Семинар для педагогов и родителей ДОУ «Цветные фантазии»
методическая разработка

Ошманкевич Светлана Станиславовна

Цель: создание условий  для обучения эффективному взаимодействию педагогов с воспитанниками по снятию психоэмоционального напряжения  через использование метода Арт-терапия.  

 

Задачи:

- раскрыть актуальность применения арттерапевтических технологий в работе с воспитанниками дошкольного возраста;

- систематизировать информацию об эмоционально – волевом развитии  воспитанниками дошкольного возраста; 

- апробировать полученные знания по снятию психоэмоционального напряжения посредством творчества;

- дать рекомендации по применению полученных знаний в деятельности педагога и родителя

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening-seminar_tsvetnye_fantazii.docx18.33 КБ

Предварительный просмотр:

ГБДОУ д/с № 5 комбинированного вида Красносельского района Санкт-Петербурга

Тренинг-семинар 

для педагогов и родителей ДОУ

«Цветные фантазии»

Амелина Юлия Викторовна, педагог – психолог

Цель: создание условий  для обучения эффективному взаимодействию педагогов с воспитанниками по снятию психоэмоционального напряжения  через использование метода Арт-терапия.  

Задачи:

- раскрыть актуальность применения арттерапевтических технологий в работе с воспитанниками дошкольного возраста;

- систематизировать информацию об эмоционально – волевом развитии  воспитанниками дошкольного возраста;  

- апробировать полученные знания по снятию психоэмоционального напряжения посредством творчества;

- дать рекомендации по применению полученных знаний в деятельности педагога и родителя

Материалы:

Наглядно-иллюстративный материал, ткань, цветной песок.

Продолжительность:

1,5 - 2часа

Ход тренинга

Этапы работы

Действия педагога - психолога

Действия педагогов

Вводная часть

Игра «Винегрет»

Уважаемые коллеги, предлагаю встать, немного подвигаться, активизировать внимание, которое будет нам необходимо на протяжении всей нашей встречи.

Упражнение называется «Винегрет» объясняются правила игры

Каждому игроку присваивается гордое имя – «свекла», «огурец», «яблоко», «лук». Один человек встает. Его стул убирается из круга. Когда вставший говорит «свекла» – пересаживаются только «свеклы». Когда звучит слово «лук» – только «лук», когда произносится слово «винегрет» – пересаживаются все, сам ведущий тоже должен сесть. Кто остался – водит.

Активно включаются в предложенную деятельность, эмоциональный настрой, активизация внимания

2. Теоретическая часть

Сообщение с презентацией и кратким описанием техник арт-терапии

По мнению психолога Е.А.Медведевой, «в обществе будет востребован другой тип личности: не всесторонне и гармонически развитая по некоему идеальному образцу, а человек, идентичный самому себе, несущий образ себя во всем богатстве отношений с окружающим миром. В новом жизненном потоке в первую очередь будут поощряться индивидуальность, творческая активность и способность ориентироваться на будущее, умение прогнозировать, фантазировать, гибко переходить на новые виды деятельности, действовать в ситуации неопределенности. Современному человеку требуется решать каждую жизненную ситуацию как творческую, самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность».

С ведением федеральных государственных образовательных стандартов в образовании, традиционная образовательная система не способна реализовать предъявляемые требования. Поэтому возникает необходимость поиска новых методов и средств развития  и социализации детей.

Арт-терапия представляет собой метод коррекции и развития посредством творчества. Причем, важен сам процесс, а не конечный продукт и его оценка. В отличие от многих коррекционно-развивающих направлений, Арт-терапия использует «язык» визуальной и пластической экспрессии. Это особенно актуально при работе с детьми дошкольного возраста, которые не всегда могут выразить словами свое эмоциональное состояние, трудность, проблему. Находясь в творческом пространстве, ребенок получает возможность самовыражения, в результате чего происходят улучшения в его эмоциональной и поведенческой сферах. Арт-терапевтическая атмосфера способствует раскрытию ребенком своего потенциала, что также приводит к позитивным результатам психологической помощи. Важна естественная склонность ребенка к игровой деятельности, склонность к фантазии. Учитывая это при организации коррекционной работы с элементами Арт-терапии, на занятиях создается атмосфера игры и творчества.

Таким образом, имеется широкий спектр показаний для проведения арт-терапевтической работы в системе дошкольного образования:

-развитие творческих способностей и креативности;

-низкая, искаженная самооценка;

-трудности эмоционального развития, импульсивность, повышенная тревожность, страхи, агрессивность;

-переживания эмоционального спектра, чувство одиночества, стрессовые состояния;

-неадекватное поведение, нарушения отношений с близкими людьми, конфликты в межличностных отношениях, враждебность, агрессия к окружающим;

В арт-терапии используются такие техники работы, как:

-изо - терапия (рисование красками, цветными карандашами);

-песочная терапия (работа в сенсорной комнате);

-сказка - терапия (сочинение и проигрывание сказок);

-музыка - терапия (прослушивание различной  музыки, использование релаксационной музыки на каждом занятии);

-мульт – терапия (просмотр мультфильмов и отрывков определенной тематической направленности);

- лепка из соленого теста, пластилина;

-аппликация, макетирование, коллаж и пр.

Педагоги слушают сообщение психолога

3. Практическая часть изучение в подгруппах техник арт-терапии (изо-терапия, песочная терапия, сказкотерапия, мульт-терапия).

- В начале встречи вы поделились на команды по названию овощей, сейчас предлагаю найти свое место для работы в команде. (В помещении, где проходит мероприятие, в определенных местах лежат конверты с изображением того или иного овоща, а в конверте задание для групп: описание техники арт-терапии с вариантом использования). Команда должна изучить предлагаемый материал за определенное время и представить его коллегам с вариантом практического применения.

По истечению отведенного на работу в группах времени, представители от каждой группы делают сообщение о той технике арт-терапии, с которой познакомились, проводят практическое упражнение с предложением практического применения для работы в группе. Психолог дополняет сделанное сообщение, резюмирует, подводя итог работы группы.

Педагоги находят конверт с идентичной картинкой  названию своего овоща, работают в группах (4 группы). Изучая теоретические основы и практические упражнения и способы применения изучаемой техники.

4. Заключительная часть

- Сейчас мы будем передавать по кругу «волшебную палочку» и по очереди отвечать на вопрос: что интересного узнал на встрече, какими полученными знаниями воспользуется, о чем еще из области арт-терапии хотелось бы узнать. 

- Благодарю всех за внимание, активное включение в работу, интересные идеи по применению техник арт-терапии.

Педагоги делятся впечатлениями, отвечают на вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"ЦВЕТНЫЕ ФАНТАЗИИ… или как влияют цвета на поведение детей".

Консультация для родителей "ЦВЕТНЫЕ ФАНТАЗИИ… или как влияют цвета на поведение детей"....

Рабочая программа кружка "Цветная фантазия"

-  укрепить чувство уверенности в своих творческих способностях, преодолеть робость, чувство страха перед чистым листом бумаги; - совершенствование техники владения кистью в пределах традици...

Консультация для родителей «Цветные фантазии или как цвета влияют на поведение детей»

Консультация для родителей «Цветные фантазии или как цвета влияют на поведение детей»...

Конспект НОД по лепке в подготовительной группе "Цветные фантазии"

На занятии дети знакомятся и учатся новому методу многослойной лепки. Этим способом дети лепят цветок....

Консультация для родителей: «Цветные фантазии в жизни ребенка»

Все мы с детства хорошо помним одну истину.Каждый охотник желает знать,где сидит фазан....

Музыкальная мастерская «Цветные фантазии ребенка и родителей» (мастер – класс для педагогов ДОУ)

Музыкальная мастерская «Цветные фантазии ребенка и родителей» (мастер – класс для педагогов ДОУ). Данный материал предназначен педагогам ДОУ, а также родителям детей дошкол...