Готовность ребенка к школе или главные факторы влияющие на успешное обучение.
консультация (подготовительная группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gotovnost_rebenka_k_shkole.pptx | 1.18 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Готовность к обучению в школе - это такой уровень физического, психического и социального развития ребенка, который необходим для успешного усвоения школьной программы без ущерба для его здоровья.
ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНАЯ ГОТОВНОСТЬ определяется уровнем развития основных функциональных систем организма определяется уровнем развития эмоционально- волевой сферы ребенка определяется уровнем развития восприятия, памяти, внимания, мышления, речи и воображения ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ определяется уровнем развития мотивации к обучению в школе
Физиологическая готовность В дошкольном возрасте у детей происходит « полуростовой скачок роста», который заключается в существенном удлинении рук и ног . Для того, чтобы узнать прошел этот скачек роста или еще нет, нужно попросить ребенка дотронуться правой рукой до левого уха, проведя руку над головой. Ребенок 4-5 лет не может этого сделать — руки еще слишком коротки . Филиппинский тест
Результат Филиппинского теста достаточно точно характеризует именно биологический возраст ребенка, так как отражает не просто характеристику развития скелета, а нечто гораздо более важное — степень функциональной зрелости организма. В первую очередь это связано с уровнем созревания нервной системы и способностью головного мозга воспринимать и перерабатывать информацию. Недаром Филиппинский тест нередко рассматривают как один из главных критериев «школьной зрелости ». Физиологами и гигиенистами совершенно твердо установлено, что если ребенок начинает посещать школу до того, как у него прошел полуростовой скачок, это резко отрицательно сказывается на его здоровье, в первую очередь — психическом, и крайне редко приносит успех в обучении. Паспортный возраст, в котором проходит этот полуростовой скачок, может существенно варьироваться. У некоторых детей он завершен уже к 5 годам, у других — только после 7 лет.
Полуростовой скачок — один из важных критических периодов в жизни ребенка, по ходу которого качественно меняются многие из функций организма. В то же время физиологические последствия полуростового скачка очень просты: организм становится надежнее в биологическом смысле, а стало быть — работоспособнее. С точки зрения физиологии, о работоспособности вообще можно говорить только после завершения полуростового скачка. До этого истинной работоспособности (ни умственной, ни физической) у ребенка еще нет. Ведь основой работоспособности является такая организация нервных, энергетических и других процессов, которая способна обеспечить работу в «устойчивом режиме». Ни о каком устойчивом режиме до полуростового скачка говорить не приходится— клетки детского организма до 6 лет просто не годятся для этого. Зато после того как полуростовой скачок завершен, у ребенка появляются функциональные возможности к усидчивой, достаточно длительной работе в ровном темпе.
Развитие мозга детей 6-7 лет Вес мозга 6-7 летних детей составляет 90% веса мозга взрослого человека, что способствует решению более сложных интеллектуальных задач . К началу школьного обучения достаточно развиваются большие полушария мозга, особенно лобные доли, которые отвечают за развитие речи ребенка . В результате достаточно выраженной асимметрии левого и правого полушария познавательная деятельность дошкольников становится более осмысленной и целенаправленной .
Социально-личностная готовность Многие родители из лучших побуждений стараются рано научить дошкольника читать, считать и писать, однако психологи часто констатируют неготовность ребенка к изменению социальной позиции и систематическому обучению. Парадокс в том, что готовый (с точки зрения родителей) к обучению ребенок далеко не всегда успешен в условиях школьной жизни.
Эмоционально отзывчивый Физически развитый Любознательный, активный Владеет предпосылками универсальной учебной деятельности * Имеет первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе Владеет средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками Социальный портрет ребенка – выпускника детского сада * Универсальная учебная деятельность - это совокупность способов действия ученика, обеспечивающая его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Умение общаться со сверстниками При общении с ребенком называйте его друзей по имени. Не критикуйте сверстников ребенка. Если возникнет необходимость, лучше проанализировать сложную (иногда конфликтную) ситуацию вместе с ребенком. Приглашайте друзей ребенка в гости, участвуйте в играх.
Умение общаться со взрослыми Организовывайте с ребенком совместную деятельность. Не обсуждайте при ребенке взрослых. Объясняйте ребенку правила общения с учителем и другими взрослыми людьми.
Психологическая готовность Очень важно сформировать у дошкольника эмоциональную мотивационную готовность, так как зачастую для ребенка школьник — это счастливый обладатель ранца, человек, который общается со сверстниками и жизнь которого занимательна и интересна. Когда же взрослый задает вопрос: «Зачем ты идешь в школу?» ребенок не знает, что ответить. Задача взрослых заключается в том, чтобы сформировать у ребенка такие психологические черты , которые помогут ему приспособиться к условиям школы, приступить к систематической учёбе.
К таким психологическим чертам относится: желание стать школьником , чтобы выполнять серьёзную деятельность, учиться. Правильно сформированная мотивация– это осознание ребенком своего положения дошкольника, как не соответствующее его возросшим возможностям.
Признаки правильно сформированной мотивации выпускника Принятие позиции школьника. Потребность в общении. Умение подчиняться правилам и интересам группы. Способность устанавливать отношения с другими детьми. Способность действовать совместно с другими детьми.
Интеллектуальная готовность
То интеллектуальное развитие, которое получает ребенок с рождения, как в семье, так и в детском саду на занятиях и в играх, те сведения о жизни, которые он черпает из окружающей обстановки, для подготовки к началу обучения в обычной школе, достаточны. Любой ребенок к окончанию детского сада, как правило, умеет считать до двадцати, знает буквы, может в какой-то мере пользоваться логическим мышлением. Общение с Вами - огромная ценность для ребенка. Старайтесь всегда отвечать на вопросы ребенка . Если не отмахиваться от вопросов, которые задает ребенок, и не отгораживать его от вашей окружающей взрослой жизни - подготовка к школе будет идти естественно и без напряжения.
Например, если вы периодически берете ребенка с собой в магазин, он может попробовать посчитать, сколько нужно денег, чтобы купить ему любимое лакомство. Мама может попросить прочитать название приглянувшейся сладости и ее цену, предложить самому сделать покупку. Таким образом, ребенок тренируется в чтении, счете, учится делать выбор и совершать самостоятельные действия. А это, собственно, и есть основа подготовки к школе - чтобы ребенок не просто зубрил названия чисел и букв, а учился думать. Учите ребенка устанавливать причинно-следственные связи. Решайте вместе с ним логические задачи: загадки, ребусы, кроссворды. Играя с ребенком, используйте игры с правилами (домино, лото, шашки, подвижные игры и т. д .). Следите за тем, чтобы ребенок выполнял правила игры.
Очень важно физически развивать ребенка! Не забывайте о физических упражнениях. Утренняя гимнастика должна стать привычной. Включайте дома музыку , под которую приятно потанцевать и порезвиться. Игры на свежем воздухе, плаванье, лыжи, коньки, велосипед помогут будущему ученику окрепнуть и разовьют координацию движений.
Для того чтобы сказать, что ребенок готов к обучению школе , от него требуется сформированность внутренних установок «Могу – хочу – умею – стремлюсь!»
А готовы ли родители к школе? Жертвовать своим личным временем и некоторыми привычками. Сдерживать свои эмоции. Не сравнивать своего ребенка с другими детьми. Не наказывать ребенка без причины. Всегда встречать ребенка из школы с улыбкой. Быть щедрым на похвалу за достигнутые результаты.
Уважаемые родители! Ж елаем ребятам успешного обучения в школе, а вам терпения! Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Главные аспекты готовности ребенка к школе"
В представленной консультации обсуждается псилогическая готовность ребенка к школе, рассматриваются критерии готовности, необходимость тесного сотрудничества дошкольного учреждения и семьи. Также пред...
Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность ребенка к школе имеет сложную структуру.
Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность (ПГ) ребенка к школе имеет сложную структуру. Компоненты ПГ: мотивационная гото...
Факторы, влияющие на успешность обучения детей в школе
Консультация для родителей...
Интеллектуальная готовность ребенка к школе Наиболее важными показателями интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе являются характеристики развития его мышления и речи.
Что нужно, чтобы дошкольник рос любознательным, умным, сообразительным? Необходимо как можно чаще прислушиваться к ребёнку, стараться понять особенности его возраста, оценить его собственные, ин...
Семинар для педагогов "Профилактика трудностей обучения в школе. Коммуникативная готовность ребенка к школе" выступление с темой "Коммуникативная готовность детей к школе".
Коммуникативная готовность к школе...
Консультация для родителей "Нейропсихологическое здоровье.Основные факторы, влияющие на успешность школьного обучения»"
laquo;Основные факторы, влияющие на успешность школьного обучения»Мы смотрим глазами, а видим мозгом,Мы слушаем ушами, а слышим мозгом, мы щупаем руками, а нюхаем носом, смакуем ртом,...
ВЫСТУПЛЕНИЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ТЕМА: «РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ У ДЕТЕЙ С ОВЗ К УСПЕШНОМУ ОБУЧЕНИЮ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
Я хотела поделиться с вами практическим опытом работы с детьми по подготовке к школе , имеющими проблемы в поведении, развитии и здоровье....