Проект "Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников"
проект по основам финансовой грамотности (старшая группа)
Проект направлен на формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_formirovaniya_finansovoy_gramotnosti_starshih_doshkolnikov.docx | 728.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальность
Одна из важнейших задач современного образования – формирование функционально грамотных людей. Одним из важных составляющих является заложение основ финансовой грамотности в старшем дошкольном возрасте. Финансовая грамотность- это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами.
Финансовая грамотность активно включается в систему образования. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем быстрее формируются полезные финансовые привычки, которые помогают избежать многих ошибок по мере взросления и приобретение финансовой самостоятельности, а так же заложить основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении всей жизни.
Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Практическая задача: развивать у детей интерес к знаниям финансовой грамотности, формировать систему знаний о социально-экономических отношениях в обществе.
- Образовательные задачи: ознакомить с сущностью основных финансово-экономических категорий.
- Развивающие задачи: развивать познавательный интерес детей к вопросам финансовой грамотности и применению этих знаний на практике, развивать способность развернуть игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников; развивать речь, внимание, мыслительные операции, воспитывать любознательность в процессе познавательно-игровой деятельности.
- Воспитательные задачи: воспитывать разумный подход к своим желаниям, сопоставление их с возможностями бюджета семьи, способствовать воспитанию нравственных качеств. Воспитывать социально-личностные качества и ценностные ориентиры, необходимые для рационального поведения в сфере экономики.
Ожидаемые результаты
Для детей:
- приобретение новые знаний социально-экономического характера;
- приобретение первичных навыков рационального распределения доходов семьи;
- усвоение следующих вопросов: как сберегаются деньги, как научиться принимать правильные финансовые решения;
- получение навыков ответственного отношения к финансовым обязательствам;
- развитие внимания и воображения, способности искать и находить новые решения, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации;
- применение практических советов в решении конкретных ситуаций;
- развитие мышления через умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать, опровергать;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
- повышение интереса к изучению окружающего мира.
Для родителей:
- участие родителей в совместной продуктивной деятельности;
- повышение педагогической культуры родителей в проблеме взаимодействия с детьми по экономическим вопросам.
Для педагогов:
- повышение квалификации в вопросах формирования и развития финансовой грамотности у дошкольников;
- повышение уровня взаимодействия в педагогическом коллективе.
Тип проекта: информационно - исследовательский, практико – ориентированный.
Участники проекта:
Воспитатели, родители воспитанников, воспитанники старших и подготовительных групп.
Срок реализации проекта: сентябрь 2021 - май 2023 года.
Методы и приемы:
- игровые (игры, театральные мини-постановки, игровые упражнения);
- словесные (беседы, рассуждения, чтение, рассказ взрослого, обсуждение);
- наглядные (наблюдение, просмотр фильмов, рассмотрение иллюстрации);
- практические (исследование, экспериментирование).
Формы взаимодействия с родителями воспитанников:
- консультации;
- тематические стенды и папки-передвижки;
- анкетирование, индивидуальные беседы;
- примеры из личного опыта родителей.
Тематический план
Дата | Занятие/ мероприятие | Содержание занятия/мероприятия | Педагогические технологии |
Старшая группа 5-6 лет 1. Тема 1. «Окружающий мир как результат труда людей» | |||
Сентябрь 2021 | Труд – основа жизни | Трудиться означает что-то делать, созидать для себя, на благо своей семьи, близких людей, друзей, домашних питомцев и пр. Любой труд – это хорошо, сидеть без дела – это плохо. Виды домашнего труда. | - беседа, - игра-соревнование «Мои домашние обязанности», - папка- передвижка «Наша семья трудится», - тематический стенд о труде, - просмотр мультфильмов: Серия видео-мультфильмов «Уроки тетушки Совы»: «Азбука денег тетушки Совы»: «Работа и зарплата» |
Октябрь 2021 | Работать и зарабатывать | Работать означает трудиться за вознаграждение. Зарабатывать – получать вознаграждение за выполненную работу (также можно заработать наказание за провинность, проступок и т.п.). | - беседа, - фотовыставка «Трудиться полезно и почетно» - чтение художественной литературы: Э.Успенского «Бизнес крокодила Гены» |
Октябрь 2021 | Все работы хороши, выбирай на вкус | Знакомство с профессиями в контуре опережающей профориентации дошкольников. Продукты труда: товары и услуги. Продукты труда используются человеком для себя или для продажи (товар). | - игра: «Что создается трудом», - викторина «Угадай профессию», - загадки «Все профессии важны, все профессии нужны», - чтение художественной литературы: А. Романова «Чудеса в кошельке» |
Ноябрь 2021 | Творческое занятие | Разбираемся, что будет, если люди перестанут работать и трудиться | - Читаем, обсуждаем, разгадываем загадки, представляем, рисуем | |
Ноябрь 2021 | Мини-спектакль «В волшебном лесу» | Закрепляем понятия: трудиться, работать и зарабатывать. | - мини- спектакль | |
Декабрь 2021 | Труд во благо | Закрепление материала. | - Диагностика знаний и умений детей | |
Тема 2. «Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны?» | ||||
Январь 2022 | Как придумали деньги | Деньги – мера оценки труда (вознаграждение за проделанную работу), универсальное средство обмена (инструмент обмена товаров и услуг). | - беседы: «Что такое деньги и какими они бывают?», - просмотр видеоролика «Схема изготовления денег», - разгадываем загадки, - чтение художественной литературы: А. Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино», - просмотр мультфильмов: Серия видео-мультфильмов «Уроки тетушки Совы»: «Азбука денег тетушки Совы»: «Что такое деньги?»; «Умение экономить» | |
Январь 2022 | Какие бывают деньги, как они выглядят и откуда берутся | Виды денег (монеты, банкноты). Изготовление денег: печать, чеканка. | - беседа «Откуда берутся деньги и на что тратятся?», - исследование, - чтение, - игра «Нарисуем деньги для нашей группы», - тематический стенд «Какие деньги были и какими стали» | |
Февраль 2022 | Как деньги попадают к нам в дом. Трудовая денежка всегда крепка | Труд и доходы. Вознаграждение за честный труд, заработная плата родителей, пенсия дедушек и бабушек. Считай деньги в своем кармане, а не в чужом. | - беседа «Как «растут» деньги?», - игра «Как потопаешь, так и полопаешь», - сказка «Трудовые деньги», - инсценировка сказки «Муха-Цокотуха» - Рассказ «Отец и сын» |
Февраль 2022 | Образовательный веб-квест «Путешествие с Гномом Экономом» | Закрепляем понятия «деньги», «труд», «доходы», «расходы». | - квест «Путешествие с Гномом по Денежному городу» - Просмотр мультфильмов: «Азбука финансовой грамотности со Смешариками» |
Февраль 2022 | Откуда берутся деньги и зачем они нужны? | Закрепление материала. | - Диагностика знаний и умений детей, - Рассматривание валюты (купюры, монеты) |
Тема 3. «Покупаем, продаем и обмениваем» | |||
Март 2022 | Потребности и желания | Домашнее хозяйство, главные потребности человека, желания и капризы. Соотносим потребности, желания и возможности. | - Беседа «Как правильно тратить деньги?», - Исследование: что необходимо человеку для жизни, - игра «Выбираем самое важное», - ситуационные задачки, - рассказ «Про капризного Артема», обсуждение |
Март 2022 | Мини-спектакль «История про заек Мазаек» | Различаем разницу между желаниями и потребностями. Учимся задавать себе вопрос и оценивать: действительно ли мне нужна та или иная вещь, игрушка и пр., есть ли возможность - это купить. | - мини- спектакль, |
Март 2022 | Где покупают и продают разные товары? | Торговые предприятия: магазины, киоски, ларьки, базары, рынки, ярмарки. | - беседа «Откуда берутся товары в магазине», - игра «Где что купить?», обсуждение, - тематический стенд, папка-передвижка «Мы идем за покупками» |
Апрель 2022 | Наша мастерская | Изготавливаются товары для ярмарки: рисуем, клеим, вырезаем, лепим и пр. | - Творческо-трудовая деятельность |
Апрель 2022 | Стоимость и цена товара | Разбираем цепочку товар- стоимость-цена. Определяем стоимость товара (сделанных поделок: затраченные материалы, наше время и наш труд) и формируем цену. | - игра «Сколько это стоит?», - беседа «Как складывается стоимость товара» |
Апрель 2022 | НОД «Реклама вокруг нас: хорошо или плохо?» | Формируем правильное отношение к рекламе, используя наблюдения, рассказы детей, организуя продуктивную деятельность | - сюжетно ролевая игра (работа в подгруппах), - рекламируем собственные поделки, книжки для чтения в группе, игрушки для мини-спектаклей |
Май 2022 | Выгодно – невыгодно | Волшебные правила для покупателя и продавца, обмен, подарок, реклама. | - ситуационные задачи, игра «Выбираем: дорого-дешево, выгодно-невыгодно», - сказка «Что за птица?» – обмен, сказка «Как старик корову продавал», «Что может реклама» – обсуждение |
Май 2022 | Русская ярмарка | Ярмарка и ее атрибуты: шуты и скоморохи, зазывалы, конкурсы и балаганы, шарманка, Петрушка, купцы, ремесленники, торговцы, торговые соглашения. Используем деньги нашей группы, придуманные ранее. | - обсуждение, игра- праздник «Русская ярмарка»: покупаем и продаем свои поделки, торгуемся, обмениваемся, заключаем торговые соглашения, веселимся. Конкурс проектов «Этой ярмарки краски» |
Май 2022 | Сюжетно- ролевая игра «Торговый Центр» | Закрепление материала. Праздник в рамках «Финансовой недели». | - диагностика знаний и умений детей |
Подготовительная к школе группа 6-7 лет. Тема 4. «Тратим разумно, сберегаем и экономим» | |||
Сентябрь 2022 | Тратим разумно, экономим | Деньги зарабатываются трудом, и поэтому тратить их необходимо только с пользой, относиться к ним бережливо. Бережливый человек всегда богаче. Воспитываем бережное отношение к труду и деньгам. | - беседа «Как правильно тратить деньги?», - игра «Деньги получил - ерунды накупил», - викторина «Разумные траты сказочных героев», - игра «Открываем бутербродную» |
Сентябрь 2022 | Мини-спектакль «Лисенок Рыжик» | В процессе постановки дети уясняют, что тратить можно мудро, с пользой для себя, а можно тратить понапрасну, без толку, бессмысленно. Навык бережливости, грамотного расходования вырабатывается с детства. | - мини- спектакль |
Октябрь 2022 | Копим и сберегаем | Уясняем: зачем надо копить и сберегать, как можно копить, копить непросто, но полезно, ответственно и важно. | - беседа «Как накопить на любимую игрушку», - Ситуационные задачки, - папка-передвижка «Мы копим», обсуждения, - игра «Копим и сберегаем» |
Октябрь 2022 | Мини-спектакль «Копилка» | Закрепляем понятия «откладывать», «копить», «сберегать». Обыкновенная копилка поможет понять, как важно прилагать усилия к тому, чтобы обрести желаемую вещь, научит экономить и даст возможность распоряжаться личными деньгами. | - мини- спектакль - просмотр мультфильмов: Серия видео-мультфильмов «Уроки тетушки Совы»: «Умение экономить», «Семейный бюджет», «Карманные деньги», «Потребности и возможности» |
Ноябрь 2022 | Творческое занятие «Наша мастерская» | Развиваем у детей потребность радовать близких добрыми делами, экономить, беречь свои вещи. | - дети занимаются посильным ремонтом игрушек, в том числе принесенных из дома, - Делают поделки и экономят материал: бумагу, краски и пр. |
Ноябрь 2022 | Мини-спектакль «День рождения» | Узнаем, что о подарках надо думать заранее, подарки надо подбирать или мастерить | - мини- спектакль |
Ноябрь 2022 | Экскурсия в магазин «Детский мир» | Учимся сопоставлять цену товара с имеющимися наличными деньгами, производить операции купли- продажи. Этому предшествует беседа с детьми о правилах поведения в общественных местах | - беседа «Что такое стоимость товара?», - игра «Покупаем подарки на день рождения» |
Декабрь 2022 | Досуг «Сберегем и экономим» | Закрепление материала. Бережливость, экономия, разумное отношение к расходам (поделиться своими сбережениями, порой абсолютно бескорыстно) | - диагностика знаний и умений детей - сюжетно-ролевые игры: «Научим Незнайку делать покупки» |
Тема 5. «Учимся занимать и отдавать долги» | |||
Январь 2023 | Занимаем и одалживаем | Знакомимся с понятиями «одалживать», «занимать». Занять – взять что-то взаймы на время, одолжить – дать что-то взаймы на время | - беседа «Как правильно тратить деньги?», - игра «Занять и одолжить», - чтение художественной литературы: «Лисичка со скалочкой», - папка- передвижка «Занимаем и одалживаем». |
Январь 2023 | Долги | Знакомимся с рассказом Валентины Осеевой «Долг» и русской поговоркой «долги к земле придавили». Выясняем, что долг может быть не только денежным, невыполненные обещания – это тоже долг | - беседа «Что такое долг?», - чтение, обсуждение, читаем рассказ «Долг», - обсуждаем рассказ и русскую поговорку |
Февраль 2023 | Заплатить долг скорее, так будет веселее | Осознаем, что если взял что-то в долг на время, обязан вовремя вернуть (возвратить) | - обсуждаем русские пословицы: «Умей взять, умей и отдать!» «В долг брать легко, а отдавать тяжело», - просмотр мультфильмов: «Азбука финансовой грамотности со Смешариками». |
Февраль 2023 | Мини-спектакль «Долг» | Закрепляем понятия: «занимать», «одалживать», «долг», «должник» | - мини- спектакль - сюжетно-ролевые игры: «День зарплаты» |
Февраль 2023 | Досуг «Долг и ответственность» | Закрепление материала. Воспитываем ответственность: если не уверен – лучше не обещать и не занимать. Долг – это серьезное обязательство. | - диагностика знаний и умений детей |
Тема 6. «Учимся планировать» | |||
Март 2023 | Все по плану | Знакомим с понятием «план». Объясняем важность составления планов. Закладываем основы планирования. Начинаем с планирования своего дня. Учимся организовывать свое время. Учимся решать несложные экономические задачи. Например: игровое задание – рассчитай сумму покупки в первом и во втором магазине, определи, в каком из магазинов выгоднее совершать покупки | - игра «План на следующий день», папка-передвижка «Мы планируем», - беседа, - сюжетно-ролевые игры: «Ярмарка», «Рынок» |
Март 2023 | НОД «Творим добро» | Понятие «потребности человека», закрепить названия основных потребностей и что к ним относится, уточнить, от чего зависят потребности человека, продолжать учить решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы, активизировать словарь | - сюжетно-ролевые игры: «Супермаркет», |
Апрель 2023 | Сделал дело – гуляй смело | Учимся подводить итоги всего, что планировали и делали, анализировать поступки, искать эффективные решения, думать сообща. | - Игра «Сделал дело – гуляй смело», - исследование, - ситуационные задачки | |
Апрель 2023 | Мини-спектакль «План лисенка Рыжика» | Закрепляем понятия: цель, план, планировать. | - мини- спектакль, - Сюжетно-ролевые: «Семья и семейный бюджет», «В банке», | |
Апрель 2023 | Досуг «Наш план!» | Закрепление материала. Воспитываем желание и умение ставить перед собой цели, строить планы, действовать по плану и достигать цели. | - Диагностика знаний и умений детей | |
Тема 7. «Что такое богатство?» | ||||
Май 2023 | Наше богатство | Выясняем, что не все продается и покупается, что главные ценности (жизнь, мир, друзья, солнце, близкие люди и пр.) за деньги не купишь. Формируем представление об истинных ценностях и богатстве человека. | - Беседа «Богатство», ситуационные задачи, игра «Что нельзя купить?», - читаем и обсуждаем рассказ «Как Валюша бабушке сон покупала». - Читаем и обсуждаем сказки «Бедные богатые», «Ум и богатство», - Просмотр мультфильмов: «Простоквашино. Клад» | |
Май 2023 | Щедрость и жадность | Разбираемся, что такое корысть, жадность и почему это плохо. Обсуждаем такое качество человека, как щедрость, изображаем при помощи художественных приемов. | - Читаем и обсуждаем рассказ В. Сухомлинского «Жадный мальчик», обсуждаем поговорки, пословицы, | |
Май 2023 | Бережливость | Осознаем, что бережливый человек всегда умеет трудиться, мастерить своими руками и радоваться от того, что сделал что-то самостоятельно. Бережливость, трудолюбие, благородство, честность – качества человека с правильным отношением к деньгам. | - мини- спектакль «Секрет белочки», - Просмотр мультфильмов: С. Михалков «Как старик корову продавал», - Сюжетно-ролевые: «Семья и семейный бюджет» |
Май 2023 | Сюжетно- ролевая игра «Магазин» | Праздник в рамках «Финансовой недели». Закрепление материала. | - Диагностика знаний и умений детей |
Список литературы:
- Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Для детей 5–7 лет.», А.Д. Шатова, Ю.А. Аксенова, И.Л. Кириллов, В.Е. Давыдова, И.С. Мищенко
- «Методические рекомендации по формированию основ финансовой грамотности», http://www.minobr.orb.ru/upload/medialibrary/c61/mei_r_fg_do.pdf
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников"
Экономическое воспитание дошкольников не только приближает ребенка к реальной жизни, обучая его ориентироваться в происходящем, но и формирует деловые качества личности. Оно должно быть направле...
Проект "Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников"
Проектная деятельность...
Проект "Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников"
Проект по финансовой грамотности...
Педагогический проект по формированию основ финансовой грамотности у старших дошкольников «Финансовая наука»
В нашем мире ребёнок встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнаёт, что такое: «моё», «твоё», «наше», «обмен», «деньги», ...
Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников в условиях игровой деятельности
Педагогический опыт. Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников в условиях игровой деятельности...
Педагогический проект «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников »
Новизна данного педагогического проекта заключается в отработке методических приемов по формированию финансовой грамотности со старшими дошкольниками....
конспект НОД по формированию основ финансовой грамотности у старших дошкольников "
содействовать финансовому просвещению и воспитанию детей старшего дошкольного возраста, создать необходимую мотивацию для повышения их финансовой грамотности....