Статья на тему "Развитие мышления у детей 6-7 лет"
статья по психологии (подготовительная группа)

Статья о развитии мышления у детей в подготовительной к школе группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_temu_razvitie_myshleniya_u_detey_6-7_let.docx26.37 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 133

С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД"

Статья на тему:

«Развитие мышления у детей 6-7 лет»

Воспитатель: Ахвердиева Ася Юсиф кызы

Санкт-Петербург

2022


Мышление – это психический процесс, с помощью которого человек решает поставленную задачу. Результатом мышления является мысль, которая выражена в словах. Поэтому, мышление и речь тесно связаны между собой. Мышление развивается в три этапа:

  1. Наглядно-действенное (когда ребёнок мыслит через действие с помощью манипулирования предметом).
  2. Наглядно-образное (когда ребёнок мыслит при помощи образов с помощью представлений явлений, предметов).
  3. Словесно-логическое (когда ребёнок мыслит в уме с помощью понятий, рассуждений, слов).

На основе наглядно-образного мышления формируется логическое мышление. Занятия по развитию логического мышления имеют важное значение для будущего школьника. Основными и главными критериями развития логического мышления у детей являются: умение выделять существенные признаки из второстепенных, умение рассуждать, сравнивать, анализировать, классифицировать предметы, аргументировать свою точку зрения, устанавливать причинно-следственные связи. Развитие ребёнка осуществляется через соответствующие данному возрасту виды деятельности и педагогические средства и должно быть непринуждённым. Одним из развивающих видов деятельности дошкольников является игра. Известно, что дети любят играть, и только от взрослого зависит, насколько эти игры будут полезными и содержательными. В процессе игры ребёнок не только закрепляет ранее полученные знания, а также приобретает новые умения, навыки, развивает умственные способности. В игре формируются такие качества личности как: сообразительность, находчивость, самостоятельность, развиваются конструктивные умения.

Для развития у детей умений выполнять последовательные действия: анализировать, обобщать по признаку, сравнивать, используются простые логические задачи и упражнения. Игровая ситуация, в которой есть элемент проблемности, вызывает интерес у детей. Такие задания как поиск признака отличия одной группы предметов от другой, поиск недостающих в ряду фигур, задания на продолжение логического ряда способствуют развитию смекалки, логического мышления и сообразительности.

На занятиях большое внимание уделяется картинному и иллюстративному материалу, так как он способствует привлечению внимания детей, развивает наглядно-образное мышление, которое, в свою очередь, стимулирует познавательную активность ребёнка. Развитие логического мышления ребёнка дошкольного возраста зависит от создания условий, которые стимулируют его практическую, игровую и познавательную деятельность.

Современные психологические исследования детского мышления показывают, что в дошкольном возрасте происходит постепенный переход от наглядно-действенного к наглядно-образному, а далее – к логическому мышлению, которое формируется на протяжении всей жизни.

Развитие у дошкольников способности мыслить приводит к определённым изменениям в поведении и психике детей: возрастает самоконтроль и самостоятельность их деятельности.

На занятиях с детьми подготовительной группы дошкольного образовательного учреждения мною используются разнообразные игры и упражнения, загадки, лабиринты и другие задания.

Рассмотрим некоторые игры и упражнения на развитие логического мышления у детей подготовительной группы.

Игры на развитие логического мышления.

Детям зачитывается несколько групп слов по 4 слова в каждой. Три из них объединены общим понятием, а одно лишнее. Необходимо его исключить и объяснить своё решение.

Варианты группы слов:

ромашка – ландыш – сирень – колокольчик;

заяц – лось – овца – волк;

диван – кровать – тетрадь – парта;

ухо – лицо – нос – рот;

щука – рак – карась – окунь;

молоко – сливки – сметана – сало;

рысь – медведь – тигр – кошка;

жук – рыба – муравей – бабочка;

гусь – лебедь – павлин – кролик.

Игра «Нахождение слов»

Подберите слова и продолжите ряд:

лев – тигр – слон – ...;

кошка – собака – свинья – ...;

огурец – помидор – лук – ...;

трактор – трамвай – велосипед – ...;

диван – стол – стул – ...;

рубашка – платье – юбка – ...;

вишня – слива – яблоко – ...;

панамка – кепка – шапка – ...;

сандалии – ботинки – сапоги – ... .

Упражнение «Разрезные квадраты».

Каждому ребёнку выдают по 4 разноцветных квадрата, разрезанных на части; их нужно собрать так, чтобы получился оранжевый, жёлтый, зелёный, синий квадраты.

Упражнение «Закончи фразу».

Детям предлагают закончить следующие фразы соответственно возникающим ассоциациям:

царевна (Несмеяна, Лягушка...);

золотая (рыбка...);

черный (бумер, квадрат...);

стиральная (машина...);

простой (карандаш...);

оловянный (солдатик...);

зубная (паста, боль...);

лечебная (гимнастика, ромашка);

кожаная (куртка, сумка...);

пахучие (духи, цветы...);

столовый (сервиз, прибор...);

детский (сад...);

накладные (ногти, карманы...);

опасный (прыжок, поворот...).

Упражнение «Назови одним словом».

Бабочка, комар, стрекоза – (насекомые)

Берёза, дуб, сосна – …

Стол, шкаф, диван – …

Ботинки, сапоги, кроссовки – …

Сыр, сметана, йогурт – …

Малина, клубника, смородина – …

Футбол, гимнастика, плавание – …

Игра «Говори наоборот»

Детям говорите слово, а они отвечают противоположным по значению сказанному воспитателем. Слова обозначают признаки предметов.

Широкий – узкий,

высокий – низкий.

тяжёлый – лёгкий;

трусливый – храбрый;

белый – черный;

тупой – острый;

твёрдый – мягкий;

шершавый – гладкий;

весёлый – грустный;

 быстрый – медленный;

красивый – безобразный;

пустой – полный;

худой – толстый;

умный – глупый;

трудолюбивый – ленивый.

Упражнения на развитие логического мышления и смысловой памяти

  1. Подобрать слова-признаки к каждому слову:

игра (какая?) – интересная;

день (какой?) – солнечный;

снег (какой?) – пушистый;

трава (какая?) – зеленая;

вода (какая?) – холодная;

крик (какой?) – громкий;

луна (какая?) – круглая;

стол (какой?) – письменный;

дым (какой?) – густой;

окно (какое?) – пластиковое.

  1. Детям предлагаются 6 пар слов, связанных между собой по смыслу. К каждой паре нужно подобрать по смыслу третье слово:

яйцо – курица – (цыплёнок);

птица – полет – (гнездо);

лес – дерево – (доска);

воздух – свежесть – (кислород);

дом – город – (улица);

ночь – луна – (звезды);

река – озеро – (море);

шуба – холод – (мороз);

ребёнок – нежность – (радость).

Игра «Окончание слов» (на развитие скорости мышления)

Педагог начинает слово, произнося первый слог, а дети должны закончить.

Всего предлагают десять слогов:

по.. до..; на.. че..; за.. пры..; ми.. ку..; му.. зо.

Развитию логического и творческого мышления у воспитанников подготовительной группы способствуют игры: «Противоположности», «Придумай загадку», «Что будет, если…?

Игра «Соедини картинки в рассказ» и другие.

Игра «Противоположности»

Деревня – город;

Туда – сюда;

Днём – ночью;

Свет – темнота;

Садились – вставали;

Луна – Солнце.

Игра: «Придумай загадку»

– Что может быть черным и белым одновременно? (газета, шахматная доска, фотография).

– Что может быть горячим и холодным одновременно? (холодильник, утюг).

– Что может быть гладким и шероховатым одновременно? (щепка, наждачная бумага).

Игра: «Что будет, если…?»

– Что будет, если... … человек перестанет есть? … перестанет чистить зубы? … не будет спать? … будет носить тесную обувь? … посадить цветы в песке? … не выключить кипящий чайник?

Игра «Соедини картинки в рассказ». Дорисовать изображения на карточках и придумать рассказ по этим изображениям.

Игра «Коллаж из сказок». Ребятам предлагается несколько ситуаций из разных знакомых сказок, и необходимо соединить их в одну. Можно использовать картинки и выполняется творческая работа в виде коллажа. Игры: «Как это можно использовать?», «Найди как можно больше отличий», «Сложи узор», «Восстанови последовательность событий», «Поиск недостающей части картинки». «Что это означает?»; «Почему это произошло?»; «Бывает – не бывает»; «По какой причине произошли два события?»; «Учимся представлять последствия событий»; игра «Чем и почему похожи, и не похожи бурый и белый медведи?». 

Например, игра «Как это можно использовать?». Ребёнку предлагается найти возможно большее число вариантов использования какого-либо предмета. Например, называем слово «карандаш», а ребёнок придумывает, как можно использовать этот предмет. Называет такие варианты: рисовать, писать, использовать как палочку, указку, балку в строительстве и т.д. Систематическое использование на занятиях вышеперечисленных дидактических игр, упражнений, проблемных ситуаций способствует развитию логического и творческого мышления у детей подготовительной группы дошкольного образовательного учреждения. Дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, добиваться результата. В процессе познавательной деятельности у них формируется самостоятельность как качество личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из опыта работы в образовательной области"Познание(формирование элементарных математических представлений)"Тема"Развиние элементарных математических представлений и логического мышления у детей среднего возраста".

В данной статье я хочу поделиться своим опытом работы с детьми среднего возраста при развитии элементарных математических представлений и логического мышления....

Статья на тему "Воображение и мышление у детей дошкольного возраста"

Материал преднозначен воспитателям и родителям, для понимания развитости детского воображения в дошкольном возрасте, так как, его можно оценить не только по представлениям и ролям, которые дети берут ...

Статья "Развитие творческого мышления и воображения у детей дошкольного возраста"

Творческие способности человека – далеко не новый предмет научных и практических исследований. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес во все времена. Общество развивается благода...

Статья "Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста средствами игровых упражнений"

Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста средствами игровых упражнений....

статья на темуРазвитие творческих способностей старших дошкольников в процессе рисования пейзажа.

Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе рисования пейзажа. ...

Статья "Развитие критического мышления у детей старшего дошкольно возраста в условиях реализации ФГОС"

Статья полезна современным педагогам, использующим в своей работе инновационные методы образования детей дошкольного возраста....

Статья «Развитие конструктивного мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами лего-конструирования»

По данным правительства Российской Федерации сфера инженерии и технологии – сфера наибольшего дефицита российского общества. Мы живем в «век высоких технологий», где робототехника ст...