Формирования предпосылок финансовой грамотности детей дошкольного возраста
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Мунирова Альбина Тагировна

   На сегодняшний день Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предъявляют строгие требования к развитию личности ребенка, методам развития, воспитания и образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирования предпосылок финансовой грамотности детей дошкольного возраста»

(из опыта работы)

На сегодняшний день Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предъявляют строгие требования к развитию личности ребенка, методам развития, воспитания и образования.

Сегодня современное общество нуждается в образованном, умном, экономически грамотном, общительном, успешном, экономически образованном человеке. Чтобы соответствовать требованиям современной жизни с раннего возраста, каждый ребенок должен приобрести необходимые знания и опыт. Развитие финансовой грамотности играет важную роль в развитии детей дошкольного возраста.

Как правило, дети участвуют в экономической жизни семьи с раннего возраста. То есть привыкать к рекламе, посещая магазины с родителями, просматривая фильмы, наблюдая за тем, как родители тратят деньги, как они оплачивают банковские счета. Все это формирует у ребенка первые мысли о финансовой грамотности. Большинство современных детей не знают цены деньгам, не ценят и не заботятся о своих вещах и игрушках, им нужны дорогие подарки. Даже если его не научить этому, ребенок невольно сталкивается с экономикой. Поэтому экономическое образование является основой взаимодействия детей с внешним миром.

Финансовая грамотность дошкольного возраста понимается как развитие бережливого, эффективного и рационального поведения ребенка в связи с простой операцией обмена, здоровой оценкой результатов труда (товаров или денег) и формированием благодарности ребенка. Правильное понимание этого для финансового мира поможет ему стать независимым и успешным человеком и принимать грамотные и взвешенные решения, которыми он сможет воспользоваться в будущем.

Финансовая грамотность включает в себя умение зарабатывать деньги, тратить деньги, экономить, думать и планировать.

Сейчас дети старшего дошкольного возраста выделяются такими основными характеристиками как: любознательность и пытливый ум, непоседливость, отсутствие концентрации, но в, то, же время огромный запас энергии. В этом возрасте самое время обучать детей основам экономической грамотности.

Цель: заложить основы финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

- Создать условия для формирования у ребенка базовых экономических знаний

- Научить  понимать и ценить мир вещей вокруг (для работы людей)

- Помочь детям понять взаимосвязь между понятиями: "труд - продукт-деньги" и "стоимость продукта зависит от качества"

- Обучать детей языковым манерам, навыкам и культурным привычкам поведения в повседневной жизни

- Расширить круг представлений о мире, взаимоотношениях

- Сформировать правильное отношение к деньгам как к важной необходимости

Тем не менее, остается открытым вопрос о том, как привить финансовую грамотность детям, не перегружая их сложными терминами. Ответ прост. Самой эффективной и результативной формой работы является игра.

Мы используем дидактические игры. Дидактические игры включают в себя познавательный и образовательный контент. Это позволяет комплексно решать задачи формирования базы экономических знаний у старших дошкольников.

В дидактических играх проясняются и интегрируются мысли ребенка, терминология мира экономических явлений, приобретаются новые экономические знания, навыки и умения. Дошкольники учатся выполнять их для разных целей в разных условиях, выполняя множество действий. Это увеличивает силу и осознанность приобретения знаний.

В дидактических играх моделируются реальные ситуации. То есть покупка и продажа операций, производство и продажа готовой продукции и т.д. Сочетание развивающих игр и реальных занятий наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.

В своих работах мы используем такие игры:

 И более подробно сейчас расскажем, которые мы изготовили сами.

  1. Домино "Русские деньги"

Цель: закрепить знания о названии и стоимости монеты, развить концентрацию внимания и память.

Задачи: развить внимание, память; продолжать воспитывать умение вместе играть, подчиняться правилам игры.

Материал: костяшки в виде карточек домино – 28 шт., на которых изображены русские купюры и монеты разного достоинства и в разном наборе.

 Игровые правила: выигрывает тот, кто первым заканчивает подбор картинок, положит их по правилу: 1 руб. к 1 руб.; 2 руб. к 2    руб.; и т.д.

Игровые действия: правила игры – общие для домино.

  1. Все участвующие в игре получают по 6 фишек, остальные фишки находятся в «банке», лицевой стороной вниз. Если участников игры 4 или 5, то можно, увеличить количество раздаваемых фишек до 7.
  2. Игрок, у которого есть фишка с парными картинками, начинает ход первым. Остальные участники по очереди раскладывают свои фишки со схожими картинками.
  3. Если у кого-то из игроков нет фишки с похожей картинкой, то он берет фишки из банка. Если фишки закончились и в банке, этот игрок пропускает ход.
  4. Игрок, у которого раньше закончатся все фишки, становится победителем.

  1. «Четвертый лишний»

Цель: развивать мышление и внимание дошкольников: развивать умение детей классифицировать предметы по одному признаку.

Правила игры: рассмотри 4 картинки и назови какой предмет лишний; объясни свой выбор.

  1. "Давай положим это в корзину..."

Цель: интегрировать представления детей о продукте.

Задача: продолжать формировать представления детей о продукте, научитесь выбирать продукты в соответствии с вашими потребностями.

Правила игры: Карточки "Деньги" для детей. Положите карточку "товар" перед детьми. Дайте каждому игроку задание на покупку в магазине.

 -Продукты для завтрака

- Подарки друзьям на день рождения

- Суповые продукты и т.д.

  1. "Что можно и чего нельзя купить за деньги?"

Цель: сформировать у ребенка представление о том, что не все продается и покупается, о главных ценностях (жизнь, мир, друзья, солнце, близкие люди и т.д.). Его нельзя купить за деньги.

Задача:

- сформировать представление об истинной ценности и богатстве человека.

- формировать экономические представления об экономическом развитии общества, торгово-денежных, нравственно-этических отношений и др.

- развивать логическое, экономическое мышление, наблюдательность, пополнять активный словарный запас, умение делать умозаключения.

- воспитание уважения к труду и людям труда, семье и семейным ценностям, природе и природных ресурсах.

 Правила игры: Дайте ребенку 2 большие карточки с изображением кошелька и стола. Вам нужно заполнить форму с небольшой карточкой, описывающей варианты (что вы можете купить, а что нельзя покупать).

  1. «Денежная дорожка»

Цель игры: Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Учить с помощью педагогов и родителей принимать грамотные финансовые решения, планируя бюджет и сбережения семьи.

Задачи:

-  развивать экономическое мышление, финансовое планирование, целеустремленность;

- закрепить основные понятия «деньги», «монета»;

- развивать устный счет;

 - упражнять в размене денежных средств;

- развивать логическое мышление в процессе анализа и синтеза своих игровых действий.

Комплект для игры:

1. Игровое поле;

2. Человечки или фишки;

3. Кубик

Ход игры:

Количество участников от 2 до 4 человек. Также выбирается ведущий, у которого денежная касса и который проверяет правильность выполненных заданий, следит за ходом и соблюдением игроками правил игры. Игрок бросает кубик, передвигает свою фишку на выпавшее количество станций и выполняет то или иное задание в соответствии с правилами игры: при попадании игрока на красные цвета круги игрок возвращается назад и теряет из своего банка 1 монету, если попадает на синий цвет круга, то банк ему выдает 2 монеты. Побеждает тот игрок, кто первым придет к финишу с наименьшими финансовыми потерями.

Правила игры:

Игроки выбирают себе фишки или человечков, бросают игровой кубик и продвигаются по игровому полю вперед, выполняя ходы соответственно разметке:

- зеленый цвет круга - переход хода,

- желтый цвет круга - пропустить один ход,

- красный цвет круга - вернуться назад по стрелочки,

- синий цвет круга - пройти вперед по стрелочки.

Ведущий выдает игрокам на руки денежные монеты на сумму 10 рублей.

Спасибо за внимание и удачной игры!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование предпосылок финансовой грамотности детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности» (из опыта работы)

   На сегодняшний день дети дошкольного возраста живут в иных экономических условиях. Их повсюду окружает реклама, а в их словарь включается все больше слов финансовой среды. Дети ран...

Формирование основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста.

Тема «Азбука денег» Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.Задачи: познакомить с понятием «деньги», «монета», &l...

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Целью статьи является расширение  основ для формирования финансово грамотного поведения детей старшего дошкольного возраста, как необходимого условия повышения уровня и качества жизни будущего гр...

Педагогический совет "Формирование предпосылок функциональной грамотности детей дошкольного возраста"

В современном, быстро меняющемся мире, в сфере воспитания детей приоритетной задачей является развитие высоконравственной личности, способной реализовать свой потенциал в условиях современного обществ...

Из опыта работы: «Формирование предпосылок финансовой грамотности детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности»

Из опыта работы: «Формирование предпосылок финансовой грамотности детей  дошкольного возраста посредством проектной деятельности»...

«ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ».

laquo;ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ».учитель - логопед  ВАРЛАМОВА ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА...