Симптоматика варианта аутизм. На что следует обратить внимание специалистам и воспитателям детского дошкольного учреждения, родителям ребёнка. Наблюдения педагога- психолога.
план-конспект занятия по коррекционной педагогике

Сорокина Елена Анатольевна

Расстройства аутистического спектра (РАС) , вариант аутизм у детей раннего возраста  привлекают все большее внимание специалистов детских дошкольных учреждений, что обусловлено увеличением количества детей с особенностям развития. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Симптоматика варианта аутизм.

На что следует обратить внимание специалистам и воспитателям детского дошкольного учреждения, родителям ребёнка.

Наблюдения педагога- психолога.

Расстройства аутистического спектра (РАС) , вариант аутизм у детей раннего возраста  привлекают все большее внимание специалистов детских дошкольных учреждений, что обусловлено увеличением количества детей с особенностям развития.

Актуальность проблемы обусловлена следующими фактами:

1) первичная диагностика крайне слабо развита. Родители детей обращаются в поликлиники к врачам так называемого  первичного звена . Это участковые педиатры и неврологи . Часто данные специалисты не распознают симптомы данного заболевания и своевременно не направляют ребенка  на обследование для получения специализированной помощи;

 2) ребенок с вариантом аутизм имеет ряд особенностей соматического и неврологического статуса, поэтому помимо систематического наблюдения врача-психиатра он должен получать квалифицированную помощь других специалистов, заключающуюся как в обследованиях, так и в лечении;

3)Безусловно, постановка и уточнение диагноза должна быть полностью определена врачами и специальной медико- педагогической комиссией.

В данной статье представлены симптоматика поведения ребёнка, на которую   следует обратить внимание специалистам детских дошкольных учреждений.[2]

  1. Прежде всего это ограничение зрительного контакта, отсутствие подражания и отклика на своё имя.К возрасту 3 лет ребёнок , как правило,хорошо знает как звучит его имя и реагирует на него.[3]
  2. Заподозрить вариант аутизма позволяет не само по себе игнорирование или кратковременный интерес к предъявляемой игрушке или звуку, а отсутствие интереса к другому человеку.В норме ответная реакция ребенка ,улавливание направления, куда смотрит взрослый. Даже когда ребёнок может быть занят собственной деятельностью, он боковым зрением следит за взрослым или другими детьми.Все эти навыки возникают на основе социального контакта, у детей с вариантом аутизма они не формируются или не используются [4].
  3.  Задержка развития навыков игры. Для формирования навыков игры необходимо сенсорно-моторное и конструктивное воображение. Бедность игры или ее задержка – могут быть сигналами о предпосылках дисфункции сенсорно-моторной стадии игры,
  4. У некоторых детей игра может быть развитой, но ее качество существенно отличается от игры обычного двухлетнего ребенка: менее заметна цель, несложный сюжет и мало воображаемых символов. Для детей с вариантом аутизма более типична ритуальная или стереотипная игра (постукивания, выкрики). Эти дети предпочитают играть в одиночестве. Ребенок не направляет взгляд на объект своей игры, смотрит на него боковым зрением, во время игры не отзывается на имя и не стремится к взаимодействию с другими людьми или избегает его.[5]
  5. Нарушение коммуникации. Способность придумать, захотеть и согласовать с окружающими свои желания начинает развиваться в возрасте 3–4 лет и позволяет ребенку соотносить свои потребности с интересами других людей. Дефицит мышления в этой области приводит к нарушению общения и социального поведения.
  6. Планирующая функция играет важнейшую роль в интеграции целенаправленного действия, особенно в новых или сложных ситуациях. Нарушение планирующей функции сопровождается нарушением праксиса. Страдает способность гибко переключаться между различными вариантами поведения.Планирующая функция отвечает за соблюдение правил поведения и является речевым предшественником действия.
  7. Эхолалия. У детей 2-летнего возраста в норме можно отметить повторы последнего слова или нескольких слов услышанного предложения. Эта стадия быстро проходит, однако персистирует у детей с вариантом аутизм. Дети с аутизмом повторяют не только слово, но и услышанную интонацию.  Обычно родители утверждают, что       ребенок прекрасно развивался, а затем внезапно перестал говорить или общаться. Однако подробный сбор анамнеза выявляет особенности развития речи и невербального общения еще до начала регресса.
  • Эмоции. Дети с вариантом аутизм, как правило, малоэмоциональны, редко улыбаются, мимика и жесты обеднены , они не используются в контексте смысла беседы. Характерно нарастание клинической симптоматики (нервозность, стереотипии, гипер- или гипоактивность) при нарушении привычного распорядка. У ребенка отмечается неспособность справиться с изменениями окружающего мира, неприязнь к новизне. Характерна фиксация на определенных предметах или действиях (ребенок потряхивает руками, теребит предметы). У некоторых детей отмечается сверхценный интерес (например, поезда,роботы, динозавры и т. д.)и постоянное застревание в нем.  

Безусловно, необходимо комплексное и длительное наблюдение специалистов самого широкого спектра. Невозможно по одному- двум симптомам поставить диагноз или сделать определенные выводы.

Раннее выявление  особенностей поведения в детском возрасте с правильной и своевременной постановкой нозологического диагноза и безотлагательное проведение коррекционных мероприятий с применением эффективных современных методов позволяет достичь положительных результатов, качественно снизить риски развития, помочь формированию всех высших психических функций ребёнка.

1. Башина В.М. Аутизм в детстве. М.: Ме- дицина, 1999. 240 с.

2. Башина В.М., Козлова И.А., Ястребов В.С. и др. Организация специализированной помощи при раннем детском аутизме. Методические рекомендации. М., 1989. 26 с.

3. Воронкова К.В., Пылаева О.А., Холин А.А. Эпилепсия и аутизм. Вестник эпилептологии 2012;(1):12–20.

4. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. М.: Теревинф, 2010. 288 с.

5. Симашкова Н.В. Атипичный аутизм

в детском возрасте. Автореф. диc. д-ра мед. наук. 2006. 44 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие для воспитателей детских дошкольных учреждений. "Перспективный план работы с детьми в средней группе по теме Петербурговедение"

Содержание учебно-методического пособия направленно на: - знакомство с историй возникновения и с основными достопримечательностями города;- формирование восприятия целостной картины мира;- воспит...

Учебно-методическое пособие для воспитателей детских дошкольных учреждений. "Перспективный план работы с детьми в средней группе по теме Петербурговедение"

Учебно-методическое пособиедля воспитателей детских дошкольных учреждений.  «Перспективный план работы с детьми в средней группе по теме Петербурговедение»...

Методическая разработка для воспитателей детских дошкольных учреждений: «Перспективный план работы с детьми в средней группе по теме Петербурговедение»

В детском саду дети постепенно в занимательной форме  знакомятся с основными сведениями о нашем городе: с его главной улицей - Невским проспектом, главной площадью – Дворцовой, первой крепостью –...

Консультация для родителей: "Признаки раннего детского аутизма, на что следует обратить внимание".

Признаки раннего детского аутизмаНеобходимо обратить особое внимание:1.     Насколько обычен режим дня ребенка?2.     Продолжителен ли ночной сон?3....

Мастер-класс для воспитателей детского дошкольного учреждения «Музыкальные пальчиковые игры как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста по методике Железновых»

Данный материал представляет собой мастер-класс для воспитателей детских дошкольных учреждений для развития музыкальных способностей дошкольников....

Рекомендации к проведению и планированию занятий по развитию речи для воспитателей детских дошкольных учреждений

1.Организационный момент2.Артикуляционная гимнастика3.Повтор пройденного материала4.Ознакомление с новым материалом (игра, беседа и т.д.)5.Физ. минутка6.Дыхательное упражнение7.Пальчиковая гимнастика8...

Мастер-класс для воспитателей детских дошкольных учреждений: «Нетрадиционные приемы , направленные на развитие музыкальных способностей в работе с дошкольниками».

Мастер-класс для воспитателей детских дошкольных учреждений:«Нетрадиционные приемы , направленные на развитие музыкальных способностей в работе с дошкольниками»....