«Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации»
методическая разработка (старшая группа)
«Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации»
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации»
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни.
Дети, так или иначе, рано включаются экономическую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне. На самом деле многие родители не понимают насколько важно приобщить ребенка к финансовой грамотности ещё с детства, ведь это полезный и правильный путь подготовки ребенка к жизни, его приспособленности к обществу.
Согласно ФОП ДО развитие финансовой грамотности относится к области социально-коммуникативного развития. В данной области основными задачами образовательной деятельности в сфере трудового воспитания являются:
• формировать представления о профессиях и трудовых процессах;
• воспитывать бережное отношение к труду взрослых, к результатам их труда;
• развивать самостоятельность и инициативу в трудовой деятельности по самообслуживанию, хозяйственно-бытовому, ручному труду и конструированию, труду в природе;
•знакомить детей с элементарными экономическими знаниями, представлениями об окружающем мире и о финансовых потребностях.
В последнее время очень часто слышно, что ребенок не ценит труд взрослого, не бережет вещи, просит покупать дорогие игрушки. Такое поведение детей обусловлено финансовой безграмотностью.
Финансовую грамотность дошкольников необходимо формировать в тесной взаимосвязи с игровой деятельностью. Различные виды игр включают в себя познавательное и воспитательное содержание, что позволяет интегративно решать задачи по формированию у дошкольников знаний финансовой грамотности.
Актуальность работы состоит в том, чтобы посредством игр обучить детей основам финансовой грамотности, максимально полно использовать интерес детей, чтобы войти в мир экономики, расширить их
Педагог обогащает представления детей о труде взрослых, знакомит детей дошкольного возраста с разными видами производительного и обслуживающего труда.
В ДОУ создаются образовательные ситуации по ознакомлению детей с конкретными профессиями взрослых, демонстрируется возможные связи между профессиями, обращается внимание детей на содержание каждой профессии в соответствии с общей структурой трудового процесса.
Педагог формирует представление детей о современной технике, в том числе цифровой, её разнообразии, создает образовательные ситуации для знакомства детей с конкретными техническими приборами, показывает, как техника способствует ускорению получения результата труда и облегчению труда взрослых.
Успех формирования финансовой грамотности у детей во многом зависит от методов и приемов, которые мы используем, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения и навыки.
Основные методы в работе воспитателя это игровые.
Усвоение новой информации успешно проходит в сюжетно-ролевых играх как: «Кафе», «Банк», «Аптека», Магазин», «Туристическая поездка» и др.
В ходе игры важно периодически создавать для детей проблемную ситуацию, требующую выбора: например, потратить в магазине все имеющиеся деньги или отложить часть и постепенно накопить на более крупную покупку? Потратить определённую сумму на лекарства или на новую одежду?
Хороши и дидактические, подвижные игры и игровые упражнений с экономическим содержанием, такие как: «Бюджет», «Хочу и надо», игры с мячом «Что где продают?», «Где пригодится», «Кто что производит», «Кому что нужно», «Купи другу подарок», «Копилка», «Веселые повара», «В доме зарплата».
Театрализованные игры включают в себя мини-спектакли по сюжетам обучающих сказок, где актерами выступают сами дети или куклы. Материалом для обыгрывания служат народные сказки «Курочка ряба», «Колосок», «Репка», «Муха-цокотуха» и др.
Кроме того используется художественное слово: пословицы, поговорки, загадки, чтение и обсуждение художественных произведений, которые помогают воспитывать морально-нравственные качества и представления об экономической целесообразности, отношению к труду, к деньгам.
Художественная литература не только формирует предпосылки читательской грамотности, но и помогает им использовать приобретаемые знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности.
Беседы побуждают ребенка сравнивать, рассуждать, обобщать, выделять наиболее значимые факты.
Помимо игровых и словесных методов в работе применяются наглядные технологии: наблюдения, просмотр мультфильмов и презентаций, рассматривание картин, плакатов, коллажей, которые помогают приобщению детей к труду взрослых, развитию интереса к совершению покупок, усвоению норм и правил разумного экономического поведения.
В старшем дошкольном возрасте можно применять практические упражнения, экспериментирование с деньгами. Исследование помогает активизировать поисковую активность и по ее результатам сделать определенные выводы (например, путь товара от производителя к потребителю и пр.)
Таким образом, используя разные методы и приемы в совокупности, а также современные технологии, мы формируем первоначальные представления о финансовой культуре и готовим ребенка к дальнейшему восприятию более сложных экономических представлений, развиваем личность дошкольника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интеллектуальной игры по формированию финансовой грамотности для детей в возрасте от 5 до 7 лет "Что? Где? Когда?"
Интеллектуальная игра "Что? Где? Когда?" содействует финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, активизирует имеющиеся у детей экономические знания....
проект по формированию финансовой грамотности у детей старшего возраста
Проект составлен в соответствии с принципами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО).Проект по формированию основ финансовой грамо...
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Целью статьи является расширение основ для формирования финансово грамотного поведения детей старшего дошкольного возраста, как необходимого условия повышения уровня и качества жизни будущего гр...
Методическая разработка (для работы с родителями по финансовой грамотности детей) Интерактивный практикум для родителей по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Устами младенца»
Актуальной и противоречивой темой в дошкольных образовательных учреждениях, стала тема воспитания у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности. К сожалению, многие взрослые люди не умеют ...
Проект по формированию финансовой грамотности у детей среднего возраста "Открытия Феечки Копеечки".
Данный проект расчитан для работы по направлению "Финансовая грамотность" в средней группе детского сада....
Формирование финансовой грамотности у детей младшего возраста возраста
Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять.Федеральный го...
«ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ».
laquo;ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ».учитель - логопед ВАРЛАМОВА ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА...