Паспорт проекта "Как накопить на покупку мечты, или всё о нашем семейном бюджете"
проект по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Татьяна Ивановна Попова

Паспорт проекта по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 20»

ЕМАНЖЕЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Детско – родительский проект

по формированию основ финансовой грамотности детей 6 – 8 лет

«Как накопить на покупку мечты, или всё о нашем семейном бюджете»

Попова Татьяна Ивановна

воспитатель

МБДОУ «д/с № 20»

г. Еманжелинск

Актуальность проекта

С точки зрения педагогов

Первое знакомство ребёнка с азами экономики и финансовой грамотности происходит в семье. Наблюдая, как близкие относятся к формированию бюджета, распределяют деньги на необходимые покупки, дети начинают, вольно или невольно, им подражать.

В ходе реализации данного проекта были созданы условия, в которых дошкольники выступали активными участниками образовательной деятельности, учились самостоятельно добывать знания и применять их на практике. Именно знания и умения, которые ребёнок получает не в готовом виде, а в ходе активного взаимодействия с окружающим миром, становятся для него бесценным опытом, определяющим успешность на последующих этапах обучения.

Знания о бюджете семьи, пропущенные ребёнком через собственный опыт, служат фундаментом освоения базовых понятий финансовой грамотности в дальнейшем.

Привлечение дошкольника к распределению семейного бюджета, формирование у него умения соотносить желания и потребности с финансовыми возможностями, увеличивает шансы педагогов детского сада и родителей на воспитание человека, не боящегося трудностей, неизменно возникающих в рыночном обществе, настроенного на финансовый успех посредством анализа своих ошибок при планировании бюджета.

С точки зрения родителей

Составление, рассмотрение и исполнение бюджета в наше время являются актуальными проблемами практически для любой семьи. Анкетирование родителей показывает, что большинство семей живёт «от зарплаты до зарплаты» и материальных ресурсов хватает только для удовлетворения необходимых потребностей. Практически каждая семья имеет кредит, зачастую не один.

Другая сторона проблемы: даже обеспеченные семьи часто не знают, куда тратятся деньги. Всё это свидетельствует о неумении распределять семейный бюджет. Необходимо донести до сознания родителей, что если тратить деньги импульсивно и хаотично, то их никогда не будет хватать даже на самое необходимое. Бюджет семьи нужно планировать! И заботиться об этом должны все члены семьи.

Если они будут знать, что такое семейный бюджет, уметь расходовать деньги, находить оптимальные пути увеличения собственных доходов, выявлять и рационально учитывать в планировании потребности каждого члена семьи, то все вместе они смогут увеличить доходную часть своего бюджета.

С точки зрения детей

Часто дети просят родителей купить понравившуюся игрушку или дорогой гаджет. Получая отказ, расстраиваются. Если его правильно аргументировать, учить дошкольников соотносить свои желания с бюджетом семьи, они будут гораздо осознаннее относиться к деньгам. Когда ребёнок узнает, сколько в месяц расходуется на продукты, а сколько на коммунальные платежи, он уже не будет считать, что родителям просто жалко денег на новую игрушку. Надо научиться разделять понятия «хочу» и «надо».

Часто бывает и так, что у ребёнка очень много игрушек, одни из них давно заброшены в шкаф, другие стоят на полках без дела, но он просит купить ещё. Тем самым происходит обесценивание прошлых покупок и непонимание бесполезности некоторых финансовых трат в семье. В связи с этим, необходимо узнать, что такое семейный бюджет и какие расходы являются обязательными, какие – желательными, а какие можно отложить, если в них нет острой необходимости.

 Цель проекта: формирование у дошкольников основ финансовой грамотности в процессе активного включения родителей в образовательный процесс.

Задачи:

1. Познакомить детей с понятием «семейный бюджет»: рассмотреть способы его формирования (источники дохода); определить статьи расходов, факторы экономии семейного бюджета.

2. Дать первичные представления о понятиях «доходы», «расходы». Объяснить, какими они бывают: зарплата, пенсия, социальные пособия, стипендия, премия; что такое потребности («хочу» и «надо»), потребительская корзина, экономия.

3. Побуждать родителей учить детей ориентироваться в семейном бюджете для того, чтобы рационально формулировать свои запросы как члена семьи.

Понятия:

Доходы: заработная плата, социальные пособия, стипендия, премия, процент по вкладам в банке, доход от сдачи жилья в аренду, от реализации выращенного на огороде и т.д.

Расходы:

обязательные: оплата жилья, коммунальных услуг, счетов, плата за обучение или детский сад, питание, лекарства, посещение курсов, кружков, спортивных клубов, одежда, транспорт, мобильная связь и интернет, ведение домашнего хозяйства;

необязательные: отдых, развлечения, кино, театры, приём гостей, подарки и пр. Эти статьи расходов могут увеличиться или уменьшиться в зависимости от ситуации.

Ожидаемый результат: сформировано понимание того, что бюджет у всех разный и зависит от многих факторов: состава семьи, уровня доходов и потребностей её членов, различных статей расходов, умения рационально планировать траты.               

План реализации проекта

Понедельник:

Работа с детьми

Действия педагога

Действия родителей

Предложить рассказать о своей мечте. Выяснить, есть ли у воспитанников мечта о покупке чего-либо (игрушек, техники, животных);

Рисование «Покупка моей мечты»;

Попросить объяснить, почему родители не покупают желаемое. Подвести к теме денег и семейного бюджета.

Спросить, что такое «семейный бюджет».

Познакомить со значением слова «бюджет» (буквально это значит «мешок с деньгами», «кошелёк»).

Рассмотреть картинки с изображением разных кошельков (большие и маленькие). Подвести к пониманию того, что и семейные бюджеты бывают разные: большие и маленькие.

Организовать в родительском уголке выставку детских рисунков «Покупка моей мечты»;

Разместить там же консультационный материал на тему «Что такое семейный бюджет и как грамотно его спланировать»;

Посмотреть с детьми мультфильм «Три кота» (серия «Поход в магазин»). Провести беседу о том, что надо было купить в магазине, что хотели купить котята и почему их желания не совпали с возможностями. Акцентировать внимание на том, что в итоге они выбрали и почему.

Ознакомление с размещёнными в родительском уголке темой и планом реализации проекта на неделю;

Анкетирование родителей «Наш семейный бюджет» (приложение 1);

Каждой семье дать на дом буклет: «Стань звездой финансовой грамотности» (приложение 2).

Вторник:

Работа с детьми

Действия педагога

Действия родителей

Дидактическая игра «Кто что делает».

Цель: закрепить представления детей об основных занятиях членов семьи (родители трудятся- зарабатывают деньги, младшие дети- посещают сад или школу, старшие дети учатся в институте или техникуме, бабушки и дедушки, отработав много лет, находятся на заслуженном отдыхе);

Активировать словарь детей (зарплата, пенсия, стипендия, пособие);

Чтение А. Романова «Чудеса в кошельке»;

Мозговой штурм «Откуда берутся деньги».

ООД по финансовой грамотности в подготовительной группе «Что такое «семейный бюджет».

Цель: раскрыть понятие «Семейный бюджет». Познакомить с основными понятиями бюджета. Составить вместе с детьми схему «Доходы», акцентировав внимание на различных статьях доходов семейного бюджета: заработная плата родителей, социальные пособия, пенсия, стипендия, премия, проценты по вкладам в банке, доход от сдачи жилья в аренду, доход от реализации выращенного на огороде, выигрыш в лотерею, денежный подарок и т.д.

Заучивание и объяснение пословиц: Копеечка к копеечке – рубль набегает. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Денежки труд любят. Делано наспех – и сделано на смех. Деньги дело наживное.

Предложить родителям составить совместно с детьми схему доходов семьи.

Обратить внимание на творческий подход к выполнению задания.

Посмотреть всей семьей мультфильм «Азбука денег тетушки Совы. Семейный бюджет» (серия № 3).

Предложить родителям посетить вместе с ребёнком банк, по возможности сфотографировать ребёнка около банкомата. Фотографии отправить воспитателю

Среда:

Работа с детьми

Действия педагога

Действия родителей

Сюжетно-ролевая игра «Магазин». Цель: математическое развитие- практиковать детей в умении совершать покупки в соответствии с имеющимися финансовыми средствами.

Дидактическая игра «Купи подарки членам своей семьи». Цель: научить подбирать монеты и купюры разного достоинства, в сумме, составляющей цену подарка.

Дидактическая игра «Собери потребительскую корзину» Цель: учить детей определять предметы первой необходимости, без которых прожить невозможно. Учить различать продукты первой необходимости, и продукты, без которых можно обойтись.

Рассматривание картинок, изображающих разные виды копилок.

Рассказ воспитателя «Деньги, товар, цена». Цель: дать представление о роли денег в нашей жизни.

Привлечь детей к изготовлению дидактической игры «В каком магазине это можно купить?».

Составить вместе с детьми схему «Расходы в жизни человека».

Объяснить детям значение слова «экономия». Рассказать, как можно экономить деньги. Познакомить детей с понятием «Потребительская корзина».

Решение проблемных ситуаций «Что важнее? (например, купить лекарство для больного или игрушки? Сливочное масло или конфеты? И т.д.)

Предложить родителям составить совместно с детьми схему расходов своей семьи. Обратить внимание на творческий подход к выполнению задания;

Каждой семье дать памятку на дом «Полезные советы родителям по экономическому образованию»;

Предложить родителям зайти вечером в магазин вместе с ребёнком и совершить покупки. Сфотографировать ребёнка в магазине и отправить фотографии воспитателю.

Четверг:

Работа с детьми

Действия педагога

Действия родителей

Беседа – рассуждение: - «Как можно сэкономить деньги, чтобы получить желаемое», -«Зачем люди копят деньги? -«Что такое копилка и зачем она нужна? Как можно копить деньги?»;

Просмотр мультфильма «Как мужик корову продавал»;

Игра «Хочу и надо» Цель: учить детей определять, к какому понятию – «хочу» или «надо» – относится изображенный на картинке предмет;

Игра «Весы» Цель: учить детей различать обязательные и необязательные расходы (на одну чашу весов кладутся картинки с обязательными расходами, на другую – с необязательными);

Лепбук «Финансовая грамотность для детей».

Объяснить детям значение слова «потребности». Привести примеры, какие у человека бывают потребности. Дифференцировать потребности маленького ребенка, взрослого трудоспособного человека, старого человека;

Решение проблемной ситуации «Хочу и надо» Цель: познакомить детей с многообразием потребностей и ограниченными возможностями. Научить определять разницу между «хочу» и «надо»;

Сходить с детьми на экскурсию в банк;

Организовать просмотр фотографий, присланных родителями накануне. Предложить детям вспомнить, что они купили: что из купленного необходимость, а что нет.

Предложить родителям составить совместно с детьми перечень факторов, влияющих на экономию семейного бюджета. Изобразить схематически (стенгазета);

Обратить внимание на творческий подход к выполнению задания.

Пятница:

Работа с детьми

Действия педагога

Действия родителей

Сюжетно-ролевая игра «Банк» Цель: познакомить детей с работой банка. Дать первоначальные знания о банке (банк принимает деньги на хранение, выдает деньги вкладчикам, предоставляет деньги в долг). Дать представление о том, что многие платежи осуществляются через банк;

Акцентировать внимание на том, что банк тоже может помочь накопить на покупку. Для этого можно открыть денежный вклад, и пополнять его; в мобильном банке есть специальная услуга «Цель», которая поможет накопить деньги на желанную покупку;

Мозговой штурм «Почему в каждой семье – разный бюджет? От чего это зависит?»;

Кроссворды по финансовой грамотности.

Составление с детьми схемы «Как накопить на покупку мечты, или способы экономии денег в семье» Цель: развитие логического мышления детей, знакомство с общими способами экономного ведения хозяйства;

Объяснить детям значение слова «экономия». Выяснить, кто такой экономный человек;

Постановка проблемной ситуации: семья отправилась в магазин и потратила всю зарплату в один день на все желаемые товары. Что будете делать?

Проведение конкурса книжек-малышек «Как накопить на покупку мечты, или все о нашем семейном бюджете»;

Презентация родителями созданных совместно с детьми книжек - малышек в рамках конкурса.

Заключение:

Содержание проекта направлено на формирование у дошкольников первичного представления о финансовой грамотности. Проблема проекта проста и понятна для детей на его возрастном уровне, социально значима и актуальна.

Учебный материал и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей старшего дошкольного возраста и включают упражнения, задачи, практические задания детям и родителям по составлению коллажей, ролевые игры, мини-исследования.

У воспитанников сформировано понимание того, что такое бюджет; правила составления бюджета; как правильно делить деньги. Бюджет у всех разный и зависит от многих факторов: состава семьи, уровня доходов и потребностей её членов, различных статей расходов, умения рационально планировать траты. 

В итоге проекта дошкольники научились составлять простой семейный бюджет – это таблицу, в одной части которой указаны денежные доходы, а в другой – расходы за тот же период времени.  Научились отличать потребность от желания. 

Освоив алгоритм накопления, воспитанники поняли «Как накопить на мечту».

В дальнейшем планируем вспомнить основные понятия, изученные в рамках данного проекта: «доходы», «покупки», «бюджет», «профессии», «экономия», «банк». На сегодняшний день проектный подход становится обязательным в работе и следующий блок «предпринимательство» позволит дошкольникам научиться работать в команде и реализовать свои новые проектные идеи. Работа по следующей теме позволит применить детям свою фантазию и воображение для создания новых продуктов.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семейный бюджет

Задачи: - дать понятие о семейных доходах и расходах; семейном бюджете.                - научить практически распределять сем...

Компьютерная игра "Распредели правильно семейный бюджет".

Играя в эту игру дети знакомятся с видами расходов, учатся правильно делать покупки и распределять расходы на основные и неосновные....

Организованная образовательная деятельность по экономическому воспитанию «Семейный бюджет и расходы семьи»

Целью данного занятия заключается в том, чтобы расширить представление детей о том, как складывается семейный бюджет...

Паспорт проекта «Семейный бюджет»

Познакомить детей с понятием «бюджет», составными элементами семейного бюджета;(доходы, расходы);Дать представление о том, что деньги оплачивают результаты труда людей и к ним следует отно...

Конспект занятия по финансовой грамотности «Семейный бюджет и покупки»

ООД направлена на формирование у детей старшего дошкольного возраста основ финансовой грамотности. Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в лю...

Паспорт детского проекта "Художник - профессия мечты"

Данный материал может использоваться для работы по ранней профориентации старших дошкольников....

Детско-родительский проект "Как накопить на покупку мечты, или всё о нашем семейном бюджете"

Проект по финансовой грамотности с детьми старшего дошкольного возраста...