Статья на тему "Развитие мышления у детей 6-7 лет"
статья по психологии (подготовительная группа)
Статья о развитии мышления у детей в подготовительной к школе группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_na_temu_razvitie_myshleniya_u_detey_6-7_let.docx | 26.37 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 133
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ
КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД"
Статья на тему:
«Развитие мышления у детей 6-7 лет»
Воспитатель: Ахвердиева Ася Юсиф кызы
Санкт-Петербург
2022
Мышление – это психический процесс, с помощью которого человек решает поставленную задачу. Результатом мышления является мысль, которая выражена в словах. Поэтому, мышление и речь тесно связаны между собой. Мышление развивается в три этапа:
- Наглядно-действенное (когда ребёнок мыслит через действие с помощью манипулирования предметом).
- Наглядно-образное (когда ребёнок мыслит при помощи образов с помощью представлений явлений, предметов).
- Словесно-логическое (когда ребёнок мыслит в уме с помощью понятий, рассуждений, слов).
На основе наглядно-образного мышления формируется логическое мышление. Занятия по развитию логического мышления имеют важное значение для будущего школьника. Основными и главными критериями развития логического мышления у детей являются: умение выделять существенные признаки из второстепенных, умение рассуждать, сравнивать, анализировать, классифицировать предметы, аргументировать свою точку зрения, устанавливать причинно-следственные связи. Развитие ребёнка осуществляется через соответствующие данному возрасту виды деятельности и педагогические средства и должно быть непринуждённым. Одним из развивающих видов деятельности дошкольников является игра. Известно, что дети любят играть, и только от взрослого зависит, насколько эти игры будут полезными и содержательными. В процессе игры ребёнок не только закрепляет ранее полученные знания, а также приобретает новые умения, навыки, развивает умственные способности. В игре формируются такие качества личности как: сообразительность, находчивость, самостоятельность, развиваются конструктивные умения.
Для развития у детей умений выполнять последовательные действия: анализировать, обобщать по признаку, сравнивать, используются простые логические задачи и упражнения. Игровая ситуация, в которой есть элемент проблемности, вызывает интерес у детей. Такие задания как поиск признака отличия одной группы предметов от другой, поиск недостающих в ряду фигур, задания на продолжение логического ряда способствуют развитию смекалки, логического мышления и сообразительности.
На занятиях большое внимание уделяется картинному и иллюстративному материалу, так как он способствует привлечению внимания детей, развивает наглядно-образное мышление, которое, в свою очередь, стимулирует познавательную активность ребёнка. Развитие логического мышления ребёнка дошкольного возраста зависит от создания условий, которые стимулируют его практическую, игровую и познавательную деятельность.
Современные психологические исследования детского мышления показывают, что в дошкольном возрасте происходит постепенный переход от наглядно-действенного к наглядно-образному, а далее – к логическому мышлению, которое формируется на протяжении всей жизни.
Развитие у дошкольников способности мыслить приводит к определённым изменениям в поведении и психике детей: возрастает самоконтроль и самостоятельность их деятельности.
На занятиях с детьми подготовительной группы дошкольного образовательного учреждения мною используются разнообразные игры и упражнения, загадки, лабиринты и другие задания.
Рассмотрим некоторые игры и упражнения на развитие логического мышления у детей подготовительной группы.
Игры на развитие логического мышления.
Детям зачитывается несколько групп слов по 4 слова в каждой. Три из них объединены общим понятием, а одно лишнее. Необходимо его исключить и объяснить своё решение.
Варианты группы слов:
ромашка – ландыш – сирень – колокольчик;
заяц – лось – овца – волк;
диван – кровать – тетрадь – парта;
ухо – лицо – нос – рот;
щука – рак – карась – окунь;
молоко – сливки – сметана – сало;
рысь – медведь – тигр – кошка;
жук – рыба – муравей – бабочка;
гусь – лебедь – павлин – кролик.
Игра «Нахождение слов»
Подберите слова и продолжите ряд:
лев – тигр – слон – ...;
кошка – собака – свинья – ...;
огурец – помидор – лук – ...;
трактор – трамвай – велосипед – ...;
диван – стол – стул – ...;
рубашка – платье – юбка – ...;
вишня – слива – яблоко – ...;
панамка – кепка – шапка – ...;
сандалии – ботинки – сапоги – ... .
Упражнение «Разрезные квадраты».
Каждому ребёнку выдают по 4 разноцветных квадрата, разрезанных на части; их нужно собрать так, чтобы получился оранжевый, жёлтый, зелёный, синий квадраты.
Упражнение «Закончи фразу».
Детям предлагают закончить следующие фразы соответственно возникающим ассоциациям:
царевна (Несмеяна, Лягушка...);
золотая (рыбка...);
черный (бумер, квадрат...);
стиральная (машина...);
простой (карандаш...);
оловянный (солдатик...);
зубная (паста, боль...);
лечебная (гимнастика, ромашка);
кожаная (куртка, сумка...);
пахучие (духи, цветы...);
столовый (сервиз, прибор...);
детский (сад...);
накладные (ногти, карманы...);
опасный (прыжок, поворот...).
Упражнение «Назови одним словом».
Бабочка, комар, стрекоза – (насекомые)
Берёза, дуб, сосна – …
Стол, шкаф, диван – …
Ботинки, сапоги, кроссовки – …
Сыр, сметана, йогурт – …
Малина, клубника, смородина – …
Футбол, гимнастика, плавание – …
Игра «Говори наоборот»
Детям говорите слово, а они отвечают противоположным по значению сказанному воспитателем. Слова обозначают признаки предметов.
Широкий – узкий,
высокий – низкий.
тяжёлый – лёгкий;
трусливый – храбрый;
белый – черный;
тупой – острый;
твёрдый – мягкий;
шершавый – гладкий;
весёлый – грустный;
быстрый – медленный;
красивый – безобразный;
пустой – полный;
худой – толстый;
умный – глупый;
трудолюбивый – ленивый.
Упражнения на развитие логического мышления и смысловой памяти
- Подобрать слова-признаки к каждому слову:
игра (какая?) – интересная;
день (какой?) – солнечный;
снег (какой?) – пушистый;
трава (какая?) – зеленая;
вода (какая?) – холодная;
крик (какой?) – громкий;
луна (какая?) – круглая;
стол (какой?) – письменный;
дым (какой?) – густой;
окно (какое?) – пластиковое.
- Детям предлагаются 6 пар слов, связанных между собой по смыслу. К каждой паре нужно подобрать по смыслу третье слово:
яйцо – курица – (цыплёнок);
птица – полет – (гнездо);
лес – дерево – (доска);
воздух – свежесть – (кислород);
дом – город – (улица);
ночь – луна – (звезды);
река – озеро – (море);
шуба – холод – (мороз);
ребёнок – нежность – (радость).
Игра «Окончание слов» (на развитие скорости мышления)
Педагог начинает слово, произнося первый слог, а дети должны закончить.
Всего предлагают десять слогов:
по.. до..; на.. че..; за.. пры..; ми.. ку..; му.. зо.
Развитию логического и творческого мышления у воспитанников подготовительной группы способствуют игры: «Противоположности», «Придумай загадку», «Что будет, если…?
Игра «Соедини картинки в рассказ» и другие.
Игра «Противоположности»
Деревня – город;
Туда – сюда;
Днём – ночью;
Свет – темнота;
Садились – вставали;
Луна – Солнце.
Игра: «Придумай загадку»
– Что может быть черным и белым одновременно? (газета, шахматная доска, фотография).
– Что может быть горячим и холодным одновременно? (холодильник, утюг).
– Что может быть гладким и шероховатым одновременно? (щепка, наждачная бумага).
Игра: «Что будет, если…?»
– Что будет, если... … человек перестанет есть? … перестанет чистить зубы? … не будет спать? … будет носить тесную обувь? … посадить цветы в песке? … не выключить кипящий чайник?
Игра «Соедини картинки в рассказ». Дорисовать изображения на карточках и придумать рассказ по этим изображениям.
Игра «Коллаж из сказок». Ребятам предлагается несколько ситуаций из разных знакомых сказок, и необходимо соединить их в одну. Можно использовать картинки и выполняется творческая работа в виде коллажа. Игры: «Как это можно использовать?», «Найди как можно больше отличий», «Сложи узор», «Восстанови последовательность событий», «Поиск недостающей части картинки». «Что это означает?»; «Почему это произошло?»; «Бывает – не бывает»; «По какой причине произошли два события?»; «Учимся представлять последствия событий»; игра «Чем и почему похожи, и не похожи бурый и белый медведи?».
Например, игра «Как это можно использовать?». Ребёнку предлагается найти возможно большее число вариантов использования какого-либо предмета. Например, называем слово «карандаш», а ребёнок придумывает, как можно использовать этот предмет. Называет такие варианты: рисовать, писать, использовать как палочку, указку, балку в строительстве и т.д. Систематическое использование на занятиях вышеперечисленных дидактических игр, упражнений, проблемных ситуаций способствует развитию логического и творческого мышления у детей подготовительной группы дошкольного образовательного учреждения. Дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, добиваться результата. В процессе познавательной деятельности у них формируется самостоятельность как качество личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья из опыта работы в образовательной области"Познание(формирование элементарных математических представлений)"Тема"Развиние элементарных математических представлений и логического мышления у детей среднего возраста".
В данной статье я хочу поделиться своим опытом работы с детьми среднего возраста при развитии элементарных математических представлений и логического мышления....
Статья на тему "Воображение и мышление у детей дошкольного возраста"
Материал преднозначен воспитателям и родителям, для понимания развитости детского воображения в дошкольном возрасте, так как, его можно оценить не только по представлениям и ролям, которые дети берут ...
Статья "Развитие творческого мышления и воображения у детей дошкольного возраста"
Творческие способности человека – далеко не новый предмет научных и практических исследований. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес во все времена. Общество развивается благода...
Статья "Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста средствами игровых упражнений"
Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста средствами игровых упражнений....
статья на темуРазвитие творческих способностей старших дошкольников в процессе рисования пейзажа.
Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе рисования пейзажа....
Статья "Развитие критического мышления у детей старшего дошкольно возраста в условиях реализации ФГОС"
Статья полезна современным педагогам, использующим в своей работе инновационные методы образования детей дошкольного возраста....
Статья «Развитие конструктивного мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами лего-конструирования»
По данным правительства Российской Федерации сфера инженерии и технологии – сфера наибольшего дефицита российского общества. Мы живем в «век высоких технологий», где робототехника ст...