Функции и типы общения.
материал по психологии

Поддубная Ирина Валерьевна

Данная статья раскрывает все типы и виды общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opornyy_konspekt.docx21.43 КБ

Предварительный просмотр:

Опорный конспект

  на тему:

"Функции и типы общения".

1. Функции общения

                      А) Прагматическая функция общения – реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности.

                      Б) Формирующая функция общения – проявляется в процессе развития человека и становления его как личности. Действительно ,без общения со взрослыми никто не смог бы превратиться из беспомощного ребёнка в того,кем является сейчас. Именно окружающие взрослые научили нас говорить, читать, писать, правильно есть, пить, одеваться и вообще вести себя как в обществе других людей. В ходе  развития внешние формы общения ребёнка и взрослого постепенно переходят во внутренний план. Благодаря этому мы можем мысленно представить себе предстоящий разговор и выстроить его , так как нам нужно. Если ученику надо что то попросить у отца, то вряд ли он будет показывать ему перед этим дневник с плохими оценками. В этом случае общение начинает определять самостоятельную внешнюю активность ребёнка. Общение ребёнка и взрослого -это не только передача первому сумму умений, навыков и знаний, которые он механически должен усвоить. здесь необходимо отметить сложные процессы взаимных влияний, обогащений и изменений. Мы зачастую активно и критично принимаем предлагаемые нам чужими людьми слова, сравниваем их с  тем, что мы уже знаем, слышали от других.

В) Функция подтверждения – проявляется в том, что только в ходе общения с другими людьми мы можем познать, понять и утвердить себя в собственных глазах. Желая убедиться в признании своей ценности, человек ищет точку опоры в других людях.  Еще Уильям Джеймс отмечал, что для человека «не существует более чудовищного наказания, чем быть предоставленным в обществе самому себе и оставаться абсолютно незамеченным». Иногда психологи называют это состояние человека «неподтверждением».

В отличие от простого отрицания, которое может быть выражено словами «Ты не прав» или «Ты плохой» и предполагает известную долю подтверждения (хотя и с негативной оценкой), неподтверждение означает «Тебя здесь нет», «Ты не существуешь». Известно, что повседневный опыт человеческого общения невозможен без знаков подтверждения. Сюда можно отнести знакомства, приветствия, именования, оказание различных знаков внимания. Указанные действия направлены на поддержание у человека «минимума подтвержденности», а значит, и хорошего самочувствия.

Г) Функция организации и поддержания межличностных отношений. Общение для любого человека неизменно связано с оцениванием других людей и установлением определенных эмоциональных отношений – либо положительных, либо отрицательных по своему знаку. Даже один и тот же человек может вызывать в разных ситуациях у нас разное отношение. Вспомним одноклассника, который когда-то отказал нам в списывании, или тот же одноклассник, подаривший желанную марку для коллекции. Конечно, эмоциональные межличностные отношения – это еще не все общение, однако они пронизывают всю систему взаимоотношений между людьми, часто накладывают свой отпечаток и на деловые, и даже на ролевые отношения.

Д) Внутриличностная функция общения- одна из самых важных.. Благодаря диалогу с самим собой мы принимаем определенные решения, решаемся на важные поступки. Такое «внутреннее» общение может рассматриваться как универсальный способ мышления человека.

2. Типы общения.

А) Императивное общение или еще называют (авторитарное, директивное)- отличается стремлением одного из партнеров по общению подчинить себе другого, желанием контролировать его поведение и мысли, принудить его к определенным действиям. К такому типу общения нередко прибегают строгие родители, стремясь ограничить во всем своих детей. Они говорят, когда надо встать с постели и когда лечь спать, что нужно есть и нельзя пить, что одеть на себя и как разговаривать с их знакомыми и т. д., и т. п.

При этом партнер по общению рассматривается как машина, которой надо управлять, как бездушный объект воздействия, выступает пассивной, «страдательной» стороной. Особенность авторитарного воздействия в том, что конечная цель общения – принуждение партнера к чему-либо не скрывается.

Вам прямо и откровенно говорят, что вы должны обязательно сделать. Например: «Немедленно убери за собой!» В качестве средств императивного общения используются приказы, указания, предписания, требования, угрозы и прочее.

Однако в некоторых профессиях этот тип общения используется достаточно эффективно. Сюда можно отнести: отношения в армии, где все определено военным уставом; отношения между начальником и подчиненным; все виды работ в экстремальных условиях, при чрезвычайных обстоятельствах, когда нет времени на обсуждения и промедление может привести к непоправимым потерям. Но можно выделить и те сферы человеческих отношений, где применение императива неуместно. Это отношения между друзьями, супругами, детско-родительские контакты, а также вся система педагогических отношений.

Б) Манипулятивное общение -сходно с императивным – Цель его- оказать воздействие на партнера по общению. Однако здесь достижение своих намерений осуществляется скрыто. Как и императив, манипуляция стремится добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. Чаще всего манипуляции встречаются в сфере бизнеса и деловых отношений. Наиболее полно манипулятивное общение описано в работах Дейла Карнеги и его последователей. Широко распространен манипулятивный стиль общения также в области рекламы и пропаганды.

Мы, сами того не зная, нередко прибегаем к подобным отношениям. Самый простой вариант добиться своего – задобрить партнера по общению. Если вы, перед тем как попросить своего приятеля о чем-то, сделаете ему небольшой подарок, или скажете комплимент, то он будет более расположен пойти вам навстречу. Вспомните, как младшие школьники используют хорошие отметки. Свое обращение к родителям о том, чтобы их отпустили подольше погулять, они начинают со слов: «А я сегодня пять по русскому получил!»

Следует отметить, что владение и использование средств манипулятивного воздействия во всех сферах взаимоотношений может принести им определенный вред. Сильнее всего разрушаются от манипуляции отношения, построенные на любви, дружбе и взаимной привязанности. При манипулятивном типе общения мы не видим в партнере целостную уникальную личность. Он становится для нас носителем определенных, «нужных» нам свойств и качеств. Скажем, мы дружим с Вовой только потому, что его все боятся и его можно использовать для устрашения окружающих.

 Нередко человек, выбравший в качестве основного именно этот тип отношения с другими, в итоге часто сам становится его жертвой. Общаясь с самим собой, он начинает оценивать себя так же, как одну из шахматных фигур на доске, руководствоваться ложными мотивами и целями, теряя стержень собственной жизни. Как отмечает Э. Шостром, манипулятора характеризует лживость и примитивность чувств, апатия к жизни, состояние скуки, чрезмерный самоконтроль, цинизм и недоверие к себе и другим. В целом профессии педагога и психолога можно отнести к наиболее подверженным манипулятивным отклонениям. Например, в ходе обучения учитель использует элементы манипуляции (сделать урок интереснее, озадачить учащихся, привлечь их внимание и т. д.). Это часто приводит к появлению у педагогов необычайно живучей потребности объяснять, учить, доказывать, проявляющейся даже тогда, когда этого не требуется.

В) Диалогическое общение противостоит авторитарному и манипулятивному типу общения между людьми. Диалогическое общение – это общение равноправных партнеров. Так мы общаемся с одноклассниками, товарищами по спортивной команде, коллегами по работе, попутчиками в поезде и прочее.

3. Принципы диалогического общения.

Диалогическое общение возникает лишь в случае соблюдения ряда правил взаимоотношений:

А)  Следование принципу «здесь и теперь»-психологический настрой на эмоциональное состояние собеседника и собственное психологическое состояние .

Б) Принцип доверительности -полное доверие к его намерениям .

В) Принцип паритетности.- восприятие собеседника как равного, имеющего право на собственные мнения и решения .

Г) Принцип «проблематизации» содержания общения)-направленность общения на общие проблемы и нерешенные вопросы .

Д) Принцип персонифицирования общения- обращение к собеседнику от своего имени (без ссылки на чужое мнение), собеседники должны представлять свои истинные чувства и желания.

4. Отношение к вопросам.

 Диалогическое (или, как его еще называют – гуманистическое общение) позволяет достичь более глубокого взаимопонимания, самораскрытия собеседников. Переход к диалогическому общению предполагает более внимательное отношение к вопросам, которые может задать собеседник. Даже если вам это не интересно, необходимо внимательно и бережно относиться ко всем вопросам и высказываниям.

Гуманистическое реагирование на подобные вопросы предполагает:

- терпеливое и полное выслушивание вопросов;

- стремление к совместному более широкому рассмотрению вопроса. Это позволяет взглянуть на проблему еще с одной стороны. Ответ не должен быть поспешным, это обижает и задевает того, для кого он является важным;

- учет того, что вопрос не всегда задается для того, чтобы получить на него точный ответ. Иногда вопрос является результатом раздумий, или проверкой предположений, услышанных от других людей. Вопрос может быть задан и в надежде на какой-то длительный разговор, мало относящийся к вопросу.

Изучение общения показывает сложность, разнообразие, многоуровневость проявлений и функций этого явления.

5. Три стороны общения.

А) Коммуникативную (или информационную)- которая заключается в обмене информацией между общающимися людьми. И действительно, общаясь с другими людьми, мы узнаем что-то новое, интересное, поучительное, т. е. приобретаем знания, информацию;

Б) Интерактивную (или взаимодействия)- проявляющуюся в обмене между участниками общения, не только знаниями, идеями, состояниями, но и действиями. Так, выходя из автобуса, мы молча протягиваем деньги за проезд водителю, а он также молча берет их и отсчитывает нам сдачу. Никакой информации мы здесь не получаем, а просто взаимодействуем – обмениваемся действиями;

В) Понимания (или перцептивную)- представляющую собой процесс восприятия, оценки и понимания партнерами по общению друг друга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Типы мам, общение с которыми обычно отражается на состоянии здоровья их детей.

Типы мам, общение с которыми обычно отражается на состоянии здоровья их детей.«Царевна Несмеяна».Пожалуй, главной установкой такой мамы является задача – не избаловать ребенка. И это больше всего ее б...

Формирование личности «Безопасного типа» у старших дошкольников в общении с природой

2017 год объявлен годом экологии. Педагог в своей работе особое внимание уделяет экологическому воспитанию. Важно научить ребенка не только видеть красоту, но и беречь её....

Статья. Виды общения. Функции педагогического общения.

Общение и как важно через общение правильно взаимодействовать с детьми....

Влияние личностных типов детей на особенности развития общения.

 В основе коммуникативной компетентности лежат предпосылки, основными из которых являются возрастные особенности развития (особенности психического развития и особенности общения со взросл...

Семья и ее социальные функции, типы семей.

Размышлениям о семье и семейных отношениях, вопросам устройства, функций, общественной и государственной роли семьи, как одной из древнейших форм человеческой общности посвящено немало работ еще со вр...