Воспитание нравственных ценностей ребенка в семье.
статья по психологии
Как воспитать нравственные ценности ребенка в семье?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Воспитание нравственных ценностей ребенка в семье. | 27.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание нравственных ценностей ребёнка через традиции семьи.
Корячко Л.А. воспитатель ГБДОУ д/с №119 г. Санкт-Петербург
Нравственное воспитание дошкольников включает следующие направления работы: воспитание у ребёнка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, городу; формирование элементарных знаний о правах человека; формирование толерантного отношения к другим людям, народам и их традициям. Тема любви к отечеству, родной земле рассматривалась в педагогическом наследии К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, С. А. Козловой, Л. И. Беляевой и др. «Характер человека более всего формируется в первые годы его жизни, и то, что ложится в характер в эти годы, - ложится прочно, становится второй натурой человека. Все что усваивается человеком впоследствии, никогда не имеет той глубины, какой отличается все усвоенное в детские годы». (К. Д. Ушинский) Ребёнок дошкольного возраста отличается большой эмоциональностью. Чувства господствуют над всеми сторонами его жизни, определяют поступки, выступают в качестве мотивов поведения, выражают отношение ребёнка к окружающему. В воспитании дошкольников большое значение имеет пример эмоционального отношения взрослых к действительности. От богатства проявлений чувств взрослых зависит эмоциональное восприятие детьми того или иного явления действительности. В дошкольном возрасте складываются начала действенного в полном смысле этого слова отношения к Родине, проявляющиеся в умении заботиться о родных и близких людях, делать нужное для других, беречь то, что создано трудом человека, ответственно относиться к порученному делу, бережно обращаться с природой. Практика показывает, что только целенаправленная работа в семье, живое родительское общение с детьми с учётом их возраста помогают воспитывать у детей нравственные ценности, используя богатейшие возможности произведений литературы и искусства. В настоящее время одной из актуальных проблем образования является воспитание нравственных ценностей у дошкольников. Воспитание ценностного отношения к семье у дошкольников одна из приоритетных педагогических проблем. Оказавшись в центре социальных, экономических, национальных, политических противоречий, необычайно осложнилась проблема воспитания Человека, способного взять на себя ответственность за свою семью, за свою судьбу, судьбу Отечества. Цель: формировать у детей представление о семье и семейных традициях, воспитывать чувства привязанности и любви к своей семье. Задачи: • познакомить детей с понятием «семья», семейные традиции; • способствовать воспитанию у дошкольников чувство любви и уважения к членам своей семьи; • учить проявлять заботу и внимание к своим близким; • побуждать родителей проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребенка и быть готовым к эмоциональной поддержке. Тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семьи выражается в установлении доверительных деловых контактов с семьями воспитанников; обеспечении родителей минимумом психолого-педагогической информации, обучении их способам общения с ребенком; обеспечении регулярного взаимодействия детей, воспитателей и родителей. Семейные традиции это в первую очередь атмосфера дома, уклад жизни и привычки всех членов семьи. Ребенок принимает мир глазами родителей. Они для него пример. В каждой семье есть свои традиции : увлечение спортом, летний загородный отдых, воскресные прогулки всех членов семьи, совместный обед, ужин, чаепитие и многое другое. Именно поэтому мы рассматриваем вопрос воспитания семейных ценностей у себя в группах более глубоко. В качестве семейных ценностей выделили - обычаи (установившиеся, привычные формы поведения) и традиции (переходящие из поколения в поколение). Важной составной частью воспитания нравственных ценностей является приобщение детей к семейным традициям и традициям и обычаям своего народа, страны, к искусству. Дети должны не только знать о них, но и участвовать в них, принимать их, привыкать к ним. Какую бы сторону развития ребенка мы не рассматривали, всегда оказывается, что главную роль в становлении личности на разных этапах играет семья с ее семейными традициями, которые являются древнейшей формой хранения и передачи от поколения к поколению стандартных действий и поведения людей в определенных типичных обстоятельствах и конкретных ситуациях. Через традиции, обычаи дети приобретают необходимые знания, навыки поведения, опыт, прививают себе определенные нравственные черты и качества. В ходе работы с детьми и родителями мы выяснили, какие колыбельные песенки поют дома, какие сказки, книжки читают, какие совместные праздники проводят, досуги. Разработали план работы, наметили методы и приемы совместной работы с родителями. Особое место уделяем совместным спектаклям. Особенно дети любят, когда им читает, рассказывает взрослые. Родители принимают участие в изготовлении, приобретении костюмов, атрибутов к спектаклям и непосредственное участие в спектаклях. Они стали устраивать домашние спектакли, принося в детский сад много эмоций и фотографий. Семейная атмосфера удачно складывается в разумной организации отдыха, в участии в спортивных и туристических походах, в совместных прогулках, посещении кино, во взаимной задушевности и жизнерадостности в семье. Одним из способов духовной общности является праздник. Самыми распространенными праздниками являются дни рождения ребенка. Мы посоветовали родителям учитывать возраст ребенка, продумывать активное участие каждого из присутствующих в торжестве. Приучать ребенка делать подарки своим друзьям. На одном из собраний, бабушка воспитанника поделилась опытом традиционных семейных ужинов. Мы взяли эту традицию на вооружение, т. к. они канули в прошлое. Семейные ужины - это спокойное общение, уважение, здоровое питание, хорошие манеры, добрые воспоминания. В число семейных традиций вошли праздники : день пожилых людей, день Матери, новый год с колядками, день Победы, день семьи. Детям нравятся такие праздники, они охотно к ним готовятся. Учат песни, стихи. Готовят сценки совместно с родителями. Интересной семейной традицией в прошлые времена было совместное творчество родителей и детей: вместе лепили и вырезали, вышивали, рисовали. Мы решили поддержать эту традицию и организовывали конкурс, «Наши мамы просто класс!». К Международному Женскому дню. Дети испытывали чувство гордости за своих мам. Великолепными традициями в семьях стали совместные походы и «вылазки» на природу в выходные и праздничные дни. Родители поняли, что выходные дни даны для общения с семьей. Таким образом, опыт работы показывает, что воспитание у детей нравственных качеств через ознакомление с семейными традициями, помогает детям и взрослым установить отношения, основанные на чувстве общности и доверия, учит сочетать свои интересы и интересы других, обогащая свой опыт. Список литературы 1. Александрова Е. Ю., Гордеева Е. П. Система патриотического воспитания в ДОУ - Волгоград : Учитель, 2007. - 203с. 2. Гордеева В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников. Детский сад от А до Я – М., 2003 3. Феоктистова Т. Из опыта духовно – нравственного воспитания старших дошкольников // Дошкольное воспитание - М., 2006 4. Ясева Н. Ю. «Воспитание основ патриотических чувств у дошкольников». - Могилёв, 2000. - 96с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль детского сада в воспитании нравственных ценностей и семейных традиций
Главными воспитателями своих детей являются родители. Подрастающее поколение будет таким, какой будет семья. А. С. Макаренко писал: «Семьи бывают хорошие и плохие. Поручаться за то, что семья воспитыв...
Этапы нравственного становления ребенка в семье.
Уважаемые родители. В одной из статей по психологии и развитию детей нашла информацию об этапах нравственного становления детей, которая, на мой взгляд, будет полезной и интересной родителям дошколят...
Родительское собрание на тему "Роль семьи в воспитании нравственных ценностей у детей"
Родительское собрание...
консультация для родителей "воспитание нравственных ценностей у ребенка через язык сказки".
очень часто взрослым бывает трудно подобрать язык общения, который способен достучаться до ребенка, проникнуть в глубину его его души. Язык сказки - это та ниточка, которая способна связыать взр...
Статья «Воспитание нравственных качеств ребенка через традиции семьи»
Семейно-нравственное воспитание и развитие детей играет исключительно важную роль в жизни каждого человека во многом потому, что именно в ее задачи входит привитие ребенку базовых морально-нравс...
Конспекn занятия в подготовительной группе по воспитанию нравственных ценностей «Фея Вежливости и Королева Грубость»
Конспект открытого занятия в подготовительной группе по воспитанию нравственных ценностей «Фея Вежливости и Королева Грубость»...
«Воспитание духовно-нравственных ценностей во взаимодействии семьей через традиционную культуру коренных народов Югры»
Л.Н. Толстой писал: «Страна, забывшая свою культуру, историю, традиции и национальных героев,обречена на вымирание». Нужно согласиться с высказыванием Л.Н. Толстого,...