Проект "Маленькие экономисты" для детей младшего дошкольного возраста
проект по основам финансовой грамотности

Крикунова Ольга Николаевна

Формировать предпосылки финансовой грамотности у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_malenkie_ekonomisty.docx60.04 КБ

Предварительный просмотр:

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ КРАСНОТУРАНСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«БЕЛЛЫКСКИЙ ДЕТСКИЙ САД»

662664, Красноярский край, Краснотуранский район, село Беллык, улица  Ленина, дом 47, тел (3913) 474290,

E-mail: ugleva.ol@yandex.ru

C:\Users\цк\Desktop\картинки\0.jpg

Паспорт проекта

«Маленькие экономисты»

для детей младшего дошкольного возраста

Вид проекта:

Информационно – практико – ориентированный.

Продолжительность проекта:

Краткосрочный – январь - май

Участники проекта:

Воспитатель, дети, родители.

Разработала: Крикунова О.Н.

с. Беллык 2025

Оглавление:

  1. Актуальность проекта……………………………………………………………………………………………………….3
  2. Цель проекта…………………………………………………………………………………………………………………3
  3. Задачи проекта..……………………………………………………………………………………………………………...3
  4. Принципы реализации проекта …………………………………………………………………………………………….4
  5. Условия реализации проекта ……………………………………………………………………………………………….4
  6. Формы реализации проекта..………………………………………………………………………………………………..5
  7. Методы формирования финансовой компетентности ……………………………………………………………………5
  8. Ожидаемый результат ………………………………………………………………………………………………………5
  9. Этапы проекта ……………………………………………………………………………………………………………….6
  10. Перспективный план реализации проекта …………………………………………………………………………………7
  11. Литература ………………………………………………………………………………………………………………….10

Атуальность проекта: Дошкольный возраст – является важным и неповторимым периодом в жизни каждого человека. Именно в этом возрасте у ребенка устанавливается связь с внешним миром. В дошкольном возрасте ребенок познаёт окружающий мир с помощью практического опыта. Благодаря практическому опыту, ребенок с радостью  открывает и познает  для себя окружающий мир. Сегодня финансовое просвещение детей является неотъемлемой частью дошкольного образования. Это новое направление в педагогике, и возникло оно не случайно. На сегодняшний день финансовая грамотность – это глобальная социальная проблема, и как правило она касается наших детей с самого раннего возраста. Все дети рано или поздно, включаются в экономическую жизнь: они сталкиваются с понятием «деньги», «покупки», «магазин», видят огромный поток информации с телеканалов ТВ, радио, и уже овладевают первичными знаниями.

Дискуссионным остается вопрос, как приобщить детей к финансовой грамотности, не перегружая их сложными терминами, не вдаваясь в подробности экономических механизмов, не лишая их счастливого и беззаботного детства. А ответ прост: только в игре, ведь это ведущая деятельность ребенка – дошкольника. Именно через игру ребёнок осваивает и познаёт мир.

Цель проекта:  Создать условия для формирования финансовой грамотности у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры.

Задачи проекта:

Образовательные:

  • Формировать предпосылки финансовой грамотности у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры;
  • Научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и их разумного использования;
  • Научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (походы в магазин, посещение кинотеатра, проезд в транспорте и т.д.);
  • Вовлечь родителей в образовательный процесс в ознакомлении с миром профессий, приобретении финансовых и социальных знаний и понятий;
  • Создать плодотворное партнерское взаимодействие с участниками проекта.

Развивающие:

  • Развивать познавательный интерес детей к вопросам финансовой грамотности и применению этих знаний на практике;
  • Развивать речь, внимание, мыслительные операции, воспитывать любознательность в процессе познавательно-игровой деятельности.

Воспитательные:

  • Воспитывать в детях бережливость, экономность, финансовую грамотность через дидактические  игры, через чтение  сказок, через просмотр мультфильмов.

Принципы реализации проекта:

  • Принцип от простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным;
  • Принцип наглядности;
  • Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс;
  • Принцип доступности;
  • Принцип систематичности и последовательности;
  • Принцип целенаправленности;
  • Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка.

Условия реализации проекта:

Проект реализуется в ходе совместной деятельности воспитателей, детей и родителей воспитанников.

Формы реализации проекта: 

  • Дидактические игры;
  • НОД;
  • Беседы;
  • Чтение художественной литературы;
  • Просмотр мультфильмов.

Методы формирования финансовой компетентности:

  • Игровые;
  • Метод вопросов;
  • Метод повторения;
  • Индивидуальная беседа;
  • Разъяснение;
  • Проигрывание положительных ситуаций.

Ожидаемый результат: 

Для детей:

  • Приобретение  первичных знаний социально-экономического характера у детей младшего возраста через дидактические игры;
  • Усвоение следующих вопросов: как зарабатываются деньги, как сберегаются деньги, на что тратятся деньги;
  • Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками;
  • Повышение интереса к изучению социально-экономического мира.

Для родителей:

  • Участие родителей в совместной продуктивной деятельности;
  • Повышение педагогической культуры родителей в проблеме взаимодействия с детьми по экономическим вопросам.

Для педагогов:

  • Повышение квалификации в вопросах формирования и развития финансовой грамотности у младших дошкольников через дидактические игры;
  • Повышение уровня взаимодействия в педагогическом коллективе.

Этапы проекта:

Этапы проекта

Содержание

Срок реализации проекта

 I - подготовительный

  • Изучение справочной, методической, энциклопедической литературы по теме проекта;
  • Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту « Маленькие экономисты»;
  • Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта;
  • Подбор наглядного материала, художественной литературы, дидактических игр по теме проекта;
  • Создание комфортной предметно-развивающей среды;
  • Разработка  перспективного  плана по реализации проекта.

Январь 2025 год

II – практический

  • Работа по перспективному плану.

Январь - май 2025 год

III – заключительный

  • Представление результатов проекта среди коллектива педагогов МБДОУ;
  • Создание картотеки дидактических игр по финансовой грамотности;
  • Отчет по итогам образовательного проекта «Маленькие экономисты»;
  • Публикация на персональном сайте и на сайте ГОСВЕБ.

Май  2025 г.

Перспективный план реализации проекта

Направление деятельности

Содержание деятельности

Сроки реализации

Исполнители и соисполнители

Работа с детьми
Мероприятия по формированию финансовой грамотности.

Работа с родителями
Методика формирования основ финансовой грамотности в дидактических играх в домашних условиях.
Совместные мероприятия с родителями, детьми и воспитателями.

Беседа: «Монеты», «Купюры», «Деньги».

НОД: «Деньги – какие они?».

Пальчиковая игра: «Будем денежки считать», «Покупка», «Клад».

Дидактические игры: «Разложи монетки по кошелькам», «Копилка».

Физкультминутки: «Заяц продавец», «Монетка».

Чтение сказок: «Петушок и два мышонка», «Про доверчивого мышонка и мамину зарплату», «Домашнее хозяйство».

Просмотр мультфильмов: «Как старик корову продавал», «Простоквашино. Клад»,  «Азбука денег. Уроки тётушки Совы».

Консультация: «Что такое деньги?»

Выставка рисунков: «Кошелёк».

Январь – февраль 2025

Воспитатель и дети

Воспитатель

Родители, дети и воспитатель

Работа с детьми
Мероприятия по формированию финансовой грамотности.

Работа с родителями
Методика формирования основ финансовой грамотности в дидактических играх в домашних условиях.
Совместные мероприятия с родителями, детьми и воспитателями.

Беседа: «Для чего нужны деньги?», «На что можно потратить деньги?».

НОД:

Пальчиковая игра: «Пин – код», «Магазин», «Будем денежки считать».

Дидактические игры: «Цветная копилка», «Разложите товар», «Разложи монетки по кошелькам».

Физкультминутки: «Гном», «Монетный двор».

Чтение сказок: «Как братья разбогатели», «Чтобы жить хорошо, нужно потрудиться!», «Клад».

Просмотр мультфильмов: Серии мультфильма «Фиксики»: «Деньги»; «Копилка»; «Как делают деньги».

Консультация: «Упражнения для развития финансовых навыков».

Выставка поделок: «Копилочка».

Март – апрель 2025

Воспитатель и дети

Воспитатель

Родители, дети и воспитатель

Работа с детьми
Мероприятия по формированию финансовой грамотности.

Работа с родителями
Методика формирования основ финансовой грамотности в дидактических играх в домашних условиях.
Совместные мероприятия с родителями, детьми и воспитателями.

Беседа: «Откуда берутся деньги?», «Все ли можно купить за деньги?».

НОД: «Приключение волчонка в стране финансовой грамотности».

Пальчиковая игра: «Покупка», «Магазин», «Будем денежки считать».

Дидактические игры: «Копилка», «Что можно купить, а что нельзя купить за деньги», «Хочу! Надо!».

Физкультминутки: «Находка», «Монетки».

Чтение сказок: «Лесное кафе», «Золотая репка», «Копилка».

Просмотр мультфильмов: Мультфильм «Смешарики» – Азбука финансовой грамотности; Азбука денег тетушки Совы – Работа и зарплата.

Создание картотеки дидактических игр.

Консультация:  «Взаимодействие педагогов и родителей в решении задач экономического воспитания дошкольников».

Фотовыставка:  «Семейный бюджет».

Май 2025

Воспитатель и дети

Воспитатель

Родители, дети и воспитатель

Литература:

1. Шаталова А.Д. Деньги. – М.: Издательство «Ювеста», 2003.

2. Блискавка Е. Дети и деньги. Самоучитель семейных финансов для детей. – М.: ОК Пресс, 2019.

3. Шатова А.Д, Аксёнова Ю.А., Кирилов В.Л., Мищенко И.С. Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования для детей 5–7 лет. – М: 2018.

4. Шорыгина Т.А. Беседы об экономике: Методические рекомендации. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: ТЦ Сфера, 2024.

5. Дмитриев М.О., Пархаев О.К.и др. Энциклопедия для детского сада.Деньги. – М.:РОСМЭН, 2024.

Интернет-ресурсы

www.cbr.ru – официальный        сайт        Банка         России.

fincult.info – сайт Банка России по        финансовой грамотности «Финансовая культура».

вашифинансы.рф – сайт национальной программы повышения финансовой        грамотности граждан «Дружи с финансами».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...

Родительское собрание в группе младшего дошкольного возраста «Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста»

Родительское собрание в группе младшего дошкольного возраста«Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста»...

Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Вместе весело играть» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Вместе весело играть»

Интеграция: социализация; чтение художественной литературы; коммуникация.Цель: развитие умения детей различать фигуры и выделять по цвету, форме и величине.Задачи: Образовательные:- упражнять де...

Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель»

Интеграция: чтение художественной литературы; коммуникация; социализация.Цель: развитие умение детей рисовать пальчиками вертикальную линию,состоящую из точек.Образовательные:- развивать умение ...

СЕЗОННЫЕ ИЗМЕНЕИЯ В ПРИРОДЕ. Основы экологической культуры в младшем дошкольном возрасте. Ознакомление с природой детей младшего дошкольного возраста.

СЕЗОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИРОДЕ. Основы экологической культуры в младшем дошкольном возрасте. Ознакомление с природой детей младшего дошкольного возраста.Карпова Л.В., воспитатель г.Томск МАДОУ №85...

Мастер-класс для родителей детей младшего дошкольного возраста на тему: «Мама, я сам! Развитие самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста»

Мастер-класс для родителей детей младшего дошкольного возраста на тему «Мама, я сам! Развитие самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста»Цель: приобщение родителей к совместно...