Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально- гуманитарной направленности "Мир моими глазами"
рабочая программа по психологии (старшая группа)
То что радует человека, что его интересует, повергает в уныние, волнует, что представляется ему смешным, более всего характеризует его сущность, его характер, индивидуальность. Ф.Крюгер.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Мир моими глазами" | 273.67 КБ |
Предварительный просмотр:
То, что радует человека,
что его интересует, повергает
в уныние, волнует, что
представляется ему смешным,
более всего характеризует его сущность
его характер, индивидуальность
Ф. Крюгер
1. Целевой раздел
Пояснительная записка
Поддержание и укрепление психического здоровья воспитанников является одной из приоритетных задач развития современного дошкольного образования и рассматривается как условие реализации ООПДО.
В программе определены задачи работы с детьми, нуждающимися в психолого-педагогическом сопровождении, и составлены индивидуально–ориентированные коррекционно–развивающие игры. При анализе развития ребенка на каждом возрастном этапе учитываются социальная ситуация развития, ведущая деятельность и те новообразования, которые характеризуют его психику к концу того или иного периода. Коррекционная работа ведётся в особо значимых сферах дошкольника: познавательной, мотивационно–потребностной, эмоционально–личностной и социальной.
В эмоционально–личностной сфере основными показателями выступают самооценка ребенка и его личностные особенности.
В социальной сфере (Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»):
– Характер общения со сверстниками в группе детского сада и в семье.
В мотивационно–потребностной сфере (Социально-коммуникативное развитие дает возможность определить значимые для ребенка области, актуализировать наиболее проблемные из них, а также изучить, как формируется социальный мотив, служащий одним из критериев готовности ребенка к школе).
В познавательной сфере ребенка (Образовательная область «Познавательное развитие») основными психическими процессами являются: восприятие, мышление, воображение, память, внимание, исходя из задач диагностики и образовательной программы ДОУ с ориентацией на методики, рекомендованные к использованию.
Предметом деятельности педагога-психолога ДОУ выступают интегративные качества ребенка, формируемые на протяжении дошкольного возраста.
Цель деятельности педагога-психолога ДОУ, реализующая в данной программе, создание психологических условий для успешного формирования интегративных качеств в процессе освоения воспитанниками образовательных областей в соответствии с ООПДО.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Эмоциональные процессы являются той сферой психологического бытия ребенка, которая заряжает и регулирует все остальные его функции, такие, как восприятие, внимание, память, мышление, воображение. Эффективность обучения во многом зависит от эмоционального отношения ребенка к обучающему, к заданию, предлагаемому взрослым, к чувствам, возникающим у ребенка, и к переживаниям, связанным с успехами и неудачами.
А. В. Запорожец отмечал, что изучение и развитие эмоций имеет большое психолого – педагогическое значение, так как для полноценного развития личности необходимо развитие не только всех познавательных процессов, овладение различными знаниями и навыками, но и формирование положительного эмоционального отношения к окружающей действительности, к людям, отношения, соответствующего заданным нравственным нормам, принятым в обществом.
Эмоции регулируют поведение ребенка, помогают ему приспособиться к той или иной ситуации, защищают организм от перенасыщения.
Эмоции ребенка – это «послание» окружающим его взрослым о его состоянии. Кроме того, существует тесная взаимосвязь между душевным равновесием и физическим здоровьем ребенка, а положительное эмоциональное состояние относится к одному из важнейших условия развития личности. Однако в ходе социализации ребенок сталкивается с ситуативным дискомфортом, в процессе которого может развиваться устойчивое эмоциональное неблагополучие. Поэтому многие воспитатели и родители обращаются к психологу с жалобами на различные нарушения в эмоциональной сфере детей, а именно: повышенную эмоциональную возбудимость, раздражительность, наличие разнообразных страхов, агрессивность, упрямство, тревожность, застенчивость. Эти нарушения в эмоциональной сфере детей замедляют процессы интеллектуального развития, т.к. эмоции энергетизируют и организуют восприятие, мышление и действие(ПРИЛОЖЕНИЕ2).
Возникновение эмоциональных расстройств, приводит к отклонению в развитии ребенка, нарушению социальных контактов. Чем сильнее эмоциональное неблагополучие ребенка, тем больше возможность возникновения ситуаций, вызывающих трудности взаимодействия ребенка с внешним миром. Нарушения в эмоциональной сфере особенно выражены у детей с проблемами в развитии (ДЦП, ЗПР). Эти дети отличаются чрезмерной эмоциональной впечатлительностью, склонностью к страхам. У одних детей преобладает повышенная эмоциональная возбудимость, в сочетании с плаксивостью, раздражительностью, капризностью, реакциями протеста и отказа двигательной расторможенностью. Эти проявления значительно усиливаются в новой для ребенка обстановке, а также при утомлении. Другим детям – свойственны робость, застенчивость, заторможенность, состояние полного безразличия, равнодушия, безучастия. Часто отмечаются сочетания повышенной эмоциональной лабильности с инертностью эмоциональных реакций, в некоторых случаях с элементами насильственности. Так, начав плакать или смеяться, ребенок не может остановиться и эмоции, как бы приобретают насильственный характер. Эмоции этих детей обнаруживают относительную сохранность. Многие из них чувствительны к оценке своей личности другими людьми. Когда их хвалят, они бурно проявляют свою радость, при замечаниях часто обижаются, могут быть вспыльчивыми, агрессивными.
Детям с тяжелым нарушениями, характерны стереотипные эмоциональные реакции, их эмоции не отличаются многообразием и дифференцированностью.
Таким образом, отмечая значимость эмоциональной сферы ребенка на весь ход его психического развития, встает необходимость в ее своевременном развитии и коррекции.
Цель: Формирование социально-эмоционального благополучия ребенка через развитие
эмоциональной сферы, чувства внутренней устойчивости, автономности.
Задачи:
- Обогатить эмоциональную сферу детей положительными эмоциями.
- Развить у детей эмоциональную отзывчивость, умение понимать эмоциональные состояния свои и окружающих их людей, правильно на них реагировать.
- Формирование у ребенка «языка» эмоций как способа выражения собственного эмоционального состояния и способности к эмоциональной саморегуляции.
- Формирование у ребенка социально-личностных качеств, дружеских взаимоотношений через игру, игровые занятия, общение в повседневной жизни.
- Формирование адекватной самооценки.
- Способствовать развитию эмпатии, воображения.
- Помочь родителям стать более внимательными к поведенческим сигналам ребенка, к нахождению способов его эмоциональной поддержки в жизненных ситуациях.
Принципы:
- Ценностно-ориентированный принцип.
Эмоция выступает как ценность личности, которая определяет благополучие
ребенка и его психологическое здоровье. Принцип предполагает также
ориентацию ребенка на другого человека.
- Принцип активности и свободы самовыражения ребенка.
- Постановка ребенка в позицию самоконтроля и саморегуляции.
- Принцип симпатии и участия.
- Ребенок должен чувствовать себя в полной безопасности, взрослый оказывает
поддержку сам и, не навязывая, организует ее со стороны сверстников.
Методические рекомендации по реализации программы
Программа реализуется в три этапа:
I-й этап. Диагностический.
II-й этап. Коррекционно-развивающий.
III-й этап. Контрольный.
Коррекционно-развивающий этап условно разделён на два блока:
БЛОК 1. Развитие эмоциональной сферы.
Формирование у ребенка следующих умений:
- представление о языке эмоций как знаках, подаваемых человеком о себе;
- знание о средствах выражения различных эмоциональных состояний;
- понимание ребенком значения эмоциональной окраски слова, его значения в процессе
общения, а также того, как влияют отрицательные эмоции на состояние самого человека
и других людей;
- умения регулировать свои отрицательные эмоции.
БЛОК 2. Развитие коммуникативных способностей.
Обучение этически ценным формам и способам поведения во взаимоотношениях с другими людьми, способом ухода от конфликтов или их конструктивного решения, формирования умения устанавливать контакты, сотрудничать. Раскрытие внутреннего мира ребенка, умения в адекватной форме делиться своими эмоциями. Обеспечение чувства психологической защищенности.
Методические приемы, используемые в программе:
- Словесные и подвижные игры.
- Проигрывание этюдов на выражение и передачу различных эмоций и чувств.
- Рисование (тематическое и свободное).
- Беседы, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами.
- Проблемные ситуации.
В программе элементы игротерапии используются в форме терапии отношений, где игра выступает сферой, в которой происходит налаживание отношений ребенка с окружающими его миром и людьми. Применение групповой формы работы способствует обучению детей отношениям друг с другом, со взрослыми.
Планируемые результаты освоения программы
- Созданы условия для развития эмоционально-личностной сферы детей.
- Сформированы представления детей об основных эмоциональных состояниях
человека (радость, печаль, злость, удивление, интерес, страх, презрение,
отвращение, вина, стыд)
- Осознание детьми того, что:
- Чувства есть у каждого человека.
- У меня у самого бывают разные чувства, и они постоянно меняются.
- Изменения чувств связаны с происходящими в жизни событиями.
- Событие может быть одно, а чувства у людей разные.
- Чувства можно выразить с помощью мимики, пантомимики, интонации.
- Можно и нужно научиться распознавать чувства других людей.
- О своих чувствах можно рассказывать, но мы имеем право говорить или не говорить о них.
- Чувствами нужно научиться управлять, хотя это бывает трудно.
- Человеку нужно научиться управлять своими чувствами, чтобы не совершать поступки,
которые ухудшают чувства других людей.
- Мы можем помочь другому человеку научиться управлять своими чувствами.
- Позитивные изменения в эмоционально – личностной и межличностной сферах развития детей.
5. Формирование у ребенка социально-личностных качеств, дружеских взаимоотношений.
Содержательный раздел
Содержание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка
Программа позволяет строить работу вариативно с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и потребностей детей в группе.
Программа составлена для работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста.
Начинать проводить занятия можно с любой из представленных возрастных групп.
В сентябре, мае проводится диагностика. Занятия коррекционно - формирующего этапа проходят с октября по апрель не реже одного раза в неделю.
- Общее число занятий: 40, один раз в неделю.
- Продолжительность занятий: 30 минут.
- Количество детей в группах коррекции не должно превышать 6 – 7 человек. Количество детей в развивающих группах – 12 – 14 человек.
Группы должны быть разнородны по составу: предпочтительно одинаковое количества мальчиков и девочек, наличие детей с противоположными проблемами, интеграция детей с различными физическими возможностями.
В группах коррекции желательно участие в занятиях второго педагога (воспитателя или психолога), который наблюдает за реакциями детей и их поведением.
Психологу на занятиях необходимо внимательно относиться к каждому ребенку, поддерживать детей, доброжелательно реагировать на их действия, избегать прямых оценок личности, соблюдать субъект – субъектные отношения, следить за соблюдением эмоционально – положительного климата; владеть техниками активного слушания, эффективной похвалы, «Я – высказывания».
Программа может применяться как к детям с нарушениями в эмоциональной сфере, так и к самым благополучным детям дошкольного возраста для их своевременного психологического созревания и профилактики возможных неблагополучных вариантов в эмоциональном развитии.
Противопоказаний к применению программы нет.
Способы взаимодействия специалистов.
Данная программа предполагает тесное взаимодействие психолога с воспитателями, которое осуществляется при реализации второго блока программы, с целью закрепления знаний, умений, навыков, полученных детьми на занятиях по игровой терапии и формирования у детей осознанного отношения к эмоциональной сфере человека
Учебный план
№ | Этапы. Разделы (блоки) | Кол-во часов |
1. | Диагностический | 5 |
2. | Коррекционно-развивающий 1 блок. Эмоциональное развитие 2блок.Развитие коммуникативных способностей | 30 19 11 |
3. | Контрольный | 5 |
Календарный учебный график
Методические приемы, используемые в программе:
- Словесные и подвижные игры.
- Проигрывание этюдов на выражение и передачу различных эмоций и чувств.
- Рисование (тематическое и свободное).
- Беседы, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами.
- Проблемные ситуации.
В программе элементы игротерапии используются в форме терапии отношений, где игра выступает сферой, в которой происходит налаживание отношений ребенка с окружающими его миром и людьми. Применение групповой формы работы способствует обучению детей отношениям друг с другом, со взрослыми.
Алгоритм занятия:
- Приветствие.
- Беседа или проблемная ситуация.
- Развивающая игра, психогимнастический этюд, тематическое или свободное рисование.
- Подвижная игра.
5. Прощание.
Организационный раздел
- Обеспечение методическими материалами и средствами обучения и
воспитания
Технические средства:
- Аудиокассеты с записью релаксационной музыки, звуков леса, голосов птиц, шума моря.
- Игра “Зоопарк настроений”.
- Игра “Пойми меня”.
- Краски, фломастеры, карандаши.
- Бумага для рисования.
- Фотографии или картинки, отображающие эмоции.
2.2 Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик
Главным условием организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС дошкольного образования является полноценно организованная образовательная среда, которая строится с учётом реализации образовательных областей в двух основных составляющих организации образовательного процесса: совместной и самостоятельной.
-Совместная деятельность взрослого и детей: задачи программы реализуются через фронтальный способ обучения в соответствии с планом ДОД.
- Самостоятельная деятельность детей. Видами самостоятельной деятельности детей являются культурные практики, которые ориентированы на проявление творчества. Культурные практики реализуются через подгрупповой способ.
К культурным практикам относится: исследовательские, коммуникативные, художественные, образовательные проектные способы и формы действий ребёнка.
Организуются разнообразные культурные практики, ориентированные на проявление детьми самостоятельности и творчества в разных видах деятельности. В культурных практиках создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей.
2.3. Способы и направления поддержки детской инициативы
Способы поддержки детской инициативы:
- выбор оптимального уровня нагрузки
- приобщение к труду, нравственным нормам
- похвала, подбадривание ребёнка, положительная оценка, поощрение
-проявление внимания к интересам ребёнка
- косвенная помощь
- личный пример педагога
- создание предметно-развивающей среды.
Для поддержки инициативы в речевом развитии создаются книжные уголки с подбором художественной литературы, разнообразный дидактический материал для речевого развития.
Диагностические срезы (оценка эффективности)
До начала и после проведения коррекционно – развивающих занятий предусмотренных программой проводится диагностика развития эмоционально – личностной сферы детей по следующим методикам:
1. Графическая методика «Кактус» (взята из книги М.А. Панфиловой Игротерапия общения М.: 2000). Благодаря этой методике можно увидеть состояние эмоциональной сферы ребенка. В рисунке могут проявиться следующие качества: агрессия, импульсивность, эгоцентризм, стремление к лидерству, неуверенность в себе, зависимость, демонстративность, открытость, скрытность, осторожность, оптимизм, тревога, экстравертированность, интровертированность, стремление к домашней защите, наличие чувства семейной общности, отсутствие стремления к домашней защите, наличие чувства одиночества.
2. Графическая методика «Дом – дерево – человек» (Дж. Бук). Тест позволяет выявить степень выраженности незащищенности, тревожности, враждебности, недоверия к себе, чувства неполноценности, враждебности, конфликтности, трудности в общении, депрессивности.
3. Изучение восприятия детьми графического изображения эмоций (взята из книги Минаевой В.М Развитие эмоций дошкольников. М: 1999 ).
4. Изучение понимания детьми эмоциональных состояний людей (Минаева В.М.).
5. Наблюдение за эмоциональным проявлением детей (Й. Шванцара) с целью выявления признаков психического напряжения.
6. Опросник для родителей или воспитателей «Нарушение поведения у детей» (взят из книги Т. Хельбрюгге, Г. Деринга Ребенок от 0 до 6. М.: 1992)(ПРИЛОЖЕНИЕ3).
7. Проективная методика «Метаморфозы» ( модификация Д.Г. Сорокова).
Мониторинг освоения программы
Ф. И. О. | Эмоциональный фон. Доминирование положительной эмоциональной адекватности переживаний. | Новообразования в эмоциональной сфере (умение «читать эмоции и выражать их, развитие мехонизмов эмоциональной регуляции) | Характер отношений ребенка с окружающими его взрослымы и сверстниками (самооценка дейст-вий, кол-во и частота конфликтов, стремление к устронению и сохра-нению положительных отношений) | Итого | |||||
н. г. | к.г | н. г. | к. г. | н. г. | к. г. | н. г. | К. г. | ||
1. | |||||||||
2. |
Начало года: В (%) _____ Конец года: В (%) _____
С (%) _____ С (%) _____
Н (%) _____ Н (%) _____
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Абрамян Л.Н. О возможностях игры для развития и коррекции социальных эмоций дошкольников. Таллин, 1984.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
- Бондаренко Е.А. Выражение отношения к людям в рисунках дошкольников //Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. Краснодар, 1975.
- Варга А.Я. Психологическая коррекция нарушений общения младших дошкольников в игровой группе./ Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М., 1998.
- Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология. М., 1994.
- Волков Б.С., Волкова Н.В. Основные закономерности психологического развития ребенка. М., 1984.
- Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб., 1997.
- Гаврилова С.В., Кутявина Н.Я. , Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Учимся понимать друг друга.М., 2001.
- Гализунова А.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения. М., 1996.
- Запорожец А.В. Эмоциональное развитие дошкольника. М.,1985.
- Изард К.Е. Эмоции человека. М., 1980.
- Изард К.Е. Психологий эмоций. СПб.,1999.
- Карелин А.А. Психологические тесты. М., 2003.
- Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Ярославль, 1996.
- Клюева Н.В., Филиппова Ю.В. Общение: дети 5-7 лет. Ярославль, 2001.
- Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. СПб., 2003.
- Кряжева Н.Л. Кот и пес спешат на помощь. Ярославль, 2000.
- Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет. Ярославль, 2000.
- Кэмпблл Р. Как справиться с гневом ребенка. СПб., 1997.
- Лаврентьева Г.П. Культура общения дошкольников. Киев, 1988.
- Леви В.Л. Искусство быть собой. М., 1991.
- Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975.
- Лисина М.И. Генезис форм общения у детей // Принципы развития в психологии/ Под ред. Л. Анциферовой. М., 1978.
- Лисина М.И. Общение детей со взрослыми и сверстниками: общее и различие. М., 1980.
- Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. М.; Воронеж, 1997.
- Луговская А. Если малышу трудно подружиться. М., 2001.
- Лютова Е., Монина Г. Шпаргалка для взрослых. СПб., 2002.
- Мазепина Т.Б. Развитие навыков общения ребенка в играх, тренингах, тестах. Ростов н/Д., 2002.
- Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. М.., 1999.
- Неверович Я.З. Участие эмоций в формировании детской личности // Эмоциональное развитие дошкольников/ Под ред. А.Д. Кошелевой. М.., 1985.
- Немов Р.С. Психология., М., 1995.
- Осипова А.А. Общая психокоррекция: учебное пособие для студентов вузов. М., 2000.
- Панфилова М.А. Игротерапия общения: тесты и психо- коррекция. М., 2001.
- Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под ред. А.Г. Рузской. М., 1989.
- Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста: психологические исследования / Под ред. А.В. Запорожца, Я.З. Неверович. М., 1986.
- Репина Т.А. Отношения между сверстниками в группе детского сада. М., 1978.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1995.
- Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками. М., 2000.
- Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция. М., 2003.
- Снегирева Л.А. Игры и упражнения для развития навыков общения у дошкольников: методические рекомендации. Минск, 1995.
- Стрелкова Л.П. Эмоциональный букварь от Ах до ай-ай- Яй. М., 1994.
- Терещук Р.К. Общение и избирательные взаимоотношения дошкольников. Кишинев, 1989.
- Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. М., 2001.
- Холентаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. М., 1989.
- Чистякова М.И. Психогимнастика. 2-е изд. М., 1995.
- Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. Ростов н/Д.,020003.
- Эмоциональное развитие дошкольников. Под ред А.Д. Кошелевой. М., 1985.
- Энциклопедия развития дошкольника. Под общей ред. Л.Ю. Субботиной. Ярославль, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - гуманитарной направленности «Мир оригами» для детей подготовительной группы
Конструирование из бумаги...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - гуманитарной направленности «Эврика»
Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа«Эврика» имеет социально-гуманитарную направленность...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности по духовно-нравственному воспитанию детей 4-5 лет «Сказки для воспитания души»
Направленность и уровень программыНаправленность (профиль) программы – социально-гуманитарнаяУровень программы - базовыйАктуальностьРоль детских сказок в развитии детей многогранна. От развития ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности для детей 5-7 лет" Школа Гнома Эконома".
Программа разработана на основе следующих нормативных документов: − Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности "Юный исследователь"
Одним изэффективнфх методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериметирования, который относится к познавательному развитию. Детское экспериметирование имеет огромн...
Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Зигзаг удачи» (катание на самокатах) в рамках программы «Формула безопасности».
Летняя занятость детей сегодня - это не только социальная защита, это еще и пространство для всестороннего развития, оздоровления, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка, что созд...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Юный эколог» Направленность: познавательно –исследовательской деятельности, Уровень программы: ознакомительный Возраст обучающихся: 4-5 года Срок реализаци
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИКДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ Пояснительная записка«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безг...