Формирования предпосылок финансовой грамотности детей дошкольного возраста
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)
На сегодняшний день Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предъявляют строгие требования к развитию личности ребенка, методам развития, воспитания и образования.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Формирования предпосылок финансовой грамотности детей дошкольного возраста»
(из опыта работы)
На сегодняшний день Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предъявляют строгие требования к развитию личности ребенка, методам развития, воспитания и образования.
Сегодня современное общество нуждается в образованном, умном, экономически грамотном, общительном, успешном, экономически образованном человеке. Чтобы соответствовать требованиям современной жизни с раннего возраста, каждый ребенок должен приобрести необходимые знания и опыт. Развитие финансовой грамотности играет важную роль в развитии детей дошкольного возраста.
Как правило, дети участвуют в экономической жизни семьи с раннего возраста. То есть привыкать к рекламе, посещая магазины с родителями, просматривая фильмы, наблюдая за тем, как родители тратят деньги, как они оплачивают банковские счета. Все это формирует у ребенка первые мысли о финансовой грамотности. Большинство современных детей не знают цены деньгам, не ценят и не заботятся о своих вещах и игрушках, им нужны дорогие подарки. Даже если его не научить этому, ребенок невольно сталкивается с экономикой. Поэтому экономическое образование является основой взаимодействия детей с внешним миром.
Финансовая грамотность дошкольного возраста понимается как развитие бережливого, эффективного и рационального поведения ребенка в связи с простой операцией обмена, здоровой оценкой результатов труда (товаров или денег) и формированием благодарности ребенка. Правильное понимание этого для финансового мира поможет ему стать независимым и успешным человеком и принимать грамотные и взвешенные решения, которыми он сможет воспользоваться в будущем.
Финансовая грамотность включает в себя умение зарабатывать деньги, тратить деньги, экономить, думать и планировать.
Сейчас дети старшего дошкольного возраста выделяются такими основными характеристиками как: любознательность и пытливый ум, непоседливость, отсутствие концентрации, но в, то, же время огромный запас энергии. В этом возрасте самое время обучать детей основам экономической грамотности.
Цель: заложить основы финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Создать условия для формирования у ребенка базовых экономических знаний
- Научить понимать и ценить мир вещей вокруг (для работы людей)
- Помочь детям понять взаимосвязь между понятиями: "труд - продукт-деньги" и "стоимость продукта зависит от качества"
- Обучать детей языковым манерам, навыкам и культурным привычкам поведения в повседневной жизни
- Расширить круг представлений о мире, взаимоотношениях
- Сформировать правильное отношение к деньгам как к важной необходимости
Тем не менее, остается открытым вопрос о том, как привить финансовую грамотность детям, не перегружая их сложными терминами. Ответ прост. Самой эффективной и результативной формой работы является игра.
Мы используем дидактические игры. Дидактические игры включают в себя познавательный и образовательный контент. Это позволяет комплексно решать задачи формирования базы экономических знаний у старших дошкольников.
В дидактических играх проясняются и интегрируются мысли ребенка, терминология мира экономических явлений, приобретаются новые экономические знания, навыки и умения. Дошкольники учатся выполнять их для разных целей в разных условиях, выполняя множество действий. Это увеличивает силу и осознанность приобретения знаний.
В дидактических играх моделируются реальные ситуации. То есть покупка и продажа операций, производство и продажа готовой продукции и т.д. Сочетание развивающих игр и реальных занятий наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.
В своих работах мы используем такие игры:
И более подробно сейчас расскажем, которые мы изготовили сами.
- Домино "Русские деньги"
Цель: закрепить знания о названии и стоимости монеты, развить концентрацию внимания и память.
Задачи: развить внимание, память; продолжать воспитывать умение вместе играть, подчиняться правилам игры.
Материал: костяшки в виде карточек домино – 28 шт., на которых изображены русские купюры и монеты разного достоинства и в разном наборе.
Игровые правила: выигрывает тот, кто первым заканчивает подбор картинок, положит их по правилу: 1 руб. к 1 руб.; 2 руб. к 2 руб.; и т.д.
Игровые действия: правила игры – общие для домино.
- Все участвующие в игре получают по 6 фишек, остальные фишки находятся в «банке», лицевой стороной вниз. Если участников игры 4 или 5, то можно, увеличить количество раздаваемых фишек до 7.
- Игрок, у которого есть фишка с парными картинками, начинает ход первым. Остальные участники по очереди раскладывают свои фишки со схожими картинками.
