Детско-родительский проект "Как накопить на покупку мечты, или всё о нашем семейном бюджете"
презентация к уроку по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Татьяна Ивановна Попова

Проект по финансовой грамотности с детьми старшего дошкольного возраста

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Детско–родительский проект по формированию основ финансовой грамотности в подготовительной к школе группе «Как накопить на покупку мечты, или всё о нашем семейном бюджете» Воспитатели Т.И. Попова, В.В. Грабарь

Слайд 2

За годом год, за веком век Живёт с деньгами человек. Меняются люди, дома, города, Одежда и обувь, машины, еда Меняться всему наше время велит И, денег, конечно, меняется вид! От круглых монеток, от мятых рублей Избавиться люди мечтают скорей! На смену из пластика карты приходят Уже с телефона расчёт производят! А что будет дальше? Давайте мечтать! Давайте придумывать и воплощать! «Деньги». Л. Шмакова

Слайд 3

Тип проекта: по составу участников – групповой детско-родительский проект ( дети, родители, педагоги); по целевой установке – познавательный. Вид проекта – познавательно-исследовательский. Возраст детей: 6 -7 лет (подготовительная к школе группа ) Длительность проекта: краткосрочный (1 неделя)

Слайд 4

Актуальность проекта

Слайд 5

Глазами педагогов. В соответствии с ФГОС ДО, работа с детьми по данному проекту строится на основе системно-деятельностного подхода: главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности дошкольника, где акцент делается на зону ближайшего развития, то есть область потенциальных возможностей. В ходе реализации данного проекта созданы условия, в которых дети выступают активными участниками образовательной деятельности, учатся самостоятельно добывать знания и применять их на практике. Именно знания и умения, которые ребенок получил не в готовом виде, а в ходе активного взаимодействия с окружающим миром, становятся для него бесценным опытом, определяющим его успешность на последующих этапах обучения. Знания о бюджете семьи, пропущенные ребенком через свой собственный опыт, являются фундаментом освоения основ финансовой грамотности в дальнейшем.

Слайд 6

Глазами родителей. Составление, рассмотрение и исполнение семейного бюджета является актуальной проблемой практически для любой семьи в наше время. Анкетирование родителей показывает, что большинство семей живет «от зарплаты, до зарплаты», и материальных ресурсов хватает для удовлетворения только первичных потребностей. Практически, каждая семья имеет кредит, зачастую, не один. Другая сторона проблемы: даже обеспеченные семьи часто не знают, «куда тратятся деньги». Бюджет семьи нужно планировать! И заботиться об этом, должны все члены семьи. Если члены семьи будут знать, что такое семейный бюджет, уметь планировать свои расходы, находить оптимальные пути увеличения собственных доходов, выявлять и рационально учитывать в планировании потребности каждого члена семьи, то вместе они могут увеличить доходную часть своего семейного бюджета.

Слайд 7

Глазами детей. Часто дети просят родителей купить понравившуюся игрушку или дорогой гаджет. Получая отказ, расстраиваются. Почему родители отказывают детям в покупке игрушек? Если правильно аргументировать отказ, учить детей соотносить свои желания с бюджетом семьи, учить детей копить деньги на понравившуюся вещь, дети будут гораздо осознаннее относиться к деньгам. Когда ребёнок узнает, сколько денег уходит на продукты в месяц, а сколько- на коммунальные платежи, он уже не будет считать, что родителям просто жалко денег на новую игрушку. Надо научиться разделять понятия «хочу» и «надо».

Слайд 8

Цель проекта. Формирование у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности в процессе активного включения родителей в образовательный процесс.

Слайд 9

Задачи проекта: Познакомить детей с понятием «семейный бюджет»: рассмотреть способы формирования семейного бюджета (источники дохода); определить статьи расходов семейного бюджета; рассмотреть факторы экономии семейного бюджета. Дать первичные представления о понятиях «доходы», «расходы». Объяснить, какими они бывают: зарплата, пенсия, социальные пособия, стипендия, премии; что такое потребности («хочу» и «надо»), потребительская корзина, экономия. Побуждать родителей учить детей ориентироваться в семейном бюджете для того, чтобы рационально формулировать свои запросы как члена семьи.

Слайд 10

Понятия: Доходы: заработная плата, социальные пособия, пенсия, стипендия, премия, проценты по вкладам в банке, доход от сдачи жилья в аренду, от реализации выращенного на огороде и т. д. Расходы: обязательные: оплата жилья, коммунальных услуг, счетов, плата за обучение или детский сад, питание, лекарства, посещение курсов, кружков, спортивных клубов, одежда, транспорт, мобильная связь, интернет, ведение домашнего хозяйства; необязательные: отдых, развлечения, кино, театры, приём гостей, подарки и. пр. эти статьи расходов могут увеличиваться или уменьшаться в зависимости от ситуации.

Слайд 11

План реализации проекта

Слайд 12

Понедельник: Работа с детьми: Предложить рассказать о своей мечте. Выяснить, есть ли у воспитанников мечта о покупке чего-либо (игрушек, техники, животных); Рисование «Покупка моей мечты»; Попросить объяснить, почему родители не покупают желаемое. Подвести к теме денег и семейного бюджета. Спросить, что такое «семейный бюджет». Познакомить со значением слова «бюджет» (буквально это значит «мешок с деньгами», «кошелёк»). Рассмотреть картинки с изображением разных кошельков (большие и маленькие). Подвести к пониманию того, что и семейные бюджеты бывают разные: большие и маленькие. Действия педагога: Организовать в родительском уголке выставку детских рисунков «Покупка моей мечты»; Разместить там же консультационный материал на тему «Что такое семейный бюджет и как грамотно его спланировать»; Посмотреть с детьми мультфильм «Три кота» (серия «Поход в магазин»). Провести беседу о том что надо было купить в магазине, что хотели купить котята и почему их желания не совпали с возможностями. Акцентировать внимание на том, что в итоге они выбрали и почему. Действия родителей: Ознакомление с размещёнными в родительском уголке темой и планом реализации проекта на неделю; Анкетирование родителей «Наш семейный бюджет» (приложение 1); Каждой семье дать на дом буклет: «Стань звездой финансовой грамотности» (приложение 2).

Слайд 13

Вторник: Работа с детьми: Дидактическая игра «Кто что делает». Цель: закрепить представления детей об основных занятиях членов семьи (родители трудятся- зарабатывают деньги, младшие дети- посещают сад или школу, старшие дети учатся в институте или техникуме, бабушки и дедушки, отработав много лет, находятся на заслуженном отдыхе); Активировать словарь детей (зарплата, пенсия, стипендия, пособие); Чтение А. Романова «Чудеса в кошельке»; Мозговой штурм «Откуда берутся деньги». Действия педагога: ООД по финансовой грамотности в подготовительной группе «Что такое «семейный бюджет». Цель: Раскрыть понятие «Семейный бюджет». Познакомить с основными понятиями бюджета. Составить вместе с детьми схему «Доходы», акцентировав внимание на различных статьях доходов семейного бюджета: заработная плата родителей, социальные пособия, пенсия, стипендия, премия, проценты по вкладам в банке, доход от сдачи жилья в аренду, доход от реализации выращенного на огороде, доход от дополнительного заработка родителей, выигрыш в лотерею, денежный подарок, небольшая денежная находка и т.д. Заучивание и объяснение пословиц: Копеечка к копеечке – рубль набегает. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Денежки труд любят. Делано наспех – и сделано на смех. Деньги дело наживное. Приобрѐл вещь – умей обращаться с ней. Деньги лишними не бывают. Действия родителей: Предложить родителям составить совместно с детьми схему доходов семьи. Обратить внимание на творческий подход к выполнению задания. Посмотреть всей семьей мультфильм «Азбука денег тетушки Совы. Семейный бюджет» (серия № 3). Предложить родителям посетить вместе с ребёнком банк, по возможности сфотографировать ребёнка около банкомата. Фотографии отправить воспитателю

