Консультация на тему: «Способы профилактики эмоционального выгорания, используемые в личной практике и профессиональной деятельности».
консультация по психологии
В последнее время в зарубежной и отечественной литературе все чаще упоминается о синдроме эмоционального выгорания (СЭВ). С каждым годом стремительно быстро растущее число специалистов, посвящают время этой проблеме.
Началом исследований в этой области стал один интересный факт: 40 лет назад психологи обратили внимание то, что у некоторых работающих несколько лет людей начал меняться стиль общения и поведения, начала падать продуктивность, снизилась работоспособность. Проанализировав эту ситуацию, они выявили особую форму "болезней стресса" - "болезнь общения". Ее тогда называли - "выгорание персонала". Под "выгоранием" подразумевалось состояние изнеможения с ощущением собственной бесполезности. В 70-х годах известный американский исследователь Кристина Маслач, дала научное и краткое, но точно отражающее понятие СЭВ - "чувство эмоционального истощения", то есть человек ощущает, что ему плохо, ощущает, что он пребывает в таком состоянии, когда он не в состоянии реагировать на эмоции окружающих людей.
Русские исследователи впервые упоминали "эмоциональное сгорание" как некое отрицательное явление, часто возникающее у людей профессий "человек - человек" и связанное с межличностными отношениями. Н. Водопьянова и Е. Старченкова рассматривают выгорание как комплекс психических переживаний и поведения, которые отрицательно сказываются на работоспособности, физическом и психологическом самочувствии.
Можно утверждать, что эмоциональное выгорание - это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия. "Выгорание" отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sposby_profilaktiki_emots.vygoraniya.docx | 21.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация на тему:
«Способы профилактики эмоционального выгорания, используемые в личной практике и профессиональной деятельности».
В последнее время в зарубежной и отечественной литературе все чаще упоминается о синдроме эмоционального выгорания (СЭВ). С каждым годом стремительно быстро растущее число специалистов, посвящают время этой проблеме.
Началом исследований в этой области стал один интересный факт: 40 лет назад психологи обратили внимание то, что у некоторых работающих несколько лет людей начал меняться стиль общения и поведения, начала падать продуктивность, снизилась работоспособность. Проанализировав эту ситуацию, они выявили особую форму "болезней стресса" - "болезнь общения". Ее тогда называли - "выгорание персонала". Под "выгоранием" подразумевалось состояние изнеможения с ощущением собственной бесполезности. В 70-х годах известный американский исследователь Кристина Маслач, дала научное и краткое, но точно отражающее понятие СЭВ - "чувство эмоционального истощения", то есть человек ощущает, что ему плохо, ощущает, что он пребывает в таком состоянии, когда он не в состоянии реагировать на эмоции окружающих людей.
Русские исследователи впервые упоминали "эмоциональное сгорание" как некое отрицательное явление, часто возникающее у людей профессий "человек - человек" и связанное с межличностными отношениями. Н. Водопьянова и Е. Старченкова рассматривают выгорание как комплекс психических переживаний и поведения, которые отрицательно сказываются на работоспособности, физическом и психологическом самочувствии.
Можно утверждать, что эмоциональное выгорание - это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия. "Выгорание" отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы.
1. Синдром эмоционального выгорания: теоретические подходы, причины возникновения и последствия эмоционального выгорания педагогов.
Синдром выгорания представляет собой процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личностной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы. Он рассматривается как результат неудачно разрешенного стресса на рабочем месте.
СЭВ (синдром эмоционального выгорания) - это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. Он представляет собой приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального поведения. В то же время могут возникать его дисфункциональные следствия, когда выгорание отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами.
Рядом авторов СЭВ (в зарубежной литературе синдром известен под термином "burnout") обозначается понятием "профессиональное выгорание", что позволяет рассматривать это явление в аспекте личной деформации профессионала под влиянием профессиональных стрессов.
Первые работы по выгоранию появились в 70-е годы в США. Одним из основоположников идеи выгорания является H. Frendenberger, американский психиатр, работавший в альтернативной службе медицинской помощи. В 1974 году он описал феномен и дал ему название "burnout" для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами (пациентами) в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Другой основоположник идеи выгорания - K. Maslac (1976), социальный психолог, определила это понятие как синдром физического и эмоционального истощения, включая развитие отрицательной самооценки, негативного отношения к работе, утрату понимания и сочувствия по отношению к клиентам или пациентам. Первоначально под СЭВ подразумевалось состояние изнеможения с ощущением собственной бесполезности. Позже симптоматика данного синдрома существенно расширилась за счет психосоматического компонента. Исследователи все больше стали связывать синдром с психосоматическим самочувствием, относя его к состояниям предболезни. В настоящее время СЭВ входит в рубрику Международной классификации болезней.
Встречается у лиц, работа которых связана с тесным контактом с людьми - у врачей, психологов, педагогов, менеджеров, работников социальных служб и т.д. Проявляется в виде нарастающего безразличия к своим обязанностям, происходящему на работе, дегуманизации в форме растущего негативизма по отношению как к пациентам, или клиентам, так и к сотрудникам, ощущении собственной профессиональной несостоятельности, ощущении неудовлетворенности работой, явлениях деперсонализации, а в конечном итоге в резком ухудшении качества жизни. В дальнейшем могут развиваться невротические расстройства и психосоматические заболевания.
Данные о распространенности СЭВ подчеркивают его медико-социальную значимость, поскольку СЭВ снижает качество профессиональной деятельности работников.
Поглощенность работой делает значительный вклад в профессиональное выгорание. Большинство людей формирует основные представления о себе на основе той работы, которую он выполняет. Слишком сильная поглощенность работой означает то, что, выполняя ее, человек становится высокочувствительным ко всему, что бросает тень на его профессиональную компетентность. Стресс, в профессиональной жизни, усиливается еще больше, если он дополняется домашними и социальными стрессами.
Механизм развития выгорания схематично представлен Л.А. Китаев-Смыком и Э.С. Бобровой. Они считают, что общие закономерности социально-психологических проявлений стресса проистекают из того, что каждый человек, как элемент человеческой популяции, является воплощением противоречий между личным и общественным. Как недостаток общения, так и превышение эволюционно установившихся норм скученности людей вызывает у них дистресс.
Хронический стресс вызывает стрессовое уменьшение активности общения, возникающее за счет значительного ухудшения функционального состояния и самочувствия. В результате симптоматики дистресса (апатия, адинамия, снижение умственной и физической активности, чувство дискомфорта и т.п.) снижается мотивация и способность к общению.
Если сосредоточится на основных причинах возникновения эмоционального выгорания, то их можно объединить в три группы факторов:
Личностные. В целом, можно говорить о некой предрасположенности личности к эмоциональному выгоранию. Так, например, интроверты, пессимисты, люди с заниженной самооценкой чаще подвержены эмоциональному истощению и депрессиям. Люди с высоким уровнем самоуважения и чувством юмора более позитивны и устойчивы к негативному влиянию стрессов. Исследователи обнаружили важную взаимосвязь между эмпатией и устойчивостью к эмоциональному выгоранию. Способность к сопереживанию, искренняя заинтересованность в оказании помощи - это отличный буфер, препятствующий выгоранию. Это определенная подпитка, ресурс для ровного "горения" надолго. Мотивация на избегание неудач, страх оказаться отверженным, перфекционизм, трудоголизм - распространенные причины профессиональной болезни.
Организационные. Доказана взаимосвязь синдрома эмоционального выгорания и организационных условий, в которых работают люди. Неопределенное содержание работы, переход к новым технологиям, изменение требований к персоналу, изменения ритма работы, организационной структуры - все это может запустить реакцию.
Спусковым механизмом служат два условия:
. наличие внутреннего конфликта между требованиями организации и привлекательностью работы в ней;
. несоответствие между новыми требованиями, ожиданиями и реальными возможностями сотрудника (страх несоответствия).
Учитывая вышесказанное, можно отметить, что все мы подвергаемся влиянию одних и тех же факторов, поэтому те сотрудники, которые попали в состояние эмоционального выгорания, в состоянии распространить негативизм, циничное отношение или упадническое настроение на своих коллег. А главное, если "сгорел" руководитель компании - под ним начинают "болеть" другие руководители, а затем и рядовые сотрудники. Отсутствие боевого духа в коллективе чаще всего результат эмоционального истощения руководителя.
Последствия эмоционального выгорания педагогов могут проявляться в различных сферах:
• межличностные последствия проявляются в профессиональных, семейных отношениях, а именно в конфликтах с коллегами, администрацией, воспитанниками и родителями, в раздражительности и эмоциональной истощенности;
• установочные последствия проявляются в негативных установках по отношению к детям, работе вообще, коллективу, к себе лично, которые ведут к снижению лояльности сотрудников;
• поведенческие последствия могут выражаться как на уровне одного сотрудника, так и на уровне всего учреждения: педагог выбирает неконструктивные и неадекватные ситуации модели поведения, вызывая тем самым нарастание напряженности вокруг себя и, как следствие, – снижение качества работы и межличностного взаимодействия, потребность в употреблении психоактивных веществ;
• психофизиологические последствия находят выражение в расстройствах психосоматики, которые могут проявляться как в виде изнурительных головных болей, так и в форме бессонницы.
Названные последствия выгорания имеют огромное влияние на психологический комфорт как в педагогическом коллективе, так и в группе, на эффективность учебно–воспитательного процесса, на общее состояние здоровья воспитателей и воспитанников.
Избежать последствий выгорания педагогов можно путем планомерной профилактики синдрома.
2. Способы профилактики эмоционального выгорания, используемые в личной практике и профессиональной деятельности.
Профилактику эмоционального выгорания воспитателей необходимо проводить в двух направлениях:
1) оптимизация организационных условий труда педагога;
2) актуализация личностных ресурсов педагога.
Первое направление включает в себя следующие составляющие:
• Организация рабочего места педагога предполагает, как общее санитарное состояние рабочего пространства, так и эстетическую составляющую. Исследования показывают, что педагоги, работающие в светлых, просторных помещениях, имеющих необходимое для работы оснащение и эстетичное оформление, гораздо реже страдают от проявлений синдрома эмоционального выгорания, чем их коллеги, вынужденные работать в тесных, обшарпанных. «голых» группах.
• Строгая определенность должностных инструкций и обязанностей.
• Конструктивная и «прозрачная» система поощрений и наказаний, принятая в коллективе.
• Справедливая кадровая политика, возможность продвижения по служебной лестнице и др.
• Оказание социальной поддержки и защита интересов сотрудников.
• Отлаженная система охраны труда сотрудников.
• Наличие общепринятых стандартов формального и неформального поведения педагогов в учреждении.
• Наличие и развитие высокой организационной культуры.
• Профессиональная и административная поддержка.
• Эффективное руководство, доступность администрации для диалога.
Второе направление связано с активацией и выработкой личных ресурсов педагогов и реализуется мною следующим образом.
1. Просветительское направление:
- информирование педагогов о причинах и признаках эмоционального выгорания;
-ознакомление педагогов с методами и приемами самопомощи для сохранения работоспособности, профессионального и психосоматического здоровья.
2. Обучение педагогов приемам и методам саморегуляции и профилактики стрессов и выгорания (групповые формы работы).
Опыт работы показал, что на этапе ранней, первичной, профилактики выгорания педагогов эффективными являются тренинговые занятия с элементами арт-терапии, сказкотерапии и игровой терапии. Цель цикла – профилактика профессионального (эмоционального) выгорания педагогов.
Использование психологической игры как средства игровой терапии дает возможность создавать условия для переключения педагогов с одного вида деятельности на другой. Психологические игры позволяют отреагировать эмоции, снять напряжение, отвлечься от рутинной деятельности, получить новый опыт. Игра рушит барьеры между членами педагогического коллектива, удивительным образом разряжает обстановку, формирует веру в свои силы, позволяет протестировать себя в различных социально-психологических ситуациях.
На своих занятиях я использую метафорические ресурсы сказки для актуализации личностных и эмоциональных ресурсов, укрепления «психологического фундамента» педагогов, тем самым решая задачу сохранения их психологического здоровья.
Арт-терапия – это простой, доступный и эффективный способ справиться со стрессом, повысить настроение и зарядиться оптимизмом. Для снятия эмоционального напряжения предлагаю педагогам различные рисуночные техники. Например, «Картина радости», когда педагогам предлагается взять краски или цветные карандаши и нарисовать свою «радость».
Еще хорошо себя зарекомендовал в работе с педагогами, как, впрочем, и с детьми, такой способ расслабления, как рисование (или разукрашивание готовых шаблонов) «мандал». Рисование и разукрашивание мандал помогает снять внутреннее напряжение, сосредоточиться, успокоиться.
Заключение.
Опыт работы показал, что использование приемов и техник арт-терапии, сказкотерапии и игровой терапии позволяет повысить уровень индивидуальной психологической компетентности педагогов и способствует сохранению их психологического здоровья.
Целенаправленная совместная работа психолога, педагогов и администрации, позволяет решить эту задачу. Актуализация личностных и эмоциональных ресурсов, эмоциональная поддержка коллег помогает научить находить в своей жизни то, что могло бы поддержать и порадовать. Общение в нестандартных ситуациях (например, в рамках психологических игр) позволяет выйти из привычной роли педагога и попробовать себя в различных социально-психологических обстоятельствах. Использование различных арт-техник помогает справиться со стрессом, снять эмоциональное напряжения повысить настроение и зарядиться оптимизмом.
Наверное, многим известны слова Джованни Руффини: «Учитель – свеча, которая светит другим, сгорая сама». Однако нам хотелось бы произнести ее иначе: «Светя другим, не сгорите сами!».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие практикум для педагогов детского сада на тему: «Психологическая профилактика эмоционального и профессионального выгорания»
Пояснительная записка Редкая профессия сравнится с работой педагога по тем эмоциональным нагрузкам, которые ежедневно, ежесекундно испытывае...
Занятие-практикум для педагогов детского сада на тему: «Психологическая профилактика эмоционального и профессионального выгорания»
В данном конспекте показана нетрадициооная работа с воспитателями детского сада....
Консультация по профилактике эмоционального выгорания педагогов " Способы борьбы со стрессом "
Тренинг на освоение способов эффективного управления стрессом...
Семинар-практикум "Профилактика эмоционального выгорания педагога, как необходимое условие эффективной профессиональной деятельности в рамках ФГОС"
Семинар-практикум "Профилактика эмоционального выгорания педагога, как необходимое условие эффективной профессиональной деятельности в рамках ФГОС" был проведён для воспитателей, специалисто...
«Способы профилактики эмоционального выгорания, используемые в личной практике и профессиональной деятельности»
laquo;Способы профилактики эмоционального выгорания, используемые в личной практике и профессиональной деятельности»...
Творческие игры и упражнения, как способ профилактики эмоционального выгорания педагогов
Нетрадиционные методы профилактики эмоционального выгорания педагогов....
Консультация для педагогов ДОУ "Профилактика эмоционального выгорания"
В течение последних десятилетий проблема сохранения психического здоровья в образовательной организации стала особенно острой. Необходимость как теоретического, так и практического изучения данного во...