План по самообразованию педагога-психолога на 2022-2026г. " Изучение и внедрение инновационных психокоррекционных техник и приёмов в работе с родителями по укреплению детско-родительских отношений".
методическая разработка по психологии

Шабловская Анастасия Николаевна

   Изучить методическую тему по «внедрению инновационных психокоррекционных техник и приемов в работе педагога-психолога с родителями по укреплению детско-родительских отношений».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu.docx34.59 КБ

Предварительный просмотр:

       Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Браженский детский сад»

ПЛАН

по самообразованию педагога-психолога

на тему:

«Изучение и внедрение инновационных

психокоррекционных техник и приемов в работе

с родителями по укреплению детско-родительских отношений».

(2022-2026гг.)

                                                                                                                                                      Разработала:  педагог-психолог

                                                                                                                                                                              Шабловская А.Н.

с. Бражное 2022г.

План самообразования педагога-психолога ДОУ на 2022-2026 гг.

Тема самообразования:

«Изучение и внедрение инновационных психокоррекционных техник и приемов в работе  с родителями

по укреплению детско-родительских отношений».

      1.  Цель:

      Изучить методическую тему по«внедрению инновационных психокоррекционных техник и приемов в работе педагога-психолога с родителями по укреплению детско-родительских отношений».

      2. Задачи:

-обеспечивать психолого-педагогическую поддержку семьи;

-создавать условия для благоприятного климата взаимодействия с родителями;

-повышать компетентность родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования;

-взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка;

-обеспечение открытости дошкольного образовательного учреждения.

-поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их психологического здоровья;

-установить доверительные партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

-апробировать и внедрить на базе данного детского сада новые формы и приемы работы с семьями по укреплению детско-родительских отношений;

-создавать условия для вовлечения семьи в единое образовательное пространство.

Актуальность данной темы.

      На этапе дошкольного детства развивается самосознание, формируется самооценка, происходит выстраивание иерархии мотивов, и их соподчинение. И именно в этот период наиболее важным является влияние семьи на развитие личности ребенка, влияние существующей в ней системы внутрисемейных, а также детско-родительских отношений.

      Формирование личности ребенка с первых лет его жизни - основная обязанность родителей. Дошкольный возраст, занимая по шкале физического развития ребенка период времени от трех до шести лет, вносит большой вклад в психическое развитие ребенка.

      Воспитание детей - самая важная область нашей жизни. Семья для ребенка-дошкольника - первое и основное звено, которое связывает его жизнь с общественной средой. Главными воспитателями своих детей являются родители. Семейное воспитание - общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов.

      Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи, особенно в начальный период жизни ребенка, намного превышает другие воспитательные воздействия. По данным исследований, семья здесь отражает и школу, и средства массовой информации, общественные организации, трудовые коллективы, друзей, влияние литературы и искусства. Это позволяет нам убедиться в том, что успешность формирования личности, развития ребенка обусловливается, прежде всего, семьей. Чем лучше семья и чем лучше влияет она на воспитание, тем выше результаты физического, нравственного, трудового, интеллектуального и эмоционального воспитания личности.

       Изучение влияния семьи является чрезвычайно важным как для понимания факторов, влияющих на становление личности ребенка, так и для организации психолого-педагогической практики. О значимости данной проблемы свидетельствует тот факт, что многие психологические теории не обошли вниманием эту проблему, рассматривая взаимоотношения родителей и ребенка как важный источник детского развития. Это свидетельствует о том, что данная тема весьма актуальна.

Методы просвещения и профилактики дисгармоничных

детско-родительских отношений:

- семинары-практикумы;

- тренинги;

- консультирование;

- исследовательско-проектные, ролевые, имитационные игры;

- буклеты, памятки,  издаваемые педагогом-психологом в ДОУ для родителей.

Планируемые результаты:

- повышение психолого-педагогической компетентности родителей ДОУ;

- повышение психолого-педагогической компетентности педагога-психолога ДОУ;

- положительная динамика в оценках родителями своих взаимоотношений с детьми.

- сплочение членов семьи, гармонизация внутрисемейных отношений, повышение самооценки ребенка;

- подготовка родителей к новой позиции «я – родитель будущего школьника», изучение способов общения с детьми для успешной адаптации к школе.

План работы по самообразованию на 2022-2023 учебный год

Содержание деятельности

Цель

СЕНТЯБРЬ

1. Изучение литературы по раннему детству - Л.Н.Павлова,Э.Г.Пилюгина  «Познавательное развитие»

Интернет-ресурсы по данной теме.

1.1. Родительское собрание в   младшей и средней группах.

1.2. Анкетирование родителей. «Адаптация детей раннего возраста к д/с».

-  Раскрыть основные вопросы развития детей раннего возраста, психические возможности и педагогические условия познавательного развития.

2. «Оценка психологической

готовности детей к школе» Н.В.Бабкина

- Изучить комплекс методик для оценки

психологической готовности к школе, особое внимание уделено диагностике сформированности  саморегуляции познавательной деятельности ребенка.

3. Изучение личности ребенка, с использованием диагностического обследования уровня тревожности, как возможность изучения внутрисемейной системы отношений.

3.1. Изучить и разработать новые методики диагностики в данном направлении.

 - Изучить комплекс методик для оценки уровня тревожности ребенка, способствующие выявлению особенностей внутрисемейного общения и воспитания (средняя, старшая группы)

ОКТЯБРЬ

1. Изучение литературы - Н.В. Нижегородцева,  В.Д. Шадрикова. «Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе»

- Познакомиться с педагогическими технологиями особенностей детей старшего дошкольного возраста и различные стороны готовности к школе, диагностики развития учебно-важных качеств.

1. 1. Изучение и внедрение новых методов диагностического обследования внутрисемейной системы отношений, влияющей на развитие личности ребенка.

- Изучить и применить комплекс методик для оценки детско-родительских отношений.

1.2. Консультация для родителей «Психологическая готовность к школе», информация на стенд по данной теме

-    Повышение педагогической компетентности родителей.

НОЯБРЬ

1. Изучить пособие по работе с родителями ДОУ. «Путь к успеху» И.Г.Вахрушева. Л.Ф.Блинова.

Стендовая информация по данной теме.

- Изучить Концепцию позитивной профилактики. Теоретические подходы в работе с родителями детей ОУ.

1.1. Изучение и внедрение новой психокоррекционной методики в детско-родительской терапии – хореотерапия.

Интернет-ресурсы по данной теме.

- Внедрение новой психокоррекционной методики в работу с семьями, нуждающихся в гармонизации детско-родительских отношений, для развития полноценной личности ребенка и формирование у него адекватной самооценки.

1.2.Родительский клуб в подготовительной группе «На пороге школьной жизни». Совместные детско-родительские занятия в подготовительной к школе группе.

- Подготовка родителей и детей к новой социальной роли – «родители ученика» и «ученик», формирование осознания взрослыми и детьми необходимости целенаправленной подготовки к школе для успешного обучения и адаптации.

ДЕКАБРЬ

1. Изучение литературы - О.Л.Зверева, Т.В.Кротова «Общение педагога-психолога в ДОУ», И.М. Марковская  «Тренинг взаимодействия родителей с детьми»

Стендовая информация по данной теме.

- Познакомиться с новыми подходами в общении с родителями на современном этапе, а также взаимодействия ДОУ с семьей ребенка.

1.1. Изучение и внедрение психокоррекционной методики в детско-родительской терапии – психодрама Морено.

Интернет-ресурсы по данной теме.

- Внедрение новой психокоррекционной методики в работу с семьями, нуждающихся в гармонизации детско-родительских отношений, возможность приобретения способностей родителя и ребенка для дальнейшего построения благоприятных семейных отношений.

ЯНВАРЬ

1. Изучение литературы - Т.Н. Доронова. «Вместе с семьёй».

Т.В. Полетаева. «Проектная деятельность психолого-педагогической службы в ДОУ по повышению коммуникативной компетентности педагогов и родителей воспитанников»

Стендовая информация по данной теме.

- Изучить проектную деятельность психолога в ДОУ.

1.2. Изучение и внедрение психокоррекционной методики в детско-родительской терапии – флештренинг.

Интернет-ресурсы по данной теме.

- Релаксация, с целью самоактуализации личности родителя и ребенка;

- Переосмысление собственного внутреннего мира, расширение возможности сознания.

1.3. Круглый стол «Детская агрессивность». Родители детей старшей группы.

- Анализ проблемы агрессивности

- Роль семьи в проявлении детской агрессивности.

-Экспресс-анкетирование родителей по данной проблеме.

ФЕВРАЛЬ

1. 1. Изучение литературы - Доронова Т. Н. «Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития».

Обобщение опыта работы взаимодействия семьи и образовательного учреждения.

1.2. «Неделя психологии» для родителей ОУ.

1.3. Консультация для родителей (стендовая информация) «Сказкотерапия для детей и родителей»

- Повышение педагогической компетентности родителей.

МАРТ

1. 1. Изучение литературы -  О.В.Удова «Взаимодействие педагога-психолога ДОУ с родителями воспитанников»

- Повышение психолого-педагогической компетентности педагога-психолога ДОУ.

1.2. Арттерапия – как форма коррекции детско-родительских отношений (песочная терапия, манкотерапия)

- Внедрение новой психокоррекционной методики в работу с семьями, нуждающихся в гармонизации детско-родительских отношений, возможность приобретения способностей родителя и ребенка для дальнейшего построения благоприятных семейных отношений.

1.3. Дискуссия «Эмоциональное состояние взрослого как опосредующий фактор эмоционального состояния детей».

- Повышение психолого-педагогической компетентности родителей ДОУ.

АПРЕЛЬ

1. 1. Изучение литературы - О.В. Хухлаева.  «Работа психолога с родителями: концепция и технологии».

- Познакомиться с новыми концепциями и технологиями в общении с родителями на современном этапе, а также взаимодействия ДОУ с семьей ребенка.

1.2. Круглый стол  – как одна из форм изучения родителями особенностей и интересов ребенка.

- Изучение родителями особенностей своего ребенка, его отношения к семейному быту. Экспресс – диагностика (эксперимент) – «Это мой ребенок»

1.3. Стендовая информация – «Какой он, мой ребенок»

- Повышение психолого-педагогической компетентности родителей ДОУ.

МАЙ

1. Изучение литературы - Е.П. Арнаутова  «Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника».

Р.В.Овчарова«Психологическое сопровождение родительства».

- Повышение психолого-педагогической компетентности педагога-психолога ДОУ.

1.2. Стендовая информация

- Повышение психолого-педагогической компетентности родителей ДОУ.

Источники информации:

  1. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. [Текст]// Т.Н. Доронова, М.: «Сфера», 2002, С. 114
  2. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект. [Текст]// О.Л. Зверева, Т.В. Кротова, М.: Творческий центр «Сфера», 2005, С. 89.
  3. Как оформить уголок для родителей в детском саду [Электронный ресурс]// http://www.kakprosto.ru/kak-33939-kak-oformit-ugolok-dlya-roditeley-v-detskom-sadu
  4. Оформляем родительский уголок: новые формы и подходы [Электронный ресурс]// http://dob.1september.ru/articlef.php?ID=200700502
  5. Современные подходы к сотрудничеству детского сада и семьи [Электронный ресурс] //http://tmntpk.ucoz.ru/publ/robota_s_roditeljami/formy_raboty_s

_roditeljami/sovremennye_podkhody_k_sotrudnichestvu_detskogo_sada_i_semi/50-1-0-105

  1. Современные формы работы с родителями [Электронный ресурс]// http://www.vseodetishkax.ru/rabotnikam-doshkolnogo-obrazovaniya/112-sotrudnichestvo-pedagogov-i-roditelej-/798-sovremennye-formy-raboty-s-roditelyami-v-doshkolnom-uchrezhdenii
  2. Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. Пособие для работников ДОУ. [Текст]// О.В. Солодянкина, М.: «Аркти», 2005, С. 221.

ЖУРНАЛ

учета проделанной работы по самообразованию 2022-2023гг.

Дата,

время

Содержание

деятельности

Форма работы

Участники

Кол-во человек

Примечание

              АНАЛИЗ    

проделанной работы по самообразованию

педагога-психолога

за _________________ 20___г.

_______________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________

Дата _____________                           ______________                                 Шабловская А.Н.

                                                                  (подпись)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию педагога-психолога «Коррекционно-развивающая работа с детьми с использованием арт-терапевтических методов»

План самообразования по теме «Коррекционно-развивающая работа с детьми с использованием  арт-терапевтических методов».  Педагог-психолог организует свою работу в образовательном ...

План по самообразованию 2016-2017 гг. «Развитие коммуникативных способностей через внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий».

laquo;Развитие коммуникативных способностей через внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий»....

План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»

План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА на 2019 - 2022 уч.г. на тему «Здоровьесберегающие технологии в работе педагога – психолога ДОУ»

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГАна 2019 - 2022 уч.г.на тему«Здоровьесберегающие  технологии в  работе педагога – психолога ДОУ»...

Индивидуальный план по самообразованию педагога-психолога на 2021-2022 уч.год. Тема: "Особенности работы с одаренными детьми: выявление, поддержка и создание условий для развития".

Актуальной задачей в ДОУ является создание системы вывления,  психолого-педагогического сопровождения, поддержки и развития творчески одаренных детей для реализации их возможностей, сохранения пс...

План по самообразованию педагога-психолога "Песочная терапия в работе с детьми дошкольного возраста"

Песок – это удивительный природный материал, который действует на детей как магнит. Дети с огромным удовольствием играют с песком, оставляя на нём отпечатки своих рук, чертят линии, создают замк...

План по самообразованию педагога-психолога "Использование различных видов песка в работе педагога-психолога в процессе развития познавательных способностей с детьми дошкольного возраста"

План по самообразованию педагога-психолога "Использование различных видов песка в работе педагога-психолога в процессе развития познавательных способностей с детьми дошкольного возраста"...