Формирование элементов финансовой грамотности детей дошкольного возраста в сфере трудового воспитания
презентация по основам финансовой грамотности

Винникова Елена Леонидовна

Чистой экономики в дошкольном периоде нет, но есть предпосылки экономического воспитания ребенка. Можно давать доступные знания, знакомить с бережливостью, экономностью, рациональностью, деловитостью. Экономика — есть искусство и правило ведения домашнего хозяйства. Именно такое определение подходит для дошкольного образования. Ребенок воспитывается только в деятельности. Когда речь идет об экономической культуре, деятельность должна быть трудовой.

Но труд – это важнейшая категория экономического воспитания, а финансы, деньги, стоимость, цена – это категории исходящие, состовляющие общее понятие категории труд.

Полезно и необходимо реализовать финансовую грамотность дошкольников только в системе наравственно-трудового воспитания – иначе теряется смысл работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Слайд 2

                           Чтоб не стало дитя, лишь беспомощным ртом

                           - Приучай его с детства заниматься трудом,

                            Чем он раньше познает, как хлеб достаётся

                            - Тем полезней ему будет в жизни потом!..        

                                                                                          Рубаи

Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном возрасте.

Слайд 3

Федеральный государственный образовательный стандарт  дошкольного образования  ставит задачу формирования общей культуры личности детей. Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности). Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности.

Слайд №4

Обучение основам финансовой грамотности приближает дошкольников к реальной жизни, помогает ориентироваться в происходящем, формирует деловые качества.

       Первое знакомство дошкольников с экономикой происходит в семье. Ребенок участвует в экономических процессах. Он вместе с родителями ходит в магазин, иногда сам делает покупки, ему дарят наличные деньги, он копит их, то есть, получает экономический опыт. Задача педагога не только дать какой-то объем экономических знаний, но и научить правильно этими знаниями распоряжаться.

         Ребёнок - дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но,  вместе с воспитателями и родителями,  путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретает доступные ему знания и поймёт, какое место экономика занимает в окружающей его действительности.

Слайд №5

 Труд – ведущая категория финансовой грамотности, и деньги – одна из ее составляющих, разрывать их нелогично.

Процесс освоения финансовой грамотности должен осуществляться на фоне трудового воспитания дошкольников:

- труд удовлетворяет потребность ребенка в самоутверждении, в познании собственных возможностей;
- трудовая деятельность детей дошкольного возраста тесно связана с игрой.

- труд детей дошкольного возраста носит ситуативный и необязательный характер;

- особенностью детского труда является и то, что эта деятельность находится в стадии развития и обязательно предполагает участие и помощь взрослого.

Для ребенка радость бытия, радость познания, радость взросления – это обычное состояние. Очень важно именно с малых лет прививать ребенку глубокое уважение к труду, к трудовой деятельности взрослых.

Слайд №6

Финансовая грамотность как способ трудового воспитания детей дошкольного возраста предполагает формирование позитивных установок к различным видам труда, навыков самообслуживания, элементарного бытового труда в помещении и на улице. Также в ходе образовательной деятельности у ребёнка воспитывается ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам. 

  В старшем дошкольном возрасте формируются представления о разнообразии профессий. Сегодня появилось очень много новых, ультрасовременных профессий, связанных с экономикой и бизнесом: программист, банкир, стилист, блогер и т. д. Каждый человек имеет свою профессию. Хорошая профессия позволит в будущем обеспечить достаток семьи.

Слайд № 7

Таким образом, цель формирования финансовой грамотности – это расширение финансового кругозора ребенка дошкольного возраста, а также развитие представлений о таких экономических качествах, как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономность: помочь дошкольнику осознать, что достичь экономических благ можно лишь упорным трудом, причем труд следует понимать не только как средство достижения этих самих благ, но и как созидание, как творческий процесс, приносящий радость и удовлетворения.

Слайд № 8

Образовательные задачи изучения основ финансовой грамотности перед вами на экране:
- Дать дошкольникам первичные финансовые и экономические представления;
- Обогатить словарный запас дошкольников основными финансово-экономическими понятиями, соответствующими их возрасту;
- Способствовать формированию разумных экономических потребностей , умению соизмерять потребности с реальными возможностями;
- Стимулировать мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам;
- Положить начало формированию финансово экономического мышления;
- Побуждение интереса к изучению мира экономики и финансов;
- Воспитание уважения к своему и чужому труду, добросовестному отношению к посильному труду;
- Воспитание нравственно-экономических качеств личности: трудолюбия, предприимчивости, добросовестности, ответственности и самоконтроля, уверенности в себе;
- Воспитание бережного отношения ко всем видам собственности (личной и общественной), семейному и общественному достоянию, материальным ресурсам;
- Побуждение к взаимопомощи и поддержке, желанию делиться и отдавать

Слайд№9

   Среди форм работы с детьми по  формирования финансовой грамотности можно выделить:

  • беседы, дискуссии; 
  • просмотр презентаций, мультфильмов, видеоэкскурсии; 
  • чтение художественной литературы; 
  • игровые ситуации, решение проблемных ситуаций; 
  • сюжетно-ролевые, дидактические, интерактивные, настольно-печатные игры; 
  • комплексные и интегрированные занятия. 

     Именно формы трудового воспитания можно считать фундаментом для развития финансового просвещения ребенка старшего дошкольного возраста. На основе знаний о содержании и особенностях труда взрослых у детей воспитывается интерес, уважение к людям разных профессий, желание приобщиться к их труду, ориентироваться на непростом рынке труда

      Главное помнить, что «изолировать» финансовую грамотность от проблемы нравственно – трудового воспитания нельзя. Дети должны знать, что деньги это – ценность, богатство, но также важно знать, как они зарабатываются

Слайд 10

Финансовую грамотность с детьми я начала с использования игровых технологий:

Игра – наиболее приемлемый способ обучения для дошкольников. Знания ему не навязываются: путем проб и ошибок ребенок делает для себя выводы, а педагог его направляет

Это знакомства детей с такими сюжетно-ролевыми играми, как «Семья», «Супермаркет», «Парикмахерский салон», «Кафе», «Аптека».

Слайд 11

Эти игры помогают сделать экономику понятной. В процессе игры создаются наиболее благоприятные условия для развития у детей интереса к экономическим знаниям, естественная, приближенная к реальности обстановка, а также устанавливается психологически адекватная возрасту ситуация общения.Мы сделали с детьми весёлые кошельки, вырезали деньги и монеты.

СЛАЙД №12

 Для достижения поставленной цели была создана игровая среда по проведению сюжетно - ролевой игры «Сбербанк», с которой мы знакомили ранее.  Создано своими руками пособие — лэпбук. К процессу создания лэпбука были привлечены воспитанники группы: ребята помогали вырезать карточки, конверты (по простым шаблонам), приклеивать элементы к пособию. Помогали и родители, например, принесли старые монеты, элементы оформления.

Слайд № 13

Чтобы дети познакомились с денежными знаками сделала дидактическую игру «Собери монеты в копилку».

Дети познакомились с такими понятиями, как «чек» и «цена»

 В ходе игр важно периодически создавать для детей проблемную ситуацию, требующую выбора: например, потратить в магазине все имеющиеся деньги или отложить часть и постепенно накопить на более крупную покупку. Потратить определенную сумму на лекарства или на новую одежду и т. д.   

 Слайд №14

Подобрала такие дидактические игры, в которых моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции, оказание платных услуг и др.

       Большую помощь оказали дидактические игры (печатные и изготовленные нами): «Кем быть?», т.к. детям нужно знать о том, какой профессией занимаются люди, его родители. «Хочу и надо», «Что можно и что нельзя купить за деньги», «Попробуй, объясни» «Денежка без сдачи», «Финансовые парочки», «Разрезные купюры», « Думай и богатей», « Мои потребности».

В дидактических играх уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки. 

Слайд №15

Большую роль в подготовке и проведении игр, бесед, занятий сыграло использование   картотеки сказок по финансовой грамотности и художественной литературы.

Дети познакомились с книгами по финансовой грамотности, такие как Т.Попова «Откуда берутся деньги?», «Сказки дядюшки            Хочу такой сайт

          Финансиста», Успенский «Простоквашино».

           Конечно же, мы вспомнили и про «Муху-Цокотуху» К. Чуковского, «Золотой ключик, или Приключения Буратино» А. Толстого и др. «Мена».

Не остались в стороне пословицы и поговорки о труде, деньгах, бережливости, добропорядочности.

Слайд №16

В работе с детьми старшего дошкольного возраста использую технологию mind-maps (ментальные-карты) позволяющую успешно формировать у детей старшего дошкольного возраста первичные предпосылки финансовой грамотности в условиях детского сада.

 Метод «интеллект-карт» был создан американским учёным и бизнесменом Тони Бьюзеном.

По-английски звучит следующим образом- «mind-maps». Буквально слово «mind» означает «ум», а слово «maps» – «карты». В итоге получаются карты ума. 

Слайд №17

Ментальная карта – это графический способ представления информации, который позволяет систематизировать информацию.

Этот способ имеет преимущества:

  • Наглядность. Тема, которую вы транслируете детям с помощью интеллект-карты, отображается компактно и наглядно. Это важно, потому что в дошкольном возрасте основным является наглядно-образное мышление. То есть метод учитывает возрастные особенности детей.
  • Привлекательность. У каждой интеллект-карты своя эстетика. Детям не только интересно, но приятно ее рассматривать.
  • Запоминаемость. Интеллект-карта заставляет работать оба полушария мозга. Благодаря тому, что она содержит разные образы, цвета, дети лучше запоминают информацию, которая изложена в карте.
  • Информативность. Интеллект-карта помогает выявить недостаток информации. Если не получается связать мелкие темы с общей темой, значит, между ними не хватает еще одного смыслового звена.
  • Креативность. Интеллект-карта развивает креативное мышление. С ее помощью дети находят нестандартные пути решения разных задач.
  • Инновационность. Интеллект-карта побуждает к новым идеям, способам действия

Слайд 18

Ментальна карта – информация, которая представлена в графическом виде с помощью рисунков, разных цветов и пространственных связей. В центре карты – общая тема (например, «Бюджет семьи»). От нее в разные стороны расходятся более мелкие темы или данные по мере уменьшения их общности. Ассоциации с общей темой интеллект-карты позволяют проследить ее взаимосвязи с более мелкими темами. Благодаря этому изложенную в карте информацию легче воспринимать, анализировать, систематизировать, запоминать.

Слайд 19, 20

В нашей группе был реализован проект:

«Семейный бюджет». Выяснили: кто может приносить доход в семью (папа, мама, дедушка, бабушка, старшие дети – студенты). Затем рассмотрели потребности семьи. Ребята с интересом рассказывали про семейный бюджет и потребность своей семьи. И в закреплении материала, составили ментальную карту «Доходы и расходы семьи»

Слайд 21

Проект «Профессии моей семьи».

 В центре мы схематично изобразили взрослых членов семьи, следующим кругом ассоциаций стало изображение конкретных профессий, третий круг – изображения предметов труда данных профессий. Развитие критического мышления – наблюдалось в выборе символов и способах расположения картинок.

Слайд 22

 Вся работа ведется при непосредственном участии взрослых (родителей, бабушек и дедушек, старших детей). Проводятся встречи с родителями, индивидуальные беседы, консультации на которых обсуждаются предстоящая работа по финансовой грамотности детей.  Воспитанники приносили из дома свои работы, составленные совместно с родителями. Кто-то составлял карту «Наша семейная копилка», «Как я помогаю маме» и др.

Слайд 23

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету»

К.Д.Ушинский

Слайд 24

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Методы и приемы работы с детьми по финансовой грамотности через трудовую деятельность

Чтоб не стало дитя, лишь беспомощным ртом - Приучай его с детства заниматься трудом, Чем он раньше познает, как хлеб достаётся - Тем полезней ему будет в жизни потом!..

        Рубаи

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей, в которую входит экономическая культура личности дошкольника, и характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности).

В дошкольной педагогике проблема экономического воспитания и обучения рассматривалась как составная часть трудового воспитания. Об этом свидетельствуют работы таких исследователей как Р. С. Буре, Л. С. Дзинтерс, И. В. Житко, Л. М. Казарян, Л. В. Крайновой, Л. Я. Мусатовой, В. Г. Нечаевой и др. Некоторые исследователи рассматривают данную проблему как синтез трудового, нравственного и идейно-политического воспитания, поэтому оно не считаться самостоятельным направлением.

Цель педагогического опыта - не только расширять экономический кругозор дошкольника, но и дать представление о таких экономических качествах, как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономность. Помочь дошкольнику осознать, что достичь экономических благ можно лишь упорным трудом, причем труд следует понимать не только, как средство достижения этих самих благ, но и как созидание, как творческий процесс, приносящий радость и удовлетворения.

Для формирования у детей старшего дошкольного возраста основ финансовой грамотностии систематизации знаний поставила перед собой следующие задачи:

1. Создать условия для формирования элементарных экономических знаний у детей.

2. Научить понимать и ценить окружающий предметный мир (как результат труда людей, видеть красоту человеческого творения и относиться к нему с уважением).

3. Развить эмоциональную сферу детей, умение понимать свое эмоциональное состояние, регулировать собственное поведение, формировать положительную самооценку, способность распознать чувства других людей.

4. Развить у детей навыки и привычки речевого этикета, культурного поведения в быту (вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях с разумными потребностями).

5. Формировать правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости.

Успех формирования финансовой грамотности у детей во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки.

Методы и приемы работы:

непосредственная образовательная деятельность, сюжетно-ролевые, дидактические, настольные игры, особый интерес вызывают интеллектуальные игры и развлечения, где дети решают познавательные, практические, игровые задачи. Логические задачи, задачи-шутки оживляют путь познания сложных экономических явлений. Они сочетают в себе элементы проблемы и занимательности, вызывают напряжение ума и доставляют радость, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений. Решение логических задач повышает интерес ребенка к экономическим знаниям, учит видеть за названиями и терминами жизнь, красоту мира вещей, природы. Проводятся экскурсии и беседы, с целью знакомства с людьми разных профессий. Проводятся беседы, с целью выявления насколько дети усвоили материал. Овладение экономическим содержанием осуществляется в процессе чтения художественной литературы. Чтение стихов, сказок, заучивание пословиц и поговорок воспитывает у детей лучшие нравственные качества. Многие пословицы и поговорки в обобщенной форме содержат идеи экономической целесообразности, нравственных ценностей, отношения к труду.

Труд и профессии. Дети узнают о том, что люди трудятся, чтобы прокормить себя и свою семью, чтобы сделать запасы на будущее, приносить пользу другим. В процессе труда люди создают, производят различные предметы, продукты труда. Производство невозможно без средств производства, с помощью которых осуществляется процесс производства продуктов труда. Для того чтобы что-то изготовить, необходимо знать способ изготовления, который называют технологией.

Созданные благоприятные, комфортные условия позволяют каждому ребенку найти собственный путь в «экономику» через игру, математику, рисование и т. д., обеспечивают формирование и потребности в познании, способствуют умственному и личностному развитию.

Предметно-развивающая среда.

лэпбук «Детям о деньгах»;+

папка с информацией, где хранятся деньги и конвертами с дидактическими играми; +

банкомат;

коробочка с загадками, пословицами про деньги и труд. Разрезными картинками +

Картотека игр

Необходимо с помощью игр и практик донести до детей, что: +

1. Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются! Объясняем, как люди зарабатывают деньги ,и каким образом заработок зависит от вида деятельности. +

2. Сначала зарабатываем – потом тратим. Рассказываем, что «из тумбочки можно взять только то, что в нее положили», – соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить. +

3. Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести. Объясняем, что цена – это количество денег, которые надо отдать, а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги – это посредник. +

4. Деньги любят счет. Приучаем считать сдачу и вообще быстро и внимательно +считать деньги.

5. Финансы нужно планировать. Приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде. +

6. Твои деньги бывают объектом чужого интереса. Договариваемся о ключевых правилах финансовой безопасности и о том, к кому нужно обращаться в экстренных случаях. +

7. Не все покупается. Прививаем понимание того, что главные ценности – +

жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь. +

8. Деньги мира.

Познакомить детей с валютой других стран. +

9. Коробочка с пословицами про труд, про деньги. Загадки. Разрезные картинки. +

Дидактические игры. +

10. Игра «Хочу-надо»

Цель: закреплять умение ориентироваться в понятиях «предметы роскоши» и «жизненно необходимые предметы»; учить дифференцировать предметы по степени их значимости, делая логические выводы. Научить определять разницу между «хочу» и «надо». +

11. Игра «Доход-расход»

Нужно поднять соответствующую сигнальную карточку и объяснить свой выбор: «плюс» или «минус». +

папа получил зарплату (доход);+ +

бабушка заболела (расход); - +

выиграли в лотерею (доход); + +

потеряли кошелек (расход); - и т.д. +

12. Игра «Кто кем работает?» +

Цель: расширить знания детей о профессиях и трудовых действиях; воспитать интерес к новым профессиям, уважение к труду взрослых. +

Суть игры: Дети берут картинки с изображением профессий. Должны составить рассказ при помощи схемы. +

13. Игра «Не ошибись» +

14. Экскурсия в банкомат. +

Цель: познакомить детей с работой банкомата, правилами пользования пластиковой картой. +

Игра «Магазин»

Цель. Дать возможность детям практически осуществить процесс купли-продажи; развивать умение «видеть» товар, цену (стоимость). +

15. Игра «Банк» +

Цель: расширить представление о банке, служащих банка и некоторых операциях, производимых в банке. Знакомство с правилами пользования банкоматом.

Деятельность ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в следующем сочетании: педагог-воспитанник, воспитанники-родители.

Схема воспитанники-родители включает в себя анкетирование с целью выявления проблемы; проведение консультаций по ознакомлению родителей с необходимостью воспитывать у детей экономическое начало; проведение родительских собраний для выявления трудностей в усвоении детьми или родителями экономических знаний; проведение совместных праздников и развлечений повышают интерес, доставляют радость, оживляют путь познания сложных экономических явлений.

Средства обучения

дошкольников финансово-экономической грамотности.

Для организации изучения основ финансовой грамотности должна быть

создана развивающая среда с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов. Для изучения основ финансовой грамотности решающее значение имеют средства обучения.

Общепринято их деление на:

- демонстрационные (применяемые взрослыми) и раздаточные (используемые детьми); визуальные (для зрительного восприятия);

- аудиальные (для слухового восприятия); аудиовизуальные (для зрительно-слухового восприятия); естественные (натуральные) и искусственные (созданные человеком);

- реальные (существующие) и виртуальные (не существующие, но возможные) и др.

В первую очередь рекомендуется использовать средства, направленные

на развитие деятельности детей:

- чтения (восприятия) художественной литературы (книги для детского чтения, в том числе аудиокниги, иллюстративный материал);

- познавательно-исследовательской (натуральные предметы для исследования,

макеты, карты, модели, картины и др.);

- игровой (игры, игрушки); трудовой (оборудование и инвентарь для разных видов труда);

- коммуникативной (дидактический материал, электронные образовательные ресурсы);

- продуктивной (оборудование и материалы для лепки, аппликации, рисования и конструирования);

- музыкально-художественной (детская музыка, музыкальные инструменты,

дидактический материал и др.);

- двигательной (оборудование для ходьбы, бега, ползания, лазанья, прыгания, занятий с мячом и другими предметами).

Рекомендуется активно внедрять и использовать средства, носящие

интерактивный характер (в диалоговом режиме, как взаимодействие ребенка и соответствующего средства обучения), поскольку наличие обратной связи

значительно повышает эффективность изучения.

Интеграция должна осуществляться гармонично, объединяя различные

предметы для того, чтобы внести целостность в познание дошкольником

окружающего мира, в том числе его экономической и финансовой областей.

вывод: Методы и приемы работы с детьми по финансовой грамотности через трудовую деятельность позволяют активизировать познавательную деятельность детей, совершенствовать коммуникативные качества. У дошколят появляется интерес к людям разных профессий, они стали бережнее относиться не только к игрушкам, но и к предметам окружения, творчески подходят к решению игровых задач, улучшились взаимоотношения в детском коллективе.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование предпосылок финансовой грамотности детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности» (из опыта работы)

   На сегодняшний день дети дошкольного возраста живут в иных экономических условиях. Их повсюду окружает реклама, а в их словарь включается все больше слов финансовой среды. Дети ран...

Формирование основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста.

Тема «Азбука денег» Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.Задачи: познакомить с понятием «деньги», «монета», &l...

Формирование основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста через сюжетно - ролевые игры.

Перспективное планирование, конспекты занятий, проект, игры по финансовой грвмотности....

Формирование основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста.

Экономическое воспитание дошкольников это новое направление в дошкольной педагогике. Современные дети участвуют вместе с родителями в покупках в магазине, в 4-7 лет дети могут иметь карманные ден...

Консультация для педагогов "Формирование основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста через сюжетно- ролевые игры"

Формирование основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста через сюжетно - ролевые игры.Сегодняшнее поколение живет в иных экономических условиях. Поэтому обучение основам эко...

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Целью статьи является расширение  основ для формирования финансово грамотного поведения детей старшего дошкольного возраста, как необходимого условия повышения уровня и качества жизни будущего гр...

«ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ».

laquo;ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ».учитель - логопед  ВАРЛАМОВА ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА...