Перспективный план работы МБДОУ «Золотой петушок» по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста 5-7 лет на 2024-2025г.
материал по основам финансовой грамотности

Прудникова Татьяна Сергеевна

Цель: Сформировать основы финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

- сформировать первичные экономические понятия;

- сформировать умение детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию

- объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, цена, стоимость - с одной стороны и нравственными понятиями, такими, как бережливость, честность, экономность, щедрость и т. д.;

- сформировать умение детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т. д.)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективный план работы МБДОУ «Золотой петушок»

по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста 5-7 лет

на 2024-2025г.

Цель: Сформировать основы финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

- сформировать первичные экономические понятия;

- сформировать умение детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию

- объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, цена, стоимость - с одной стороны и нравственными понятиями, такими, как бережливость, честность, экономность, щедрость и т. д.;

- сформировать умение детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т. д.)

Тема

месяц

Работа с

 детьми

Работа с педагогами

Работа с

родителями

«Финансовая азбука»                                                        

Сентябрь

1.Беседа с детьми «Что такое потребности?» ( Потребности как экономическая категория.Основные потребности и желания.) Словесная игра «Что мне нужно?»
2.Рассуждения «Что необходимо человеку?» (Разнообразие потребностей человека. Жизненно важные потребности человека. Потребности в безопасности и сохранении здоровья: потребности в воздухе, воде, солнце, жилье, пище, одежде и т. п.)

3. Образовательное событие «Азбука денег»

4. Квест игра по финансовой грамотности «Деньги любят счёт»

5. Настольная игра- лото «Азбука финансовой грамотности «Расходы и доходы»»

6. Чтение произведений детской художественной
литературы с экономическим содержанием
:С. Я. Маршак «Кошкин дом», «Телефон»; русские народные сказки: «Жадная старуха», «Как коза избушку построила; А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»; 5. Показ мультфильмов:«Уроки тетушки Совы», 7 серия «Потребности и возможности»; «Богатый бобренок»,  1-3 серий.

Мастер – класс « Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста»

1.Консультация «Зачем ребенку экономика».

2. Памятка для родителей по финансовому воспитанию

3. Консультация «Чем отличаются потребности от желаний?», «Правильный выбор: куда тратить деньги»

«Что такое семейный бюджет? Планируем вместе»

Октябрь

1.Беседа с детьми «Идем в магазин» или «Как правильно делать покупки», «Как приходят деньги в семью? Что такое семейный бюджет» «Чем пахнут ремесла?» (о важности труда, разнообразии профессий)                                                                                                  2. .Д. и. «Кто что делает?», «Денежный поток», «Бюджет моей семьи», «Семейные расходы», «Что можно купить за деньги» (сформировать представления о расходах семьи, понимание основных потребностей семьи и способов их удовлетворения)

3.  Образовательное событие «Путешествие с Монеткой по стране Экономике»

4.Чтение произведений детской художественной
литературы с экономическим содержанием:
Э. Н. Успенский «Трое из Простоквашино»

6. Сюжетно-ролевые игры «Магазин», «Кафе», «Супермаркет»

7. Показ мультфильмов:«Уроки тетушки Совы»: 3 серия «Семейный бюджет»; 4 серия «Карманные деньги»; 5 серия «Умение экономить»; «Каникулы в Простоквашино»; «Богатый бобренок»,  10 серия.

  1. Мастер-класс «Воспитываем в детях финансовую грамотность»

2. «Краевой  семейный финансовый фестиваль»

1. Квест игра для родителей «Дружи с финансами»

2.«Краевой  семейный финансовый фестиваль»

3.  Памятка «Платные поручения».                                                

Без труда нет жизни на земле.

Работа с детьми.

Ноябрь

1.Беседы с детьми«Что такое труд?» (Первичное понимание экономических терминов: труд, профессия, специальность, продукт труда), «Труд – основа жизни», «Профессии моих родителей» 

2.Д. и. «Что создается трудом», «Как продукт труда в товар превращается», «Угадай профессию по продукту труда», «Назови профессии», «Кто трудится, кто играет», «Кто что производит», «Кому что нужно», «Кто чем занимается», «Где был Петя»  

3. Станционная игра «Удачная покупка»

 4.Викторины «Угадай профессию», «Услуга или товар».  

5. Образовательное событие «Почему взрослые работают»

 6.Чтение произведений детской художественной
литературы с экономическим содержанием:
 «Петушок и два мышонка», Д. Родари «Чем пахнут ремесла»; С. В. Михалков «А что у вас?», «Как печатали вашу книгу?»

7. Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Аптека»

8. Показ мультфильмов: «Уроки тетушки Совы», 6 серия «Работа и зарплата»; «Доктор Айболит»; «Незнайка учится»; «Рекс-спасатель»;«Богатый бобренок», 5 серия

Консультация

«Воспитание

финансовой

 грамотности детей

дошкольного возраста».

1.  Родительское собрание «Как подготовить ребенка к разумному обращению с деньгами»

2. Мастер-класс для родителей «Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста»

 Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны.

Декабрь

1.Беседы с детьми «Как придумали деньги», «Какие бывают деньги, как они выглядят и откуда берутся».

2.Д. и.«Исправь ошибку в размене», «Назови монету», «Какое слово лишнее», «Придумываем деньги для группы», «Как потопаешь, так и полопаешь», «Денежкин домик», «Копилка», «Волшебный кошелек», «Какие бывают доходы? (деньги и их назначение)»

3. Образовательное событие «Открываем супермаркет»

4.Чтение сказки «Трудовые деньги», «Где живут денежки?»

5.Обсуждение «Как деньги попадают к нам в дом», «Трудовая денежка всегда крепка».

6.Игровая ситуация «Волшебные превращения денежки»

7..«Дом, где живут деньги» (Экскурсия в банк)  

9.Сюжетно-ролевая игра «Сбербанк»

10. Чтение произведений детской художественной
литературы с экономическим содержанием:
 Э. Н. Успенский «Бизнес крокодила Гены»; А. Н. Толстой«Приключения Буратино»; Г.-Х. Андерсен «Огниво», «Серебряная монета»;

11.Показ мультфильмов: «Уроки тетушки Совы»: 1 серия «Что такое деньги?»; 10 серия «О банке»; 11 серия «Кредиты и депозиты»; 12 серия «Безналичные деньги»;  «Богатый бобренок»,  12 серия,

                         1. Семинар-практикум «Креативная экономика.

Финансовая грамотность дошкольников»

Рекомендации родителям по финансово – экономическому воспитанию детей в семье.

Покупаем, продаем и обмениваем.

Январь

1. Беседы с детьми «Потребности и желания», «Где покупают и продают разные товары»,«Стоимость и цена товара»,  «Как складывается стоимость товара», обсуждение

2. Рассказ «Про капризного Артема», обсуждение.

  3.Мини-спектакль «Желания Волчонка Зубастика».

 4.Сказка «Что за птица?»(обмен), «Как старик корову продавал» (что может реклама) -  обсуждение                            

 5.Д. и. «Выбираем: дорого - дешево, выгодно - невыгодно», «Сколько это стоит?», «Угадай, где продаются», «Магазин игрушек», «Монополия», «Что и когда лучше продавать», «Бартерный обмен»

6.Проблемная ситуация «Рекламное агентство»                        

7. Сюжетно-ролевая игра  «Ярмарка» (учить детей рассказать о своём товаре и привлечь покупателя – первичное представление о рекламе товара).                                                                  «Как Миша из покупателя превратился в продавца»                                                            

1.Консультация «Покупаем. Потребности и желания»

2.Рекомендация для родителей«За покупками всей семьёй»

Тратим разумно, сберегаем и экономим. 

Февраль

1.  Беседы с детьми«Тратим разумно, экономим», «Копим и сберегаем»

2.Мини-спектакль «Хочу и могу», «Мишкина копилка», «День рождения»

3.Творческое занятие «Наша мастерская» (ремонт книг, игрушек, экономия материала)

4. Моделирование проблемных ситуаций «У Мишутки сломалась игрушка», «Копилка Винни Пуха», «Как Миша учился деньги делить»

5.Викторина «Разумные траты сказочных героев», загадки

6.Д.и. «Деньги получил – ерунды накупил», «Угадай, кто это?», «Продолжи предложение», «Наоборот», «Что дешевле?», «Прием гостей»

7. Сюжетно-ролевая игра «Открываем бутербродную, закупаем товар», «Магазин «Детский мир».

8. Игровая ситуация «Для чего нужен сберегательный банк»

Мастер – класс «Мастерская гнома Эконома».

1.Консультация «Учите ребенка планировать семейный бюджет»

2. Папка-передвижка «Мы копим».                                  3.Памятка «Учим правильно тратить»

Учимся занимать и отдавать долги.

Март

1.Беседы с детьми «Долги», «Заплатить долг скорее, так будет веселее», «Кредиты и займы».

2.Чтение рассказа Валентины Осеевой «Долг» и русских поговорок «Долги к земле придавили», «Умей взять, умей и отдать!», « Бери да помни!», « Не штука занять, штука отдать», « В долг брать легко, а отдавать тяжело».

3.Мини-спектакль «Долг платежом красен»

4.Д. и. «Занять и одолжить, «Монополия»

5. Квест-игра  по финансовой грамотности «Мы ребята, умные»

Мастер- класс «Поле финансовых чудес»

 Консультация

«Введение детей старшего дошкольного возраста в мир финансов»

Богатство и бедность.

Апрель

1. Беседы с детьми «Сделал дело – гуляй смело!», «Все по плану!»

2.Мини-спектакль «Все по плану!»

3.Д. и. «Наши цели», «План на следующий день», «Собери вместе», «Хочу – надо», «Какие бывают доходы»

4. Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Сбербанк», «Кафе»

5. Квест- игра «Три богатыря и Семейный бюджет»

6. Читаем и обсуждаем сказки «Бедные богатые», «Ум и богатство» (абазинские народные сказки).                                      

1.Тематический стенд «Учимся планировать».                               2. Папка– передвижка «Мы планируем».                                       3. Консультация для родителей «Финансовая грамотность дошкольников»

Май

1.Беседы с детьми «Хочу купить все», «Жадность», «Бедность»                                                                                                  2. Чтение рассказа «Как Валюша бабушке сон покупала» - обсуждение, В. Сухомлинского «Жадный мальчик»                                                                                            3.Мини-спектакль «Бережливые друзья»

4.Читаем о щедрости и жадности и изображаем щедрость и жадность:  – «Жадина» Аким Яков; – «Жадина» Татьяна Казырина; – «Жадина» Эмма Мошковская

5. Показ мультфильма «Уроки тетушки совы», «Фиксики–«Как делают деньги»

6.Обсуждаем поговорки: – Всех конфет не переешь, всех одежд не переносишь. – Сам потонет, а воды не даст. – Щедрый бедности не знает.

1.Памятка «Как не вырастить жадину».                          2.Консультация «Богатство и бедность»

Составитель: ст. воспитатель  Т.С.Прудникова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы с детьми по теме «Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности»

Перспективный план работы с детьми по теме «Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности» ...

Перспективный план работы с детьми по теме «Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности»

Перспективный план работы с детьмипо теме «Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности»...

Долгосрочный проект для детей старшей возрастной группы «Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста»

Долгосрочный проект для детей старшей возрастной группы «Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста»...

План работы с детьми и родителями на 2022-2023г. по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста 5-7 лет

Цель: Совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности. Помочь детям пяти-шести–семи лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать...

Сборник методического консультативного материала для работы с родителями по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста «Дошкольник и финансы»

Развитие  современного общества происходит настолько быстро и интенсивно, что сложно порой перестраиваться и «выживать» в условиях неблагополучной экономической и финансовой ситуации ...

«Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации»

laquo;Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации»...