Перспективное планирование по формированию предпосылок финансовой грамотности
календарно-тематическое планирование по основам финансовой грамотности
Перспективное планирование для работы с детьми 3 - 7 лет, по возрастам
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnoe_planirpovanie_po_formirovaniya_predposylok_finansovoy_gramotnosti_.docx | 77.04 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 20» ЕМАНЖЕЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДПОСЫЛОК ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Попова Т. И.
воспитатель первой квалификационной категории
МБДОУ «д/с № 20»
г. Еманжелинск, 2025г.
Перспективное планирование по формированию предпосылок
финансовой грамотности детей младшей группы
Цель: Формирование финансовой грамотности и финансового опыта детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности и художественной литературы.
Задачи:
1)Дать детям первичные представления о таких экономических понятиях как, бедный – богатый, щедрый – жадный, расточительный – бережливый, трудолюбивый – ленивый, труд (работа) и продукт труда (товар), стоимость, зарплата, бартер, реклама.
2)Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий.
3)Формировать у детей интерес к профессиональной деятельности взрослых.
4)Дать первичные представления о сущности, функции и видах денег; о понятии семейный бюджет.
5)Расширять знания детей о потребностях, учить понимать, чем отличаются потребности от желаний.
6)Воспитывать у детей такие нравственные качества как: экономность, бережливость и честность, трудолюбие и благотворительность.
Месяц | Тема мероприятия | Используемые технологии и форма проведения | Задачи |
Сентябрь 1-2 неделя | «Труд – основа жизни» | Беседа: «Что такое труд?» Чтение сказки: «Терем-теремок» Д/и «Кому, что нужно для работы» | Расширять знания детей о профессиях, продолжать учить правильно называть трудовые действия и орудия труда. Воспитывать уважение к трудовому человеку. Закрепить представления детей о различных профессиях и результатах деятельности. |
3-4 неделя | «Домашний труд» | Беседы: «Как я помогаю маме, папе», «Мои домашние обязанности», «Я помощник» Чтение сказки: «Петушок и бобовое зёрнышко» | |
Октябрь 1-2 неделя | «Профессии наших родителей» | Беседа: «Мамина, папина профессия» Д/и «Чудесный мешочек» | Закрепить профессии родителей детей. Воспитывать уважение к людям труда, стимулировать интерес к труду родителей продолжать учить правильно называть трудовые действия и орудия труда. Подвести к выводу о важности всех профессий и уважительном отношении к людям любых профессий. |
3-4 неделя | С/р игра «Магазин», «Больница» Фотогазета «Труд моих родителей» | ||
Ноябрь 1-2 неделя | «Всякая вещь трудом создана» | Беседа, обсуждение, рассматривание иллюстраций: «Всякая вещь трудом создана» Д/и «Что из чего сделано» | Дать понятие о том, что одни предметы, сделанные руками человека (посуда, мебель и т.д.), другие созданы природой (камень, шишки). Формировать понимание того, что человек создаёт предметы необходимые для его жизни и жизни других людей (мебель, одежда, обувь, посуда, игрушки и т.д.) Воспитывать бережное отношение к предметам окружающей среды. |
3-4 неделя | «Наша мастерская» | Выставка детских работ «Что сделано руками человека», «Что сделано природой» | Учить изображать предметы природой и руками человека: рисуем, клеим, вырезаем, лепим и пр. |
Декабрь 1-2 неделя | «Деньги-денежки» | Беседы: «Деньги», «Как придумали», «Как деньги попадают к нам в дом» Чтение и обсуждение сказки о деньгах: К.И. Чуковский «Муха-Цокотуха» | Познакомить с понятиями: монета, купюра, банковская карта. Развивать умение различать монеты от бумажных купюр. Ребенок должен понимать, зачем надо копить и сберегать, как можно копить. Закрепить представления детей о денежных знаках, поощрять проявление творчества и фантазии. Развивать выразительную и связную речь. |
2-3 неделя | С. Михайлов «Как старик корову продавал» (просмотр мультфильма) «Собери монетку», «Разложи монетки по копилкам», а также чтение сказки «Про кошелек», | ||
Январь 3-4 неделя | «Наша мастерская» | Изготовление денег для игр «Деньги нашей группы» Инсценировка сказки «Как старик корову продавал» | |
Февраль | «Труд других людей» | Настольно-печатная игра «Кому, это нужно для работы» | Углублять знания детей о профессиях, правильно называть орудия труда. |
Март | «Денежные единицы» | С/и «Идем за покупками в магазин» Лото «Подбери картинку» | Продолжать знакомить с денежными единицами. Развивать мышление, логику. |
Апрель | «Домашний сельскохозяйственный труд» | Помощь родителям в посадке семян Словесная игра «Наш огород» | Воспитывать трудолюбие, интерес к ведению домашнего хозяйства. |
Май | Мониторинг |
Перспективное планирование по формированию предпосылок
финансовой грамотности детей средней группы
Цель: расширять экономический кругозор дошкольника, дать представление о таких экономических качествах, как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономность. Помочь дошкольнику осознать, что достичь экономических благ можно лишь упорным трудом, причем труд следует понимать не только, как средство достижения этих самих благ, но и как созидание, как творческий процесс, приносящий радость и удовлетворения.
Задачи:
• Создать условия для формирования элементарных экономических знаний у детей.
• Научить понимать и ценить окружающий предметный мир (как результат труда людей, видеть красоту человеческого творения и относиться к нему с уважением.
• Помочь детям осознать на доступном уровне взаимосвязь понятий: «труд – продукт - деньги» и «стоимость продукта в зависимости от качества».
• Развивать эмоциональную сферу детей, умение понимать свое эмоциональное состояние, регулировать собственное поведение, формировать положительную самооценку, способность распознать чувства других людей.
• Воспитывать у детей навыки и привычки речевого этикета, культурного поведения в быту (вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях с разумными потребностями).
• Расширять круг представлений о мире, человеческих отношениях.
• Формировать правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости.
Месяц | Тема мероприятия | Используемые технологии и форма проведения | Задачи |
Сентябрь 1-2 неделя | «Всех профессий на свете не счесть». | Д/игры: «Продукты труда – наши добрые дела», «Назови, кто что делает» Чтение: Б. Заходер «Строители» (хрестоматия). Презентация «Всех профессий на свете не счесть». Чтение сказок: «Терем-теремок», «Хаврошечка», «Морозко», «Мужик и медведь» | Создать условия для положительной мотивации к изучению финансовой грамотности, обобщению знаний о труде взрослых. Научить детей устанавливать зависимость между результатами трудовой деятельности и профессией человека, воспитывать интерес к людям разных профессий. Закрепить представления детей о различных профессиях и результатах деятельности. Расширять знания детей о профессиях, продолжать учить правильно называть трудовые действия и орудия труда. Воспитывать уважение к трудовому человеку. Закрепить представления детей о различных профессиях и результатах деятельности. |
3-4 неделя | Профессии разные нужны | Беседа: «Профессии разные нужны». Д/игры: «Что нужно для работы?», «Чудесный мешочек», «Место работы», «Кто кем работает?» Составление рассказа «Кем я хочу стать» Чтение стихотворения Михалкова С. «А что у вас?» Проблемная ситуация «Самая важная профессия» Создание альбома «Мир профессий», Книжки-малышки «Кем я хочу стать» | Систематизировать знания детей о мире профессий, научить устанавливать зависимость между результатами трудовой деятельности и профессией человека. уточнить знания детей о профессиях, воспитывать любознательность и уважение к труду. Познакомить детей с понятиями «рабочее место», «рабочее время», «орудия труда», «инструменты», «предмет и продукт труда», «продукция». Подвести к выводу о важности всех профессий и уважительном отношении к людям любых профессий. |
Октябрь 1-2 неделя | «Профессии наших родителей» | Д/И: «Самая нужная профессия», «Сфера деятельности», «Мамина профессия» Отгадывание загадок о профессиях Заучивание пословиц и поговорок о труде и лени. Чтение и обсуждение книги А. Кардашовой «Простые волшебники» Фотогазета «Труд моих родителей» Оформление выставки рисунков «Труд моих родителей» | Познакомить с профессиями родителей детей. Воспитывать уважение к людям труда и осуждение лентяев, мнимых «многоделов». Подвести детей к мысли, что работа по душе – великое благо, которым следует дорожить. Показать необходимость разных профессий в жизни людей, их ценность для общества. Закрепить знания детей о профессии, пополнить их новыми сведениями, воспитывать любознательность. Стимулировать интерес к труду родителей и желание больше знать о нем, осознание того, что родители «простые волшебники». |
3 неделя | «Современные профессии» | Беседа «Современные профессии» Д/игра: «Я – менеджер». Рассматривание альбома: «Современные профессии». Викторина «Кто знает больше профессий». | Дать детям первоначальные представления о современных профессиях: бизнесмен, визажист, дизайнер, маркетолог, менеджер, программист, охранник, телеведущий, рекламный агент и т. д. |
4 неделя | Наша мастерская | Творческо-трудовая деятельность | Учить изображать предметы и инструменты разных профессий: рисуем, клеим, вырезаем, лепим и пр. |
Ноябрь 1-2 неделя | Всякая вещь трудом создана. | Беседа «Всякая вещь трудом создана». Чтение Е. Благинина «Не мешайте мне трудиться» (хрестоматия). Д/игра: «Кто знает, пусть дальше продолжает». «Все работы хороши». Викторина «Кем создана вещь?». Обсуждение сказки К.Д. Ушинского «Два плуга» | Подвести детей к выводу о том, что все вещи рукотворны, в них вложен огромный труд, поэтому их надо беречь. Расширять знания детей о труде взрослых. Закрепить представления детей о сложном процессе производства продуктов труда, воспитывать бережное отношение к окружающим вещам как результату труда людей. Прививать интерес к миру профессий через игры соревновательного характера. |
3-4 неделя | Предприятия города | Сюжетно-ролевая игра «Салон красоты» (работа в подгруппах) Рассматривание альбома «Предприятия города» Д/игра: «Знаешь ли ты свой трудовой город?» | Систематизировать знания детей о многообразии трудовой деятельности родного города. Обогатить новыми впечатлениями о родном городе. Акцентировать внимание детей на ассортименте продукции, выпускаемой предприятиями города, и на профессиях горожан. |
Декабрь 1 неделя | Предприятия торговли и их особенности | Д/игра: «Угадай, где продаются», «Группируем товары», «Товарный поезд», «Что откуда берется?» Отгадывание загадок о торговле | Сформировать представления о видах предприятий торговли и их особенностях. Расширить словарный запас детей понятиями «супермаркет», «рынок», «ярмарка», «касса». |
2 неделя | Творческое занятие «Творческая мастерская» | Создание поделок для ярмарки. Сюжетно-ролевая игра «Ярмарка» | Развивать у детей желание изготавливать поделки для продажи |
3 неделя | Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет» | Диагностика знаний и умений детей | Закрепление материала |
Январь 3 неделя | Деньги | Беседа «Деньги». Просмотр мультфильма: «Уроки совы - Что такое деньги». Чтение и обсуждение сказок о деньгах: К. И. Чуковский «Муха-Цокотуха» Ш. Перро «Кот сапогах» С. Михайлов «Как старик корову продавал» Беседа: «Где можно заработать деньги». | Различать достоинство купюр, считать; совершать покупки, определяя цену товара при помощи денег. Дать детям элементарные понятия о деньгах, о купле, продаже. Воспитывать предприимчивость. Воспитывать бережливость, расчетливость, смекалку, трудолюбие; осуждать жадность. Воспитывать уважение к людям, стремящихся честно зарабатывать деньги. |
4 неделя | Заработанные деньги. | Игра-беседа «Как люди обмениваются результатами своего труда при помощи денег?» Викторина «О какой сказке идёт речь?» Д/и: «Какие бывают доходы?» Создаем деньги нашей группы Арифметические задачи «Как посчитать и проверить деньги?» | Познакомить детей с понятиями «зарплата», «пенсия». Развивать представления о местах приобретения товаров разных видов, о том, где можно торговаться в цене, а где – нет. Воспитывать уважение к людям, стремящихся честно зарабатывать деньги. |
Февраль 1-2 неделя | Путешествие в прошлое денег | Беседа: «Путешествие в прошлое денег». Д/игра: «Изобретаем деньги будущего». Игра-занятие: «Интересные покупки». лэпбук «Деньги». | Рассказать о происхождении денег и слова «рубль». Познакомить со старинными монетами и купюрами нашей страны, объяснить, что в обращении их использовать нельзя. Закрепить представления детей о денежных знаках, поощрять проявление творчества и фантазии. Различать достоинство купюр, считать; совершать покупки, определяя цену товара при помощи денег. |
3-4 неделя | Денежные знаки разных стран | Беседа: «Денежные знаки разных стран». Д/игра: «Три дорожки». Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Банк». | Дать детям понятие о том, что в каждой стране есть свои деньги, что лучше обменивать деньги при подготовке к зарубежному путешествию. Расширять представления детей о разнообразии стран, их денежных знаках. Подвести к выводу о важности всех профессий и уважительном отношении к людям любых профессий. |
Март 1-2 неделя | Товар и цена | Д/игры: «Что сегодня я куплю», «Что быстрее купят», «Дешевле – дороже», «Товары и услуги» «Кукла Маша купила». С/ролевые игры: «Бартер – обмен товарами и услугами», «Стоимость труда различна» Ситуационно-ролевая игра «Стоимость труда различна» Оригами «Кошелёк» Чтение сказок: «Лисичка со скалочной», «Мена», «Выгодное дело», В. Катаев «Дудочка и кувшинчик» | Объяснить переход вещи из товара в личную собственность и обратно, а также неприкосновенность личной собственности. Подвести к выводу о том, что любой товар имеет свою цену. Познакомить с понятием бартер – обмен товарами и услугами» Обсудить с детьми на примерах, от чего зависит цена товара, упражнять в нахождении ответов на вопросы с финансовым содержанием. Обогатить словарный запас детей понятиями «товар», «цена», ценник», «личная собственность», «дороже», «дешевле». Начать разговор о том, что не все в мире продается и покупается. |
3-4 неделя | Сколько заработал – столько и купил | Беседа: «Сколько заработал – столько и купил». Д/игры: «Кукла Маша купила», «Магазин игрушек», «Что может купить кот?». С/ролевые игры: «Магазин игрушек», «Продуктовый магазин». | Учить детей делать покупку с учетом «заработанных» денег, соотносить свои желания и возможности в условиях игровой ситуации. Закрепить умение определять товар по названным признакам, активизировать в речи детей экономические термины: купил-продал, цена, дороже - дешевле. Предоставить детям возможность практически осуществить процесс купли – продажи, развивать умение видеть товар (материал, место производства, цену). Формировать представление о том, что необходимо соотносить цену товара с количеством имеющихся денег, воспитывать желание помочь коту. Предоставить детям возможность практически осуществить процесс купли – продажи, развивать умение видеть товар (материал, место производства, цену). |
Апрель 1-2 неделя | Какие у нас потребности? | Рассказ-беседа: «Какие у нас потребности?». Д/игры: «Потребность – возможность», ««Надо» и «хочу»» Лэпбук «Наши потребности» Беседа «А о чем мечтаешь ты?» Игра-ситуация «Сколько труда стоят наши мечты?» Чтение сказок «Жадная старуха», «Иван-царевич и серый волк», «Как коза избушку построила». | Познакомить детей с понятием «потребности» и видами потребностей по признакам. Учить различать товары и услуги, моделировать финансовые понятия. Раскрыть решающую роль труда в удовлетворении потребностей. Формировать разумные потребности. Признать значимыми такие нравственные качества, как щедрость, благородство, отзывчивость. Познакомить дошкольников с квалификацией расходов: желаемые, обязательные и непредвиденные. |
3-4 неделя | Семейный бюджет | Беседы: «Состав семейного бюджета», «Как сохранить Семейный бюджет». Д/игра: «Какие бывают доходы?». Чтение и обсуждение сказки: А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Д/игра: «Ты сегодня папа и получил зарплату». Беседа-размышление: «Чего нельзя купить за деньги». Творческое занятие «Делаем копилку» | Познакомить детей с составляющими семейного бюджета. Расширить словарный запас детей понятиями «бюджет», «доход», «пенсия», «стипендия», «детское пособие». Закрепить понятия «деньги», «зарплата». Воспитывать умение вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях, связанных с деньгами. Уточнить знания детей об основных и дополнительных доходах, упражнять в самостоятельном определении видов доходов. Начать разговор о том, что не все в мире продается и покупается. Учить изготавливать копилку, развивать фантазию. |
Май 1-2 неделя | Дом, в котором живут деньги | Беседа: «Дом, в котором живут деньги» Д/игра: «Дом, в котором живут деньги». Сюжетно-ролевая игра: «Банк». Игра «Умники и умницы». | Дать детям простейшие сведения о сберкассе, развивать интерес к труду взрослых (сберкасса). Познакомить детей с деятельностью банка, его основными функциями. Разъяснить детям, почему удобно и выгодно хранить деньги в банке, что такое проценты. Закрепить полученные детьми знания по темам «Труд – продукт» и «Деньги и цена». |
3 неделя | Что такое реклама | Рассказ – беседа: «Что такое реклама?». Составление рассказа: «Реклама моей игрушки», «Моя игрушка лучше всех». Просмотр мультфильма: «Как мужик корову продавал». С/ролевая игра: «Рекламное агентство». | Дать представления о рекламе, о ее назначении. Развивать интерес и положительное отношение к рекламе. Учить правильно воспринимать рекламу. Развивать детское творчество, находчивость, изобретательность. |
4 неделя | Развлечение: «В поисках клада» | Раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «банкнота»; закрепить знания детей о внешнем виде современных денег. |
Перспективное планирование по формированию предпосылок
финансовой грамотности детей старшей группы
Цель: сформировать предпосылки финансовой грамотности, как компонента ранней профориентации, у детей старшего дошкольного возраста; обобщить знания детей о профессиях в процессе совместной и самостоятельной деятельности детей через «погружение» в реальные практические ситуации.
Задачи:
1.Сформировать первичные экономические понятия;
2. Научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;
3. Объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, цена, стоимость – с одной стороны и нравственными понятиями, такими, как бережливость, честность, экономность, щедрость и т.д.;
4. Научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер;
5.Научить применять полученные знания умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.
№ | Занятие /мероприятие | Содержание | Педагогическая технология |
Сентябрь – ситуация месяца «Окружающий мир как результат труда людей» | |||
1 | Труд – основа жизни | Трудиться означает что-то делать, созидать для себя, на благо своей семьи, близких людей, друзей, домашних питомцев и пр. Любой труд – это хорошо, сидеть без дела – это плохо. Виды домашнего труда. | Беседа, игра-соревнование Технология «Клубный час» «Мои домашние обязанности», тематический стенд о труде, ИКТ, «Рефлексивный круг» |
2 | Работать и зарабатывать | Работать означает трудиться за вознаграждение. Зарабатывать – получать вознаграждение за выполненную работу (также можно заработать наказание за провинность, проступок и т.п.). | Технология «Клубный час» Беседа, ситуационные задачки, игра «Вот так заработали!». «Рефлексивный круг», «Клуб по интересам». |
3 | Все работы хороши, выбирай на вкус | Знакомство с профессиями в контуре опережающей профориентации дошкольников. Продукты труда: товары и услуги. Продукты труда используются человеком для себя или для продажи (товар). | «Клуб по интересам» (работа в малых группах). Игра: «Что создается трудом», вопрос-ответ «Все профессии важны», загадки и пр. «Рефлексивный круг». |
4 | Не могу сидеть без дела | Разговор о труде и трудолюбие. Труд работников детского сада. | Технология «Клубный час». Беседа, ситуационные задачки, проблемные ситуации, «Рефлексивный круг». |
Октябрь - ситуация месяца «Что такое деньги, откуда они берутся» | |||
1. | Как придумали деньги | Деньги – мера оценки труда (вознаграждение за проделанную работу), универсальное средство обмена (инструмент обмена товаров и услуг). | Технология «Клубный час». Беседа, чтение, разгадываем загадки, рассказ. «Клуб по интересам» (работа в малых группах). Рефлексивный круг». |
2. | Какие бывают деньги, как они выглядят и откуда они берутся Путешествие «Деньги разных стран мира» | Виды денег (монеты, банкноты). Система финансирования (карманные деньги). Изготовление денег: печать, чеканка. Рассмотреть на иллюстрациях деньги разных стран, сходство, разница. Закрепляем понятия «деньги», «труд», «доходы», «расходы». | «Клуб по интересам» (работа в малых группах). Беседа, исследование, чтение, игра – придумываем деньги для группы. проблемные ситуации, «Рефлексивный круг». Тематический стенд «Какие деньги были и какими стали». Веб-квест «Путешествие с Гномом Экономом». |
3. | Как деньги попадают к нам в дом. Трудовая денежка всегда крепка | Труд и доходы. Вознаграждение за честный труд, заработная плата родителей, пенсия дедушек и бабушек. Считайте деньги в своем кармане, а не в чужом. | Технология «Клубный час». Беседа, обсуждение, игра «Как потопаешь, так полопаешь», рассказ «Отец и сын». Проблемные ситуации. «Рефлексивный круг». |
4. | «Тратим деньги с пользой» | Закрепление темы «Что такое деньги, откуда они берутся». | Социальная акция |
Ноябрь – ситуация месяца «Покупаем» | |||
1. | Потребности и желания | Домашнее хозяйство, главные потребности человека, желания и капризы. Соотносим потребности, желания и возможности. | «Клуб по интересам» Исследование: что необходимо человеку для жизни, игра «Выбираем самое важное», ситуационные задачки, рассказ «Про капризного Артема», обсуждение в «Рефлексивном круге». |
2. | «История про заек Мазаек» | Различаем разницу между желаниями и потребностями. Учимся задавать себе вопрос и оценивать: действительно ли мне нужна та или иная вещь, игрушка и пр., есть ли возможность это купить. | Технология «Клубный час». Беседа, обсуждение, игра «Учимся оценивать», рассказ воспитателя. Проблемные ситуации. «Рефлексивный круг». Интерактивный мини-спектакль |
3. | Где покупают и продают разные товары? | Торговые предприятия: магазины, киоски, ларьки, базары, рынки, ярмарки. | «Клуб по интересам» (работа в малых группах). Игра «Где что купить?», экскурсия в магазин. Обсуждение в «Рефлексивном круге». |
4. | «Деньги получили- ерунды накупили» | Оценка ситуации: действительно ли мне нужна та или иная вещь, игрушка и пр., есть ли возможность это купить. | Игровая технология. Проблемная ситуация. «Рефлексивный круг». |
Декабрь – ситуация месяца «Продаем и обмениваем» | |||
1. | Наша мастерская | Изготовление товаров для магазинов, ярмарки: рисуем, клеим, вырезаем, лепим и пр. | Изготовление необходимых предметов для пополнения «Клубов по интересам». Творческо-трудовая деятельность. Социальная акция «Для сада». |
2. | Стоимость и цена товара | Разбираем цепочку товар-стоимость-цена. Определяем стоимость товара (сделанных поделок: затраченные материалы, наше время и наш труд) и формируем цену. | Технология «Клубный час». Игра «Сколько это стоит?», беседа «Как складывается стоимость товара», обсуждение. «Рефлексивный круг». |
3. | Реклама вокруг нас: хорошо или плохо? Дизайн «Реклама товара» | Раскрыть смысл предназначения рекламы, механизм её создания; формируем правильное отношение к рекламе, используя наблюдения, рассказы детей, организуя продуктивную деятельность | Рекламные акции собственных поделок, книжек для чтения в группе, игрушек для мини-спектаклей. Проблемные ситуации. «Рефлексивный круг». |
4. | Выгодно – невыгодно. Русская ярмарка | Волшебные правила для покупателя и продавца, обмен, подарок, реклама. . | Технология «Клубный час». «Клуб по интересам» Ситуационные задачи, игра «Выбираем: дорого-дешево, выгодно-невыгодно». Экскурсия на рынок. Инсценирование ярмарки, игра-праздник «Русская ярмарка»: покупаем и продаем свои поделки, торгуемся, обмениваемся, заключаем торговые соглашения, веселимся. Сказка «Что за птица?» – обмен, сказка «Как старик корову продавал», «Что может реклама» – обсуждение в «Рефлексивном круге». |
Январь – ситуация месяца «Тратим разумно, сберегаем и экономим» | |||
1 | Тратим разумно, экономим | Деньги зарабатываются трудом, и поэтому тратить их необходимо только с пользой, относиться к ним бережливо. Бережливый человек всегда богаче. Воспитываем бережное отношение к труду и деньгам. | Технология «Клубный час». Беседа, чтение, обсуждение, игра.Клуб по интересам – творческая мастерская.Лепка из соленого теста (товар для открытия бутербродной).«Рефлексивный круг». |
2. | Открытие производства. | Работать означает трудиться за вознаграждение. Зарабатывать – получать вознаграждение за выполненную работу. Воспитываем бережное отношение к труду и деньгам | Экскурсия в «Шах – фуд». Сюжетно-ролевая игра «Открываем бутербродную». Интеллектуальная игра «Тратим разумно, сберегаем, экономим». «Рефлексивный круг». |
3. | Магазин или супермаркет. Где выгодно? | Знакомство, виды магазинов. Различие между магазином и супермаркетом. Почему цены в магазине отличаются?.. | Технология «Клубный час». Экскурсия в магазин «Хозтовары» и супермаркет «Магнит». Беседа, чтение, обсуждение, игра. «Клуб по интересам».«Рефлексивный круг». |
Февраль – ситуация месяца «Учимся занимать и отдавать долги» | |||
1. | Занимаем и одалживаем | Знакомимся с понятиями «одалживать», «занимать». Занять – взять что-то взаймы на время, одолжить – дать что-то взаймы на время. | Беседа, ситуационные задачки, игра «Занять и одолжить». «Клуб по интересам».«Рефлексивный круг». |
2. | Долги | Знакомимся с рассказом Валентины Осеевой «Долг» и русской поговоркой «Долги к земле придавили». Выясняем, что долг может быть не только денежным, невыполненные обещания – это тоже долг. | Чтение, обсуждение, читаем рассказ «Долг», обсуждаем рассказ и русскую поговорку. Технология «Клубный час». Проблемные ситуации. «Рефлексивный круг». |
3. | Заплатить долг скорее, так будет веселее | Осознаем, что если взял что-то в долг на время, обязан вовремя вернуть (возвратить). | Технология «Клубный час». Обсуждаем русские пословицы: - Умей взять, умей и отдать! - В долг брать легко, а отдавать тяжело. «Рефлексивный круг». |
4 | Семейный бюджет: доходы и расходы семьи. | Вводим понятие семейный бюджет, расходы и доходы семьи (обучение, медицина, питание, одежда, ЖКХ, бензин, проезд, отдых и т.д.). Находим ответы на вопросы: в каких случаях есть необходимые расходы, а в каких случаях стоит подождать с покупками? Кто такой друг? Для чего нужны друзья? Когда друзья помогают в беде? Что такое личные деньги, принцип накопления. Что такое копилка? Изготовление копилки. | Технология «Клубный час». Творческая мастерская. Сюжетно-ролевые игры. Проблемные ситуации. «Рефлексивный круг». |
Март – ситуация месяца «Планируем» | |||
1. | «Ребенок в мире экономики» | Формировать экономическое мышление через закрепление экономических понятий (деньги, товар, заработная плата); профессии связанные с экономикой; учить воспринимать и ценить окружающий мир, как результат труда людей; раскрыть сущность понятия «доход» (заработная плата, пенсия), познакомить детей с ведением хозяйства. | Технология проектной деятельности. Технология «Клубный час». Творческая мастерская. Сюжетно-ролевые игры. Проблемные ситуации. «Рефлексивный круг». |
2. | «Труд-продукт-деньги» | Обобщить представление о денежных знаках (монета, купюра) России и других стран; формировать на доступном уровне взаимосвязь понятий «труд - продукт – деньги» и то, что стоимость продукта зависит от качества. | Технология проектной деятельности. Технология «Клубный час». Творческая мастерская. Сюжетно-ролевые игры. Проблемные ситуации. «Рефлексивный круг». |
3. | Все по плану | Знакомим с понятием «план». Объясняем важность составления планов. Закладываем основы планирования. Начинаем с планирования своего дня.
| Технология «Клубный час». Игра «План на следующий день», папка-передвижка «Мы планируем», беседа. «Рефлексивный круг». |
4. | Выгодная покупка | Учимся организовывать свое время. Учимся решать несложные экономические задачи. Например: игровое задание – рассчитай сумму покупки в первом и во втором магазине, определи, в каком из магазинов выгоднее совершать покупки. | Игра «Мы планируем», обсуждение. Экономические задачки. Технология «Клубный час». Творческая мастерская. Сюжетно-ролевые игры. Проблемные ситуации. «Рефлексивный круг». |
Апрель – ситуация месяца «Богатство и бедность» | |||
1. | Наше богатство | Выясняем, что не все продается и покупается, что главные ценности (жизнь, мир, друзья, солнце, близкие люди и пр.) за деньги не купишь. Формируем представление об истинных ценностях и богатстве человека. | Технология «Клубный час». Технология ТРИЗ. Беседа, ситуационные задачи, игра «Что нельзя купить?», читаем и обсуждаем рассказ «Как Валюша бабушке сон покупала». Читаем и обсуждаем сказки «Бедные богатые», «Ум и богатство». «Рефлексивный круг» |
2. | Щедрость и жадность | Разбираемся, что такое корысть, жадность и почему это плохо. Обсуждаем такое качество человека, как щедрость, изображаем при помощи художественных приемов. | Технология «Клубный час». Читаем и обсуждаем рассказ В. Сухомлинского «Жадный мальчик», обсуждаем поговорки, пословицы. |
3. | Бережливость | Осознаем, что бережливый человек всегда умеет трудиться, мастерить своими руками и радоваться от того, что сделал что-то самостоятельно. Бережливость, трудолюбие, благородство, честность – качества человека с правильным отношением к деньгам | Интерактивный мини-спектакль «Секрет белочки». Технология «Клубный час». Творческая мастерская. Сюжетно-ролевые игры. Проблемные ситуации. «Рефлексивный круг». |
4. | Форд-боярд от Старца Фура | Обобщение и систематизация знаний, умений, навыков по финансовой грамотности. | Игровые технологии. Технология «Клубный час». |
Май – ситуация месяца «Окружающий мир как результат труда людей»
| |||
1 | Труд – основа жизни | Трудиться означает что-то делать, созидать для себя, на благо своей семьи, близких людей, друзей, домашних питомцев и пр. Любой труд – это хорошо, сидеть без дела – это плохо. Виды домашнего труда. | Беседа, игра-соревнование Технология «Клубный час» «Мои домашние обязанности», тематический стенд о труде, ИКТ, «Рефлексивный круг» |
2 | Работать и зарабатывать | Работать означает трудиться за вознаграждение. Зарабатывать – получать вознаграждение за выполненную работу (также можно заработать наказание за провинность, проступок и т.п.). | Технология «Клубный час» Беседа, ситуационные задачки, игра «Вот так заработали!». «Рефлексивный круг», «Клуб по интересам». |
3 | Все работы хороши, выбирай на вкус | Знакомство с профессиями в контуре опережающей профориентации дошкольников. Продукты труда: товары и услуги. Продукты труда используются человеком для себя или для продажи (товар). | «Клуб по интересам» (работа в малых группах). Игра: «Что создается трудом», вопрос-ответ «Все профессии важны», загадки и пр. «Рефлексивный круг». |
4 | Не могу сидеть без дела | Разговор о труде и трудолюбие. Труд работников детского сада. | Технология «Клубный час». Беседа, ситуационные задачки, проблемные ситуации, «Рефлексивный круг». |
Перспективное планирование по формированию предпосылок
финансовой грамотности детей подготовительной к школе группы
Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.
Задачи:
- сформировать первичные экономические понятия;
- научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;
- объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, цена, стоимость – с одной стороны и нравственными понятиями, такими, как бережливость, честность, экономность, щедрость – с другой;
- научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т. д.)
Месяц | Тема мероприятия | Форма проведения | Задачи |
Тема 1. «Тратим разумно, сберегаем и экономим» | |||
Сентябрь | Тратим разумно, экономи м | Деньги зарабатываются трудом, и поэтому тратить их необходимо только с пользой, относиться к ним бережливо. Бережливый человек всегда богаче. Воспитываем бережное отношение к труду и деньгам | Беседа, чтение, игра «Деньги получил - ерунды накупил». Викторина «Разумные траты сказочных героев». Загадки: «Угадай, кто это?». С/ролевая игра «Открываем бутербродную, закупаем товар» |
Мини- спектакль «Хочу и могу» | Учимся различать понятия: хочу и могу. Наши желания «Хочу», а наши возможности и ресурсы «Могу». Формируем ответственное отношение к принятию решения, которое проявляется в тесной взаимосвязи желаний и реальных возможностей по их осуществлению | Интерактивный мини -спектакль | |
Октябрь | Копим и сберегаем | Уясняем: зачем надо копить и сберегать, как можно копить, копить непросто, но полезно, ответственно и важно | Ситуационные задачи, папка-передвижка «Мы копим», обсуждение, игра «Копим и сберегаем» |
Мини- спектакль «Мишкина копилка» | Закрепляем понятия: откладывать, копить, сберегать. Обыкновенная копилка поможет понять, как важно прилагать усилия к тому, чтобы обрести желаемую вещь, научит экономить и даст возможность распоряжаться личными деньгами | Интерактивный мини- спектакль
| |
Ноябрь | Творческое занятие «Наша мастерская» | Развивать у детей потребность радовать близких добрыми делами, экономить, беречь свои вещи | Дети занимаются посильным ремонтом игрушек и пр., в том числе принесённых из дома. Делают поделки и экономят материал: бумагу, краски, пластилин и пр. |
| Мини- спектакль «День рождения» | Узнаём, что о подарках надо думать заранее, подарки надо подбирать или мастерить с умом. Бережливость, экономия – это разумное отношение к расходам (они не бессмысленны, а направлены на достижение конкретных целей), результатам труда; забота, умение делиться и отдавать, в случае острой необходимости прийти на помощь ближнему, поделиться своими сбережениями, порой абсолютно бескорыстно | Интерактивный мини -спектакль |
Тема 2. «Учимся занимать и отдавать долги» | |||
Декабрь | Занимаем и одалживам | Знакомимся с понятиями: одалживать, занимать. Занять -взять что-то взаймы на время, одолжить - дать что-то взаймы на время | Беседа, ситуационные задачи, игра «Занять и одолжить». Папка - передвижка «Занимаем и одалживаем» |
Долги | Знакомимся с рассказом Валентины Осеевой «Долг» и русской поговоркой «Долги к земле придавили». Выясняем, что долг может быть не только денежным, невыполненные обещания – это тоже долг | Чтение, обсуждение, читаем рассказ «Долг». Обсуждаем рассказ и русскую поговорку | |
Январь | Заплатить долг скорее, так будет веселее | Осознаём, что если взял что- то в долг на время, обязан вовремя вернуть (возвратить). Воспитываем ответственность: если не уверен, что это получится, лучше не обещать и не занимать. Долг - это серьёзное обязательство | Обсуждаем русские пословицы:
В долг брать легко, а отдавать тяжело. |
| Мини- спектакль «Долг платежом красен» | Закрепляем понятия: занимать, одалживать, долг, должник | Интерактивный мини- спектакль
|
Тема 3. «Учимся планировать» | |||
Февраль | Всё по плану! | Знакомим с понятием план. Объясняем важность составления планов. Закладываем основы планирования. Начинаем с планирования своего дня. Учимся организовывать своё время | Игра «План на следующий день». Папка – передвижка «Мы планируем». Беседа «Наши планы». |
Ставим цели | Воспитываем желание и умение ставить перед собой цели, строить планы, действовать по плану и достигать цели | Ситуационные задачи, игра «Наши цели», тематический стенд. | |
Март | Сделал дело - гуляй смело | Учимся подводить итоги всего, что делали и планировали, анализировать поступки, искать эффективные решения, думать сообща | Игра «Сделал дело - гуляй смело», исследование, ситуационные задачи, обсуждение. |
| Хочу купить всё! | Выясняем, что не всё продаётся и покупается, главные ценности (жизнь, мир, друзья, солнце, близкие люди и пр.) за деньги не купишь | Беседа, ситуационные задачи, игра «Что нельзя купить?». Читаем и обсуждаем рассказ «Как Валюта бабушке сон покупала» |
Апрель | Наше богатство | Формируем представление о вечных ценностях: любви, доброжелательности, милосердии, взаимопомощи, которые наряду с денежным благополучием позволяют воспитать целостную гармоничную личность | Читаем и обсуждаем сказки «Бедные богатые», «Ум и богатство» (абазинская народная сказка), конкурс проектов «Наше богатство», беседа, ситуационные задачи |
| Жадность | Разбираемся, что такое жадность и почему это плохо для человека. Жадность бессмысленна, жадному человеку всегда всего мало. | Читаем и обсуждаем рассказ В. Сухомлинского «Жадный мальчик», ситуационные задачи, обсуждаем поговорки: - Всех конфет не переешь, всех одежд не переносишь. - Сам потонет, а воды не даст.
Можно провести мини-спектакль «Щедрый бедности не знает» |
Май | Творческое занятие: изображаем щедрость или жадность | Читаем стихи о жадности, обсуждаем такое качество человека, как щедрость, изображаем при помощи художественных приёмов: рисунков, лепки из пластилина | Читаем о щедрости и жадности и изображаем щедрость и жадность: «Жадина» Аким Яков, «Жадина» Татьяна Казырина, «Жадина» Эмма Мошковская |
Мини- спектакль «Бережливы е друзья» | Осознаём, что бережливый человек всегда умеет трудиться, мастерить своими руками и получать удовлетворение от того, что сделал что-то самостоятельно. Он всегда увлечён процессом творчества и новыми ощущениями, занят генерацией новых идей, их реализацией, приготовлением новых блюд, исследованием новых возможностей экономии. Ему открыт простой, честный, весёлый мир. Бережливость, трудолюбие, щедрость, честность, милосердие - качества человека со здоровым отношением к деньгам. | Интерактивный мини -спектакль |
Предполагаемые результаты:
1. Активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.).
2. Осознавать и соизмерять свои потребности и возможности.
3. Получить представления о том, что зарплата – это оплата за количество и качество труда, пенсии за прошлый труд, а пособия на детей – это аванс детям в расчете на их будущий труд.
4. Понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок может, будучи экономным, их уменьшить.
5. Осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых вещей.
6. Контролировать ответственность за свои поступки, которые могут положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении семьи и его самого.
7. Понимать, что реклама может помочь, если она правдива, и напротив, навредить, бюджету семьи и здоровью человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование по формированию основ финансовой грамотности «АЗБУКА ФИНАНСОВ» 2018-21 г.г.
Старший дошкольный возраст...
Анализ содержания вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников: «Тропинки» и «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности"
Анализ содержания двух вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников.Основная образовательная программа дошкольного образ...
«Игровые средства по формированию предпосылок финансовой грамотности как компонента функциональной грамотности и экономического воспитания у детей старшего дошкольного возраста»
quot;Комплект игровых обучающих ситуаций по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста"...
Перспективное планирование совместной с детьми деятельности по программе «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» для детей 6-7 лет.
Данный материал будет полезен при планировании совместной с детьми деятельности по программе "Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности" для дете...
Рабочая программа «Азбука юного финансиста» по финансовой грамотности в рамках примерной парциальной программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» МДОУ «Центр развития ребенка «Дубравушка» - детск
1.1.1. Цель и задачи Программы.Цель Программы: совершенствование образовательного процесса в муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Центр развития ребенка «Дубравушка» ...
Перспективное планирование совместной с детьми деятельности по программе «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» для детей 5-6 лет
Данный материал будет полезен при планировании совместной с детьми деятельности по программе "Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности" для дете...
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ «ПЕРВЫЕ ШАГИ ПО СТУПЕНЯМ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ «ПЕРВЫЕ ШАГИ ПО СТУПЕНЯМ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»...