Тренинг для педагогов «Эффективность взаимодействия педагогов с родителями»
учебно-методическое пособие
Выступление на РМО воспитателей ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_dlya_pedagogov_konstantinova.docx | 23.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 «Теремок» г.Велижа
(РМО воспитателей ДОУ)
Тренинг для педагогов
«Эффективность взаимодействия педагогов с родителями»
Подготовила:
И. Н. Константинова, воспитатель
2021 г.
Современные дошкольные учреждения много делают для того, чтобы общение с родителями было насыщенным и интересным. С одной стороны, педагоги сохраняют все лучшее и проверенное временем, а с другой — ищут и стремятся внедрять новые, эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников, основная задача которых — достижение реального сотрудничества между детским садом и семьей.
Желание пойти на контакт, наладить отношения, помочь друг другу, увидеть в другом равного себе партнера, услышать его, признать право другого на иную позицию и понять эту позицию. Общение будет успешным, если оно содержательно, основано на общих и значимых для обеих сторон темах, если каждая из них в процессе общения обогащает свой информационный багаж.
Кому принадлежит ведущая роль в организации общения? Конечно воспитателю. Чтобы выстроить его важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников.
ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ УЗНАТЬ КАК ВЫ ПРЕДСТАВЛЯЕТЕ СВОИ ОТНОШЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ВЫПОЛНИМ СЛЕДУЮЩЕЕ УПРАЖНЕНИЕ.
1.УПРАЖНЕНИЕ «МОЙ ВЗГЛЯД НА МОИ ОТНОШЕНИЯ»
Цель: помочь участникам осознать и сформулировать свои сильные стороны в общении с родителями и определить существующие проблемы, которые можно разрешить.
Инструкция: «Нарисуйте себя и родителей своих воспитанников в виде правильных или неправильных геометрических фигур».
Вопросы для обсуждения: Посмотрите, пожалуйста, на свой рисунок. Как расположены у вас фигуры: на одном уровне или на разных (кто-то выше, а кто-то ниже), почему. Что значит для вас «выше» или «ниже»? Или, может быть, вы расположены в центре, в окружении других геометрических фигур, почему?
На каком расстоянии друг от друга расположены геометрические фигуры? Почему?
Кто расположен правее, а кто левее? Почему? Вкладываете ли вы какой-нибудь личный смысл?
Посмотрите, сколько места занимает на листе ваше изображение и сколько — фигуры, изображающие родителей; почему?
Одинаковыми ли геометрическими фигурами вы изобразили себя и родителей, почему?
Много ли острых углов в ваших изображениях, почему? Вкладываете ли вы какой-либо личный смысл в понятие «острые углы» и если «да», то какой?
Если бы я попросил(а) вас нарисовать идеальные взаимоотношения с родителями, то как бы вы изменили свой рисунок, почему? Если бы не изменили совсем, то почему?
На какие еще размышления наводит вас ваша картинка, почему? Кого бы вы еще хотели изобразить на рисунке, почему?
Какие свои сильные стороны в общении с родителями вы могли бы ответить? Постарайтесь найти не менее трех позиций, по которым вы чувствуете себя уверенно. Какие личностные качества помогают вам добиваться успеха?
Что бы вам хотелось изменить или улучшить в ваших взаимоотношениях с родителями? Какие личностные качества и/или другие факторы мешают вам улучшить это?Чтобы изменить отношения с родителями в лучшую сторону , нужно правильно с ними общаться.
Кодекс общения
Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении.
Стараться почувствовать эмоциональное состояние родителей.
Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке — это лучший способ расположить родителей к себе.
Давать родителям возможность высказаться, не перебивая их.
Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать пример воспитанности и такта.
В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости — этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно.
Правила построения эффективного общения
Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Если вы хотите расположить к себе собеседника, необходимо применить "Правило трех плюсов" - это:
1. Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!
2. Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрась-те!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!».
3. В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: охотнику – ружье, родителю его ребенка.
Загруженные, усталые после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому не стоит акцентировать внимание на плохом. Сначала нужно рассказать об успехах и только в конце тактично можно поведать о проблемных сторонах ребенка.
2. Игра «Волшебная шляпа»
Цель: упражнение воспитателей в высказывании комплимента родителям. (10 мин) (Участники остаются в том же кругу).
Инструкция: - Пока звучит музыка, передаём шляпу по кругу, когда музыка останавливается, тот, у кого она осталась, одевает её на себя и говорит комплимент любому, сидящему в круге. Это может быть и поверхностный комплимент, касающийся одежды, украшений, внешности, а так же можно сказать что-либо положительное о «ребёнке». Тот «родитель», которому адресован «комплимент», должен принять его сказав: «Спасибо, мне очень приятно! Да мне это в себе тоже очень нравится!».
Анализ игры:
По окончании игры - обмен впечатлениями: легко ли было говорить комплимент; приятно ли было принимать комплимент.
Ведущий подводит итог: комплимент должен быть искренним, лучше не прямым, а косвенным, т.е. следует хвалить «родителю» ребенка.
И все-таки иногда случаются конфликтные ситуации и нужно уметь из них выходить.
3. Игра-инсценировка «Как поступить?»
Задание.
Придумать конфликтную ситуацию «воспитатель-родитель», проиграть ее и найти решение проблемы.
Инструкция.
Воспитатели распределяются по парам. Один берет на себя роль мамы, которая предъявляет претензии воспитателю. Перед ним стоит задача - найти выход из сложившейся конфликтной ситуации. Когда выход будет найден, участники игры меняются ролями.
По завершении игры-инсценировки целесообразно обсудить вопросы: какую роль было легче реализовать - роль «предъявителя претензии» или роль «ответчика»? что должен делать воспитатель, если он не в состоянии убедить родителя? какие, на Ваш взгляд, претензии чаще всего предъявляют родители?»
Приложение 1
Ребенка поздно забирают из детского сада.
Ребенок обижает другого воспитанника: обсыпает песком, толкает, бьет или кусает.
Ребенку сломали игрушку, с которой он пришел из дома.
Ребенок материться.
Ребенок часто приходит в детский сад в грязной одежде.
4.Упражнение "Самый трудный родитель, самый приятный родитель". (10 мин)
Цель: осознание эмоционального восприятия родителей воспитанников.
Воспитателям предлагается каждому создать обобщенный портрет родителя, общение с которым вызывает у них отрицательные чувства (перечислить качества).
Затем создать портрет того родителя, общение с которым всегда вызывает положительные эмоции.
Анализ упражнения:
1. Какие эмоции Вы испытывали, создавая портрет родителя, с которым Вам неприятно вступать в контакт? Какие качества вы отразили в этом портрете? Были ли у Вас в практике такие родители? 2. Как вы считаете, нужно ли искать пути контактов с теми родителями, которые Вам неприятны?
Чтобы принять людей, нужно понять, чем они нас не устраивают.
5.Упражнение «Кто эта маска?»
Цель: развитие умения производить впечатление в соответствии с выбранным образом, восприятие образа.
Процедура выполнения
Педагогам предлагается разыграть образы родителей. В качестве образов для инсценировки предлагается ряд вариантов: родитель «скандалист» «вечно недовольный», «безразличный», «заискивающий»
Группа педагогов делится на 4 подгруппы: одни выполняют роль зрителей (их задача - разгадать образ), другие – актёров (их задача: создать понятный образ). На подготовку группе «актёров» отводится 5 минут. Они покидают помещение, а затем по одному возвращаются и демонстрируют заданный образ. На демонстрацию образа отводится не больше одной минуты. Зрители могут задавать наводящие вопросы при затруднении с раскрытием образа. Затем группы меняются ролями.
Анализ упражнения
1. Что было для Вас проще: создать образ или угадать его?
2. Появились ли у Вас какие-то ассоциации, воспоминания в связи с наблюдением того или иного образа?
Способны ли Вы с первого взгляда определить внутреннюю роль партнёра по общению?
рубаха-парень | скандальный |
спокойный | безотказный |
вечно недовольный | угрюмый |
заискивающий | говорящий много не по делу |
сомневающийся | ранимый |
любопытный | лидер |
снисходительный | агрессивный |
очень активный | безразличный |
всем довольный | со всеми соглашающийся |
Обратная связь
Упражнение «Пока горит свеча» Участники делятся своими ощущениями, чувствами и мыслями после проведенного тренинга. Высказываются плюсы и минусы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологический тренинг «Эффективное взаимодействие педагогов и родителей»
Тренинг предназначен для педагогов детского сада...
Семинар-практикум для педагогов «Эффективное взаимодействие педагогов с родителями»
Семинар-практикум для педагогов «Эффективное взаимодействие педагогов с родителями» Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников...
Фрагмент тренинга для педагогов "Эффективное взаимодействие с родителями" воспитанников нашего центра.
Общение играет огромную роль в жизни любого человека. От процесса общения и его результатов во многом зависит психическое здоровье человека – его настроение, его чувства и эмоции могут быть окра...
Тренинг "Приемы эффективного взаимодействия педагогов с родителями ДОУ
Цель – способствовать формированию у педагогического коллектива навыков эффективного общения с родителями.Задачи: - актуализировать имеющиеся знания общении;- обучить приемам эффективного общени...
Тренинг "Эффективное взаимодействие педагога с родителями"
тренинг для педагогов...
Семинар с элементами тренинга для педагогов «Эффективное взаимодействие педагогов и родителей»
Семинар с элементами тренинга«Эффективное взаимодействие педагогов и родителей»Идея: «Для того чтобы жить среди людей и добиваться от них того, что вам надо, нужно уметь ...
Презентация для педагогов "Эффективное взаимодействие педагога с родителями"
Презентация для педагогов ДОУ "Эффективное взаимодействие педагога с родителями"...