Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников посредством проекта «Маленький экономист»
проект по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)
Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников посредством проекта
«Маленький экономист»
Автор проекта: Куприяненко Марина Викторовна
Наименование организации: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №39 поселка городского типа Ильского муниципального образования Северский район.
Тип проекта: познавательный, информационный, долгосрочный.
Участники проекта: дети подготовительной группы №1. 2, родители, воспитатель.
Возраст детей: 6 – 7 лет.
Введение: Мероприятия проводятся в свободное от занятий время в виде бесед, викторин, занятий познавательного цикла, чтение художественной литературы, отгадывания загадок, кроссвордов; развивающие, познавательные дидактические игры и пособия, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, игры – соревнования, праздники, рассматривание обучающих плакатов.
Проблема:
Помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях: экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями.
Актуальность данного проекта:
Актуальность проекта обусловлена тем, что происходящие преобразования в обществе, становление рыночных отношений, необходимость формирования массового мышления с учетом рыночного опыта многих развивающихся стран - все это вызывает необходимость связать образование с экономикой. Сегодняшним детям нашего государства выпало нелегкое испытание: вместе со взрослыми "выплывать" из застойной воды невежества и хаоса, накопленных теперь уже несколькими поколениями. Без знаний экономики преодолеть это испытание невозможно. Бережливость, организованность, рачительность и другие качества человека следует воспитывать с детских лет. Следовательно, процесс экономического воспитания дошкольников, должен быть целенаправленным и систематическим, что во многом зависит от психологической и педагогической готовности детей к этому.
Цель:
Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.
Задачи:
- Формировать основы финансовой грамотности у дошкольников;
- Развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности;
- Совершенствовать коммуникативные качества детей;
- Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых.
- Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий.
- Сформировать первичные экономические понятия;
- Научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;
- Научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях (покупка в магазине, плата за проезд и т. д.).
- Воспитывать уважительное отношение к людям, зарабатывающим деньги.
Методы и приемы обучения:
- Наблюдения
- Познавательные беседы
- Экскурсии в магазины
- Просмотр иллюстраций, мультфильмов, презентаций, чтение познавательной художественной литературы,.
- Игровая деятельность настольно – печатные игры, сюжетно – ролевые игры, дидактические игры.
- Продуктивные виды деятельности
- Встречи.
Предполагаемые результаты:
Дети приобретают первичный финансовый опыт,
учатся устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности.
Родители получают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей.
Педагоги получат систему работы по формированию финансового опыта детей.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап:
- изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор материала необходимого для реализации цели проекта.
- подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.
- подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.
- Беседа: «Что такое деньги».
- Беседа воспитателя о деньгах, о цене товара, о, том какие они были раньше, какие есть сейчас. Рассматривание «Деньги СССР».
- Игровая деятельность. Сюжетно-ролевая игра «Магазин».
- Чтение и заучивание пословиц и поговорок о деньгах.
Основной этап:
- Беседа с детьми «Как раньше считали деньги» (счеты, калькулятор).
- Чтение сказки «Кто хорошо потрудился - у того труд в монету, да в рубль превратился!»
- Просмотр мультфильма «Как старик корову продавал».
- Дидактическая игра «Профессии».
- Просмотр мультфильма: «Смешарики. Азбука финансовой грамотности».
- Чтение сказки К. Чуковского «Муха – Цокотуха».
- Рассказ воспитателя о деньгах, о цене товара
- Консультация для родителей «Финансовое воспитание детей в семье».
- Экскурсия родителя с ребенком в магазин .
- Беседа «Как я коплю деньги дома».
Заключительная часть:
- Демонстрация презентации «История денег»
- Просмотр мультфильма «Как старик корову продавал»
- Игра «Купи другу подарок»
- Чтение произведений А. Романова «Чудеса в кошельке», К. Чуковского «Муха-Цокотуха».
- с/р игры «Супермаркет».
Вывод:
В ходе работы. Дети понимают и ценят окружающий предметный мир. Уважают людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги;
Осознают на доступном им уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества;
Признают авторитетными качества человека – хозяина: бережливость, расчётливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие . Ведут себя правильно в реальных жизненных ситуациях.
Контролируют свои потребности в соответствии с возрастом.
Родители получают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей и начинают взаимодействовать с детьми в сфере личных финансов.
Педагоги получат педагогический опыт по формированию основ финансовой грамотности дошкольников.
В ходе работы такая система обучения детей финансовой грамотности несомненно, положительные результаты, самое главное в проекте, то, что мы смогли заинтересовать родителей и детей данной проблемой. Наш проект может быть использован в других ДОУ.
Я считаю, что это направление работы должно всегда находиться в поле пристального внимания педагогов, родителей, а значит, необходим дальнейший поиск и совершенствование в организации работы.
Помните! Ребёнок учится финансовой грамотности, беря пример с членов семьи и других взрослых. Особенно пример папы и мамы.
Список использованной литературы:
- Буре, Р.С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. Пособия для педагогов дошкольных учреждений (Текст)/Р.С.
- Буре. – М.: МОЗАЙКА –СИНТЕЗ, 2011, - 136 с.
Знакомство дошкольников с профессиональной деятельностью взрослых (Текст) / Н.А. Баранова (и др.) // Молодой ученый. – 2015. - №7.
- Комарова, Т.С. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации (Текст) Т.С. Комарова, Л.В. Куцакова, Л.Ю. Павлова. – М. МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2009. – 90с.
- Финансовая грамотность дошкольника. Программа кружка. Ресурсный и диагностический материал. Занятие и игры / авт. – сост. Г.П. Поварницина, Ю.А. Киселева. – Волгоград: Учтель. - 186с.
Приложение №1
Подготовительный этап
Литература и дидактические настольные игры печатные игры рассказывающие о финансовой грамотности.
Приложение №2
Утренний круг
Обсуждение проекта:
Дидактические игры
Приложение №3
Сюжетно ролевые игры
«Магазин»
«Почта»
«Сберегательная касса»
Приложение №4 «Походы в магазин за покупками»
Приложение №5
«Просмотр мультфильмов и чтение детских книг по финансовой грамотности»
Приложение №6
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezintatsiya_po_finansovoy_gramotnosti.pptx | 1.89 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность заключается в формировании полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, это поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.
Финансовая грамотность – это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их приумножать. Другими словами – это знание, позволяющее достичь финансового благополучия и оставаться на этом уровне всю свою жизнь.
С детства детям важно и нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет.
Цель: Изучить способы, методы и приёмы формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: • уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги; • осознавать взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» • признавать авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, экономность, • рационально оценивать способы и средства выполнения желаний.
Утренний круг.
К ниги и картотеки игр и загадок и сказок
«Пополнение и обновление игровых зон»
«Пополнение и обновление игровых зон»
«Сюжетно - ролевые игры» «Магазин»
« Почта»
«Сберегательный банк»
«Поход с родителями в магазин»
«Поход с родителями в магазин»
«Просмотр мультфильмов и чтение детских книг по финансовой грамотности»
«Дидактические игры»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников"
Экономическое воспитание дошкольников не только приближает ребенка к реальной жизни, обучая его ориентироваться в происходящем, но и формирует деловые качества личности. Оно должно быть направле...
Проект "Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников"
Проектная деятельность...
Проект "Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников"
Проект по финансовой грамотности...
Педагогический проект по формированию основ финансовой грамотности у старших дошкольников «Финансовая наука»
В нашем мире ребёнок встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнаёт, что такое: «моё», «твоё», «наше», «обмен», «деньги», ...
Педагогический проект «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников »
Новизна данного педагогического проекта заключается в отработке методических приемов по формированию финансовой грамотности со старшими дошкольниками....
Педагогический проект "Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников"
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделим...
Актуальный педагогический опыт: "Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников посредством дидактических игр"
Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять....