"Поцелуй в ладошке". Тренинговое занятие для родителей
материал по психологии (младшая группа)

Кретинина Юлия Юрьевна

Тренинговое занятие создаст доброжелательную атмосферу, что облегчит задачу педагога-психолога установить контакт с новыми семьями и настроить их на дальнейшее сотрудничество.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл potseluy_v_ladoshke.docx25.95 КБ

Предварительный просмотр:

«Поцелуй в ладошке»: тренинговое занятие для родителей о возможных трудностях адаптации

Тренинговое занятие создаст доброжелательную атмосферу, что облегчит задачу педагога-психолога установить контакт с новыми семьями и настроить их на дальнейшее сотрудничество.

https://e.profkiosk.ru/service_tbn2/j-ua5h.png

ДЛЯ КОГО, ЗАЧЕМ И КАК

Для кого: для родителей новых воспитанников, которые переживают период адаптации.

Зачем: обеспечить психологическое просвещение родителей на тему возможных трудностей, которые возникают в период адаптации к условиям детского сада; способствовать росту информированности родителей о потребностях детей в переходный период; сократить факторы риска, которые увеличивают вероятность тяжелого хода адаптации; установить контакт с родителями, создать доброжелательную атмосферу.

Как: расставить в кабинете стулья кругом по числу участников тренингового занятия; в центре круга разместить несколько столиков и магнитную доску; подготовить бумагу, ручки и магнитики по количеству родителей. Предварительно найти текст сказки «Поцелуй в ладошке», он есть в открытых источниках.

    Сценарий тренингового занятия для родителей «Поцелуй в ладошке»    

Приветствие

Педагог-психолог:

Здравствуйте, дорогие родители, мамы и папы! Я рада вас всех видеть. Сегодня мы с вами поговорим об адаптации – то есть о процессе, когда маленькие дети, ваши дочки и сыночки, привыкают к детскому саду.

Знакомство

Педагог-психолог:

В начале встречи я предлагаю нам всем познакомиться. Пусть каждый представится тем именем, каким ему хочется, чтобы его здесь называли, расскажет о своем малыше. И кратко скажет, что ожидает от нашей встречи. Итак, меня зовут (имя), я педагог-психолог детского сада. От встречи я жду доброго знакомства со всеми вами. Надеюсь, что знания, которые вы получите, помогут вашим детям благополучно пройти период привыкания к детскому саду. (Родители по кругу представляются и говорят, чего ожидают от встречи.)

Упражнение «Моя адаптация»

Педагог-психолог:

Каждый человек в своей жизни сталкивается с адаптацией к новым условиям. Адаптация происходит не только, когда ребенок поступает в детский сад, но и когда он начинает школьную жизнь, взрослеет и привыкает к новому себе в подростковом периоде, когда человек начинает трудовую деятельность и привыкает к коллективу, начинает семейную жизнь и учится роли супруга и родителя. Адаптация запускается при переезде, когда мы привыкаем к новому месту жительства, когда переходим на удаленную работу и, к сожалению, привыкаем к утратам... Расскажите, пожалуйста, что для вас значит «адаптация»? Как вы привыкаете к новым ситуациям в жизни? (Родители отвечают.)

Упражнение «Как я помогаю ребенку и как мешаю в период адаптации»

Педагог-психолог:

Родители – самые близкие люди для малыша. Думаю, вы согласитесь, что личные качества нас, как родителей, могут помогать или, наоборот, мешать ребенку привыкнуть к детскому саду. Сейчас предлагаю вам написать на одном листке бумаги то ваше личное качество, которое помогает, а на другом – то, которое мешает ребенку в адаптации. (Педагог-психолог дает время на задание.)

Теперь прикрепим ваши ответы на доску. Мы попробуем составить портрет обычного родителя, который переживает за своего малыша. Посмотрите, какие качества родителя способствуют и, наоборот, препятствуют тому, чтобы ребенок привык к детскому саду. Давайте поговорим о каждом качестве, которое вы назвали. (Родители обсуждают качества.)

Когда ребенок впервые приходит в группу, родители часто совершают ошибки, которые, к сожалению, затрудняют его адаптацию. Давайте рассмотрим их на примерах.

Беседа «Случай со Степой»

Педагог-психолог:

Степа вместе с мамой в первый раз пришел в детский сад. Мама сказала мальчику, что он поиграет, погуляет и она его заберет. Воспитательница договорилась с мамой, что в первый день нужно будет забрать Степу через два часа. После прогулки мама за Степой не пришла, хотя прошло уже больше двух часов.

На звонки воспитателя мама не отвечает. Степа начинает плакать, за обедом ничего не кушает. Воспитательница старается успокоить уставшего и расстроенного мальчика. Во время тихого часа приходит мама. Она говорит, что не слышала звонков и обещает, что обязательно будет забирать сына вовремя. На следующий день ситуация повторяется. И на следующий день тоже... Мама забирает сына все позже и позже. Коля заболевает. Как вы думаете, в чем ошибка мамы? (Родители отвечают.)

Вы правы, нельзя резко погружать ребенка в среду детского сада. Некоторые родители, несмотря на рекомендации воспитателя и психолога, стараются оставить малыша сразу на целый день и уйти по своим делам. А ведь именно в это время маме важно находиться в непосредственной близости от детского сада, чтобы быстро прийти по срочному вызову.

Беседа «Случай с Верочкой»

Педагог-психолог:

Верочка начала ходить в садик пару недель назад. Девочка с трудом привыкала к детскому саду: утром при расставании с мамой плакала, плохо кушала, не спала. У мамы Веры получилось взять на работе отгулы, и она решила сделать дочке праздник. В эти дни Верочка не посещала садик, вместе с мамой она ходила в парк аттракционов, каталась на самокатах возле городского пруда. Даже в цирк они успели сходить. Через несколько дней мама снова позвонила воспитательнице и предупредила о том, что Верочка не придет в садик: «Татьяна Львовна, мы сегодня не придем. Дочка не хочет идти в садик. Побудет дома. Мы завтра придем». На следующее утро Верочка начала сильно плакать, как только зашла в калитку детского сада. Мама с уговорами завела девочку в группу: «Солнышко мое, не плачь. Я очень скоро приду. Ты только пообедаешь, и я сразу прибегу. Завтра мы с тобой пойдем в детский клуб на батуты». Верочка зашла в группу в слезах и с криком, очень долго не могла успокоиться, ничего не ела. Как вы думаете, в чем ошибка мамы? (Родители отвечают.)

Да, я с вами согласна. Для того чтобы ребенок легче перенес период адаптации, родителям важно понять, что на начальном этапе особенно необходимо посещать группу регулярно. Дети привыкают сложнее в ситуациях, когда родители решают что сегодня в детский сад не пойдут потому что «проспали», «у мамы много дел», «поздно легли, никак встать не можем», «малыш сильно плачет, не хочет идти в садик», «просто неохота было». Некоторые родители стремятся «поддержать» ребенка в трудный период шумными, яркими развлечениями, при этом перегружают нервную систему малыша. В это время как никогда важны тихие семейные вечера, спокойные игры без гаджетов и телевизора, добрые сказки на ночь. Например, вот такая игра.

Игра «Три тишины»

Педагог-психолог:

Я предлагаю нам всем сейчас умолкнуть на две-три минуты. Прислушайтесь к звукам в комнате, за окном. (Пауза.) Теперь расскажите по очереди то, что вы услышали. Например, я услышала, как за окном беседовали две птички. Мне кажется, они спорили о том, у кого из них красивее перышки и острее клювик. Я еще услышала, как одна машина жаловалась другой, что у нее плохой хозяин. Он ее не моет, забывает чинить и от этого она часто болеет и ломается. Расскажите, что интересного услышали вы. (Родители отвечают.)

В эту игру малыш может играть с мамой и папой, бабушкой и дедушкой, старшими братьями и сестрами. Она позволит снять эмоциональное напряжение у ребенка, поможет ему расслабиться, выговориться. Вы можете придумать «вечернюю игру» сами, главное, чтобы она не была шумной, не сопровождалась беготней и криками. «Вечерняя игра» – уютная и домашняя.

Беседа «Случай с Вадимом»

Педагог-психолог:

Вадим живет с мамой и папой. Скоро он пойдет в детский сад. Родители часто разговаривают друг с другом, делятся своими переживаниями о том, как мальчик будет привыкать к детскому саду. Особенно переживает мама, не спит ночами, рассказывает о своих ожиданиях и страхах бабушкам и подругам. Папа настроен более позитивно, он говорит, что маме пора выходить на работу, а Вадиму будет весело в детском саду с новыми друзьями. Вадим слышит все разговоры.

Вадим в первый раз пошел в садик в хорошем настроении и с любимой игрушкой. Там их с мамой встретила воспитательница и показала Вадиму его шкафчик. С разрешения воспитательницы мама зашла в группу с сыном. Дети в группе собирались идти мыть руки перед завтраком. Вадим тоже пошел с ребятишками в умывальную. В этот момент мама решила незаметно выйти из группы, чтобы Вадим не увидел.

Когда Вадим вернулся в группу, он увидел, что мамы нет и сразу заплакал. Воспитательница не могла его отвлечь и успокоить до тех пор, пока не вернулась мама. На следующий день Вадим уже не хотел идти в садик, он плакал и уговаривал маму остаться дома. Как вы думаете, в чем ошибка мамы? (Родители отвечают.)

Родители – самые близкие люди для малыша. Их эмоциональное состояние, тревоги, страхи передаются ребенку, даже если он еще не понимает каких-то слов. Поэтому так важно не показывать малышу свою обеспокоенность тем, что он начинает посещать детский сад, не обсуждать свои переживания с бабушками и друзьями в присутствии ребенка. И уже тем более нельзя говорить: «Разве будут за тобой смотреть в садике, как дома?», «Сынок наверняка будет плакать в садике». Взрослым, как более мудрым, нужно настроиться на позитив, готовить малыша к садику как интересному приключению.

Мама Вадима сделала еще одну ошибку. Она решила, что если незаметно уйдет из группы, ее сын не будет переживать. Но, к сожалению, это не работает. Часто в таких случаях у ребенка формируется недоверие к маме, к миру; страх, что мама может исчезнуть и больше не вернется.

Упражнение «Расставание»

Педагог-психолог:

Я предлагаю вам немного поиграть. Выберите себе пару. Пусть сейчас один из вас будет родителем, а второй – ребенком. Попробуем представить себе ситуацию расставания с малышом в первые дни посещения садика. (Родители проигрывают ситуации в парах.) Вы можете поменяться ролями и проиграть ситуацию еще раз. (Родители меняются, затем педагог-психолог начинает обсуждение.)

Обратите внимание на то, кто, какие слова говорил. Какие чувства вы испытывали, будучи «родителем» и «ребенком»? Что хотелось сделать? Какие изменения можно привнести в ситуацию? Какое поведение родителя, на ваш взгляд, было более правильным? (Родители отвечают.)

Да, самое важное в ситуации расставания – быть спокойным и уверенным. Родителю нужно твердо, но по-доброму сказать: «Мне пора идти, но, я вижу, у вас сегодня ожидается веселый день», поцеловать ребенка и сразу уходить. Если ребенок не легко идет в группу, не затягивайте расставание с ним утром: долгие проводы – долгие слезы. Передавайте его воспитателю и уходите, иначе он снова побежит к вам и оторваться от вас ему будет уже труднее. Не заглядывайте в окно с улицы: если ребенок вас увидит – он может начать сильно плакать.

Обсуждение сказки «Поцелуй в ладошке»

Педагог-психолог:

Придумайте ритуал прощания, который будет повторяться каждый день. Например, такой. (Педагог-психолог читает фрагменты из сказки «Поцелуй в ладошке» Одри Пенн или предлагает родителям прочитать сказку дома самостоятельно.)

Расскажите, какой ритуал прощания есть у вас? Если его нет, то что бы это могло быть? Что помогает вам при расставании с ребенком? Как в этом участвует ваш ребенок? Что чувствуете вы при этом? (Родители отвечают.)

Рефлексия

Педагог-психолог:

Наша встреча подошла к концу. Что было для вас хорошего и полезного на ней? Что вы можете сами сделать, чтобы адаптация ребенка прошла легко? Какие ваши качества, знания помогут вам в этом? (Родители отвечают.) Я рада, что вы нашли слова и поделились своими мыслями и чувствами. Я надеюсь, что ваши малыши легко привыкнут к детскому саду, а мы с вами им в этом поможем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинговое занятие для родителей "Я сам или Мой ребёнок - УЖЕ САМ"

Тренинговое занятие для родителей на тему самостоятельности....

Тренинговое занятие взаимодействия родителей и детей "Мы понимаем друг друга"

Повышение психологической компетентностиродителей в вопросах воспитания и развитие эффективных навыков коммуникации с детьми....

Тренинговое занятие для родителей "Умеете ли Вы общаться с вашим ребёнком?"

Тренинговое занятие для родителей «Умеете ли вы общаться с вашим ребёнком?»  Цель: дать родителям возможность поделиться друг с другом опытом воспитания своих детей.Задачи игры: устано...

Тренинговое занятие для родителей будущих первоклассников «В школу с радостью» с использованием ИКТ

Задачи:  Развитие коммуникативных умений родителей.  Выработка новых навыков взаимодействия с ребенком — будущим школьником.  Расширение возможностей понимания своего ребенка.  Развитие уме...

Тренинговое занятие для родителей будущих первоклассников «В школу с радостью» с использованием ИКТ

Задачи:Развитие коммуникативных умений родителей.Выработка новых навыков взаимодействия с ребенком — будущим школьником.Расширение возможностей понимания своего ребенка.Развитие умения осмысливать сво...

Конспект тренингового занятия с родителями на тему: "Психологическая подготовка ребенка к школе"

   Данное занятие может быть полезно педагогам-психологам детских садов и дополнительного образования. Рассчитано на родителей воспитанников старшего дошкольного возраста с целью опти...

Тренинговое занятие для родителей вновь поступивших детей

Отправляя ребенка впервые в детский сад, родители с волнением и тревогой задаются вопросом: "Как там мой малыш?". Адаптация к условиям детского сада всегда стресс для ребенка и его родителей. В ходе т...