Мастер-класс для педагогов ДОУ «Коллаж – как арт – терапевтическая техника в работе психолога в детском саду»
методическая разработка по психологии

Петраш Светлана Игоревна

Мастер-класс для педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад № 165» города Магнитогорска

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Коллаж – как арт – терапевтическая техника в работе психолога в детском саду»

Подготовил: педагог - психолог

Петраш Светлана Игоревна

Цель: повысить профессиональное мастерство педагогов и психологов посредством использования арт-терапевтических технологий для формирования эмоциональной стабильности и восстановления психологического здоровья у участников  образовательного процесса.

Задачи:

  • познакомить участников мастер-класса с опытом использования арт-терапевтических технологий и их применением на практике;
  • создать положительный эмоциональный климат у участников, используя виды арт-терапии (изотерапию, музыкотерапию, танцетерапию) как одну из форм организации мастер-класса;
  • способствовать развитию профессионально-творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога, путем создания условий для индивидуальной и коллективной работы. 

Ожидаемые результаты:

1. Практическое освоение педагогами методов и упражнений в арт-терапии, предлагаемых на мастер-классе. 
2. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в области арт-терапии. 
3. Рост мотивации участников мастер-класса к формированию собственного стиля творческой психологической деятельности.

Использование коллажа в работе с детьми

Коллаж – (от фр.collage — наклеивание) — технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в наклеивании на подложку предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре. Материалом служит газеты, глянцевые журналы, природные материалы, различные предметы. Коллажирование дает возможность раскрыть потенциальные возможности человека, предполагает большую степень свободы, является безболезненным методом работы с личностью, опирается на положительные эмоциональные переживания, связанные с процессом творчества. Коллажирование позволяет определить существующее на данный момент психологическое состояние человека, выявить актуальное содержание его самосознания, его личностные переживания. 

Коллаж - рассказ, запечатленный в изобразительном материале. Каждый элемент коллажа - это слово или фраза, коллаж целиком - это текст, рассказанный с помощью изобразительных цитат. В процессе творчества человек гораздо ярче и нагляднее может проявить себя, чем в письме или в речи. Работа с коллажем, в ходе которой человек выбирает элементы из разных контекстов и составляет новое целостное послание, буквально иллюстрирует его внутреннее состояние, что дает возможность лучше осознать и проработать ту ситуацию, с которой человек приходит на занятие.

 Актуальность данной работы обусловлена поиском технологий, обеспечивающих психолого-педагогическую поддержку ребенку в процессе эмоционально-личностного развития. 
В основу работы положена арт-терапевтическая методика. Арт-терапия любому человеку даёт возможность выразить свой внутренний мир через творчество. 

Упражнение «Волшебные звездочки». Дети в обрывной технике "раскрашивали" звёздочку, заклеивая её внутри. А затем каждый называл то качество, которое это звездочка может ему дать, чтобы ему хотелось? Так у нас появились "звездочка силы", "звездочка красоты", "звездочка смеха".

Сегодня мы уделим внимание Техника коллажа дает широкий простор для творчества, получения положительных эмоций, создает мотивацию к самостоятельной деятельности, дает возможность выразить свой внутренний мир и получить удовлетворение от работы.
Создание коллажа позволяет экспериментировать с чувствами, исследовать и выражать их на символическом уровне.

Также методика способствует снятию стресса и облегчению психологического состояния, так как дает возможность полностью выразить проблемную ситуацию, не только проговорить ее, но и проиллюстрировать с помощью визуальных образов, которые могут быть гораздо информативнее и полнее выражают внутреннее настроение. 

Картина, созданная своими руками, несет большой смысловой заряд, который раскрывается автору постепенно, так как многое в ней отражает бессознательные процессы, хорошо проявляемые в проективных методиках, что делает этот образ необычайно ресурсным и полезным для человека.

Некоторые коллажи привлекают своей загадочностью, несут привкус тайны. Коллаж уникален тем, что позволяет органично соединить вещи, на первый взгляд, несоединимые и сами по себе никакой художественной ценности не представляющие, но вдруг начинающие "играть", едва соприкоснувшись друг с другом, сложившись в некую мозаику. 

В работе с детьми метод коллажа я использую для решения разных задач. Чаще всего материалами в работе служат журналы, рекламные буклеты, цветная бумага, обои и т.д.

 1) Для снятия психоэмоционального напряжения ребенка. В процессе выбора картинок, вырезания, наклеивания вся негативная энергия сублимируется и состояние ребенка нормализуется, а когда он видит результат своего труда - глаза блестят!

2) Для формирования коммуникативных навыков, сплочения группы детей. В данном случае я предлагаю детям создать общий коллаж ("картину", "город", "волшебную страну" и т.д.) на большом листе обоев (около 3 метров). Удивительные вещи происходят на таких занятиях! Дети учатся договариваться, смеются, иногда спорят, но результат всегда один - совместная работа, которая очень ценна для каждого из детей.

3) Метод коллажа можно использовать и в условиях внедрения ФГОС (по теме недели). Например, тема "Здоровей-ка!": можно предложить детям выбрать продукты питания, занятия которые служат укреплению здоровья и наоборот, ухудшают здоровье. Метод коллажа в данном направлении работы я считаю огромным подспорьем педагогам: по любой теме недели можно придумать тему коллажа и решать комплекс задач по разным образовательным областям.

Привлечь детей к творчеству, мне помогает огромное разнообразие художественных материалов и возможность поэкспериментировать. Также я заметила, что привлекательным для ребенка является то, что во время занятия невозможно совершить ошибку, это благоприятно сказывается на самооценке детей. Если же ребенок оставляет свою работу, как только у него возникают трудности и что-то получается не так, как он это задумал, я предлагаю ему другие способы достижения желаемого результата. Это учит ребенка с преодолевать препятствия, он поймет, что из любой ситуации есть выход.

Наблюдая за ребенком во время того, как он занимается творческой работой, я могу больше узнать о нем и справится с трудностями в его поведении, заметить достоинства ребенка и развить их. Для того, чтобы занятия арт-терапией вызывали положительные эмоции у детей, я учитываю интересы детей, стараюсь удивлять их, использовать разнообразные темы, материалы, техники. Занятия арт-терапией имеют огромное значение для формирования психического здоровья, развитие познавательных процессов, влияют на становление всех сторон личности ребенка, формируют гуманное, искреннее отношение к людям и всему живому, помогают поверить в собственные силы.

На занятиях я особое внимание уделяю созданию коллективных творческих работ, это способствует сплочению коллектива и позитивной социализации каждого члена группы.

Моей главной задачей, как психолога, является пробуждение интереса ребенка и создание эмоционально благоприятной ситуации.

Также арт - терапию я использую в качестве своевременной диагностики в естественных для ребенка условиях, таким образом, можно предупредить серьезные проблемы, с которыми ребенок столкнется в будущем. Пониженный, депрессивный фон настроения, неуверенность в собственных силах и возможностях, боязливость, избегание трудностей из-за страха неудач, ранимость – все это картина эмоционального неблагополучия ребенка с ОВЗ, зачастую формирует психологию неудачника, все это становится трагедией маленькой души, которая несет это груз во взрослую жизнь. У меня, как у психолога, есть возможность остановить этот процесс, переориентировать его, помочь ребенку обрести уверенность в себе, все это удается воплотить посредством арт-терапии. Ребенок, который погружается в мир творчества, раскрепощается и открывается для новых навыков и умений. Его уверенность в себе возрастает, он развивается гармонично и своевременно. Все это помогает ему успешно социализироваться в детском коллективе, он чувствует себя более успешным, за счет этого повышается интерес к другим видам деятельности, повышается его статус в коллективе.

Опыт работы в данном направлении убедительно доказал, что техника коллажа в работе педагога-психолога ОУ, универсальна в применении: ее можно использовать как отдельный метод (работая только с фотографиями), а можно сочетать с другими психотерапевтическими направлениями (сказкотерапией, изотерапией).

А сейчас я предлагаю Вам на себе прочувствовать некоторые упражнения, которые я применяю для формирования эмоциональной стабильности и восстановления психологического состояния у участников образовательного процесса.

Упражнение «Я такой человек»

Цели: 1. Знакомство детей с различными типами характера и поведения людей.

2. Обогащение запаса социальных эмоций.

3. Улучшение межличностных взаимоотношений в группе.

На ценностно-ориентационном этапе была сформулирована главная трудность: в связи с тем, что группа комбинированная, дети зачастую конфликтовали между собой, в связи с пониженной толерантностью. Эта трудность преобразовалась в задачи – повысить детскую толерантность, улучшить межличностное взаимодействие в группе, показать детям разнообразие человеческих характеров и поведения, что мы сами и люди вокруг нас могут быть разными. На следующем этапе – конструктивном – осуществлялось изучение методической и теоретической базы, подбор игр и упражнений для занятий с детьми, оформление раздаточного материала, уточнение формы работы. Затем осуществлялась работа в рамках проекта, выполнение – занятия проходили раз в неделю и включали в себя игры и упражнения на внутригрупповое взаимодействие, на чередование напряжения/расслабления тела, развитие межполушарного взаимодействия, на улучшение психо-эмоционального состояния детей. После такой разминки следующий этап занятия - разговор о запланированных чертах характера человека (аккуратный-неряшливый, решительный-застенчивый, дружелюбный-нахальный пр.) Черты характера всегда давались в таких разно полюсных парах. После беседы о том, кто и когда себя как ведет, и как себя всё-таки вести более принято в обществе, дети садились раскрашивать сюжетные картинки на заданную тему – пара рассматриваемых понятий каждый раз была проиллюстрирована соответствующими картинками формата А5 на листе А4 (то есть на двух половинках одного листа) - источник: программа "Открой себя", дополнение "Я такой человек". Раскрашивание было добровольным, но практически все дети всегда с удовольствием занимались этим процессом. Даже если ребенок начинал и не заканчивал раскрашивание, всё равно его работа подписывалась и складывалась в общую папку, т.к. в дальнейшем планировалось создание индивидуальной книги для каждого ребёнка. После того, как были рассмотрены все запланированные пары, наступил следующий этап реализации проекта – индивидуальная работа и работа в малых группах по оформлению практического результата проекта – книжки-раскраски для каждого ребенка. На этом этапе все законченные и незаконченные картинки, а также те картинки, с которым ребёнок не поработал по причине пропуска занятий, соединяются в одну книжку формата А5 с наличием нераскрашенных, раскрашенных и незаконченных картинок, а также с пустыми листами для дальнейшего творчества. Каждый ребёнок выбирал цвет нити, которыми сшивалась его раскраска, а также цвет, используемый в обложке (элементы цветотерапии). Обложку каждый ребёнок выполнял самостоятельно – нужно было обвести выбранным цветом фигуру человечка (еще раз проговариваем на этом этапе про кого же у нас получилась книжка), затем дети смотрят в калейдоскоп (оптический) на своего «человечка», проговариваем, что узор получается не интересный, т.к. человечек «пустой». Затем внутри контура дети делают коллаж из обрезков цветных журналов (обрезки есть готовые, также детям дается возможность вырезать понравившиеся части самостоятельно). В процессе работы проговариваем, что давать жизнь старым журналам – экологично. Коллаж (элемент арт-терапии) делается на чистом альбомном листе (1/2), который затем ребёнок самостоятельно приклеивает к обложке своей книги-раскраски. Оценочно-рефлексивный этап. В процессе наклеивания и по окончании работы дети снова смотрят на своё творчество в оптический калейдоскоп – и наблюдают, что человечек стал ярче, на него интересно смотреть. Проводится аналогия и делается вывод о том, что все мы разные и с каждым из нас особенно интересно. Затем ребенок на одной из страниц книги обводит свою ручку, а психолог записывает возле рисунка ответы ребенка на вопрос «Какой я и что я люблю?» (метод интервью). Т.к. работа в основном происходит в парах, дети узнают много нового друг о друге, о сходствах и различиях. Презентативный этап. На этом этапе планируется создание презентации с фотографиями работ детей (у каждого ребенка было взято разрешение сфотографировать его работу) и показ в группе. Как результат - групповая рефлексия и закрепление выводов, сделанных в процессе индивидуальной работы и работы в парах. Также планируется публикация опыта работы с проектом на сайте детского сада и в личном профессиональном блоге педагога-психолога МБДОУ, с целью ознакомления другими интересующимися специалистами, а также анализе и оценке результатов деятельности. Дополнительно была сознана презентация характеров мульт-персонажей, которую можно использовать как дополнение к проекту, так и самостоятельно, при изучении мира эмоций. К работе в проекте также привлечены родители – в процессе создания книжек-раскрасок родителям была дана информация о целях и задачах данного проекта, а также о том, как можно в дальнейшем работать с этой книжечкой, на какие темы поговорить с ребенком в процессе «раскрашивания» картинок. Кроме того, к каждой картинке дается краткое описание той или иной черты человека, что поможет в совместном обсуждении содержания книжки с ребёнком. 

Упражнение «Сказка о бабочке сновидений»

Цель: актуализация эмоционального и когнитивного компонента переживания сновидений, изучение «ночных страхов», поиск внутреннего ресурса.

Материалы и оборудование: лист бумаги формата А4, фломастеры; материалы для изготовления коллажа: газеты, журналы, открытки, краски, карандаши, фломастеры, клей ПВА, ножницы, силуэтное изображение бабочки, музыкальный проигрыватель, музыкальные записи.

Время: 35 мин.

Процедура:

1. Психолог демонстрирует разнообразие материалов для изготовления коллажа. Психолог. Для выполнения следующего задания нам необходимо нарисовать бабочку. (Нижеследующий текст предназначен для взрослого: символическое значение бабочки можно объяснить для дальнейшей работы).

Бабочка во многих культурах – символ души, бессмертия, возрождения и воскресения, так как это крылатое небесное существо появляется на свет из обыкновенной гусеницы. У кельтов она олицетворяет душу и огонь, у китайцев – бессмертие, досуг в изобилии и радость. Сон также считался подобием кратковременной смерти, когда душа каждую ночь оставляет свою телесную оболочку и отправляется в своеобразное путешествие. Бабочки помогают душе «вернуться» в свое тело. А на крыльях они несут воспоминания о путешествии души".

2. Можно попросить участников закрыть глаза. Под медитативную музыку психолог рассказывает сказку.

В одной волшебной стране на огромном цветочном лугу живут бабочки снов. Днем они чаще всего спят, уютно устроившись в бутонах цветов. Но с наступлением ночи бабочки просыпаются и разлетаются по всему миру. Каждая бабочка спешит навестить своего человека – ребенка или взрослого.

У бабочки снов удивительные крылья. Одно крыло бабочки светлое. Оно пахнет цветами, летним дождем и сладостями. Это крылышко покрыто разноцветными пылинками добрых и веселых снов, и если бабочка взмахнет над человеком этим крылышком, то ему всю ночь снятся добрые и приятные сны.

Но у бабочки есть и другое, темное крылышко. Оно пахнет болотом и покрыто черной пылью страшных и печальных снов. Если бабочка взмахнет над человеком темным крылом, то ночью ему приснится неприятный или печальный сон.

Каждому человеку бабочка снов дарит и добрые, и страшные сны.

Постарайтесь вспомнить свои самые приятные сны (пауза), а теперь – самые страшные сны. Открывайте глаза.

3. Изготовление коллажа.

Возьмите лист с нарисованным силуэтом бабочки. С помощью цветных карандашей, красок, любых других средств (вырезки из газет, журналов) на одном крыле постарайтесь отразить содержание своего страшного сна, а на другом крыле – содержание приятных снов. В цвете выразите свое эмоциональное отношение к своим снам. Нарисуйте лицо бабочки.

4. После изготовления коллажа клиент представляет свою работу. Дальнейшее взаимодействие психолога с клиентом осуществляется с учетом задач коррекции или консультирования, а также интеллектуальных и рефлексивных возможностей клиента.

Вопросы для обсуждения:

  1. Ваши чувства и переживания в процессе выполнения упражнения?
  2. Ощущали ли вы сопричастность группе, защищенность?
  3. Понравилось упражнение было ли ощущение комфорта?

Упражнение «Конверты радости и огорчений»

Цели: развитие умений открыто выражать свои чувство по отношение к различным жизненным ситуациям, снятие напряжения, эмоциональное сближение ребёнка и родителей.

Возраст: старший дошкольный; школьный

Материалы: почтовые конверты, бумага разного формата; цветной/белый картон; краски, набор карандашей/фломастеров/мелков; ножницы, клей.

Описание упражнения:

«За целый день успевает произойти масса разных событий – что-то нас веселит, что-то нас удивляет, что-то нас радует, а что-то нас и огорчает. Давай с тобой сделаем конвертики, в которых сможем собирать всё то, что запомнилось за день. В один из них мы будем собирать свои радости, а в другой будем прятать огорчения».

Теперь предложите ребёнку изготовить конверты. Для этого можно использовать как обычные почтовые конверты (которые затем можно разрисовать, сделать на них какую-либо аппликацию), так и изготовить самостоятельно. Для этого можно придумать свою форму, выбрать сам материал (альбомные листы, белый/цветной картон, фольгу и т.д.)

Когда конверт радости и конверт огорчений будет готовы – начинайте их заполнять.

Возьмите небольшие бумажки и попросить ребёнка написать на них, или нарисовать то, что обрадовало его, а что огорчило. И распределите это по соответствующим конвертам.

Затем предложите ему с помощью рук изобразить весы.

Пускай он положит один конверт на правую ладонь, а другой на левую. Как он считает, что перевешивает? Радость? Отлично, скажите, что завтра, когда мы вновь будем заполнять наши конвертики – её, наверно, станет ещё больше! Перевешивают огорчения? Скажите, что, конечно, это грустно. Но ведь мы их убрали в конверт, они больше не в тебе – а вот в этом конверте. А значит, они потеряли власть над тобой. А завтра мы вновь продолжим заполнять наши конвертики, и ещё посмотрим – кто ж перевесит!

В процессе заполнения конвертов можно с ребёнком периодически пересматривать их содержимое, что-то обсуждать, убирать или добавлять. Пусть ребёнок сам решит как долго он будет «вести» такие конверты. Когда он захочет прекратить – проведите «полную ревизию» содержимого. Потом предложите конверт с накопившимися радостями хранить в надёжном месте, что б всегда была возможность пересматривать его, если вдруг будет грустно. А вот с конвертом огорчений предложите «расправиться». Пусть ребёнок придумает способ, как огорчения навсегда уйдут из его жизни (скажем, конверт можно разорвать и затоптать; можно разрезать, или опустить в воду, и ждать пока размокнет и т.д.)

Примечание: Хорошо, когда всё, что ребёнок складывает в конверты, проговаривается вместе с родителями. Родителям это даёт дополнительную возможность лучше узнать своего ребёнка, быть в курсе того, что его заботит в данный момент; Но случается и так, что ребёнок отказывается писать или рисовать то, что его огорчило. Возможно, что причиной этого является нежелание что-то «рассекретить». Не настаивайте. Значит пока он к этому не готов. Успокойте его, скажите, что вам это необязательно показывать. Или предложите ему вместо того, что б писать или рисовать огорчения – сказать их шёпотом в сам конверт. А вы отвернётесь или не на долго выйдите из комнаты. В полнее вероятно, что потом ребёнок сам захочет поделиться с вами тем, что спрятал в конверт.

Некоторые выводы для дальнейшей работы

  1. Для коллажа с дошкольниками лучше брать небольшое изображение (половины или даже четверти листа А4 будет более, чем достаточно).
  2. Лучше давать не целые каталоги, а уже вырванные из них страницы, где меньше текста и больше картинок и цвета. К тому же, многим детям не комфортно вырывать страницы, и если у вас не стоит задачи снять страх перед запретами, то пусть работают с готовым материалом, детям так проще. Впрочем, смотрите по ребёнку, некоторым наоборот, приносит облегчение разрешение вырывать любые страницы. 
  3. Если у вас не стоит задача найти определенный цвет среди всего многообразия, то хорошо будет, если вы заранее примерно разложите страницы по цветовой гамме, так с ними легче работать. При этом все равно можно ставить задачу по поиску цвета: "Найди на этой странице жёлтый цвет", это задача не такая уж и простая, как кажется.
  4. Старайтесь убрать те картинки, где изображено полуобнаженное тело. Даже самые безобидные картинки могут отвлекать детей, нам это не нужно. Некоторые дети, при всей терапевтичности процесса обрывания бумаги, любят работать ножницами. Ориентируйтесь на задачи, который вы ставите в процессе занятия. Моторику можно развивать как одним, так и другим способом, важно, чтоб ребёнку было комфортно. Если же у вас стоит задача раскрепостить ребенка, убрать зажимы, поработать с уверенностью в себе, то, возможно, стоит мягко настоять на работе именно с обрыванием бумаги. По крайней мере, чтобы ребёнок попробовал этот процесс.
  5. Для тех детей, которые не хотят работать ножницами и не хотят обрывать бумагу, есть третий вариант (подходит также для ситуации цейтнота) - волшебная коробочка. Это шкатулка (в моем случае это коробка от конфет, обтянутая подарочной бумагой), куда я складываю разноцветные симпатичные обрезки от тех же журналов или каталогов. Это безотходно и экологично.  Из этой коробочки детям предлагается брать понравившееся кусочки и наклеивать на изображение. Обращайте внимание детей на то, что кусочки двусторонние и тот фрагмент, который не понравился сначала может быть очень симпатичным с обратной стороны. "Заземляем" детей, проговаривая, что в жизни тоже так бывает - то, что вначале не нравится, потом может принести много хорошего (это как вариант психотерапевтического приёма, смотрите по ситуации, стоит его применять или нет). Кстати, "волшебная коробочка" хорошо работает в паре с калейдоскопом, особенно оптическим. Ну и в заключение, пару слов о материалах. Желательно брать бумагу на коллаж хорошего качества, не "газетную", но при этом она должна легко рваться. Ножницами запаситесь детскими. Если работаете с клей-карандашом, то он должен быть не очень сухим, чтобы процесс приклеивания не замедлялся, возможна работа с кисточкой и клеем ПВА, но тогда работам нужно дать время высохнуть, учитывайте это при планировании занятий.

Итог выступления: Словом, материалы безграничны. Можно сказать, что из «мусора» возрождается «ценность». Работая, участники не задумываются о конечном результате. Они получают удовольствие от самого процесса. Поэтому арт-терапия так эффективна.

Рефлексия

– Что почувствовали, когда работали, что хотите взять в свой арсенал, что мешало? Ваши пожелания организаторам.

Вывод: сочетая в своей работе разнообразные техники арт-терапии, достаточно быстро можно добиться положительных результатов, так как подобная деятельность является очень необычной, интересной и увлекательной, а это в свою очередь, помогает участникам педагогического процесса наладить взаимодействие и достичь желаемого эффекта.

– Спасибо за внимание.

Используемая литература:

  1. Копытин А.И., Корт Б. Техники телесно-ориентированной арт-терапии. М: «Психотерапия». 2011г.
  2. Копытин А.И., Методы арт-терапевтической помощи детям и подросткам. М: Когото-центр. 2012г.
  3. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль: Академия развития,1996.
  4. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии. Подходы, диагностика, система занятий. СПБ: Речь. 2003г.
  5. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему Я. М: Генезис 2004г.
  6. Копытин А.И. Техники фототерапии. СПб.: Речь, 2010.
  7. Киселева В.М. Арт-терапия в работе с детьми. – СПб., 2006.
  8. Киселева В.М. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – СПб.: Издательство «Речь», 2007. -160с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внедрение новых авторских психологических программ в работе психолога в детском саду.

      В нашем детском саду на базе оздоровительной программы «Здоровячок» , автор Л.С. Кротова,  реализуются развивающие программы   :...

Мастер-класс для родителей «Путешествие в страну Игр» в рамках проведения встречи в родительском клубе детского сада "Счастливый малыш "

Мастер-класс "Путешествие в Страну Игр"  был проведен для родителей,посещающих родительский клуб ДОУ  "Счастливый малыш".Цель: дать родителям знания о значении игры ...

Мастер-класс для родителей «Путешествие в страну Игр» в рамках проведения встречи в родительском клубе детского сада "Счастливый малыш "

Мастер-класс "Путешествие в Страну Игр"  был проведен для родителей,посещающих родительский клуб ДОУ  "Счастливый малыш".Цель: дать родителям знания о значении игры ...

Мастер-класс по изготовлению осетинской родовой сторожевой башни для оформления уголка патриотического воспитания в группах детского сада

Особенно актуальными в современных условиях является воспитание патриотических чувств подрастающего поколения. Воспитание патриотизма начинается с воспитания любви к своим родителям, к своему дому, де...

Работа психолога в детском саду с детьми 5-6 лет

Особенности развития детей 5-6 лет...