- Если у кого-то из игроков нет фишки с похожей картинкой, то он берет фишки из банка. Если фишки закончились и в банке, этот игрок пропускает ход.
- Игрок, у которого раньше закончатся все фишки, становится победителем.
- «Четвертый лишний»
Цель: развивать мышление и внимание дошкольников: развивать умение детей классифицировать предметы по одному признаку.
Правила игры: рассмотри 4 картинки и назови какой предмет лишний; объясни свой выбор.
- "Давай положим это в корзину..."
Цель: интегрировать представления детей о продукте.
Задача: продолжать формировать представления детей о продукте, научитесь выбирать продукты в соответствии с вашими потребностями.
Правила игры: Карточки "Деньги" для детей. Положите карточку "товар" перед детьми. Дайте каждому игроку задание на покупку в магазине.
-Продукты для завтрака
- Подарки друзьям на день рождения
- Суповые продукты и т.д.
- "Что можно и чего нельзя купить за деньги?"
Цель: сформировать у ребенка представление о том, что не все продается и покупается, о главных ценностях (жизнь, мир, друзья, солнце, близкие люди и т.д.). Его нельзя купить за деньги.
Задача:
- сформировать представление об истинной ценности и богатстве человека.
- формировать экономические представления об экономическом развитии общества, торгово-денежных, нравственно-этических отношений и др.
- развивать логическое, экономическое мышление, наблюдательность, пополнять активный словарный запас, умение делать умозаключения.
- воспитание уважения к труду и людям труда, семье и семейным ценностям, природе и природных ресурсах.
Правила игры: Дайте ребенку 2 большие карточки с изображением кошелька и стола. Вам нужно заполнить форму с небольшой карточкой, описывающей варианты (что вы можете купить, а что нельзя покупать).
- «Денежная дорожка»
Цель игры: Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Учить с помощью педагогов и родителей принимать грамотные финансовые решения, планируя бюджет и сбережения семьи.
Задачи:
- развивать экономическое мышление, финансовое планирование, целеустремленность;
- закрепить основные понятия «деньги», «монета»;
- развивать устный счет;
- упражнять в размене денежных средств;
- развивать логическое мышление в процессе анализа и синтеза своих игровых действий.
Комплект для игры:
1. Игровое поле;
2. Человечки или фишки;
3. Кубик
Ход игры:
Количество участников от 2 до 4 человек. Также выбирается ведущий, у которого денежная касса и который проверяет правильность выполненных заданий, следит за ходом и соблюдением игроками правил игры. Игрок бросает кубик, передвигает свою фишку на выпавшее количество станций и выполняет то или иное задание в соответствии с правилами игры: при попадании игрока на красные цвета круги игрок возвращается назад и теряет из своего банка 1 монету, если попадает на синий цвет круга, то банк ему выдает 2 монеты. Побеждает тот игрок, кто первым придет к финишу с наименьшими финансовыми потерями.
Правила игры:
Игроки выбирают себе фишки или человечков, бросают игровой кубик и продвигаются по игровому полю вперед, выполняя ходы соответственно разметке:
- зеленый цвет круга - переход хода,
- желтый цвет круга - пропустить один ход,
- красный цвет круга - вернуться назад по стрелочки,
- синий цвет круга - пройти вперед по стрелочки.
Ведущий выдает игрокам на руки денежные монеты на сумму 10 рублей.
Спасибо за внимание и удачной игры!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование предпосылок финансовой грамотности детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности» (из опыта работы)
На сегодняшний день дети дошкольного возраста живут в иных экономических условиях. Их повсюду окружает реклама, а в их словарь включается все больше слов финансовой среды. Дети ран...
Формирование основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста.
Тема «Азбука денег» Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.Задачи: познакомить с понятием «деньги», «монета», &l...
Проект «Формирование предпосылок финансовой грамотности детей дошкольного возраста 4-5 лет»
Финансовая граммотность для детей 4-5 лет...
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Целью статьи является расширение основ для формирования финансово грамотного поведения детей старшего дошкольного возраста, как необходимого условия повышения уровня и качества жизни будущего гр...
Педагогический совет "Формирование предпосылок функциональной грамотности детей дошкольного возраста"
В современном, быстро меняющемся мире, в сфере воспитания детей приоритетной задачей является развитие высоконравственной личности, способной реализовать свой потенциал в условиях современного обществ...
Из опыта работы: «Формирование предпосылок финансовой грамотности детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности»
Из опыта работы: «Формирование предпосылок финансовой грамотности детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности»...
«ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ».
laquo;ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ».учитель - логопед ВАРЛАМОВА ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА...