«Способы профилактики эмоционального выгорания, используемые в личной практике и профессиональной деятельности»
проект по психологии

«Способы профилактики эмоционального выгорания, используемые в личной практике и профессиональной деятельности»  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samostoyatelnaya_rabota_sahanenkovoy_l.a.docx28.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 д/с № 10  г.Сафоново Смоленская область

Самостоятельная работа на тему:

«Способы профилактики эмоционального выгорания, используемые в личной практике и профессиональной деятельности»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                              Выполнила: воспитатель Саханенкова Лариса Анатольевна

2022

Введение

Наша профессиональная деятельность связана с большой эмоциональной вовлечённостью, ответственностью, что может стать причиной возникновения синдрома, признаками которого является снижение настроения, нежелание идти на работу, неудовлетворённость собой и увеличение проблем в общении. Поэтому профилактика профессионального выгорания становится сегодня одной из важных задач.

Эмоциональное выгорание - это состояние физического, эмоционального, умственного истощения, это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия.

Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них. Оно ведёт к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека.

Стадии профессионального выгорания

Синдром профессионального выгорания развивается постепенно. Он проходит три стадии (Маслач, 1982) – три лестничных пролёта в глубины профессиональной непригодности:

1стадия: эмоциональное истощение. 

Обнаруживает себя в чувствах беспомощности, безнадежности, в эмоциональных срывах, усталости, снижении энергетического тонуса и работоспособности, возникновении физического недомогания. Возникает чувство «приглушенности», «притупленности» эмоций, наступает безразличие к потребностям других людей.

2 стадия: деперсонализация.

Проявляется в деформации отношений с другими людьми. В одних случаях это может быть повышение зависимости от других, в других случаях – повышение негативизма по отношению к людям. Негативные реакции проявляются по-разному: нежелание общаться, склонность унижать, игнорировать просьбы.

3стадия: сокращенная профессиональная реализация

  Может проявляться либо в тенденции к негативному оцениванию себя, своих профессиональных достижений и успехов, негативизме относительно служебных достоинств и возможностей, либо в редуцировании собственного достоинства, ограничении своих возможностей, обязанностей по отношению к другим.

 

 Факторы, вызывающие синдром профессионального выгорания

    Выделяют три группы факторов, оказывающих влияние на развитие синдрома выгорания:

1. К личностным факторам риска «выгорания» относятся склонность к интраверсии; реактивность; жесткость и авторитарность по отношению к другим; низкий уровень самоуважения и самооценки и др.

В ряде исследований обнаружилось, что наиболее подвержены «выгоранию» трудоголики – те, кто решил посвятить себя реализации только рабочих целей, полностью поглощен работой

2. Статусно-ролевые факторы риска выгорания включают ролевой конфликт; неудовлетворенность профессиональным и личностным ростом (самоактуализацией); низкий социальный статус.

3. К корпоративным факторам риска выгорания относятся: нечеткая организация и планирование труда, монотонность работы, а так же отсутствие сплоченности, то есть напряженность и конфликты в профессиональной среде, недостаточная поддержка со стороны коллег.

Следует отметить, что ни один из факторов сам по себе не может вызвать выгорания. Его возникновение – это результат действия всех факторов как на профессиональном, так и на личностном уровне.

Симптомы профессионального выгорания

Первая группа – психофизические симптомы:

  • чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);
  • ощущение эмоционального и физического истощения;
  • снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды;
  • общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии);
  • частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;
  • резкая потеря или резкое увеличение веса;
  • полная или частичная бессонница;
  • постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;
  • одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;
  • заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания
  • Вторая группа – социально-психологические симптомы:
  • безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);
  • повышенная раздражительность на незначительные , мелкие события;
  • частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказа от общения, уход в себя);
  • постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней стимуляции причин нет (чувство вины, обиды, стыда, скованность);
  • чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);
  • чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получается» или «я не справлюсь»;

Третья группа – поведенческие симптомы:

  • ощущение, что работа становится всё тяжелее и тяжелее, а выполнять её – всё  труднее и труднее;
  • постоянно, без необходимости, берёт работу домой, но дома её не делает;
  • чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к  результатам;
  • невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях;
  • дистанцированность от сотрудников и клиентов, повышение неадекватной критичности;

 

Профилактика синдрома эмоционального выгорания у педагогов

Эмоциональное выгорание – процесс довольно коварный, поскольку человек, подверженный этому синдрому часто мало осознает его симптомы. Он не может увидеть себя со стороны и понять что происходит. Поэтому он нуждается в поддержке и внимании, а не конфронтации и обвинении. К. Маслач (1978г.) считает, что “ сгорание” не является неизбежным. Скорее должны быть предприняты профилактические шаги, которые могут предотвратить, ослабить или исключить его возникновение.

Для профилактики профессионального выгорания существует множество упражнений и игровых заданий:

  • Упражнения, способствующие осознанию профессии и своих личностных особенностей:

- упражнения на развитие педагогической интуиции.

  • Упражнения, направленные на поднятие творческой активности и способствующие сплочению коллектива:

- упражнения-энергизаторы,

- упражнения для развития способности принимать друг друга.

  • Упражнения для развития познавательной сферы:

- упражнения для развития понимания устного текста,

- упражнения для развития активного слушания,

- упражнения, способствующие улучшению понимания и художественного выражения чувств.

  • Приёмы по стабилизации психоэмоционального состояния и рекомендации для преодоления стрессовых ситуаций:

- методы быстрого снятия сильного эмоционального или физического напряжения,

- упражнения по выведению из аудиторного шока (самопрезентационного, сценического, ораторского страха),

- методы кинезиологии для снятия стресса,

- релаксационные упражнения,

- упражнения для предупреждения возникновения синдрома выгорания,

- методы регуляции  эмоциональной сферы.

 Для проведения диагностики или самодиагностики профессионального выгорания существуют различные методики:

  • опросник В.В.Бойко, предназначенный для диагностики уровня эмоционального выгорания;
  • опросник MBI (К.Маслач и С.Джексон в адаптации Н.Е.Водопьяновой);
  • Экспресс-диагностика «выгорания» и др.

К профилактике «выгорания» относится:

  1. Соблюдение правил организации труда – разграничение работы и жизни, работа не должна занимать большую часть жизни; физические и эмоциональные перегрузки; совмещение работы в различных направлениях.
  2. Организация командного подхода – возможность обсуждения проблем с коллективом, создание атмосферы взаимопомощи и эмоционального комфорта.
  3. Возможность повышения профессиональной квалификации.
  4. Организация и функционирование психологической службы в коллективе.

Можно провести экспресс-диагностику «выгорания»: на следующее вопросы отвечайте «да» или «нет». Количество положительных ответов подсчитайте.

  1. Когда в воскресенье в полдень я вспоминаю о том, что завтра снова идти на работу, то остаток выходных уже испорчен (да, нет)
  2. Если бы у меня была возможность уйти на пенсию (по выслуге лет, инвалидности), я сделал(а) бы это без промедления (да, нет)
  3. Коллеги по работе раздражают меня: невозможно терпеть их одни и те же разговоры (да, нет)
  4. То, насколько меня раздражают коллеги, еще мелочи по сравнению с тем, как выводят меня из равновесия клиенты (пациенты, ученики, посетители, заказчики) (да, нет)
  5. На протяжении последних трех месяцев я отказывался (отказывалась) от курсов повышения квалификации, от участия в конференциях и т.д. (да, нет)
  6. Коллегам я придумала обидные прозвища (например, «идиоты»), которые использую мысленно (да, нет)
  7. С делами по службе я справлюсь «одной левой». Нет ничего такого, что могло бы удивить меня в ней своей новизной (да, нет)
  8. О моей работе мне едва ли кто скажет что-нибудь новое (да, нет)
  9. Стоит мне только вспомнить о своей работе, как хочется и послать ее ко всем чертям (да, нет)
  10. За последние три месяца мне не попала в руки ни одна  специальная книга, из которой я почерпнул (а) бы что-нибудь новенькое (да, нет)  

Оценка результатов

0 -1 балл - синдром выгорания вам не грозит

2 - 6 баллов – вам необходимо взять отпуск, отключиться от рабочих дел

7- 9 баллов – пришло время решать: либо сменить работу, либо, что лучше, переменить стиль жизни.

10 баллов – положение весьма серьезное, но, возможно, в вас еще теплится огонек; нужно, чтобы он не погас.

 

Кроме этой методики можно  использовать и простейшие диагностические приёмы, которые не требуют особой подготовки, не занимают много времени и имеют структуру игрового приёма.

Самооценка: Нарисуйте горизонтально 8 кружков и поставьте в один из них своё «Я». Чем левее находится кружок с «Я», тем выше самооценка.

Социальная заинтересованность: Восприятие себя частью группы или отдельно от других. На листе бумаги изображены треугольники, вершинами которых являются кружки, обозначающие других людей (родителей, коллег, друзей и т. д.). Вы должны разместить кружок, обозначенный «Я». Если кружок размещён внутри треугольника, значит Вы воспринимаете себя как часть целого, а если вне – то отдельно.

Идентификация: Нарисуйте в любом месте листа два кружочка. Обозначающих Вас и Вашего друга. Разместите эти кружочки внутри нарисованного большого круга. Если Ваш кружок оказался ближе к центру, чем кружочек другого, то это свидетельствует об эгоцентризме.

Тест отношения к жизни (моментальный тест на выявление отношения человека к жизни в целом): поставьте точку в любой плоскости.

Реалист

Фаталист

Сензитивист

Авантюрист

остановка точки в той или иной плоскости предполагает склонность человека к тому или иному отношению к действительности и тип поведения.

Реалист: человек, реально оценивающий себя, свои силы и возможности, трезво смотрящий на вещи, живущий настоящим и не витающий в облаках. Розовые очки ему не к лицу, он знает, что сколько в этой жизни стоит.

Фаталист: человек, живущий под перстом своей судьбы. Он считает, что в жизни всё предопределено, что жизненный путь уготован заранее и наш выбор или не выбор был давно предрешён, а мы только следуем по начертанному пути.

Сензитивист: этот человек нуждается в поддержке в течение всей жизни. Ему необходима твёрдая опора, иначе он чувствует себя неуверенным и несчастным. В выборе жизненного пути ориентируется на советы и поддержку близких.

Авантюрист: его девиз – живём один раз. Поэтому приключения и сомнительные авантюры его не пугают, он часто безрассуден. Живёт одним днём.

Иногда бывают случаи, когда человек ставит точку в центр пересечения плоскостей. Такого человека называют «Штирлиц». Он выбирает свою жизненную позицию в зависимости от обстоятельств и настроения. Может моделировать своё поведение и отношение к жизни как угодно.

 Своевременное применение способов и средств профилактики способствует значительному снижению патогенного воздействия синдрома на когнитивную, эмоциональную и поведенческую сферы личности.

Заключение

Эмоциональное выгорание инициируется комплексом факторов, включающих индивидуально-психологические особенности педагога и специфические особенности профессиональной деятельности эмоционального характера. Факторы, способствующие наступлению синдрома профессионального выгорания – это, прежде всего, систематическая перегрузка, неудовлетворенность своим профессиональным ростом, отсутствие положительных оценок, поощрений в работе, Эмоциональное выгорание – это динамический процесс и возникает поэтапно, в полном соответствии с механизмом развития стресса. 

 В качестве мер профилактики синдрома эмоционального выгорания предлагается непрерывное психолого-педагогическое образование педагога, административные меры по организации рабочих мест с учетом психологической разгрузки и релаксации, системы поощрения педагогов, овладение педагогами системой саморегуляции психических состояний, аутогенной тренировкой, приемами психокоррекции.

 

 

Список литературы

1.Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. – М.: – Информационно-издательский дом «Филинъ», 2015.

2 Казарина В.В. Преодоление личностно-профессиональных деформаций учителя через его включение в инновационную деятельность. //Методист. 2015.№6.с 2-5.

3.  Карабекова Н.В. Синдром «эмоционального сгорания» в работе специалистов психолого-педагогического профиля.// Индивидуальность в современном мире/под ред. Н.Е. Мажара, В.В.Селиванова: в 3 т. – Т.2. – Смоленск, 2016. с.137-141.

 4.   Маслач К. Профессиональное выгорание: как люди справляются. Статья 2015. Интернет. festival.1september.ru/articles/527419/

5.       Орел В.Е. Феномен “выгорания” в зарубежной психологии: эмпирические исследования. Журнал практической психологии и психоанализа. 2015. сентябрь.

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессиональное здоровье педагога и профилактика эмоционального выгорания.

Профессиональное здоровье, симптомы профессионального выгорания и способы преодоления стресса....

Консультация по профилактике эмоционального выгорания педагогов " Способы борьбы со стрессом "

Тренинг на освоение способов эффективного управления стрессом...

Семинар-практикум "Профилактика эмоционального выгорания педагога, как необходимое условие эффективной профессиональной деятельности в рамках ФГОС"

Семинар-практикум "Профилактика эмоционального выгорания педагога, как необходимое условие эффективной профессиональной деятельности в рамках ФГОС" был проведён для воспитателей, специалисто...

Тренинг для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания как условие повышения качества профессиональной деятельности»

В тренинге представлены упражнения для педагогов, направленные на профилактику эмоциональноо выгорания...

Практикум с педагогами ДОУ: «Профилактика эмоционального выгорания. Способы саморегуляции»

Профессия педагога – одна из тех, где синдром эмоционального выгорания достаточно распространенное явление. Создавая для детей условия эмоционального комфорта, заботясь об их здоровье, развитии ...

Консультация на тему: «Способы профилактики эмоционального выгорания, используемые в личной практике и профессиональной деятельности».

В последнее время в зарубежной и отечественной литературе все чаще упоминается о синдроме эмоционального выгорания (СЭВ). С каждым годом стремительно быстро растущее число специалистов, посвящают врем...

Творческие игры и упражнения, как способ профилактики эмоционального выгорания педагогов

Нетрадиционные методы профилактики эмоционального выгорания педагогов....