Профессиональное здоровье педагога и профилактика эмоционального выгорания.
презентация на тему

Малик Надежда Михайловна

Профессиональное здоровье, симптомы профессионального выгорания и способы преодоления стресса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_prezentatsiya_professionalnoe_zdorove.pptx887.73 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Профессиональное здоровье педагога и профилактика эмоционального выгорания». Составитель: педагог-психолог Малик Н.М .

Слайд 2

Профессиональные синдромы педагога: - крапальный (запястный синдром) - синдром информационной усталости ( портфолио …) - синдром хронической усталости- когда выходим с выходных, а как будто и не отдохнули. (В Европе 3 дня больничного дают с 1987 ВОЗ.) - синдром эмоционального , профессионального выгорания.

Слайд 3

Новые : - моббинг Примечательно, что, помимо сферы психологии человека, термин " моббинг " используется и в зоологии. Им обозначают нестандартное проявление агрессии, когда жертвы (чаще всего безобидные травоядные) объединяются, нападают на хищника и ранят его. У людей происходит примерно то же самое. Коллектив неожиданно объединяется и «нападает» на одного из своих коллег. В ход идет все: оговоры , сплетни , неравномерное распределение объема работ, непозволительный тон в общении, крик, агрессивные выпады и нетактичные замечания о профессиональных и личных качествах человека. Если животным моббинг необходим для защиты и выживания, то у людей его причины могут быть самыми разнообразными – антипатия, элементарная зависть, отвергнутые сексуальные притязания и пр. При этом в отличие от обычного производственного или личного конфликта, в целевом психотерроре длительное время принимает участие большинство сотрудников.

Слайд 4

Новые тенденции к появлению синдромов: Ангедони́я ( греч. ἀν- — отрицательная приставка и ἡδονή — наслаждение) — снижение или утрата способности получать удовольствие , сопровождающееся потерей активности в его достижении. При ангедонии утрачивается мотивация к деятельности, которая обычно приносит удовольствие, включая спорт, хобби, музыку, сексуальную активность и социальные взаимодействия. Прокрастина́ция (от англ. procrastination — задержка, откладывание; от лат. procrastinatio — с тем же значением, восходит к лат. cras — завтра или лат. crastinus — завтрашний, и лат. pro — для, ради [1] ) — в психологии склонность к постоянному откладыванию даже важных и срочных дел, приводящая к жизненным проблемам и болезненным психологическим эффектам.

Слайд 5

Профессиональное выгорание — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально – энергических и личностных ресурсов работающего человека. Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них. Опасность выгорания состоит в том, что это не кратковременный преходящий эпизод, а долговременный процесс «сгорания дотла». Согласно современным данным, под « выгоранием» понимается состояние физического, эмоционального, умственного истощения, проявляющееся в профессиях эмоциональной сферы.

Слайд 7

Синдром профессионального выгорания включает в себя три основные составляющие: Эмоциональное истощение ощущается как эмоциональное перенапряжение, опустошенность, исчерпанность собственных эмоциональных ресурсов. Человек не может отдаваться работе как прежде, чувствует приглушенность, притупленность собственных эмоций, возможны эмоциональные срывы («тише звук телевизора», « злые вы, уйду я от вас») Деперсонализация - тенденция развития негативного, бездушного отношения к раздражителям. Возрастает обезличенность и формальность контактов. Негативные установки, имеющие скрытый характер, могут начать проявляться во внутреннем сдерживаемом раздражении, которое входит со временем наружу в виде вспышек раздражения или конфликтных ситуаций. Ценичное отношение, эмоциональная сухость и отстраненность ( Я сказала так, значит будет так).

Слайд 8

Редуцирование личных (персональных) достижений – снижение чувства компетентности в своей работе, недовольство собой, уменьшение ценности своей деятельности, негативное самовосприятие в профессиональной сфере. Возникновение чувства вины за собственные негативные проявления или чувства, снижение профессиональной и личной самооценки, появление чувства собственной несостоятельности, безразличие к работе («раз ко мне так и я так).

Слайд 9

Можно выделить три основные стадии синдрома профессионального выгорания у педагога: - на первой начальной стадии Синдром профессионального выгорания начинается, как правило, настолько тихо, что не всегда можно заметить его появление. Сначала просто приглушаются эмоции, ощущается неудовлетворенность собой или, наоборот, появляется нечувствительность к вещам, которые обычно вызывают острую реакцию. При этом человека начинают преследовать необъяснимые головные боли и боли в спине, бесконечные простуды и бессонница. у педагога наблюдаются отдельные сбои на уровне выполнения функций, произвольного поведения: забывание каких-то моментов (например, внесена ли нужная запись в документацию, сбои в выполнении каких-либо двигательных действий и т.д.). Из-за боязни ошибиться, это сопровождается повышенным контролем и многократной проверкой выполнения рабочих действий на фоне ощущения нервно-психической напряженности;

Слайд 10

На второй стадии этого синдрома - психологическое состояние проявляется на уровне эмоций. Подобно зеркалу , отражающему внутренний мир, ваша эмоциональная сфера начинает производить негативную энергию. Именно в этот период возникает недоброжелательное отношение к людям, с которыми приходится общаться каждый день: они раздражают, злят. Чтобы избежать этих отрицательных переживаний, вы можете неосознанно отстраняться от коллег и посетителей, выполняя только минимум работы. на второй стадии наблюдается снижение интереса к работе , потребности в общении (в том числе, и дома, с друзьями): «не хочется никого видеть», «в четверг ощущение, что уже пятница», «неделя длится нескончаемо», нарастание апатии к концу недели, появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии, особенно к концу недели; головные боли по вечерам; «мертвый сон без сновидений», увеличение числа простудных заболеваний); повышенная раздражительность (любая мелочь начинает раздражать);

Слайд 11

третья стадия – собственно личностное выгорание. Истощение. Больше нет эмоций, сил, воли… Работа делается на автопилоте. Появляются резкость, озлобленность, грубость, отстраненность, замкнутость, переоценка профессиональных ценностей. Вы в обиде на весь мир и самого себя. К счастью, до этой фазы доходят редко. Особо опасно выгорание в начале своего развития, так как «выгорающий» педагог, как правило, не осознает его симптомы и изменения в этот период легче заметить со стороны.

Слайд 12

Выгорание легче предупредить, чем лечить, поэтому важно обращать внимание на факторы, способствующих развитию этого явления. Для того, чтобы оценить свое эмоциональное состояние и возможное наличие симптомов профессионального выгорания, необходимо составить о них четкое представление. В психологии принято разделять симптомы профессионального выгорания на три группы: психофизические; социально-психологические; поведенческие.

Слайд 13

психофизические симптомы профессионального выгорания : чувство постоянной, не проходящей усталости (симптом хронической усталости); ощущение эмоционального и физического истощения; снижение восприимчивости и реактивности на изменения внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию); общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей); частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта; резкая потеря или резкое увеличение веса; полная или частичная бессонница (быстрое засыпание и отсутствие сна ранним утром, начиная с 4 часов утра, или, наоборот, неспособность заснуть вечером до 2–3 часов ночи и «тяжелое» пробуждение утром, когда нужно вставать на работу); постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня; одышка или нарушение дыхания при физической или эмоциональной нагрузке; заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений.

Слайд 14

Социально-психологические симптомы профессионального выгорания — это такие неприятные ощущения и реакции, как: безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности); повышенная раздражительность на незначительные события; частые нервные срывы («уход в себя», вспышки немотивированного гнева или отказы от общения); постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, подозрительности, стыда, скованности); чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»); чувство гиперответственности и постоянное чувство страха («это у меня не получится», «я не справлюсь»); общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы («как ни старайся, все равно ничего не получится»).

Слайд 15

К поведенческим симптомам профессионального выгорания относятся следующие поступки и формы поведения: ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее — все труднее и труднее; заметное изменение режима рабочего дня; вне зависимости от объективной необходимости постоянно берете работу домой, но дома ее не делаете; чувство бесполезности, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам; невыполнение важных, приоритетных задач и « застревание » на мелких деталях; не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на выполнение автоматических и элементарных действий (мало осознаваемых или неосознаваемых); дистанциированность от сотрудников и клиентов, повышение неадекватной критичности; резкое увеличение количества выкуренных за день сигарет, злоупотребление алкоголем, применение наркотических средств.

