«Формирование функциональной математической грамотности у детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации»
методическая разработка по основам финансовой грамотности (старшая группа)
«Формирование функциональной математической грамотности у детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.54 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование функциональной математической грамотности у детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации»
Одной из задач современного образования является - формирование функционально грамотных людей.
Педагоги, как никто понимают, что сегодня на первое место в мире выходит потребность быстро реагировать на все изменения, происходящие в жизни. Именно педагоги, благодаря своему умению самостоятельно находить, анализировать, применять информацию, адаптировать ее под конкретные условия, соответствуют современности и ритму жизни. Другими словами, речь идет о нашей функциональной грамотности, как способности человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе прикладных знаний. Вот виды грамотности, которыми должен владеть современный человек, чтобы решить максимально широкий диапазон жизненных задач.
В современном, быстро меняющемся мире, функциональная грамотность становится одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политической, экономической деятельности. На начальном этапе обучения главное - развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация.
Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка к школе требует формирования важнейших компетенций уже в предшкольный период воспитания.
Функциональная грамотность, как средство раскрытия учебных навыков и возможностей должна быть знакома детям уже в 6 - 7лет. Именно в этом возрасте создается базовая основа чтения, письма, математики и это является той благодатной почвой, которая впоследствии помогает будущему школьнику приобретать знания и учиться для себя, быть самостоятельным, уметь жить среди людей. Основной в образовательной деятельности является математика. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Основная цель - дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а, следовательно, предсказуем для человека.
Сегодня предлагаю уделить внимание функциональной математической грамотности. Почему? Так или иначе, математика повсюду, математика вокруг нас. С первых лет жизни и до глубокой старости человек постоянно обращается к числам, фигурам, правилам, сложившимся в математике.
Гениальный учёный Карл Гаусс говорил, что математика – царица наук, что в науке и жизни без математики – никуда. «Математику только затем учить надо, что она ум в порядок приводит» – это слова нашего гениального Михаила Ломоносова (слайд).
Особое значение в своей работе мы придаем формированию математической грамотности. Главной задачей ФЭМП является развитие словесно - логического мышления. Дело в том, что в дошкольном возрасте у детей хорошо развита механическая память. Для них не составляет труда запомнить порядковый и обратный счет. Однако осмысленно решать подобные примеры дети не могут, так как мышление у них наглядно - действенное и наглядно - образное.
Как же сформировать у детей интерес к математике? Человеческий мозг, тем более мозг ребенка не выдерживает однообразия. Чтобы ребенок полюбил математику, надо показать ее красоту и важность. Каждый ребенок талантлив по - своему. Нужно стараться хвалить каждого ребенка, сделать все зависящее для того, чтобы у ребенка возникла вера в свои возможности и желание добывать знания. Интерес - это ключ к знаниям, и его необходимо поддерживать в детях.
Как заинтересовать математикой? В процессе образовательной деятельности и в повседневной жизни нужно использовать различные «изюминки», которые хороши тем, что они будят фантазию ребенка, создают у них ощущение успеха, помогают оживить образовательную деятельность. Успех целиком зависит от игровых приемов, которые были выбраны для игры.
Как сформировать интерес к формированию элементарных математических способностей у ребенка? Через самостоятельность и активность, через поисковую деятельность как в саду, так и дома, создание проблемной ситуации, разнообразие игровых приемов в обучении, через новизну материала, эмоциональную окраску непосредственно образовательную деятельность. В нашей педагогической работе мы используем разнообразные методы и приёмы, которые активизируют учебную деятельность дошкольников, воспитывают у них активность, самостоятельность мышления, учат применять знания в процессе обучения:
- игровые проблемно - практические ситуации;
- игровые упражнения;
- дидактические игры;
- игры – эксперименты;
- игры – головоломки;
- логические загадки;
- индивидуальная работа;
- приход или встреча сказочного героя;
- внесение волшебного предмета;
- метод специально созданных ошибок.
Часто применяем такие задания как: игры с цифрами и числами, игры - путешествия во времени, игры на ориентировку в пространстве, игры с геометрическими фигурами, графические диктанты, упражнения деления целого на части. Также используем дидактический материал: блоки Дьенеша и палочки Кюизенера.
Основная цель использования дидактического материала «Блоки Дьенеша» направлена на то, чтобы научить дошкольников решать логические задачи: умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словом их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одно, одновременно два или три свойства, обобщать объекты по одному или трем свойствам с учетом наличия или отсутствия каждого.
Сначала предлагаются самые простые игры: «Найди все фигуры (блоки, как эта» по цвету (размеру, форме, «Цепочка», «Второй ряд», «Раздели фигуры». После освоения этих умений, усложняются задания: «Кто быстрее соберет блоки!», «Поручения», «На свое место». Важно, чтобы дети, выполняя игровую задачу, делали все быстро и качественно.
Вариантом логических игр для детей являются игры с обручами. При подготовке к подобным играм формируем у детей четкое представление о внешней и внутренней области по отношению к некоторой замкнутой линии. Подобные игровые упражнения проводятся, как индивидуально, так и с подгруппами детей.
Цветные счетные палочки Кюизенера предоставляют ребенку большие возможности для исследований: различения цвета, размера, количества, подводят детей к пониманию различных абстрактных понятий, таких как число, отношение, порядок следования, счет, измерение, мерка и др. Палочки Кюизенера содействуют интеллектуально - творческому развитию детей. При создании игровых ситуаций ребенок встречается с любимыми героями сказок «Михаил Иванович хозяин дома», «Мишутка со своим любимым стульчиком», «Театр карабаса барабаса». Он может «оживить» их как один, так и вместе с другими детьми. Показателем знаний детей является уровень понимания - это умение ребенка объяснить, определить признаки предмета, попробовать сформулировать по - другому.
Использование информационно - коммуникационных технологий в обучении и развитии детей дошкольного возраста является на сегодняшний день одним из приоритетных и изучаемых направлений. Образовательная деятельность по математике с использованием компьютера, предлагается в сочетании с традиционными методами, не заменяя обычные игры и образовательную деятельность, а дополняя их, входя в их структуру, обогащая педагогический процесс новыми возможностями. Компьютерные математические игры помогают закрепить, уточнить конкретное математическое содержание, способствуют совершенствованию наглядно - действенного мышления, формируют элементарные формы логического мышления, учат анализировать, сравнивать, обобщать предметы, требуют умения сосредоточиться на учебной задаче, запоминать условия, выполнять их правильно.
Знакомя детей с цифрами, используем игры такие, например, как «Слепи цифру из пластилина», «На что похожа цифра», «Найди предметы, окружающие нас, которые напоминают цифру». Дети учатся отгадывать загадки математического содержания, учат стихи о цифрах, знакомятся со сказками, в которых присутствуют цифры. Часто используем в своей работе игру «Изобрази цифру». Дети показывают цифру руками, пальцами. В парах детям нравиться писать друг у друга на спине или на ладошке, а также выкладывать из счётных палочек.
В разделе «Количество и счет», уместны следующие дидактические игры: «Какое число я задумала?»; «Назови число на единицу больше - меньше»; «Кто знает, пусть дальше считает»; «Какие числа пропущены?»; «Назови соседей».
При изучении геометрических фигур используем игры: «Пара слов», «Закрой двери в домиках», «Поезд геометрических фигур». Дети выкладывают фигурки, как по образцу, так и по памяти, используя в своей деятельности палочки «Кюизенера». Закрепляя геометрические фигуры, используем игры: «Геометрическое лото», «Найди и назови», «Кто, где живёт». Знание геометрических фигур (овал, круг) можно закрепить в дидактической игре «Подбери по форме». Ведущий кладет на стол карточку с изображением круга и говорит: «У кого имеются круглые предметы?» Каждый ребенок ищет в своих карточках круглый предмет - шар, пуговицу, часы, мяч, арбуз и т. д.
Для развития пространственных ориентировок у детей подобрали серию упражнений: «Помоги зайчику добраться до своего домика», «Помогите каждому муравью попасть в свой муравейник». В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т. е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения. Существует множество игровых приемов и упражнений, которые влияют на развитие творческих способностей у детей, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей. К таким упражнения относятся: «Что нужно нарисовать в пустой клетке?», «Определите, как должен быть раскрашен последний мяч», «Какой шарик нужно нарисовать в пустой клетке?», «Определите, какие окна должны быть в последнем домике?» и т. д.
Для закрепления понятия «величина» используем серию картинок «Посели каждое животное в домик нужного размера», «Назовите животных и насекомых от большого до самого маленького ил от маленького до большого».
При формировании циклических представлений играем с детьми в такие игры: «Раскрась, продолжая закономерность»; «Что сначала, что потом?»; «Какая фигура будет последней?».
В своей работе используем множество упражнений, различной степени сложности, в зависимости от индивидуальных способностей детей.
Таким образом, занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Функционально грамотный человек – это человек, способный использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широ...

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Функционально грамотный человек – это человек, способный использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широ...

Сценарий родительского собрания в ДОУ: «Формирование функциональной математической грамотности по средствам игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста»
дать представление родителям о формировании предпосылок функциональной математической грамотности детей старшей группы...

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Целью статьи является расширение основ для формирования финансово грамотного поведения детей старшего дошкольного возраста, как необходимого условия повышения уровня и качества жизни будущего гр...

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
Формирование предпосылок математической грамотности у детей раннего возраста через дидактические игры...

«Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации»
laquo;Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации»...

«ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ».
laquo;ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ».учитель - логопед ВАРЛАМОВА ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА...