Детско-родительский проект "Как накопить на покупку мечты, или всё о нашем семейном бюджете"
презентация к уроку по основам финансовой грамотности (старшая группа)
Проект по финансовой грамотности с детьми старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
детско-родительский проект "Как накопить на подарок мечты, или всё о семейном бюджете" | 2.98 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
За годом год, за веком век Живёт с деньгами человек. Меняются люди, дома, города, Одежда и обувь, машины, еда Меняться всему наше время велит И, денег, конечно, меняется вид! От круглых монеток, от мятых рублей Избавиться люди мечтают скорей! На смену из пластика карты приходят Уже с телефона расчёт производят! А что будет дальше? Давайте мечтать! Давайте придумывать и воплощать! «Деньги». Л. Шмакова
Тип проекта: по составу участников – групповой детско-родительский проект ( дети, родители, педагоги); по целевой установке – познавательный. Вид проекта – познавательно-исследовательский. Возраст детей: 6 -7 лет (подготовительная к школе группа ) Длительность проекта: краткосрочный (1 неделя)
Актуальность проекта
Глазами педагогов. В соответствии с ФГОС ДО, работа с детьми по данному проекту строится на основе системно-деятельностного подхода: главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности дошкольника, где акцент делается на зону ближайшего развития, то есть область потенциальных возможностей. В ходе реализации данного проекта созданы условия, в которых дети выступают активными участниками образовательной деятельности, учатся самостоятельно добывать знания и применять их на практике. Именно знания и умения, которые ребенок получил не в готовом виде, а в ходе активного взаимодействия с окружающим миром, становятся для него бесценным опытом, определяющим его успешность на последующих этапах обучения. Знания о бюджете семьи, пропущенные ребенком через свой собственный опыт, являются фундаментом освоения основ финансовой грамотности в дальнейшем.
Глазами родителей. Составление, рассмотрение и исполнение семейного бюджета является актуальной проблемой практически для любой семьи в наше время. Анкетирование родителей показывает, что большинство семей живет «от зарплаты, до зарплаты», и материальных ресурсов хватает для удовлетворения только первичных потребностей. Практически, каждая семья имеет кредит, зачастую, не один. Другая сторона проблемы: даже обеспеченные семьи часто не знают, «куда тратятся деньги». Бюджет семьи нужно планировать! И заботиться об этом, должны все члены семьи. Если члены семьи будут знать, что такое семейный бюджет, уметь планировать свои расходы, находить оптимальные пути увеличения собственных доходов, выявлять и рационально учитывать в планировании потребности каждого члена семьи, то вместе они могут увеличить доходную часть своего семейного бюджета.
Глазами детей. Часто дети просят родителей купить понравившуюся игрушку или дорогой гаджет. Получая отказ, расстраиваются. Почему родители отказывают детям в покупке игрушек? Если правильно аргументировать отказ, учить детей соотносить свои желания с бюджетом семьи, учить детей копить деньги на понравившуюся вещь, дети будут гораздо осознаннее относиться к деньгам. Когда ребёнок узнает, сколько денег уходит на продукты в месяц, а сколько- на коммунальные платежи, он уже не будет считать, что родителям просто жалко денег на новую игрушку. Надо научиться разделять понятия «хочу» и «надо».
Цель проекта. Формирование у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности в процессе активного включения родителей в образовательный процесс.
Задачи проекта: Познакомить детей с понятием «семейный бюджет»: рассмотреть способы формирования семейного бюджета (источники дохода); определить статьи расходов семейного бюджета; рассмотреть факторы экономии семейного бюджета. Дать первичные представления о понятиях «доходы», «расходы». Объяснить, какими они бывают: зарплата, пенсия, социальные пособия, стипендия, премии; что такое потребности («хочу» и «надо»), потребительская корзина, экономия. Побуждать родителей учить детей ориентироваться в семейном бюджете для того, чтобы рационально формулировать свои запросы как члена семьи.
Понятия: Доходы: заработная плата, социальные пособия, пенсия, стипендия, премия, проценты по вкладам в банке, доход от сдачи жилья в аренду, от реализации выращенного на огороде и т. д. Расходы: обязательные: оплата жилья, коммунальных услуг, счетов, плата за обучение или детский сад, питание, лекарства, посещение курсов, кружков, спортивных клубов, одежда, транспорт, мобильная связь, интернет, ведение домашнего хозяйства; необязательные: отдых, развлечения, кино, театры, приём гостей, подарки и. пр. эти статьи расходов могут увеличиваться или уменьшаться в зависимости от ситуации.
План реализации проекта
Понедельник: Работа с детьми: Предложить рассказать о своей мечте. Выяснить, есть ли у воспитанников мечта о покупке чего-либо (игрушек, техники, животных); Рисование «Покупка моей мечты»; Попросить объяснить, почему родители не покупают желаемое. Подвести к теме денег и семейного бюджета. Спросить, что такое «семейный бюджет». Познакомить со значением слова «бюджет» (буквально это значит «мешок с деньгами», «кошелёк»). Рассмотреть картинки с изображением разных кошельков (большие и маленькие). Подвести к пониманию того, что и семейные бюджеты бывают разные: большие и маленькие. Действия педагога: Организовать в родительском уголке выставку детских рисунков «Покупка моей мечты»; Разместить там же консультационный материал на тему «Что такое семейный бюджет и как грамотно его спланировать»; Посмотреть с детьми мультфильм «Три кота» (серия «Поход в магазин»). Провести беседу о том что надо было купить в магазине, что хотели купить котята и почему их желания не совпали с возможностями. Акцентировать внимание на том, что в итоге они выбрали и почему. Действия родителей: Ознакомление с размещёнными в родительском уголке темой и планом реализации проекта на неделю; Анкетирование родителей «Наш семейный бюджет» (приложение 1); Каждой семье дать на дом буклет: «Стань звездой финансовой грамотности» (приложение 2).
Вторник: Работа с детьми: Дидактическая игра «Кто что делает». Цель: закрепить представления детей об основных занятиях членов семьи (родители трудятся- зарабатывают деньги, младшие дети- посещают сад или школу, старшие дети учатся в институте или техникуме, бабушки и дедушки, отработав много лет, находятся на заслуженном отдыхе); Активировать словарь детей (зарплата, пенсия, стипендия, пособие); Чтение А. Романова «Чудеса в кошельке»; Мозговой штурм «Откуда берутся деньги». Действия педагога: ООД по финансовой грамотности в подготовительной группе «Что такое «семейный бюджет». Цель: Раскрыть понятие «Семейный бюджет». Познакомить с основными понятиями бюджета. Составить вместе с детьми схему «Доходы», акцентировав внимание на различных статьях доходов семейного бюджета: заработная плата родителей, социальные пособия, пенсия, стипендия, премия, проценты по вкладам в банке, доход от сдачи жилья в аренду, доход от реализации выращенного на огороде, доход от дополнительного заработка родителей, выигрыш в лотерею, денежный подарок, небольшая денежная находка и т.д. Заучивание и объяснение пословиц: Копеечка к копеечке – рубль набегает. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Денежки труд любят. Делано наспех – и сделано на смех. Деньги дело наживное. Приобрѐл вещь – умей обращаться с ней. Деньги лишними не бывают. Действия родителей: Предложить родителям составить совместно с детьми схему доходов семьи. Обратить внимание на творческий подход к выполнению задания. Посмотреть всей семьей мультфильм «Азбука денег тетушки Совы. Семейный бюджет» (серия № 3). Предложить родителям посетить вместе с ребёнком банк, по возможности сфотографировать ребёнка около банкомата. Фотографии отправить воспитателю
Среда: Работа с детьми: Сюжетно-ролевая игра «Магазин». Цель: математическое развитие- практиковать детей в умении совершать покупки в соответствии с имеющимися финансовыми средствами. Дидактическая игра «Купи подарки членам своей семьи». Цель: научить подбирать монеты и купюры разного достоинства, в сумме, составляющей цену подарка. Дидактическая игра «Собери потребительскую корзину» Цель: учить детей определять предметы первой необходимости, без которых прожить невозможно. Учить различать продукты первой необходимости, и продукты, без которых можно обойтись. Игра «Весы» Цель: учить детей различать продукты первой необходимости и необязательные, и даже вредные, продукты (на одну чашу весов кладутся картинки с продуктами первой необходимости, на другую – необязательные продукты). Рассматривание картинок, изображающих разные виды копилок. Действия педагога: Рассказ воспитателя «Деньги, товар, цена». Цель: дать представление о роли денег в нашей жизни. Рассказать, зачем нужны деньги и откуда они берутся. Рассказать, какие бывают товары (группировка товаров по назначению). Объяснить детям, за что, кроме товаров можно еще платить деньги (услуги, коммунальные платежи). Привлечь детей к изготовлению дидактической игры «В каком магазине это можно купить?» (дети сортируют картинки с товарами в соответствии с названием магазина). Составить вместе с детьми схему «Расходы в жизни человека» (обязательные расходы: оплата жилья, коммунальных услуг, плата за обучение или детский сад, оплата обязательных счетов, питание, лекарства, посещение курсов, кружков, спортивных клубов, одежда, транспорт, мобильная связь, Интернет, ведение домашнего хозяйства.; необязательные расходы: отдых, развлечения, кино, театры, прием гостей, подарки). Объяснить детям значение слова «экономия». Рассказать, как можно экономить деньги. Познакомить детей с понятием «Потребительская корзина». Объяснить, что есть продукты первой необходимости, и продукты, без которых можно обойтись, особенно, если они вредные. Объяснить, что сладости, чипсы, газированные напитки, снеки – это не продукты первой необходимости, поэтому необязательно покупать их каждый день. Решение проблемных ситуаций «Что важнее? (например, купить лекарство для больного или игрушки? Сливочное масло или конфеты? И т.д.) Действия родителей: Предложить родителям составить совместно с детьми схему расходов своей семьи. Обратить внимание на творческий подход к выполнению задания; Каждой семье дать памятку на дом «Полезные советы родителям по экономическому образованию»; Предложить родителям зайти вечером в магазин вместе с ребёнком и совершить покупки. Сфотографировать ребёнка в магазине и отправить фотографии воспитателю.
