Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста.
статья по психологии (старшая группа)
Внимание – это необходимое свойство для успешного развития и обучения ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_vnimaniya_u_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta.docx | 18.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста.
Внимание – это необходимое свойство для успешного развития и обучения ребенка. Под вниманием понимается направленность и сосредоточенность сознания на каком-нибудь предмете, явлении или деятельности. Направленность сознания есть выбор объекта, а сосредоточенность предполагает отвлечение от всего, что не имеет отношения к этому объекту [2].
По активности человека в организации внимания психологи выделяют три основных вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное [4].
Внимание характеризуется различными качественными проявлениями. Проявления внимания называются качествами, или свойствами, которые имеют сложную функциональную структуру. Свойства внимания делятся на первичные и вторичные. К первичным относятся: объем, устойчивость, интенсивность, концентрация, распределение внимания, к вторичным переключение внимания.
Организовывая деятельность детей старшего дошкольного возраста необходимо учитывать то, что такие дети могут плодотворно выполнять одно задание не более 10-15 минут. При этом важно осознавать, что в устойчивости внимания очень остро выражаются личные отличия детей (темперамент) [3].
Дети старшего дошкольного возраста способны связывать свою деятельность с речевой установкой. У них пока еще непроизвольное внимание преобладает над произвольным, однако уже приблизительно с шести лет можно замечать постепенное развитие произвольного и послепроизвольного внимания. Детям трудно сосредоточиться на однообразной и малоинтересной для них деятельности, в то время как в процессе игры или решения эмоционально окрашенной продуктивной задачи они могут достаточно долго оставаться внимательными. Применение на занятиях элементов игры и частая смена форм деятельности, позволяют поддерживать внимание детей на достаточно высоком уровне.
Значительную роль в развитии внимания детей имеет и распорядок дня, который формирует базу в жизни детей, способствует более легкому переключению, распределению, концентрации внимания.
Непроизвольное внимание, которое проявляется в отсутствие установленной цели, преобладает у младших дошкольников. Но к окончанию дошкольного этапа начинает возникать произвольное, деятельное внимание, которое связанно с осознанно назначенной целью, усилием воли. Его появление определено развитием лобных долей коры головного мозга. С его формированием дошкольники старшего возраста обретают потенциал точно обращать свое сознание на необходимые объекты и явления, сохранять его на протяжении какого-то времени [1].
Уровень развития внимания у детей старшего дошкольного возраста характеризует развитость его свойств: концентрации, устойчивости, распределения и переключения. У старших дошкольников изменения уровня развития внимания касаются всех видов и свойств. Поднимается его объем: ребенок уже сможет функционировать с 2-3 объектами. Внимание становится более устойчивым. Четкость ослабления длительности отвлечения можно заметить у детей в возрасте от 5,5 до 6,5 лет» [3].
Таким образом, главные характеристики развития внимания у старших дошкольников:
- существенно повышается сосредоточенность, объем и устойчивость;
- сформировываются компоненты произвольности в контроле над вниманием на базе формирования речевой деятельности, познавательных увлечений;
- внимание принимает вид опосредованного;
- возникают компоненты послепроизвольного внимания.
«Развитие произвольного внимания - основная задача дошкольного развития. Нарушение каждого из перечисленных выше свойств, приводит к патологиям в поведении и деятельности ребенка» [2].
При плохо сформированной переключаемости внимания ребенку тяжело переключаться с выполнения одного рода занятий на другой. Для устранения данных несовершенств, требуется, как показывают исследования, специально организованная работа с детьми.
Таким образом, одним из актуальных вопросов, связанных с развитием внимания детей старшего дошкольного возраста, является своевременно начавшаяся диагностическая и развивающая работа.
Список литературы:
1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: психологическое исследование / Л.И. Божович. М.: Просвещение, 1998. 464 с.
2. Добрынин Н.Ф. О теории и воспитании внимания / Педагогика, 2006. № 8. С. 12-32.
3. Лурия А.Р. Внимание и память. М.: Просвещение, 2001. 436 с.
4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2006. 705 с. (Мастера психологии).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста»
«Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста» Внимание дошкольника отражает его интересы по отношению к окружающим предметам и выполняемыми с ними действиями. В настоящее время ...
Тема: Коррекция и развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи
Переходный к школе период особо значим для развития внимания у детей. В детском возрасте развитие внимания протекает в два этапа с переходом между ними. На первом этапе (заканчивается в 6 лет) устанав...
Дидактическая игра как средство развития внимания у детей старшего дошкольного возраста.
Изменения в дошкольном образовании вызывает две противоположные тенденции. Первая - это гуманизация целей и принципов педагогического процесса и осуществление личностно ориентированной модели взаимоде...
Дидактическая игра как средство развития внимания у детей старшего дошкольного возраста
Методическая статья о развитиии внимания детей старшего дашкольного возраста спомощью дидактической игры....
Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Проблема воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в развитии является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики. В группу риска по всем показателям попадают дети ...
Игры для развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Игры для развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.Игра «Повторяй за мной».Цель: развитие активного произвольного внимания.Содержание: дети,...
Игры для развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Игры для развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.Игра «Повторяй за мной».Цель: развитие активного произвольного внимания.Содержание: дети,...