаптации и через месяц посещений дошкольного образовательного учреждения.

Работа педагога-психолога с детьми в период адаптации к ДОУ проводится поэтапно:

1. Первичная диагностика (в период поступления ребенка в ДОУ).

2. Профилактическая и коррекционная работа психолога с детьми, родителями, воспитателями.

3. Контрольная диагностика (повторная) – через месяц посещения ребенком ДОУ.

Обследование на первом этапе проводится одновременно в двух направлениях: первое – оценка родителями состояния своих детей преимущественно в семье («Анкета для родителей»); второе – оценка воспитателями состояния детей в период адаптации к условиям детского сада («Карта наблюдений). На втором этапе проводится психопрофилактическая работа по решению проблем, возникших в начальном периоде адаптации детей к условиям дошкольного учреждения. Контрольный этап – сравниваются результаты по «Картам наблюдений» в начале адаптационного периода и через месяц посещения детьми детского сада. Анализируя результаты по идентичным параметрам характеристики состояний детей, данные родителей, воспитателей, можно соотнести индивидуальные оценки эмоционально-личностного состояния ребенка в период адаптации. Выявление различий позиций воспитателей и родителей по одному и тому же критерию эмоционально-личностного состояния ребенка дает для педагога-психолога основу для проведения углубленного индивидуального исследования, совместного обсуждения данного вопроса с воспитателями и родителями, выявления истинных причин беспокойства, тревожности, а также нарушений эмоционального состояния ребенка, позволяет психологу проанализировать и разрешить конкретную ситуацию.

Предполагаемые результаты:

  • Успешная социализация ребенка раннего возраста на основе оптимизации детско-родительских отношений в процессе продуктивного взаимодействия педагогов, родителей и детей.
  • Благоприятное воспитательно-образовательное пространство семьи и ДОУ в период адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.
  • Низкий уровень заболеваемости детей в период адаптации.
  • Достаточный уровень психолого-педагогических компетенций родителей и педагогов в вопросах воспитания и развития детей раннего возраста.
  • Партнёрские, доверительные отношения между ДОУ и семьями воспитанников, активная позиция родителей и педагогов по отношению к процессу адаптации детей к условиям образовательного учреждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие педагогов и родителей в процессе адаптации детей – инвалидов в условиях детского сада компенсирующего вида.

Материал посвящен процессу взаимодействия педагогов и родителей в период адапитации ребенка в детсклм саду....

"Помощь ребенку и родителям при адаптации ребенка с ОВЗ в детском саду".

Помощь ребенку и родителям при адаптации ребенка с ОВЗ в детском саду.Детский сад – новый период в жизни ребенка. В привычном малышу укладе происходят существенные изменения: он на много часов остаетс...

Статья на тему. Игры с песком как средство успешной адаптации младших дошкольников к условиям детского сада

Игры с песком являются мощным средством успешной адаптации дошкольников к условиям детского сада, так как любую психотравмирующую или конфликтную ситуацию можно проиграть в песочнице. Не сразу, но пос...

Песочная терапия как средство успешной адаптации младших дошкольников к условиям детского сада.

Игра в песок, особенно для малышей младших групп, является, пожалуй, самым доступным и естественным способом самотерапии. Проблема адаптации детей младшего дошкольного возраста актуальна всегда. ...

Памятка родителям по сопровождению процесса адаптации ребенка к новым условиям детского сада.

Данный материал позволит в работе с родителями, вновь поступающим в детский сад. Даёт практические рекомендации по процессу адаптации ребека к новым условиям детского сада....

Консультация для родителей: "Песочная терапия как средство успешной адаптации младших дошкольников к условиям детского сада"

Проблема адаптации ребенка к дошкольному учреждению относится к числу наиболее серьезных, так как становление личности дошкольника во многом определяется  именно тем, насколько благоприятно проте...

«Актуальность воспитательно-образовательного потенциала семьи как основа благоприятной адаптации младших дошкольников к условиям детского сада»

. Главными воспитателями своих детей являются родители.   Цель работы ДОУ с семьей: создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями, вовлечение семьи в единое образов...