Консультация для родителей: "Песочная терапия как средство успешной адаптации младших дошкольников к условиям детского сада"
консультация по коррекционной педагогике (младшая группа)
Проблема адаптации ребенка к дошкольному учреждению относится к числу наиболее серьезных, так как становление личности дошкольника во многом определяется именно тем, насколько благоприятно протекает его социально-психологическая адаптация в ДОУ.
Использование песочной терапии в работе с детьми - один из методов, помогающих безболезненно адаптироваться к детскому саду, а так же метод формирующий всестороннее развитие ребёнка: развитие творческих способностей, развитие мышления, развитие речи и главный фактор психологического здоровья ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley.doc | 91.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Советы психолога
Песочная терапия как средство успешной адаптации младших дошкольников к условиям детского сада
«Самая лучшая игрушка для детей – куча песка!» К.Д.Ушинский
Проблема адаптации ребенка к дошкольному учреждению относится к числу наиболее серьезных, так как становление личности дошкольника во многом определяется именно тем, насколько благоприятно протекает его социально-психологическая адаптация в ДОУ.
Использование песочной терапии в работе с детьми - один из методов, помогающих безболезненно адаптироваться к детскому саду, а так же метод формирующий всестороннее развитие ребёнка: развитие творческих способностей, развитие мышления, развитие речи и главный фактор психологического здоровья ребёнка.
В младшем дошкольном возрасте ведущий вид деятельности — это игра. Поэтому в оказании помощи детям младшего дошкольного возраста в адаптации к условиям ДОУ педагоги делают акцент на игру с использованием кинетического песка.
Кинетический песок - это потрясающая игрушка для детского творчества, это сыпучий материал, частички которого как бы прилипают друг к другу, поэтому работать с ним очень удобно и приятно. Это намного интереснее, чем играть с обычным песком, глиной или пластилином. Кинетический песок похож на мокрый пляжный песок, но, в то же время, он мягкий и пушистый, и течет сквозь пальцы, оставляя при этом руки чистыми и сухими. Работа с ним обладает целым рядом положительных моментов: простота, эстетичность, пластичность, безопасность и экологичность.
Почему мы выбираем именно песочную терапию?
- В песочнице мощно развивается тактильное восприятие.
- В играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика.
- Существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
- Совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.
- Песок, как и вода, является прекрасным психо-профилактическим средством. Песок способен «заземлять» отрицательную энергию, стабилизировать эмоциональное состояние, что особенно актуально в работе с детьми в период адаптации.
Взрослый через игру с ребенком в песочнице может ненавязчиво сообщить ему нормы и правила поведения в группе. Педагоги естественным путем осуществляет психолого-педагогическую коррекцию поведения ребенка и обучает его социально приемлемым способам нервной разрядки.
Через игру в песок у ребенка рождается или усиливается чувство доверия к педагогу, к другим детям, чувство принятия и успешности, а также решаются следующие задачи:
- В песочнице быстрее устанавливаются доверительные отношения между педагогом и ребенком. Для ребенка роль педагога становится понятной, предсказуемой и значимой, что укрепляет его базисное доверие к миру.
- В играх с песком происходит спонтанное снижение высокого уровня психического напряжения как у ребенка, так и педагога, тоже испытывающего в этот период эмоциональные перегрузки. Это ведет к сокращению сроков психофизической адаптации.
- В песочнице, взаимодействуя с взрослым и сверстниками, ребенок более осмысленно и быстро осваивает нормы и правила поведения и общения в группе.
- В песочных играх с миниатюрными фигурками ребенок с помощью взрослого проигрывает психотравмирующую ситуацию расставания с родителями, встречу с неизвестным, осваивает позитивные способы поведения.
- Педагог становится для ребенка проводником в освоении умений, навыков и знаний об окружающем мире и самом себе в этом мире.
- Посредником для ребенка в играх с песком становится игрушка.
Педагог внимательно следит за реакцией ребенка при работе с песком. В случае появления негативного отношения или усталости занятие ненавязчиво завершается.
Вначале педагог показывает способы действия, а затем ребенок «рука в руке» или самостоятельно повторяет их.
На первых двух-трех занятиях детям не показывается весь набор игрушек, он должен освоить достаточно широкий спектр простых манипуляций с песком с помощью рук, лопатки, кисточки.
На это направлены следующие игры-упражнения:
«Песочный круг»
Ребенок на песке рисует любыми способами круг и украшает его различными предметами: камешками, семенами, пуговицами, монетами, бусинами. «Построим дорожку до домика»
«Заборчик»
Дети руками лепят заборчики по кругу, за таким забором можно спрятать зайку от злого серого волка.
«Норки для мышки»
Ребенок роет норки для мышки.
Освоив простую постройку, даем усложнение с использованием бросового материала (палочки, травка, дощечки, платочки и т.д.)
Игры-забавы:
«Найди предмет», «Откопай сюрприз», «Спрячь ты, а я буду искать», «Необыкновенные следы».
Дидактические игры-упражнения:
«Узоры на песке», «Мы создаем мир».
Рассказывание сказок:
Ребенок со взрослым лепят героев или рисуют на песке палочкой сказку и сопровождая текстом.
Читаем на песке:
Предварительно готовятся формочки животных или предметов, а потом читаем стихотворение, например, из цикла А.Барто «Игрушки», сопровождая стихотворение игрушками - формочками.
Рисование песком:
Хорошо просушенный и просеянный песок набираем в ладошку или насыпаем в кулечек с отрезанным уголком и рисуем по готовому контуру картинку.
Конструирование:
Используем метод «наплыва» (полужидкий песок выливается постепенно в определенную форму «Замок из песка»).
Особое внимание уделяется игре с фигурками с реальными проблемными ситуациями, например, расставание с родителями или прием пищи.
Игрушка-посредник, выбранная ребенком, выполняет роль его самого. Ребенок при желании доступным для него способом может озвучивать действия своей игрушки.
Таким образом, песочная терапия является мощным средством успешной адаптации дошкольников к условиям детского сада, так как любую психотравмирующую или конфликтную ситуацию можно проиграть в песочнице. Не сразу, но постепенно «песочный опыт» проживания разных событий станет жизненным опытом самого ребенка, который он начнет активно использовать в реальной жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему. Игры с песком как средство успешной адаптации младших дошкольников к условиям детского сада
Игры с песком являются мощным средством успешной адаптации дошкольников к условиям детского сада, так как любую психотравмирующую или конфликтную ситуацию можно проиграть в песочнице. Не сразу, но пос...
Консультация "Песочная терапия как средство успешной адаптаций младших дошкольников"
Песочная терапия - как средство успешной адаптаций младших дошкольников к условиям детского сада....
Песочная терапия как средство успешной адаптации младших дошкольников к условиям детского сада.
Игра в песок, особенно для малышей младших групп, является, пожалуй, самым доступным и естественным способом самотерапии. Проблема адаптации детей младшего дошкольного возраста актуальна всегда. ...
Игровая терапия, как средство успешной адаптации детей раннего возраста к детскому саду
Игровая терапия, как средство успешной адаптации детей раннего возраста к детскому саду...
Игровая терапия, как средство успешной адаптации детей раннего возраста к детскому саду
презентация опыта...
Мастер-класс для педагогов "Песочная терапия как средство успешной адаптации младших дошкольников к условиям детского сада"
Применение песочной терапии в адаптационный период в ДОО...
АДАПТАЦИЯ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА СРЕДСТВАМИ ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ С ЭЛЕМЕНТАМИ НЕВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ
Проблема адаптации детей к детскому саду является актуальной на сегодняшний день, хотя она не является новой. Имеются очень много научных статей, ученых, которые рассматривают эту тему, но не смотря н...