Слайд 14

Среда: Работа с детьми: Сюжетно-ролевая игра «Магазин». Цель: математическое развитие- практиковать детей в умении совершать покупки в соответствии с имеющимися финансовыми средствами. Дидактическая игра «Купи подарки членам своей семьи». Цель: научить подбирать монеты и купюры разного достоинства, в сумме, составляющей цену подарка. Дидактическая игра «Собери потребительскую корзину» Цель: учить детей определять предметы первой необходимости, без которых прожить невозможно. Учить различать продукты первой необходимости, и продукты, без которых можно обойтись. Игра «Весы» Цель: учить детей различать продукты первой необходимости и необязательные, и даже вредные, продукты (на одну чашу весов кладутся картинки с продуктами первой необходимости, на другую – необязательные продукты). Рассматривание картинок, изображающих разные виды копилок. Действия педагога: Рассказ воспитателя «Деньги, товар, цена». Цель: дать представление о роли денег в нашей жизни. Рассказать, зачем нужны деньги и откуда они берутся. Рассказать, какие бывают товары (группировка товаров по назначению). Объяснить детям, за что, кроме товаров можно еще платить деньги (услуги, коммунальные платежи). Привлечь детей к изготовлению дидактической игры «В каком магазине это можно купить?» (дети сортируют картинки с товарами в соответствии с названием магазина). Составить вместе с детьми схему «Расходы в жизни человека» (обязательные расходы: оплата жилья, коммунальных услуг, плата за обучение или детский сад, оплата обязательных счетов, питание, лекарства, посещение курсов, кружков, спортивных клубов, одежда, транспорт, мобильная связь, Интернет, ведение домашнего хозяйства.; необязательные расходы: отдых, развлечения, кино, театры, прием гостей, подарки). Объяснить детям значение слова «экономия». Рассказать, как можно экономить деньги. Познакомить детей с понятием «Потребительская корзина». Объяснить, что есть продукты первой необходимости, и продукты, без которых можно обойтись, особенно, если они вредные. Объяснить, что сладости, чипсы, газированные напитки, снеки – это не продукты первой необходимости, поэтому необязательно покупать их каждый день. Решение проблемных ситуаций «Что важнее? (например, купить лекарство для больного или игрушки? Сливочное масло или конфеты? И т.д.) Действия родителей: Предложить родителям составить совместно с детьми схему расходов своей семьи. Обратить внимание на творческий подход к выполнению задания; Каждой семье дать памятку на дом «Полезные советы родителям по экономическому образованию»; Предложить родителям зайти вечером в магазин вместе с ребёнком и совершить покупки. Сфотографировать ребёнка в магазине и отправить фотографии воспитателю.

Слайд 15

Четверг: Работа с детьми: Беседа -рассуждение: - «Как можно сэкономить деньги, чтобы получить желаемое», -«Зачем люди копят деньги? -«Что такое копилка и зачем она нужна? Как можно копить деньги?»; Просмотр мультфильма «Как мужик корову продавал»; Игра «Хочу и надо» Цель: учить детей определять, к какому понятию – «хочу» или «надо» – относится изображенный на картинке предмет; Игра «Весы» Цель: учить детей различать обязательные и необязательные расходы (на одну чашу весов кладутся картинки с обязательными расходами, на другую – с необязательными); Лепбук «Финансовая грамотность для детей». Действия педагога: Объяснить детям значение слова «потребности». Привести примеры, какие у человека бывают потребности. Дифференцировать потребности маленького ребенка, взрослого трудоспособного человека, старого человека; Решение проблемной ситуации «Хочу и надо» Цель: Познакомить детей с многообразием потребностей и ограниченными возможностями. Научить определять разницу между «хочу» и «надо»; Сходить с детьми на экскурсию в банк; Организовать просмотр фотографий, присланных родителями накануне. Предложить детям вспомнить, что они купили: что из купленного необходимость, а что нет. Действия родителей: Предложить родителям составить совместно с детьми перечень факторов, влияющих на экономию семейного бюджета. Изобразить схематически (стенгазета); Обратить внимание на творческий подход к выполнению задания.

Слайд 16

Пятница: Работа с детьми: Сюжетно-ролевая игра «Банк» Цель: Познакомить детей с работой банка. Дать первоначальные знания о банке (банк принимает деньги на хранение, выдает деньги вкладчикам, предоставляет деньги в долг). Дать представление о том, что многие платежи осуществляются через банк; Акцентировать внимание на том, что банк тоже может помочь накопить на покупку. Для этого можно открыть денежный вклад, и пополнять его; в мобильном банке есть специальная услуга «Цель», которая поможет накопить деньги на желанную покупку; Мозговой штурм «Почему в каждой семье – разный бюджет? От чего это зависит?»; Кроссворды по финансовой грамотности. Действия педагога: Составление с детьми схемы «Как накопить на покупку мечты, или способы экономии денег в семье» Цель: развитие логического мышления детей, знакомство с общими способами экономного ведения хозяйства; Объяснить детям значение слова «экономия». Выяснить, кто такой экономный человек; Постановка проблемной ситуации: семья отправилась в магазин и потратила всю зарплату в один день на все желаемые товары. Что будете делать? Действия родителей: Проведение конкурса книжек-малышек «Как накопить на покупку мечты, или все о нашем семейном бюджете»; Презентация родителями созданных совместно с детьми книжек - малышек в рамках конкурса.

Слайд 17

В ходе реализации проекта дети совместно с родителями должны ответить на вопросы: Каким образом в семье появляются деньги? Что означает слово бюджет? Что такое семейный бюджет? Какие виды доходов и расходов существуют в вашей семье? Зачем люди копят деньги? Что такое копилка и зачем она нужна? Как можно копить деньги? Как накопить на покупку мечты? Самое главное: в результате реализации проекта сформировать понимание того, что в каждой семье – разный бюджет, который зависит от многих факторов: состава семьи; уровня доходов членов семьи; различных потребностей членов семьи; различных статей расходов в каждой семье; умения рационально планировать семейный бюджет.

Слайд 18

Фотоотчёт

Слайд 19

Понедельник: Рисование «Покупка моей мечты»

Слайд 21

Рассматривание картинок, с изображением различных кошельков (больших и маленьких)

Слайд 23

Просмотр мультфильма «Три кота» (серия «Поход в магазин») Консультационный материал на тему «Что такое семейный бюджет и как грамотно его спланировать»

Слайд 24

Вторник: Дидактическая игра «Кто, что делает» Просмотр мультфильма «Уроки Тётушки Совы»

Слайд 25

Экскурсия в банки родителей с детьми

Слайд 27

ООД по финансовой грамотности в подготовительной группе «Что такое «семейный бюджет»

Слайд 28

Среда: Сюжетно – ролевая игра «Магазин»

Слайд 29

Дидактическая игра «Собери потребительскую корзину»

Слайд 30

В магазин с родителями

Слайд 32

Четверг: Беседа -рассуждение: «Что такое копилка и зачем она нужна? Как можно копить деньги?»

Слайд 33

Лепбук «Финансовая грамотность для детей»

Слайд 34

Стенгазеты «Бюджет моей семьи»

Слайд 36

Экскурсия в городское отделение «Сбербанка России»

Слайд 37

Пятница: Сюжетно – ролевая игра «Банк»

Слайд 38

Кроссворды по финансовой грамотности

Слайд 39

Книжки – малышки «Моя мечта»

Слайд 41

Моя мечта сбылась:

Слайд 42

Приложение:

Слайд 43

Приложение № 1 Анкета для родителей «Наш семейный бюджет» Уважаемые родители! Наш детский сад уделяет большое внимание вопросам финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста. Мы планируем организовать работу по ознакомлению детей с семейным бюджетом. И здесь нам никак не обойтись без вашей помощи. Хотелось бы заручиться в этом вопросе вашей поддержкой. А чтобы узнать, как обстоят дела в вашей семье по данной теме, просим ответить на несколько вопросов. 1.Как вы считаете, нужно ли знакомить детей с финансовой грамотностью в дошкольном возрасте? 2. На ваш взгляд, когда можно начинать знакомить ребенка с азами экономики? 3. Знакомите ли вы своего ребенка с бюджетом вашей семьи? 4. Если да, то в какой форме: - объясняем, откуда берутся деньги в семье; - объясняем, на что необходимо тратить деньги в первую очередь; - объясняем, почему нельзя всегда покупать то, что ребенку хочется; - вместе планируем с ребенком, что нужно купить; - иногда выслушиваем мнение ребенка о необходимости покупки какой-то вещи; - ребенок еще слишком мал для этого; - другое______________________________________________ 5. Объясняете ли вы своему ребенку на доступном для его понимания уровне, какую роль в жизни человека играют газ, электроэнергия, отопление, водоснабжения, канализация? 6. Объясняете ли вы ребенку правила экономного пользования газом, водой, электричеством? 7. Всегда ли сами экономите свет, тепло и воду? 8. Как вы считаете, можно ли в семье на чем-то экономить? 9. Если да, то назовите способы экономии семейного бюджета. 10. Как бы вы охарактеризовали свои доходы и расходы: - живем от зарплаты до зарплаты; - денег хватает на удовлетворение первичных потребностей, лишних денег нет; - не испытываем финансовых проблем; - можем позволить себе купить, все, что хочется, ни в чем себе не отказываем; - чтобы осуществить покупку мечты, приходится экономить и копить средства; - в семье есть кредит; - в семье имеется не один кредит. 11. Требуется ли вам помощь воспитателя в вопросах ознакомления детей с семейным бюджетом? 12. Какие правила рационального ведения семейного бюджета вы знаете? 13. Хотели бы вы сами научиться планировать свой семейный бюджет?

Слайд 44

Приложение № 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семейный бюджет

Задачи: - дать понятие о семейных доходах и расходах; семейном бюджете.                - научить практически распределять сем...

Проект I детско - родительской практической конференции в старшей группе (5 -6 лет) Тема: «Шкатулка семейных ценностей»

Цель данного проекта показать детям на примере совместной деятельности с родителями в результате проведенной исследовательской работы, что семья является основой сохранения и поддержаниядуховной истор...

Выступление на родительском собрании "Гармонизация детско-родительских и семейных отношений"

Личность дошкольника формируется в семье. Родители, братья, сестры, бабушки, дедушки - самые близкие ребенку люди. От их взаимоотношений между собой, чувства привязанности и взаимоподдержки зависит бл...

Детско-родительский практикум "Я здоровым быть мечтаю"

Детско-родительское мероприятие,направленное на популяризацию ЗОЖ...

Проектирование и реализация инициатив педагога в рамках социокультурного проекта семейного клуба по гармонизации детско-родительских отношений "Родительские пятницы"

В соответствии с Концепцией дошкольного образования подход к сотрудничеству с родителями базируется на взаимосвязи семьи и ДОУ. Сущность данного подхода состоит в объединении усилий ДОУ...

Конспект занятия по финансовой грамотности «Семейный бюджет и покупки»

ООД направлена на формирование у детей старшего дошкольного возраста основ финансовой грамотности. Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в лю...

Паспорт проекта "Как накопить на покупку мечты, или всё о нашем семейном бюджете"

Паспорт проекта по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста...