Педагогические функции сказки
статья по психологии

Шумкова Анна Валериевна

Целью данной статьи является философско-культурологический анализ сказок. Выделены основные функции сказки: социализирующая, коммуникативная, эстетическая, воспитывающая, развивающе-терапевтическая.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazka.docx14.62 КБ

Предварительный просмотр:

У каждого народа есть свои сказки или эпические сказания, которые отражают его ценности, моральные качества, быт, историю, психологию. Русские сказки являются отражением многовековых народных идеалов, складывающихся многими поколениями.

Актуальность сказочного исследования во многом обусловлена глубоким потенциалом сказки как с точки зрения художественно-образной, эстетической значимости, так и с точки зрения бессознательных архетипических образов, заложенных в ней. Мифопоэтическое мышление вообще и мифологемы в частности являются основой сказок. Существуют разные виды сказок (волшебные, кумулятивные, бытовые, о животных и др.). Но все виды сказок обнаруживают не только единое мифологическое основание, выраженное, прежде всего, в сказочном хронотопе и герое, но и выполняют определенные функции. ожно выделить явные и неявные функции сказок. К явным функциям относится формирование и поддержание традиции и воспитания поколений, функция коммуникативная, эстетическая (лексико-образная), социализирующая, креативная, развивающе-терапевтическая (компенсаторная). К неявным функциям относится функция целеполагания, запрета, информативная и аксиологическая. Функция общения поколений выражается в том, что сказки снабжают подрастающее поколение нравственным опытом старших, развивают язык, память, настраивают на определенные ценности, указывают на правильный выбор. Сказочные сюжеты отражают традиционное архаическое мировоззрение. В специфической манере преподносятся представления людей о добре и зле, хорошем и плохом. Сказки объясняют преимущества добра над злом, актуальность именно «доброго» пути. Сказочное повествование не дает прямых указаний и объяснений, как необходимо себя вести и что является добром и злом. Скорее в сказке можно найти намеки и мотивы, побуждающие к правильному выбору. Одной из основных функций сказки является социально-воспитательная функция. Здесь необходимо сразу упомянуть и функцию запрета, которая существенно отличает сказку от прочих типов фольклорного сознания. Сюжеты многих сказок строятся на запретах (не выходить из дома, сидеть взаперти) и табу, которые при этом нарушаются. Нарушение запрета в сказках чревато коллизией, используемой в воспитании при помощи повествования, что произошло, когда герой ослушался. Например, когда Иван сжигает лягушачью шкуру (сказка «Царевна-лягушка») или заглядывает в чулан, выпустив Кощея Бессмертного. Другая ключевая функция сказочных повествований – это социализация. В сказках заключены народные идеалы и культурно-нравственные правила, по которым существует архаическое общество. Сюжеты сказок приобщают новые поколения к этим идеалам, по которым будут существовать и новые поколения людей. Сказка влияет на смыслообразование и область ценностных ориентаций. Потому можно говорить об аксиологической функции сказки и былины, закодированной в мономифе в различных этнокультурных условиях. В этом смысле сказка является эффективным способом закрепления в памяти ценностных алгоритмов, определяющих поведение индивидов. В наше время очень популярным становится метод сказкотерапии. Таким образом, можно говорить и о компенсаторной функции сказки. Существенно в этой связи то, что события в сказке развиваются постепенно, фиксируя внимание слушателя. Затем незначительные события сменяются чувством опасности. Об этом повествуют: отъезд героя, смерть родителей, изгнание и др. Кульминация страхов и отрицательных эмоций – необходимое условие, предваряющее очищение, героизм. Герой приходит к финальному благу (невеста, богатство, победа), которое тем больше, чем острее страхи. Захватывающий сказочный сюжет вкупе с переживанием страхов и счастливым избавлением обеспечивает чувство, сходное с катарсисом. Это обогащает эмоциональный опыт человека и оказывает компенсаторное воздействие на сознание. Как показал анализ, функции сказок неотъемлемо связаны с мифологическим основанием сказок. Сказки отражают коллективные интересы народа, но в них реализуется также индивидуальный характер героя, десакрализованность повествования, линейность времени (взамен мифологической цикличности), относительная достоверность повествования. Базовой мифологемой, то есть главным архетипом, в русских сказках является хронотоп, который подвергается трансформации. Мифопоэтическое обозначение сказочного хронотопа – это, как правило, введения в сюжет: «жили-были», «в тридевятом царстве, в тридесятом государстве» и др. В кумулятивных сказках при помощи повторения событий и слов вырабатывается чувство времени и ритма, дополняя компенсаторную функцию, а различие (возникшее «вдруг») обеспечивает процесс «размыкающегося» мифологического цикла. В каждой из сказок «земному», индивидуальному миру героя противостоит «иной», мифологический мир коллективного бессознательного. Это также служит делу компенсации и формированию правильного выбора, креативности и нравственности. В итоге сказочный хронотоп формирует личность героя сказки на пересечении индивидуального сознания и коллективного. Тем самым он содействует становлению индивидуальности и личной идентичности в культуре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально –педагогическая функция руководителя управления дошкольным образовательным учреждением.

В данной работе затронуты трудности управления доу.Рассмотрены основные направления социально – психологических основ организации образовательного процесса в ДОУ;раскрыта сущность коммуникативной комп...

Создание психолого-педагогических условий для развития проектной деятельности у старших дошкольников на примере педагогического проекта «Сказка — как источник творчества детей.

В соответствии с ФГОС ДО в дошкольном возрасте у детей должен появиться опыт создания собственного замысла и воплощения своих проектов. В дошкольном возрасте дети могут задумывать и реализовывать иссл...

Содержание педагогических функций изобразительного искусства на примере произведений одного из его видов - живописи (с учетом разных жанров) применительно к детям дошкольного возраста

Реферативное сообщение, раскрывающее содержание педагогических функций изобразительного искусства на примере произведений одного из его  видов  - живописи (с развёрнутой характеристикой жанр...

«Социально-педагогические функции сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»

laquo;Социально-педагогические функции сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»Сказкотерапия оказывает многоплановое воздействие на личность дошкольника. На занятиях по сказкотерап...

Педагогический проект "Сказка за сказкой"

Педагогический проектпо развитию речина тему: «Сказка за сказкой»во второй младшей группы...

Психологические и воспитательные функции сказки для социального развития ребенка.

Психологические  и  воспитательные  функции  сказки  для  социального  развития  ребенка....