Консультация для родителей "Нейропсихологическое здоровье.Основные факторы, влияющие на успешность школьного обучения»"
консультация
«Основные факторы, влияющие на успешность школьного обучения»
Мы смотрим глазами, а видим мозгом,
Мы слушаем ушами, а слышим мозгом,
мы щупаем руками, а нюхаем носом,
смакуем ртом, а ощущаем все это мозгом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uspeshnost_shkolnogo_obucheniya._neyropsihologicheskoe_zdorove_doshkolnika.doc | 80.5 КБ |
neyropsihologicheskoe_zdorove.pptx | 2.31 МБ |
Предварительный просмотр:
«Основные факторы, влияющие на успешность школьного обучения»
Мы смотрим глазами, а видим мозгом,
Мы слушаем ушами, а слышим мозгом,
мы щупаем руками, а нюхаем носом,
смакуем ртом, а ощущаем все это мозгом.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ
Первым важным фактором, является возраст. Почему возраст ребенка, начинающего учиться в школе, оказывается тесно связанным с его будущими школьными успехами или неуспехами? Многие родители, хотели бы гораздо раньше отдать своего ребенка в школу? Отвечаю на вопрос.
Необходимость начала школьного обучения в определенном возрасте обусловлена, в первую очередь, наличием сензитивных (благоприятных) периодов в психическом развитии, создающих благоприятные условия для развития психических процессов, которые затем могут постепенно или резко ослабевать. Не использовать эти возможности - значит нанести серьезный ущерб дальнейшему психическому развитию ребенка. Раннее начало школьного обучения оказывается неэффективным в связи с не наступлением еще периода особой чувствительности к обучающим воздействиям и потребности в них. Именно поэтому как показывает школьная практика, так тяжело учить слишком маленьких детей, которые с трудом воспринимают то, что легко дается детям в возрасте 6-7 лет. Но и начало обучения в более позднем возрасте (8-9 лет) тоже является мало успешным, т.к. пройден период наилучшей восприимчивости ребенка к обучающим воздействиям. Л.С. Выготский придавал важное значение началу процесса школьного обучения. Он указывал на существование оптимальных сроков для каждого вида обучения. Это означает, что только в определенные возрастные периоды обучение данному предмету, данным знаниям, навыкам и умениям оказывается наиболее легким, экономным и плодотворным.
Сюда же можно отнести, Форсированность событий и в я часто слышу, что в 4 года ребенок уже читает, что же происходит на самом деле, мозг начинает забирать энергию, и ребенок начинает вести себя как то не так, т. к структуры формируются только к 5, 6 годам (чтение, счет), мозг забирает энергию которую он бы потратил на игру., на двигательную активность., значит ребенок не дополучит , то, что он должен получить в свое возрасте. Если, ребенок, что-то не понимает или не воспринимает, это не значит, что он вредничает и делает нам что-то на зло. Это потому что в голове у него что-то не состыковывается, и он не выполняет эту деятельность на данный момент. Мозг просто пока больше не позволяет.
Еще одна из частых проблем, проблема эмпатии, эмоционального интеллекта, когда ребенок не понимает эмоции другого человека, его состояние, ну, а как же он будет понимать, если он очень часто видит заднею панель телефона, а не мамину реакцию, и мамины и папины глаза.
Невозможно оспаривать, что обучение должно согласоваться с уровнем развития ребенка. Чтобы выяснить реальные отношения процесса развития к возможностям обучения, необходимо определить, по меньшей мере, два уровня развития ребенка: первый- уровень актуального развития и второй- зону ближайшего развития.
Ребенок, стремиться к развитию всегда, и в специально организованной среде под его образовательные потребности, он будет развиваться увереннее. Что вы уже сейчас можете сделать. Организовать повседневную жизнь ребенка так, чтобы в ней естественным образом присутствовали интересные задачи, с которыми раньше ребенок не сталкивался.
-ориентация в пространстве, помощь на кухне и уборке в доме.
-Игра в жмурки, прятки
-обсуждение чувств-описание ощущений, перед сном с ребенком, можно выполнять простое детско-родительское общение рассказывать свои ощущения и переживания, какие-то звуки, какие-то кинестетическое ощущения. Массаж спины друг другу. Рисование по телу.
Таким образом, обучение ребенка в развивающей среде создает лучшие условия для успешного усвоения знаний. Отдельная тема как создать развивающую среду дома.
Следующим фактором, влияющим на успешность школьного обучения, обуславливающим ряд школьных трудностей, является психологическая готовность к школьному обучению.
Что же понимается под психологической готовностью детей к школьному обучению? Речь идет о кардинальной перестройке всего образа жизни и деятельности ребенка, о переходе к качественно новой стадии развития, что связано с глубокими изменениями всего внутреннего мира ребенка, которые охватывают не только интеллектуальную, но и мотивационную, эмоционально-волевую сферы личности ребенка. Готовность к школьному обучению означает достижение определенного уровня развития познавательных возможностей, личностных качеств, общественно значимых потребностей, интересов, мотивов.
Главным условием формирования психологической готовности к школе является полноценное удовлетворение потребностей каждого ребенка в игре. Именно в игре, как известно, формируются все познавательные процессы ребенка, умение произвольно управлять своим поведением, подчиняясь заданным игровыми ролями правилам, формируются все психологические новообразования дошкольного периода развития и закладываются предпосылки для перехода на новый качественный уровень развития. Однако в жизни, особенно в последние годы складывается тревожная ситуация психологической неготовности немалого числа детей, приходящих учиться в 1 класс. Одной из причин этого негативного явления выступает тот факт, что современные дошкольники не только мало играют, но и играть не умеют.
Это искажает нормальный путь психического развития и негативно отражается на формировании готовности детей к обучению в школе. В числе одной из причин этого называется неправильное понимание родителями и воспитателями подготовки детей к школьному обучению. Вместо того, чтобы предоставить ребенку наилучшие условия для развития его игровой деятельности, взрослые, отнимая время от игровых занятий и искусственно ускоряя детское развитие, учат его писать, читать и считать, то есть тем учебным умениям и навыкам, которыми ребенок должен овладеть в следующем периоде возрастного развития. И здесь: как пример, дети играют на переменах, играют после школы, они просто на просто не наигрались, и хочется сказать, здесь всему свое время.
Как уже отмечалось, психологическая готовность к школьному обучению не состоит в наличии у ребенка учебных умений письма, чтения и счета. Но ее необходимым условием является сформированность у него психологических предпосылок учебной деятельности.
К числу таких предпосылок относятся умение анализировать и копировать образец, умение выполнять задания по словесному указанию взрослого, умение слушать и слышать, умение подчинять свои действия заданной системе требований и контролировать их выполнение. Без этих, на первый взгляд, простых и даже элементарных, но являющихся базовыми психологических умений обучение невозможно.
НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР: ОСОБЕННОСТИ ОНТОГЕНЕЗА МОЗГА РЕБЕНКА КАК ПРИЧИНА ШКОЛЬНОЙ НЕУСПЕВАЕМОСТИ
С чем связаны трудности в обучении у детей?
Каждая трудность может иметь место при дисфункции различных отделов головного мозга, но в каждом из случаев она проявляется специфично. Слабые, недостаточно сформированные и закрепленные в дошкольном возрасте И РАННЕМ ДЕТСТВЕ, А ТАКЖЕ ОПРЕДЕЛЕННОЙ РОДОВОЙ ПРОГРАММЕ, А ЭТО 9 МЕСЯЦЕВ ДО РОДОВ И 9 МЕСЯЦЕВ БЕРЕМЕННОСТИ, составляющие психических функций оказываются наиболее уязвимыми в условиях, требующих мобилизации психической активности.
Как происходит дефицит?
Если ребенок развивается, как задумано природой, то мозг дозревает как обычно. Но зачастую, мы видим, такие проблемы в раннем возрасте, как гиподинамия (ограниченная двигательная активность) - долгое время лежит в кроватке, в манеже, не ползают, сразу пошли, рано ставят в ходунки, в 2-3 планшет, в 5 лет-телефон. Репетиторы в начальной школе, мало гуляют, мало двигаются. Мало времени, много комфортных условий, интересных трудно решаемых задач. Это лишь малая часть проблем, которая возникает в раннем детстве. Питание, какое сейчас питание у детей? С самых ранних лет, пичкаем детей не понятно, чем.
Какая же наука может помочь в решении этой важнейшей проблемы?
Детская нейропсихология - наука, изучающая взаимосвязи формирования высших психических функций, познавательной сферы ребенка и созревания центральной нервной системы, в частности головного мозга. Александр Романович Лурия и Лев Семенович Выготский – основатели отечественной нейропсихологии.
Нейропсихология условно делит мозг человека на три функциональных блока.
Первый блок - блок регуляции тонуса, энергетизации мозга. Блок подкорковых, стволовых мозговых структур. Он в большей части созревает к моменту рождения ребенка, на этот же период приходятся и основные его повреждения, связанные нередко с особенностями родовой деятельности матери. Продолжается развитие первого блока до 1 - 3 лет. На этом этапе закладываются глубинные предпосылки будущего стиля психической и учебной деятельности ребенка.
В школе ребенок с дефицитом первого блока (при условии, что познавательные процессы у него сохранны) может производить впечатление ученика, который «все может, но не хочет». Такие дети быстро утомляются, отвлекаются, пишут небрежно, любят класть голову на парту, принимать вычурные позы, раскачиваться на стуле. Важно понимать, что подобное поведение - не просто «лень» ребенка, а особенности функционирования его мозга. Для таких детей должен быть обеспечен оптимальный режим психических нагрузок, четкая организация дня, здоровый сон, достаточное количество физической нагрузки. С возрастом, с развитием вышележащих мозговых структур, ребенок научается все лучше регулировать свое состояние. Тем не менее, возможность продемонстрировать свои знания на оптимальном уровне зависит от психофизиологического состояния ученика на уроке. В состоянии «истощения» появляются многочисленные ошибки «из-за невнимательности».
Второй блок - блок приема, хранения и переработки информации. Корковый блок. Значительное количество функций начинает формироваться еще во внутриутробном периоде и раннем младенчестве, т.е. задолго до того, как ребенок пошел в школу. Дефицит в развитии данного блока часто становится причиной проблем в освоении учебного материала и снижает способности ребенка к обучению. Поэтому недостатки чтения, письма, счета, обработки информации и др. часто могут быть устранены только с помощью специальной коррекции.
На уровне второго блока мозга существуют также индивидуальные особенности мозговой организации, которые можно и нужно учитывать в процессе обучения. Известно, что часть функций локализуется в правом полушарии, часть в левом. В правом полушарии - пространственные представления, способность мыслить образно, целостно. В левом полушарии - способность обрабатывать знаковую, речевую информацию последовательно, логически, аналитически. У любого человека более активным является какое-то одно полушарие, его называют ведущим.
К моменту прихода в школу - в 7 лет - у ребенка развито правое полушарие, а левое актуализируется только к 9 годам. В соответствии с этим, обучение младших школьников должно проходить естественным для них правополушарным способом - через творчество, образы, положительные эмоции, движение, пространство, ритм, сенсорные ощущения. К сожалению, в школе принято сидеть смирно, не двигаться, буквы и числа учить линейно, читать и писать на плоскости, т.е. применяется левополушарный способ. Именно по этой причине обучение скоро превращается в «натаскивание» и «дрессировку» ребенка, что неизбежно ведет к снижению мотивации, стрессам и неврозам.
Любая интеллектуальная деятельность требует активного функционирования обоих полушарий. Их парную, координированную работу обеспечивает так называемое мозолистое тело - толстый пучок нервных волокон между правым и левым полушарием. У девочек и женщин в мозолистом теле нервных волокон больше, чем у мальчиков и мужчин, что обеспечивает у них более высокие компенсаторные механизмы. При нарушении межполушарных взаимодействий мозг человека полноценно не функционирует.
Третий функциональный блок мозга - блок программирования, регуляции и контроля. Его формирование заканчивается к 12 - 15 годам. Происходит становление межполушарного взаимодействия, формируются межполушарные связи. До этого мозолистое тело обеспечивало взаимодействие задних отделов правого и левого полушарий и контролировало нижележащие уровни. В 12-15 лет зрелость мозолистого тела обеспечивает взаимодействие лобных отделов правого и левого полушарий. Происходит формирование когнитивных стилей личности и обучения, закрепление приоритета лобных отделов левого полушария. Это позволяет ребенку выстраивать собственные программы поведения, ставить перед собой цели, контролировать их выполнение, рефлексировать, произвольно регулировать свое поведение, эмоции, речь. Третий блок организует активную, сознательную психическую деятельность. Человек формирует планы и программы своих действий, следит за их выполнением и регулирует свое поведение. Кроме того, он контролирует свою сознательную деятельность, сличая эффект своих действий с исходными намерениями и корригируя допущенные ошибки.
Полноценное развитие третьего функционального блока позволяет компенсировать дефициты первого и второго блоков мозга.
Срок перехода от одного этапа развития к следующему строго ограничен объективными нейробиологическими законами, что необходимо учитывать, требуя от ребенка выполнения той или иной задачи. Если задача, предлагаемая ребенку, входит в противоречие или опережает актуальную для его мозга ситуацию, происходит энергетическое обкрадывание. До 7-летнего возраста пластичность мозговых систем из-за отсутствия жестких мозговых связей имеет огромный коррекционный потенциал. К 9-летнему возрасту по всем нейробиологическим законам мозг завершает свое интенсивное развитие. Его функциональные связи становятся все более жесткими и малоподвижными, а попытки коррекции приобретают характер муштры.
Таким образом, многие школьные трудности напрямую обусловлены особенностями функционирования и развития головного мозга ребенка.
Наиболее часто встречающиеся нейропсихологические синдромы, которые
вызывают основные трудности обучения:
• Трудности программирования и контроля - слабость произвольной регуля-
ции внимания, усидчивость. Это самые поздно созревающие структуры мозга, и
развиваются они в индивидуальном темпе!
Как Вы можете понять, что трудности у ребенка обусловлены именно этим
нейропсихологическим синдромом?
• С трудом “входит” в задание (“не слышит” инструкций учителя сразу после
перемены, трудно переключается с одной деятельности на другую).
• Трудности ориентировки в условиях задачи или требования задания (про-
должает действовать “по инерции”).
• Трудности построения программы, ее упрощение.
• Повторение программы или ее частей, инертность (не может остановиться
по условиям задания).
• Импульсивность, легкая отвлекаемость (импульсивно поднимает руку, не
дослушав задание).
• Трудности контроля за выполнением задания.
• Трудности переключения на другое задание.
• Трудности переработки слуховой и кинестетической информации. Тактильные, сенсорные ощущения и развитие речи очень тесно связаны, начиная с раннего возраста ребенка - развиваются во взаимодействии, и, если страдают, то часто тоже “в связке”.
Как Вы можете понять, что трудности у ребенка обусловлены именно этим
нейропсихологическим синдромом?
• Замена звуков, близких по звучанию, произношению (и в устной, и в пись-
менной речи), “каша во рту”.
• Часто не любят учить стихи.
• Трудности называния, подбора слов, вербальные замены, частое использование местоимений и обобщающих слов (“он”, “это”, вместо конкретного названия - “дерево”, “цветок”).
• Слабость слухоречевой памяти.
• Моторная неловкость.
• Особенности моторики речевого аппарата, трудности постановки звуков.
• Трудности переработки зрительно-пространственной и зрительной информации.
Как Вы можете понять, что трудности у ребенка обусловлены именно этим
нейропсихологическим синдромом?
• Часто не любят рисовать.
• Бедность зрительных образов. Рисунки очень обобщенные, при повторе-
нии форма не закрепляется, а теряется.
• Трудности усвоения графических образов букв и цифр, что приводит к
специфическим ошибкам на письме (путают редкие и заглавные буквы, буквы
Н-К, Ц-Ч, п-к-н, замена прописных букв печатными, необычный способ написа-
ния, нарушение порядка букв в словах, устойчивая зеркальность), “нечитаемый”
почерк.
• Сложности ориентировки на листе и нахождения начала строки.
• Трудности удержания строки, постоянные колебания наклона, ширины и
высоты букв.
• Трудности опознания букв и цифр приводят к трудностям чтения (угадыва-
ющее чтение).
• Трудности усвоения разрядного строения числа, трудности решения при-
меров с переходом через десяток.
• Трудности понимания логико-грамматических и предложных конструкций.
дефицит работы энергетического I блока мозга. Возможность поддерживать оптимальное функциональное состояние необходима для успешного обучения.
Дефицит энергетических компонентов ВПФ является одним из самых частых
симптомов у детей с трудностями обучения выделяют два варианта дефицита регуляции активности в сочетании со слабостью регуляторных функций: дети с низким темпом деятельности и утомляемостью, и дети с гиперактивностью и импульсивностью.
Для детей первой группы характерен
- низкий темп работы, трудности включения в работу, быстрая истощаемость при выполнении энергоемких заданий, общая астеничность, вялость, пониженный мышечный онус, гипофония (тихий голос), амимичное лицо. В школьных тетрадях таких детей можно встретить слабый, паутинообразный нажим, микрографию (мелкий почерк); классная работа, как правило, до конца не дописана. У детей второй группы отмечаются колебания продуктивности, чрезмерная двигательная активность вплоть до невозможности усидеть на месте, повышенный мышечный тонус, громкий голос, подвижная мимика. Тетради таких детей неопрятные, отмечается сильный нажим при письме, классная работа представлена частично.
Дети обеих групп демонстрируют трудности произвольного внимания: им сложно сконцентрироваться на работе, удержать свое внимание на одном деле столько, сколько необходимо, распределять внимание между двумя процессами (например, слушать учителя и записывать материал в тетрадь).
Работоспособность детей со слабой регуляцией активности зависит от их физиологического состояния и мотивации.
Что мы понимаем под нейропсихологическим здоровьем детей-
Сила нервной системы-говорят сильная или слабая система. Говорят, нервная система истощена. Выносливость и работоспособность нервных клеток. Как это проявляется-вялый хочет спать, ничего не нравиться. Второй вариант, когда он перевозбужден сам не может остановить СВОЙ ПРОЦЕСС ВОЗБУЖДЕНИЯ. Самоконтроль отключается ребенок становится не управляемым.
Уравновешенность- Степень соответствия силы возбуждения и силы торможения. В норме силы возбуждения преобладают над силами торможения. В 7-8 лет ребенок начинает контролировать. А до 7 лет - функция лобных долей не работает. И функции торможения не работает. А степень соответствия говорит о том, что человек более или мнение становится уравновешенным.
Произвольное внимание-это способность волевым усилием, удерживать внимание на том, что нужно, а не то, что хочется. Не хочу, но надо. У детей не произвольное внимание (удивило, не интересно, не впечатлило. Но все равно все, что видим слышим, все равно остается под коркой в виде интуиции-правое полушарие, поэтому так важно обогащать опыт детей-путешествия, экскурсии, сенсорный опыт).
Необходимо отметить, что детская нейропсихология изучает здоровых детей и все те индивидуальные особенности, которые перечислены выше, входят в понятие «норма».
Данные нейропсихологии позволяют более эффективно организовать процесс адаптации и обучения ребенка в школе, а также учитывать особенности функционирования мозговой организации конкретного воспитанника.
Если так сложилось, что дефициты есть, как теперь развивать нейропсихологическое здоровье родителям самостоятельно дома, как можно заниматься с детьми, только через игры и упражнения:
Активный образ жизни родителя-залог здоровья и успешности будущего школьника.
для начала к примеру, вы заметили на прогулке, или дома что ребенку дается с трудом, какое-то, движение,
ЛЮБОЕ НЕ ПОЛУЧАЮЩЕЕСЯ ДВИЖЕНИЕ –потенциал для развития мозга.
Движения-развивают структуры мозга, развивает внимание соответственно, память мышление, Физическая нагрузка- стимулирует работу мозга. У ребёнка должна быть какая-то физическая нагрузка. Мозг управляет движениями, а движении обучает мозг. Формируем навыки через движения.
Когда мы сделаем один раз (появиться сигнал, второй раз связь, третий раз и так далее, пока не будем, выполнять автоматически.
В голове формируются нейронные связи. Изменяется даже анатомия мозга, т.е через новые движения. Поэтому все наши новые движения тренируют наш мозг. Новые занятия (например, изучение новых языков или решение каких-то задач). Поэтомутак важно и возрасте стараться наполнять жизнь новыми занятиями.
Заключение:
Не обязательно знать, где какая доля мозга находится, достаточно увидеть ограничения, где есть дефицит.
Например, он не может стоять в Цапельке, или держать баланс. Дефицит уйдет, вместе с ним и проработается часть мозга, которая пострадала и отвечает за эти движения.
- Держать баланс ( балансирующие шары, подушка)
- Научиться делать (сформировать) эту связь.
У каждого ребенка от природы заложен ресурс энергии, и здесь уместно говорить про слабости нервной системы, про ее истощаемость, энергии мало там, где ресурс заканчивается.
Как можно восстановить ресурс:
Режим-если ребенок с раннего детства не досыпает, как и всему другому ребенка нужно учить спать, отдыхать днем. Если мы этого не делаем крадем его ресурсы, сон –это наша ответственность, не досыпает-30% мозга энергии не дополучает, страдает мыслительная деятельность, крупная моторика, внимание, и подключается у ребенка хронический стресс.
(в состоянии стресса ребенок думать не может, не дают создавать новые нейронные связи, и старые разрушаются).
Голод-питание- чувство голода, вода, питье. Ещё 30%, активная деятельность, регулярно пить.
Кислород-питание для стволовых структур мозга, осанка, прогулки. НЕГУЛЯЕТЕ ЕЩЕ 30 % ЭНЕРГИИ У МОЗГА ДЕТЕЙ КРАДЕТЕ.
Любите своих детей, проводите с ними больше времени, будьте активны, слушайте свое тело, будьте ближе к своим детям и тогда будет меньше трудностей с обучением.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Психолого-педагогические факторы Возраст Развивающая среда Психологическая готовность
Нейропсихологическое здоровье Сила нервной системы Уравновешенность Произвольное внимание
I блок- «Я хочу!» Йога Дыхательные упражнения Глазодвигательные упражнения Массажи, самомассаж Ритморежим Ритм –отстукивание ароматерапия, водные процедуры Игровые, музыкальные занятия и арттерапия
I I блок- «Я могу!» Лото. Сенсорные ощущения-тактильное восприятие-«Волшебный мешочек», чувсвительность стоп и т.д. Пазлы . Лабиринты, пространственная ориентировка «Игры в прятки, жмурки». Развитие межполушарных связей. Рисование обеими руками, попеременно. Балансир. Нейроскакалка Пальчиковая гимнастика-смена рук, обеими руками.
II I блок- «Я должен!» Игры «стоп», «пауза» Режим дня Планирование Игры с правилами Дворовые игры Игры на переключение деятельности Игры на развитие внимания Введение простой программы Осмысление собственных переживаний.
ЛЮБОЕ НЕ ПОЛУЧАЮЩЕЕСЯ ДВИЖЕНИЕ –ПОТЕНЦИАЛ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МОЗГА .
Три волшебные таблетки: Режим Питание Кислород
Любите детей и в трудные минуты вы всегда найдете правильное решение любой детской проблемы. Самый лучший подарок для ребенка – его счастливое детство, которое невозможно без доброжелательных отношений в семье, без понимания и поддержки родителями потребностей своего чада. Просто внимательно наблюдая за ребенком , можно легко определить, что он чувствует и в каком расположении духа находится.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Здоровье и факторы, влияющие на здоровье"
Информация для родителей о здоровье детей....
Готовность ребенка к школе или главные факторы влияющие на успешное обучение.
Готовность ребенка к школе определяется уровнями физического, психического и социального развития, которые помогут ему в успешном освоении школьной образовательной программы без вреда для здоровь...
Овладение элементарными математическими представлениями как один из факторов готовности детей к школьному обучению
Материал для педагогов ДОУ...
Факторы, влияющие на успешность обучения детей в школе
Консультация для родителей...
Консультация для родителей «Здоровье и факторы, влияющие на здоровье».
Консультация для родителей...
КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей на тему «Факторы, влияющие на здоровье ребенка»
Выявить факторы, напрямую влияющие на здоровье ребенка и всецело зависящие от людей, занимающихся уходом и его воспитанием....
Консультация для родителей "Здоровье и факторы влияющие на здоровье"
Воспитатель высш.кв.кат.Лукьянчикова Е. Н.ЦЕЛЬ: дать определение здоровье, познакомить родителей с факторами, влияющими на здоровье детей. Дать представление ...