ПРОЕКТ по экономике Маленький экономист
консультация по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Образовательный проект «Маленький экономист».
Подготовительная группа «Почемучки»
Составитель: Яркова Т.И.
Актуальность.
Сегодняшнее молодое поколение живёт в иных экономических условиях. Детей повсюду окружает реклама, а в их лексикон включается всё больше слов финансовой среды. Ребёнок сталкивается с экономическими понятиями, соприкасается с социальной действительностью, бытом и у него возникает множество вопросов.
Обращение к экономическому воспитанию детей дошкольного возраста является актуальным вопросом на современном этапе, так как дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней.
Обучение экономической культуре не сводится к тому, чтобы учить зарабатывать деньги. На первый план ставится формирование нравственных понятий: честность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, законопослушность, взаимопомощь и пр. А также ориентация дошкольников в экономическом пространстве современного мира на материале в соответствии с возрастными возможностями.
Таким образом, актуальность проекта заключается в том, чтобы за счет использования информационной среды максимально полно использовать интерес детей к экономической деятельности, оптимизировать их интеллектуальную нагрузку.
Предлагаемый опыт поможет систематизировать работу по экономическому образованию дошкольника и позволит формировать необходимые для этого качества у детей – дошкольников, достичь развития коммуникативной компетенции общения с окружающими людьми.
Цель: формирование представлений об элементах экономики у старших дошкольников, через различных видов деятельности с экономическим содержанием, способствовать развитию реального экономического мышления, интереса к экономическим знаниям.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей спрофессиями связанными с экономикой;
- раскрыть сущность понятия «доход»: заработная плата, пенсия, познакомить детей с ведением хозяйства;
- дать представление о денежных знаках: монета, купюр России и других стран;
- учить воспринимать и ценить окружающий мир, как результат труда людей;
Развивающие:
-формировать экономическое мышление через знакомство с экономическими понятиями: деньги, товар, заработная плата;
- формировать на доступном уровне взаимосвязь понятий «труд- продукт – деньги» и то, что стоимость продукта зависит от качества.
-наполнить развивающую среду в группе экономическим содержанием;
Воспитательные:
-воспитывать такие качества, как бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие;
- воспитывать любовь и уважение к старшим;
- вовлекать родителей в активное сотрудничество;
Оздоровительные:
Формировать умение рационально использовать элементарные
экономические ресурсы для гармоничного развития личности.
Проблема: приобщение ребёнка к миру экономической действительности, может быть направлено на развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста. А также подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации воспитательно-образовательного процесса экономической направленности.
Новизна проекта: В постановке новизны , является знакомство детей с элементарными экономическими знаниями, как предметом специального изучения. Решение же этой проблемы видится, прежде всего, в русле совершенствования нравственного воспитания в целом, в знакомстве с нормами морали, раскрывающими, как следует относится к окружающей природе, к миру ценностей, к результату человеческого труда и человеку
Практическая значимость.
Значимость проекта в том, что он направлен на возможность широкой практики применения полученных детьми знаний. Проект может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений и родителям, которые стремятся привлечь детей к развитию реального экономического мышления и интереса к экономическим знаниям.
Направления деятельности:
Повышение интереса к экономическому воспитанию и направлению ставит целью знакомство детей с новыми и весьма противоречивыми условиями социальной жизни, так как от экономической культуры зависит преодоление трудностей в политической, социальной и культурной жизни общества. Обучение экономической культуре не сводится к тому, чтобы учить зарабатывать деньги. На первый план ставится формирование нравственных понятий: честность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, законопослушность, взаимопомощь и пр.
Тип проекта: творчески-познавательный.
Сроки: долгосрочный
Методы и приемы работы:
Наглядные методы: экскурсии, наблюдения, показ сказок с экономической направленностью, рассматривание книжных иллюстраций, репродукций; проведение дидактических игр.
Словесные методы: чтение литературных произведений; беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.
Игровые методы: проведение разнообразных игр ,малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр – драматизаций, загадывание загадок.
Практические методы: организация продуктивной деятельности детей; постановка сказок, отрывков литературных произведений; изготовление с детьми наглядных пособий.
Участники проекта: дети подготовительной группы, родители воспитанников, педагоги.
Возраст детей: проект рассчитан на работу с детьми старшего дошкольного возраста (6-7 лет).
Условия реализации образовательного проекта: проект разработан на полгода ; предназначен для детей подготовительной группы (6-7 лет).
Формы организации деятельности детей: групповая.
Ресурсы:
• Информационное обеспечение проекта:
• Консультации для родителей;
• Дидактический материал
• Методическая литература
• Художественная литература
• Игровой материал и оборудование
Материальное обеспечение проекта.
Телевизор, интерактивная доска, уголок экономической направленности, литература по экономическому воспитанию дошкольников, настольно-печатные игры.
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный
2. Основной
3. Заключительный
План реализации проекта: I этап - подготовительный
1. Составление и обсуждение со всеми участниками проекта поэтапного плана работы;
2. Создание банка идей и предложений;
3. Подбор методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы по выбранной тематике проекта;
4. Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации воспитательно-образовательного процесса экономической направленности.
5. Проведение теоретического анализа экономической литературы.
6. Прогноз ожидаемых результатов проекта.
II этап - основной
1. Обеспечить реализацию и коррекцию проекта.
2. Провести мониторинг эффективности проекта.
3. Исследовательская и практическая деятельность детей для изучения появления денежных единиц, ознакомления с разнообразными формами реализации продуктов труда и знакомства с профессиями.
4. Спланировать и провести экскурсии в банк, магазины.
5. Организовать и провести сюжетно- ролевые игры «Супермаркет», «Банк», «Кафе».
6. Изготовить и провести игры, моделирующие жизненные ситуации: операции купли- продажи, производства и сбыта готовой продукции.
7. Использование сказок экономического содержания на занятиях и в игровой деятельности.
8. Организовать тесное взаимодействие воспитателя и специалистов по развитию экономических знаний дошкольников через составление плана совместной работы; выступлений на педагогическом совете; консультации.
9. Повысить уровень педагогической компетентности родителей по вопросам экономического воспитания детей через консультации; родительские собрания; совместное с детьми проведение мероприятий; оформление «папки – передвижки».
10. Систематизировать накопленный материал.
Беседа «Зачем человеку деньги?»
Проанализировать знания детей о деньгах, их названии, значении в жизни человека.
Анкетирование родителей «Мой ребенок и финансовая грамота»
Проанализировать отношение родителей к вопросу финансового воспитания в семье.
Просмотр презентации «Как появились деньги»
Познакомить с историей возникновения денег, их изменением со временем, современным видом денег, электронными деньгами.
Просмотр мультфильма «Фиксики. Деньги»
Проведение НОД «История денег» Вызвать интерес детей к теме денег, воспитывать понимание важности дружбы.
Формировать представления об истории возникновения и эволюции денег, их значении в жизни современного человека.
Проведение НОД «Какими бывают деньги?» Познакомить с названием денег в России, делением денег на купюры и монеты, с названием денег некоторых других стран.
Проведение НОД «Чтобы я хотел купить в магазине?» (Рисование) Продолжать формировать представления детей о значении денег в социуме, развивать фантазию, мышление, умение передавать в рисунке задуманное.
Сюжетно- ролевая игра «Магазин «(игровая ситуация «Покупка продуктов») Способствовать умению принимать на себя игровую роль, действовать согласно своей роли, вести ролевой диалог. Закрепить и активизировать в речи детей понятия «цена, рубль, монета, купюра,покупка».
Индивидуальная работа
Рисование в нетрадиционной технике «Фроттаж»
«Монета для Мухи- Цокотухи»
Закрепить умение наносить штрихи в одном направлении, способствовать воспитанию усидчивости, выдержки.
Консультация для родителей «Дети и деньги»
Способствовать повышению грамотности родителей в вопросе экономической стороны воспитания ребенка в семье.
Дидактическое упражнение «Размен денег» Закрепить умение разменивать крупную монету на несколько более мелких, счет монет с разным номиналом.
Просмотр мультфильма «Фиксики. Копилка» Повторить некоторые факты из истории возникновения денег. Воспитывать бережливость в отношении денег.
Проведение НОД «Что можно и нельзя купить за деньги» (Коллективная аппликация в технике «коллаж») Развивать умение самостоятельно вырезывать картинку из журналов, наклеивать ее на основу. Воспитывать понимание важности дружбы, любви и заботы для каждого человека.
III этап – заключительный
1. Осуществить анализ работы по проекту.
2. Выступить с отчетом по результатам работы на педагогическом совете.
3.Показать открытое совместное с родителями мероприятие.
Ожидаемые результаты проекта.
На уровне ребёнка: понимают и ценят окружающий предметный мир, мир вещей, как результат труда людей. Уважают людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги. Осознают на доступном им уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества. Признают авторитетными качества человека – хозяина: бережливость, расчётливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие, материальной взаимопомощи, поддержки. Ведут себя правильно в реальных жизненных ситуациях. Контролируют свои потребности в соответствии с возрастом.
На уровне педагога:
1. Приобретение нового опыта работы по воспитанию экономической культуры дошкольника.
2. Повышение профессионального мастерства: повысится экономическая культура педагогов, появится понимание необходимости в экономическом просвещении воспитанников.
На уровне родителей воспитанников:
1. Обогащение уровня экономических знаний родителей.
2. Повысится экономическая культура родителей, появится понимание необходимости в экономическом воспитании детей.
3. Активное участие родителей в реализации проекта: в выставках, конкурсах, дискуссиях, других видах деятельности.
На уровне педагогических технологий:
Обогащение методов, приемов, средств и форм экономического воспитания дошкольников.
Вывод:
Таким образом, дети получили теоретическую основу экономических наук, через ознакомление с наиболее доступными экономическими понятиями. Познакомились с профессиями, связанными с экономикой и бизнесом.
1. Дети ценят и понимают предметный окружающий мир, мир вещей, как результат труда людей.
2. Уважают людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги.
3. Осознают на доступном им уровне взаимосвязь понятий «труд- продукт - деньги».
4. Дети используют в сюжетно-ролевых играх понятия деньги, цена, товар.
В общих и индивидуальных беседах необходимо продолжать воспитывать грамотное отношение к деньгам, чувство бережливости, осознания ценности денег, но в то же время понимания, что деньги зарабатываются трудом и не все в мире можно купить.
Список использованных источников:
1. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду/ А. К. Бондаренко. – М. ; Просвещение, 1991. – 160 с.
2. Лунева, Г. Играем в экономику/Г. Лунева // Дошкольное воспитание. – 2003. - № 10. – С. 51-53
3. Сасова, И. А., Нагуманова, И. И. Экономика для младших школьников/И. А. Сасова. – М. ; Вита-Пресс, 2000. – 56 с.
4. Смоленцова, А. А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием/А. А. Смоленцова. – М. ; Просвещение, 1993. – 95 с.
5. Смоленцова, А. А. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие/А. А. Смоленцова. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008. – 176 с.
6. Шатова, А. Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание? // Дошкольное воспитание. – 2000. № 1. – С. 62-65.
7. Шорыгина, Т. А. Беседы об экономике: Методические рекомендации/Т. А. Шорыгина. – М. : ТЦ Сфера, 2009. – 96 с.
Приложение.
Работа с родителями.
Примерные вопросы для анкетирования
1. Нужно ли детям рассказывать о деньгах?
2. Как Вы относитесь к желанию детей иметь копилку?
3. Должны ли дошкольники иметь карманные деньги?
4. Как ребенок относится к труду?
5. Имеет ли ребенок постоянные обязанности дома?
6. Участвует ли ребенок в процессе планирования предстоящих покупок?
7. Знают ли дети профессии родителей?
8. Знает ли ребенок на, что тратятся деньги?
9. Рассказываете ли вы ребенку, откуда берутся деньги?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по финансовой грамотности «Маленький экономист»
Проект по финансовой грамотности «Маленький экономист»Цель: Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их фина...

проект «Маленькие экономисты»
Вопрос элементарного экономического образования детей старшего дошкольного возраста стоит формируется интеллект детей, развивается интерес к экономическим знаниям и экономической деятельности - Бережл...

Наименование проекта: «Маленькие экономисты»
Целью данной программы является: обеспечить социальное и финансовое образование детей старшего дошкольного возраста, содействовать формированию позитивной социализации и личностному развитию дошкольни...

Проект по формированию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста «Маленький экономист»
Проект по формированию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста «Маленький экономист»...

Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников посредством проекта «Маленький экономист»
Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников посредством проекта«Маленький экономист» Автор проекта: Куприяненко Марина ВикторовнаНаименование организации: муници...
Проект по формированию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста «Маленький экономист»
фИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ...

Долгосрочный проект по финансовой грамотности: «Маленький экономист»
В современном мире ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнаёт, что такое «моё», «твоё», «наше», «обмен», «д...