Слайд 16

Среди симптомов, которые возникают первыми, — ощущение усталости и повышенная раздражительность, переходящая в немотивированную агрессию по отношению к коллегам. Причины подобного поведения кроются во внутренними напряжении, вызванном недовольством собой или другими внутренними конфликтами, которых вы, как правило, не осознаете. Напряжение постепенно накапливается, вследствие чего возникает необходимость «сбросить» его. Когда эта потребность дает о себе знать, то, к сожалению, «последней каплей» становятся любые затруднения, которые ранее не вызывали у вас бурной эмоциональной реакции.

Слайд 17

Необходимо вопреки всему и ради себя сохранить внутреннюю гармонию. Ведь работе тоже свойственно быть так или иначе временной. А нервная система — это то, что останется у нас на всю жизнь. И только в единственном экземпляре .

Слайд 18

Избежать синдрома выгорания можно, взяв под контроль стрессовую ситуацию и свое поведение в сложившейся сложной обстановке. Только то, что неподконтрольно , что происходит само по себе, влияя на нас, и нами не управляется, способно нанести сильнейший удар по нашему здоровью и психологическому состоянию, привести к непоправимым последствиям. Через 2 недели после зачатия и до 3 лет закладывается стрессоустойчивость нервной системы.

Слайд 19

Что может быть источником стресса: 1. Психологическая травма или кризисная ситуация (потеря близких, расставание с любимым человеком); 2. Мелкие ежедневные неурядицы; 3. Конфликты либо общение с неприятными людьми; 4. Препятствия, которые не дают Вам возможности достигнуть поставленных целей; 5. Ощущение постоянного давления; 6. Несбыточные мечты либо слишком высокие требования к себе; 7. Шум; 8. Монотонная работа; 9. Постоянное обвинение, укор самого себя в том, что вы чего-то не достигли либо что-то упустили; 10. Обвинение себя во всем плохом, что произошло, даже если это произошло не по Вашей вине; 11. Напряжённая работа; 12. Финансовые трудности; 13. Сильные позитивные эмоции; 14. Ссоры с людьми и особенно с родными (также к стрессу может привести наблюдение на ссоры в семье.);

Слайд 20

Группа риска: 1. Женщины, так как они более эмоциональны, чем мужчины; 2. Пожилые люди и дети; 3. Люди с заниженной самооценкой; 4. Экстраверты; 5. Невротики; 6. Люди, злоупотребляющие алкоголем; 7. Люди, с генетической предрасположенностью к стрессам.

Слайд 21

Психофизиология стресса ( что происходит внутри меня, с моим организмом ) Стресс проходит 5 уровней: Активизация гипоталамуса. Запуск эндокринной системы. Симпатической н.с. Мышечные зажимы. Поток сознания.

Слайд 23

Структура управления стрессом. 1.Снижаем активность гипоталамуса. (Логические действия. Выговориться, спеть, уборка, охота, специальные дыхательные упражнения.) 2.Выработка гормонов «счастья».

Слайд 24

Дофамин является одним из химических факторов внутреннего подкрепления (ФВП) и служит важной частью « системы вознаграждения » мозга, поскольку вызывает чувство удовольствия (или удовлетворения), чем влияет на процессы мотивации и обучения. Дофамин естественным образом вырабатывается в больших количествах во время положительного, по субъективному представлению человека, опыта — к примеру, секса, приёма вкусной пищи, приятных телесных ощущений. Вырабатывается, когда мы достигаем желаемого. Маленькие радости жизни. Радуйте себя. Любое дело должно быть вознаграждено. яблоки; бананы; яйца; капуста; клубника; морепродукты; зеленый чай; авокадо; миндаль; обезжиренные молочные продукты.

Слайд 25

Серотонин называют «гормоном счастья» не случайно. Если он вырабатывается в нужном количестве, у человека приподнятое настроение, он с удовольствием общается, повышается его стрессоустойчивость , возникает ощущение, что силы только прибавляются, и их хватит на великие дела. Баланс серотонина помогает быть спокойным и контролировать поведение в стрессовой ситуации. Но есть и такая взаимосвязь – если вы находитесь в состоянии душевного комфорта и удовлетворенности, то выработка серотонина увеличивается! Вырабатывается, когда чувствуем себя значимыми и важными. Надо: вспомнить, когда добивались успеха, вспомнить, м.б. в детстве… Продукты: темный шоколад 5гр. в день, сыр, финики…

Слайд 26

Окситоцин Чувство доверия. Вырабатывается влюбленными. Надо: объятия (4,8,12), получать и дарить подарки.

Слайд 27

Эндорфи́ны (эндогенные ( греч. ενδο (внутри) + греч. γένη (колено, род)) + морфины (от имени древнегреческого бога Морфея ( греч. Μορφεύς или Μορφέας — «тот, кто формирует сны»)) — группа полипептидных химических соединений , по способу действия сходных с опиатами (морфиноподобными соединениями), которые естественным путём вырабатываются в нейронах головного мозга и обладают способностью уменьшать боль , аналогично опиатам , и влиять на эмоциональное состояние. Эндорфины образуются из вырабатываемого гипофизом вещества — бета-липотрофина ( beta-lipotrophin ); считается, что они контролируют деятельность эндокринных желез в организме человека. Выработка эндорфинов увеличивается в ответ на стресс , — как защитная реакция, с целью обеспечения физиологического выхода из стресса, то есть без срыва адаптации и без формирования постстрессорных нарушений и заболеваний.

Слайд 28

3. Запускаем парасимпатическую систему. Релаксация, специальные дыхательные упражнения. 4. Снятие мышечных зажимов. Массаж, психомышечная релаксация по Джекобсону, йога… 5. Остановка негативных мыслей. Определение источника стресса, аффермации , « рефрейнг », визуализация, техники психофизиологической регуляции)

Слайд 29

Правила 5 «С»: - сон (7-8ч) - смех (3мин., не больше) - сладкое (умеренно) - спорт ( физ нагрузки) -с… (качество, а не кол-во)

Слайд 30

Любая рекомендация начинает работать, когда ее начинаешь выполнять!

Слайд 34

Ставить постоянно 3 задачи: Физиологического здоровья (сходить к стоматологу, когда, какому…) Социального (общения с людьми, договориться, страх публичных выступлений…) Эмоционального (музыка, театр,.. все что благотворно влияет на эмоциональную сферу.)

Слайд 35

Техники снятия стресса Главное! накопить модели поведения, позволяющие выйти из стресса без потерь Эмоциональный «танец с саблями» выплеснуть негативные эмоции (занятия в тренажерном зале, переколотить дома ненужную посуду, порыдать, покричать в пустынном месте…) «Не очень-то и хотелось!» прием «зелен виноград» «Зато» поиск психологических плюсов в данной негативной ситуации

Слайд 36

Трансформация эмоций Удивление(«ну надо же!) Интерес («интересно, это временно или постоянно?») Радость («могло быть хуже») Письмо изложить на бумаге все, что испытываете, не стесняясь в выражениях, перечитать и сжечь Шопинг (для женщин) «Стоп» когда захлестывают противоречивые эмоции, но ситуация не «горит», сказать себе «стоп» и замереть Расслабление остановить внутренний монолог/диалог


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы с педагогами по профилактике эмоционального выгорания

Профессиональная деятельность многих педагогов сегодня проходит в условиях интенсивного воздействия стрессовых факторов. В ряде случаев  нагрузки на психику достигают такого уровня, что п...

Тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания.

Цель:Знакомство с понятием эмоционального выгорания, его характеристикамиОпределение своего отношения к профессии, вычленение проблемности, «перекосов» в распределении психической энергии.Анализ...

Семинар-тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания «Формирование эмоциональной устойчивости педагога»

Цель: Формирование эмоциональной устойчивости педагогаЗадачи:·        Познакомить педагогов  с понятием эмоционального выгорания, его характеристиками·...

Тренинг для педагогов ДОУ «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»

Цель тренинга:- Знакомство с понятием профессиональное "выгорание", егохарактеристиками особенности проявления признаков выгорания, выделениеисточников неудовлетворения профессиональной деят...

Методическая разработка "Тренинг для педагогов ДОУ "Профилактика эмоционального выгорания педагогов"

В тренинге предоставлена самодиагностика подверженности профессиональному выгоранию; упражнения для осознания педагогами своих эмоций и чувств, принятие их; упражнения по освоению эффективных способов...

Тренинг с педагогами МАДОУ « Профилактика эмоционального выгорания педагогов».

Цель: в ходе тренинга ознакомить педагогов с понятием “синдром эмоционального выгорания”, его основными причинами и симптомами, определить основные условия сохранения эмоционального здоров...