Четверг: Работа с детьми: Беседа -рассуждение: - «Как можно сэкономить деньги, чтобы получить желаемое», -«Зачем люди копят деньги? -«Что такое копилка и зачем она нужна? Как можно копить деньги?»; Просмотр мультфильма «Как мужик корову продавал»; Игра «Хочу и надо» Цель: учить детей определять, к какому понятию – «хочу» или «надо» – относится изображенный на картинке предмет; Игра «Весы» Цель: учить детей различать обязательные и необязательные расходы (на одну чашу весов кладутся картинки с обязательными расходами, на другую – с необязательными); Лепбук «Финансовая грамотность для детей». Действия педагога: Объяснить детям значение слова «потребности». Привести примеры, какие у человека бывают потребности. Дифференцировать потребности маленького ребенка, взрослого трудоспособного человека, старого человека; Решение проблемной ситуации «Хочу и надо» Цель: Познакомить детей с многообразием потребностей и ограниченными возможностями. Научить определять разницу между «хочу» и «надо»; Сходить с детьми на экскурсию в банк; Организовать просмотр фотографий, присланных родителями накануне. Предложить детям вспомнить, что они купили: что из купленного необходимость, а что нет. Действия родителей: Предложить родителям составить совместно с детьми перечень факторов, влияющих на экономию семейного бюджета. Изобразить схематически (стенгазета); Обратить внимание на творческий подход к выполнению задания.
Пятница: Работа с детьми: Сюжетно-ролевая игра «Банк» Цель: Познакомить детей с работой банка. Дать первоначальные знания о банке (банк принимает деньги на хранение, выдает деньги вкладчикам, предоставляет деньги в долг). Дать представление о том, что многие платежи осуществляются через банк; Акцентировать внимание на том, что банк тоже может помочь накопить на покупку. Для этого можно открыть денежный вклад, и пополнять его; в мобильном банке есть специальная услуга «Цель», которая поможет накопить деньги на желанную покупку; Мозговой штурм «Почему в каждой семье – разный бюджет? От чего это зависит?»; Кроссворды по финансовой грамотности. Действия педагога: Составление с детьми схемы «Как накопить на покупку мечты, или способы экономии денег в семье» Цель: развитие логического мышления детей, знакомство с общими способами экономного ведения хозяйства; Объяснить детям значение слова «экономия». Выяснить, кто такой экономный человек; Постановка проблемной ситуации: семья отправилась в магазин и потратила всю зарплату в один день на все желаемые товары. Что будете делать? Действия родителей: Проведение конкурса книжек-малышек «Как накопить на покупку мечты, или все о нашем семейном бюджете»; Презентация родителями созданных совместно с детьми книжек - малышек в рамках конкурса.
В ходе реализации проекта дети совместно с родителями должны ответить на вопросы: Каким образом в семье появляются деньги? Что означает слово бюджет? Что такое семейный бюджет? Какие виды доходов и расходов существуют в вашей семье? Зачем люди копят деньги? Что такое копилка и зачем она нужна? Как можно копить деньги? Как накопить на покупку мечты? Самое главное: в результате реализации проекта сформировать понимание того, что в каждой семье – разный бюджет, который зависит от многих факторов: состава семьи; уровня доходов членов семьи; различных потребностей членов семьи; различных статей расходов в каждой семье; умения рационально планировать семейный бюджет.
Фотоотчёт
Понедельник: Рисование «Покупка моей мечты»
Рассматривание картинок, с изображением различных кошельков (больших и маленьких)
Просмотр мультфильма «Три кота» (серия «Поход в магазин») Консультационный материал на тему «Что такое семейный бюджет и как грамотно его спланировать»
Вторник: Дидактическая игра «Кто, что делает» Просмотр мультфильма «Уроки Тётушки Совы»
Экскурсия в банки родителей с детьми
ООД по финансовой грамотности в подготовительной группе «Что такое «семейный бюджет»
Среда: Сюжетно – ролевая игра «Магазин»
Дидактическая игра «Собери потребительскую корзину»
В магазин с родителями
Четверг: Беседа -рассуждение: «Что такое копилка и зачем она нужна? Как можно копить деньги?»
Лепбук «Финансовая грамотность для детей»
Стенгазеты «Бюджет моей семьи»
Экскурсия в городское отделение «Сбербанка России»
Пятница: Сюжетно – ролевая игра «Банк»
Кроссворды по финансовой грамотности
Книжки – малышки «Моя мечта»
Моя мечта сбылась:
Приложение:
Приложение № 1 Анкета для родителей «Наш семейный бюджет» Уважаемые родители! Наш детский сад уделяет большое внимание вопросам финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста. Мы планируем организовать работу по ознакомлению детей с семейным бюджетом. И здесь нам никак не обойтись без вашей помощи. Хотелось бы заручиться в этом вопросе вашей поддержкой. А чтобы узнать, как обстоят дела в вашей семье по данной теме, просим ответить на несколько вопросов. 1.Как вы считаете, нужно ли знакомить детей с финансовой грамотностью в дошкольном возрасте? 2. На ваш взгляд, когда можно начинать знакомить ребенка с азами экономики? 3. Знакомите ли вы своего ребенка с бюджетом вашей семьи? 4. Если да, то в какой форме: - объясняем, откуда берутся деньги в семье; - объясняем, на что необходимо тратить деньги в первую очередь; - объясняем, почему нельзя всегда покупать то, что ребенку хочется; - вместе планируем с ребенком, что нужно купить; - иногда выслушиваем мнение ребенка о необходимости покупки какой-то вещи; - ребенок еще слишком мал для этого; - другое______________________________________________ 5. Объясняете ли вы своему ребенку на доступном для его понимания уровне, какую роль в жизни человека играют газ, электроэнергия, отопление, водоснабжения, канализация? 6. Объясняете ли вы ребенку правила экономного пользования газом, водой, электричеством? 7. Всегда ли сами экономите свет, тепло и воду? 8. Как вы считаете, можно ли в семье на чем-то экономить? 9. Если да, то назовите способы экономии семейного бюджета. 10. Как бы вы охарактеризовали свои доходы и расходы: - живем от зарплаты до зарплаты; - денег хватает на удовлетворение первичных потребностей, лишних денег нет; - не испытываем финансовых проблем; - можем позволить себе купить, все, что хочется, ни в чем себе не отказываем; - чтобы осуществить покупку мечты, приходится экономить и копить средства; - в семье есть кредит; - в семье имеется не один кредит. 11. Требуется ли вам помощь воспитателя в вопросах ознакомления детей с семейным бюджетом? 12. Какие правила рационального ведения семейного бюджета вы знаете? 13. Хотели бы вы сами научиться планировать свой семейный бюджет?
Приложение № 2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семейный бюджет
Задачи: - дать понятие о семейных доходах и расходах; семейном бюджете. - научить практически распределять сем...
Проект I детско - родительской практической конференции в старшей группе (5 -6 лет) Тема: «Шкатулка семейных ценностей»
Цель данного проекта показать детям на примере совместной деятельности с родителями в результате проведенной исследовательской работы, что семья является основой сохранения и поддержаниядуховной истор...
Выступление на родительском собрании "Гармонизация детско-родительских и семейных отношений"
Личность дошкольника формируется в семье. Родители, братья, сестры, бабушки, дедушки - самые близкие ребенку люди. От их взаимоотношений между собой, чувства привязанности и взаимоподдержки зависит бл...
Детско-родительский практикум "Я здоровым быть мечтаю"
Детско-родительское мероприятие,направленное на популяризацию ЗОЖ...
Проектирование и реализация инициатив педагога в рамках социокультурного проекта семейного клуба по гармонизации детско-родительских отношений "Родительские пятницы"
В соответствии с Концепцией дошкольного образования подход к сотрудничеству с родителями базируется на взаимосвязи семьи и ДОУ. Сущность данного подхода состоит в объединении усилий ДОУ...
Конспект занятия по финансовой грамотности «Семейный бюджет и покупки»
ООД направлена на формирование у детей старшего дошкольного возраста основ финансовой грамотности. Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в лю...
Паспорт проекта "Как накопить на покупку мечты, или всё о нашем семейном бюджете"
Паспорт проекта по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста...