Проект "Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников"
проект по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Пономарева Татьяна Дмитриевна

Проект направлен на формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Актуальность

Одна из важнейших задач современного образования – формирование функционально грамотных людей. Одним из важных составляющих является заложение основ финансовой грамотности в старшем дошкольном возрасте. Финансовая грамотность- это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами.

Финансовая грамотность активно включается в систему образования. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем быстрее формируются полезные финансовые привычки, которые помогают избежать многих ошибок по мере взросления и приобретение финансовой самостоятельности, а так же заложить основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении всей жизни.

Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

        

Задачи:

  • Практическая задача: развивать у детей интерес к знаниям финансовой грамотности, формировать систему знаний о социально-экономических отношениях в обществе.
  • Образовательные задачи: ознакомить с сущностью основных финансово-экономических категорий.
  • Развивающие задачи: развивать познавательный интерес детей к вопросам финансовой грамотности и применению этих знаний на практике, развивать способность развернуть игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников; развивать речь, внимание, мыслительные операции, воспитывать любознательность в процессе познавательно-игровой деятельности.
  • Воспитательные задачи: воспитывать разумный подход к своим желаниям, сопоставление их с возможностями бюджета семьи, способствовать воспитанию нравственных качеств. Воспитывать социально-личностные качества и ценностные ориентиры, необходимые для рационального поведения в сфере экономики.

Ожидаемые результаты

Для детей:

  • приобретение новые знаний социально-экономического характера;
  • приобретение первичных навыков рационального распределения доходов семьи;
  • усвоение следующих вопросов: как сберегаются деньги, как научиться принимать правильные финансовые решения;
  • получение навыков ответственного отношения к финансовым обязательствам;
  • развитие внимания и воображения, способности искать и находить новые решения, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации;
  • применение практических советов в решении конкретных ситуаций;
  • развитие мышления через умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать, опровергать;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
  • повышение интереса к изучению окружающего мира.

Для родителей:

  • участие родителей в совместной продуктивной деятельности;
  • повышение педагогической культуры родителей в проблеме взаимодействия с детьми по экономическим вопросам.

Для педагогов:

  • повышение квалификации в вопросах формирования и развития финансовой грамотности у дошкольников;
  • повышение уровня взаимодействия в педагогическом коллективе.

Тип проекта: информационно - исследовательский, практико – ориентированный.

Участники проекта:

Воспитатели, родители воспитанников, воспитанники старших и подготовительных групп.

Срок реализации проекта: сентябрь 2021 - май 2023 года.

Методы и приемы:

- игровые (игры, театральные мини-постановки, игровые упражнения);

- словесные (беседы, рассуждения, чтение, рассказ взрослого, обсуждение);

- наглядные (наблюдение, просмотр фильмов, рассмотрение иллюстрации);

- практические (исследование, экспериментирование).

Формы взаимодействия с родителями воспитанников:

- консультации;

- тематические стенды и папки-передвижки;

- анкетирование, индивидуальные беседы;

- примеры из личного опыта родителей.

Тематический план

Дата

Занятие/

мероприятие

Содержание

занятия/мероприятия

Педагогические технологии

Старшая группа 5-6 лет

1.        Тема 1. «Окружающий мир как результат труда людей»

Сентябрь 2021

Труд – основа жизни

Трудиться означает что-то делать, созидать для себя, на благо своей семьи, близких людей, друзей, домашних питомцев и пр. Любой труд – это хорошо, сидеть без дела – это плохо.

Виды домашнего труда.

- беседа,

- игра-соревнование

«Мои домашние обязанности»,

- папка- передвижка «Наша семья трудится», - тематический стенд о труде,

- просмотр мультфильмов: Серия видео-мультфильмов «Уроки тетушки Совы»: «Азбука денег тетушки Совы»: «Работа и зарплата»

Октябрь 2021

Работать и зарабатывать

Работать означает трудиться за вознаграждение. Зарабатывать – получать вознаграждение за выполненную работу (также можно заработать наказание за провинность,

проступок и т.п.).

- беседа,

- фотовыставка «Трудиться полезно и почетно»

- чтение художественной литературы: Э.Успенского «Бизнес крокодила Гены»

Октябрь 2021

Все работы

хороши, выбирай на вкус

Знакомство с

профессиями в контуре опережающей профориентации дошкольников.

Продукты труда: товары и услуги.

Продукты труда используются человеком для себя или для продажи (товар).

- игра: «Что создается трудом»,

- викторина «Угадай профессию»,

- загадки «Все профессии важны, все профессии нужны»,

- чтение художественной литературы: А. Романова «Чудеса в кошельке»

Ноябрь 2021

Творческое занятие

Разбираемся, что будет, если люди перестанут работать и трудиться

- Читаем, обсуждаем, разгадываем загадки,

представляем, рисуем

Ноябрь 2021

Мини-спектакль

«В волшебном лесу»

Закрепляем понятия: трудиться, работать и

зарабатывать.

- мини- спектакль

Декабрь 2021

Труд во благо

Закрепление материала.

- Диагностика знаний и умений детей

Тема 2. «Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны?»

Январь 2022

Как придумали деньги

Деньги – мера оценки труда (вознаграждение за проделанную работу), универсальное средство обмена

(инструмент обмена товаров и услуг).

- беседы: «Что такое деньги и какими они бывают?»,

- просмотр видеоролика «Схема изготовления денег»,

- разгадываем загадки,

- чтение художественной литературы: А. Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино»,

- просмотр мультфильмов: Серия видео-мультфильмов «Уроки тетушки Совы»: «Азбука денег тетушки Совы»: «Что такое деньги?»; «Умение экономить»

Январь 2022

Какие бывают деньги, как они выглядят и откуда берутся

Виды денег (монеты, банкноты). Изготовление денег: печать, чеканка.

- беседа «Откуда берутся деньги и на что тратятся?»,

- исследование,

- чтение,

- игра «Нарисуем деньги для нашей группы»,

- тематический стенд

«Какие деньги были и какими стали»

Февраль 2022

Как деньги попадают к нам в

дом. Трудовая денежка всегда крепка

Труд и доходы. Вознаграждение за честный

труд, заработная плата родителей, пенсия дедушек и бабушек.

Считай деньги в своем кармане, а не в чужом.

- беседа «Как «растут» деньги?»,

- игра «Как потопаешь, так и полопаешь»,

- сказка «Трудовые

деньги»,

- инсценировка сказки «Муха-Цокотуха»

- Рассказ «Отец и сын»

Февраль 2022

Образовательный веб-квест

«Путешествие с Гномом Экономом»

Закрепляем понятия «деньги»,

«труд», «доходы», «расходы».

- квест

«Путешествие с Гномом по Денежному городу»

- Просмотр мультфильмов: «Азбука финансовой грамотности со Смешариками»

Февраль 2022

Откуда берутся деньги и зачем они нужны?

Закрепление материала.

- Диагностика знаний и умений детей,

- Рассматривание валюты (купюры, монеты)

Тема 3. «Покупаем, продаем и обмениваем»

Март 2022

Потребности и желания

Домашнее хозяйство, главные потребности человека, желания и капризы.

Соотносим потребности, желания и возможности.

- Беседа «Как правильно тратить деньги?»,

- Исследование: что необходимо человеку для жизни,

- игра

«Выбираем самое важное»,

- ситуационные задачки,

- рассказ «Про

капризного Артема», обсуждение

Март 2022

Мини-спектакль

«История про заек Мазаек»

Различаем разницу между желаниями и потребностями. Учимся задавать себе вопрос и оценивать: действительно ли мне нужна та или иная вещь,

игрушка и пр., есть ли возможность - это купить.

- мини- спектакль,

Март 2022

Где покупают и продают разные товары?

Торговые предприятия: магазины, киоски, ларьки, базары, рынки, ярмарки.

- беседа «Откуда берутся товары в магазине»,

- игра «Где что купить?», обсуждение, - тематический стенд, папка-передвижка «Мы

идем за покупками»

Апрель 2022

Наша мастерская

Изготавливаются товары для ярмарки: рисуем, клеим, вырезаем, лепим и пр.

- Творческо-трудовая

деятельность

Апрель 2022

Стоимость и цена товара

Разбираем цепочку товар- стоимость-цена. Определяем стоимость товара (сделанных поделок: затраченные материалы, наше время и наш труд) и формируем цену.

- игра «Сколько это стоит?»,

- беседа «Как складывается стоимость товара»

Апрель 2022

НОД «Реклама вокруг нас: хорошо или плохо?»

Формируем правильное отношение к рекламе, используя наблюдения, рассказы детей, организуя продуктивную деятельность

- сюжетно ролевая игра (работа в подгруппах),

- рекламируем собственные поделки, книжки для чтения в

группе, игрушки для мини-спектаклей

Май 2022

Выгодно – невыгодно

Волшебные правила для покупателя и продавца, обмен, подарок, реклама.

- ситуационные задачи, игра «Выбираем: дорого-дешево, выгодно-невыгодно»,

- сказка «Что за

птица?» – обмен, сказка

«Как старик корову продавал», «Что может реклама» – обсуждение

Май 2022

Русская ярмарка

Ярмарка и ее атрибуты: шуты и скоморохи, зазывалы, конкурсы и балаганы, шарманка, Петрушка, купцы, ремесленники, торговцы, торговые соглашения.

Используем деньги нашей группы, придуманные ранее.

- обсуждение, игра- праздник «Русская ярмарка»: покупаем и продаем свои поделки, торгуемся, обмениваемся, заключаем торговые соглашения, веселимся. Конкурс проектов

«Этой ярмарки краски»

Май 2022

Сюжетно- ролевая игра

«Торговый Центр»

Закрепление материала. Праздник в рамках «Финансовой недели».

- диагностика знаний и умений детей

Подготовительная к школе группа 6-7 лет.

Тема 4. «Тратим разумно, сберегаем и экономим»

Сентябрь 2022

Тратим разумно, экономим

Деньги зарабатываются трудом, и поэтому тратить их необходимо только с пользой, относиться к ним бережливо.

Бережливый человек всегда богаче.

Воспитываем бережное отношение к труду и деньгам.

- беседа «Как правильно тратить деньги?»,

- игра «Деньги получил

- ерунды накупил»,

- викторина «Разумные траты сказочных героев»,

- игра «Открываем бутербродную»

Сентябрь 2022

Мини-спектакль

«Лисенок Рыжик»

В процессе постановки дети уясняют, что тратить можно мудро, с пользой для себя, а можно тратить понапрасну, без толку, бессмысленно.

Навык бережливости, грамотного расходования

вырабатывается с детства.

-   мини- спектакль

Октябрь 2022

Копим и сберегаем

Уясняем: зачем надо копить и сберегать, как можно копить, копить непросто, но полезно, ответственно и важно.

- беседа «Как накопить на любимую игрушку»,

-  Ситуационные задачки,

- папка-передвижка «Мы копим», обсуждения,

- игра «Копим и

сберегаем»

Октябрь 2022

Мини-спектакль

«Копилка»

Закрепляем понятия

«откладывать», «копить»,

«сберегать». Обыкновенная копилка поможет понять, как важно прилагать усилия к тому, чтобы обрести желаемую вещь, научит экономить и даст

возможность распоряжаться личными деньгами.

- мини- спектакль

- просмотр мультфильмов: Серия видео-мультфильмов «Уроки тетушки Совы»: «Умение экономить», «Семейный бюджет», «Карманные деньги», «Потребности и возможности»

Ноябрь 2022

Творческое занятие «Наша мастерская»

Развиваем у детей потребность радовать близких добрыми делами, экономить, беречь свои вещи.

- дети

занимаются посильным ремонтом игрушек, в том числе принесенных из дома,

- Делают поделки и экономят материал: бумагу,

краски и пр.

Ноябрь 2022

Мини-спектакль

«День рождения»

Узнаем, что о подарках надо думать заранее, подарки надо

подбирать или мастерить

- мини- спектакль

Ноябрь 2022

Экскурсия в магазин

«Детский мир»

Учимся сопоставлять цену товара с имеющимися наличными деньгами, производить операции купли- продажи. Этому предшествует беседа с детьми о правилах поведения в общественных

местах

- беседа «Что такое стоимость товара?»,

- игра «Покупаем подарки на день рождения»

Декабрь 2022

Досуг «Сберегем и экономим»

Закрепление материала. Бережливость, экономия, разумное отношение к расходам (поделиться своими сбережениями, порой абсолютно

бескорыстно)

- диагностика знаний и умений детей

- сюжетно-ролевые игры: «Научим Незнайку делать покупки»

Тема 5. «Учимся занимать и отдавать долги»

Январь 2023

Занимаем и одалживаем

Знакомимся с понятиями

«одалживать», «занимать». Занять – взять что-то взаймы на

время, одолжить – дать что-то взаймы на время

- беседа «Как правильно тратить деньги?»,

- игра «Занять и одолжить»,

- чтение художественной литературы: «Лисичка со скалочкой»,

- папка- передвижка «Занимаем и одалживаем».

Январь 2023

Долги

Знакомимся с рассказом Валентины Осеевой «Долг» и русской поговоркой «долги к земле придавили». Выясняем, что долг может быть не только

денежным, невыполненные обещания – это тоже долг

- беседа «Что такое долг?»,

- чтение, обсуждение, читаем рассказ «Долг», - обсуждаем рассказ и русскую поговорку

Февраль 2023

Заплатить долг скорее, так будет веселее

Осознаем, что если взял что-то в долг на время, обязан вовремя вернуть (возвратить)

- обсуждаем русские пословицы:

«Умей взять, умей и отдать!»

«В долг брать легко, а отдавать тяжело»,

- просмотр мультфильмов: «Азбука финансовой грамотности со Смешариками».

Февраль 2023

Мини-спектакль

«Долг»

Закрепляем понятия:

«занимать», «одалживать»,

«долг», «должник»

- мини- спектакль

- сюжетно-ролевые игры: «День зарплаты»

Февраль 2023

Досуг «Долг и ответственность»

Закрепление материала. Воспитываем ответственность: если не уверен – лучше не обещать и не занимать. Долг –

это серьезное обязательство.

- диагностика знаний и умений детей

Тема 6. «Учимся планировать»

Март 2023

Все по плану

Знакомим с понятием «план». Объясняем важность составления планов.

Закладываем основы планирования.

Начинаем с планирования своего дня.

Учимся организовывать свое время. Учимся решать несложные экономические задачи.

Например: игровое задание – рассчитай сумму покупки в первом и во втором магазине,

определи, в каком из магазинов выгоднее совершать покупки

- игра «План на следующий день», папка-передвижка «Мы планируем»,

- беседа,

- сюжетно-ролевые игры: «Ярмарка», «Рынок»

Март 2023

НОД «Творим добро»

Понятие «потребности человека», закрепить названия основных потребностей и что к ним относится, уточнить, от чего зависят потребности человека, продолжать учить

решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы,

активизировать словарь

- сюжетно-ролевые игры: «Супермаркет»,

Апрель 2023

Сделал дело – гуляй смело

Учимся подводить итоги всего, что планировали и делали, анализировать поступки, искать эффективные решения, думать

сообща.

- Игра «Сделал дело – гуляй смело»,

- исследование,

- ситуационные задачки

Апрель 2023

Мини-спектакль

«План лисенка Рыжика»

Закрепляем понятия: цель, план, планировать.

- мини- спектакль,

- Сюжетно-ролевые: «Семья и семейный бюджет», «В банке»,

Апрель 2023

Досуг «Наш план!»

Закрепление материала. Воспитываем желание и умение ставить перед собой цели,

строить планы, действовать по плану и достигать цели.

- Диагностика знаний и умений детей

Тема 7. «Что такое богатство?»

Май 2023

Наше богатство

Выясняем, что не все продается и покупается, что главные ценности (жизнь, мир, друзья, солнце, близкие люди и пр.) за деньги не купишь. Формируем представление об истинных ценностях и богатстве человека.

- Беседа «Богатство», ситуационные задачи, игра «Что нельзя купить?»,

- читаем и обсуждаем рассказ

«Как Валюша бабушке сон покупала».

- Читаем и обсуждаем сказки

«Бедные богатые», «Ум и богатство»,

- Просмотр мультфильмов: «Простоквашино. Клад»

Май 2023

Щедрость и жадность

Разбираемся, что такое корысть, жадность и почему это плохо.

Обсуждаем такое качество человека, как щедрость, изображаем при помощи

художественных приемов.

- Читаем и обсуждаем рассказ В. Сухомлинского «Жадный мальчик», обсуждаем поговорки, пословицы,

Май 2023

Бережливость

Осознаем, что бережливый человек всегда умеет трудиться, мастерить своими руками и радоваться от того, что сделал что-то самостоятельно.

Бережливость, трудолюбие, благородство, честность – качества человека с

правильным отношением к деньгам.

- мини- спектакль «Секрет белочки»,

- Просмотр мультфильмов: С. Михалков «Как старик корову продавал»,

- Сюжетно-ролевые: «Семья и семейный бюджет»

Май 2023

Сюжетно- ролевая игра «Магазин»

Праздник в рамках

«Финансовой недели». Закрепление материала.

- Диагностика знаний и умений детей

Список литературы:

  1. Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Для детей 5–7 лет.», А.Д. Шатова, Ю.А. Аксенова, И.Л. Кириллов, В.Е. Давыдова, И.С. Мищенко
  2. «Методические рекомендации по формированию основ финансовой грамотности», http://www.minobr.orb.ru/upload/medialibrary/c61/mei_r_fg_do.pdf

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников"

Экономическое воспитание дошкольников не только приближает ребенка к реальной жизни, обучая его ориентироваться в происходящем, но и формирует деловые качества личности.  Оно должно быть направле...

Педагогический проект по формированию основ финансовой грамотности у старших дошкольников «Финансовая наука»

В нашем мире ребёнок встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнаёт, что такое: «моё», «твоё», «наше», «обмен», «деньги», ...

Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников в условиях игровой деятельности

Педагогический опыт. Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников в условиях игровой деятельности...

Педагогический проект «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников »

Новизна данного педагогического проекта заключается в отработке методических приемов по формированию финансовой грамотности со старшими дошкольниками....

конспект НОД по формированию основ финансовой грамотности у старших дошкольников "

содействовать финансовому просвещению и воспитанию детей старшего дошкольного возраста, создать необходимую мотивацию для повышения их финансовой грамотности....