Готовность ребенка к школе или главные факторы влияющие на успешное обучение.
консультация (подготовительная группа) на тему

Мария Александровна Бикеева
Готовность ребенка к школе определяется уровнями физического, психического и социального развития, которые помогут ему в успешном освоении школьной образовательной программы без вреда для здоровья. 
Готовность к школьному обучению условно можно разделить на четыре вида: физиологическая, социально-личностная, психологическая и интеллектуальная.
 
Давайте рассмотрим каждый вид готовности к школе более подробно.
 
Физиологическая готовность ребенка к школе - это степень развития всех функционалных систем организма. 
Очень часто для определения уровня физиологической готовности используют [b]"Филиппинский тест"[/b]. В дошкольном возрасте у детей происходит «полуростовой скачок роста», который заключается в существенном удлинении рук и ног. Для того, чтобы узнать прошел этот скачек роста или еще нет, нужно попросить ребенка дотронуться правой рукой до левого уха, проведя руку над головой. Ребенок 4-5 лет не может этого сделать — руки еще слишком коротки. 
Результат Филиппинского теста достаточно точно характеризует именно биологический возраст ребенка, так как отражает не просто характеристику развития скелета, а нечто гораздо более важное — степень функциональной зрелости организма. В первую очередь это связано с уровнем созревания нервной системы и способностью головного мозга воспринимать и перерабатывать информацию. Недаром Филиппинский тест нередко рассматривают как один из главных критериев «школьной зрелости». Физиологами и гигиенистами совершенно твердо установлено, что если ребенок начинает посещать школу до того, как у него прошел полуростовой скачок, это резко отрицательно сказывается на его здоровье, в первую очередь — психическом, и крайне редко приносит успех в обучении. Физиологические последствия полуростового скачка очень просты: организм становится надежнее в биологическом смысле, а стало быть — работоспособнее. 
 
Социально-личностная готовность - определяется уровнем развития эмоционально-
волевой сферы ребенка. Многие родители из лучших побуждений стараются рано научить дошкольника читать, считать и писать, однако психологи часто констатируют неготовность ребенка к изменению социальной позиции и систематическому обучению. Парадокс в том, что готовый (с точки зрения родителей) к обучению ребенок далеко не всегда успешен в условиях школьной жизни.
Каков социальные портрет ребенка - выпускника детского сада?
Этот ребенок:
- любознательный, активный;
- эмоционально отзывчивый;
- владеет средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- физически развитый;
- владеет предпосылками универсальной учебной деятельности;
- имеет первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе.
Как видите, 50% готовности - это именно социально-личностное развитие ребенка. Родители - первые педагоги своего сына или дочери здесь играют главную роль. 
 
Можно научить малыша общаться со сверстниками:
- при общении с ребенком называйте его друзей по имени;
- не критикуйте сверстников ребенка;
- если возникнет необходимость, лучше проанализировать сложную (иногда конфликтную) ситуацию вместе с ребенком;
- приглашайте друзей ребенка в гости, участвуйте в детских играх.
 
Умение общаться со взрослыми тоже можно развивать:
- организовывайте с ребенком совместную деятельность;
- не обсуждайте при ребенке взрослых;
- объясняйте ребенку правила общения с педагогом и другими взрослыми людьми. 
 
Психологическая готовность - определяется уровнем развития мотивации к обучению в
школе. Очень важно сформировать у дошкольника эмоциональную мотивационную готовность, так как зачастую для ребенка школьник — это счастливый обладатель ранца, человек, который общается со сверстниками и жизнь которого занимательна и интересна. Когда же взрослый задает вопрос: «Зачем ты идешь в школу?» ребенок не знает, что ответить. Задача взрослых заключается в том, чтобы сформировать у ребенка такие психологические черты, которые помогут ему приспособиться к условиям школы, приступить к систематической учёбе. К таким психологическим чертам относится: желание стать школьником, чтобы выполнять серьёзную деятельность, учиться. Правильно сформированная мотивация – это осознание ребенком своего положения дошкольника, как не соответствующее его возросшим возможностям.
 
Признаки правильно сформированной мотивации выпускника:
- принятие позиции школьника;
- потребность в общении;
- умение подчиняться правилам и интересам группы;
- способность устанавливать отношения с другими детьми;
- способность действовать совместно с другими детьми.
 
Интеллектуальная готовность определяется уровнем развития:
- внимания;
- памяти;
- мышления;
- речи;
- зрительно-моторной координации;
- кругозора.
 
То интеллектуальное развитие, которое получает ребенок с рождения, как в семье, так и в детском саду на занятиях и в играх, те сведения о жизни, которые он черпает из окружающей обстановки, для подготовки к началу обучения в обычной школе, достаточны. Любой ребенок к окончанию детского сада, как правило, умеет считать до двадцати, знает буквы, может в какой-то мере пользоваться логическим мышлением. Общение с Вами - огромная ценность для ребенка. Старайтесь всегда отвечать на вопросы ребенка. Если не отмахиваться от вопросов, которые задает ребенок, и не отгораживать его от вашей окружающей взрослой жизни - подготовка к школе будет идти естественно и без напряжения. Например, если вы периодически берете ребенка с собой  в магазин, он может попробовать посчитать, сколько нужно денег, чтобы купить ему любимое лакомство. Мама может попросить прочитать название приглянувшейся сладости и ее цену, предложить самому сделать покупку. Таким образом, ребенок тренируется в чтении, счете, учится делать выбор и совершать самостоятельные действия. А это, собственно, и есть основа подготовки к школе - чтобы ребенок не просто зубрил названия чисел и букв, а учился думать. Учите  ребенка устанавливать причинно-следственные связи. Решайте вместе с ним логические задачи: загадки, ребусы, кроссворды. Играя с ребенком, используйте игры с правилами (домино, лото, шашки, подвижные игры и т. д.). Следите за тем, чтобы  ребенок выполнял правила игры.
 
Конечно очень важно физически развивать ребенка.
- Не забывайте о физических упражнениях.
- Утренняя гимнастика должна стать привычной.
- Включайте дома музыку, под которую приятно потанцевать и порезвиться.
- Игры на свежем воздухе, плаванье, лыжи, коньки, велосипед помогут будущему ученику окрепнуть и разовьют координацию движений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovnost_rebenka_k_shkole.pptx1.18 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Готовность ребенка к школе главные факторы, влияющие на успешное обучение ИЛИ

Слайд 2

Готовность к обучению в школе - это такой уровень физического, психического и социального развития ребенка, который необходим для успешного усвоения школьной программы без ущерба для его здоровья.

Слайд 3

ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНАЯ ГОТОВНОСТЬ определяется уровнем развития основных функциональных систем организма определяется уровнем развития эмоционально- волевой сферы ребенка определяется уровнем развития восприятия, памяти, внимания, мышления, речи и воображения ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ определяется уровнем развития мотивации к обучению в школе

Слайд 4

Физиологическая готовность В дошкольном возрасте у детей происходит « полуростовой скачок роста», который заключается в существенном удлинении рук и ног . Для того, чтобы узнать прошел этот скачек роста или еще нет, нужно попросить ребенка дотронуться правой рукой до левого уха, проведя руку над головой. Ребенок 4-5 лет не может этого сделать — руки еще слишком коротки . Филиппинский тест

Слайд 5

Результат Филиппинского теста достаточно точно характеризует именно биологический возраст ребенка, так как отражает не просто характеристику развития скелета, а нечто гораздо более важное — степень функциональной зрелости организма. В первую очередь это связано с уровнем созревания нервной системы и способностью головного мозга воспринимать и перерабатывать информацию. Недаром Филиппинский тест нередко рассматривают как один из главных критериев «школьной зрелости ». Физиологами и гигиенистами совершенно твердо установлено, что если ребенок начинает посещать школу до того, как у него прошел полуростовой скачок, это резко отрицательно сказывается на его здоровье, в первую очередь — психическом, и крайне редко приносит успех в обучении. Паспортный возраст, в котором проходит этот полуростовой скачок, может существенно варьироваться. У некоторых детей он завершен уже к 5 годам, у других — только после 7 лет.

Слайд 6

Полуростовой скачок — один из важных критических периодов в жизни ребенка, по ходу которого качественно меняются многие из функций организма. В то же время физиологические последствия полуростового скачка очень просты: организм становится надежнее в биологическом смысле, а стало быть — работоспособнее. С точки зрения физиологии, о работоспособности вообще можно говорить только после завершения полуростового скачка. До этого истинной работоспособности (ни умственной, ни физической) у ребенка еще нет. Ведь основой работоспособности является такая организация нервных, энергетических и других процессов, которая способна обеспечить работу в «устойчивом режиме». Ни о каком устойчивом режиме до полуростового скачка говорить не приходится— клетки детского организма до 6 лет просто не годятся для этого. Зато после того как полуростовой скачок завершен, у ребенка появляются функциональные возможности к усидчивой, достаточно длительной работе в ровном темпе.

Слайд 7

Развитие мозга детей 6-7 лет Вес мозга 6-7 летних детей составляет 90% веса мозга взрослого человека, что способствует решению более сложных интеллектуальных задач . К началу школьного обучения достаточно развиваются большие полушария мозга, особенно лобные доли, которые отвечают за развитие речи ребенка . В результате достаточно выраженной асимметрии левого и правого полушария познавательная деятельность дошкольников становится более осмысленной и целенаправленной .

Слайд 8

Социально-личностная готовность Многие родители из лучших побуждений стараются рано научить дошкольника читать, считать и писать, однако психологи часто констатируют неготовность ребенка к изменению социальной позиции и систематическому обучению. Парадокс в том, что готовый (с точки зрения родителей) к обучению ребенок далеко не всегда успешен в условиях школьной жизни.

Слайд 9

Эмоционально отзывчивый Физически развитый Любознательный, активный Владеет предпосылками универсальной учебной деятельности * Имеет первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе Владеет средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками Социальный портрет ребенка – выпускника детского сада * Универсальная учебная деятельность - это совокупность способов действия ученика, обеспечивающая его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Слайд 10

Умение общаться со сверстниками При общении с ребенком называйте его друзей по имени. Не критикуйте сверстников ребенка. Если возникнет необходимость, лучше проанализировать сложную (иногда конфликтную) ситуацию вместе с ребенком. Приглашайте друзей ребенка в гости, участвуйте в играх.

Слайд 11

Умение общаться со взрослыми Организовывайте с ребенком совместную деятельность. Не обсуждайте при ребенке взрослых. Объясняйте ребенку правила общения с учителем и другими взрослыми людьми.

Слайд 12

Психологическая готовность Очень важно сформировать у дошкольника эмоциональную мотивационную готовность, так как зачастую для ребенка школьник — это счастливый обладатель ранца, человек, который общается со сверстниками и жизнь которого занимательна и интересна. Когда же взрослый задает вопрос: «Зачем ты идешь в школу?» ребенок не знает, что ответить. Задача взрослых заключается в том, чтобы сформировать у ребенка такие психологические черты , которые помогут ему приспособиться к условиям школы, приступить к систематической учёбе.

Слайд 13

К таким психологическим чертам относится: желание стать школьником , чтобы выполнять серьёзную деятельность, учиться. Правильно сформированная мотивация– это осознание ребенком своего положения дошкольника, как не соответствующее его возросшим возможностям.

Слайд 14

Признаки правильно сформированной мотивации выпускника Принятие позиции школьника. Потребность в общении. Умение подчиняться правилам и интересам группы. Способность устанавливать отношения с другими детьми. Способность действовать совместно с другими детьми.

Слайд 15

Интеллектуальная готовность

Слайд 16

То интеллектуальное развитие, которое получает ребенок с рождения, как в семье, так и в детском саду на занятиях и в играх, те сведения о жизни, которые он черпает из окружающей обстановки, для подготовки к началу обучения в обычной школе, достаточны. Любой ребенок к окончанию детского сада, как правило, умеет считать до двадцати, знает буквы, может в какой-то мере пользоваться логическим мышлением. Общение с Вами - огромная ценность для ребенка. Старайтесь всегда отвечать на вопросы ребенка . Если не отмахиваться от вопросов, которые задает ребенок, и не отгораживать его от вашей окружающей взрослой жизни - подготовка к школе будет идти естественно и без напряжения.

Слайд 17

Например, если вы периодически берете ребенка с собой в магазин, он может попробовать посчитать, сколько нужно денег, чтобы купить ему любимое лакомство. Мама может попросить прочитать название приглянувшейся сладости и ее цену, предложить самому сделать покупку. Таким образом, ребенок тренируется в чтении, счете, учится делать выбор и совершать самостоятельные действия. А это, собственно, и есть основа подготовки к школе - чтобы ребенок не просто зубрил названия чисел и букв, а учился думать. Учите ребенка устанавливать причинно-следственные связи. Решайте вместе с ним логические задачи: загадки, ребусы, кроссворды. Играя с ребенком, используйте игры с правилами (домино, лото, шашки, подвижные игры и т. д .). Следите за тем, чтобы ребенок выполнял правила игры.

Слайд 18

Очень важно физически развивать ребенка! Не забывайте о физических упражнениях. Утренняя гимнастика должна стать привычной. Включайте дома музыку , под которую приятно потанцевать и порезвиться. Игры на свежем воздухе, плаванье, лыжи, коньки, велосипед помогут будущему ученику окрепнуть и разовьют координацию движений.

Слайд 19

Для того чтобы сказать, что ребенок готов к обучению школе , от него требуется сформированность внутренних установок «Могу – хочу – умею – стремлюсь!»

Слайд 20

А готовы ли родители к школе? Жертвовать своим личным временем и некоторыми привычками. Сдерживать свои эмоции. Не сравнивать своего ребенка с другими детьми. Не наказывать ребенка без причины. Всегда встречать ребенка из школы с улыбкой. Быть щедрым на похвалу за достигнутые результаты.

Слайд 21

Уважаемые родители! Ж елаем ребятам успешного обучения в школе, а вам терпения! Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Главные аспекты готовности ребенка к школе"

В представленной консультации обсуждается псилогическая готовность ребенка к школе, рассматриваются критерии готовности, необходимость тесного сотрудничества дошкольного учреждения и семьи. Также пред...

Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность ребенка к школе имеет сложную структуру.

Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность (ПГ) ребенка к школе имеет сложную структуру. Компоненты ПГ: мотивационная гото...

Интеллектуальная готовность ребенка к школе Наиболее важными показателями интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе являются характеристики развития его мышления и речи.

Что нужно, чтобы дошкольник рос любознательным, умным, сообразительным? Необходимо как можно чаще прислушиваться  к ребёнку, стараться понять особенности его возраста, оценить его собственные, ин...

Консультация для родителей "Нейропсихологическое здоровье.Основные факторы, влияющие на успешность школьного обучения»"

laquo;Основные факторы, влияющие на успешность школьного обучения»Мы смотрим глазами, а видим мозгом,Мы слушаем ушами, а слышим мозгом, мы щупаем руками, а нюхаем носом, смакуем ртом,...

ВЫСТУПЛЕНИЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ТЕМА: «РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ У ДЕТЕЙ С ОВЗ К УСПЕШНОМУ ОБУЧЕНИЮ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Я хотела поделиться с вами практическим опытом работы с детьми по подготовке к школе , имеющими проблемы в поведении, развитии и здоровье....