методическая разработка "Цикл занятий педагога-психолога для детей дошкольного возраста 6-7 лет"
методическая разработка по психологии

Мерзликина Неля Анатольевна

В помощь педагогам "Цикл занятий педагога-психолога для детей дошкольного возраста 6-7 лет"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл emotsii.docx57.18 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка.

Цикл занятий для работы педагога-психолога с детьми  6-7

Цель: формирование психологической и мотивационной готовности детей 6-7 лет к обучению в школе.

Задачи:

  1. Формирование учебных мотивов;
  2. Развитие зрительного анализа;
  3. Формирование предпосылок логического мышления;
  4. Развитие способностей принимать и понимать учебную задачу;
  5. Развитие произвольности регуляции деятельности и поведения;
  6. Формирование восприимчивости к обучающей помощи, мотивов учения;
  7. Развитие вербальной механической памяти; развитие мелкой  моторики; зрительно-моторной координации; воображения; восприятия.
  8. Развитие речи.

Введение

Ни для кого не секрет, что  проблема речевого развития  в дошкольном возрасте  одна из самых интересных и сложных  тем в психологии и педагогике. Очень точно и тонко   по этому поводу высказался   французский писатель Виктор Мари Гюго «Нет на земле гимна торжественнее, чем лепет детских уст».

Актуальность темы определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка - дошкольника. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания  окружающей действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения.

 В настоящее время значительно возросли требования к речевому развитию детей дошкольного возраста. Они должны достигнуть определенного уровня развития речевой активности, словаря, грамматического строя, перейти от диалога к связному высказыванию, речь должна стать выразительной, образной, правильной.  

Это отражено  в  пункте  2.5. ФГОС ДО гл. II  «Речевое развитие включает владение речью как средством общения; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

Путь, который проходит ребёнок впервые годы жизни, поистине грандиозен.  Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза (индивидуального развития организма от момента его зарождения до конца жизни) параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. В целом   языковые  способности представляют собой сложнейшее взаимодействие, с одной стороны, процесса общения взрослых и ребенка, с другой – процесса развития предметной и познавательной деятельности. Малыш  пользуется речью для того, чтобы выразить свои мысли, чувства. В процессе дальнейшего  общения перестраивается  его психика, явления окружающего мира воспринимаются  более осознанно и произвольно.

Однако благополучным и своевременным проявление речи бывает не всегда.  Проблема в том, что  отмечается  недостаточное  обогащение  словаря, развитие грамматического строя, а так же связной речи у ребенка.

Иногда ему  просто  мешают его характерные особенности.  С одной стороны это может быть скованность, зажатость, стеснительность. С  другой, излишняя расторможенность, гиперактивность, неусидчивость. Существует немало и разнообразных нарушений речи.

Чтобы функции речи своевременно проявлялись и полноценно реализовывались, речь становилась регулятором не только поведения, но и всех видов деятельности  необходимы соответствующие условия,  помощь со стороны взрослого. 

В условиях реализации ФГОС обучение детей происходит в игре, так как игра составляет основное  содержание жизни ребенка дошкольного возраста.  Известный         писатель Джанни Родари утверждал, что: «Именно в игре ребенок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. В игре нет, правильных образцов, ничто не сковывает ребенка. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать, вот, что необходимо ребенку». И я с ним полностью согласна.

В данной работе раскрывается значение игровой деятельности для развития речи детей дошкольного возраста. Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью заключается в том, что она имеет решающее значение для формирования главных новообразований детства: произвольного поведения, творческого воображения, самосознания и пр. Именно  игра является содержанием общения дошкольников, в ней складываются межличностные и коммуникативные способности  детей. Это  сильнейший стимул для развития речи детей.  

Глава 1 Теоретические аспекты развития речи детей дошкольного возраста

1.1  Особенности развития речи детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально  сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

В дошкольном возрасте расширяется круг общения детей. Становясь более самостоятельными, дети выходят за рамки узкосемейных связей и начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. Высокие требования к развитию речи предъявляет и усложняющаяся деятельность ребенка.

Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.

Речевое развитие детей является одним из главных компонентов их готовности к школьному обучению.  Оно  рассматривается, как развитие умений понимать и пользоваться языком: развитие фонематического слуха и звукового анализа, словаря, осознание состава слов, формирование грамматических категорий, развитие коммуникативных умений, умений и навыков связной речи.

В развитии словаря детей дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т. е. овладение значениями слов. Дошкольный возраст - период быстрого обогащения словаря. Его рост находится в зависимости от условий жизни и воспитания, поэтому в литературе данные о количестве слов дошкольников одного и того же возраста очень разнятся между собой. Первые осмысленные слова появляются у детей к концу первого года жизни. В современной отечественной методике нормой считается 10-12 слов к году. Развитие понимания речи в значительной мере опережает активный словарь. После полутора лет обогащение активного словаря происходит быстрыми темпами, и к концу второго года жизни он составляет 300-400 слов, а к трём годам может достигнуть 1500 слов. Огромный скачок в развитии словаря происходит не только и не столько за счёт овладения способами образования слов из речи взрослых, сколько за счёт овладения способами образования слов. Третий год жизни - период наибольшего увеличения активного словарного запаса. К 4 годам количество слов доходит до 1900, в 5 лет - до 2000-2500, а в 6-7 лет - до 3500-4000 слов.

Процесс усвоения ребенком грамматического строя сложен, он связан с аналитика - синтетической деятельностью коры головного мозга. Ребенок усваивает грамматическую систему родного языка уже к трем годам во всех ее наиболее типичных проявлениях. Усвоение ребенком грамматического строя речи происходит в виде усвоения грамматических категорий, которые характеризуются наличием знания. Время и последовательность усвоения отдельных категорий зависят от характера их назначений. У детей вызывает затруднение усвоение тех форм, конкретное значение которых не связано логикой детской мысли, т. е. то, что не ясно по значению.

Дошкольники пользуются в основном морфологическим способом словообразования, в основе которого лежит сочетание различных по значению морфем. Для образования слов ребенок должен освоить словообразовательные модели, лексические значения основ слов, и смысл значимых частей слова. В психологической и психолингвистической литературе словообразование сравнивается с детским словотворчеством, которое свидетельствует об активном усвоении детьми грамматического строя. К концу дошкольного возраста детское словообразование сближается с нормативным, в  связи с чем снижается интенсивность словотворчества.

В дошкольном возрасте имеются все предпосылки для успешного овладения звуковой стороной русского языка. К ним можно отнести соответствующее развитие коры головного мозга в целом, фонематического восприятия речи и  речедвигательного аппарата.

Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.

В дошкольном возрасте происходит отделение речи от непосредственного практического опыта. Главной особенностью этого возраста является возникновение планирующей функции речи. В ролевой игре, ведущей деятельности дошкольников, возникают и новые виды речи: речь, инструктирующая участников игры, речь-сообщение, повествующая взрослому о впечатлениях, полученных вне контакта с ним. Речь обоих видов приобретает форму монологической, контекстной.

Умение воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и особенности художественной выразительности не возникает спонтанно, оно формируется постепенно на протяжении всего дошкольного возраста.

К моменту поступления в школу у детей должно быть сформировано отношение к речи как языковой действительности, элементарное осознание строения речи, частности осознания ее словесного состава, первоначальное представление о слове как языковой единице. Это имеет важное     значение для подготовки обучению грамоте, и для изучения родного языка в дальнейшем.

  1.  Развития речи детей  дошкольного возраста  посредством игровой деятельности

Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи. В свое время этому вопросу много внимания было уделено в работах таких великих людей, как И.П. Павлов, А.Н. Леонтьев, К.Д. Ушинский, А.М. Бородич и т.д

 К.Д. Ушинский – основоположник методики первоначального обучения детей родному языку.  Большая заслуга К.Д. Ушинского в том, что он обосновал принципиальную важность в обучении и воспитании детей устного народного творчества. Народные игры, сказки, загадки, прибаутки, пословицы, тщательно отобранные в соответствии с возрастом детей, - это не только средство патриотического и нравственного воспитания, но и путь развития чутья к звуковым краскам родного языка.

Значительный опыт накапливается ребенком в игре. Из своего опыта он черпает представления, которые связывает со словом. В педагогике  фундамент теории  значения игры,  как важнейшего средства всестороннего развития,  был заложен в  исследованиях таких ученых, как Е.А. Флерина, Е.И. Тихеева, Е.А. Аркин.

Е.И. Тихеева  создала свою систему развития речи   детей дошкольного возраста. Теоретические основы её системы в том, что  речевое развитие осуществляется в единстве с умственным развитием. В её труде «Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста)» 1981 г сказано: «Язык есть удивительнейшее и совершеннейшее творение народной культуры. Детские воспитательные учреждения должны жить духом своего народа. Родной язык, его беспрепятственное и всестороннее развитие должны быть поставлены в основу воспитания; к его народному духу, к его поэзии ребенок должен приобщаться с первых годов жизни». Развитие речи развивается в игре, труде, деятельности.

Широкую известность получили труды Е.А. Аркина. В его монографии «Ребенок от года до четырёх лет» (1931г) говорится, что речевое общение детей в игре со взрослым является источником познания маленьким ребенком окружающего мира.

.Одной из полезнейших книг, которую стоит изучить по данной теме, является «Методика развития речи детей», написанная А.М.  Бородич ещё в 1981 году.  Она вобрала в себя бесценные материалы, на которые и по сей день опираются педагоги дошкольных учреждений. В данном пособии рассмотрены все ключевые вопросы и проблемы, связанные с совершенствованием речи у детей дошкольного возраста.

Цикл занятий предусматривает формирование и развитие учебно-важных качеств личности дошкольника 6-7 лет, включает развивающие игры, упражнения, психогимнастические упражнения.

Занятие 1

Пароль игра «Кто знает, пусть продолжает»

Цель: упражнять в классификации живой природы.

Ход: Педагог называет обобщающее слово, а дети слова относящиеся к данному значению.

Например: насекомые  это……… (муха, жук и т.д)

Рыбы это………

Ритуал входа в волшебную страну Знаний «Путешествие на облаке»

Цель: развивать чувство группового единства, настрой на предстоящую работу.

Ход упражнения: (дети садятся на ковер). Звучит релаксационная музыка из серии «Хромотерапия» №2 (зеленый-здоровье).

 Сядьте удобно. Три раза глубоко вздохните и выдохните. Включается музыкальное сопровождение. Я приглашаю вас в путешествие на облаке. Представьте, что вы сели на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из мягких подушек. Почувствуйте, как вы хорошо расположились на этой большой облачной подушке. Путешествие начинается (дети накрываются покрывалом). Ваше облако медленно поднимается в синее небо. Ветер овевает ваше лицо. Здесь, высоко в небе все спокойно и тихо. Пусть ваше облако перенесет вас в волшебную страну, где вам будет интересно. Постарайтесь мысленно увидеть эту страну как можно более подробно. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти, что-то чудесное и волшебное… (30 секунд). На счет «три» открываем глаза.

Игра «Представление»

Цель: способствовать гармонизации осознания ребенком своего имени.

Ход игры: Игра проводится с мягким мячиком. Ведущий приветствует детей собравшихся на занятие и предлагает всем представиться. Один ребенок называет свое имя, а все остальные придумывают как можно ласково назвать. Например: «Меня зовут Юля». Дети хором – Юленька.

Игра «Что я люблю»

Цель: раскрепощение участников, частичное снятие защитных барьеров.

Ход игры: Игра проводится в кругу с мягким мячиком. Детям предлагается ответить на несколько вопросов. Первый: какое моё самое любимое занятие. Затем – любимая игрушка, любимое лакомство.

Физкультминутка :

Поднимайте плечики,

Прыгайте, кузнечики.

Прыг-скок, прыг-скок.

Энергичные движения плечами.

Стоп! Сели.

Травушку покушали

Тишину послушали.

Приседание.

Выше. Выше. Высоко.

Прыгай на носках легко!

Работа за столами. Задания на листочках см. приложение 1.

Цель: развитие логического мышления

 «Рисование бус»

Цель: выявить объем условий, который ребенок может удерживать в процессе деятельности при восприятии задания на слух.

Инструкция: «Нарисуй 5 кругов  первый и четвертый раскрась в зеленый, а остальные круги в любой другой цвет».

Работа в парах. А сейчас соседи обменяйтесь своими работами и проверьте правильность выполнения.

Игра «Изобрази явление» (1 часть)

Цель: развитие эмоционально-выразительных движений.

Педагог вместе с детьми перечисляют приметы осени: дует ветер, качаются деревья, идет дождь, появляются лужи.

Педагог показывает движения, которые соответствуют этим явлениям:

«Дует ветер» - дует, вытянув губы.

«Качаются деревья» - покачивает вытянутыми вверх руками.

«Падают листья» - выполняет плавные движения руками сверху вниз.

«Идет дождь» - выполняет мелкие движения руками сверху вниз.

«Появляются лужи» - смыкает руки в кольцо перед собой.

Детям предлагается повторить и запомнить показанные движения.

Игра «Изобрази явление» (2 часть)

Цель: стимуляция внимания, развития умения быстро и точно реагировать на сигнал, совершенствование выразительных движений.

 Звучит спокойная музыка, дети движутся по кругу или танцуют хаотично по комнате. Как только музыка прекращается, дети останавливаются, слушают, какое явление назовет педагог, и выполняют соответствующее движение.

Ритуал выхода из волшебной страны Знаний «Путешествие на облаке»

Цель: развивать чувство группового единства, релаксация.

Ход упражнения: (дети садятся на ковер). Звучит релаксационная музыка из серии «Хромотерапия» №2 (зеленый-здоровье).

Вы прекрасно справились со всеми заданиями, но а сейчас нам предстоит дорога обратно. Сядьте удобно. Три раза глубоко вздохните и выдохните. Я приглашаю вас в обратный путь на облаке. Представьте, что вы сели на белое пушистое облако. Теперь вы снова на своем облаке и оно везет вас назад. Ваше облако медленно поднимается в синее небо, снова ветер овевает  лицо. Здесь высоко в небе все спокойно и тихо (1 секунд) облако опускается медленно и тает в воздухе. На счет три откройте глаза. Встаем, потянитесь, выпрямитесь.

Рефлексия.

Занятие 2

Пароль «Назови признак объекта»

Цель: Совершенствовать умение детей использовать на практике умение работать с моделью «Объект – имя признака – значение имени  признака».

Сегодня пароль на наше занятие игра «Назови признак объекта». Я показываю вам объект и карточку со значком признака, вы отвечаете полным ответом. Например: игрушка по признаку влажности сухая.

Ритуал входа в волшебную страну Знаний «Путешествие на облаке» (см занятие №1)

Игра «Добрые волшебники».

Цель: настроить детей на работу, разрушение защитных барьеров, отгораживающих ребенка от других.

Игра начинается с того, что дети садятся в круг, а взрослый рассказывает им сказку: «В одной стране жил злой волшебник-грубиян. Он мог заколдовать любого ребенка, назвав его нехорошим словом. И все, кого он называл грубыми словами, переставали смеяться и не могли быть добрыми. Расколдовать такого ребенка можно было только добрыми, ласковыми именами. Давайте посмотрим, есть у нас такие заколдованные дети?»

Взрослый выбирает непопулярных детей, агрессивных детей и просит других помочь им: «А кто сможет стать добрым волшебником и расколдовать их, называя ласковым именем?»

По очереди подходят к агрессивным детям и стараются назвать их ласковым именем.

Игра «Магазин» с блоками Дьенеша.

Цель: Учить детей находить объект по описанию, используя модель «Объект – имя признака - значение имени признака».

Педагог описывает один из блоков по свойствам, а ребенок по описанию должен найти этот блок. Например: «Найди, пожалуйста, красный, толстый, прямоугольный, маленький блок». Дети по очереди отыскивают блоки по описанию, и в конце игры подсчитывается количество блоков у каждого, победил тот, у кого блоков больше. Если ребенок не справляется с поставленной задачей, то ход переходит соседу справа и т.д., пока задание не будет выполнено.

Физкультминутка (см. Занятие №1)

Работа за столами

Игра «4 лишний»

Цель: формировать умственные действия классификации и обобщения на слух.

  • Старый, дряхлый, маленький, ветхий
  • Храбрый, злой, смелый, отважный
  • Час, минута, лето, секунда
  • Книга, телевизор, радио, магнитофон
  • Автобус, дом, самолет, корабль
  • Картошка, капуста, кастрюля, яблоко
  • Мальчик, девочка, мама, бабушка
  • Нога, ботинки, валенки, тапочки

Упражнение « Продолжи ряд» (см. Приложение 4)

Цель: Развивать логическое мышление (систематизация)

Игра «Стоп, один! Стоп, два!»

Цель: развиваем внимание

Вы можете бегать по комнате до тех пор, пока я не скажу «Стоп!» и не назову какое-нибудь число, например, «один». Тогда вы должны стать так, чтобы касаться пола только одной частью тела. Как вы это сделали? Может ли кто-нибудь показать мне, как бы он стоял?..

Если я крикну «Стоп, два!», вы должны коснуться пола двумя частями тела. Может мне кто-нибудь показать, как бы он дотронулся до пола?..

Ритуал выхода из волшебной страны Знаний «Путешествие на облаке» (см. Занятие 1)

Рефлексия

Занятие 3

Пароль: игра «Найди похожий» (1 вариант)

Цель: учить детей находить объекты в окружающем мире через восприятие их признаков и свойств; развивать наблюдательность, мышление.

Педагог показывает какой-либо объект и предлагает детям найти в комнате похожий, по какому либо признаку  (цвет, форма, материал, форма и т.д.) объект

Ритуал входа в волшебную страну Знаний «Путешествие на облаке» (см занятие №1)

Игра «Волшебные очки»

Цель: настроить на работу; снять барьеры, отгораживающие ребенка от других.

Взрослый приносит в группу коробочку с сюрпризом и торжественно объявляет: «Я хочу показать вам волшебные очки. Тот, кто их наденет, увидит только хорошее, что человек прячет иногда от всех. Вот я сейчас примерю эти очки… Ой, какие вы все красивые, веселые, умные!» Подходя к каждому ребенку, взрослый называет какое-либо его достоинство (кто-то хорошо рисует, у кого-то красивое платье и пр.). «А теперь мне хочется, чтобы каждый из вас примерил эти очки и хорошенько рассмотрел своего соседа. Может они помогут рассмотреть то, что вы раньше не замечали». Дети по очереди надевают волшебные очки и называют достоинства своих товарищей.

Упражнение «Ошибка в книжках»

Цель: развивать внимание.

Шурочка Ряба, Золотая Рубка, Шар-птица, Гусли-лебеди, Полк и семеро козлят, Кособок, Кошечка - Хаврошечка, Киса и Журасль, Смоляной Бачок, Красная Тапочка, Крот в сапогах, Гадкий утенок, Кусалочка, Нежная королева, Серая лейка, Сивка Мурка, Федорино море, Маленький цветочек.

Игра «Логические кубики – кондитерская фабрика» (игры с блоками Дьенеша)

Цель: развивать логическое мышление.

«Передо мной лежат коробки, как вы думаете, что должно лежать в этих коробках (конфеты). Мы с вами сегодня будем кондитерами и для того, чтобы подобрать в наши коробки конфеты нам помогут наши блоки и логические кубики». Дети по очереди подбрасывают кубики и по выбранным свойствам подбираем подходящий блок.

Работа за столами

Упражнения, облегчающие написание букв.

Цель: развитие мелкой моторики и подготовки руки к письму.

Упражнение 1 

Ладошки лежат на столе. Дети поднимают пальцы по одному сначала на одной руке, затем на другой. Повторяют это упражнение в обратном порядке.

Упражнение 2

Ладошки лежат на парте. Дети поочередно поднимают пальцы сразу на обеих руках, начиная с мизинца.

Упражнение 3

На столе лежит 10-15 счетных палочек. Одной рукой надо собрать их в кулак, беря по одной штуке, затем также по одной положить на стол (выполнять, не помогая второй рукой).

Упражнение «Продолжи узор» (см. приложение № 39)

Цель: развитие зрительно-моторной координации и мелкой моторики, подготовка руки к письму.

Игра «Стоп, один! Стоп, два!» (см. Занятие №2)

Ритуал выхода из волшебной страны Знаний «Путешествие на облаке» (см. Занятие 1)

Рефлексия

Занятие 4

Пароль: игра «Найди похожий» (1 вариант) (см. Занятие 3)

Цель: учить детей находить объекты в окружающем мире через восприятие их признаков и свойств; развивать наблюдательность, мышление.

Ритуал входа в волшебную страну Знаний «Путешествие на облаке» (см занятие №1)

Игра «Я дружу с …»

Цель: снятие барьеров, воспитывать доброжелательное отношение  друг к другу.

Водящий педагог, который произносит слова «Я дружу с …», а дальше описывает внешность одного из детей. Ребенку нужно узнать себя, быстро подбежать к водящему, пожать руку и сказать «Привет!» Далее водит он.

Упражнение «Отгадай словечко по его определению»

Цель: развитие кругозора, внимательности.

  • Вязаные, кожаные, рабочие, теплые, ежовые (рукавицы)
  • Резиновые, лайковые, вязаные, хирургические, боксерские (перчатки)
  • Белый, черный, пышный, румяный, свежий, черствый, ржаной, пшеничный (хлеб)
  • Воздушный, земной, елочный, бильярдный (шар)
  • Червивое, зеленое, красное, наливное, сладкое (яблоко)
  • Дневной, ночной, детский, обувной, взбитый, массажный (крем)
  • Первый, последний, дверной, школьный, телефонный (звонок)
  • Золотой, речной, сахарный, морской (песок)
  • Пшеничное, кукурузное, футбольное (поле)
  • Солнечные, электронные, настенные, ручные (часы)
  • Белая, серая, летучая, полевая, компьютерная (мышь)

Физминутка «Быстро встаньте, улыбнитесь»

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернулись,

Рук коленями коснулись.

Сели – встали, сели-встали

И на месте побежали.

Игра «Логические кубики – садовник» (игры с блоками Дьенеша) см. Занятие 3

Цель: развивать логическое мышление.

Упражнение «Выкладывание из спичек» (См. Приложение 35)

Цель: развитие произвольного внимания, мелкой моторики пальцев.

Ребенку предлагают по образцу выложить узор или силуэт из спичек.

«Посмотри, что изображено на этом рисунке (узор, домик и т.д.)? Возьми спички и выложи точно такой же узор (дом). При выкладывание будь внимателен. Приступай к работе».

Подвижная игра «Запретное число»

Цель: развивать внимание и память.

Играющие стоят по кругу. Выбирается цифра, которую нельзя произносить, вместо ее произнесения играющий хлопает в ладоши. Например, запретный номер 5. Начинается игра, когда первый ребенок скажет: «Один», следующий продолжает счет и так до пяти. Пятый ребенок молча хлопает в ладоши пять раз. Шестой говорит: «Шесть» и т.д. Тот кто ошибается выходит из игры. Игра постепенно усложняется если дети справляются с одним запретным числом, ведущий назначает 2 или 3 запретных числа. Игра продолжается пока в игре не останутся 1-2 ребенка.

Ритуал выхода из волшебной страны Знаний «Путешествие на облаке» (см. Занятие 1)

Рефлексия

Занятие 5

Пароль: игра «Найди похожий» (2 вариант)

 Цель: учить детей находить объекты в окружающем мире через восприятие их признаков и свойств; развивать наблюдательность, мышление.

Детям предлагают найти в комнате  два похожих объекта и доказать их сходства по признакам (материал, цвет, место и т.д)

Ритуал входа в волшебную страну Знаний «Путешествие на облаке» (см занятие №1)

Упражнение «Комплименты» (игра с мячом)

Цель: снятие барьеров, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Дети становятся в круг. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить, пообещать или пожелать что-то хорошее.

Игра :Цепочка» (игры с блоками Дьенеша)

Цель: развивать логическое мышление

От произвольно выбранной фигуры постарайтесь построить как можно более длинную цепочку. Варианты построения цепочки:

а) чтобы рядом не было фигур одинаковой формы.

б) чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету фигур (по цвету и размеру и форме, по толщине и т.д)

в) чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме и т.д.

г) чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы (одинакового размера, но разного цвета).

Психогимнастическое упражнение «Шалтай-Болтай»

Цель: мышечное расслабление

Шалтай-Болтай

Сидел на стене.

Шалтай-Болтай

Свалился во сне.

Дети поворачивают туловище вправо-влево, руки свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» резко наклонить корпус тела вниз.

Работа за столом

Задание: «Вербальные аналогии»

Цель: развитие интеллектуальных способностей, логических абстракций.

Психолог называет слова связанные логическими аналогиями, задача ребенка подобрать подходящую аналогию по примеру предложенной парочки.

День – ночь (солнце - ?)

Летчик – шофер (самолет - ?)

Снег – лед (лыжи -?)

Бидон – чайник (молоко - ?)

Топор – коса (дрова -?)

Упражнение «Графический диктант»

Цель: развитие внимания, мелкой моторики.

Дети по речевой инструкции рисуют узор, а потом его продолжают.

Одна клетка вверх, одна клетка вправо, одна клетка вниз, одна клетка вправо и т.д. после дети продолжают узор.

Игра «Назови соседей»

Цель: развитие координации, мышления.

Педагог берет мяч и бросает каждому ребенку, по очереди называя число от 1 до 10, пойманный мяч должен назвать «соседей» названного числа (на 1 больше, на 1 меньше). Тот кто ошибся выбывает из игры.

Ритуал выхода из волшебной страны Знаний «Путешествие на облаке» (см. Занятие 1)

Рефлексия

Занятие 6

Пароль «Опиши объект по признакам»

Цель: Совершенствовать умение детей использовать на практике умение работать с моделью «Объект – имя признака – значение имени  признака».

Сегодня пароль на наше занятие игра «Опиши объект по признакам». Я показываю вам объект, а вы вспоминаете значки признаков и находите этот признак у данного объекта. Например: игрушка по признаку влажности сухая.

Ритуал входа в волшебную страну Знаний «Путешествие на облаке» (см занятие №1)

Упражнение «Давайте поздороваемся»

Цель: расширить знания детей о невербальных средствах общения, создать положительный эмоциональный настрой на занятие.

Педагог спрашивает у детей как можно поздороваться друг с другом. Дети отвечают. Если называются только словесные формы приветствия, педагог сам приводит примеры невербальных форм приветствия. Детям предлагается поздороваться друг с другом без слов. Упражнение проделывает каждый ребенок.

Упражнение «Оцени ситуацию»

Цель: ознакомить детей с правилами школьной жизни.

Для первого задания вам каждому нужен один зеленый, один красный круг, они для вас приготовлены на этом подносе. Возьмите. Я вам читаю правила школьной жизни. Ваша задача ответить на вопрос по принципу «светофора». Если вы считаете этот поступок правильным, поднимите зеленый круг, если не согласны, то красный круг (дети сами готовят себе рабочее место).

  • Сережа на уроке все время разговаривал со свои другом.
  • Катя внимательно слушала свою учительницу.
  • Лена поделилась карандашами с Наташей, которая забыла пенал.
  • Кирилл во время уроков ответы выкрикивал с места.
  • Если учитель не спрашивала Сашу, он обижался.
  • Увидев, что пример сложный, Коля не стал даже пробовать его решать.
  • Аня поднимала руку, чтобы ответить на вопрос  учителя.
  • Рома на перемени помог учителю приготовить класс к уроку.
  • Дима на перемене громко кричал в коридоре.

 Игра «Подскажи словечко» (антонимы и прилагательные)

 Цель: развивать внимание, обогащение словарного запаса.

  • Волк злой, а бабушка (какая?)….добрая
  • Доска шершавая, а камень (какой?) …гладкий
  • Дедушка старый, а папа (какой?)…молодой
  • Кирпич тяжелый, а перышко (какое?) …легкое
  • Если дом сделан из кирпича, то он (какой?) … кирпичный
  • Шапку сшили из меха, значит, она (какая?)…. Меховая.
  • Днем светло, а ночью…темно.
  • Летом жарко, а зимой…холодно.

Игра: «Второй ряд»

Цель: развивать логическое мышление.

Педагог  выкладывает в ряд 6-8 (по количеству детей) фигур. Детям предлагается построить под ним второй ряд, но так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета, размера; такой же формы, но другого цвета (размера); другая по цвету и размеру; не такая по форме, размеру и цвету.

Физкультминутка «Первоклассник»

Как придет желанный час                 Круговое движение правой рукой  

                                                  «циферблат»

Мы пойдем все в первый класс        Бодро шагают на месте

Всем о школе мы расскажем             Качают головой, руки на пояс

Будем мы держать в порядке            Руки «полочкой» перед собой

Книжки, прописи, тетрадки              3 раза на каждое слово развести прямые

                                                             руки перед собой  

Все домашние заданья                      Сложить руки над головой «домиком»

Выполним мы точно в срок            Постучать пальчиком по запястью-«часам»  

И всегда без опозданья                     Бодро шагают на месте

Приходить всем на урок                   Руки «полочкой» перед собой

В школе должен научиться

Я считать, читать, писать                 3 раза поднять правую руку с «полочки»

Там нельзя будет лениться               Погрозить пальчиком

Нужно делать все на «пять»             Ритмично хлопать, показать ладошкой  

                                                             «пятерку»

Задание «Дорисуй в каждом квадрате нужный предмет» (обобщение, классификация  (см. Приложение 5)

Цель: развивать мышление (классификация, обобщение) 

  Упражнения, облегчающие написание букв.

Цель: развитие мелкой моторики и подготовки руки к письму.

Упражнение 1 

Ладошки лежат на столе. Дети поднимают пальцы по одному сначала на одной руке, затем на другой. Повторяют это упражнение в обратном порядке.

Упражнение 2

Ладошки лежат на парте. Дети поочередно поднимают пальцы сразу на обеих руках, начиная с мизинца.

Упражнение 3

На столе лежит 10-15 счетных палочек. Одной рукой надо собрать их в кулак, беря по одной штуке, затем также по одной положить на стол (выполнять, не помогая второй рукой).

 Упражнение «Продолжи узор» (см. приложение № 39)

Цель: развитие зрительно-моторной координации и мелкой моторики, подготовка руки к письму.

Игра «Колечко, колечко, выйди на крылечко»

Цель: обучать детей произвольному выражению различных эмоциональных состояний.

Дети садятся в круг и складывают ладони так, чтобы в них можно было спрятать маленький предмет. Ведущий обходит всех, делает вид, что прячет у каждого колечко, а на самом деле оставляет только у одного участника игры. Задача водящего по выражению лица угадать, в чьих ладонях ведущий спрятал предмет. Если будет отгадан тот, у кого колечко, он – водит. Дети мимикой и позой стараются ввести в заблуждение водящего.

  Ритуал выхода из волшебной страны Знаний «Путешествие на облаке» (см. Занятие 1)

Рефлексия

Занятие 7

Пароль: «Найди объект по заданному признаку»

Цель: Совершенствовать умение детей использовать на практике умение работать с моделью «Объект – имя признака – значение имени  признака».

Я называю значение имени признака, а вы находите объект в кабинете, подходящий под этот признак. Например: по цвету синий.

Ритуал входа в волшебную страну Знаний «Путешествие на облаке» (см занятие №1)

Упражнение «Царевна – Несмеяна»

Цель: настроить на позитив, разрушение защитных барьеров.

Взрослый рассказывает сказку про Царевну – Несмеяну и предлагает детям поиграть в такую же игру. Кто-то из детей будет царевной, которая все время грустит и плачет, а остальные по очереди будут подходить к ней и стараться ее рассмешить. Царевна же из всех сил старается не засмеяться. Выигрывает тот, кто сумеет все- таки вызвать у нее улыбку или смех.

В качестве Царевны - Несмеяны выбирается отвергаемый, необщительный ребенок (лучше девочка), а остальные стараются рассмешить всеми силами.

Упражнение «Школа и  настроение» (с мягким мячиком)

Цель: продолжать знакомить детей с разными эмоциями и передавать их, используя мимику; определить уровень мотивационной готовности.

«Давайте вспомним с помощью пиктограмм, какие чувства может испытывать человек. Я показываю пиктограмму, а вы изобразите это чувство на своем лице. А с каким чувством вы пойдете в школу, изобразите на своем лице это чувство и почему, объясни» (дети передают мячик по кругу и выполняют задание).

Упражнение  «Разложи по группам» (работа с блоками Дьенеша)

Цель: развивать логическое мышление.

«Разложи фигуры на группы так, чтобы в каждой группе были  чем-то похожие. Чем похожи фигуры в этой группе?» Каждый ребенок берет несколько блоков и создает группу по схожим признакам.

Физминутка см. Занятие №6

Работа с листочками см. Приложение №6,7

Цель: развивать мышление

Игра «Земля, вода, огонь, воздух»

Цель: развитие внимания, произвольности, мышления.

Дети становятся в круг. Ведущий бросает  мяч поочередно каждому ребенку и говорит «Земля» или «Вода» и ребенок должен сказать название животного или рыбы, или птицы, если назовут «Воздух» При слове «Огонь» ребенок должен повернуться вокруг себя и хлопнуть в ладоши. Тот, кто ошибается, выбывает из игры. Выбирается победитель.

  Ритуал выхода из волшебной страны Знаний «Путешествие на облаке» (см. Занятие 1)

Рефлексия

Занятие 8

Пароль: «К какому классу относится?»

Цель: закреплять умения детей работать с моделью мира; развивать мышление, умение классифицировать.

Перед вами «Модель мира», мы с вами будем называть объекты относящиеся к рукотворному миру к классу: посуда, игрушки, одежда и т.д

Ритуал входа в волшебную страну Знаний «Путешествие на облаке» (см занятие №1)

Игра «Конкурс хвастунов»

Цель: снять барьеры в общение, настроить на занятие.

Дети садятся в круг в случайном порядке, а взрослый объявляет: «Сегодня мы проведем с вами конкурс хвастунов. Выиграет тот, кто лучше похвастается. Но хвастаться мы будем не собой, а своим соседом справа. Ведь это так приятно и почетно иметь самого лучшего соседа! Посмотрите внимательно на того, кто сидит справа от вас. Подумайте, какой он, что в нем хорошего, что он умеет, какие хорошие поступки он совершил, чем он может понравиться. Выиграет тот, кто лучше похвалиться, кто найдет в своем соседе больше достоинств». Выбирается победитель.

Игра «Два обруча» (игры с блоками Дьенеша)

Цель: развиваем мышление.

На полу два разноцветных обруча (синий и красный), обручи пересекаются, поэтому имеют общую часть. Ведущий предлагает кому-нибудь встать:

  • внутри синего обруча;
  •  внутри обоих обручей;
  • внутри синего, но вне красного;
  • вне синего и красного обручей;
  • внутри красного обруча;
  • вне красного обруча;
  • внутри красного, но вне синего.

Затем дети по очереди  располагают блоки так, чтобы внутри синего обруча оказались все круглые блоки, а внутри красного обруча были все красные.

Вопросы:

  • Какие блоки лежат внутри обоих обручей?
  • Внутри синего, но вне красного?
  • Внутри красного, но вне синего?
  • Вне обоих обручей?

Физминутка

Мы ногами топ-топ,

Мы руками хлоп-хлоп,

Мы глазами  миг-миг,

Мы плечами чик – чик.

Раз – сюда, два – туда, Повернись вокруг себя.

Раз – присели, два – привстали.

Руки кверху все подняли.

Раз – два, раз – два,

Заниматься нам пора!

Работа за столами.

Задания на листочках см. Приложение №8

Цель: развивать мышление

Подвижная игра «Телефон – факс»

Цель: учить осознавать свои тактильные ощущения.

«Кто из вас хотя бы раз видел, как приходит факс?.... Я хочу вам показать, как наша группа может превратиться в телефон – факс. Стоя в цепочки друг за другом, каждый из вас смотрит на спину того, кто стоит впереди. Я рисую что-нибудь пальцем на спине ребенка, стоящего в конце цепочки, а он пытается понять, что было нарисовано, затем рисует тоже самое на спине того, кто стоит перед ним. И так картинка передается все дальше и дальше. Ребенок, стоящий впереди всех, рисует ее на доске. Начинаем прямо сейчас…»

  Ритуал выхода из волшебной страны Знаний «Путешествие на облаке» (см. Занятие 1)

Рефлексия

Занятие 9

Пароль: «К какому классу относится?»

Цель: закреплять умения детей работать с моделью мира; развивать мышление, умение классифицировать.

Перед вами «Модель мира», мы с вами будем называть объекты относящиеся к природному миру к классу: животные, растения и т.д

Ритуал входа в волшебную страну Знаний «Путешествие на облаке» (см занятие №1)

Упражнение «Свеча»

Цель: настроить на занятие, снять барьеры, раскрепостить участников.

Дети по кругу передают зажженную свечу из рук в руки, говорят друг другу добрые слова и пожелания. Передача свечи сопровождается релаксационной музыкой из серии «Хромотерапия».

Игра «Два обруча» (игры с блоками Дьенеша) см. Занятие №8

Работа за столами.

Отгадывание загадок (дети стоят вокруг стола со школьными принадлежностями)

Цель: развивать мышление и кругозор.

  • В школьной сумке я лежу.

          Как ты учишься, скажу.    (дневник)

  • Я большой, я ученик

          В ранце у меня….. (дневник)

  • Должен каждый ученик

          в школу брать с собой …..

  • Как успевает ученик

          Расскажет все о нем дневник.

  • На коробку я похож,

          Ручки ты в меня кладешь.

          Школьник, ты меня узнал?

          Ну, конечно я….   (пенал)

  • Стоит дом кто в него войдет

          Тот ум приобретет         (школа)

  • Чтобы было где писать

      В школе нам нужна….  Тетрадь

  • Новый дом несут в руке,

          Дверцы дома на замке.

          Тут жильцы бумажные,

          Все ужасно важные.   (портфель и учебники)

  • Кто альбом раскрасит наш?

          Ну конечно…….  карандаш

Работа на листочках см. Приложение №9

Игра «Дотронься до…»

Все играющие одеты по -  разному. Ведущий выкрикивает: «Дотронься до…синего!» Все должны быстро отыскать у участников игры, что-то синее и дотронуться до этого цвета. Цвета постоянно меняются, кто не успел - водит.

  Ритуал выхода из волшебной страны Знаний «Путешествие на облаке» (см. Занятие 1)

Рефлексия

Занятие 10

Пароль упражнение «Как можно использовать

Цель: развивать воображение, творческое мышление.

Ведущий называет какой-нибудь предмет и предлагает детям сказать, как его можно использовать. Пример: газета – читать, писать, построить кораблик, постелить на стол или пол, зажечь костер, завернуть что – нибудь в газету и т.д.

 Ритуал входа в волшебную страну Знаний «Путешествие на облаке» (см занятие №1)

Упражнение «Приветствие»

Цель: снятие барьеров, настрой на занятие.

«Привет всем у кого есть сестры, косички, кто сегодня ел конфету, кто сегодня хорошо себя вел, а кто плохо, у кого светлые волосы и т.д. и т.п.» Дети вместо ответа «да» говорят «привет».

Упражнение «Что означает это слово?»

Цель: развивать мышление, связную речь.

«Перед вами нарисованные предметы. Представьте себе человека, который не знает значения ни одного из этих слов (можно посадить игрушку и рассказать ей). Постарайтесь объяснить ему значение каждого слова. Например: сапоги - непромокаемая обувь, чтобы ходить по воде и по грязи.

Игра «Два обруча» (игры с блоками Дьенеша) см. Занятие №8

Работа за столами

Упражнение «Портфель школьника» (работа возле стола, дети стоят вокруг)

Цель: развивать внимание, расширить кругозор.

«Скажите, а у вас было такое что вы или ваши знакомые, родные забывали, путали, куда-то опаздывали (ответы детей). Хорошо или плохо быть, рассеянным, невнимательным?. Посмотрите, у меня в руках два портфеля, один собирал внимательный ученик, другой рассеянный, давайте определим, кто какой портфель собирал» (дети рассматривают содержимое и определяют). Дети делятся на две команды, и собирают портфель внимательного ученик, а после команды друг у друга проверяют.

Задания на листочках См. Приложение №9

Подвижная игра «Запретное число»

 Ритуал выхода из волшебной страны Знаний «Путешествие на облаке» (см. Занятие 1)

Рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальное занятие педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста

Данное  занятие направлено на идвивидуальную работу с ребенком, на  котором  развивается внимание. слуховая память, моторика рук...

Конспект открытого занятия педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста "Путешествие в страну чувств"

Данное занятие в комплексе с другими позволит сформировать у детей адекватные эмоциональные состояния, научить детей понимать свои чувства и чувства других детей.Все задания выполняются в игровой...

Конспект развивающего игрового занятия педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста

Развивающее игровое занятие для детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации проекта "Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста".В занятии представлены игры и игровые ...

Конспект занятия педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста ЧУВСТВО СТРАХА (продолжение)

Цель:  продолжение знакомства с чувством страха, снижение уровня тревожности у детей.Задачи:- вырабатывать умения узнавать эмоции по их проявлениям;- учиться самостоятельно преодолевать чув...

Конспект занятия педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста "Страна понимания"

Конспект занятия педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста "Страна понимания"Цель: формирование положительных взаимоотношений в коллективе сверстников.Задачи:·...

Конспект занятия педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста "Страна понимания"

Конспект занятия педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста "Страна понимания"  Цель: формирование положительных взаимоотношений в коллективе сверстников....